Опубликованные материалы

07-10-2024

Цаплина Ольга Витальевна

 

 Воспитатель,МБДОУ «Детский сад №18»,г.Арзамас

Возрастные особенности ребенка 3 - 4 лет.

Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности.

В этом возрасте ваш ребенок:

Выражает желание делать всё по-своему. Это необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые отношения.

Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам. Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем перечить другому.

Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов.

Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки.

Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.

Заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия.

10-09-2023

Наталья Васильевна Кабанова

 

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"

Аннотация. В статье представлены результаты использования видеоресурсов на циклах повышения квалификации в сфере последипломного образования для специалистов здравоохранения при формировании профессиональной компетентности. Показана огромная роль визуализации при приобретении навыков выполнения медицинских манипуляций, как на занятиях, которые проводит преподаватель, так и при дистанционном обучении.
Ключевые слова: видеоресурс, видеофильм, видеопрезентация, андрагогика, последипломное образование

Актуальность темы: Для формирования жизненной, профессиональной компетентности образовательный процесс в любой возрастной категории требует от обучающего использование различных методов обучения с воздействием на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный.
Цель исследования: Показать огромное значение использования активных методов обучения при формировании профессиональной компетентности, приобретении, отработки практических навыков специалистов здравоохранения на циклах специализации, усовершенствования и тематического усовершенствования.
Современные тенденции развития здравоохранения способствуют внедрению новых медицинских технологий, современных методов диагностики, инновационных подходов в качественном проведении лечебно-диагностического процесса, способствующие обеспечению качественной медицинской помощи. Данные тенденции касаются всех специалистов здравоохранения при повышении своего профессионального уровня на циклах специализации, усовершенствования, тематического усовершенствования в сфере последипломного образования. Ведь поистине прав Эрик Хоффер, сказавший: «Человек, который живёт старыми знаниями, хорошо подготовлен к жизни в мире, которого уже нет, не существует». Стремительный технический прогресс, космическая скорость времени обязывает всех неустанно учиться, в том числе и специалистов здравоохранения, ради обеспечения качества медицинской помощи на всех уровнях её оказания, ради улучшения качества жизни каждого человека в отдельности, и общества в целом. Приобретая новые знания, специалисты должны умело ими воспользоваться в практической деятельности при выполнении своих функциональных обязанностей на рабочих местах. Напутствие в виде заповеди потомкам Вождём революции В.И. Лениным, учиться, учиться, учиться…, как никогда актуальна и очень необходима. Для внедрения новых технологий в медицинской практике, современных методов диагностики, инновационных подходов в качественном проведении лечебно-диагностического процесса действительно нужны знания. Поэтому в период серьёзных, глобальных, коренных изменений, будущее наследуют те, которые постоянно учатся. И это действительно так, ради процветания Отечества, очень нужно. Последипломное образование ставит своей ведущей, основной целью ознакомление с последними достижениями в медицинской науке и практике, и изучение актуальных вопросов в регионе.
В английской пословице говорится: «Расскажи мне и я забуду; покажи мне и я запомню; вовлеки меня и я пойму: т.е.смогу самостоятельно воспроизвести действие, приобрету навык». Этим подходом должны руководствоваться все педагоги при обучении всех возрастных категорий и в андрагогике, в том числе.
Обучаемых надо учить тому и так, что будет способствовать повышению их профессионального уровня, т.е. квалификации и пригодится в практической деятельности для решения проблем медицинского характера.
Для достижения более высокого уровня успехов и эффективного обучения, при проведении учебного процесса, всё чаще и чаше пользуются активными методами обучения, такими как: интерактивное, проблемное, контекстное, симуляционное и др.
Использование в учебном процессе инновационных технологий в андрагогике является необходимостью для повышения профессиональной компетентности медицинских специалистов. Стремительно развиваются и внедряются для использования информационно-коммуникационные технологии во всех сферах производственной деятельности, в том числе и в образовательном процессе. Использование цифровых видеоресурсов является результатом применения их в практической деятельности педагога.
В системе последипломного медицинского профессионального образования визуализация обучения играет большую роль. К видеоресурсам относятся традиционные средства обучения: видеопрезентации, учебный фильм, интерактивное видео. При этом используются готовые материалы с Интернет-контентов, если они подходят по тематике содержания учебной программы. Так, на циклах по неотложным состояниям, хирургии преподавателем произведён интернет-поиск видеофильмов по темам содержания учебной программы, которые используются при проведении занятий с разбором ситуаций, обсуждением и формированием выводов и заключений, что способствует формированию профессиональной компетентности.
Данные видеоресуры отвечают методическим требованиям освоения предмета, рассчитаны на слушателей с разным уровнем подготовки, их использование помогает повысить уровень усвоения знаний и сформированности при выполнении многих медицинских манипуляций и рентгенологического исследования пациентов, в том числе.
Учебные видеоресурсы целесообразно использовать при реализации дистанционного обучения, что позволит слушателям самостоятельно работать с предложенным материалом.

Список литературы:

1. Базанов С.В., Использование обучающих видеофильмов при подготовке спасателей по сердечно-легочной реанимации / Шарабанова И.Ю. Международный журнал эксперементального образования. – М., 2016. - 6: 24.
2. Безрукова Н.П. Теория и практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе: дисс. докт. пед. наук: 13.00.02. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2006; 336.

28-10-2024

Моисеенко вера Владимировна

 

 учитель физики

В заключение, работа с детьми с ОВЗ на уроках физики требует особых подходов и творческого мышления учителя. Однако, когда педагог имеет соответствующую подготовку и использует индивидуальные стратегии обучения, дети с ОВЗ смогут получить знания и навыки в области физики в полной мере. Это поможет им развиваться и успешно взаимодействовать с окружающим миром, открывая им новые возможности и перспективы для будущего.

28-10-2024

Варнакова Наталья Викторовна

 

 мастер производственного обучения ГАПОУ СО "Саратовский политехнический колледж"

Уже много лет, я неизменно следую своему жизненному принципу - «Мы должны развивать способность видеть в других не то, какие они в настоящее время, а то, кем могут стать.».
Сущность наставничества, по моему мнению, заключается в процессе обучения на рабочем месте.
И оно начинается мною с создания программы (индивидуального плана сопровождения), следуя которой молодой специалист, должен стать профессионалом.
Прежде всего, я выявляю и оцениваю начальную профессиональную компетенцию, а также помогаю в адаптации в коллективе, в педагогической деятельности. Здесь проявляются все личностные особенности молодого специалиста, такие как: темперамент, характер, ценностные ориентации.
Затем начинается период ознакомления «вновь прибывшего специалиста», с педагогическим характером деятельности: посещение практических занятий, проведение внеурочных мероприятий, а также открытых уроков.
На основании этого, я делаю вывод о стиле его педагогической деятельности, а также выявлю проблемы и обязательно даю необходимые рекомендации.
Наибольшее внимание уделяем урокам - совместно анализируем проведенные молодым педагогом уроки, даю методические рекомендации по правильности составления поурочного планирования и умения достичь цели поставленной на уроке: как правильно начать урок, разумно распределить время по этапам, какие средства обучения будут эффективны на данном уроке.
По мере адаптации анализ уроков показывает, что молодой педагог достиг достаточного уровня методической и теоретической подготовки, может организовать учебную деятельность учащихся, использует современные педагогические технологии, с обучающимися удается установить доброжелательные деловые взаимоотношения.
Нам вместе предстоит пройти этот нелегкий путь. Закончу свое выступление словами Антона Макаренко: «Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения,…сберегайте правила, традиции.».

20-05-2024

Анищенкова Альбина Владимировна

 

 Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»

Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.

В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю : поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т. д.)

Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.

Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т. п.).

Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.

Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.

Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания.

Воспитатель обязан :

1). Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях, содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;

2). Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;

3). Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей.

4).знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь ре- пертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;

5). Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.

Во 2-ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной.

При пении а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей. Упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними;

б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).

Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.

При совершенствовании разучивания песни на 2-ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5-ом занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление.

При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого.

В процессе музыкально-ритмических движений воспитатель :

а) в играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.

б) В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего её совершенствования.

То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет). В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля.

В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.

В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В 3-ей части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах, так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.

Музыкальный руководитель обязан : Проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методическими приёмами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада; проводить групповые (2-4чел.) и индивидуальные консультации, на которых воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, намечают содержание индивидуальной работы с детьми.

20-03-2024

Юлия Петровна Ватуева

 

 МОБУ СОШ "ЦО"Кудрово", г.Кудрово, Ленинградская область

Использование метода визуальной поддержки с обучающимися РАС

Визуальная поддержка — это использование зрительных стимулов (картинок, надписей, пиктограмм и т.п.) для улучшения восприятия, запоминания и понимания информации
Визуальная поддержка для детей с РАС — способ предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
В качестве визуальной поддержки мы используем фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки. Исследования показали очень высокую эффективность визуальной поддержки при расстройствах аутистического спектра.
Визуальной способ предъявления информации:
— помогает концентрировать и удерживать внимание;
— предоставляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро ее понять;
— поясняет вербальную информацию;
— дает возможность объяснять ребенку абстрактные понятия, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения;
— помогает при смене занятий или местоположения.
В работе с детьми с РАС зрительная поддержка помогает как педагогам, так и специалистам:
— тратить меньше времени на повторение требований и инструкций;
— снижать необходимую для ребенка степень помощи;
— быть более последовательным в процессе обучения и использовании языка для вербальных инструкций;
— заранее планировать изменения или облегчать их принятие детьми с РАС.
Можно выделить несколько видов визуальной поддержки: расписание дня, расписание занятия, планшет «Сначала-Потом», визуальные подсказки, социальные истории, визуальные схемы, визуальные правила и инструкции. Наглядный материал, использующийся при разработке визуальной поддержки, представляет собой: фотографии, линейные рисунки, компьютерные изображения, картинки из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и короткие письменные тексты.
Используемый наглядный материал выбирается в соответствии с интеллектуальным развитием ребенка и особенностями его восприятия.

Визуальное расписание — система, использование которой позволяет ребенку четко выделить последовательность происходящих событий. Структура данной системы предполагает гибкость и возможность внесения изменений под влиянием различных факторов. На зрительном расписании можно наглядно отобразить действия в различные промежутки времени: часть дня, весь день. Различают следующие типы расписаний: функциональный объект, презентация объекта, изображение, фото, слово, фраза. Расписание для каждого ребенка с РАС разрабатывается индивидуально. Детей необходимо обучать использованию визуального расписания, а затем его применять постоянно.
Использование визуального расписания помогает: развивать гибкость, увеличивать независимость в разных ситуациях, помогает генерализации навыков, обеспечивает предсказуемость, и, следовательно, помогает детям с РАС справляться с тревогой.
Планшет «Сначала-Потом» -простейшее расписание, состоящее из двух граф с подписями «сначала» и «потом», под которыми располагаются два события: действие, которое необходимо выполнить сначала, и поощрение, которое можно получить после выполнения действия.
Визуальные подсказки показывают шаги или дают указания на то, что ребенок будет делать в рамках определенного занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки позволяет ребенку видеть следующие шаги выполнения конкретной деятельности или действий. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, чистки зубов, посещения туалета.
Визуальное структурирование — организация окружающих предметов таким образом, что ребенок понимает, чего вы ожидаете от него в данном месте.
Основные компоненты визуальной структуры:
— Визуальная организация показывает то, как пространство и материалы ограничены, организованы или расположены в определенных местах (например, в контейнерах).
— Визуальная четкость привлекает внимание к важной информации (выделение цветом, ярлыки, подчеркивание).
— Визуальные инструкции подсказывают, с чего начать, последовательность действий и шагов по выполнению.
Социальные истории — короткие рассказы, представляющие наглядно и в позитивной форме способы коммуникации и социального взаимодействия, а также опосредованно, через рассказы, обучающие поведенческим навыкам. Применение социальных историй помогает проявлению и закреплению желательного поведения, улучшению навыков социального взаимодействия (например, делиться, соблюдать очередность), развитию коммуникативных навыков (например, просить того, что хочешь, говорить о чувствах). Социальные истории могут представлять собой индивидуально написанные истории с использованием наглядности, с изображениями или реальными фотографиями, где описывается ситуация и правильные способы действий в этой ситуации.
Жетонные системы —  системы подкрепления награждением жетонами, которые в последствии можно обменять на вещи, предметы или привилегии.
Таким образом, визуальная поддержка как элемент организованной среды для обучающихся имеющих расстройства аутистического спектра, активно применяется всеми специалистами сопровождения, и помогает развитию детей, поддерживает их уверенность в себе и более быструю социальную адаптацию.

Литература
Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – 2018.
Загуменная О. В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – 2017.
Как использовать визуальную поддержку при аутизме. Рекомендации родителям детей с РАС по применению визуальной поддержки. –Источник: https://www.autismspeaks.org/

27-10-2024

Рамиль Марсович Нигматуллин

 

 МБОУДО "Дом детства и юношества"

25 октября 2024 года для школьников четырех стран России, Беларуси, Таджикистана и Приднестровья прошел очный этап Международной научно-практической конференции детей и молодежи «Мы Памяти верны». Конференция посвящалась 80-летию операции «Багратион», 80-летию Ясско-Кишиневской наступательной операции», 34-й годовщине образования Приднестровской Молдавской Республики. Финалисты защищали свои работы в онлайн-режиме в 5 секциях: «Наш Герои», «История Помнит», «История Приднестровья», «Дети и война», «Живые Памятники».

Конференция проходила в рамках работы Международного социально-образовательного проекта «Великая Победа объединяет народы» (руководитель: Иванов Игорь Михайлович).

Организаторами конференции выступили:
― Оргкомитет Международного социально-образовательного проекта «Великая Победа объединяет народы».
― Республиканская Общественная Организация «Белая Русь» Республика Беларусь.
― Официальное представительство «Министерство иностранных дел» Приднестровской Молдавской Республики в Российской Федерации.
― Общественное объединение «Объединение участников боевых действий «Боевые братья» г. Бендеры Приднестровская Молдавская Республика.
― Краснодарская краевая Общественная Организация «Ассоциация ветеранов силовых структур «МЕГАПИР» г. Краснодар Российская Федерация.
― МБУК «Новоалександровский РДК» г. Новоалександровск Ставропольский край РФ.
― МБУК «Новоалександровский районный историко-краеведческий музей» г. Новоалександровск Ставропольский край РФ.
― Инновационная культурно-образовательная воспитательная площадка «Дружба народов – будущее мира» школьного военно-патриотического музея «Молодая гвардия» МБОУ «Таканышская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

Заочный этап конференции проходил с 15 сентября по 15 октября, во время которой были представлены 96 работ, из которых жюри на финальный этап отобрал 17.

Во время проведения очного этапа конференции, участники конференции во время выступлений демонстрировали подготовленные презентации и видеоролики.

В конференции Республику Татарстан представляли учащиеся Таканышской общеобразовательной школы Мамадышского района, активисты инновационной площадки «Дружба народов». Все работы были признаны достойными награды, но по решению компетентного жюри одна из работ заняла 2 место.

Открыл конференцию генерал-майор Долонин Николай Александрович г. Краснодар, Россия.

Слова напутствия для детей сказала кандидат юридических наук, доцент, заместитель Главы Официального представительства Приднестровья в России, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Приднестровья Городецкая Елена Анатольевна (Приднестровская Молдавская Республика).

От Республики Беларусь выступил методист центра социальной, воспитательной и идеологической работы государственного учреждения образования «Академия образования», соискатель лаборатории воспитания личности Академии Пилипенко Михаил Николаевич.

В состав жури вошли педагоги из стран-участниц конференции:
Леоненко Светлана Владимировна – председатель Заводской районной организации г. Минска РОО «Белая Русь» Республика Беларусь;
Викторенко Галина Петровна – учитель высшей категории, Звездный городок, Россия;
Нигматулин Рамиль Марсович – руководитель музея «Молодая гвардия» Таканышской средней общеобразовательной школы, руководитель инновационной площадки МСОП «Великая Победа объединяет народы», Республика Татарстан, Россия.
Иванов Игорь Михайлович – руководитель Международного социально-образовательного проекта «Великая Победа объединяет народы», директор МБУК «Новоалександровский районный историко-краеведческий музей» г. Новоалександровск, Россия.

По итогам конференции все участники награждаются Дипломами Лауреатов, а победители – Дипломами I II III степени.

Информационная поддержка конференции осуществлялась официальными сайтами и группами в социальных сетях организаторов, а также новостным периодическим иллюстрированным социально-образовательным изданием «Мир и Дружба» Международного социально-образовательного проекта «Великая Победа объединяет народы».

Руководители участников научно-практической конференции отметили высокую степень организации, поблагодарили организаторов за возможность выступить на таком важном с точки зрения патриотического и культурно-нравственного воспитания подрастающего поколения мероприятии.

27-01-2022

Светлана Григорьевна Попцова

 

 Старший воспитатель МКДОУ детский сад "Родничок" п.Суна Кировская область, Сунский район, пгт Суна

Мастер-класс для воспитателей
«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью речевых игр»

Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование речевых игр.
Задачи.
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Ход:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас. И чтобы сразу включиться в работу, предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие закончилось, можно начать.

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях.
В речевой игре ребенок использует приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!
(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель берет волшебную палочку)
Я словно сказочная фея
Волшебной палочкой взмахну
И, вы, нисколько не робея
Помчитесь в детскую страну!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Нам скорее помоги
Нас в детей, ты, преврати!
Быстро собираемся,
В поездку отправляемся!
Паровоз вас ждет,
В страну Развития речи повезет!
1. Игра «Звуковые шапочки».
(игра для автоматизации звуков Ш, Ж)
Цели:
— четкое изолированное произношение звуков;
— развитие навыков звукового анализа;
— обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;
— различение речевых и неречевых звуков;
— совершенствование зрительно-моторной координации.
Ход игры
В игре принимают участие двое детей. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки.
По инструкции воспитателя: «Солнышко поднимается, гусь и жук просыпаются», ребята двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «жжж»… и шипение гуся: «шшш»… По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например, жук «ле-тит и жужжит». Останавливаясь на цветочке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа». Гусь « идет и шипит». Останавливаясь на листочке с буквой «О», он произносит слог «шо».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут составлены все возможные слоги.

2. Игра «Жадный кот».
(игра на дифференциацию звуков Ш –Ж)
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в предложении.
Ход игры
Выбирается водящий. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жад-ный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5 раз слова «тише» и «ближе».
Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

3. Игра «Составь предложение».
Цель: учить детей правильно склонять существительные (винительный, предложный, творительный падежи).
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры
Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, воспитатель говорит: « Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» Ребёнок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос фразой: «Вова взял с собой санки» или «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Оля стала есть суп ложкой». «Дедушка и Митя собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «Дедушка и Митя клали яблоки в корзинку». Свой ответ ребёнок сопровождает показом соответствующей картинки.

4. Игра «В гостях у Винни - Пуха»
Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса.
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод, грибов, плакат формата А3, в центре которого пирог, конфеты, банка варенья, мороженое, пастила и т.п. Детям пяти лет даются предметы мужского и женского рода в единственном числе, для более старших добавляются предметы среднего рода и множественного числа.
Ход игры
Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки:
— Что приготовил Винни — Пух для гостей?
— Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и т.д. ).
— Какая начинка у пирога? (малиновая, вишневая, грибная.)
— Какие конфеты купил Вини – Пух? (шоколадные, сливочные, лимонные.)

5. Игра «Забавные превращения»
Назвать в кого превращается человек, если окажется:
- на переходе улицы (пешеход, в магазине (покупатель, за рулем (водитель, в походе (турист, на стадионе (болельщик, в кинотеатре (зритель).


6. "Волшебная цепочка" или «Ассоциации»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Мёд - пчела - цветок - лето - море - кит и т. д.
А сейчас давайте составим новую словесную цепочку. Повар

7. «Телефон»
Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.
Загадка:
Поверчу волшебный круг —
И меня услышит друг.
Что это? (Телефон.)
Приглашает два человека. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора.
1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.
2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
4. Вас обидели, а друг вас утешает.
5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

8. "Сказочные антонимы".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить какое-либо название , а дети должны будут угадать истинное название - антоним, истинное название Сказки.
Примеры заданий:
• "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
• "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
• "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
• "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
• "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
• "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
• "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
• "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
• "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик").

10-04-2024

Татьяна Геннадиевна Белушкина

 

 Учитель начальных классов

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас умения логически мыслить. Логика, как способность мыслить и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес-задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине. [34,30]
Л. Ю. Огерчук дает следующее определение: «Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями, или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности». [16,18] [24,23] Она считает, что суть развития логического мышления заключается в овладении всей системой операций по обработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета операций по выявлению этой информации, ее сопоставлению и соотнесению с действиями.
К началу младшего школьного возраста умственное развитие ребенка достигает довольно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли долгий путь развития. Различные когнитивные процессы, обеспечивающие разнообразную деятельность ребенка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему, каждый из которых связан со всеми остальными. Эта связь не остается неизменной на протяжении всего детства: в разные периоды один из процессов приобретает ведущее значение для общего психического развития. [9,53]
Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление оказывает большое влияние на развитие всех психических процессов.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс основан на восприятии, представлении или концепции, существует три основных типа мышления:
1. Предметно- действенное (наглядно- действенное).
2. Наглядно- образное.
3. Абстрактное (словесно- логическое).
Предметно - действенное мышление - это мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление - это мышление, основанное на восприятии или представлении (типично для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление позволяет решать задачи в непосредственно заданном наглядном поле. Далее происходит переход к словесно-логическому мышлению - это мышление понятиями, лишенными прямой ясности, присущей восприятию и представлению. Содержание этого мышления — это понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и взаимосвязь между ними. Оно задается содержанием ведущей учебной деятельности. [33,329]
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно в младшем школьном возрасте. В начале этого возрастного периода доминирует наглядно-образное мышление, поэтому, если в течение первых двух лет обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такой деятельности уменьшается. По мере того как обучающийся осваивает учебную деятельность и осваивает основы научных знаний, ученик постепенно привязывается к системе научных понятий, его умственные операции становятся все менее и менее связанными с конкретными практическими действиями или визуальной поддержкой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на визуальные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и взаимосвязи. Во время обучения дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать "в уме" и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребенка развивается логически правильное мышление: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. [9,253]
Младшие школьники, в результате учебы в школе, когда необходимо регулярно и в обязательном порядке выполнять задачи, учатся контролировать свое мышление, думать, когда это необходимо.
Во многом формированию такого произвольного, контролируемого мышления способствуют задачи учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. [33,329]
При общении в начальной школе у детей развивается сознательное критическое мышление. Это связано с тем, что на занятиях обсуждаются методы решения задач, рассматриваются различные решения, учитель постоянно просит учащихся обосновать, рассказать, доказать правильность своего суждения. Ученик регулярно входит в систему, когда ему нужно рассуждать, сравнивать различные суждения и делать выводы. [10,45]
А. Н. Леонтьев считает, что «способность логического мышления может быть только результатом овладения логикой, этим объективным продуктом общественной практики человечества. У человека, живущего с раннего детства вне соприкосновения с объективными формами, в которых воплощена человеческая логика, и вне общения с людьми процессы логического мышления не могут сформироваться, хотя бы он встречался бесчисленное число раз с такими проблемными ситуациями, приспособление к которым требует формирования как раз этой способности».
Роль логических знаний и умений в теории и практике обучения, в частности в математике, А. А. Столяр определял в двух аспектах: [15,23] [28,384]
1) усвоение общелогических приемов является необходимым условием формирования и развития познавательной деятельности;
2) разработанный в рамках математической логики язык и некоторые общие понятия (высказывания, предикаты, логические операции и т. д.) способствуют раскрытию структуры и более глубокому пониманию материала.
В нашем исследовании под логическим мышлением мы будем понимать способность и умение ребенка младшего школьного возраста самостоятельно производить:
1) простые логические действия — анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2) составные логические операции — построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения;
3) использование для выполнения этих операций индуктивных и дедуктивных логических схем.
Очевидно, что простые логические действия в какой-то степени могут развиваться у ребенка спонтанно, в процессе правильно организованного обучения (т.е. такого обучения, которое направлено на стимулирование и развитие этих простых логических действий), но сложные логические операции, особенно следующие определенным логическим схемам, являются результатом специального целенаправленного обучения.
Таким образом, логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребёнка, проходит длительный путь развития. На ранних ступенях развития ребёнок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путём ряд конкретных, наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формулировать задачу, задавая вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребёнок овладевает понятиями и рядом умственных действий. Эти возможности должен использовать учитель, обучая детей с первого дня их работы в школе различным мыслительным операциям, через уровень развития которых может оцениваться уровень логического мышления.

21-10-2024

Некрасова Наталья Николаевна

 

 ВоспитательМБДОУ "ЦРР-д/с 15"

Ярмарка
В: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!
Ребята, не стойте у дверей,
Подходи на карусель!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
На карусели прокатись, новыми знаниями запасись!!!!
Ребята проходят, садятся на карусель , кружатся, высаживаются
1 й стол
В: не порядок, совсем не готов прилавок
А стоит тут сундучок
Сундучок не простой
Там товар дорогой.
В: ребята, а ы знаете, что такое товар?
Ответы детей
В: в старину и сейчас проходят ярмарки. Ярмарки организовывались для того чтобы люди могли привезти свой товар, рассказать о нем , продать и чему – то научится, обменятся опытом и знаниями, а еще люди на ярмарках развлекаются и общаются.
Ответы детей
(А там сундучок на прилавке стоит и из него нужно выложить товары)
Словестная игра «Из чего сделано»
Н-р : варежки из шерсти ( шерстяные варежки)
Воротник из меха
Ложка из дерева
Горшок из глины
Кукла из тряпок
Полотенце из льна
Хороводная игра с полотенцами
Практическая деятельность «Измерь полотенца»
В: воспитатель рассказывает о мерах измерения длинны (Способы измерения старинные)
Дети измеряют полотенца разными способами.
Восп:
А на ярмарке народ прибавляется,
А на ярмарке веселье продолжается.
Хорошо ль у вас дела?
Я к вам гостью привела.
Алый шелковый платочек ,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть
Может три, а может 6?
Разрумянилась немножко
Это русская (матрешка)
Матрешка пришла хоровод завела
Хороводная игра «Матрешка»
В: Какая веселая матрешка?
Она нас приглашает в павильон ярмарочных мастеров, хотите там чему – то научится?
Ответы детей?
В: что мы здесь видим?
Что из этого можем сделать
Ребята изготавливают конусную матрешку
В: какие прекрасные матрешки!!!
Нам пора возвращаться и с матрешками на карусели покататься
На карусель садись, что нового узнал с нами поделись!!!
(ребята занимая место на карусели рассказывают о полученных знаниях).
Игра «Карусель»
В: Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!
Расходись, честной народ, по домам!
Открывала ярмарка двери вам,
А теперь, друзья, до свиданьица!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
После остановки карусели, ребята прощаются и уходят

21-10-2024

Алена Владимировна Пак

 

 Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение,
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  "Детский дом "Доверие"
(ГБУ "Детский дом "Доверие") , Воспитатель

Профилактическая работа занимает особое место в деятельности специалистов (педагога-психолога, социального педагога) интернатных учреждений. Ее содержание определяется прогнозируемыми проблемами, связанными с социализацией детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей. К числу вероятных проблем социализации относят следующие: склонность к правонарушениям и употреблению ПАВ, восприятие негативной временной перспективы, низкая учебная успеваемость, заниженная самооценка и негативное самоотношение, недоверие к окружающим и миру в целом. Подобные проявления наблюдаются в разных возрастных группах и являют собой, так называемую депривационную симптоматику. Семейная депривация — один из факторов, способствующих проявлению проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И если ее последствиями педагог-психолог разрешает путем использования различных профессиональных техник и методов работы, то отсутствие рядом родителя (семьи) компенсировать невозможно.
Действительно по данным ежегодной диагностики детско-взрослого коллектива и анализа деятельности педагогов, именно взаимоотношения воспитанника с педагогом как значимым взрослым влияют на его готовность к разрешению более глубоких личностных проблем, связанных с дезадаптацией. Под готовностью мы понимаем добровольное желание и намерение воспитанника совместно со специалистом разрешать актуальную проблему развития, сущность которой определяется его запросом, а также выявляется ПМПк учреждения. По нашему мнению, намерение воспитанника интернатного учреждения к участию в собственной судьбе на уровне обсуждений (переговоров) и достижения договоренностей — есть признак социализации. Именно данное основание определяет актуальность рассмотрения профилактики конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель-воспитанник» как одного из важнейших направлений деятельности педагога-психолога интернатных учреждений. Говоря о системе взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» необходимо учесть специфику работы педагога интернатного учреждения (воспитателя). Деятельность педагога подразумевает совмещение нескольких позиций и ролей, который могут противоречить сути друг друга. А именно, педагог интернатного учреждения одновременно является для воспитанника значимым взрослым (порой «родителем»), собственно педагогом, младшим воспитателем, организующим быт и условия жизнедеятельности.
Так, в отношении педагогического труда В. А. Зверев (2013) отмечает: «…профессиональная деятельность педагогов — и ученых, и практиков обучения и воспитания — в своем содержании и формах организации неразрывно связана с социокультурным и бытовым полем повседневности» [1, с. 37–38]. Мы считаем, что труд воспитателей детских домов по большей части связан и проявляется именно в бытовом поле повседневности, о котором пишет автор.
Подросток или ребенок-сирота также не понимает сущности его «новой» социальной роли «я воспитанник». До недавнего времени он был «сыном», «дочерью», а сейчас «воспитанник». «Что включает этот статус? Как я должен себя вести? Я ни сын, ни дочь и не ученик! Кто я теперь?» В связи с чем, по нашему мнению, большая часть конфликтных ситуаций связана с «полем повседневности» (жизнь и быт в условиях интерната) и происходит из-за изначальной неопределенности социальных ролей у обеих сторон. Однако данные проблемы решаемы и, безусловно, требуют методологической проработки в части понимания сути социального статуса «я воспитанник» и прояснения требований к уровню развития специфических компетенций у педагогов детских домов. На наш взгляд, важная роль в профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель-воспитанник» связанных с условиями жизнедеятельности подростка и ребенка-сироты и повседневностью его жизни в интернатном учреждении отводится специалистам (педагогам-психологам, социальным педагогам). Под профилактикой конфликтов мы понимаем создание социально-психологических условий взаимодействия участников воспитательного процесса (воспитателя и воспитанника), которые направлены на минимизацию вероятности возникновения или деструктивного развития противоречий между ними связанных с особенностями жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях. Несмотря на очевидную результативность взаимоотношений «воспитанник-воспитанник», понимая, что она проявляется в наличии переговорного процесса и достижения договоренностей, мы сталкиваемся с противоречием, которое исходит из разных трактовок понятия «договоренность/договор». А именно по данным опроса 78 % воспитанников считают, что договориться — это значит получить разрешение на совершение каких-либо действий, поступков; 65 % педагогов считает, что договориться — это значит убедить и проконтролировать соблюдение воспитанником общественных норм и правил.
На наш взгляд разночтения в трактовках «договора» глобально проявляются также и в том, что в интернатном учреждении воспитанник часто стремится нарушить правила (закон) и социально приемлемые образцы поведения. В самостоятельной жизни, при выпуске из детского дома напротив, требуемая от бывшего воспитанника — ныне учащегося профессиональной образовательной организации самостоятельность порой противопоставляется проявлению им конформного поведения. Понимая, что причины такого поведения разнообразны, мы также предполагаем, что вероятно, узкие и искаженные представления у воспитанников о переговорах и готовности заключать договор сначала с окружающими людьми (на примере воспитателя интернатного учреждения), а затем и с самим собой, интериоризируя полученный опыт, является причиной описанного выше противоречия. При этом отметим, что переговоры есть наиболее универсальной модель разрешения конфликта [2, с.194]. Отметим также, что специфика деятельности воспитателя интернатного учреждения определяет необходимость в постоянном контроле над жизнедеятельностью воспитанников их действиями и поступками. Однако контроль над жизнедеятельностью другого человека — это иллюзия, в особенности, если речь идет о поведении. Поэтому одним из принципов профессиональной деятельности педагога является доверие к подопечному, которое первоначально формируется на основе договора. Именно на эти аспекты мы обращаем особое внимание в организации работы по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель-воспитанник», где одна из главных ролей принадлежит педагогу-психологу или социальному педагогу учреждения.
Целью данной статьи является описание модели работы педагога-психолога по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель-воспитанник». Данная деятельность предполагает опору на этические принципы деятельности педагога, соблюдение прав ребенка и основополагающие идеи конструктивной конфликтологии. Содержание профилактической работы определяется основной образовательной программой учреждения, в которой освещены различные аспекты жизнедеятельности воспитанников (предмет конфликтов в поле повседневности). Модель профилактической работы по превенции конфликтов «воспитатель-воспитанник» представлена на рисунке. Прежде всего, мы считаем необходимым создать условия, способствующие психологической безопасности личности в образовательной среде. Это предполагает проведение социально-психологической диагностики психологического климата в детско-взрослом коллективе, а также учет внутренних факторов (личностные особенности участников образовательного процесса и уровень психического развития воспитанников). Итогом этого (первого) этапа является карта социально-психологической безопасности личности, в которой зафиксированы вероятные причины бытовых конфликтов системы отношений «воспитатель-воспитанник». Второй этап — образовательный, предполагающий проведение индивидуальных и групповых консультаций для обеих сторон, целью которых является информирование и формирование представлений о причинах и способах разрешения конфликтных ситуаций. Также, считаем важным обращать внимание, воспитанников и педагогов на ценности и интересы друг друга. Основанием этому является тот факт, что воспитание по своей сути предполагает работу с ценностями личности, а доверие как фундамент договора формируется на базе общих ценностей. Отработка отдельных умений у воспитанников и развитие конфликтной компетентности педагогов реализуется в рамках индивидуальных и групповых занятий. Итогом образовательного этапа является использование отработанных умений в разрешении бытовых конфликтов, а также их предотвращение путем ведения переговоров и достижения договоренности. Признаком результативности этапа является улучшение психологического климата в детско-взрослом коллективе.
Третий этап профилактической работы — это социально-психологическое сопровождение, предполагающее консультирование сторон по запросу, а также создание психологически комфортных условий для построения взаимоотношений «воспитатель-воспитанник». Последнее осуществляется за счет персональных рекомендаций субъектам профилактической работы, методических рекомендаций педагогу по применению отдельных воспитательных приемов и методов, организации и проведении воспитательных часов. Итогом социально-психологического сопровождения является повышение уровня социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений. Данный уровень определяется результатами диагностики специалистами ПМПк учреждения (в т. ч. школы), результатами мониторинга социальной адаптации, отзывами принимающих родителей, в семьи которых проживают уже бывшие воспитанники.
В рамках данной статьи не предполагается освещение результатов уровня социальной адаптации воспитанников как результат профилактической работы педагога-психолога. Однако диагностичным является разрешение противоречия связанного с трактовкой «договора». А именно, по результатам проведенного нами вторичного опроса более 60 % воспитанников, дают собственный развернутый ответ на вопрос «что такое договор?». При этом в аспекте касающегося соблюдения норм и правил, ребята дают ответы, сущность которых сводится к пониманию «правил» как реализации собственного права на здоровье,

Поиск