11-03-2025
Кантова Наталья Александровна
воспитатель МБДОУ д\с 18 г.о.г.Арзамас
Учим ребенка общаться.
Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться со сложным миром взаимоотношений со взрослыми и особенно сверстниками. Задача взрослых – помочь ему в этом.
От рождения до года ведущим видом деятельности является непосредственно – эмоциональное общение с матерью. При этом даже на первых неделях жизни малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта. Постепенно общение начинает происходить в совместных действиях.
От года до трех лет ведущим видом деятельности становится манипуляция с предметами, смысл и назначения которых ребенок открывает для себя через общение со взрослыми. Далее развитие способностей к общению связано с развитием речи малыша. Критерием гармоничных отношений можно считать осознание ребенком что его любят, о нем заботятся, у него есть право на индивидуальность и непохожесть на своих родителей.
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и общении. Большинство родителей в это время стараются обеспечить бытовые вопросы детей, но им не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто хорошим родителем, а другом своему малышу. В этом поможет игра. Именно в игре ребенок проявляет инициативу, творчество и знакомится со свойствами предметов. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, в дальнейшем – умение считаться с интересами сверстников.
Отдельно хочется уделить внимание трудностям в общении дошкольников – а именно замкнутости, застенчивости , конфликтности и агрессивности и предложить варианты игровой коррекции. Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом. Поэтому рекомендуется не решать за ребенка проблемы, не перехваливать его, но и не забывать поощрять как его самого, так и сверстников в его окружении. Помните, что похвала, как и наказание должны быть соизмеримы с поступком. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела, не сравнивайте ребенка с другими детьми.
В случае агрессивного поведения ребенка изначально старайтесь понять его причины, запрет и физическое наказание, повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессии. Старайтесь показывать ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываний в его сторону или в сторону сверстников и взрослых. Помните, ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы понимаете и любите его. Не стесняйтесь лишний раз приласкать или пожалеть его. Пусть он видит, что важен и нужен для вас..
При общении с конфликтными детьми нужно сдерживать стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды или бормотания под нос.. Но никогда не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь обьективно разобраться, найти иные способы выхода из конфликта. Дети сами могут найти общий язык, и при этом они учаться общаться друг с другом. Если же один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы не развивать робости у побежденного.
Застенчивость препятствует возможностям заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения. Кроме того, она удерживает от выражения своего мнения и отстаивания своих прав, мешает эффективно общаться. Помощь ребенку в преодолении застенчивости разрешима пока он маленький. Т.к. с возрастом у застенчивого ребенка вырабатывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать отчет в этом своем недостатке. Поэтому помогайте малышам налаживать общение со сверстниками и взрослыми, чаще гуляйте, находите места по интересам, где вашему малышу будет не только комфортно рядом с вами, но и окружающими его людьми.