Опубликованные материалы

19-03-2025

Карачакова Диана Топиновна

воспитатель, МБДОУ Аскизский ЦРР "ТОполек"

«Труд как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко»
Карачакова Д. Т., воспитатель МБДОУ
Аскизского центра развития ребёнка д/с «Тополёк»
Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое.
В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания детей существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки дошкольников к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической системы А. С. Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде.
В трудовой деятельности детей А. С. Макаренко придавал наибольшее значение к тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности, к которым эта деятельность приводит, результатам его было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей. По мнению выдающегося педагога, трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость. Трудовая задача и её решение должны сами по себе доставлять ребёнку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.
Основные идеи педагогической системы Макаренко, необходимым фактором воспитания которой является труд, изучаются и используются в учреждениях дошкольного образования. В частности, в Центре развития ребёнка д/с «Тополёк» Аскизского района.
Трудовое воспитание начинается с первых лет жизни ребёнка, но особенно актуальной задача становится с пяти-шести лет. В педагогической практике детского сада применяем следующие виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за комнатными растениями и животными, ручной труд.
В своих работах А. С. Макаренко выделил один из ведущих методов организации коллектива – самообслуживание, которое обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяйской заботы об умножении общественного достояния. Самообслуживание является основным методом воспитания, применяемым в моей работе с детьми дошкольного возраста. Приучаем детей самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, затем задания постепенно усложняются: дошкольники учатся застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать тесемки и т. п. С ростом ребёнка большее внимание уделяется на воспитание у него опрятности, приучение к личной гигиене: мыть руки перед едой и после прогулки, чистить ботинки, одежду. В старшем дошкольном возрасте дети чистят зубы, застилают постель, убирают игрушки и книги на место и т. д. Выдающийся педагог считал, что поощрение и наказание – это коррекционный метод педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников. Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию в своей группе целесообразным считаем применение поощрения. Например, когда ребёнок в группе быстрей всех разделся после прогулки и аккуратно сложил свои вещи, поощряется похвалой перед сверстниками и назначается дежурным по столовой.
Макаренко говорил, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни, и в особенности в молодости». Через хозяйственно-бытовой труд в детском саду в детях воспитываются рассматриваемые качества. Дошкольники выполняют следующие виды работы: содержат в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирают мебель, стирают одежду для кукол; накрывают на стол, убирают посуду после еды; следят за порядком на своем участке. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, использовать приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития.
Опыт трудового воспитания Макаренко, описанный в «Педагогической поэме», свидетельствует, что первые успехи колонистов были связаны с практическими общественно значимыми делами, такими как работа в мастерских, ремонт жилого дома и пр. Для детей дошкольного возраста первыми практическими общественно значимыми делами в моей группе является труд в уголке живой природы. Этот труд по уходу за растениями и животными считаем особо ответственным. Объясняем дошкольникам, что данный труд – не забава. Небрежность, забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, растению, иногда непоправимый. Рыбка погибнет, если её не накормить, не поменять воду в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. Разъясняя это детям, стараемся пробудить в них эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость, любовь, например, к рыбке, к улитке, к птичкам и т. д. Живая природа часто и без особых усилий со стороны взрослых вызывает со стороны ребят любопытство и симпатию, и желание помочь, заботиться и ухаживать. Но все эти добрые чувства только станут фактором нравственного, духовного, эстетического и физического воспитания, когда будет правильно организован труд дошкольника по уходу за растениями и животными. Например, в уход за растениями входит поливка и рассаживание. Кроме поливки, дети пяти-шести лет протирают плотные листья комнатных растений, обрезают ножницами сухие листья и ветки, рыхлят землю в цветочных горшках, моют их мокрой тряпкой или щеткой. Не реже двух раз в месяц протираем мягкой тряпочкой, смоченной в теплой воде, все надземные части растения (листья обязательно и с нижней стороны, что гарантирует от появления вредителей. Это ребёнок может сделать вместе с взрослыми. Работа очень полезна для развития любознательности ребёнка, внимания и чувства ответственности, приобретения им элементарных знаний о живой природе, умственного и эстетического воспитания.
Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают её необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта. Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то её истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своём большинстве являются именно перспективами трудовыми. И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия.
Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Поэтому главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А. С.Макаренко, являются:
• понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;
• доступность труда данного возраста по характеру и объёму, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащённость труда;
• присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;
• возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;
• включение в труд соревнования;
• чёткая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.
Также следует отметить, что немаловажен ручной труд. Именно он развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, её результат. В ручном труде особое место занимает конструирование различных неигрушечных механизмов из сломанных предметов домашнего обихода и их деталей (репродуктора, замка, электроплитки, электроутюга, которые можно разобрать на части и снова собрать). Занятия с ними очень полезны, так как активно развивают у детей старшего дошкольного возраста любознательность, интерес к технике, технические навыки. Фантазию, смекалку. Эта задача облегчается тем, что у многих детей, главным образом мальчиков, пробуждается подлинная страсть к«копанию» в настоящих механизмах. Систематическим должно быть и участие девочек и мальчиков в несложном ремонте книг, одежды, игрушек. Родители должны убедить детей в необходимости такого ремонта, обращении за помощью к старшим по своей инициативе. Так, в процессе самостоятельной работы ребёнка, а также совместной с другими членами семьи, да и в любое подходящее время взрослые могут с помощью загадок, пословиц, поговорок, отрывков из стихотворений повысить интерес ребёнка к труду, сделать труд физический ценным и для умственного развития.
Таким образом, распространение идей А. С. Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодёжи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о её растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современном образовании безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у М

10-02-2025

Любомирская Юлия Сергеевна

учитель-дефектолог

Каждое поколение людей выдвигает свои требования к образованию. Учить учиться, учить гибкому мышлению, учить самостоятельно выполнять различные задачи - вот в чем суть работы педагога. Самостоятельное приобретение знаний невозможно без умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, делать правильные логические выводы. Особую роль в интеллектуальном развитии играет логическое мышление.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Для полноценного развития логического мышления ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и навыков, т.е. приобрести так называемую "логическую грамотность".

Логическая грамотность понимается как свободное владение некоторым комплексом элементарных логических понятий и действий, оставляющих науку о логическом мышлении. Основой этого комплекса являются прежде всего общие логические навыки.

Общие логические навыки включают:

1. Способность выполнять логические действие классификации.

2. Способность определять знакомое понятие через родовые и видовые различия.

3. Умение строить простейшие выводы.

Эти навыки могут и должны быть сформированы уже в младшем школьном возрасте Но с учетом особенностей развития наших обучающихся, формирование логического мышления может быть искаженно по времени и иметь парциальные нарушения. Я хочу кратко остановимся на тех приемах, которыми ребенок должен овладеть в младшем школьном возрасте. Сначала немного теории, чтобы запомнить, что это за приемы. Итак:

Сравнение - это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между объектами и явлениями.

Систематизация - это мысленное построение системы, расположение объектов в определенном порядке, установление определенной последовательности между ними.

Обобщение - это мысленное объединение объектов и явлений в соответствии с их общими и существенными признаками.

Классификация - это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками.

Смысловое соотнесение - это мысленное сравнение, сопоставление объектов или явлений по их значению - функциям, назначению, другим внутренним свойствам и признакам (в отличие от внешних свойств и знаков).

Приведу примеры коррекционно-развивающих упражнений, ориентированных на формирование приема «Сравнение».

Упражнение «Найди сходства и отличия»

Цель: Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в сравнении.

Инструкция: Детям предлагается сравнить предметы на картинках отличающиеся:

- Одним отличительным признаком Н: цвет, форма, величина.

- Картинки для сравнения усложняются - совокупностью признаков Н: Цвет - величина, Цвет - форма, Цвет -детали предмета.



После того, когда обучающимися усвоен принцип анализа объекта и нахождение отличительных признаков на предмете, можно вводить работу с понятием.

Например: Необходимо сравнить корову и волка.





Сначала идут конкретные признаки внешнего различия, и только потом, параллельно с усвоением обобщающих понятий идут различия на обобщающем уровне. Итак, вы видите, что в ходе сравнения ребенок учится определять общие и отличительные, а также существенные и несущественные свойства (признаки) предметов и явлений.

Особые трудности дети этого возраста испытывают при различении существенных и несущественных свойств. Поэтому здесь важно использовать простые и наглядные примеры.

Прием "Систематизация". Для того, чтобы овладеть методом систематизации, ребенок должен прежде всего уметь определять различные признаки предметов, а также сравнивать разные объекты по этим признакам. Другими словами, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения. Основные логические действия, которые требуются при выполнении систематизации, заключаются в сериации объектов. Сериация - это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, находится в определенных отношениях с соседними элементами: выраженность в нем варьируемого признака одновременно больше, чем в одном из них, так и меньше, чем в другом. Игровой материал должен быть не только визуальным (наглядным), но и вербальным (словестным).

Упражнение «Продолжи».

Цель: Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в систематизации.

Инструкция: Детям предлагается сравнить серию предметов по размеру, количеству деталей т.д.



На первой картинке признаком последовательности является величина, на второй картинке признаком является количество, на третьей - целостность объекта, на четвертой признаком для систематизации является обобщающий признак. Также можно использовать систематизацию картинок в области применения и использования предметов, объединяя их в группы.



Примером систематизации можно считать и серию сюжетных картинок. Где в основе объединения будет сюжетная линия.



Перейдем к приему «Обобщение» и «Классификация». Чтобы «обобщать», дети должны знать обобщающие слова. Только при этом условии возможно осуществление обобщения и последующей классификации. С такими словами они знакомятся обычно в процессе общения со взрослыми - в беседах, при чтении детской литературы, при выполнении разнообразных поручений, а также непосредственно в игровой и учебной деятельности. Вместе с тем, более эффективными являются специально организованные занятия, в которых детям даются обобщенные названия, соответствующие их уровню знаний и жизненные представления. Обобщающие слова, которые редко используются в их речи, трудны для младших школьников. В младшем школьном возрасте обучающийся должен научиться группировать в уме различные объекты, по определенному признаку.

Чтобы осуществить классификацию, необходимо уметь анализировать материал, сравнивать (соотносить) отдельные его элементы друг с другом, находить в них общие черты, обобщать на этой основе, распределять объекты по группам на основе выделенных в них общих признаков и отраженных в названии группы. Таким образом, реализация классификации предполагает использование методов сравнения и обобщения. Однако, кроме того, полное овладение этой техникой требует ознакомления ребенка с правилами классификации как логической операции, а также с родовыми и специфическими особенностями взаимосвязи понятий разного объема.

Упражнение «Что это?».

Цель: Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в обобщении.

Игра проводится на этапе когда дети уже знакомы с обобщающими понятиями. Игра на обобщения, предполагается как словесная, но на начальном этапе можно давать детям опорные картинки.

Инструкция: Сначала предполагается обобщение понятий из повседневной жизни (игрушки, животные, фрукты, овощи и т.д.).



Затем в схему игры можно включать понятия времени.

Времена года.



Части суток.



И т.д. Усложнить упражнение можно по схеме «продолжи цепочку. H: огурец, помидор, картофель (продолжи)… яблоко, груша, апельсин (продолжи)… или H: Назови каждую группу одним словом:

а) Вера, Надежда, Любовь, Елена - …

б) стол, диван, кресло, стул.- …

в) понедельник, воскресенье, среда, четверг - …

г) январь, май, март, июль - …

д) Москва, Баку, Кишинёв, Тверь - …

е) чашка, блюдце, стакан, кастрюля - …

ж) морковь, свекла, лук, картофель - …

Мы вкратце остановились на коррекционно-развивающих упражнениях, которые можно использовать с любым наполнением, на любом этапе и в любой форме коррекционной деятельности. Резюмируя своё выступление и выступление моих коллег, хочу подчеркнуть, что наша основная задача как специалистов работающих с детьми с особыми возможностями здоровья, не наполнить знаниями, а научить работать с материалом, научить ребенка правильно думать и рассуждать, и тогда ему по силам будет решить любую проблему. Будет ли это в рамках учебного предмета или задача которую поставит перед ним взрослая жизнь.

Ведь логика в буквальном переводе с греческого языка означает «Наука о правильном мышлении».


20-03-2025

Сергиенкова Ольга Витальевна

ГБДОУ детский сад №29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию Кировского района Санкт-Петербурга

Самостоятельная экспериментальная деятельность детей в детском саду: важность и значение
Детский сад — это не только место для игр и общения, но и важнейшая площадка для развития познавательных способностей ребенка. Одним из ключевых аспектов образовательной программы детского сада является самостоятельная экспериментальная деятельность. В этой статье мы рассмотрим, почему такая деятельность важна для гармоничного развития детей и какие преимущества она приносит.
Что такое самостоятельная экспериментальная деятельность?
Самостоятельная экспериментальная деятельность подразумевает процесс исследования окружающего мира через эксперименты, наблюдения и практические опыты, проводимые детьми самостоятельно или под минимальным руководством взрослых. Это может включать в себя изучение свойств воды, песка, магнитов, растений и многих других объектов и явлений природы.
Почему это важно?
1. Развитие познавательного интереса. Экспериментирование стимулирует любопытство и желание узнать больше о мире вокруг. Дети начинают задавать вопросы, искать ответы и делать выводы, что способствует развитию критического мышления.
2. Формирование практических навыков. Через эксперименты дети учатся использовать различные инструменты и материалы, развивая мелкую моторику и координацию движений. Они также приобретают навыки планирования и выполнения заданий, что полезно для дальнейшей учебной деятельности.
3. Уверенность в себе. Успешное проведение экспериментов повышает самооценку ребенка. Когда ребенок видит результаты своей работы, он чувствует гордость и уверенность в своих силах, что мотивирует его продолжать учиться и исследовать новое.
4. Социальное взаимодействие. Совместные эксперименты помогают детям развивать коммуникативные навыки, учиться работать в команде, делиться идеями и помогать друг другу. Это важный этап подготовки к школе и дальнейшему взаимодействию в обществе.
5. Разнообразие подходов к обучению. Самостоятельная экспериментальная деятельность позволяет каждому ребенку двигаться в своем темпе и выбирать интересные ему темы для изучения. Такой подход делает обучение более индивидуальным и эффективным.
6. Эмоциональное развитие. Процесс эксперимента вызывает положительные эмоции, такие как радость от открытия нового, удивление и восхищение. Эти чувства способствуют формированию здоровой эмоциональной сферы и повышают интерес к учебе.
7. Подготовка к школьному образованию. Опыт самостоятельного исследования помогает детям лучше адаптироваться к школьной программе, где часто требуется умение анализировать информацию, проводить эксперименты и делать выводы.
Как организовать самостоятельную экспериментальную деятельность в детском саду?
Для успешного внедрения такой деятельности в образовательный процесс необходимо создать соответствующие условия:
o Обеспечение безопасности. Все эксперименты должны проводиться в безопасной среде, чтобы исключить риск травмирования детей.
o Подбор материалов. Важно предоставить детям разнообразные материалы для экспериментов: воду, песок, камни, растения, магниты и другие предметы, которые позволяют изучать свойства различных веществ и явлений.
o Руководство педагога. Хотя основная идея заключается в самостоятельности, педагоги должны быть готовы предложить идеи для экспериментов, поддержать инициативу детей и помочь им в случае затруднений.
o Создание пространства для творчества. Детям нужно пространство, где они смогут свободно перемещаться, играть и экспериментировать. Важно предусмотреть зоны для грязных опытов (например, с водой или песком), а также места для хранения инструментов и материалов.
o Интеграция в повседневную жизнь. Экспериментальная деятельность должна стать частью повседневной жизни детского сада, а не ограничиваться отдельными занятиями. Это позволит детям постоянно сталкиваться с новыми открытиями и поддерживать интерес к познанию.
Заключение
Самостоятельная экспериментальная деятельность играет ключевую роль в развитии детей дошкольного возраста. Она помогает формировать важные навыки, такие как критическое мышление, уверенность в себе и социальные компетенции. Воспитатели и родители должны поддерживать и поощрять исследовательские стремления детей, создавая благоприятные условия для их развития.

09-03-2025

Докалов Максим Иванович

студент, ШГПУ, г. Шадринск

Аннотация

В данной статье рассматривается процесс формирования технологических умений у будущих сварщиков через призму основ материаловедения. Целью данного исследования является анализ методов и подходов, позволяющих эффективно развивать навыки, необходимые для выполнения сварочных процессов. Важность данной темы обусловлена растущими требованиями к качеству и надежности сварных соединений в различных отраслях промышленности. В современных условиях, когда применение новых материалов и технологий становится обычным, важно, чтобы будущие сварщики обладали не только практическими навыками, но и теоретическими знаниями, позволяющими им ориентироваться в сложных ситуациях на производстве.
Задачи работы заключаются в исследовании методологических подходов к обучению и оценке эффективности технологий курсов по материалам и сварке. В ходе исследования будет проведен анализ методов формирования умений, таких как практические занятия и использование современного оборудования для сварки, что поможет подготовить студентов к профессиональной деятельности. Аннотация акцентирует внимание на учебных материалах для будущих сварщиков, чтобы они лучше понимали свойства материалов при сварке. Понимание характеристик материалов важно для качества продукции. Исследование включает принципы и особенности различных типов сварки и материалов. Формирование умений у будущих сварщиков включает методические подходы, современные технологии и теоретические знания о свойствах материалов. Исследование выявит эффективные практики для улучшения учебного процесса и подготовки специалистов, повысив их конкурентоспособность и укрепив отечественную промышленность.
Разработка комплексной программы обучения, учитывающей выявленные аспекты и рекомендации по оптимизации образовательного процесса, станет важным шагом к качественной подготовке квалифицированных специалистов.

Материалы и методы исследования
Методы формирования умений

Формирование технологических умений у будущих сварщиков требует комплексного подхода с использованием различных методов. Основным является практическое обучение, развивающее навыки работы с оборудованием через лабораторные работы под руководством преподавателей. Современные симуляторы сварки позволяют безопасно тренироваться и развивать технические и когнитивные навыки. Студенты могут экспериментировать с параметрами сварки, что помогает понять их влияние на качество соединения. Метод проектного обучения включает создание проектных работ, где студенты анализируют процесс сварки, выбирают материалы и обосновывают технологии, развивая критическое мышление, командную работу и навыки планирования.
Эффективным методом формирования умений является междисциплинарный подход, объединяющий знания из механики, физики и материаловедения. Это помогает студентам понять работу сварщика в производственной цепочке. Изучение физики процессов сварки улучшает понимание термических эффектов и изменений в структуре металла, что влияет на качество соединения.

Индивидуализированное обучение учитывает уровень подготовки, интересы и потребности студентов. Использование персонализированных планов обучения повышает мотивацию и эффективность. Обратная связь с учащимися помогает оценить их успехи и дать рекомендации. Интеграция разнообразных методов создаст основу для формирования технологических умений будущих сварщиков в меняющемся окружении.

Результаты и обсуждение
Используемые материалы

В рамках формирования технологических умений будущих сварщиков важное место занимает изучение материалов, которые применяются в сварочном процессе. Очевидно, что сварка — это работа с различными металлургическими и неметаллическими материалами, каждое из которых имеет свои уникальные свойства и функции. В ходе занятий по основам материаловедения студенты знакомятся с несколькими основными группами материалов, которые найдет свое применение в профессиональной деятельности сварщиков.
Внимание уделяется углеродным, нержавеющим сталям и цветным металлам, включая алюминий. Углеродные стали известны прочностью, нержавеющие — коррозионной стойкостью. Знание типов сталей важно для сварщиков. Сварка алюминия требует высокой температуры и специальных материалов, что изучается на практике и теории для обеспечения качественного соединения.
Изучение неметаллических материалов, таких как полимеры, важно для композитов. Знания о их свойствах могут повысить квалификацию сварщиков и расширить карьерные возможности. Адаптация к новым материалам требует высокой техничности и глубокого понимания свойств. Программа занятий включает исследования новых сплавов и материалов, что помогает студентам быть в курсе трендов и готовит их к работе в современных условиях.

Достижения в обучении

Анализ результатов, полученных в процессе формирования технологических умений у студентов, позволяет сделать выводы о высоких достижениях в обучении и их влиянии на профессиональную подготовку будущих сварщиков. В ходе занятия по основам материаловедения была замечена значительная положительная динамика в овладении практическими навыками, необходимыми для работы в условиях реального производства. Основными инструментами этой динамики стали практические занятия, проектная деятельность и использование современных образовательных технологий.

Ключевым достижением стало улучшение качества сварных швов. Студенты, работая с разными материалами и используя симуляторы, уменьшили количество дефектов и повысили уверенность. Их теоретическая подготовка улучшилась, они лучше понимают свойства материалов и методы контроля качества. Более 80% студентов показали хорошие результаты на тестах благодаря активному вовлечению в учебный процесс. Кроме того, работа над сварными конструкциями улучшила навыки командной работы и принятия решений, подчеркивая важность практики и междисциплинарного подхода.

Таким образом, достигнутые результаты формирования технологических умений у студентов демонстрируют высокую эффективность применяемых методов обучения. Они подтверждают необходимость продолжения использования интегрированных подходов в образовательных процессах, направленных на подготовку квалифицированных специалистов, готовых к современным вызовам в сфере сварочного производства и материаловедения. Более того, эти успехи становятся основой для дальнейших исследований и улучшения образовательных программ в данной области.

Обсуждение проблем и решений

В процессе обучения будущих сварщиков возникают различные проблемы, которые могут значительно влиять на качество формирования технологических умений. Следует отметить, что эти проблемы могут быть связаны как с организационными, так и с методическими аспектами обучения. Важным является понимание каждого из этих факторов, чтобы разработать эффективные решения и обеспечить высокое качество подготовки специалистов.
Одной из главных проблем является недостаток практической базы и оборудования в учебных заведениях, что ограничивает возможности студентов в овладении навыками. Для решения необходимо сотрудничество с предприятиями для предоставления ресурсов и создания партнерств, что позволит студентам проходить стажировки и получать опыт работы в реальных условиях.Проблема обучения сварщиков заключается в отсутствии профессиональной ориентации, что усложняет выбор направления и демотивирует студентов. Внедрение карьерного консультирования поможет определить цели и направления обучения. Важно улучшить теоретические знания с помощью различных методов, таких как проблемное обучение и кейс-методы. Также следует повысить мотивацию студентов через мастер-классы, экскурсии на производство и участие в конкурсах, чтобы они осознали важность усилий в обучении.
Таким образом, решение указанных проблем требует комплексного подхода, который сможет объединить усилия преподавателей, студентов и работодателей. Только так можно будет обеспечить качественное образование, соответствующее современным требованиям рынка труда в сфере сварочного производства.

Заключение
Основные выводы исследования

Исследование показало значимость системного подхода к обучению будущих сварщиков, сочетающего теорию и практику для подготовки студентов к реальным условиям работы.
Первым важным выводом является то, что успешное освоение технологий сварки напрямую связано с глубинным пониманием свойств материалов. Студенты, которые активно изучали основы материаловедения, показали лучшие результаты как в теории, так и на практике. Это подтверждает предположение о том, что знание характеристик различных материалов и их поведения во время сварки значительно повышает качество выполняемых работ. Таким образом, интеграция курсов по материалам в учебную программу для сварщиков является необходимым условием для формирования высококвалифицированных специалистов[22].
Вторым важным аспектом исследования является подтверждение эффективности практического обучения. Практические занятия, симуляторы сварки и проектные работы продемонстрировали результативность в формировании необходимых умений и навыков. Студенты, участвовавшие в таких занятиях, были более уверены и показывали лучшие результаты, что открывает перспективы для развития образовательных программ, акцентирующих внимание на практике.
Третий вывод касается междисциплинарного подхода в обучении, который сочетает знания из физики, механики и технологий материалов. Это помогает будущим сварщикам оценивать свои действия и принимать обоснованные решения, развивая критическое мышление и повышая качество сварочных соединений.
Выявлены проблемы, такие как дефицит оборудования и нехватка информации о рынке труда, что подчеркивает необходимость сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями для улучшения обучения и карьерного консультирования. Это повысит мотивацию специалистов. Исследование подтверждает, что качественное образование в сварочных технологиях невозможно без формирования технологических умений. Повышение стандартов программы и взаимодействие с промышленностью создадут платформу для успешного обучения квалифицированных кадров в сварочной отрасли.

20-03-2025

Попова Оксана Владимировна

Музыкальный руководитель

Эмоциональное восприятие прекрасного детьми раннего возраста на музыкальных занятиях.
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Для ребенка раннего возраста характерно чувственное познание действительности, которое развивается, углубляется за счет модальности (зрительных – цвет, форма, величина; слуховых – голос человека, музыкальные звуки, звуки природы; осязательных – воздействие разнообразных предметов на тактильные, температурные рецепторы; вкусовых – сладкое, кислое; обонятельных – запахи), и вестибулярных ощущений – разнообразные движения, интенсивности (степени яркости, громкости, скорости движения) и продолжительности ощущений. При сочетании этих факторов отмечается новизна сенсорных воздействий. Уникальность периода раннего детства – в остром восприятии окружающего мира, особом мире чувств и представлений.
Многолетние исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослым и обеспечение условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, доверие к другим людям, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение и др. Определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослыми и ведущая предметная деятельность.
Развитие ребенка не ограничивается освоением предметных действий, овладением речью и игровой деятельностью. Все это может служить основой для вхождения малыша в широкий мир художественной культуры, приобщения его к разным видам художественно – эстетической деятельности. Даже самые маленькие дети способны проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам, воспринимать красоту окружающего мира. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.
Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у ребенка обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту окружающего мира – природы, человеческих отношений, мира вещей. Малыш начинает более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учится замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
В сфере художественно-эстетического развития задачами педагогической работы является формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие.
Формируя музыкальное восприятие у детей раннего возраста, педагог знакомит их с произведениями, которые расширяют представления малышей об окружающем мире, обогащают их эмоциональный опыт.
Дети от 2 до 3 лет отличаются повышенной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно. От эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на музыкальных занятиях. Важно не только заинтересовать и удержать внимание малышей, но и помочь им усвоить новый материал, новые знания.
Обычно в двухлетнем возрасте дети приходят в наше дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №15 “Медвежонок”, и наиболее важной задачей в этот период – является успешная адаптация ребенка. Непросто наладить контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку – войти в новый, непривычный для него мир детского сада.
Каждый из педагогов по-своему помогает малышу в этот период, а музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, к.т. эти занятия объединили музыку и пение, движение и слово. Малыши, придя в садик, начинают говорить свои первые слова – “мама”, “папа”, “би-би”, “ав-ав”, словарный запас еще не велик, но среди этих слов есть и “ля-ля”. Обращаясь ко мне, они говорят “ля-ля”, что означает “пойдем петь, танцевать играть, пойдем туда, где музыка”. Желание и потребность детей слушать музыку, петь, танцевать, ярко выражена в этом возрасте.
В своей работе я широко использую малые фольклорные жанры. Малыши откликаются на потешки, попевки, поговорки, колыбельные, созданные русским народам в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, дети играют в ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются в такт тексту. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук. Пальчиковые игры с пропеванием слов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать.
Музыкальные занятия направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности:
• слушание,
• подпевание и пение,
• музыкально-ритмические движения.
Детям должно доставлять радость пение взрослых. Только на основе положительных эмоций у малышей возникает желание приобщиться к этому замечательному виду музыкальной деятельности. Очень важен выбор песни. Прежде всего, я ориентируюсь на уровень общего и музыкального развития детей данной группы, уровень познавательных процессов, внимания, воображения, речи, музыкальных способностей. В течение года с детьми на музыкальных занятиях мы разучиваем 8–10 песенок. Кроме песен для пения есть песенки, которые дети слушают, их в течение года 5-7. Не следует увеличивать количество песен для пения и слушание, т.к. количество не переходит в качество. Малыши любят повторения, знакомые песенки поют чище и увереннее, а слушают – внимательнее и радостнее.
Охотнее и радостнее дети поют с музыкальным сопровождением, но чище интонируют, подстраиваясь к голосу, поэтому я чередую пение с “голоса”, пение с проигрыванием только мелодии и пение с аккомпанементом. Но активнее и успешнее поют малыши, если обращаются непосредственно к персонажу песни и за этим следует какое-либо конкретное действие. Например, когда мы пели песенку “Оденем мишку на прогулку”, мы после каждого куплета надевали на мишку ту одежду, о которой пелось в песенке. Сначала это были теплые штанишки, потом – пальтишко и затем шапка. Малыши радостно и с интересом подпевали и помогали мишке одеваться.
Дети в этом возрасте очень любят “учить” взрослых. Если во время музыкальных занятий в зал заглядывает кто-нибудь из персонала, или приходит кто-то из героев по сценарию, дети приглашают гостя послушать, как они умеют петь, или предлагают выучить песенку, усердно повторяя ее 2-3 раза. При этом очень внимательно следят, как поет взрослый, и радуются, видя плоды своих “трудов”. Такая заинтересованность стимулирует детей, и они активнее участвуют в пении.
Песенный репертуар очень разнообразен. Если в начале года песенки очень простые, т.к. моей основной задачей является – эмоциональная отзывчивость детей и побуждение их к подпеванию, то к середине года постепенно включаю и более сложные песни. Дети попевают мне, а некоторые из них уже поют от начала до конца.
Следующий основной вид деятельности – слушание. На музыкальных занятиях малыши слышат много музыки. Музыку разучиваемых песен и музыку, сопровождающую движения (ходьбу, бег, пляски, игры), то есть ту, которая выполняет важную, но прикладную роль. Однако дети 2-3 лет с удовольствием и заинтересованно слушают музыку в течение 1-1.5 минут. На своих занятиях я использую программные музыкальные пьесы, записи детских песенок, колыбельных и плясовых на аудио кассетах, с удовольствием дети слушают поющих кукол, и конечно мы слушаем классическую музыку. Малыши с интересом слушают отдельные произведения П.Чайковского, С. Прокофьева, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шуберта. Если на занятиях бывает малыши не слушают заинтересованно, то остальные с интересом прислушиваются, один, двое могут остаться безучастны. Но, ни разу, ни один ребенок не выразил желание встать и уйти во время слушания.
Привить интерес и желание слушать музыку трудоемкий и кропотливый процесс, который помогает формировать музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку. Каждый ребенок воспринимает классическую музыку по- своему. Музыка – это самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые любим или не любим, воспринимаем и понимаем одно и то же музыкальное произведение по – разному.
Работа над музыкально- ритмическими движениями тоже требует особого внимания, т.к. направлена не только на эмоциональное развитие детей, но и на развитие коммуникативных качеств: воспитания навыков общения с взрослыми и сверстниками и обогащение малышей разнообразными радостными впечатлениями. Решаются не только музыкальные задачи, но и элементарные компоненты музыкального мышления и чувства ритма, развивается двигательная активность, внимание, память.
Это самая любимая и самая веселая часть музыкального занятия и является наиболее эффективным способом активизации всех малышей. В этом виде музыкальной деятельности очень важна роль воспитателя, к.т. он показывает, играет и танцует вместе с детьми, выполняет упражнения с флажками, султанчиками, платочками. Движения под веселую, живую музыку радует малышей, что само по себе очень важно. Положительные эмоции облегчают обучение, дети очень любят танцевать. В своей работе я использую несколько видов плясок, доступных детям 2-3 лет.
Пляска с участием воспитателя: дети выполняют плясовые движения, подражая взрослому.
Пляска сопровождается пением, то есть текстовым подсказом.
Свободная пляска детей: без участи взрослых. Здесь проявляется творческий потенциал ребенка.
Пляски с атрибутами (куклами, колокольчика, погремушками, листочками, платочками): малышам нравятся такие пляски.
И, наконец, музыкальные игры. Малыш не может остаться равнодушным к веселой и шумной игре, часто эмоции переполняют их. Большинство игр сюжетно-ролевые, включают “перебежки- до

20-03-2025

Поляков Виктор Викторович

Концертмейстер МКУ ДО ''Ольховатская ДШИ''

Непременным критерием результативной работы концертмейстера является его психологическая подготовленность и решимость действовать наиболее эффективно в достижении поставленной цели. Деятельность исполнителей на народных инструментах отличается от деятельности инструменталистов симфонических оркестров. Однако, те и другие используют вербальный способ диалога и взаимопонимания, творя и переживая музыку. Требование к универсальным коммуникативным способностям для концертмейстеров актуально всегда, наряду с исполнительскими и педагогическими способностями, навыками чтения с листа и транспонирования.
В моей практической деятельности концертмейстера культуры в хореографии, было немало затруднительных ситуаций, складывающихся в процессе ответственных выступлений, требующих тактического решения. Одна из таких ситуаций представлена мною в виде видеоматериала с открытого урока, на котором учащиеся, исполняя хореографическую постановку, переволновались, и не успели выполнить разворот из круга в линию. Что делать? Как поступить в данной ситуации, предотвратив в дальнейшем проявления сцено - фобии от страха перед повторением ошибок? Решение было простым и понятным для учащихся, и заключалось всего лишь в повторении музыкального предложения, никак не повлиявшего на качество произведения в целом.
Работа концертмейстера требует применения многосторонних знаний и умений в гармонии, полифонии, сольфеджио, истории музыки, педагогики и т.д. В этом хорошо помогает интернет. Так мои ученики узнали очень милую историю о том, что исполняемый ими танец ''Сиртаки'' был придуман на съемках фильма ''Грек Зорба'' в 1964 году. Тогда актер Энтони Куинн повредил ногу и вместе с хореографом Гиоргосом Провиасом они поставили танец со скользяще – тянущимся шагом. Весь мир тогда решил, что это – главный греческий народный танец, наподобие лезгинки у кавказцев. Греки не стали спорить, так как фильм ''Грек Зорба'' им полюбился, а танец Зорбы молниеносно стал самым популярным и очень скоро на законодательном уровне он был признан национальным греческим танцем, и во всем мире танец Зорбы стал известен как танец ''Сиртаки'' и стал одним из главных символов Греции.
Результативная работа концертмейстера во многом зависит от выбора музыкального материала для урока. В этом плане хореографы редко сами выбирают музыкальный материал и в основном доверяют выбору концертмейстера. Важно внимательно посмотреть, как исполняется движение, изображения каких чувств требует учитель от ученика. Можно, конечно, ничего особенного не искать, выучить несколько быстрых и четких этюдов на 2/4 и 4/4, несколько плавных мелодий на 3/4, и марш. Но если дело касается таких движений, где комбинируются несколько элементов (допустим, маленький бросок ноги, затем работа стопой или несколько плавных приседаний, потом резкий подъем на полупальцы и т.д.), то стоит подобрать музыку со схожим ритмическим рисунком. Существуют нотные сборники для уроков классического танца уже содержащие музыкальные примеры с разного рода ритмикой.
В балетных школах считается дурным тоном игра по нотам (если только не по клавиру балета). Концертмейстер должен держать в памяти большое количество разнообразного репертуара. Музыкант должен легко перестроиться с одного требования на другое, с уже обыгранного произведения на новое. Очень важна импровизация. Это только приветствуется. Нужно не стесняться выходить за рамки, и позволять себе некоторые темповые, динамические, и даже текстовые сдвиги относительно оригинала. На уроках музыка должна подстраиваться под учеников. Только созревший, грамотно воспитанный тандемом хореографа и концертмейстера молодой танцор сможет сам подчиняться музыке, уметь правильно ее интерпретировать и дарить нам со сцены тот самый единственный и непередаваемый цельный художественный образ.
Выбирая профессию концертмейстера нужно быть готовым оставаться на вторых ролях. Умение слушать, играть с партнером - очень важная деталь профессионального мастерства концертмейстера. Быть на втором плане и усиленно трудиться. Непрерывный труд и минимум признания - вот что такое профессия концертмейстера. Главное – в создании целостной впечатляющей звуковой картины – образа, рождающегося в совместной творческой деятельности.
Изучая особенности концертмейстерской деятельности можно определить, что для нее очень важна профессиональная мобильность музыканта – концертмейстера, которая имеет комплексную природу и включает не только профессиональные знания, исполнительские умения и навыки, но и целый комплекс личностно – психологических и социально – коммуникативных характеристик.
Содержательный (когнитивный) фундамент профессиональной мобильности музыканта – концертмейстера составляет система специальных знаний в различных областях музыкального искусства и концертмейстерской деятельности. Знания из области музыкальной теории и истории необходимы концертмейстеру для верного прочтения и адекватной интерпретации музыкального текста. Они являются той платформой, на которой базируется навык быстрой ориентации в нотном тексте, навык чтения с листа, необходимый в ежедневной работе концертмейстера. Эти знания позволяют концертмейстеру уже при визуальном анализе нотного материала осмыслить содержание и характер произведения, его жанр и стиль, форму и драматургию, тональный и гармонический план, тип фактуры, динамику, членение нотного текста на музыкально – смысловые комплексы и т.д. Без знаний в области гармонии, без навыков гармонического анализа невозможно научиться технике транспонирования музыкальных произведений, столь необходимой в профессиональной деятельности концертмейстера.
Я работаю концертмейстером в классе хореографии. И для моей результативной работы и работы моих коллег очень важно изучение терминологии танцевального экзерсиса. Так как репертуар концертмейстера должен быть полностью подчинен техническим задачам, которые ставит педагог – хореограф, концертмейстер обязан четко осознавать, что представляет собой то, или иное движение в ритмическом и темповом плане, а также понимать, какого оно характера. Поэтому одной из первых задач начинающего концертмейстера является изучение терминологии, используемой на уроках хореографии. Каждое движение балетного экзерсиса обозначается определенным французским термином, и существует определенная последовательность движений, исполняемых во время урока у станка и на середине зала. Большинство терминов отражает характер определяемых ими движений.
Работа дополнительного образования заключается в развитии творческих способностей учащихся. Занятия хореографией – это прекрасная возможность развить не только двигательные навыки, но и музыкальность. Поэтому важна работа концертмейстера в классе. Результативная работа концертмейстера должна быть хорошо продумана и организована. На ней строится та база, которая потом формирует основу для успешной реализации задач дополнительного образования.

20-03-2025

Матвиенко Ольга Николаевна

учитель, КГБОУШИ 5 г. Хабаровска

Дифференцированный подход на уроках русского языка в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса-дифференцированным обучением».
Н.М. Шахмаев
Функция дифференцированного обучения
Обучение каждого ученика максимальными возможными условиями гармоничного развития на основе выбора содержания образования и создания благоприятных условий в социальном окружении.
Дифференциация-процесс обеспечения условий для дифференцированного обучения.
Дифференциация-важнейший фактор развития познавательной активности обучающихся на основе развития их интереса и познавательных потребностей.
Внутренняя дифференциация:
-учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах.
-использование на занятиях с детьми одного класса различных методов и средств, обеспечивающих максимальное развитие способностей, склонностей, удовлетворение познавательных потребностей и интересов каждого ученика.
Индивидуализация-предельный вариант дифференциации. Цель дифференциации-индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учёта в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого ученика.
Дифференцированный подход-важнейший принцип воспитания и обучения.
Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика.
Задачи дифференцированного подхода
-Выполнение учебных программ каждым обучающимся.
-Улучшение учебной мотивации.
-Формирование ЗУН с опорой на ЗБР.
-Формирование личностных качеств: трудолюбия, самостоятельности, творчества.
Виды дифференцированного подхода
*по уровню сложности (что?)
*по объёму материала (сколько?)
По форме заданий (как?)
*по степени самостоятельности (каким образом?)
*по способам мотивации (для чего?)
Какие дети требуют дифференцированного подхода?
-заторможенные
-гиперактивные
-педагогически запущенные
-агрессивные
-с поведенчискими нарушениями
-с высоким уровнем познавательных способностей
-с низким уровнем познавательных способностей
-соматически ослабленные
-познавательно пассивные
-замкнутые
-тревожные
-с низким уровнем учебной мотивации
-с нарушениями моторики
-с нарушениями внимания
-с нарушениями речи
-кинестетики

Реализация дифференцированного подхода на этапе усвоения новых знаний
1. Приём привлечения обучающихся к определению темы урока

1 группа 2 группа 3 группа
формулируют формулируют формулируют
тему на основе тему на основе тему урока
умозаключений работы с по вопросам учителя
самостоятельно деформированным
словом, предложением
2. Приём привлечения учащихся к акту целеполагания

1,2,3 группы –на основе вопроса учителя с опорой на записанную сформулированную тему урока.
3. Приём практического наблюдения, исследования нового материала.
А) 1,2,3 группы запись в тетрадь
Б) 1,2 группы ответы на вопросы усложненного характера в процессе исследования
3 группа ответы на вопросы упрощенного характера в процессе исследования
В) 3 группа отвечают на закрытый вопрос учителя
2 группа отвечают на открытый вопрос учителя
1 группа синтезируют ответы 2,3 групп и делают общий вывод
4. Приём сравнения самостоятельно сделанного вывода с выводом в учебнике

1,2 группы самостоятельное прочтение 3 группа прочтение вывода
вывода по учебнику (про себя) со вслух, вставка с помощью
вставкой недостающих или учащихся 1,2 групп.
пропущенных сведений.
5. Использование наглядных методов обучения на протяжении всего этапа сообщения новых знаний.
Для 1 группы : опорные схемы, таблицы
Для 2,3 групп: таблицы с полной информацией, изобразительная и предметная наглядность.


Реализация дифференцированного подхода на этапе закрепления
Закрепление

Знаний (устные задания) умений (тренировочные упражнения)
Педагогический приём дифференциация по уровню познавательных возможностей обучающихся
сильные средние слабые
Использование индивидуальных карточек Самостоятельно с усложнением С небольшой помощью С помощью учителя
Групповые задания Самостоятельно в тетради У доски с пояснением С помощью учителя в тетради или на карточках
Взаимопомощь (1 вариант) Делает самостоятельно, затем помогает среднему Выполняет при помощи сильного ребёнка Выполняет при помощи учителя
Взаимопомощь (2 вариант) Выполняет у доски под диктовку учителя Выполняет на местах под диктовку учителя. На этапе проверки сверяются с написанным на доске Работают с карточками. На этапе проверки сверяются с написанным на доске.
Речевые разминки Читают слова Читают слоги Читают буквы, произносят звуки
Заучивание стихотворений Заучивают по тексту Заучивают и воспроизводят с опорой на картинный план
Беседа по содержанию пройденного материала Дают ответ полными предложениями Повторяют за учителем или за сильным учеником
Разнообразные приёмы при чтении текста Чтение по цепочке
Использование дополнительного материала Работают в специальных рабочих тетрадях, прописях, контурных картах, на карточках Работают по обводке, в раскрасках
Игры, игровые задания Разгадывают ребусы, кроссворды в парах. Осуществляется контроль сильного ученика над средним Решают простые ребусы, кроссворды при помощи учителя
Соревнования команд. Разделение детей в команды по случайному признаку Задания даются каждому ребёнку индивидуально, дифференцируются по степени сложности и по объёму с учётом возможностей детей

Реализация дифференцированного подхода на этапе повторения пройденного материала
Педагогический приём Дифференциация по уровням познавательных возможностей обучающихся
сильные средние слабые
Разноуровневые задания Работа с учебником Работа по карточкам Беседа. Выполнение задания у доски с помощью учителя
Работа по карточкам Задания дифференцируются по степени сложности и по объему
Работа по карточкам Ответить на вопросы по пройденному материалу Выбрать верный ответ из трёх вариантов Выбрать верный ответ из двух вариантов
Дополнительные задания Даются сильным детям после выполнения работы как поощрение
Показ учебного фильма Составить план увиденного Пересказать увиденное Сделать зарисовку, иллюстрацию к увиденному
Сюжетно-ролевые игры
Составление технологических карт, инструкций по изготовлению объектов трудовой деятельности
кроссворд



18-10-2023

Гноевая Анна Сергеевна

воспитатель, МБДОУ "Улыбка" ЯНАО г.Ноябрьск

Готовность ребенка к школьному обучению должна быть как интеллектуальной, так и личностной (нравственно-волевая готовность, интерес к учению в школе, желание стать школьником).
Программа воспитания и обучения детей подготовительной к школе группы предусматривает дальнейшую воспитательно-образовательную работу, которая обеспечивает всестороннее развитие детей и их специальную подготовку к тем предметам, которые будут изучать первоклассники в школе. Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс более глубокой подготовки.Необходимо обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.Эта готовность должна быть как интеллектуальной,так и личностной.
Интеллектуальная готовность обеспечивается наличием у ребенка запаса знаний,представлений и обязательно уровнемразвития его интеллектуальных процессов,т.е ценных качественных особенностей детского мышления.Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень развития высших психических процессов ребенка: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и речи, а также наличие необходимого запаса знаний об окружающем.
К моменту поступления в школу ребенок должен знать свой адрес, название страны и населенного пункта, где он живет; знать имена и отчества своих близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать дни недели, месяцы; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Кроме того, ребенок должен уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.
Обобщая, можно говорить, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
• дифференцированное восприятие (может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов восприятия (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета);
• развитое внимание (способен работать, не отвлекаясь, в течение 10 минут, переключать внимание с одного вида деятельности на другой);
• развитое наглядно-образное мышление (может собрать разрезную картинку из 6-8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, способен ориентироваться на плане комнаты);
• аналитическое мышление (способен перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия – мебель, молочные продукты, водный транспорт и т.д.; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ и др.);
• развитое непосредственное запоминание (способен воспроизвести не менее 7 слов из 10-ти при трехкратном повторении; может воспроизвести стихотворение из 4-8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6-7 фигур из показанных 9-ти);
• логическое запоминание (способен запомнить 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу);
• развитое воображение и творческое мышление (способен превратить геометрическую фигуру в какой-то предмет/картинку, дорисовав линии в соответствии со своим замыслом);
• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• овладение разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
• развитие тонких движений руки и зрительно-моторных координаций.
Интеллектуальная готовность обеспечивается наличием у ребенка запаса знаний, представлений и обязательно уровнем развития его интеллектуальных процессов, т.е.ценных качественных особенностей детского мышления.
Исключительно важна личностная готовность: положительное отношение к школе, желание учиться, приобретать знания, трудиться.
Личностная готовность – это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль - роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни, иметь новый уровень свободы и ответственности. Его уже не удовлетворяет положение детсадовского малыша – он равняется на старших детей. Появление такого нового самосознания сигнализирует о готовности ребёнка к новой общественной роли – позиции «школьника».
Не менее важна для общего развития и подготовки ребенка к школе воспитательно-образовательная работа вне занятий, в повседневной жизни. Она осуществляется, под руководством воспитателя. А именно в процессе выполнения детьми режима, когда у них складываются гигиенические и культурные навыки и привычки, осуществляется закаливание организма и развитие движений; при наблюдении природы и доступных явлений общественной жизни; во время посильного труда(дети выполняют обязанности дежурных, поручения); в ходе совместных игр и т.д.
Многое внимание уделяется воспитанию правильных отношений между сверстниками, между детьми и взрослыми -доброжелательных, внимательных и заботливых, уважительных.
Поощряем ценные проявления ребенка по отношению к людям.
Успешная подготовка детей к школе предполагает усвоение всей программы детского сада.

21-01-2025

Шайхрамова Гульчачак Фаниловна

Учитель, МОБУ СОШ с. Авдон

Тема моего мастер-класса «Использование интерактивных образовательных платформ на уроках в начальной школе».
- Наши дети, словно эти воздушные шары. Такие же яркие, уникальные, непохожие друг на друга.
Цель и задача моей работы - удивлять ребенка и на этом удивлении строить обучение. Легче и интереснее это происходит при использовании интерактивных образовательных платформ.
В настоящее время огромное значение в вопросе повышения мотивации обучающихся придается интерактивным образовательным ресурсам.
В связи с переходом на ФГОС изменяется социальный статус ребёнка и увеличивается его потребность в самовыражении. Современные дети значительно отличаются сейчас от учеников, которые были в недавнем прошлом. Возросла информированность детей; современные дети мало читают. Телевидение, фильмы, видео вытесняют чтение как познавательную деятельность, также для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками, наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного и интеллектуального развития.
Поэтому для обучения современных детей необходимо использование современных технологий.
Скажите, лично для вас – образовательные платформы – это полезная вещь? Для чего они вам нужны? Как часто вы ими пользуетесь?
Сегодня я наглядно покажу, как использую интерактивные технологии при работе с детьми на уроках.
Первая платформа – это платформа Wordwall.
Wordwall - универсальный учебный ресурс, который помогает решить одну из главных задач образовательного процесса - повышение мотивации учащихся!
С помощью этого ресурса можно организовать дифференциацию и индивидуализацию обучения, создавая интерактивные или печатные упражнения с учетом возможностей каждого ребёнка. И все это - в один клик!
Давайте попробуем для более активной и наглядной работы посмотреть, как это выглядит с позиции учеников. Попрошу перейти по куар коду на эту платформу. Вы видите его на экране. Наиболее часто используемые шаблоны игр: «Сопоставление», «Расшифровать», «Диаграмма с этикетками», «Случайные карты», «Случайное колесо», «Анаграмма», «Составление пар», «Виселица», «Кроссворд». Платформа дает большой выбор готовых игр и заданий по всем предметам и темам с 1 по 11 класс.
Среди младших школьников живой интерес вызывает «Колесо фортуны», который предлагает случайный выбор заданий, вопросов. А я чаще всего использую для опроса детей. (Включаю колесо)
Вашему вниманию я предлагаю небольшую викторину по теме «Мой край – Башкортостан». На экране появится вопрос и несколько вариантов ответов. Итак, начинаем! (Игра)
Как видите, это довольно быстро и просто.
Еще один простой, но полезный сервис, который позволяет генерировать различные задания для учеников BLOG.NILS. Сервис даёт возможность сгенерировать кроссворды, головоломки и таблицы Шульте, которые развивают периферическое зрение у детей и взрослых.
Давайте создадим головоломку «Найди слова», для закрепления изученных словарных слов. Перейдите по куар коду. Найдите шаблон головоломка «Найди слова.» У вас на столах список словарных слов. Вам нужно будет ввести словарные слова. Дальше нажать «Сгенерировать страницу» Получаем готовый материал для работы, можно распечатать и раздать детям.
Следующая образовательная платформа Joyteka.
1. Платформа позволяет создавать викторины на любую тему, с различным количеством и содержанием заданий, всё зависит от вашей фантазии и образовательных целей.
2. На Joyteka можно проверить знания по любой теме в форме теста.
3. Можно создать игру «Термины», которая позволяет формировать знания о различных понятиях и учиться их объяснять.
4. Также на данном сайте можно создать образовательную игру «Квест», она представлена комнатой со спрятанными заданиями, выполнив которые можно открыть дверь и выйти из комнаты. Это один из самых интересных сервисов данной платформы, ребятам очень нравится выполнять задания, ведь перед ними стоит цель – выйти из комнаты. Это очень интересно и необычно! Поэтому, я бы хотела продемонстрировать вам вариант комнаты, задания которой формируют финансовую грамотность (играем в квест-комнату). Переходите по куар-коду.
Уважаемые члены жюри, сегодня я показала вам лишь малую часть возможностей использования интерактивных образовательных платформ.
Из моей практики могу сделать вывод , что зерно успеха заключено в том, что использование интерактивных технологий не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. В чем мы с вами сейчас и убедились.
Главное для меня уметь удивлять и удивляться и этому учить моих детей. А метод - он настолько хорош, насколько хорош Учитель его применяющий… Я надеюсь, что мой мастер-класс был для вас интересным и познавательным.
Спасибо за внимание и я готова ответить на ваши вопросы.

Поиск