Опубликованные материалы

Лидерство и коллективная деятельность

18-05-2022

Алексеева Елена Михайловна

Педагог-психолог, МАДОУ "Детский сад №83 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара

Лидерство и коллективная деятельность
Лидерство и лидерская устремленность проявляется в способности оказывать влияние на отдельные личности и группы для того, чтобы направлять их усилия на достижение целей организации. Это умение общаться, взаимодействовать с людьми, эмоционально заражать их своими идеями, вдохновением и направлять их к оптимальному, выигрышному для всех результату. Лидер – это человек, возглавляющий что-то, идущий впереди и ведущий за собой остальных. Он вдохновляет и направляет людей на совершение тех или иных действий и сам обладающий личностными навыками и качествами, которые заставляют других людей в группе следовать за ним и двигаться в указанном лидером направлении.
Лидерские качества закладываются с раннего возраста. Наиболее сензитивным периодом для развития лидерских качеств является старший дошкольный возраст. В детском возрасте в эталон лидера в первую очередь входят навыки межличностного общения.
Лидерские качества – это совокупность психологических качеств, способности взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить выполнение лидерских задач и функций.
Существуют теории лидерства, которые не исключают влияние биологического, социального фактора на становление лидерских качеств. В литературе, применительно к дошкольному, возрасту выделены стили лидерства :
- Харизматик (сила убеждения и обаяние; статус регулярно подкрепляется разнообразными поступками)
- Демократ (чутко реагирует на настроение коллектива; умело гасит конфликты с потенциальными конкурентами; хороший дипломат, без проблем делегирует другим часть своих полномочий)
- Диктатор (не ищет всеобщей любви, следует принципу «боятся-значит, уважают»; для достижения поставленных задач использует силу, действия направлены исключительно на достижение собственной выгоды; старается контролировать все сферы жизни сверстников; решает кому и с кем можно дружить, кого принимать в игру и т. д. ; приближает к себе наиболее зависимых детей; легко меняет фаворитов и даже использует наказания за неповиновение)
- Анархист (никого ни к чему не принуждает, сам нарушает установленные правила, что привлекает других детей, потому что это весело, заразительно, потому что шумная жизнь, веселая; как только становится скучно, немедленно придумывает очередное «шоу», анализом произошедшего себя не утруждает)
Основные лидерские качества дошкольника :
Самостоятельность
Любознательность
Активность
Инициативность
Уверенность
Решительность
Смелость
Эмоциональность
Недовольство своими неудачами
Стремление к успеху
Виды лидеров в дошкольной группе :
- Исполнитель: самый заметный ребенок в группе, все делает по правилам и пытается сделать так, чтобы другие дети тоже выполняли все правильно
- Организатор: организуют игры, заранее распределяет кто кем будет, где и что должно лежать, стоять.
- Интеллектуал: любит заниматься творческой работой.
- Критик: всегда замечает плюсы и минусы у других, отличает повышенная эмоциональность, в случае возникновении ссоры старается разрешить конфликт.
Лидерские задатки легко можно выявить в процессе ежедневного наблюдения за детьми и знания личностных параметров лидера :
Лидер действует не истериками и приказами
Ребенок лидер умеет завлечь в игру других детей, объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов.
Настоящий лидер-лидер везде (и дома, и в детском саду)
Ребенок лидер имеет особый стиль мышления (проявляется уже с 3-4 лет, склонен планировать, просчитывать различные варианты решения проблемы.
Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решит взрослый, может и сам организовать игру, чем-то себя занять.
Маленькие лидеры-прекрасные наблюдатели
В детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении конфликтов.

Основным качеством лидерства является инициативность, которая проявляется в различных сферах жизни:
• Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление)
• Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности)
• Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи)
• Познавательная инициатива –любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения)
• Двигательная активность (инициатива) – естественная потребность детей в движении
Задача педагогов создавать те или иные условия для проявления инициативы у детей. Проблема развития инициативности поднимается на различных уровнях. Всё чаще развитие инициативы детей поднимается в различных документах отечественной системы образования. В частности, одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Формирование лидерских качеств в дошкольном возрасте связано с такой образовательной областью, как социально-коммуникативное развитие, которое прежде всего обеспечивает усвоение норм, ценностей, принятых в нашем обществе. Это область включает умение общаться, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Реализация этой области содействует развитию самостоятельности у детей, целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Решение задач социально-коммуникативного развития детей развивает эмоциональную отзывчивость детей, эмпатию, способность совместно действовать со сверстниками, формируется уважительное отношение к людям, желание заниматься различными видами деятельности, а это в свою очередь и формирует жизненную активность ребенка.
От природы дети очень инициативны, подвижны, активны. Степень проявления жизненной активности конечно же обусловлена и биологическими особенностями, тем же типом темперамента, но их можно корректировать в процессе социализации, с помощью конкретных целенаправленных педагогических воздействий со стороны взрослых людей.
Прежде чем воспитывать лидерские качества важно хорошо знать каждого ребенка (его индивидуальные, возрастные особенности). Но кроме того, педагог должен помнить, что он формирует детский коллектив, в котором как раз и появляются лидеры.
Конечно же не все станут лидерами, но важно создавать условия для стремления к лидерству. Это важно для создания последующего этапа жизни, в дальнейшем школьного обучения. Главной функцией коллектива дошкольников является формирование определенной модели отношений, с которой они потом пойдут в более взрослую жизнь, и эта модель позволяет им включаться в процесс дальнейшей социализации и позволит им раскрыть свой внутренний как интеллектуальный, так и нравственный потенциал. Педагогическим условием развития лидерских качеств, лидерской устремленности относятся такие формы, методы взаимодействия с людьми, которые способствуют развитию у детей именно лидерских качеств. В старшем дошкольном возрасте речь идет о соревнованиях, о играх, о тренингах, о воспитывающих образовательных ситуациях, чтении художественной литературы и много других форм работы. Какие бы формы не выбирались, главным условием является предоставление ребенку больше самостоятельности в планировании своих действий и принятии решений. Контроль при этом конечно необходим, но это не должен быть приказной тон или бесприкословное подчинение, потому что такой стиль общения с детьми, как правило, ведет к обратному эффекту. Авторитарный стиль общения с ребенком формирует у него позицию быть ведомым.
Исследовательская деятельность содействует развитию лидерского потенциала, создает условия для самореализации личности, ее внутреннего потенциала. Особая роль принадлежит позиции педагога, его способности наблюдать за деятельностью детей, создавать условия для различных видов детской деятельности, которые бы обеспечили развитие детского потенциала. Формирование социальной компетенции является основополагающей у ребенка дошкольника.

Умения и навыки социально компетентного ребенка :
• Хорошо ориентируется в новой обстановке
• Способен выбрать адекватную альтернативу поведения
• Знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать ее;
• Уважает желания других людей, может включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;
• Не мешает своим поведением другим;
• Умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
• Способен избежать нежелательного общения;
• Чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих;
• Управляет своим поведением и способами общения.

Для полноценного развития лидерских качеств необходимо :
• Поддерживать каждый, даже самый маленький успех ребенка;
• Хвалить за конкретное дело, поступок, действие;
• Хвалить публично, а критиковать без посторонних;
• Усложнять деятельность тогда, когда успешно выполнены предыдущие задачи;
• Создавать ситуации успеха, но так, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан сам себе, а не с подачи взрослого;

При похвале использовать такие высказывания: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя все получится!», «Молодец! Как у тебя все хорошо получается!».
• Верить в ребенка. «Я в тебя верю!»
• Виды деятельности нужно подбирать таким образом, чтобы каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание;
• Воспитывать настойчивость в выполнении заданий до конца, повседневно развивая у детей навыки общения;
• Повседневно развивать у детей навыки общения;
Ошибки взрослых в воспитании лидерских качеств у детей дошкольников:
Одной из самых распространенных ошибок родителей, стремящихся изо всех сил воспитать лидера, является игнорирование особенностей личности конкретного ребенка.
Воспитание по типу «Слушай папу и маму»
Взрослые путают понятия «ум», «одаренность», «зрелость»
Слова взрослых расходятся с нашими поступками.
Лидерские качества нужно развивать очень бережно, с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Поиск