20-08-2025
Мартыненко Людмила Александровна
учитель-логопед МАДОУ №75 г. Красноярска
Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.
Инновационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи включают в себя компьютерные технологии и принцип наглядности.
В основе представленного материала лежит система коррекции и развития речи дошкольников с ТНР путем целенаправленного включения иллюстративного и презентационного материала в специально-организованную и образовательную деятельность, осуществляемую учителем-логопедом и в содержание рекомендаций родителям.
Под включением иллюстративного материала в специально-организованную и образовательную деятельность предполагается показ детям иллюстративных пособий: картинок, зарисовок на доске, иллюстрированных карточек – заданий и работа с данными пособиями. Под презентационным материалом предполагается показ презентаций с помощью компьютерной техники и работа детей в процессе просмотра презентации.
Правильно подобранные презентации и иллюстрации, в которых заложены игры, задания и упражнения являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, и как следствие коррекционной и развивающей. При подборе наглядного и презентационного материала особенно важно уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, какова их продолжительность. Кроме того нужно отслеживать, чтобы игры, задания и упражнения не были перегружены второстепенными элементами (неагрессивный сюжет игры, спокойные тона графики), лишними словесными инструкциями и шумным музыкальным оформлением.
В связи с этим, учитывая методические рекомендации специальной литературы, дидактические, коррекционные принципы и целеполагание были подобраны и систематизированы готовые комплексы развивающих и обучающих компьютерных презентаций, иллюстративного материала, а так же созданы авторские адаптированные компьютерные презентации и иллюстративный материал для детей с ТНР, выработана стратегия их реализации.
Компьютерные технологии и принцип наглядности способствуют коррекции речевых и личностных нарушений детей при этом активно включаются компенсаторные возможности и, как минимум, 2-3 вида анализатора ребенка. В минимальные сроки коррекционной работы решаются максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.
Внедрение принципа наглядности в практику работы отвечает социальному заказу родительской общественности к дошкольному учреждению и способствует эффективной коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР.
Как известно, при обучении детей с ТНР, важное значение отводится
работе по формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слова, что в дальнейшем положительно сказывается на развитии всех компонентов речевой системы, подготовке к чтению и письму.
В практической деятельности неоднократно убеждаешься в том, что овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Это касается детей, имеющих общее недоразвитие речи, со снижением мотивации к познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощением, фонетико – фонематическим недоразвитием, отягощенным дизартрией и другими диагнозами. Смазанная, нечеткая, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. В этой связи еще более усугубляется нарушение звукопроизношения, звуконаполняемость и слоговая структура. Не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих людей тормозит процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Наблюдение и работа с данным контингентом воспитанников очень часто показывает, что некоторые дети с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков, выделением гласного в середине слов типа: суп, мак, сок; вычленением двух гласных звуков в слове, последнего гласного звука и т.д. Отсутствие полноценного восприятия фонем, связанного с неспособностью дифференцировать на слух делает невозможным их правильное произношение. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям в нужной степени овладеть словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Дети с трудом овладевают техникой чтения, основой которого является формирование навыков простого и сложного звуко - слогового, а затем и звукобуквенного анализа и синтеза, что является предпосылками полноценного усвоения грамоты, профилактики дисграфии, дислексии. Следовательно, овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры.
Принцип наглядности позволяет сделать изучаемый материал интереснее, доступнее детям. С помощью наглядного материала занятие становится ярче, результативнее. Использование наглядного материала позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности обучающихся, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к предмету.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии речевых навыков у детей. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс. Информационно-развивающие технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность детей и принадлежит к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. А создание авторских иллюстративных пособий и презентаций продиктовано тем, что имеющиеся ресурсы не всегда соответствуют, поставленным учителем-логопедом, целям и задачам.
Исходя из выше сказанного, применение иллюстративного и презентационного материала с использованием компьютера является важным источником для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ТНР.
Целенаправленное и систематическое применение уже знакомого детям иллюстративного и презентационного материала, повторяющегося из месяца в месяц, а также постепенное введение нового:
1. придаст детям чувство уверенности на фронтальных занятиях;
2. повысит мотивационную готовность детей к овладению навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
3. улучшит уровень сформированности навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ТНР.
Методические условия, обеспечивающие успешное использование иллюстративного и презентационного материала:
1.Обязательное применение триединства: наглядность, слово, действие.
2.Четкое выделение главного при показе иллюстраций или презентаций, так как они могут содержать отвлекающие моменты.
3.Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.
4. Привлечение самих детей к нахождению желаемой информации в иллюстрированном или презентационном материале, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.