Опубликованные материалы

Психологические особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста

15-11-2021

Алексеева Елена Михайловна

Педагог-психолог, МАДОУ "Детский сад №83 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара


Психологические особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста
Ранний возраст – самоценный, незаменимый период в жизни человека, это период его общего развития и формирования общих способностей. У ребенка, овладевшего прямохождением, появляется возможность познавать окружающие его предметы. Предметная деятельность становится ведущей.
Всестороннее развитие ребенка происходит в ее условиях и в первую очередь - это сенсорное развитие, поскольку вся деятельность носит ярко выраженный сенсорный характер. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка ощущений, восприятий, представлений о важнейших свойствах предметов (форме, величине, цвете, положении в пространстве), а также запахе и вкусе. На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.
Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Недаром Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Основная задача сенсорного развития в период раннего детства – это обеспечить накопление у детей представлений о форме, величине, цвете предметов. Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность ребенка, развитию которой способствует организованная совместная самостоятельная деятельность в специально созданной среде.
В своих исследованиях Л.А. Венгер определил основные задачи сенсорного воспитания детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни - это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.

Чему и как научить ребёнка?
Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы свойств и отношений предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
- Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- вкусовые эталоны мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Эталоны запахов — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, выстраивать работу по сенсорному воспитанию следует поэтапно:
І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Детей учат обследовать предметы, (например, взяв в руки шар, показывают как накладывать на него ладони сверху, округляя их и, уподобляя форме предмета.
ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.
ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Детей начинают учить устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений; выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).
IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.
V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).
Основные требования
Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка. Способствует интеллектуальному развитию, усвоению сенсорных эталонов, развивает наблюдательность, внимание, позитивно влияет на эстетическое чувство, упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром, помогает в освоении навыков учебной деятельности, готовит к реальной жизни.
Важно использовать весь арсенал игр, упражнений и занятий, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала: дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые, сюжетные и т.д.




Поиск