Опубликованные материалы

Принцип работы с сенсорной алалией

14-11-2024

Юданова Виктория Александровна

учитель начальных классов МАОУ "СОШ" п. Шимск

У ребенка нарушено понимание обращенной речи, и поэтому не развивается собственная. Здесь другая симптоматика и другой темп восстановления, потому что это более тяжелое нарушение. Биологически слух у таких детей сохранен, но нарушена обработка акустических сигналов, поступающих в мозг. Например, у нас слово «стол» ассоциируется с соответствующим зрительным образом. А у детей с сенсорной алалией не происходит наложение акустического сигнала и смысла слова. Это не значит, что ребенок с сенсорной алалией не научится узнавать слова родного языка на слух. Но ему потребуется гораздо больше усилий.
Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей
Принципы работы с детьми с сенсорной алалией:
– принцип ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ – с ребенком работают индивидуально (ребенок+ мама с логопедом использующие одни и те же слова и приемы). Работа в группе невозможна. Отталкиваемся от того, что ребенку уже интересно и известно. Учитываем прошлый коррекционный опыт ребенка.
– принцип ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ – вознаграждения эмоциями, похвалой. Появляется связь в голове ребенка: «Я сделал. Мама сказала, что я молодец. Хочу еще».
– Использование сохранных анализаторов. Мы в коррекции используем все, что может помочь ребенку в коррекционной работе (работа через зрительное восприятие, через тактильное и т.д)
– Эвристический метод. Метод, при котором ребенок сам ищет ответ. Работает с детьми с СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ.
– Онтогенетический принцип – речь ребенка имеет свое индивидуальное последовательное развитие. Проходим все этапы речевого развития отталкиваясь не от возраста ребенка, а от его РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (с которым ребенок пришел).
Методы работы:
«Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции.
После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Логопед четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. Затем ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
«Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия логопеда, сопровождающего действия текстом), а впоследствии им предлагается выполнять команды в разбивку.
Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания логопеда и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — логопед произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).

Поиск