Опубликованные материалы

Активизация функциональной грамотности на уроках биологии

16-01-2025

Грачева Ксения Андреевна

Учитель биологии, химии МОУ " СОШ № 3"

В нашем современном быстро меняющемся мире, где знания и информация становятся доступными как никогда прежде, одним из самых важных навыков, которым должен овладеть каждый обучающийся, является умение учиться. Умение учиться — это не только ключ к успешному обучению, но и основа для адаптации школьников к новым вызовам.
Функциональная грамотность является основой успешной самореализации каждого человека в обществе. Я считаю, что биология как учебный предмет предоставляет широкие возможности для формирования функциональной грамотности учащихся, поскольку позволяет им приобрести навыки и знания, необходимые для решения задач, связанных с изучением окружающей среды, здоровья человека и его взаимодействия с природой.
Так на уроках биологии стараюсь развивать читательскую грамотность, учу учащихся анализировать и интерпретировать научные тексты, делать выводы и формулировать собственные идеи. Для этого использую тексты, описывающие биологические процессы или явления. Предлагаю своим воспитанникам составить вопросы по тексту для проверки понимания материала, написание эссе или доклад на основе прочитанного.
Часто напоминаю обучающимся, что знания в области математики и биологии позволяет нам описывать и анализировать количественные характеристики биологических процессов при решении задач на расчет процентного содержания веществ, определение скорости протекания реакций, расчет численности популяций и т.д.
Большое внимание на уроках биологии уделяю и естественно-научной грамотности. Так при решении ситуационных задач, основанных на реальных жизненных ситуациях, применяем биологические знания в вопросах правильного питания, сохранения здоровья. А проведение экспериментов и исследований, направленных на изучение различных биологических процессов и явлений помогает созданию проектов, связанных с решением актуальных проблем в области биологии.
Всегда напоминаю школьникам, что биология может помочь не только учащимся, но и родителям понять основы экономики и финансов, особенно в области охраны здоровья и экологии, анализа затрат и выгод от различных видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды.
На уроках биологии учащиеся интересуются и глобальными проблемами, такими как изменение климата, устойчивость экосистем и биоразнообразие, поэтому моя главная задача помочь им понять роль биологии в решении этих проблем. Обсуждаем с ребятами роль биологии в борьбе с глобальными проблемами, такими как например использование биотехнологий для очистки воды и воздуха, переработки и утилизации мусора..
На своих уроках для развития креативного мышления предлагаю школьникам поразмыслить над решением таких актуальных проблем как создание новых методов лечения заболеваний, разработкой экологически безопасных технологий. Использую в своей педагогической деятельности и ролевые игры, в которых ученики могут примерить на себя роли ученых, экологов, врачей и т. п., и решать различные проблемы, связанные с их профессиональной деятельностью.
Функциональная грамотность на уроках биологии играет важную роль в формировании у учащихся знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Она помогает учащимся понимать и применять знания в реальных жизненных ситуациях, а также развивает критическое мышление и способность решать возникшие проблемы. Таким образом, уроки биологии предоставляют широкие возможности для активизации функциональной грамотности учащихся.

Поиск