Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

26-01-2022

Маткурбанова Гульнара Фаатовна

Воспитатель

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Срок реализации проекта: краткосрочный, 2 недели.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
«Познавательное развитие»:
1) Познакомить детей с историей происхождения снеговика.
2) Углубить и систематизировать знания о живой и неживой природе
3) Формировать представления об окружающем мире природы в зимнее время.
«Художественно-эстетическое развитие»:
) Развивать творческую активность детей
2) Формировать умение создавать образ снеговика различными способами.
«Социально-коммуникативное развитие
1) Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
2) Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
«Речевое развитие»:
1) Развивать умение составлять рассказ о снеговике
2) Активизировать словарь детей: снегопад, снежки, снежный ком, снежная баба, снежная фигура.
3) Развивать речь, память, мышление, любознательность, наблюдательность
«Физическое развитие»:
1) Укреплять здоровье детей.
2) Прививать навыки здорового образа жизни.
3) Развивать мелкую моторику
Формы реализации:
1. Беседа с детьми
2. Игры (дидактические и подвижные)
3. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок
4. Наблюдение за снегом
5. Чтение стихов, рассказов, сказок
6. Отгадывание загадок
7. Изобразительная деятельность
8. Взаимодействие с родителями: - совместные работы с детьми (рисунки, поделки)
Продукты проекта:
1. Выставка поделок «Снеговик, снеговик», «Веселые снеговички»
2. Выставка книг «Снеговик, снеговик, он не мал и не велик…».
3. Выставка творческих работ: аппликации «Снеговики», совместные работы с родителями «Снеговички».
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т.С.. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"
2.Дыбина, О.В. Рахманова, Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М:-2001г.
3. Кудейко М.В. «Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров», Минск, 2007год
4. Хрестоматия для чтения в детском саду и дома 5-6 лет
5. Материалы из интернета.
Этапы реализации проекта
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Оформление выставки художественных произведений о снеговиках
Привлечение родителей к сбору книг для выставки
Папка – передвижка «Зимние забавы». Организация и проведение выставки снеговиков, сделанных руками детей и родителей.
Основной этап
С воспитанниками
Наблюдение за снегопадом на участке Опытно-экспериментальная работа: «Снег и его свойства»
Беседы «История появления снеговика?» «Почему снеговик любит холод? » «Помощник Деда Мороза»
Рассматривание книг, иллюстраций о снеговиках, картин «Забавные снеговики»; серия иллюстраций «Художники о зиме». Составление рассказов с опорой на иллюстрации.
Чтение художественных произведений: Елена Павлова «Снеговик», Ольга Корнеева «Снеговик», В.Глухих «Сказка о снеговиках», Е.Павлова «Как снеговики маму искали», «Снеговик»; стихов о снеговиках: А.Барто «Не одна», В. Савончик "Снежно белый снеговик" В. Павленюк "Я леплю снеговика" В. Степанов «Раз – два, раз – два, лепим мы Снеговика» , Сказка «Ёлка» В. Сутеева, «Путешествие маленькой снежинки» Е. Первушиной. Просмотр мультфильмов «Снеговик - почтовик», «Когда зажигаются ѐлки», «Крот и Снеговик».
Дидактические игры: «Слова-антонимы», «Назови ласково», «Найди по описанию», «Сложи снеговика из геометрических фигур» Подвижные игры « Снежиночки – пушиночки», «Мороз», «Зима пришла!», «Зайка беленький сидит», «Снежинки и ветер», «Берегись,заморожу»
Пальчиковые игры по теме «Снежок», «Лепим мы снеговика», «Мы слепили снежный ком». Физминутки «Зимние забавы», «Снеговик», «Мы погреемся немножко»
Рисование «Снеговики»; «Снеговики на елке», Лепка: «Снеговик на елке»
Аппликация «Снеговик - почтовик».
Создание коллективной аппликации из детских ладошек «Снеговик»,
Лепка снеговиков на участке.
Заключительный
Выставка поделок «Парад снеговиков».
«Снеговик у нас в гостях» -аппликация
Материально – техническое обеспечение проекта:
- развивающая предметно пространственная среда;
- дидактические пособия, наглядный материал.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие творческих способностей дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом и родителями.
2. Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о снеговике.
3. Формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.

15-09-2023

Маткурбанова Гульнара Фаатовна

Воспитатель

Предварительная работа:
Беседа о том, что такое поход, с какой целью ходят в поход, какая одежда удобна для похода, что берут с собой в поход;
Ознакомление с правилами поведения в походе — слушать команды взрослого, не мусорить, помогать товарищам;
Оборудование: у каждого ребёнка в рюкзаке — коробочка с соком, мяч, лупа; маршрутная карта, картинки или предметы туристических вещей, палатка детская, сухие прутья для имитации костра, шишки на лесной поляне, спортивное оборудование для создания препятствий.
Содержание прогулки — похода:
1. Организационный момент (сбор группы, сплочение детского
коллектива).
Напоминаю правила поведения в походе: двигаться всем вместе, по необходимости помогать товарищу, на привале не отходить далеко.
Разминка:
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Хотим узнать мы очень много, отправляемся в дорогу (ходьба на месте).
Побываем тут и там, поглядим по сторонам (повороты корпусом).
Вот надели мы рюкзак и сказали дружно так (круговые движения рук у плеч вперёд и назад):
«Вещи нужные возьмём и в поход скорей пойдём (наклоны вперёд). Веселей вперёд шагай, от друзей не отставай» (ходьба на месте)!
Рассматривание карты.
(Краткое сообщение о маршруте)
«Песня туристов».
(Дети поют, двигаясь по кругу)
2. Движение до привала.
Наблюдение в природе.
(Деревьями, птицами, животными, цветами, ягодами, грибами...).
Какие здесь растут деревья? (ель, берёза...)
Посмотрите, здесь живут муравьи (предлагаю достать лупы для более доступного наблюдения за ними).
А можно в лесу рвать цветов очень много? (нет...).
Игра «Собери шишки».
(дети собирают шишки и приносят воспитателю в корзину, которые в дальнейшей деятельности будут использовать для поделок)
Наблюдение в природе.
На этой полянке стоит одинокая берёза — это единственное в мире дерево с белой корой, за счёт неё берёза не перегревается. Из коры берёзы делают различные берестяные изделия.
3. Остановка «Привал».
Игра — познание в загадках:
В него вещи нужные мы сложим, за спиной его мы носим? (Рюкзак — показ картинки).
Что за домик полотняный мы в походе расставляем?
Ночью спим в нём, отдыхаем, утром снова собираем — На спине весь день таскаем? (Палатка — показ картинки).
А как сгорю — потушите? (Костёр — показ картинки).
Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова? (вода).
Я в кулак его зажму и на кнопочку нажму.
Светлячок, мой светлячок, дай мне лучиков пучок?
(фонарик — показ предмета).
Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу,
Со мной пойдёшь — дорогу найдёшь? (Компас — показ предмета).
Игра с мячом «Картошка» (дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч — кто не поймал, становится «картошкой» и садится в круг; игра заканчивается по сигналу воспитателя).
Упражнение на развитие дыхания «Затуши костёр»: (дети
присаживаются на корточки вокруг «костра», воспитатель предлагает глубоко вдохнуть и сделать глубокий выдох, ровной струйкой в центр «костра»).
Утоляем жажду: (воспитатель предлагает детям достать из рюкзаков коробочки с соком и попить; напоминает, что мусор оставлять после себя нельзя, поэтому пустые коробочки нужно убрать обратно в рюкзак и затем выбросить в мусорное ведро).
Подвижные народные игры:
«Пустое место» (дети встают в круг; по считалке выбирается водящий, который выходит за круг; хором говорят: «1-2-3 — беги!»; водящий начинает движение за кругом, задевает любого ребёнка по плечу и бегут с ним в разные стороны, пытаясь занять пустое место; проигравший становится водящим).
«Ручеёк» (дети — нечётное количество, парами выстраиваются друг за другом, подняв руки; оставшийся без пары ребёнок проходит по «ручейку» (под руками) и выбирает себе пару; новая пара детей встаёт впереди «ручейка»).
Свободная игровая деятельность детей.
Релаксация (минутки отдыха) «Мы — деревья»:
«Солнышко». Деревья тянутся к солнышку (дети вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки, шевелят пальцами);
«Ветерок». Подул ветерок, веточки и листики шевелятся и раскачиваются (дети раскачиваются вправо и влево с вытянутыми вверх руками);
«Дождь». Пошёл дождь и капли застучали по листикам и веточкам (дети встают друг за другом и пальцами похлопывают по спине впереди стоящего ребёнка);

«Пожалеем!». Деревьям жалко друг друга (дети поглаживают друг друга по спине).
4. Продолжение движения по маршруту до конечной остановки
(возвращение из похода тем же маршрутом).
5. Конечная остановка.
Из похода мы вернулись, дома мило улыбнулись.

13-04-2021

Маткурбанова Гульнара Фаатовна

Воспитатель


Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
«Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
«Планеты Солнечной системы».
Цель:
дать детям представление о планетах солнечной системы;
закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине;
развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.
«Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
«Первый в космосе».
Цель:
познакомить детей с историей покорения космоса и первым космонавтом;
воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса;
воспитывать чувство патриотизма.
ООД по развитию речи «Придумывание рассказа на тему «Космическое путешествие».
Чтение художественной литературы
- Я.К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П.О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О.А. Скоролупова «Покорение космоса»,
-Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»
- Н. Носов « Незнайка на луне»,
- стихотворения о космосе: Е. Новичихина «Космонавты»
Ю. Макарова «Неудачный полет»,
- загадки о космосе.
2. Художественно-эстетическое развитие.
Лепка
Тема: «Солнечная система»
Цель: закрепить лепку круглых, овальных форм предметов; развивать моторику рук; прививать желание больше узнать о космосе, доводить начатое дело до конца, учить объединять вылепленные детали в одно целое.
Рисование
Тема: «Удивительный космос».
Цель: продолжать знакомить детей с праздником - Днем Космонавтики; учить детей изображать космическое пространство, передавая в рисунке характерные особенности космоса, рисовать звездное небо, продумывая композицию и содержание рисунка, используя пространство переднего и заднего плана.
Рисование по трафаретам.
Раскрашивание раскрасок.
Конструирование
Тема: «Космодром».
Цель: формирование представлений и расширение полученных знаний, и конструктивных навыков, умение создавать замысел и реализовывать его; продолжить учить детей создавать из различных видов констр-ров (деревянный строитель, ЛЕГО) космические аппараты; развивать фантазию, воображение.
Аппликация
Тема: «Полет в космос».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
Музыкальная деятельность. Слушание песни «Знаете, каким он парнем был!»
Игра на музыкальных инструментах: «Космическая музыка», «Космический оркестр» (в свободной деятельности).
Театрализованные игры «Космическая сказка», «Космические фантазии» (настольный театр): самостоятельная деятельность детей.
3. Познавательное развитие
ООД «Космос далекий и близкий».
Цель:
закреплять и систематизировать знания о Космосе;
уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах;
воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, чувство доброжелательности к жителям других планет.
ООД по ФЭМП на тему «Полет к звездам».
Цель: Развивать мышление, стимулировать желание детей к познанию мира живой природы.
Просмотр видеороликов «Подготовка Гагарина к полету», «Белка и Стрелка», М/ф о Гагарине (Ютуб).
Викторина «Этот удивительный космос!»
4.Физическое развитие
Подвижные игры.
«Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая Эстафета», «Солнышко и дождик», «Солнце-чемпион», «Ракетодром», «Космонавты».
Физкультурный досуг. «Здоровье, как у космонавта!»
Цель: развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного характера.
Физкультминутки.
Пальчиковая гимнастика.
5. Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры.
«Восстанови порядок в Солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты».
Сюжетно-ролевые игры.
«Космонавты тренируются»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос»


«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космодром»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру; формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Индивидуальная и групповая работа:
развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе), работа с трафаретами;
собирание пазлов (тема «Космические пазлы»), разрезных картинок;
выкладывание картинок из счетных палочек.
индивидуальная работа по развитию речи: игра "Скажи наоборот", «Назови

26-08-2025

Амирова Анжелика Ринатовна

Воспитатель,Ханты-Мансийский автономный округ,г.Нефтеюганск

Консультация для родителей: адаптация детей раннего возраста

Что такое адаптация?

Адаптация ребенка раннего возраста — это процесс привыкания малыша к новым условиям окружающей среды, изменениям режима дня, появлению новых взрослых и сверстников. Этот период может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев и зависит от индивидуальных особенностей ребенка, условий детского сада или другого учреждения, а также от поддержки родителей.

▌ Этапы адаптации

Процесс адаптации проходит три основных этапа:

▌ Этап №1: Ознакомительный этап

Ребенок знакомится с новыми условиями, изучает пространство группы, привыкает к воспитателям и другим детям. Это самый сложный этап, поскольку малыш испытывает стресс от расставания с родителями и незнакомых обстоятельств.

▌ Этап №2: Переходный этап

Ребенок постепенно привыкает к новому режиму, начинает играть самостоятельно, налаживать контакты с детьми и взрослыми. Однако возможны периоды повышенной тревожности и капризов.

▌ Этап №3: Завершающий этап

Ребенок окончательно приспосабливается к детскому саду, спокойно воспринимает уход родителей утром, активно участвует в играх и занятиях, уверенно общается с окружающими.

▌ Как родители могут поддержать ребенка в этот период?

1. Подготовьте ребенка заранее:
За несколько месяцев до начала посещения детского сада рассказывайте ребенку о предстоящих изменениях, покажите группу, познакомьтесь с воспитателями.

2. Соблюдайте стабильный режим дня:
Постепенно приближайте домашний режим к распорядку детского сада, особенно касательно сна и приема пищи.

3. Регулярно проводите время вместе:
Важно уделять больше внимания малышу, показывать свою любовь и поддержку. Читайте сказки перед сном, играйте в спокойные игры вечером.

4. Обсудите возможные трудности:
Если ребенок выражает беспокойство или тревогу, обсудите с ним его чувства, предложите способы справиться с ними.

5. Будьте терпеливы и последовательны:
Процесс адаптации требует времени и усилий, важно поддерживать ребенка каждый день, даже если кажется, что он медленно продвигается вперед.

6. Следите за состоянием здоровья:
Регулярные медицинские осмотры помогут выявить возможные проблемы со здоровьем, которые могут усугублять трудности адаптации.

▌ Признаки успешной адаптации

- Ребенок быстро успокаивается после ухода родителей;
- Активно играет и взаимодействует с другими детьми;
- Спокойно засыпает днем и ночью;
- Удовлетворительно ест предлагаемые блюда;
- Радуется приходу в детский сад.

▌ Заключение

Адаптация детей раннего возраста — естественный и важный этап развития каждого ребенка. Родители играют ключевую роль в поддержании своего малыша в этот непростой период. Терпение, внимание и забота помогут ребенку быстрее освоиться в новом коллективе и успешно пройти адаптацию

19-05-2025

Шарафеева Анна Викторовна

Педагог дополнительного образования МБОУ Средняя общеобразовательная русско-татарская школа 111 Республика Татарстан г. Казань

Новое поколение-новая Rитмика!Давно забытая, но такая важная дисциплина, как ритмика может быть интересна новому поколению, если её правильно подать.Первое, что мы делаем это меняем название. Скучная ритмика превращается в Rитмику. Согласитесь звучит уже по-другому, но всё также понятно. Задает тон музыка, которую любят дети. Это не скучная классика и станок. Но это основа основ, поэтому меняем настрой детей и программа будет выглядеть уже немного иначе, в рамках которой дети получают всю необходимую классическую базу. Ведь не для кого ни секрет, что польза ритмики заключается в комплексном развитии ребёнка через увлекательную и понятную для него деятельность. 
* Простые игры. Игры очень важны! Они могут быть как с сюжетом, так и без. Это могут быть сказки или просто истории, где ребенок играет какую-то роль.
*Легкие упражнения, а-ля ОФП. Бег, наклоны, приседания, прыжки, какие-то взаимодействия с мячом или любым другим предметом. Кстати, мячики дети вообще очень любят.
*Танцевальные движения. Что-то берется из народных танцев, что-то из современных. Дети обожают водить хороводы, для них это тоже некий элемент игрового поля.Важно правильно подобрать репертуар. Он должен быть актуальным и ритмичным.
Чтобы заинтересовать детей ритмикой и избежать скучного однообразного повторения, можно использовать следующие методы:
* Разнообразие заданий. Разучивание игр, танцев, новых интересных элементов позволяет заинтересовать детей.
* Игровые приёмы. Игра всегда вызывает у ребят весёлое настроение, способствует эмоциональному освоению движений и помогает скоординировать движение с музыкой.
* Творческие задания-инсценировки. Например, «Коза и козлята», «Волк и Красная шапочка», «Колобок». Можно обсудить с детьми, какими пластическими движениями можно передать действия персонажей и сюжет сказки.
* Музыкально-подвижные игры. Они являются любимым видом деятельности детей, придают им радостное и хорошее настроение.
* Импровизационные упражнения. Например, «Что мы делали, не скажем», «На лугу», «Зеркало», «Мы артисты».
* Концентрический метод. Он помогает возвращаться к пройденному и усвоенному материалу, и усложнять его.
Через движения мы укрепляем нервную систему, прокачиваем мозг и помогаем ребенку развить навыки, которые необходимы ему для успешной учебы и гармоничного развития. Развитие чувства ритма помогает растормозить речь, развить подражание, способствует легкому запоминанию школьной программы.Во время занятий у ребенка укрепляются мышцы, улучшается координация, он учится владеть своим телом и легко переключаться с одного движения на другое. Со временем его движения становятся плавными, уверенными и грациозными, улучшается осанка, походка делается более легкой. Гармоничное развитие чувства ритма в сочетании с изучением танцевальных элементов и физической нагрузкой – идеальная подготовка к будущим занятиям танцами или любыми другими видами спорта.
Rитмика – простой и доступный способ развития и поддержания физической активности у детей.
Наконец, это просто весело и приносит удовольствие, а хорошее настроение – это очень важно!

05-09-2025

Нигматуллин Рамиль Марсович

руководитель инновационной культурно-образовательной воспитательной площадки "Дружба народов - будущее мира" Республики Татарстан

Вдали от шумных городов, среди полей и лесов, сельские школы часто остаются незамеченными. Но именно здесь, в этих скромных стенах, куются будущие судьбы, зажигаются искры талантов и открываются новые горизонты для целых поколений. Вопреки сложившемуся мнению об ограниченности ресурсов и возможностей для полноценного творческого развития детей и молодежи, сельские школы сегодня активно внедряют инновационные подходы в образование и воспитание подрастающего поколения. Примером инновационного подхода в системе патриотического воспитания учащихся может послужить Таканышская средняя общеобразовательная школа Мамадышского района нашей республики.
Вот уже на протяжении трех лет в Таканышской школе действует инновационная культурно-образовательная воспитательная площадка «Дружба народов – будущее мира». Главным направлением работы площадки является международное сотрудничество в области исторического образования, патриотического и культурно-нравственного воспитания школьников. Инновационная площадка «Дружба народов» одна из семи площадок Международного социально-образовательного проекта «Великая Победа объединяет народы». Торжественное открытие площадки состоялось 30 августа 2023 года во время проведения международного телемоста «День Республики Татарстан». Но начало свое она берет с весны 2022 года.
В конце апреля 2022 года во время международной онлайн встречи, организованной Краснодонским центральным Ордена Дружбы Народов музеем «Молодая гвардия» Луганской Народной Республики мне как руководителю школьного музея посчастливилось познакомиться с удивительным человеком. Иванов Игорь Михайлович – директор районного музея города Новоалександровск Ставропольского края представил участникам встречи проект «Великая Победа», который к тому времени уже активно действовал в Белоруссии, в Таджикистане, в Казахстане, Донецкой Народной Республике, в Ставрополье, Краснодарском крае и даже охватывал Австралию. После завершения встречи, Игорь Михайлович позвонил и предложил начать совместную деятельность. Его заинтересовало то, что в школьном военно-патриотическом музее «Молодая гвардия» Таканышской школы с момента его основания в 1978 году ведется интернациональная деятельность.
В начале нашего сотрудничества с проектом «Великая Победа» я был лишь участником, проводимых онлайн телемостов, круглых столов, видеоконференций, во время которых состоялось мое знакомство Светланой Леоненко – председателем Заводской районной организацией города Минска Республиканского общественного объединения «Белая Русь» Республики Беларусь, руководителем Союза ветеранов-интернационалистов Таджикистана Шавкатом Мирзоевым, Еленой Новиковой – руководителем Волгоградского областного центра казачьей культуры, Виталием Львовым – членом Союза журналистов России, членом Союза писателей, участником боевых действий в Приднестровье и другими. Сегодня они всеми силами поддерживают развитие площадки, принимая активное участие в реализуемых нами проектах.
На следующем этапе начал привлекать к проводимым онлайн мероприятиям экскурсоводов школьного музея. И, вот в марте 2022 года Игорь Иванов предложил создать на базе школьного музея «Молодая гвардия» площадку, которая по задумке должна была стать еще одним центром патриотического воспитания детей и молодежи.
На сегодняшний день в инновационной площадке «Дружба народов – будущее мира» проводятся ежегодно до полсотни онлайн мероприятий, в которых принимают участие учащиеся и учителя нашей школы, других школ Мамадышского района, а также ветераны войны в Афганистане, представители ветеранского движения района, краеведы. Традиционно на базе площадки организуются и проводятся телемосты, посвященные памятным дням в истории: подвигу блокадного Ленинграда, образованию Союзного государства России и Белоруссии, вводу и выводу советских войск из Афганистана, Дню Героев России и Дню Защитника Отечества, Международному дню космонавтики и Международному дню музеев, и другим событиям. Во время телемостов, школьники углубляют знания по героическим страницам истории, приобретают бесценный опыт выступлений, реализуют лидерские качества, налаживают дружбу сверстниками из других стран. Благодаря сетевому взаимодействию дружеские связи налажены с учащимися образовательных учреждений Белоруссии: Рогачевского индустриально-педагогического колледжа, Школы №20 имени Г.В. Булацкого города Минска, Минской гимназии №7 имени В.И. Ливенцева, Государственной гимназии города Хойники; Красногорской основной школы Григориопольского района Приднестровья. С нами сегодня школьники из регионов России: учащиеся Усть-Лабинской школы №3 имени Г.К. Жукова, Сайгинской школы Томской области, Алексеевской школы Волгоградской области. Белорусский государственный экономический университет, Волгоградский институт искусств и культуры, Майкопский государственный технологический университет Республики Адыгея и другие вузы являются партнерами площадки.
Одно из центральных мест в работе площадки занимает Международная научно-практическая конференция для детей и молодежи «Мы Памяти верны». Первая конференция, проведенная в 2024 году, собрала более 90 человек целевой аудитории из России, Белоруссии, Таджикистана и Приднестровья. Одним из партнеров конференции выступило Министерство просвещения Приднестровья. Учащиеся Таканышской школы также приняли участие в этой конференции и показали достойный результат, заняв второе место. С 1 августа дан старт второй конференции. Она продлится до середины октября 2025 года, а итог будет подведен, когда в режиме онлайн выступят победители и призеры. В этом году конференция проводится в двух возрастных категориях: первая – это учащиеся общеобразовательных и средне-специальных учебных заведений в возрасте от 14 до 17 лет; вторая категория – студенты вузов 18 – 25 лет.
Образовательная программа площадки строится таким образом, чтобы вовлечь в образовательно-воспитательный процесс детей и молодежи общественные и ветеранские организации России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Общественные организации «Белая Русь», Союз ветеранов-интернационалистов Таджикистана, КСОРС Эквадора, «Боевые братья» Приднестровья, Краснодарская краевая ассоциация ветеранов силовых структур «МЕГАПИР», проекты «Бессмертный полк» Австралии, Италии, Франции, Ассоциация татарского наследия в Австралии и другие помогают нам воспитать молодежь в духе патриотизма, уважения культурных традиций народов мира.
Во время участия в Международном конкурсе «Лидер народной дипломатии», организованной Ассамблей Народов Мира, достигнуты соглашения о сотрудничестве с волонтерами и руководителями Координационных советов организаций российских соотечественников Катара, Эфиопии, Оздоровительно-спортивное учреждением «Школа здоровья» Республики Беларусь.
Одним из направлений работы площадки является издательская деятельность. На данный момент для взрослой аудитории площадки издается журнал «Мир и Дружба». В журнале печатаются работники системы образования, профессиональные журналисты, общественные деятели, писатели, поэты, музейщики, поисковики со всего мира. В середине августа 2025 года выйдет в свет 8 номер журнала. Тематика самая разная: новости с мест событий, аналитические и публицистические статьи, очерки о героях войны и труда, стихи. С каждым днем интерес к журналу только возрастает. В перспективе мы планируем издавать детско-юношеский журнал.
Издательская деятельность – это не только издание журнала. В помощь педагогам и воспитателям выпускаем сборники научно-практических конференций, методические рекомендации для проведения классных часов, уроков мужества. После совместного с белорусскими друзьями проведенной детско-юношеской научно-практической конференции «История в лицах: 80 лет спустя» был издан сборник с поступившими исследовательскими работами участников.
Уникальность инновационной культурно-образовательной воспитательной площадки «Дружба народов – будущее мира» состоит в том, что мы не зацикливаемся только в одном направлении. К процессу образования и воспитания детей и юношества подходим комплексно. Здесь и сотрудничество с общественными и ветеранскими объединениями, организация и проведение поисково-исследовательской работы, организация выставок и открытие новых экспозиций, прохождение историко-краеведческих маршрутов. Но главным для нас остается международное сотрудничество и школьная дипломатия как часть народной дипломатии.
Взаимодействие с соотечественниками за рубежом, образовательными учреждениями республик бывшего Советского Союза, других стран мира дает нам возможность поднять престиж России на мировой арене, способствует укреплению дружбы между народами и культурному обмену.
Кто-то может сказать, а что в этом инновационного? Отвечу. Инновационность площадки заключается в ее масштабах, модульно-профильном образовательно-воспитательном процессе, комплексном подходе и непрерывности всей работы. Да. Мы не применяем какие-то новые технические средства, очень редко пользуемся услугами искусственного интеллекта, онлайн образовательных платформам. Но одно то, что в режиме нон-стоп активисты площадки делятся результатами поисковой работы, получают достоверную информацию с первых рук, учатся выступать перед широкой аудиторией, проявляют лидерские качества, и есть одна из форм новации. Во время проведения телемостов учащиеся получают больше информации чем на уроках, причем информацию уникальную. Так, например, во время телемоста «Народы мира в борьбе с фашизмом» от наших соотечественников из Италии получили информацию о наших земляках – участниках итальянского сопротивления, а поисковики из отряда «Викру» Могилевской области предоставили сведения о жителе Татарской АССР, погибшем в 1943 году на Могилевщине. Это не отдельные эпизоды, а систематический обмен информацией, позволяющий не только сохранить историческую память и восстановить историческую справедливость, но активизировать поисковую работу среди подрастающего поколения. Наш опыт работы может быть распространен на другие образовательные учреждения, способствовать укреплению дружбы между народами

04-09-2025

Гаврилаш Анжела Николаевна

воспитатель

Люди постоянно взаимодействуют между собой посредством различных институтов, ими же созданных. Одним из них является право. Это специфическое явление появилось достаточно давно в процессе поиска людьми наилучшего способа контроля себе подобных. Сегодня благодаря праву осуществляется практически весь круговорот жизни населения планеты. Более того, это социальное явление множество раз видоизменялось, что привело к появлению большого числа видов права. Следует отметить, что указанное взаимодействие существует благодаря неотъемлемым атрибутам, которыми наделен каждый без исключения человек, гражданин или объединения физических лиц. Этими атрибутами являются права и обязанности.
Права и обязанности человека – это элементы, дающие каждому возможность взаимодействовать в той или иной сфере жизнедеятельности. Однако все эти элементы нерушимо связаны с одним явлением – правом. Поэтому, прежде чем рассмотреть понятия права, обязанностей, нужно для начала разобраться в сути общего термина. Как уже говорилось ранее, это явление существует для регуляции общественных отношений.
Право – это система общепринятых, общеобязательных, гарантированных государственными органами власти норм, которые непосредственно регулируют отношения общества в той или иной сфере деятельности. Без этой системы государство было бы невозможно как таковое. Это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе. Система права состоит из источников права и норм права. Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, которая отображена во второй главе Конституции РФ. Такие права, как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статьи 19-25, 45-54, 60, 62), право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статьи 28-33, 63),право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статьи 34-37), право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статьи 38-43), право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статьи 26, 44).
Права ребёнка — это свод прав детей, зафиксированных в международных и российских документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок — это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка, которая принята в Нью-Йорке, 20 ноября 1989 г. — это документ о правах ребенка из 54 статей. Впервые о правах детей заговорили в двадцатом веке. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН. Первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка А в 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать, как День прав ребёнка.
Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям.
Служба, круг действий, связанных с исполнением какой-нибудь должности.
Обязанности гражданина закреплены в статьях Гражданского Кодекса РФ и Конституции РФ.К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся: Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2). Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3). Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, Получение основного общего образования (статья 43, часть 4). Забота о памятниках истории культуры (статья 44, часть 3). Уплата налогов и сборов (статья 57). Охрана природы и окружающей среды (статья 58). Защита Отечества (статья 59). Существуют моральные обязанности — это обязанности, связанные с выполнением моральных устоев, принятых в том или ином обществе. Иногда такие обязанности отражаются в законодательстве и имеют силу закона. (Например, содержание детьми престарелых родителей). Конституция Российской Федерации корреспондирует, какими обязанностями и степенью ответственности наделены несовершеннолетние дети в России. Таковыми являются: получение основного общего образования (данная обязанность ложится на плечи не только самого несовершеннолетнего, но и его родителей или других законных представителей); соблюдение правил поведения, регламентированных социальной группой, в которой состоит ребенок; выполнение трудовых обязанностей, если осуществляется работа по трудовому договору; соблюдение устава образовательного учреждения; для ребенка мужского пола — постановка на воинский учет.
Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью пользоваться ими в любой жизненной ситуации. Но, как показывает статистика, во многих случаях дети не имеют доступа к материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.
Люди постоянно взаимодействуют между собой посредством различных институтов, ими же созданных. Одним из них является право. Это специфическое явление появилось достаточно давно в процессе поиска людьми наилучшего способа контроля себе подобных. Сегодня благодаря праву осуществляется практически весь круговорот жизни населения планеты. Более того, это социальное явление множество раз видоизменялось, что привело к появлению большого числа видов права. Следует отметить, что указанное взаимодействие существует благодаря неотъемлемым атрибутам, которыми наделен каждый без исключения человек, гражданин или объединения физических лиц. Этими атрибутами являются права и обязанности.
Права и обязанности человека – это элементы, дающие каждому возможность взаимодействовать в той или иной сфере жизнедеятельности. Однако все эти элементы нерушимо связаны с одним явлением – правом. Поэтому, прежде чем рассмотреть понятия права, обязанностей, нужно для начала разобраться в сути общего термина. Как уже говорилось ранее, это явление существует для регуляции общественных отношений.
Право – это система общепринятых, общеобязательных, гарантированных государственными органами власти норм, которые непосредственно регулируют отношения общества в той или иной сфере деятельности. Без этой системы государство было бы невозможно как таковое. Это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе. Система права состоит из источников права и норм права. Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, которая отображена во второй главе Конституции РФ. Такие права, как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статьи 19-25, 45-54, 60, 62), право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статьи 28-33, 63),право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статьи 34-37), право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статьи 38-43), право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статьи 26, 44).
Права ребёнка — это свод прав детей, зафиксированных в международных и российских документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок — это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка, которая принята в Нью-Йорке, 20 ноября 1989 г. — это документ о правах ребенка из 54 статей. Впервые о правах детей заговорили в двадцатом веке. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН. Первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно

04-09-2025

Афанасьева Светлана Николаевна

воспитатель "УОР №4"

Ключевые слова: педагог, воспитатель, личность, профессиональная деятельность, образовательный процесс, компетенции.

Педагогический работник в системе СПО – это учитель и воспитатель профессии. Его главная задача — обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров, обладающих глубокими профессиональными знаниями и навыками, умеющих творчески применять их.
Педагогический работник формирует у учащихся профессиональные знания и умения; обучает их рациональным приёмам и способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов; обеспечивает высокое качество изготовления учащимися продукции, соблюдение дисциплины, безопасности труда.
Педагогический работник:
- обеспечивает полное и качественное выполнение учебной программы
производственного обучения учебной группой и производственной практики;
- осуществляет тематическое и производственное планирование;
- подготовит, планирует, проводит занятия в учебных мастерских, лабораториях.

Педагогический работник должен:
- обладать высокой степенью профессиональной компетентности;
- постоянно совершенствовать свои знания и умения;
- заниматься самообразованием;
- обладать многогранностью интересов и вызывать интерес к своему предмету;
- владеть культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно
излагать учебный материал;
- быть заинтересованными в успехах учащихся.

Важным направлением в работе мастера производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
В педагогике в целом первое место занимает воспитательный процесс.
Много особенностей имеет воспитание. В первую очередь можно сказать, что воспитание имеет целенаправленный процесс. Эффективность воспитательного процесса достигается, если педагог выделяет цели данного процесса, к которой он должен стремится. Воспитаннику кому понятна и известна цель можно ждать от воспитательного процесса наибольшей эффективности. Данный процесс имеет много факторов, при осуществлении которых преподаватель брать во внимание субъективные и объективные факторы. Различные факторы могут оказывать не только положительное влияние, но и отрицательное, при этом воздействии подвергается личность воспитанника.
Такие качества педагога как мышление, характер, личностные качества, ориентиры играют большую роль воспитательном процессе. Преподаватель должен быть внимателен к своей деятельности, при этом необходимо делать анализы и выводы, потому что идет постоянное вторжение в личность студента, внутренний мир которого постоянно меняется и развивается. Только живое общение может дать необходимый эффект, так как никакими пособиями это заменить нельзя. К.Д. Ушинский писал о том, что только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать «характер».
Воспитательный процесс является процессом отдаленным, так как результат не становится, заметен мгновенно, для этого необходимо некоторое время.
Если сравнивать с процессом обучения, где эффективность видна сразу, то для воспитательного процесса необходим определенный промежуток времени. Эффективность и результат так же зависят от непрерывного воздействия воспитательного процесса на студента преподавателем. В принципе главной особенностью воспитания и является непрерывность, т.е. идет постоянное взаимодействие преподавателя и студента.
В другом случае воспитательный процесс может быть воздействован на студентов в комплексе с учебным процессом
Воспитание состоит из следующих компонентов:
— реализм целей воспитания.
— совместная деятельность преподавателя и студентов
— самоопределение.
— личностная направленность воспитания.
— добровольность.
— коллективная направленность.
Прежде чем смоделировать и создать проект воспитания студентов преподавателям его личностных качеств, необходимо учитывать психологический портрет современного студента и то в каком социуме он находится. Сегодня новое поколение имеет иные нравственные качества личности, жизненные установки и другие ценности. На сегодняшний день студенты материально не обеспечены, и они должны подрабатывать параллельно учебе обеспечивая себя, тем самым повергая себя стрессам, неврозам и антисоциальному поведению.
Конечный результат воспитания студентов должен достигаться путем решения повседневных, постоянно изменяющихся воспитательных задач, встающих перед преподавателем. Причем важно определить и ближайшие, и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных и воспитании личностных качеств. Известно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в учебном заведении закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.
Эффективность обучения и воспитания учащихся в значительной степени зависит от сотрудничества тренера и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении учащихся к профессиональной и общеобразовательной подготовке, общественным делам. Взаимодействие педагогов, их пример оказывают сильное влияние на учащихся, так как в учебную группу приходят подростки с разными характерами, интересами и с разным отношением к учебе.
При совместной работе тренера и преподавателя, можно выделить некоторые направления их педагогической деятельности:
- изучение учащихся и формирование ученического коллектива;
- планирование учебной и воспитательной работы, проведение воспитательных
мероприятий;
- выработка общей педагогической позиции и единых требований к деятельности
учащихся;
- систематический и объективный обмен информацией о деятельности и поведении
воспитанников.
Положительный опыт совместной деятельности тренера и преподавателя отражает такие педагогические закономерности, как глубокая заинтересованность педагогов в учащихся, стремление быть нужным каждому учащемуся, желание привить ему интерес и любовь к бедующей профессии, тренер-педагог, воспитать его хорошим специалистом. Совместная работа преподавателя и тренера позволяет развивать качества личности:
целеустремленность;
решительность;
требовательность;
независимость;
энергичность;
практичность;
принципиальность;
коммуникабельность;
интеллигентность;
конкурентоспособность.
Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентоспособными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.
На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.
Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода.
Конкурентоспособность специалист это:
- компетентность и профессиональная мобильность;
- целеустремленность и уверенность в своих силах;
- предприимчивость и деловитость;
- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.












Список литературы
1.Браже Т. Г. Совершенствование профессиональных знаний и умений в процессе повышения квалификации. М.:АПН.1982.
2.Демидова И.Ф. "Педагогическая психология" учебное пособие Ростов на Дону: издательство: " Феникс".
7.Прохорова М.В. Педагогика физической культуры :Учебник М.:Из-во " Путь": ТИД "Альянс".
Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -М.: Физкультура и спорт,2005.-230с.
7. Гойхман П.Н. статья «Осторожно дети» 2006г.
8. В.М. Рогинский. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.

20-08-2025

Хруслов Евгений Михайлович

учитель иностранного языка высшей категории, п.Дубовое, ОГАОУ ОК "Алгоритм Успеха"

Е.М. Хруслов,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха», п.Дубовое
Белгородского района Белгородской области


РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ УМК «SPOTLIGHT»

Краеведение – это изучение своего родного края, его истории, культуры, природы. Это не просто набор знаний, а система взглядов на мир, формирующая личность человека. Изучение родного края расширяет кругозор и помогает учащимся лучше понять свою культуру и традиции в сравнении и на контрасте с культурой страны изучаемого языка.
Применение краеведческого материала в обучении английскому языку обогащает образовательный процесс и позволяет реализовывать не только образовательный, развивающий и практический компонент, но и решать ряд воспитательных задач.
Образовательные задачи будут реализовываться через подготовку и проведение презентаций о своем крае на английском языке, что развивает навыки и устной речи, и аудирования, и письма, и чтения. Участие в проектах, посвященных изучению и популяризации своего края, позволяет школьникам развить навыки командной работы, лидерства, самопрезентации. Кроме того, использование краеведческого материала на уроках английского языка позволяет создавать ситуации реального общения, в которых школьники могут практиковать свои коммуникативные навыки.
Основные воспитательные задачи, которые помогает решить региональный компонент, это воспитание патриотизма, любви к Родине, толерантности и уважения к другим культурам через:
• сравнительный анализ истории, культуры и традиций своего края и стран изучаемого языка, что позволяет школьникам увидеть сходства и различия между народами, понять ценность каждой культуры;
• общение с носителями языка, изучение их культуры и традиций на английском языке, что помогает школьникам преодолеть предубеждения и стереотипы, формирует навыки межкультурной коммуникации.
• участие в международных проектах, посвященных изучению разных культур, что позволяет школьникам познакомиться с людьми из разных стран мира, расширить свой кругозор, развить навыки толерантного общения.
Раздел Spotlight on Russia в УМК Spotlight и его воспитательная роль на уроках английского языка.
Что представляет собой раздел Spotlight on Russia? Это тематический раздел, который включен в каждый уровень учебников Spotlight. Он посвящен различным аспектам российской культуры: истории, традициям, достопримечательностям, известным людям. Материалы раздела представлены в доступной и увлекательной форме, адаптированной к возрасту и уровню подготовки школьников. Они позволяют расширить знания школьников о России, развить интерес к российской культуре, сформировать уважение к другим культурам и повысить мотивацию к изучению английского языка.
Но особую ценность данного раздела представляет то, что раздел представляет учащимся знания о родной стране не только в рамках учебника, но и в форме всероссийского онлайн-журнала Spotlight on Russia. Материалы для этого ресурса присылают изо всех регионов нашей страны и публикуются онлайн, что делает их доступными к использованию для любого учителя и обучающегося. Разработанные в форме тематических проектов как индивидуально (отдельными учителями, либо из обучающимися под руководством учителей), так и рабочими группами (состоящими либо из учителей, либо из обучающихся), эти материалы демонстрируют плодотворность идеи применения краеведческого компонента в обучении английскому языку. Авторы материалов в своих работах раскрывают такие темы, касающиеся их регионов, как:
• основные сведения и примечательные факты о регионе;
• известные личности;
• архитектурные объекты;
• образовательные учреждения;
• объекты культуры;
• природа;
• экономика;
• история;
• культура и традиции;
• этнический состав.
Белгород и Белгородская область также были представлены на данном ресурсе, благодаря разработкам методического объединения учителей иностранных языков ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» г. Белгорода. Вот некоторые примеры материалов и тем, которым были посвящены их разработки:
• общие сведения о Белгородской области (BELGOROD REGION PROFILE. EXPLORING RUSSIA);
• известные личности региона (INSPIRING PEOPLE: VLADIMIR SHUKHOV, IOSIF APANASENKO - SOVIET MILITARY COMMANDER, THE OLYMPIC CHAMPION SERGEI TETYUKHIN, M.S. SHCHEPKIN — THE "FATHER" OF REALIST ACTING IN RUSSIA);
• объекты культуры и достопримечательности Белгородчины (PROKHOROVKA, BELGOROD STATE DIORAMA MUSEUM, FAMOUS MONUMENTS OF BELGOROD, BELGOROD STATE MUSEUM OF ART, ATTRACTIONS OF BELGOROD);
• этнические группы, проживающие в области (ETHNIC GROUPS OF BELGOROD REGION);
• культурные традиции области (INTERNATIONAL FESTIVAL. "BELMELFEST", UNFORGETTABLE FESTIVAL);
• природный мир региона (PARK "KLUCHI", THE VILLAGE OF KOSTROMA, BELGOROD REGION, BELGOROD RESERVE. THE WORSKLA FOREST).
Применяя эти материалы на уроках, белгородские учителя могут реализовать воспитание патриотизма и любви к родному краю через:
• изучение истории и культуры своего края на английском языке, что позволяет школьникам по-новому взглянуть на привычные вещи, осознать ценность своего наследия;
• рассказы о достопримечательностях, известных людях, традициях и обычаях родного края на английском языке, что формирует чувство гордости за свою малую родину;
• участие в проектах, посвященных изучению и популяризации своего края, что позволяет школьникам почувствовать себя частью сообщества, приобщиться к общему делу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е. И. Пассов. Липецк: ЛГПИ, 2021.
2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Изд-во МГУ, 2022.
3. [Электронный ресурс] https://iyazyki.prosv.ru/spotlight-on-the-region/ .

20-08-2025

Мартыненко Людмила Александровна

учитель-логопед МАДОУ №75 г. Красноярска

Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.
Инновационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи включают в себя компьютерные технологии и принцип наглядности.
В основе представленного материала лежит система коррекции и развития речи дошкольников с ТНР путем целенаправленного включения иллюстративного и презентационного материала в специально-организованную и образовательную деятельность, осуществляемую учителем-логопедом и в содержание рекомендаций родителям.
Под включением иллюстративного материала в специально-организованную и образовательную деятельность предполагается показ детям иллюстративных пособий: картинок, зарисовок на доске, иллюстрированных карточек – заданий и работа с данными пособиями. Под презентационным материалом предполагается показ презентаций с помощью компьютерной техники и работа детей в процессе просмотра презентации.
Правильно подобранные презентации и иллюстрации, в которых заложены игры, задания и упражнения являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, и как следствие коррекционной и развивающей. При подборе наглядного и презентационного материала особенно важно уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, какова их продолжительность. Кроме того нужно отслеживать, чтобы игры, задания и упражнения не были перегружены второстепенными элементами (неагрессивный сюжет игры, спокойные тона графики), лишними словесными инструкциями и шумным музыкальным оформлением.
В связи с этим, учитывая методические рекомендации специальной литературы, дидактические, коррекционные принципы и целеполагание были подобраны и систематизированы готовые комплексы развивающих и обучающих компьютерных презентаций, иллюстративного материала, а так же созданы авторские адаптированные компьютерные презентации и иллюстративный материал для детей с ТНР, выработана стратегия их реализации.
Компьютерные технологии и принцип наглядности способствуют коррекции речевых и личностных нарушений детей при этом активно включаются компенсаторные возможности и, как минимум, 2-3 вида анализатора ребенка. В минимальные сроки коррекционной работы решаются максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.
Внедрение принципа наглядности в практику работы отвечает социальному заказу родительской общественности к дошкольному учреждению и способствует эффективной коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР.

Как известно, при обучении детей с ТНР, важное значение отводится
работе по формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слова, что в дальнейшем положительно сказывается на развитии всех компонентов речевой системы, подготовке к чтению и письму.
В практической деятельности неоднократно убеждаешься в том, что овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Это касается детей, имеющих общее недоразвитие речи, со снижением мотивации к познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощением, фонетико – фонематическим недоразвитием, отягощенным дизартрией и другими диагнозами. Смазанная, нечеткая, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. В этой связи еще более усугубляется нарушение звукопроизношения, звуконаполняемость и слоговая структура. Не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих людей тормозит процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Наблюдение и работа с данным контингентом воспитанников очень часто показывает, что некоторые дети с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков, выделением гласного в середине слов типа: суп, мак, сок; вычленением двух гласных звуков в слове, последнего гласного звука и т.д. Отсутствие полноценного восприятия фонем, связанного с неспособностью дифференцировать на слух делает невозможным их правильное произношение. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям в нужной степени овладеть словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Дети с трудом овладевают техникой чтения, основой которого является формирование навыков простого и сложного звуко - слогового, а затем и звукобуквенного анализа и синтеза, что является предпосылками полноценного усвоения грамоты, профилактики дисграфии, дислексии. Следовательно, овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры.
Принцип наглядности позволяет сделать изучаемый материал интереснее, доступнее детям. С помощью наглядного материала занятие становится ярче, результативнее. Использование наглядного материала позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности обучающихся, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к предмету.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии речевых навыков у детей. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс. Информационно-развивающие технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность детей и принадлежит к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. А создание авторских иллюстративных пособий и презентаций продиктовано тем, что имеющиеся ресурсы не всегда соответствуют, поставленным учителем-логопедом, целям и задачам.
Исходя из выше сказанного, применение иллюстративного и презентационного материала с использованием компьютера является важным источником для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ТНР.
Целенаправленное и систематическое применение уже знакомого детям иллюстративного и презентационного материала, повторяющегося из месяца в месяц, а также постепенное введение нового:
1. придаст детям чувство уверенности на фронтальных занятиях;
2. повысит мотивационную готовность детей к овладению навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
3. улучшит уровень сформированности навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ТНР.
Методические условия, обеспечивающие успешное использование иллюстративного и презентационного материала:
1.Обязательное применение триединства: наглядность, слово, действие.
2.Четкое выделение главного при показе иллюстраций или презентаций, так как они могут содержать отвлекающие моменты.
3.Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.
4. Привлечение самих детей к нахождению желаемой информации в иллюстрированном или презентационном материале, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.




Поиск