Опубликованные материалы

Внеаудиторная воспитательная работа как средство повышения качества подготовки специалистов

15-03-2025

Гончар Анна Петровна

Преподаватель спецдисциплин, ГБПОУ «Харцызский МТ», г. Харцызск

Аннотация: в статье рассматривается организация воспитательной внеаудиторной работы, основанной на принципе стимулирования саморазвития, раскрытия потенциала студентов – ключевой задачи и основного результата внеаудиторной деятельности в техникуме.
Ключевые слова: будущая профессия, внеклассное мероприятие; внеаудиторная воспитательная работа; студент; мероприятие; внеаудиторное мероприятие; воспитательная работа.
Проблема проектирования и формирования целостной системы внеаудиторной деятельности в качестве средства профессиональной подготовки является недостаточно исследованной. В связи с этим изменяется и позиция личности в образовательном пространстве: она становится субъектом собственного образования.
В современной жизни все больше возрастают требования к человеку, что требует постоянного развития исследовательских, творческих способностей, обогащения знаний в области создания образа успешного и компетентного специалиста, умения быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, самопрезентации.
Большую роль в повышении профессиональной культуры обучающихся играет внеаудиторная деятельность студентов, представляющая собой совокупность практико-ориентированных занятий, в которых студент выступает как субъект деятельности в соответствии с собственными интересами.
Современная образовательная среда техникума призвана и стремится формировать конкурентно способную личность, умеющую противостоять все более нарастающим стрессовым ситуациям, гибко реагировать на любые изменения окружающей среды.
Внеаудиторная деятельность - это звено образовательно-развивающего процесса, отражающего активное участие студентов в профессионально ориентированных занятиях в условиях педагогической поддержки в свободное от обязательных занятий время. Наблюдается такая тенденция, что большинству студентов, по сути дела, негде раскрыть свои потенциальные возможности, они не приучены что-либо делать целиком, не умеют трудиться с удовольствием, нести ответственность за выполненное дело.
Внеаудиторная деятельность является одним из средств воспитания готовности к профессиональной деятельности, является дополнительным источником времени в системе учебно-воспитательного процесса СПО.
Для актуализации развития творческого потенциала личности во внеаудиторной деятельности необходимо активное включение студентов в деятельность творческого характера.
Внеаудиторная работа играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями по изучаемой дисциплине, формировании ответственности, овладении средствами самовоспитания, самообразования.
Внеаудиторная работа в ряде исследований рассматривается как деятельность, обеспечивающая формирование у студентов профессионально значимых свойств и качеств личности (И.В.Кондрашова, Г.Г.Горелова, В.В.Горбенко и др.) [2]. Мы определяем внеаудиторную работу как деятельность, где наиболее полно проявляются творческие возможности студентов. Во внеаудиторной работе опора на самостоятельность, активность, инициативность, творчество является важнейшей её особенностью.
Взаимодействие преподавателей и студентов по совершенствованию образовательного процесса, организации досуга, планированию исследовательской деятельности, по выбору наиболее удобных способов получения, запоминания, предъявления информации исключает манипулирование личностью, позволяет установить более доверительные отношения, лучше изучить особенности характера, индивидуализировать воспитательную работу.
Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой научный кругозор, стремиться к истине в науке и практике.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением: список основной и дополнительной литературы по дисциплинам и профессиональным модулям; электронная библиотека; методические указания по выполнению практических и лабораторных работ; методические пособия, указания и рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых работ, а также методические указания и рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся обеспечены доступом к современным профессиональным базам данных, к ин Цель внеаудиторной работы - научить обучающегося самостоятельно и осознанно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самовоспитания и самоорганизации для того, чтобы привить навык в будущем непрерывно повышать свою квалификацию.
Задачи внеаудиторной деятельности в процессе повышения профессиональной культуры обучающихся СПО:
- стимулирование интереса студентов к изучению основ публичного выступления и самопрезентации;
- совершенствование коммуникативных и организационных умений, овладение инновационными способами профессионального и межличностного общения;
- активизация творческого потенциала личности и нестандартного педагогического мышления студентов;
- формирование субъектной позиции в реализации творческого и личностного потенциала.
формационным ресурсам сети Интернет.
Для актуализации развития творческого потенциала личности во внеаудиторной деятельности необходимо активное включение студентов в деятельность творческого характера.
В педагогической науке определены, а в практике получили широкое распространение различные формы проведения внеаудиторной работы: выполнение домашних заданий, научно-исследовательская работа, участие в конференциях, соревнованиях, играх, кружках, диспутах, круглых столах, педагогическая практика.
Взаимодействие преподавателей и студентов по совершенствованию образовательного процесса, организации досуга, планированию исследовательской деятельности, по выбору наиболее удобных способов получения, запоминания, предъявления информации исключает манипулирование личностью, позволяет установить более доверительные отношения, лучше изучить особенности характера, индивидуализировать воспитательную работу.
Контроль за самостоятельной и внеаудиторной работой может быть косвенным или органично вписанным в учебный процесс.
Утвердившимся в практике отечественного образования является положение о том, что важнейшим педагогическим условием эффективной воспитательной работы в техникуме является организация внеаудиторной деятельности студентов, основанная на активных методах обучения и направленная на творческое постижение студентами нравственных ценностей. Воспитательный потенциал внеаудиторной работы обусловлен рядом факторов.
1. Внеаудиторная деятельность не ограничена никакими содержательными рамками и предоставляет студентам широкую свободу выбора осваиваемого содержания с возможностью решения личностных проблем, а также творческого самовыражения.
2. Внеаудиторная деятельность в естественном порядке создает ситуации общения и сотрудничества, что еще более расширяет ее возможности для перевода нравственных знаний в нравственные качества личности. Воспитательная работа в данном случае не исчерпывается тематикой какого-либо мероприятия, а вбирает в себя и все нюансы взаимоотношений студентов. Контекст общения, в котором оказываются студенты, обладает самостоятельным воспитательным значением (подчас не зависит от тематики мероприятия), заставляя каждого потренироваться» в опыте нравственного поведения (проявить волевую стойкость в преодолении каких-либо препятствий, придти на выручку своему товарищу, проявить выдержку и терпение в каких-либо ситуациях и т.д.)
3. Внеаудиторная деятельность раскрывает дополнительные возможности для межпредметных связей между дисциплинами гуманитарного и стественнонаучного циклов, создание единых программ по нравственному воспитанию, и в целом для согласованности действий преподавателей различных дисциплин в организации образовательно-воспитательной среды техникума.
4. Внеаудиторная деятельность включает в себя «средовой фактор» — заимодействие с учреждениями культуры, других образовательных учреждений и т.д. Макроуровень, с которым связана внеаудиторная деятельность, расширяет представления студентов о законах нравственности и морали в современном мире, дает информацию к размышлению о выборе собственного культурного развития.
5. Условием формирования нравственных качеств является активная деятельность самой личности, что обеспечивает обогащение опыта нравственного поведения, закрепления навыков и умений действовать в рамках моральных и нравственных норм во взаимоотношениях с окружающими. В юношеском возрасте для находящейся в становлении личности открываются новые возможности «взрослой жизни», а в связи с этим и многие соблазны. Потребности и мотивы деятельности в этот период жизни оказываются достаточно переменчивыми. Соответственно педагогам, включенным в воспитательный процесс, необходимо гибко менять и разнообразить формы воспитательной работы, исходя из тех реалий, в которых развивается современная молодежь. В этом плане внеаудиторная деятельность дает студентам большие возможности для самореализации, в то время как лекционная система не обладает подобным «потенциалом гибкости».
Таким образом, во внеаудиторной работе закрепляется потребность студентов в профессиональном самовоспитании, самореализации и, что особенно важно, их деятельность всё больше приобретает творческий характер, а разнообразные формы внеаудиторной работы со студентами могут быть эффективны в том случае, когда они представлены как компонент целостного образовательно-воспитательного процесса техникума, т.е. подчинены единой цели, реализуются на основе единых методологических подходов, согласуются с тематикой дисциплин, осваиваемых студентами в вузе, цементируют межпредметные связи. Реализация совокупности выделенных педагогических условий позволит в рамках педагогического процесса вуза реализовать задачи формирования нравственной воспитанности студентов как важнейшего компонента их профессиональной подготовки.
Список использованных источников
1. Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества [Текст]. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010.-144 с.
2. Загвязинский, В И. Теория обучения

Поиск