Опубликованные материалы

Формы работы социального педагога по развитию родительских инициатив в школе

10-03-2025

Ушницкая Люция Дмитриевна

Социальный педагог, МБОУ "Хамагаттинский саха-французский лицей имени В.П.Артамонова" МО "Намский улус" Республики Саха (Якутия)

Поддержка и развитие родительских инициатив в школе через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы - из основных задач образовательных организаций. Родители вместе с педагогическим коллективом лицея создают тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. По развитию родительских инициатив я использую такие формы работы как дни открытых дверей, разработка родительских проектов; мастер классы; акции; организация семейного досуга; родительские чтения; событийное мероприятие.
В дни открытых дверей для родителей организуются посещение уроков, экскурсии, выставки, консультации педагога - психолога. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.
Совет родителей ежегодно реализует проекты по повышению мотивации родителей обучающихся к участию в образовательных отношениях как «Это у нас семейное», «Спорт - норма жизни», «Академия талантов», «Якутская национальная кухня как идеал здорового питания», «Наша семья - за здоровое питание».
По инициативе родителей успешно реализован проект «Школьный двор – территория радости» по преобразованию центральной территории лицея. На начальном этапе проекта был проведен конкурс эскизов планирования центральной территории лицея. Родители, учителя и обучающиеся все работали в благоустройстве: подготовили основания под тротуарную плитку; сделали укладку тротуарной плитки; сделали дизайн цветочных клумб и другие. Этот проект установил общение через реализацию творческих находок участников проекта. https://cloud.mail.ru/public/GtJt/EHe2DEHHD
Одним эффективным средством является проведение мастер-классов, где родители проводят по здоровому питанию, профессиональной ориентации, декоративно-прикладному искусству и нравственному воспитанию. В Год семьи с целью формирования семейных ценностей и традиций семьи путем творческого сотрудничества родителей и детей были проведены мастер-классы для учащихся. https://cloud.mail.ru/public/paDd/wKsoFAT7b.
Социальные акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Традицией стало проведение акций “Полка добра», “Чистые берега”, “Собираем в школу детей”, “Дарим радость детям”, “Пожилым - нашу заботу”, «Семейный фронтовой альбом».
Хорошее проведение досуга – очень важный момент в жизни семьи. В организации семейного досуга проводим такие акции как «Семейный субботник», «Семейное чтение», «Настольные игры», «Совместные спортивные соревнования», «Поход в кинотеатр».
С 2001 года проводится Чиряевские чтения по пропаганде положительного опыта семейного воспитания. Родители делятся опытом трудового воспитания, генеалогического древа семьи, методами семейного воспитания и авторскими настольными играми для детей начального звена.
С 2023 года проводим событийные мероприятия для всех участников образовательного процесса. Все участники делятся на группы и проектируют мероприятия по направлениям. Проведены событийные мероприятия как «Новогодний бал по странам мира», «Игры народов Азии», «Спорт для всех». В событийных мероприятиях дети разного возраста, учителя и родители общаются, проектируют и участвуют, выполняют разные роли.
Использование родительских инициатив в воспитательной работе, позволяет особым детям реализовывать свой внутренний потенциал и преодолевать трудности в социализации и развитии; осуществлять совместное планирование.

Список литературы:
1. Нечаев М.П. Системный подход к организации работы социального педагога с семьями учащихся // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2013. – № 8. – С. 3-10.
2. Никулина В. Взаимодействие школы и семьи в социализации подростков // Социальная педагогика. – 2003. – № 3.
3. Семенов Г.С. « Методики работы социального педагога», М, 2004 г.
4. Социальная работа с семьей: учебное пособие/Холостова Евдокия Ивановна-3-е изд., 2009г
5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
6. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007. – 204 с.

Поиск