Опубликованные материалы

23-04-2025

Мищерина Евгения Александровна

преподаватель

Клавирная музыка И.С. Баха всегда вызывает огромный интерес у исполнителей. Немного найдется концертов, конкурсов или фестивалей, где в программе не будет включено хоть одно произведение этого гениального композитора. Каждый, кто приступал к изучению клавирных сочинений Баха, сталкивался с проблемой их интерпретации в современных условиях.
Желание исполнять в том же стиле, который соответствует баховскому времени, нередко приводит музыканта в затруднительное положение. Некоторые исполнители приходят к единственно правильному по их мнению выводу, что эта музыка должна звучать на инструментах эпохи Барокко (В. Ландовска, Р. Кёртпатрик, Г. Леонхардт, И. Альгрим, Х. Фагиус). Существуют другие взгляды и другие интерпретаторы, которые считают, что старинные инструменты не способны передать богатство музыки Баха и для полноценного звучания необходим современный рояль (Г. Гульд, С. Рихтер, С. Фейнберг, Э. Фишер, А. Шифф, М. Юдина, Р. Тюрек, Е. Королёв).
Вопрос выбора инструмента – не единственный из тех сложностей, над которыми любому исполнителю баховской музыки предстоит задуматься. Например, тот факт, что И.С. Бах писал абсолютно «чистые» тексты без указаний на характер исполнения, безусловно затрудняет задачи интерпретаторов. Однако есть признанные доказательства, которые свидетельствуют о существовании свода правил, который традиционно передавался из поколения в поколение.
Музыка той эпохи не нуждалась в дополнительной расшифровке, так как И.С. Бах придерживался тех же обычаев, что и другие композиторы. Он предполагал, что исполнитель его произведений должен быть оснащен общими знаниями по поводу того, как решать эти проблемы. Но так как после смерти имя Баха на какое-то время было забыто, то частично эти знания были, к сожалению, утеряны. С 1829 года музыканты и исследователи пытаются восстановить утерянные знания и традиции. Начало было положено Ф. Мендельсоном. Под его управлением в тот год прозвучало произведение И.С. Баха «Страсти по Матфею». Впечатление было настолько сильным, что Берлинская певческая академия, где было осуществлено исполнение, включила это произведение в свой репертуар. Затем в 1850 году было создано «Баховское общество», которое ставило своей задачей найти и восстановить утерянные рукописи и возродить публичное исполнение произведений великого гения.
Решая проблемы исполнения, интерпретатор должен понимать для какого инструмента предназначено то или иное сочинение. Это знание необходимо для

выбора определенных выразительных средств: артикуляции, динамики, темпа, орнаментики. Рассмотрим вопрос, связанный с динамикой.
Для клавесинных пьес проблемы динамики перестают существовать, как только исполнитель определит правильную регистровку. Для коротких пьес и танцевальных частей достаточно одной звуковой окраски от начала до конца, в других случаях применяется основной тон или октавное удвоение. Если говорить о связи фортепиано и клавесина, то заметим, что в определенном смысле таковой связи просто не существует. Ничто не объединяет щипковый звук клавесина с теми звуковыми нюансами, которые возможны на фортепиано.
Поэтому перенос / воспроизведение клавесинных пьес на фортепиано представляет большие трудности. Прежде всего, следует ограничить употребление демпферной педали. Разрешение на ее применение имеет исполнитель, который владеет редким умением окрашивать отдельные звуки с помощью осторожной и тонкой дифференциации педальных и беспедальных эффектов. Не допустимы звуковые «пятна», наслоение гармоний и т.д.
В произведениях, написанных для клавикорда, также есть условие и довольно простое решение: нужно забыть об огромном динамическом диапазоне фортепиано и играть в пределах ppp-mf. На клавикорде diminuendo и crescendo может быть достигнуто с помощью туше. Но осуществить столь красивое и нежное звучание исполнителю баховского времени было не легко.
Требовалась особая практика звукоизвлечения. Клавиша этого инструмента была очень коротка и играть приходилось на самом краю, что создавало неудобство для первого пальца. Поэтому правила аппликатуры мастеров того времени, которые пытались исключить первый палец, были не так уж и нелепы, как может показаться с первого взгляда.
И.С. Бах был одним из первых композиторов, кто использовал активность первого пальца. Справедливости ради следует заметить, что это одновременно было обусловлено появлением клавикорда с более длинными клавишами.
Произведения, созданные для клавикорда, находятся в более выгодном положении с точки зрения современного исполнителя, так как звуковой образ и нотная запись часто соответствуют тому, что мы предполагаем услышать. Тем не менее, искусство крупнейшего пианиста-виртуоза не может в полной мере
«конкурировать» с тончайшими нюансами, которые были возможны на
«крошечном» клавикорде, не говоря уже об уникальном эффекте Bebung, воспроизводящем вибрато на одном звуке.
Умение найти на фортепиано средства, необходимые для исполнения старинных сочинений, в частности, клавирных пьес И.С. Баха, является одним из важных условий фортепианного мастерства. Понимание общего характера звучности, необходимого для конкретного произведения, способствует развитию

особой слуховой требовательности и целенаправленных умений для воспроизведения необходимого звучания.
Звучание может получиться надуманным, если музыкант будет фокусировать внимание только на отдельных деталях, не учитывая художественный контекст целого. Для формирования необходимых умений большое воспитательное значение для слуха имеет исполнение голосов в разных регистрах. Но формальное нажатие клавиш не создает само по себе
«действительных» и «действующих» голосов. Речь не о том, хорошо или плохо исполняются эти голоса, а о самом существовании двух или нескольких голосов. Именно многоголосие должно быть, прежде всего, подтверждено в фортепианном исполнении.
Ошибочно думать, что главный способ показа голоса – это маркирование. Такой метод не выделяет, а отдаляет один голос от остальных. Умение слышать инструментовку необходимо развивать на простых двухголосных примерах, где проще добиваться точного и ясного проведения каждого голоса. Динамические средства могут в немалой степени содействовать ясности ямбических и хореических мотивов.
С помощью динамики можно подчеркнуть в мотиве существенное, придать более легкое звучание второстепенному, тем самым собрать мотив в осмысленное целое. Так, ясности затактового мотива содействует маркирование опорного момента, к которому стремится затактовый мотив. Часто даже в последовательных шестнадцатых следует осознавать мотивное строение.
Следующая проблема, на которой мы остановимся и с которой пианист сталкивается чаще всего – это правильная или адекватная артикуляция. В баховских произведениях присутствует очень мало артикуляционных обозначений. В источниках эпохи Барокко упоминается об этой проблеме.
Артикуляция –это отчетливое произношение мелодии посредством применения различного туше –от legatissimo до staccatissimo. Существенная роль артикуляции при исполнении клавирных сочинений И.С. Баха определяется, прежде всего, специфическими свойствами клавесина, которые он разделял с другими клавишными инструментами того времени – клавикордом и органом.
В отличие от фортепиано на любом из этих инструментов, исключая орган, при снятии руки с клавиатуры звук в тот же момент прекращается. Уже одно это свойство клавишного инструмента эпохи Барокко делает понятным значение мануальных приемов связывания и расчленения. Приемы эти проводятся не суммарно по всей звуковой ткани, как при использовании фортепианной педали, а раздельно по каждому голосу.
Особенно часто возникает вопрос: какая артикуляционная манера является основной при исполнении клавирных произведений И.С. Баха, связная или расчлененная? Многие утверждают, что овладение баховской полифонией

требует совершенствования legato – именно этот прием является основным при интерпретации. Существует и другое мнение, которого придерживался Ф. Бузони, определяющее, что основным приемом исполнения клавирного Баха является игра раздельная, расчлененная – non legato разных видов.
На наш взгляд, обе манеры исполнения не могут быть идеально верны, так как определяют односторонний подход. Ведь можно использовать различные штрихи для достижения ясного и правильного произнесения мотивов, что в результате дает возможность отделять один мотив от другого.
Одним из способов такого отделения является цезура. Staccato применяется для раздельности звуков, воспринимается на современном инструменте как особенная ясность игры. Поэтому нередко нижний голос исполняется staccato, а верхний – legato. Так удается сгладить некоторую грузность нижнего регистра фортепиано и сделать более прозрачной многоголосную ткань. Острое и звонкое staccato применяется в произведениях светлого, праздничного характера.
Исследователями выявлено преобладание прямых приемов произношения как одна из самых характерных черт артикуляции музыки Баха. Исполнитель, который хорошо овладел игрой legato, тем самым подготовил себя к овладению игрой staccato. Главное – научиться слушать артикулирование и также понимать, что характер снятия руки с клавиши имеет также выразительное значение.
Возрождение музыки И.С. Баха, появление редакций клавирных сочинений, сделали жизнь интерпретаторов несколько проще.
В исполнительстве возросло стремление к самовыражению. В нашей стране раньше, чем где-либо еще, увидели необходимость внимательнейшего изучения авторского текста в сочетании с творческим к нему отношением.
В начале XX века отечественные пианисты научились гораздо глубже постигать стиль Баха, тем самым сделав огромный вклад в мировую исполнительское искусство. Значительным явлением в истории пианистической бахианы стало искусство С.Е. Фейнберга. Его трактовка характеризует И.С. Баха с романтической стороны. К динамическим кульминациям практически всегда приводят постепенные нарастания, которые сменяются такими же угасаниями.
В соответствии с романтическими традициями исполнения С.Е. Фейнберг нередко в заключительных тактах внезапно смягчае

21-04-2025

Мищерина Евгения Александровна

преподаватель


Некоторые аспекты интерпретации клавирных сочинений И.С. Баха в современных условиях

Клавирная музыка И.С. Баха всегда вызывает огромный интерес у исполнителей. Немного найдется концертов, конкурсов или фестивалей, где в программе не будет включено хоть одно произведение этого гениального композитора. Каждый, кто приступал к изучению клавирных сочинений Баха, сталкивался с проблемой их интерпретации в современных условиях.
Желание исполнять в том же стиле, который соответствует баховскому времени, нередко приводит музыканта в затруднительное положение. Некоторые исполнители приходят к единственно правильному по их мнению выводу, что эта музыка должна звучать на инструментах эпохи Барокко (В. Ландовска, Р. Кёртпатрик, Г. Леонхардт, И. Альгрим, Х. Фагиус). Существуют другие взгляды и другие интерпретаторы, которые считают, что старинные инструменты не способны передать богатство музыки Баха и для полноценного звучания необходим современный рояль (Г. Гульд, С. Рихтер, С. Фейнберг, Э. Фишер, А. Шифф, М. Юдина, Р. Тюрек, Е. Королёв).
Вопрос выбора инструмента – не единственный из тех сложностей, над которыми любому исполнителю баховской музыки предстоит задуматься. Например, тот факт, что И.С. Бах писал абсолютно «чистые» тексты без указаний на характер исполнения, безусловно затрудняет задачи интерпретаторов. Однако есть признанные доказательства, которые свидетельствуют о существовании свода правил, который традиционно передавался из поколения в поколение.
Музыка той эпохи не нуждалась в дополнительной расшифровке, так как И.С. Бах придерживался тех же обычаев, что и другие композиторы. Он предполагал, что исполнитель его произведений должен быть оснащен общими знаниями по поводу того, как решать эти проблемы. Но так как после смерти имя Баха на какое-то время было забыто, то частично эти знания были, к сожалению, утеряны. С 1829 года музыканты и исследователи пытаются восстановить утерянные знания и традиции. Начало было положено Ф. Мендельсоном. Под его управлением в тот год прозвучало произведение И.С. Баха «Страсти по Матфею». Впечатление было настолько сильным, что Берлинская певческая академия, где было осуществлено исполнение, включила это произведение в свой репертуар. Затем в 1850 году было создано «Баховское общество», которое ставило своей задачей найти и восстановить утерянные рукописи и возродить публичное исполнение произведений великого гения.
Решая проблемы исполнения, интерпретатор должен понимать для какого инструмента предназначено то или иное сочинение. Это знание необходимо для

выбора определенных выразительных средств: артикуляции, динамики, темпа, орнаментики. Рассмотрим вопрос, связанный с динамикой.
Для клавесинных пьес проблемы динамики перестают существовать, как только исполнитель определит правильную регистровку. Для коротких пьес и танцевальных частей достаточно одной звуковой окраски от начала до конца, в других случаях применяется основной тон или октавное удвоение. Если говорить о связи фортепиано и клавесина, то заметим, что в определенном смысле таковой связи просто не существует. Ничто не объединяет щипковый звук клавесина с теми звуковыми нюансами, которые возможны на фортепиано.
Поэтому перенос / воспроизведение клавесинных пьес на фортепиано представляет большие трудности. Прежде всего, следует ограничить употребление демпферной педали. Разрешение на ее применение имеет исполнитель, который владеет редким умением окрашивать отдельные звуки с помощью осторожной и тонкой дифференциации педальных и беспедальных эффектов. Не допустимы звуковые «пятна», наслоение гармоний и т.д.
В произведениях, написанных для клавикорда, также есть условие и довольно простое решение: нужно забыть об огромном динамическом диапазоне фортепиано и играть в пределах ppp-mf. На клавикорде diminuendo и crescendo может быть достигнуто с помощью туше. Но осуществить столь красивое и нежное звучание исполнителю баховского времени было не легко.
Требовалась особая практика звукоизвлечения. Клавиша этого инструмента была очень коротка и играть приходилось на самом краю, что создавало неудобство для первого пальца. Поэтому правила аппликатуры мастеров того времени, которые пытались исключить первый палец, были не так уж и нелепы, как может показаться с первого взгляда.
И.С. Бах был одним из первых композиторов, кто использовал активность первого пальца. Справедливости ради следует заметить, что это одновременно было обусловлено появлением клавикорда с более длинными клавишами.
Произведения, созданные для клавикорда, находятся в более выгодном положении с точки зрения современного исполнителя, так как звуковой образ и нотная запись часто соответствуют тому, что мы предполагаем услышать. Тем не менее, искусство крупнейшего пианиста-виртуоза не может в полной мере
«конкурировать» с тончайшими нюансами, которые были возможны на
«крошечном» клавикорде, не говоря уже об уникальном эффекте Bebung, воспроизводящем вибрато на одном звуке.
Умение найти на фортепиано средства, необходимые для исполнения старинных сочинений, в частности, клавирных пьес И.С. Баха, является одним из важных условий фортепианного мастерства. Понимание общего характера звучности, необходимого для конкретного произведения, способствует развитию

особой слуховой требовательности и целенаправленных умений для воспроизведения необходимого звучания.
Звучание может получиться надуманным, если музыкант будет фокусировать внимание только на отдельных деталях, не учитывая художественный контекст целого. Для формирования необходимых умений большое воспитательное значение для слуха имеет исполнение голосов в разных регистрах. Но формальное нажатие клавиш не создает само по себе
«действительных» и «действующих» голосов. Речь не о том, хорошо или плохо исполняются эти голоса, а о самом существовании двух или нескольких голосов. Именно многоголосие должно быть, прежде всего, подтверждено в фортепианном исполнении.
Ошибочно думать, что главный способ показа голоса – это маркирование. Такой метод не выделяет, а отдаляет один голос от остальных. Умение слышать инструментовку необходимо развивать на простых двухголосных примерах, где проще добиваться точного и ясного проведения каждого голоса. Динамические средства могут в немалой степени содействовать ясности ямбических и хореических мотивов.
С помощью динамики можно подчеркнуть в мотиве существенное, придать более легкое звучание второстепенному, тем самым собрать мотив в осмысленное целое. Так, ясности затактового мотива содействует маркирование опорного момента, к которому стремится затактовый мотив. Часто даже в последовательных шестнадцатых следует осознавать мотивное строение.
Следующая проблема, на которой мы остановимся и с которой пианист сталкивается чаще всего – это правильная или адекватная артикуляция. В баховских произведениях присутствует очень мало артикуляционных обозначений. В источниках эпохи Барокко упоминается об этой проблеме.
Артикуляция –это отчетливое произношение мелодии посредством применения различного туше –от legatissimo до staccatissimo. Существенная роль артикуляции при исполнении клавирных сочинений И.С. Баха определяется, прежде всего, специфическими свойствами клавесина, которые он разделял с другими клавишными инструментами того времени – клавикордом и органом.
В отличие от фортепиано на любом из этих инструментов, исключая орган, при снятии руки с клавиатуры звук в тот же момент прекращается. Уже одно это свойство клавишного инструмента эпохи Барокко делает понятным значение мануальных приемов связывания и расчленения. Приемы эти проводятся не суммарно по всей звуковой ткани, как при использовании фортепианной педали, а раздельно по каждому голосу.
Особенно часто возникает вопрос: какая артикуляционная манера является основной при исполнении клавирных произведений И.С. Баха, связная или расчлененная? Многие утверждают, что овладение баховской полифонией

требует совершенствования legato – именно этот прием является основным при интерпретации. Существует и другое мнение, которого придерживался Ф. Бузони, определяющее, что основным приемом исполнения клавирного Баха является игра раздельная, расчлененная – non legato разных видов.
На наш взгляд, обе манеры исполнения не могут быть идеально верны, так как определяют односторонний подход. Ведь можно использовать различные штрихи для достижения ясного и правильного произнесения мотивов, что в результате дает возможность отделять один мотив от другого.
Одним из способов такого отделения является цезура. Staccato применяется для раздельности звуков, воспринимается на современном инструменте как особенная ясность игры. Поэтому нередко нижний голос исполняется staccato, а верхний – legato. Так удается сгладить некоторую грузность нижнего регистра фортепиано и сделать более прозрачной многоголосную ткань. Острое и звонкое staccato применяется в произведениях светлого, праздничного характера.
Исследователями выявлено преобладание прямых приемов произношения как одна из самых характерных черт артикуляции музыки Баха. Исполнитель, который хорошо овладел игрой legato, тем самым подготовил себя к овладению игрой staccato. Главное – научиться слушать артикулирование и также понимать, что характер снятия руки с клавиши имеет также выразительное значение.
Возрождение музыки И.С. Баха, появление редакций клавирных сочинений, сделали жизнь интерпретаторов несколько проще.
В исполнительстве возросло стремление к самовыражению. В нашей стране раньше, чем где-либо еще, увидели необходимость внимательнейшего изучения авторского текста в сочетании с творческим к нему отношением.
В начале XX века отечественные пианисты научились гораздо глубже постигать стиль Баха, тем самым сделав огромный вклад в мировую исполнительское искусство. Значительным явлением в истории пианистической бахианы стало искусство С.Е. Фейнберга. Его трактовка характеризует И.С. Баха с романтической стороны. К динамическим кульминациям практически всегда приводят постепенные нарастания, которые сменяются такими же угасаниями.
В соответствии с романтически

21-04-2025

Есаян Гоар Гамлетовна

учитель русского языка и литературы, МБОУ "СШ №17 имени Героя Российской Федерации А.Б.Буханова" города Смоленска

Особенности преподавания русского языка в классах с ОВЗ.

В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – класcах коррекционного обучения.
Проблемы учащихся коррекционных классов:
 низкая учебная мотивация,
 неумение работать самостоятельно,
 низкая техника чтения,
 непонимание заданий,
 отсутствие познавательных интересов и др.
При этом наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии.
На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания уроков в коррекционной школе:
 игровые технологии;
 технологии уровневой дифференциации;
 технология индивидуализации обучения и др.
Я преподаю русский язык и литературу и в общеобразовательных классах, и в классах коррекции VII вида. Класс коррекции является малокомплектным – до 12 человек.
Сразу появилась проблема: как сделать обучение учащихся наиболее эффективным, а мне, в свою очередь, успеть поработать и с каждым классом, и с каждым учеником. Одним из принципов работы в коррекционных классах является индивидуальный и дифференцированный подход. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Очень важно, чтобы материал соответствовал уровню учащихся. Также одна из задач коррекционного обучения – воспитание самостоятельности.
Обучению русскому языку в коррекционных классах уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.
Индивидуальный подход необходим школьникам с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать и развивать у них интерес к учению. Особенно данный вопрос актуален на уроках русского языка, связанных с развитием связной речи у школьников.
Конечно, уроки требуют очень большой подготовки. Во-первых, каждый урок должен чем-то отличаться от предыдущего. Во-вторых, необходимо отобрать именно такой материал для заданий, который будет отвечать всем требованиям современного урока в коррекционном классе. В-третьих, нужна положительная мотивация на уроке. В самом начале урока мы должны психологически подготовить учащихся к общению и обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы.
Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.


На этапе подведения итогов урока и рефлексии нужно обязательно дать качественную оценку работы каждого учащегося, похвалить тех, кто в этом особенно нуждается (например, учащихся-меланхоликов), посмотреть, что не получилось у других. Иными словами, помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке.
Т.о., реализация индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения и добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.
На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом учитель должен опираться на природную любознательность учеников.
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок я ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания.
Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал.
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
На протяжении всего учебного времени, соблюдая психолого-педагогические условия образования, мы стремимся к щадящему режиму: замедляем темп обучения, уменьшаем степень сложности подачи материала, способствуем более глубокому формированию образов, усвоению элементарной теории. Учитывая потенциальные возможности ученика, мы осуществляем индивидуальный подход. Оценивание уровня знаний происходит так же с учетом того, что главное в работе с этими классами не прохождение программного материала в полном объеме – мы должны помочь ребенку приспособиться в будущей жизни и адаптироваться к самостоятельной жизни.

21-04-2025

Есаян Гоар Гамлетовна

учитель русского языка и литературы, МБОУ "СШ №17 имени Героя Российской Федерации А.Б.Буханова" города Смоленска

Особенности преподавания русского языка в классах с ОВЗ.

В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – класcах коррекционного обучения.
Проблемы учащихся коррекционных классов:
 низкая учебная мотивация,
 неумение работать самостоятельно,
 низкая техника чтения,
 непонимание заданий,
 отсутствие познавательных интересов и др.
При этом наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии.
На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания уроков в коррекционной школе:
 игровые технологии;
 технологии уровневой дифференциации;
 технология индивидуализации обучения и др.
Я преподаю русский язык и литературу и в общеобразовательных классах, и в классах коррекции VII вида. Класс коррекции является малокомплектным – до 12 человек.
Сразу появилась проблема: как сделать обучение учащихся наиболее эффективным, а мне, в свою очередь, успеть поработать и с каждым классом, и с каждым учеником. Одним из принципов работы в коррекционных классах является индивидуальный и дифференцированный подход. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Очень важно, чтобы материал соответствовал уровню учащихся. Также одна из задач коррекционного обучения – воспитание самостоятельности.
Обучению русскому языку в коррекционных классах уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.
Индивидуальный подход необходим школьникам с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать и развивать у них интерес к учению. Особенно данный вопрос актуален на уроках русского языка, связанных с развитием связной речи у школьников.
Конечно, уроки требуют очень большой подготовки. Во-первых, каждый урок должен чем-то отличаться от предыдущего. Во-вторых, необходимо отобрать именно такой материал для заданий, который будет отвечать всем требованиям современного урока в коррекционном классе. В-третьих, нужна положительная мотивация на уроке. В самом начале урока мы должны психологически подготовить учащихся к общению и обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы.
Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.


На этапе подведения итогов урока и рефлексии нужно обязательно дать качественную оценку работы каждого учащегося, похвалить тех, кто в этом особенно нуждается (например, учащихся-меланхоликов), посмотреть, что не получилось у других. Иными словами, помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке.
Т.о., реализация индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения и добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.
На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом учитель должен опираться на природную любознательность учеников.
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок я ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания.
Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал.
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
На протяжении всего учебного времени, соблюдая психолого-педагогические условия образования, мы стремимся к щадящему режиму: замедляем темп обучения, уменьшаем степень сложности подачи материала, способствуем более глубокому формированию образов, усвоению элементарной теории. Учитывая потенциальные возможности ученика, мы осуществляем индивидуальный подход. Оценивание уровня знаний происходит так же с учетом того, что главное в работе с этими классами не прохождение программного материала в полном объеме – мы должны помочь ребенку приспособиться в будущей жизни и адаптироваться к самостоятельной жизни.

08-04-2025

Кран Оксана Александровна

Воспитатель

1.1. Развитие письменной речи в онтогенезе

Письмо – это результат длительной эволюции человека, который пытается выразить свои мысли не сейчас, а продлить их во времени. В начале этого пути люди рисовали то, что нужно было сообщить. Следом за этим способом появились картинки-схемы, клинопись, узелковое письмо, иероглифы, на последнем этапе мозг человека дозрел до условного знака – буквы. Детям также необходимо дозреть до этого периода.
Письменная речь является более сложной. Все недостатки развития речи, которые связаны с использованием средств языка (речевых звуков, слов, правил грамматики) мешают обучению чтению и письму. Письменная речь является более сложным способом выхода наружу внутренней речи.
Совокупность предпосылок письма представляет из себя многоуровневую систему с большим количеством мыслительных и речевых функций. Достигая минимального необходимого уровня зрелости, они создают возможности для осуществления операций звукобуквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слова, реализации графомоторной программы.
Данные по доречевому развитию нормально развивающегося ребенка основаны на физиологических исследованиях В.М. Бехтерева, Н.И. Касаткина И.И. Павлова, Н.М. Сеченова и др. Исследователи подчеркивают большое значение доречевого периода, который длится с рождения до конца первого года жизни, для последующего развития речи и психики детей.
Активная речь ребенка проходит через несколько этапов развития. Первое проявление речи – крик ребенка. В 2-3 мес. крику сменяется гулением. Этот этап активно подготавливает речевой аппарат к произношению звуков. Одновременно проходит процесс развития понимания речи, дети учатся управлять интонацией. В 7-9 мес. ребенок произносит серии одинаковых слогов – лепечет. В 9-11 мес. Ребенок начинает подражать речевым звукам взрослых. В 11-13 мес. появляются осознанно употребляемые ребенком слова. Это состоящие из одинаковых слогов двусложные слова. К двум годам количество слов значительно увеличивается (примерно 300 слов разных частей речи). В 2 года ребенок начинает овладевать фразовой речью, появляются первые предложения. Быстро увеличиваются длинна предложений и грамотность их построения. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает более 1000 слов. Наиболее благоприятный период развития речи – возраст от 1,5 до 3 лет. К 3-4 годам закладываются основы детской речи. На пятом году жизни дети усваивают способы словообразования. Словарь расширяется, появляются имена существительные, которые обозначают части предметов, и больше качественных имен прилагательных. Ребенок использует не только простые распространенные, но и сложносочиненные предложения с союзами «а», «и», а также сложноподчиненные с придаточными времени и причины. Дети в этом возрасте правильно произносят почти все группы звуков. В 5-6 лет продолжается совершенствование компонентов речи. В словарь входят обобщающие понятия, словарь детей постепенно систематизируется. Развивается функция словоизменения. Совершенствуется звуковая сторона речи. В 6-7 лет формируется фонетико-фонематическое восприятие. Дети начинают понимать, что изменение одной фонемы или их последовательности в слове меняют смысл или разрушают слово.
Исходя из того, что речь не является врожденной способностью людей, то для нормального становления речи необходимо созревание коры головного мозг и органов чувств ребенка – слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.
Хорошо развитый фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Младенца учат реагировать на интонацию, звучание слов и ритм. Он отличает одни речевые звуки от других, старается их произносить правильно. К концу второго года нормально развивающийся ребенок различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение в словах своих сверстников, пытается их исправить. Ему становится доступным фонематическое различение звуков.
Также важное значение имеет зрение, так как дети внимательно наблюдают за тем, как двигаются губы, язык говорящего, повторяют эти движения, подражая движениям артикуляционного аппарата.
В процессе своего развития между анализаторами возникает система связей, постепенно развивающаяся и укрепляющаяся вторичными связями.
Развитие мелкой моторики рук приводит к ускорению процесса развития артикуляционной моторики. И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Похожие высказывания мы встречаем в работах Кольцовой М.М.: «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат».
Готовность детей к усвоению грамоты складывается в процессе развития устной речи задолго до того, как начинается систематическое обучение письму и чтению.
Г.В. Чиркина пишет следующее: «При нормальном формировании устной речи у детей накапливается опыт познавательной работы в разделе звуковых обобщений. На ранних этапах формирования устной речи возникают предпосылки усвоения письма».
В трудах Р.Е. Левиной мы встречаем: «правильно написанные слова – это не результат изучения определенных правил. Большинство правильных написаний подготавливается в сознании ребенка еще в устной речи, тем активнее ребенок оказывается подготовленным к письму». В дошкольном периоде развитие устной речи способствует формированию практических знаний «о морфологическом и звуковом составе слова, которые в дальнейшем, при переходе ребенка к обучению грамоте, помогают осознанному их усвоению» [13].
Старшие дошкольники достигают такого уровня освоения языка, при котором язык становится полноценным средством общения и познания, а также предметом сознательного изучения. Этот новый этап познания языковой действительности называют периодом развития грамматического строя языка.
Для того, чтобы овладеть письменной речью необходима высокая степень сформированности всех компонентов речи. Нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического или фонематического компонента речи отражаются на письме. Это происходит за счет того, что графическая речь, как усложнение второй сигнальной системы, развивается на базе звуковой речи [21].
М.Е. Хватцев говорит, что «для осуществления процесса письма важно наличие правильных обобщенных представлений звуков языковой системы (фонем). Также фонемы непременно должны быть тесно связаны с графемами, которые их обозначают. Это достигается путем обеспечения четкого звукового анализа слов (выделением каждого звука и установлением их последовательности). Звуковой анализ обусловливается наличием стойкого внутреннего звукового образа слова».
Внешний процесс письма строится на основе внутреннего процесса образования фонем: ребенок выполняет определение и запись нужной буквы, опираясь на внутренний слуховой, оптический и кинестетический образ слова.
Очень важным для письма является высокий уровень сформированности фонематического слуха и слухового анализа.
Также в процесс письма активно включаются рука и глаз. П.Л. Горфункель говорит о том, что некоторые исследователи склоняются к предположению о необязательности зрительного участия в письме. Они считают, что письмо грамотного человека опирается на способность слухового и речедвигательного представлений. Например, М.Е. Хватцев пишет о том, что «оптический образ буквы и состояние мелкой моторики играют лишь третьестепенную роль. На самом деле зрение играет важную роль в формирующемся письме, на этапе, когда еще не сформированы сами двигательные представления, а не только их связи со слуховыми и речедвигательными представлениями.»
В ходе обучения грамоте процесс письма автоматизируется посредством упражнений, письмо становится навыком.
Можно сделать вывод, что формирование навыка письма является длительным, динамичным процессом, который состоит из усвоения знаний, приобретения умений изложения мыслей на письме в результате множественных повторений, названных выше умений на практике

01-04-2025

Пермякова Евгения Андреевна

Катайский филиал ГБУ "Центр помощи детям № 2"

Семейное устройство детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, кровные семьи

25-01-2022

Кузнецова Ольга Александровна

преподаватель, Московский промышленно-экономический колледж им.Г.В.Плеханова, г.Москва

Изменение формата федерального государственного образовательного стандарта, основанного на переходе от квалификационного к компетентностному подходу, предопределило необходимость в осмыслении и пересмотре целевых, содержательных, процессуальных характеристик, а так же их неразрывное единство. В связи с этим широко реализуются инновационные процессы в содержании и технологиях образования, которые направлены на повышение качества подготовки специалистов в свете современных требований, а именно на развитие профессиональных компетенций.
Профессиональная компетентность – степень проявления профессионализма, глубокое доскональное знание своего дела и способность делать его хорошо и эффективно. При этом профессиональные компетенции детерминированы общими, отражающими личностные способности: понимание сущности своей профессии, самоорганизацию деятельности, работы в команде, использование средств ИКТ в рабочем процессе и др.
Вместе с тем, производством востребованы и другие не менее важные способности, относящиеся, на наш взгляд, к общим компетенциям, но не обозначенные во ФГОС СПО. К примеру, это такие, как способность принимать правильные решения в нестандартной ситуации, способность инновационно, творчески мыслить. Именно эти качества личности специалиста являются необходимыми, базовыми для общих и профессиональных компетенций, поскольку творческому мышлению присущи гибкость, неординарность, быстрота, острота внимания, умение придавать идее конкретные очертания. Эти свойства мышления особенно важны для формирования таких общих и профессиональных компетенций, как организация собственной деятельности в зависимости от цели и способов ее достижения, анализ рабочей ситуации, изготовление приспособлений для сборки и ремонта, выполнение электромонтажных работ высокой сложности [3]. Механизмом формирования вышеперечисленных компетенций можно считать визуальное представление проблемы и ее решение через применение Microsoft Visio — специализированное приложение для создания графиков, электрических схем, планов помещений, этажей и т.п., позволяющее визуализировать даже самые сложные данные.
Визуализация информации в Visio основана на использовании разнообразных фигур, сгруппированных по различным категориям. Большое количество шаблонов позволяет реализовывать самые разнообразные задачи.
В частности, для черчения электрических схем, основными положительными характеристиками Visio, являются:
 Удобная система создания схем, методом перетаскивания готовых трафаретов УГО из окна трафаретов на рабочий лист чертежа. При этом все трафареты находятся перед глазами, обеспечено удобное переключение между библиотеками, все действия наглядны и сведены к минимуму. Имеется инструмент "Штамп" для отображения однотипных трафаретов;
 Отключаемые инструменты "Привязать" (к сетке, маркерам, вершинам, точкам соединения), силу привязки которых можно плавно регулировать, повышают точность установки элементов схем и соединителей при высокой скорости черчения;
 Продуманная работа с помощью "горячих" клавиш позволяет исключить дополнительные операции при копировании, дублировании элементов и участков схем;
 При работе с инструментами масштаба документа и размерами страниц, невозможно найти функции, которые бы не устраивали или отсутствовали. Настройки печати, позволяют распечатать документ в масштабе и печать документов большого формата на принтере А4.
Основным недостатком (для черчения схем) Visio, является отсутствие в её составе полноценной библиотеки условных графических обозначений элементов электрических схем. Скудный набор трафаретов электрических элементов, входящий в состав Visio, не соответствует ГОСТ.
Для устранения этого недостатка, необходимо создать библиотеку условных графических обозначений GOST Electrofor Visio, трафареты которой соответствуют Российским стандартам и по удобству использования, и по функциональности применения.
Для занятий на уроках “Информатика” и “Информационные технологии в профессии” для профессий СПО “Электромонтер охранно-пожарной сигнализации”, “Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования”, “Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений связи и проводного вещания” разработаны методические рекомендации для выполнения лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы в графической среде Microsoft Visio. Использование данной графической среды позволяет качественно организовывать свои проекты, связанные с профессиональной деятельностью.
Например, студенту предлагается визуализировать электрическую проводку в квартире при помощи Microsoft Visio, то есть создать проект. Ориентируясь на требования или пожелания владельца жилья, студент составляет принципиальную схему электропроводки в квартире. Его задача – разделить кабеля на группы, чтобы правильно распределить нагрузку, продумать систему управления и защиты и в конечном итоге сделать все, чтобы гарантировать безопасность и комфорт. Так же он определяет экономическую составляющую своего проекта, определяет количество кабеля, светильников, выключателей и различных комплектующих для реализации данного проекта.
Пример 1. Вариант схемы проводки для 1-комнатной квартиры с учетом того, что в каждом помещении планируется установить один прибор освещения

Рис.1. Вариант схемы проводки для однокомнатной квартиры.
Пример 2. Устройство современной разводки электрики в квартире – это настоящее искусство, справиться с которым под силу только профессиональному электрику. Если заказчик не хочет постоянно менять отделку стен, рекомендуем перед ремонтом квартиры или строительством дома составить чертеж с обозначением всех значимых объектов, связанных с электричеством: розеток, выключателей, осветительных приборов.

Рис.2. Схема электропроводки квартиры
Выполняя различные практические, самостоятельные, проектные задания в графической среде Microsoft Visio, студенты анализируют рабочую ситуацию, организуют собственную деятельность в зависимости от поставленной задачи. Данная деятельность заставляет студентов изучать новые технологии, связанные с профессией и соответственно, способствует к развитию своих профессиональных качеств.
Преподаватель в процессе обучения направляет познавательную деятельность студента. Работая совместно, педагог повышает свой профессионализм как специалист, а студент нарабатывает профессиональные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшем в работе или при обучении в ВУЗе. Мастерство преподавателя должно проявиться в том, чтобы студент, постигая секреты своей будущей профессии, не испугался теории и сложностей, не потерял интерес и шел все дальше, и дальше в своем постижении нового. Большая роль при этом отводится выбору педагогических технологий, методов и средств, применяемых преподавателем на учебных занятиях. Учитель ВДОХНОВЛЯЕТ – ОРГАНИЗУЕТ – НАПРАВЛЯЕТ.
Список литературы
1. Белов А.А. «Проект организации самостоятельной работы студентов по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nsportal.ru/npo-spo/energetika-energeticheskoe-mashinostroenie-i-elektrotekhnika/library/2013/03/05/proekt /
2. Новосёлов С.А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. — 168 с.
3. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 25.05.15).
4. ФГОС СПО по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 802 от 2 августа 2013 г. / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/644 (дата обращения: 15.05.15).
5. Джон Пол Мюллер, Дебби Валковски, Microsoft Office Visio 2007 для "чайников", Учеб. пособие, 2008

19-05-2024

Гноевая Анна Сергеевна

воспитатель, МБДОУ "Улыбка" ЯНАО г.Ноябрьск

«Мы не учим, а налаживаем ситуации,
когда их участникам хочется доверять друг другу
и по своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект
добровольного обучения,
тренировки и научения» В. М. Букатов
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Формируя модель организации игровой деятельности в учреждении, мы учитывали взаимодействие взрослых и детей ориентированного на интересы детей, учитывающую социальную ситуацию их развития, поддержку инициативы и самостоятельности детей в игре, возможность выбора материалов, места и участников игры. Интересной находкой стало социо-игровая технология В.М.Букатова. Данная технология используется в детских садах. А создана технология еще в 80 годы Букатов, Е. Шулежко, А. Ершова. Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Почему была выбрана данная технология? Данная технология позволяет действовать педагогу в соответствии со стандартом, выстраивает общение взрослого и ребенка на равных с учетом индивидуальных особенностей ребенка, сам ребенок становиться активным в выборе и содержании игры, а главное создаются условия для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности. Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно.
Для ребёнка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. “Что же такое детская игра?” Я предлагаю вам несколько вариантов определений игры. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
«Игра, - говорил К.Д. Ушинский, - основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития».
Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький).
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский.
Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения. Суть проблемы заключается в том, что педагог должен разрушить барьер между ребенком и взрослым и стать равноправным партнером, быть терпеливым и сдержанным, поддерживать и развивать фантазию детей, не оставлять без внимания проблемы. Методика В.М. Букатова по внедрению социо-игровых технологий включает разные стили обучения.
Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей с взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Эта методика, по словам В.М. Букатова, держится на «трех китах»:
1) движение,
2) вариативность,
3) работа малыми группами.
При использовании игр социо – игровой направленности, педагогическое мастерство включает в себя мастерство создания игр для конкретных детей, с которыми работает воспитатель в настоящий момент. Любая детская игра осуществляется в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Право на ошибку имеют как ребенок, так и воспитатель.
Для повышения уровня теоретических знаний и сознания необходимости использования приемов и методов социо - игрового подхода к игровой деятельности можно провести обучающий семинар «Золотые правила» социо-игровой технологии». Мастер класс «Осенние листочки», «Первый снег», практикум «Пять советов воспитателям», тренинг «Игры, применяемые в социо-игровой технологии» с целью повышения уровня практических умений педагогов. Мастер – класс «Предметно – пространственная среда для организации игровой деятельности и подгрупповой деятельности дошкольников». Закрепит знания применения технологии в блиц – игре «Основные правила социо – игровых подходов».
Социо – игровая технология внедряется в детском саду, создается атмосфера эмоционального подъема и закрепощенности, педагоги активно обучают детей умению слышать, распределять роли, оказывать помощь, обмениваться информацией и строить совместно действия в игре. В детях развивается уверенность в своих силах, снимается чувство страха за ошибку. Умение общаться на равных с воспитанниками и умение общаться воспитанников друг с другом на равных стоит многого. Ведь общение – это соединение двух душ и, дети, на миг, становясь, равными получают гораздо больше, чем поучения и это самое важное и самое главное в жизни детей. Таким образом, ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Практическая значимость данной технологии заключается в том, что использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать ее, когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.
Данная технология помогает воспитателям организовывать деятельность детей в течение всего дня в соответствии с ФГОС.

10-04-2025

Арутюнян Светлана Гамлетовна

Воспитатель г. Краснодар МБДОУ МО "Детский сад № 88"

Ролевая игра считается одним из мощных способов формирования навыков личности. Индивидуальные особенности и черты характера ребенка ярко выражены через характер игры и роль, которую ребенок играет в общих играх. Общие игры имеют большое значение в воспитании характера, противостояние боли, чувство собственного достоинства ни на одном этапе своей жизни ребенок не научится так многому, как во время игровой деятельности. Малыш в возрасте 1,5 лет имитирует, как мама моет тарелки, как читает.
Конечно, он выражает себя через роль, которую отводит ему ребенок в общей игре. И. М. Сеченов доказал, что игровые чувства оставляют глубокий след в сознании ребенка. Ролевая игра имеет большие обучающие, воспитательные и практические возможности. Это одновременный процесс речи, игры и обучения, обогащает чувства ребенка, и чувства. Лучший вариант применения ролевой игры - это живая игра.
Ролевые игры не должны иметь строгих ограничений. Процесс ролевой игры доставляет удовольствие детям и ничего не угрожает личности ребенка. Такой процесс придаст детям больше уверенности, чем беспокойства в жизни; ролевые игры-одно из любимых занятий ребенка, которое позволяет удовлетворить многие требования, такие как использование энергии для исследований, развлечений, самоутверждения и т. д.
С помощью ролевой игры ребенок приобретает такие качества, как коммуникабельность, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников, выражение чувств. Решается ряд задач: раскрыть свой внутренний мир, разрешить внутренние конфликты, повысить самооценку. Иногда ребенок должен делать то, что он хочет. Он может сам выбирать при распределении ролей или предлагать воспитателя. Ребенок должен делать это свободно, принуждения быть не может.
Если во время игры он не делает выбор самостоятельно, а выполняет указания наставника, значит, он не играет. Ролевая игра должна быть фактором взаимодействия, свободным от воли ребенка. Если воспитатель проводит игру с улыбкой, шуткой, любовью, взаимностью, радостью, весельем в детских глазах, искренностью чувств, это обязательно активизирует языковое мышление и гуманистические проявления у детей. Задача воспитания дошкольников с помощью игровых упражнений находится в руках воспитателя. Игровая позиция педагога проявляется в оптимистичном характере его внутреннего мира, который более светлый и радостный, чем реальность. Дети обычно увлекаются играми с разной направленностью. Для этого необходимо ՝
1. Подготовьте место проведения игры,
2. Выберите качественные дидактические материалы
3. Обеспечьте требования, предъявляемые к ребенку, а именно: познание, общение, игра.

12-04-2025

Макарикова Юлия Павловна

Старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Родничок»

Привлечение родителей к проекту «Литературный детский сад» посредством организации выставок

В нашем детском саду реализуется социокультурный проект «Литературный детский сад». Цель проекта: разработка и внедрение инновационной формы сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и семьёй, социумом, направленную на формирование интереса к чтению и восприятие детской художественной литературы как средства развития речи.
Гипотеза проекта основана на предположении, что пробуждение интереса к книгам, возрождение традиций семейного чтения, а также рассмотрение детской художественной литературы как инструмента развития речи детей дошкольного возраста в контексте сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи обусловлено рядом условий.
Во-первых, это использование развивающего потенциала детской художественной литературы как основы для формирования интереса детей дошкольного возраста к книгам и восприятия детской художественной литературы.
Во-вторых, это организация интерактивного взаимодействия педагогов и родителей, которое предполагает поддержку активности, инициативы и самостоятельности детей как основы для формирования у них интереса к книгам и восприятия детской художественной литературы.
В-третьих, это разработка специального методического обеспечения деятельности дошкольного учреждения в рамках инновационной формы сотрудничества с семьёй.
Новизна (инновационность) проекта заключается в создании в дошкольном образовательном учреждении системы работы, направленной на формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру книги и восприятия детской художественной литературы. Проект предполагает тесное сотрудничество между социальными партнёрами, такими как библиотека, выездные театры, музеи; педагоги и родители, в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и восприятия художественной литературы.
В рамках реализации социокультурного проекта "Литературный детский сад" в этом учебном году в нашем детском саду были организованы выставки, направленные на привлечение внимания к семейному чтению и формирование интереса к книгам.
Одной из ключевых выставок стала "Любимая книга детства моей мамы", приуроченная к празднованию Дня матери. Это увлекательное и познавательное мероприятие, посвященное любимым книгам детства наших мам, стало настоящим праздником для детей. Каждый ребенок смог узнать о книге, которая была особенно дорога его маме, и с большим вниманием слушал сказки, рассказы и стихотворения из их детства, которые прочитали вместе с воспитателями. Это событие тронуло сердца всех участников и вдохновило на новые идеи.
В январе была проведена выставка книжек-малышек "Зимняя сказка". Педагоги, дети и родители совместно изготовили книжки на различные темы: от русских народных сказок до произведений А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена. Каждая книжка-малышка была уникальной и по-своему интересной. Особенно запомнилась книжка группы "Одуванчик" с новогодними стихами, которые можно было прослушать с помощью говорящей ручки "Знаток". Создание таких поделок развивает креативность и мелкую моторику у детей.
Выставка самодельных книг также стала важным образовательным и воспитательным мероприятием. Она направлена на развитие детской креативности, мотивации к чтению и письму, а также на формирование культуры эстетического восприятия и сотрудничества.
В последнее время общение родителей и педагогов активно развивается в социальных сетях. Поэтому мы решили организовать онлайн-выставки в групповых сообществах детского сада в ВКонтакте. Итоговые посты были опубликованы в Госпаблике детского сада.
Воспитатели разместили объявление о начале фоточелленджа "Читаем вместе с бабушкой/дедушкой", и родители активно добавляли свои фотографии. Фоточеллендж в групповых сообществах «Читаем вместе с бабушкой/дедушкой», приуроченный ко Дню бабушек и дедушек (28 октября), объединяет семьи вокруг чтения. Его цель — популяризация чтения, укрепление семейных связей и сохранение традиций. Участники делились фотографиями чтения в уютной атмосфере, создавая позитивный контент. Проект получил поддержку от участников воспитательно – образовательного процесса и имеет перспективы для дальнейших онлайн-конкурсов и мероприятий.
Онлайн-выставка "Моя домашняя библиотека" была проведена в декабре. Откликнулось очень много родителей наших воспитанников. ️Не важно, сколько книг дома — это может быть небольшая коллекция или целые полки, заполненные произведениями разных жанров. Главное, что родители ценят книги и прививают эту любовь своим детям.
Мы благодарим всех родителей за участие в наших акциях. Нам очень важно знать, что мы делаем правильное дело и вдохновляем детей на чтение и обсуждение книг.
Выставка творческих работ родителей «Живая буква» проходила в нашем детском саду в феврале. Цели конкурса: привлечение семей воспитанников к творческому сотрудничеству и участию в воспитательно -образовательной деятельности ДОУ. Для участия в Конкурсе необходимо изготовить своими руками первую букву имени ребенка. Поделки, могут быть выполнены в любой из техник декоративно-прикладного творчества. На выставку поступило 80 удивительных работ — букв, выполненных из разнообразных материалов и в различных техниках. Каждая буква отличалась красотой, оригинальностью и неповторимостью. Родители проявили фантазию и провели время в кругу семьи, создавая интересные и яркие поделки. Были представлены работы из бумаги, ткани, шерсти, дерева, выполненные в техниках шитья, конструирования, бумажного рукоделия и 3D-моделирования.
В рамках «Недели детской книги» в нашем детском саду организована выставка «Обложка любимой книги»! Воспитанники детского сада с любовью и фантазией изобразили обложки своих любимых книг. Каждая работа — это маленькое произведение искусства! А в группах были оформлены выставки «Моя любимая книга». Ребята принесли из дома свои любимые книги и с удовольствием рассказали о героях, которые им нравятся. Выставка получилась яркой и разнообразной. Мы очень рады, что у наших детей так много любимых книг! Роль чтения в развитии ребёнка невозможно переоценить. Мы уверены, что такие мероприятия помогают привить ребятам любовь к книгам и чтению.
В преддверии, дня российской анимации, который отмечается 8 апреля в нашем детском саду организована выставка творческих работ «Любимый герой мультфильма»! Наши маленькие художники вместе с родителями и ребята постарше самостоятельно изобразили любимого мультипликационного героя или сюжет полюбившегося мультфильма. Больше всего рисунков по мотивам советских мультфильмов, «Три кота» и «Маша и Медведь»!
Организация выставок творческих работ в детском саду способствует развитию творческих способностей, самовыражению детей, формированию эстетического вкуса, развитию коммуникативных навыков, укреплению взаимопонимания между детьми и родителями, а также созданию позитивной и вдохновляющей атмосферы.
Мы не останавливаемся на достигнутом!

Поиск