Опубликованные материалы

Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности дополнительного образования.

10-12-2024

Зорова Анастасия Сергеевна

Педагог дополнительного образования

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
На современном этапе развития системы образования в целом, можно отметить, что до недавнего времени образовательные учреждения уделяли основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учили принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостояло решению стратегических задач образования.
Но, комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъекты позволяет решить данную проблему.
Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса в том числе, в дополнительном образовании. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, педагоги пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы или в учреждениях дополнительного образования.
Всё это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности и недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.
Детское краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:
- приоритет воспитательных задач;
- возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
- интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
- самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
- реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
- внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
- практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.
Всё это требует особого подхода к организации учебно -познавательной деятельности учащихся, методике организации образовательной деятельности в учреждениях образования каждого региона.
Главная цель организации детского (школьного) краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Об этом говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где одной из базовых национальных ценностей декларируется патриотизм (- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству).
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у детей стремление знать свой край;
- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ);
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);
- способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.
Учреждения дополнительного образования могут реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений.
Роль краеведческой работы в общей системе образования и в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования позволяет рассматривать краеведческую работу как систему.
Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения.
Содержание, организационные формы и методы краеведения определяются целями и задачами воспитания и развития, требованиями образовательных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Краеведческая работа, как система, в образовательной деятельности проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общеобразовательного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.
Общим, например, для географического и природоведческого краеведения является изучение природных условий родного края. Природоведческое краеведение основное внимание уделяет изучению жизни растений и животных, выяснению взаимосвязей между растительным и животным миром, взаимоотношений между условиями обитания и сообществами организмов, между условиями природной среды и культивируемыми растениями. Оно даёт возможность учащимся глубже изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и технологию сельскохозяйственного производства. А географическое краеведение при изучении природы родного края главное внимание уделяет изучению отдельных элементов природы той или иной территории (рельефа, геологического строения, микроклимата, почв, растительного покрова, животного мира), установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью человека. Объектами географического краеведения являются также вопросы географии населения и населенных пунктов, хозяйственной деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни и т. д. В этом отношении географическое краеведение имеет много общего с историческим и литературным краеведением.
Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.
Каждое из направлений краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом в школе или кружковым объединением в дополнительном образовании. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляет собой самостоятельную систему краеведческой работы с детьми.
Как любая система, краеведение в дополнительном образовании представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов краеведения — это его задачи, и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы её проведения, планирования и руководства.
Краеведение, как система в образовательной деятельности, обусловлено общими целями и задачами воспитания и развития учащихся.
Основными задачами краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом и практикой будут являться: всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края; использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.
Составными частями краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.
Так, например, чем богаче жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем больше возможностей у педагога в осуществлении краеведческого подхода в процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников жизненным и познавательным опытом и знаниями о природно-экономических условиях родного края значительную роль играет внеклассное краеведение.

Поиск