04-09-2025
Афанасьева Светлана Николаевна
воспитатель "УОР №4"
Ключевые слова: педагог, воспитатель, личность, профессиональная деятельность, образовательный процесс, компетенции.
Педагогический работник в системе СПО – это учитель и воспитатель профессии. Его главная задача — обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров, обладающих глубокими профессиональными знаниями и навыками, умеющих творчески применять их.
Педагогический работник формирует у учащихся профессиональные знания и умения; обучает их рациональным приёмам и способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов; обеспечивает высокое качество изготовления учащимися продукции, соблюдение дисциплины, безопасности труда.
Педагогический работник:
- обеспечивает полное и качественное выполнение учебной программы
производственного обучения учебной группой и производственной практики;
- осуществляет тематическое и производственное планирование;
- подготовит, планирует, проводит занятия в учебных мастерских, лабораториях.
Педагогический работник должен:
- обладать высокой степенью профессиональной компетентности;
- постоянно совершенствовать свои знания и умения;
- заниматься самообразованием;
- обладать многогранностью интересов и вызывать интерес к своему предмету;
- владеть культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно
излагать учебный материал;
- быть заинтересованными в успехах учащихся.
Важным направлением в работе мастера производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
В педагогике в целом первое место занимает воспитательный процесс.
Много особенностей имеет воспитание. В первую очередь можно сказать, что воспитание имеет целенаправленный процесс. Эффективность воспитательного процесса достигается, если педагог выделяет цели данного процесса, к которой он должен стремится. Воспитаннику кому понятна и известна цель можно ждать от воспитательного процесса наибольшей эффективности. Данный процесс имеет много факторов, при осуществлении которых преподаватель брать во внимание субъективные и объективные факторы. Различные факторы могут оказывать не только положительное влияние, но и отрицательное, при этом воздействии подвергается личность воспитанника.
Такие качества педагога как мышление, характер, личностные качества, ориентиры играют большую роль воспитательном процессе. Преподаватель должен быть внимателен к своей деятельности, при этом необходимо делать анализы и выводы, потому что идет постоянное вторжение в личность студента, внутренний мир которого постоянно меняется и развивается. Только живое общение может дать необходимый эффект, так как никакими пособиями это заменить нельзя. К.Д. Ушинский писал о том, что только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать «характер».
Воспитательный процесс является процессом отдаленным, так как результат не становится, заметен мгновенно, для этого необходимо некоторое время.
Если сравнивать с процессом обучения, где эффективность видна сразу, то для воспитательного процесса необходим определенный промежуток времени. Эффективность и результат так же зависят от непрерывного воздействия воспитательного процесса на студента преподавателем. В принципе главной особенностью воспитания и является непрерывность, т.е. идет постоянное взаимодействие преподавателя и студента.
В другом случае воспитательный процесс может быть воздействован на студентов в комплексе с учебным процессом
Воспитание состоит из следующих компонентов:
— реализм целей воспитания.
— совместная деятельность преподавателя и студентов
— самоопределение.
— личностная направленность воспитания.
— добровольность.
— коллективная направленность.
Прежде чем смоделировать и создать проект воспитания студентов преподавателям его личностных качеств, необходимо учитывать психологический портрет современного студента и то в каком социуме он находится. Сегодня новое поколение имеет иные нравственные качества личности, жизненные установки и другие ценности. На сегодняшний день студенты материально не обеспечены, и они должны подрабатывать параллельно учебе обеспечивая себя, тем самым повергая себя стрессам, неврозам и антисоциальному поведению.
Конечный результат воспитания студентов должен достигаться путем решения повседневных, постоянно изменяющихся воспитательных задач, встающих перед преподавателем. Причем важно определить и ближайшие, и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных и воспитании личностных качеств. Известно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в учебном заведении закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.
Эффективность обучения и воспитания учащихся в значительной степени зависит от сотрудничества тренера и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении учащихся к профессиональной и общеобразовательной подготовке, общественным делам. Взаимодействие педагогов, их пример оказывают сильное влияние на учащихся, так как в учебную группу приходят подростки с разными характерами, интересами и с разным отношением к учебе.
При совместной работе тренера и преподавателя, можно выделить некоторые направления их педагогической деятельности:
- изучение учащихся и формирование ученического коллектива;
- планирование учебной и воспитательной работы, проведение воспитательных
мероприятий;
- выработка общей педагогической позиции и единых требований к деятельности
учащихся;
- систематический и объективный обмен информацией о деятельности и поведении
воспитанников.
Положительный опыт совместной деятельности тренера и преподавателя отражает такие педагогические закономерности, как глубокая заинтересованность педагогов в учащихся, стремление быть нужным каждому учащемуся, желание привить ему интерес и любовь к бедующей профессии, тренер-педагог, воспитать его хорошим специалистом. Совместная работа преподавателя и тренера позволяет развивать качества личности:
целеустремленность;
решительность;
требовательность;
независимость;
энергичность;
практичность;
принципиальность;
коммуникабельность;
интеллигентность;
конкурентоспособность.
Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентоспособными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.
На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.
Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода.
Конкурентоспособность специалист это:
- компетентность и профессиональная мобильность;
- целеустремленность и уверенность в своих силах;
- предприимчивость и деловитость;
- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.
Список литературы
1.Браже Т. Г. Совершенствование профессиональных знаний и умений в процессе повышения квалификации. М.:АПН.1982.
2.Демидова И.Ф. "Педагогическая психология" учебное пособие Ростов на Дону: издательство: " Феникс".
7.Прохорова М.В. Педагогика физической культуры :Учебник М.:Из-во " Путь": ТИД "Альянс".
Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -М.: Физкультура и спорт,2005.-230с.
7. Гойхман П.Н. статья «Осторожно дети» 2006г.
8. В.М. Рогинский. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.