Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

04-10-2025

Рудых Алёна Сергеевна

Учитель

Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Алёна Сергеевна. Я рада приветствовать вас на нашей встречи. Хочется начать наше мероприятие с цитаты Фёдора Михайловича Достоевского «Перестать читать книги – значит перестать мыслить. Уважаемые родители, как вы считаете, на сегодняшний день чтения детей является актуальной проблемой? Если да, поставьте реакцию красное сердце.
Сегодня мы поговорим об этом. Тема: «Книга в жизни ребёнка».
Разберемся: почему детям необходимо читать книги, определим причины снижения интереса к чтению и составим рекомендации на тему: «Как привить любовь к чтению».
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно – образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.
В нашем классе было проведено анкетирование, в котором дети отвечали на следующие вопросы: Любишь ли ты читать книги? Как часто вы читаете книгу? Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора? Результаты вы можете наблюдать на слайде. На основе анкетирования можно сделать следующие выводы: дети слабо проявляют интерес к чтению, и недостаточно развита читательская грамотность.
Родители, задумывались ли Вы, зачем детям читать книги?
По мнению детского психолога Светланы Сергеевны Глаголы, замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. 1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. 2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. 3. Работа с книгой стимулирует творческого воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. 4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует. 5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
Так «Почему у детей снижается интерес к чтению?». Возможные причины вы можете видеть на экране.
Возможные причины:
1.Недостаточная усидчивость, неуствойчивое внимание. 2.Недостаточное умение читать и понимать текст. 3.Несформированность настойчивости, терпения, аккуратности. 4.Авторитарная позиция взрослых в побуждении к читательской деятельности 5.Низкая самооценка школьника. 6.Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений.
В современном обществе роль компьютера и других технических средств в жизни родителей и детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Уважаемые родители, мы должны всеми силами привить ребёнку любовь к чтению.
Как же привить любовь к чтению? Уважаемые родители, значимые рекомендации напишите, пожалуйста, в чат.
Родители, спасибо за составленные рекомендации. Объединив Ваши ответы, я составила памятку, которая поможет вам привить любовь к чтению.
А также предлагаю вам определить круг читательских интересов своих детей, книги должны соответствовать возрасту вашего ребёнка. На экране вы видите кюар-коды. Отсканировав их, Вы попадаете на сайт, где вы можете, посмотрев описание, выбрать любую книгу для ребёнка, для семейного чтения, в зависимости от возраста и интересов.
Так же ознакомитесь с различными упражнениями для повышения интереса к чтению. Упражнения так же зашифрованы кюар-кодом. Игры и упражнения по развитию техники чтения; скорочтения педагога, Гюзель Абдуловой, а также в последней ссылки вы можете познакомиться с различными фильмами, мультфильмами и сказками.
Упражнения закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение.
Уважаемые родители, наше мероприятие подходит к концу.
Мы смогли ответить на все поставленные ранее вопросы. Если информация была полезной и понятной, поставьте реакцию красное сердце. Если есть вопросы, то поднимите руку вверх.
Спасибо за ваши ответы.
Помните вы – пример для своих детей!

21-10-2025

Шепотинник Елена Александровна

учитель английского языка

Global gas reserves
Text 1. Overview of the global gas market
Read the text, find synonyms of the words highlighted in the text
Differentiate, resource, distant, growing, ecological, boss, devised, reallocation, at the moment (now), ten years, collation, use, burning.

Natural gas is the most environmentally friendly energy carrier of all fossil fuels. It consists of a mixture of hydrocarbons, mainly methane, with small admixtures of other gases. Natural gas emits about 70% less carbon dioxide during combustion than other types of fossil fuels. When used as a fuel, it burns cleaner than fuel oil and leaves no combustion products.
Like oil, natural gas is a popular fuel and the main source of energy for many consumers.
In the structure of global energy consumption, natural gas ranks third after oil and coal and accounts for 25% of total consumption.
Natural gas was first commercially developed in 1825 in the United States, but became the main source of energy worldwide in the 1970s. Today, natural gas is widely used by power plants to generate electricity, in the chemical industry, as fuel in cars, and is also used in everyday life for heating and cooking.
Over the past decades, the role and importance of natural gas in the energy balance of the global economy has been constantly increasing, due to both its high efficiency as an energy resource and raw material for industry, and its increased environmental friendliness in comparison with oil and coal. From 1980 to 2020,
the growth rate of natural gas consumption was 168%, while the growth rate of oil consumption over the same period was 44%, and coal consumption was 102%. On average, gas consumption is growing by 7% per year.
Currently, the world's proven natural gas reserves amount to 138 trillion cubic meters. Russia accounts for the largest share of gas reserves, which is 24%, followed by Iran, 18%, and Qatar closes the top three, 11% of the world's gas reserves.
The main exporters of natural gas. Global gas exports have increased by 78% over the past 20 years, from 528 billion to 940 billion. cubic meters. Russia is the world leader in natural gas exports, with 238 billion exported in 2020. cubic meters of gas, which is 26% of the total export volume.
Russia's share in exports is decreasing year by year, from 40% in 2000 to 26% in 2020. The redistribution of the structure goes towards the United States, which came in second place (an increase in gas exports by 21 times since 2000) and took 15% of world exports, and Middle Eastern countries such as Iran, Qatar, Saudi Arabia. They account for 14% of world exports, having increased the volume of external supplies by 5.5 times.
Speaking about gas exports, it is important to distinguish two types of exported gas:
Pipeline natural gas – it is in gaseous form and has an ambient temperature.
Liquefied natural gas (LNG) is in the form of a liquid that is formed by cooling a gaseous fuel. Its volume is 600 times less than that of pipeline gas.
Each of these types has its own transportation characteristics. Pipeline natural gas is delivered to consumers via a network of gas pipelines directly from the gas field. LNG can also be delivered from anywhere using gas tankers by sea and rivers, in automobile tankers, railway and marine tank containers. LNG, in fact, has made the gas market
global, making it possible to export gas from remote regions.

Text 2. How is the price of natural gas formed?

Read the text below, put the missing words in the text.
Used, example, buyer, price, fuels, methanol, power, supply

There are several ways of pricing in the natural gas market:
- Linking to oil prices;
- Netback pricing from end products;
- Spot pricing;
- Prices set as a result of bilateral negotiations between monopolies;
- The cost-based pricing principle;
- Government regulation based on social and political considerations
These models can be used in the same market both in combination and in parallel with each other.
Let's look at them in more detail.

Linking to oil prices. According to this principle, gas prices are linked to the prices of competing fuels. This mechanism ensures an increase in gas prices in accordance with the increase in prices for alternative _____________. Natural gas prices are set in such a way that it is competitive with alternative energy sources. This pricing principle is also called "netback".
Netback pricing from the final product of the service does not seem to be the previous method, but at the same time the price at which the supplier sells gas reflects the price that its buyer receives in the market of its products. For _____________, the price that a gas supplier receives in the electricity sector can be set depending on the price of electricity. This method is usually used in cases where gas acts as a raw material for the chemical industry (for example, in the production of ____________) and at the same time is the main component of variable costs in the production of this product.
Spot pricing – in this case, the price is not set by anyone, but is formed as a result of bidding, based on a mutual agreement between the seller and the ______________, during the interaction of supply and demand. The market price includes an assessment of a product based on demand, _____________, costs, and utility, forming it as a single price. Thus, the cost of production, its exchange rate in relation to other goods, and consumer qualities are reflected in market prices.
Monopoly pricing. An example of this method is when a national oil and gas company deals with one dominant buyer, for example, a state-owned electric _____________ company or 1-2 large industrial consumers. Within the framework of this concept, the price of gas is determined for a certain period of time (usually one year) through bilateral negotiations.
The cost-based pricing principle is a traditional method. Its essence lies in the fact that the price is directly dependent on the costs of production and circulation, representing the costs of production and sale of a unit of goods, expressed in monetary form. Currently, it is practically not ______________.
Government regulation based on social and political considerations. In this model, the gas price is not linked to the cost ______________. In an effort to support the development of the national economy, States set prices for consumers at a level that does not cover these costs or provide subsidies for gas.

Task 1. Translate the following sentences into English:
1. Газовая отрасль стала неотъемлемой частью мировой экономики ввиду того, что газ используется как в бытовых вопросах, так и в промышленности и производстве.
2. Формирование рынков газа очень долгий процесс, поскольку включает в себя большое количество сложных факторов.
3. Страны-участницы мирового рынка газа выбрали разные пути развития, что также отразилось на времени и формировании современных национальных рынков.
4. Различные пути сформировали отличные друг от друга модели поведения национальных рынков.
5. Многие страны предпочли оставить газовую промышленность монополизированной.

Test
1. What kind of fuel, besides natural gas, is the main source of energy for many consumers?
a) coal;
b) peat;
c) oil.
2. In which country was natural gas first commercially developed?
a) Germany;
b) USA;
c) India.
3. How many percent was the growth rate of natural gas consumption from 1980 to 2020?
a) 84%;
b) 152%;
c) 168%.
4. What are the world's gas reserves at the moment?
a) 138 trillion. cubic meters;
b) 200 trillion. cubic meters;
c) 250 trillion. cubic meters.
5. Which country accounts for the largest share of gas?
a) Iran;
b) Qatar;
c) Russian Federation.
6. What are the two types of export gas?
a) expensive and cheap;
b) liquefied and liquid;
c) pipeline and Liquefied natural gas (LNG);
7. Who was the largest importer of natural gas (especially in 2015-2020)?
a) The European Union;
b) China;
c) USA.
8. What has made the gas market global, making it possible to export gas from remote regions?
a) gas pipeline;
b) tanker-gas carrier;
c) liquefied natural gas.
9. What is the principle of natural gas price formation that is practically not used?
a) linking to oil prices;
b) the cost-based pricing principle;
c) government regulation based on social and political considerations.
10. Which of the pricing methods is the most popular?
a) linking to oil prices;
b) spot pricing;
c) the cost-based pricing principle.
Glossary.
Consumption : the use of something (such as fuel). The jet's high fuel consumption makes it expensive to operate.
Combustion "the act of burning, " like the combustion of fallen leaves that, if not extinguished immediately, can result in a forest fire. Combustion derives from the Latin word comburere, which means "to burn up.". Matches, kindling, paper, and lighter fluid can be tools for combustion.
Comparison: the act of looking at things to see how they are similar or different.
Distinguish: to notice or recognize a difference between people or things; to make (someone or something) different or special in some way often + from.
Environmentally friendly is used to refer to goods, services and/or practices considered to inflict little or no harm on the environment.
Liquefied natural gas (LNG), natural gas (primarily methane) that has been liquefied for ease of storing and transporting.
Methanol is a simple enough organic substance that it can be created by inorganic chemical reactions.
Natural gas is a non-renewable hydrocarbon used as a source of energy for heating, cooking, and electricity generation.
Pipeline natural gas means a naturally occurring fluid mixture of hydrocarbons (e.g., methane, ethane, or propane) produced in geological formations beneath the Earth's surface that maintains a gaseous state at standard atmospheric temperature and pressure under ordinary conditions, and which is provided by a supplier through a pipeline.

07-10-2024

Фролова Светлана Юрьевна

воспитатель, СП "Детский сад №70" ГБОУ ООШ №23 г. Сызрани

Детско-родительские проекты,
как форма организации взаимодействия детского сада и семьи
Фролова С.Ю., воспитатель
СП «Детский сад № 70» ГБОУ ООШ № 23

 
Формирование творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ребенка в первую очередь надо научить слышать, видеть, понимать, чтобы он вырос разносторонне-развитой личностью. Это задача не только сотрудников детского сада, но и родителей, семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей является одним из тех механизмов, который помогает достигнуть намеченной цели, что, естественно сказывается на результатах. В своей работе я стараюсь использовать разные формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Более подробно хочу остановиться на проектной деятельности. Считаю, что именно метод проектов наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.
От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.
Не менее важно и то, что для ребенка вместе с мамой и папой естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
На протяжении ряда лет я работаю в данном направлении, и накопила достаточно материала, которым сегодня я хотела бы с вами поделиться на примере проектов «Там, чудеса там сказки бродят» по мотивам сказок А.С. Пушкина», «Этот загадочный космос»; «Волшебный мир театра!», «Каша – радость наша». Привлекая к участию родителей, я ставила перед собой задачу: «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений и считаю, что у меня это получилось.
Результаты моей работы показали, что дошкольники, особенно старшие, могут успешно участвовать в проектной деятельности. При этом наблюдаются изменения в познавательном развитии детей, личностный рост ребят, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
На протяжении каждого проекта решаю образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. При этом все виды детской деятельности связаны с темой проекта и логически дополняют друг друга, направлены на развитие личности ребенка, так как создаются условия, в которых дети могут применять свои знания в деятельности. Возможности использования проектной деятельности при организации работы с дошкольниками достаточно широки. Все пять образовательных областей охватываются в структуре проекта. То есть, разрабатывая проект, я использую методы и приемы из области познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического и социально-коммуникативного развития.

В ходе проектной деятельности наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети для своих родителей становятся партнерами по совместной деятельности. Они помогают искать материал к проекту, оформляют газеты, ширмы, делают презентацию проекта, участвуют в конкурсных заданиях (изготовление поделок из различного материала, дидактические игры по сенсорному развитию, совместные мероприятия). Родители вовлекаются в общение, общее дело, начинают открывать для себя что-то новое в своем ребенке. Они превращаются в активных участников. Родители приобретают неоценимый опыт педагогического сотрудничества не только со своим ребенком, но и с педагогами и другими родителями.
Каждый проект интересен по-своему. В исследовательском проекте «Каша – радость наша» Лера заинтересовалась пользой и разнообразием каш. Совместно с мамой дома она проводила разные исследования и с удовольствием делилась своими открытиями с ребятами из группы: рассматривала разные крупы, проверяла сыпучесть, какие звуки издают крупы, какие каши можно сварить из круп, украшала кашу ягодами и фруктами.
В проекте «Волшебный мир театра» реализуются образовательные и воспитательные задачи ФОП: знакомство с театром, театральной терминологией, приобщение к театральному искусству через знакомство с историей театра; создавать условия для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности. Идея создания проекта возникла после беседы с детьми, в ходе которой выяснилось, что многие еще не разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает для чего он нужен. В ходе проекта мы прослушивали аудиозаписи сказок, рассматривали иллюстрации, знакомились с театральными профессиями и правилами этикета в театре, но конечно самым запоминающимся моментом не только для детей, но и для родителей была экскурсия в театр и за кулисье театра. После экскурсии родители внесли предложение самим изготовить атрибуты для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр. Тем самым обогатили предметно-развивающую среду группы.
Проект «Этот загадочный космос» направлен на познавательное развитие детей. В рамках реализации проекта с детьми были проведены такие формы работы, как беседы, рассматривание репродукций картин, разучивание стихотворений. Мною было предложено дома сделать поделку по теме проекта. Я не ожидала, что столько родителей откликнуться и заинтересуются моим предложением. В итоге нами была организована выставка творческих работ «Необъятная Вселенная».
После прочтения «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» от детей посыпались вопросы: «Кто такой Пушкин?», «Где и когда он жил?», «А какие сказки у него еще есть?» Было принято решение организовать и провести проект художественно-эстетической направленности «Там, чудеса там сказки бродят» по мотивам сказок А.С. Пушкина». Это проект - перевоплощение в сказочных персонажей произведений А.С Пушкина. Реализация проекта совпала с периодом пандемии, поэтому большая часть работы была реализована дома. Мною было предложено перевоплотиться в сказочных героев произведений и поделиться своим фото в нашей группе в мессенджере. Получилось большое разнообразие фото персонажей: это и дед с неводом, и…мертвая царевна и семь богатырей, у дуба кот ученый, Шамаханская царица. Дети еще долго вспоминали и рассказывали своим друзьям, как подбирали костюмы для своих героев, как совместно с родителями обсуждали отличительные черты героя, чтобы с точностью передать его характер.
Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашаю гостей, родителей, малышей. Детям объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое «сообщение» по данной теме, красиво его оформить для представления перед своими друзьями. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело и здесь вновь мне первые помощники – родители. Форма защиты проекта проходит всегда по-разному, интересно и продумана так, чтобы показать вклад каждого ребенка, родителя.
В наших проектах это было и мини-спектакль для детей младшего возраста, и инсценировка сказок А.С Пушкина, и создание космической лаборатории, и рассказ с показом фильма о пользе каши.
Содержание нашей организованной деятельности отражается и в оформлении группы, тем самым изменяется предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с темой проекта при активном участии детей и родителей. Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы пополнилась созданием:
- сказочно-игрового пространства, включающей в себя несколько универсальных центров в групповом помещении (музей сказочных предметов «Бабушкин сундучок»; сказочные экспонаты – поделки, изготовленные в сотворчестве со взрослыми, по мотивам народных сказок);
- театрально-игровой уголок (театр на фланелеграфе; пальчиковый театр; театр с использованием прищепок; театр на магнитах; кукольный театр; теневой театр; маски театральные персонажей сказок; напольная и настольная ширмы).
- уголок по социально-коммуникативному развитию «Хочу все знать и все уметь» (дидактические, настольно-печатные, словесные игры и пособия; портреты поэтов, писателей; пособия по краеведению: символика родного края, куклы в национальных костюмах народов России, символика (гербы) народов России; иллюстрации к сказкам; СD диски с записями мультимедийных русских народных сказок).
- мини – библиотека (книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, прибаутки).

Таким образом, детско – родительские проекты способствуют установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, помогают в решении актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов.

10-09-2025

Шеврина Альбина Рауфжановна

музыкальный руководитель МДОУ "ЦРР - Д/с №175" г. Магнитогорска, Челябинской области

Сценарий дня знаний
«Встреча с принцессой, которая не хотела учиться».

Действующие лица: Ведущий, учитель, принцесса.
Атрибуты: колокольчик, атрибуты для игр (руль, самолет, паровоз), конфета с угощениями.

Под музыку дети размещаются в зале, их встречает Ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!
Очень мы рады сегодняшней встрече!
По Родине нашей День знаний идёт
Учиться спешит самый разный народ.
И детский сад ребят встречает,
Свои двери открывает!
Всех на праздник приглашает
Настроенье поднимает!
А сейчас я предлагаю всем ребятам поздороваться с нашим детским садом и громко, дружно сказать: «Здравствуй, садик! Это я!» и весело помахать руками. Я буду начинать говорить стих, а вы заканчивать: «Здравствуй, садик! Это я!»
Встали рано мы сегодня,
Нарядились мы не зря.
И сегодня скажем саду:
Все: «Здравствуй, садик, — это я!»
Ласковый сентябрь сегодня,
На листке календаря.
Мы пришли и улыбнулись:
Все: «Здравствуй, садик, — это я!»
Много нас: смешных и разных,
Вместе — дружная семья.
Раздается отовсюду:
Все: «Здравствуй, садик, — это я!»

Ведущий: Поздоровались и вот, танец, всех ребят зовёт!

Музыкальное приветствие «В этом зале все друзья»

Ведущий: Ребята, вы знаете, какой сегодня день? (Ответы детей)
Ребята сейчас прочитают стихи об этом первом учебном дне.

Дети подготовительной группы читают стихи.

1 Реб. – Вот и осень к нам пришла, 2 реб. – Закончились каникулы,
Все на свете знают, Пришла пора учиться,
Что первого сентября И всё, чему научат нас,
День знаний отмечают. Нам в жизни пригодится.
1 реб. – Красной цифрой не отмечен 3 реб. – По весёлому волненью
Этот день в календаре На лице учеников,
И флажками не расцвечен По особому смущенью
Возле дома на дворе. Семилетних новичков.
2 реб. – По одной простой примете 4 реб. – И пускай немало славных
Узнаём мы этот день Разных дней в календаре,
По идущим в школу детям Но один из самых главных
Городов и деревень. Самый первый в сентябре.

Ведущий: 1 сентября вся страна отмечает День Знаний!
В школах звучит Гимн России и первый школьный звонок.

Слушание «Гимн РФ».

Ведущий (звенит колокольчиком): В школах зазвенит звонок,
Позовет всех на урок.
Кажется и к нам кто-то идёт!?

(Звенит звонок. В зал вбегает Принцесса, за ней торопливо идёт Учитель)

Учитель: Принцесса, вернитесь, урок еще не закончился.

Принцесса: Почему я не слышу музыки? Разве бал уже закончился?
Прикажите музыкантам играть! Я буду танцевать до самого утра.

Учитель: Но ведь сейчас время не для танцев. Вернитесь к столу и займитесь
уроками. Вам предстоит многому научиться.

Принцесса: А я вам говорю, не хочу учиться!

Учитель: Ваше величество, это просто необходимо. Если вы не будете учиться,
Вы не сможете прочитать и подписать ни один королевский указ!

Принцесса: А зачем мне это? Ведь у меня есть Вы!

Учитель: Да, но я уже в возрасте, мне на пенсию пора.

Принцесса: Никакой пенсии! Вы ещё здоровый и крепкий, у вас вся жизнь
впереди. Ещё лет пятьдесят прослужите!

Учитель (устало): Но Ваше величество.

Принцесса: Никаких «но»! Будете служить у меня до тех пор, пока…пока я не
стану такой же умной, как Вы.

Учитель: Да, но как же Вы станете умной, если совершенно не хотите учиться!

Принцесса: Ну придумайте что-нибудь. Вы же 3 академии закончили.
Идите и думайте!

Учитель: Эх, скорей бы на пенсию! (Учитель уходит)

Принцесса: И зачем мне учиться? Лучше останусь здесь. А вы (обращаясь к
детям) будете меня веселить, развлекать, поздравлять, подарки дарить.

Ведущий: Ваше Величество, но у нас праздник для ребят – День знаний.

Принцесса: Как, у Вас праздник? А я об этом ничего не знаю?
Почему меня не поставили в известность?

Ведущий: Мы не думали, что Вы захотите отмечать праздник для тех, кто хочет
всему научиться и многое узнать.

Принцесса: Опять учиться! Я не желаю! Я лучше с вами поиграю!

Игра «Если весело живётся».
Игра «Воробушки и автомобиль» (руль)
Игра «Самолет» (самолет)
Игра «Паровозик» (паровозик)

Ведущий: Хорошо играете, а что про садик знаете?
Ну, ребята, выходите и принцессе расскажите.

Дети средней группы читают стихи.

1 реб. – Детский сад, детский сад! 2 реб. – Детский сад, детский сад!
Почему так говорят? Почему так говорят?
Мы ведь не рябинки, Мы ведь не листочки,
Мы ведь не осинки, Мы ведь не цветочки,
Вовы, Саши, Мишеньки, Голубые, аленькие
Это ведь не вишенки. Мы ребята маленькие.
3 реб. – Детский сад, детский сад!
Почему так говорят?
Потому что дружно в нём
Мы одной семьёй живём
Оттого и говорят:
«В этом доме детский сад».

Полька «Детский сад» М.Рудаковой

Дети старшей группы читают стихи.

1 реб: Солнца луч в окно стучится, 2 реб. – Рано утром в светлый дом
Будит взрослых и ребят. Все мы весело идём.
Просыпайся, поднимайся, Песни, игры, пляски в нём
Собирайся в детский сад. В этом доме мы растём.
Ветер песни распевает, В этом доме детский сад,
И со звонким ветерком Он устроен для ребят.
Мы по улице весёлой
В садик радостно идём.

Ведущий: В этот день все школьники идут в школу, а вы ребята-дошколята идете
в детский сад. И на празднике своем о детском саде мы споем.

Песня «Наш любимый детский сад» И.Якушиной.

Ведущий: Даже в садике дети учатся.

Принцесса: Не хочу учиться! Это скучно! Я пробовала научиться считать, но у
меня ничего не вышло. Такая тоска!

Ведущий: Учиться можно очень даже весело.
Хочешь, ребята очень быстро и интересно научат тебя считать?

Принцесса: Ну, не зна-аю… Ладно уж, попробуйте!

Ведущий: Сколько пальцев на одной руке?
Сколько цветов у светофора?
Сколько солнышек в небе?
Сколько у человека глаз?
Сколько колес у машины?

Ритмодекламация «Веселый счет» Д.Воскресенский.

Принцесса: Как интересно?! И что – всё на свете можно сосчитать?

Ведущий: А сейчас мы поиграем, дружно буквы все узнаем.

Игра с кубиком «Назови слово».

Принцесса: Ребята, мне очень понравилось учиться и считать, и читать.
Игрушки, украшения, сладости возьму и тоже в школу я пойду.

Ведущий: Ваше величество! Как можно идти в школу и брать столько не нужных вещей?

Принцесса: А что ещё мне нужно взять? Начинайте отвечать.

Ведущий: Если в школу ты идёшь, То в портфель с собой берёшь:
В клеточку тетрадку? Новую рогатку? Веник для уборки?
Дневник для пятерки? Альбом и краски? Карнавальные маски?
Азбуку в картинках? Рваные ботинки?
Фломастеры и ручку? Гвоздиков кучку? Карандаши цветные?
Матрасы надувные? Ластик и линейку? В клетке канарейку?

Принцесса: Скажите, а принцесс, в школу берут?

Ведущий: Всех берут, кто любит знания и труд!

Принцесса: Я всё поняла, не хочу я лениться!
Вовсе не стыдно принцессам учиться!
Надо торопиться, в школу собираться.
Буду умной я принцессой, если постараться.
Спасибо Вам, ребята. До встречи в школе! (машет всем рукой)
(Кричит, убегая) Мамки, няньки, готовьте чемоданы, я в школу поступаю!

Ведущий: А вы, ребята, как только подрастете, тоже в школу все пойдете.
Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь, поскорей,
Обнимитесь, не стесняйтесь!
Детский сад наш – дом друзей!
Здесь танцуем и поем
В страну знаний попадем.

Флешмоб «Страна чудес».
Песня «С нами друг!»

Ведущий: Очень весело сегодня, звонко голоса звенят.
Потому что «Праздник Знаний» отмечает детский сад!
Вот какая красота, вот какие чудеса!
Конфетой я вас угощаю
С праздником всех поздравляю!

(Ведущий угощает всех ребят)

Ведущий: Поздравляю всех взрослых и детей с Днем знаний!
Всем детишкам желаю, чтобы вы росли умными, здоровыми,
добрыми и весёлыми, чтобы увидели и узнали много нового и интересного в детском саду, в мире знаний. А помогут вам наши добрые волшебники, наши дорогие и любимые воспитатели. Они отведут вас в мир знаний!

08-09-2025

Балеевских Светлана Мансуровна

воспитатель

В соответствии со Стандартом дошкольного образования одним из основных принципов является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности. И Стандарт говорит, как это делать, – создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
Вспомним понятие «инициатива» - это некое начинание, принятие самостоятельного решения, форма проявления активности.
Инициативный ребенок дошкольного возраста – что это значит?
Данное качество все программы достаточно точно очерчивают. На слайде представлено проявление инициативы в младшем и старшем возрасте, проявляющаяся в самостоятельном выборе игр и дела, в общении, в продуктивной и познавательной деятельности.
Мы все знаем, что детская инициатива особенно ярко проявляется в самостоятельной деятельности, так как проходит в соответствии с детскими интересами.
А мы задались вопросами: как проявляется детская инициатива в совместной, особенно в непосредственно образовательной деятельности, где инициатива заняться деятельностью исходит от взрослого? какие детские интересы сегодня учитывают педагоги? каковы способы поддержки детской инициативы, кроме часто представленных в интернете и статьях, и возможны ли детско-взрослые культурные практики для ее развития?
Авторы программы «Истоки», с учетом которой разработана образовательная программа нашего ДОУ, определили и описали способы поддержки и развития детской инициативы, часть которых, я сегодня хотела бы представить вашему вниманию. Возможно, это позволит взглянуть педагогам на некоторые ситуации под другим углом.
• Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
• Самые благодатные ситуации для поддержки детской познавательной инициативы – это экспериментирование. Они всем известны. Однако, здесь важнее осознать каждому педагогу, что о педагогическом мастерстве и образовательной ценности опыта можно судить по тому, как продолжают его дети в свободной самостоятельной деятельности.
После занятий, направленных на совместное решение проблемных ситуаций, дети продолжают импровизировать, запуская предложенные педагогом опыты по своим детским маршрутам и находя разнообразные и интересные пути и способы получения результата, порой более быстрые.
Этот принцип создания условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности является отличительной чертой нашей методической системы и действует во всех возрастных группах.
Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий. Например, дети знакомятся с понятиями «время», «масса», «длина, ширина» и т.п.
В процессе реализации проекта «Сколько весит паровоз?», в котором воспитанники подготовительной группы знакомились с понятием «масса», у детей была возможность экспериментировать с весами, находящимися в детском саду. Мы узнали с детьми какие бывают весы, как можно взвешивать предметы, даже большие и тяжелые.
Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
О макетах «улица», «ферма», «шахта» и т.п. мы знаем все. С макетами можно не только играть, разыгрывая режиссерские игры. Примеры таких игр мы видим на слайде. Уточню, что в нашей программе почти все продукты продуктивной деятельности после их создания не идут на творческие полочки на показ родителям, они остаются в группе для того чтоб дети с ними играли. Так поддерживается творческая инициатива.
С макетами можно играть в «квесты». Например, с макетом района можно обыгрывать ситуации: «Найди дом, в котором живешь», «Сходи в магазин за хлебом», «Потерялся щенок/ котенок», «Найди безопасный путь к библиотеке» и т.д. Также можно создать макет группы, на котором обозначаем, где спрятана игрушка. Задача, найти спрятанную игрушку или следующее задание для героя. Дети быстро учатся ориентироваться в пространстве и самостоятельно придумывают ситуации.
Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
Это могут быть игры на сплочение, например, «Ковер-самолет». Несколько играющих стоят на покрывале – «ковре – самолете». Они «летят» по небу и им надо перевернуть свой «ковер – самолет» так, чтобы никто не наступил на пол. Если это происходит, задание выполняется сначала. В этой игре можно проследить детей, проявляющих лидерские качества.
В процессе организации «Клуба по интересам», проводимого в рамках гостевого дня», наши воспитанники сами решают, в какую спортивную игру они будут играть. При помощи жеребьевки они делятся на две команды. Команды могут состоять из детей разных групп. Мы все знаем, что именно в командной игре присутствует дух сплочения. Как правило, выигрывает самая сплоченная команда.
Образно смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей. Яркий пример, где «живет» импровизация – это театрализация. Также в дни работы «Клуба по интересам»,ребята могут выбрать театрализованную деятельность. Им на выбор могут предложить спектакли, в которых да, когда события или мизансцены придуманы детьми. Тогда и сыгранные роли выглядят естественно, без заучивания и зазубривания текста. Это простые роли введения нового героя в известный сюжет или героя из другой сказки.
В «Музыкальном калейдоскопе» - еще одна форма «гостевого дня» - ребята с музыкальным руководителем также могут заняться импровизацией. Например, дети создавали картину весны с помощью музыкальных инструментов. Интересен момент тем, что ребята вдруг предложили.
• Игры представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.
В данном случае в сюжеты известных детям сказок (например, «Теремок») вводятся без нарушения художественного замысла многочисленные дополнительные роли для всех желающих (бабочка, снежинка, трансформер).
• Коллекционирование со смыслом и действием.
Всем нам известен метод «коллекционирования». Интересно то, что коллекционировать можно необычное: интересные предметы, игровые возможности, способы создания предметов, а также впечатления и эмоции.
• Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.
В данном случае имеется в виду создание условий, которые побуждают к совместному исследованию, например, игры детей разного возраста в центре воды и песка. Это ведет к тому, что у каждого по отдельности и у всех вместе появляется больше разных идей.
В моей практике это совместное создание с детьми игровой атрибутики. На слайде пример подготовки к игре «Кафе». В течение несколько дней девочки шили, лепили, вырезали. В итоги у них получилось масса интересных предметов, которыми они с удовольствием играли.
Есть у нас в практике яркий пример поддержки индивидуальной инициативы, которая вылилась в целое мероприятие с детьми разного возраста. В рамках гостевых дней один раз в месяц у нас проходят «Творческие мастерские», где дети делают коллективные работы из разных материалов в той группе, в которую пришли в гости. В один из таких дней моя воспитанница подготовительной группы изъявила желание провести мастер-класс с детьми и показать им как сделать бабочку из бумаги. Мы, конечно, поддержали ее и уже вечером, дети с разных групп под руководством Лизы делали для себя бабочек.
• Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
• Здесь примером может послужить проект «Воркута полна истории», в процессе которого ребята решили собрать больше информации о городе и его достопримечательностях.
Инициативы детей, которые поддержал наш воспитатель, были следующими: предложение воспитанником провести викторину «Знатоки города» как поздравление города с Днем рождения; самостоятельная фиксация детьми увиденного на фотоаппарат и видеокамеру; распределение обязанностей фотографа и видеооператора; самостоятельная распечатка фотографий под присмотром старшего воспитателя; проявленная самостоятельность при создании альбома.
Посещение библиотеки, театра, выставки могут положить начало самодеятельной детской игре и новым задумкам.
Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
Дети с интересом относятся к подобным мероприятиям.
Это и обсуждения с детьми и поддержка инициатив, когда они решают, какое пожелание напишут на листке ромашки для пешеходов и водителей, решают какие добрые дела можно совершить, какие подарки сделать своими руками и т.д.
Ежегодно в нашем саду традиционно проводится неделя Пушкиниады. В эту неделю выбирается день, когда во всех группах одновременно читают произведения А.С. Пушкина. После чтения дети выражают свои эмоции и впечатления с помощью самых разных средств.
И моделирование разных устройств.
Сюда относится моделирование разных устройств, облегчающих жизнь человека. Но здесь речь идет не о создании внешне похожей игрушки‐самоделки, а об экспериментировании с учетом назначения и принципа действия устройства. Например, можно «поиграть» с яйцом от «киндер‐сюрприза» (если сделать в нем отверстия, то можно понять, как погружается, плавает и всплывает подводная лодка). Практическая поддержка детей в подобной деятельности требует от воспитателя широких знаний в различных сферах.
Остальные способы представлены на слайде и не менее интересны в практике.
Они понятны в своей формулировке.
• Создание воображаемых миров.
• Проектирование «культурного» пути создания «полноценного» творческого продукта.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа- единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Необходимо отметить, что дети, которые проявляют инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности, достигают наивысшие социально – нормативные характеристики. Эти воспитанники наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.

20-11-2022

Балеевских Светлана Мансуровна

воспитатель

«До пяти лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было», подмечено автором технологии саморазвития Мария Монтессори. Она предлагала
«утончать» детские способности в воспитывающей среде, предоставляя ребенку материал для формирования практических умений, развития сенсорных представлений и моторики. Причем в качестве такого материала предлагала использовать предметы домашнего обихода.
Прищепки - особый вид зажима, используемый для крепления предметов. Данный материал является универсальным средством для развития тонких движений пальцев рук, помогают формировать сенсорные и пространственные представления у дошкольников, развивать воображение, конструктивные способности и коммуникативную функцию речи.
Деревянные прищепки чаще используются педагогами в качестве основы для создания так называемых «игр по кругу», а также для создания предметов, используемых ребенком в дальнейшем в самостоятельной деятельности по своему замыслу.
Пластмассовые прищепки разного цвета, размера и формы используются для развития сенсорных представлений, а также развития конструктивных способностей и воображения.
В рамках совместной деятельности и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, становятся героями настольного театра, моделями самолетов, роботов, машин.
Требования к проведению игр с прищепками:
▪ перед игрой необходимо показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними;
▪ объяснить правила пользования прищепками;
▪ перед работой с прищепками целесообразно провести подготовительные упражнения (пальчиковую гимнастику);
▪ при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному);
▪ не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов;
▪ игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
▪ приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, выполнение, которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости;
▪ соблюдайте правила техники безопасности с мелкими предметами и осуществляйте деятельность под присмотром взрослого.
Рассмотрим этапы знакомства младших дошкольников с прищепкой.
На первом этапе показываем каждому малышу, как, удерживая тремя пальчиками прищепку, можно прикрепить ее к краю небольшой картонной или пластмассовой коробки, и сопровождаем свои действия словами:
«Наша мамочка устала, всю одежду постирала. Милой маме помогу, все прищепки соберу».
Затем с помощью игровых забавных персонажей ребенку следует показать, как прищепка может открыть и закрыть «ротик» (для этого, удерживая прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальцами, раскрываем ее; в этот момент локоть опирается на поверхность стола). Далее предлагаем малышу самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть «ротик». При возникающих затруднениях взрослый сжимает пальчики ребенка, обращая внимание малыша на то, что нужно сильно нажать, чтобы «ротик» прищепки раскрылся. Далее прищепка «превращается» в волка — педагог (а затем и ребенок) ритмично открывает и закрывает «волчью пасть», проговаривая текст:
«Серый волк - зубами щелк, Не боимся тебя, волк!»
Прищепки могут использоваться как атрибуты при проведении пальчиковых гимнастик. Чтобы данный вид тренинга не оказался для детей скучным и утомительным занятием, предлагаем озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами и сопровождать их разнообразными игровыми приемами.
«Игры по кругу»
Основу «игр по кругу» составляет игровое поле – это круг, разделенный на сектора (для раннего возраста предпочтительнее деление на два или четыре сектора, для старших дошкольников до 8 – 10). На игровом поле располагаются картинки с изображениями одного из логических компонентов игры.
Например, развивающая игра «Кто, где живет?». На игровом поле располагается среда обитания диких и домашних животных (лес и дом). Также понадобятся изображения животных, которые крепятся к прищепкам. Прищепки с картинками животных далее необходимо ребенку распределить согласно среде обитания.
Универсальность таких игр в том, что их можно разработать на любую тему из
«Календаря жизни ДОУ» и использовать для решения любых, поставленных пред детьми задач, требующих логического осмысления.
Удобство в использовании детьми таких игр состоит в том, что картинки надежно крепятся к основе (они не слетают, случайно не перемещаются), что часто происходит в работе с настольно – печатными играми заводского производства.
Использование прищепок в конструктивной деятельности способствует развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности, а также формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Дошкольники по карте - схеме или по замыслу, создают из обычных прищепок объемные модели животных, транспорта и т.д. с добавлением элементов конструктора, кубиков. Это занятие очень нравится детям, они с удовольствием придумывают, а затем обыгрывают свои конструкции.
Существует многообразие вариантов использования прищепок в интерьере группы:
▪ держатели детских творческих работ при оформлении выставок;
▪ стикеры с названиями растений при оформлении «огорода на окне»;
▪ держатели для салфеток;
▪ основа для фоторамки,
▪ персонажи для настольного театра.
Игры и упражнения с прищепками
«Чего не хватает?»
Ребенку предлагаются изображения предметов с недостающими деталями.
Задача ребенка, с помощью цветных прищепок воссоздать целостных образ.
Например,
«Ежик». Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорее к нам,
Ежик, мы сейчас тебе поможем.
Игровое упражнение «Волшебные коробочки»
В игре используются четыре коробки с приклеенными на дно кружками красного, желтого, зеленого и синего цвета, четыре прищепки такого же цвета.
1 вариант (для индивидуальной работы)
Ребенок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край одной из коробок, распределяя их, соответственно цвету приклеенного на дно кружка.
2 вариант (для подгрупповой работы)
Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребенок выбирает и прикрепляет к краю соответствующей коробки прищепку того цвета, который ему назвал педагог.
«На донышке коробки огонек горит. Какие брать прищепки, он нам говорит.
Ты выбирай, не путай, внимательно смотри, Такую же по цвету прищепку прикрепи».
Игра-соревнование «Покорми цыпленка»
По просьбе взрослого дети вспоминают, что ест цыпленок. Вызываются 3-4 игрока, каждый из детей получает прищепки. Дети прищипывают «червячков» и кладут их в клюв цыпленку.
Игровое упражнение «Собака и щенок»
Это упражнение подходит как для детей раннего возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов), так и для более старших дошкольников (работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей.
«Гав-гав-гав,— собака лает, мой сыночек подрастает. Гав-гав-гав, — щенок сказал и за котенком побежал».
В результате применения игровых упражнений с прищепками дети быстрее и успешнее овладевают сенсорными, пространственными понятиями, у них лучше развивается мелкая моторика пальцев рук. Главное достоинство бельевых прищепок в качестве материала – это доступность и многофункциональность его использования.





























16-10-2024

Фокша Андрей Васильевич

Преподаватель музыкального отделения ДШИ "ТСШК №12"

Введение
Работа над гамами и этюдами является неотъемлемой частью профессионального становления музыканта-духовика. Эти элементы учебного репертуара формируют техническую базу, развивают координацию, дыхание, слух и музыкальное мышление. Гаммы и этюды выступают своеобразным «лабораториумом» исполнительского мастерства, где формируются все необходимые навыки — от звукоизвлечения до художественной выразительности.
1. Значение гаммовой работы
Гаммы — это фундамент музыкального языка. Они позволяют закрепить аппликатурные навыки, развить чувство тональности и интонационную устойчивость, выработать ровность звука и дыхания на всём диапазоне инструмента, а также сформировать устойчивый ритмический навык.
Регулярное исполнение гамм способствует развитию дыхательной выносливости и стабильности звука, особенно в крайних регистрах. При этом важно использовать диафрагмально-рёберное дыхание, следить за ровностью потока воздуха и активностью опоры.
2. Методика работы над гаммами
Работу над гаммами целесообразно строить по принципу постепенности: медленно — для контроля интонации, затем в среднем темпе — для выработки равномерности, и быстро — для развития техники.
Следует варьировать динамику, штрихи, ритмы, играть гаммы в терциях, секстах, октавах. Это способствует развитию гибкости дыхания, артикуляции и музыкального слуха.
3. Этюды как средство технического и художественного развития
Этюд (от фр. étude — «упражнение») сочетает педагогическую задачу и эстетическое содержание. Он развивает технику в музыкальном контексте, приучает применять технические приёмы художественно.
Работа над этюдами формирует координацию дыхания и фразировки, разнообразие динамики и штрихов, гибкость артикуляции и выразительность исполнения.
4. Последовательность работы над этюдами
1. Предварительный анализ: тональность, ритм, штрихи, дыхательные паузы.
2. Медленное проигрывание с контролем звука.
3. Постепенное ускорение при сохранении качества.
4. Работа над музыкальной выразительностью: динамика, фразировка, кульминации.
5. Взаимосвязь гамм и этюдов
Гаммы и этюды — это две стороны одной методической системы. Гаммы дают техническую основу, а этюды — музыкальное применение этой техники. Таким образом, систематическая работа над гаммами и этюдами обеспечивает комплексное развитие музыканта.
Заключение
Работа над гаммами и этюдами — основа профессионального становления исполнителя на духовых инструментах. Она формирует устойчивую технику, развивает дыхание, укрепляет амбушюр, воспитывает чувство стиля и выразительность. Грамотно выстроенная система упражнений превращает ежедневные занятия не просто в техническую тренировку, а в путь к совершенству звука и музыкального мышления.

16-10-2024

Шерстобитова Оксана Николаевна

Учитель начальных классов

Эффективные методы и приемы обучения чтению.
В наше время научно-технического прогресса, к огромному сожалению дети читают очень мало. Так как получают информацию от телевидения, более интересны компьютеры, телефоны, планшеты, захватывающие видеоигры, где дети окунаются с головой, соответственно дети потеряли интерес к чтению.
Но не только дети не читают, не читают и взрослые.
А так же: В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга».
Помочь детям, чтобы они стали активными читателями в нашем активно развивающем мире, в процессе обучения чтению стоят следующие задачи:
Формирование у детей постоянного желания читать литературу разных направлений (мотивационная сторона читательской деятельности).
Совершенствование у школьников навыков чтения: правильно прочитанных слов, беглости – скорости чтения, выразительности – придавая произведениям эмоциональную окраску. Все эти компоненты являются - технической основой процесса обучения чтению .
Развивать способности к полноценному, адекватному и всестороннему восприятию текста. Является главной стороной чтения: естественно проявляющийся эмоциональный отклик, оценивающее восприятие, осмысление авторского замысла и умение оценить собственное отношение к тому, что и как написано).
Умение реализовывать в различных способах творческую интерпретации художественного текста.
Сформировать практические умения преобразования текста: где необходимо определить главное и второстепенное в тексте, нахождение опорных слов, озаглавливание и др.
Дети в начальной школе должны уметь читать целыми словами.
находить в тексте слова и выражения, значение которых они (дети) не понимают, и мотивировать, что необходимо выяснить их смысл ;
уметь пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
уметь определять эмоциональный характер прочитанного текста;
находить опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
находить доводы в поведении героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
понимать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему текста;
определять главную мысль, сформулированную в тексте;
читать по ролям;
иметь навыки использовать интонацию выразительности, определять логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, логические и психологические паузы;
уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
уметь пересказать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по изменённому плану);
иллюстрирование графическое и словесное, овладение приёмом словесного рисования не только сюжетного фрагмента текста.
Приёмы обучения навыкам чтения в начальной школе.
Опыт показывает, быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста? Как сделать урок чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверно, каждый учитель задумывался над этим вопросом и каждый старается решить проблему совершенствования навыков чтения.
Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:
технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
понимание текста.
Известно, что оба компонента тесно взаимосвязаны. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большое значение придаётся его технике, на последующих- пониманию текста.
Для совершенствования навыков чтения можно использовать некоторые приемы по методике, предложенной Заикой, Зайцевым, и использовать пособие «Помогайка» автора Джажалей. Что представляет собой эта методика?
Это карточки для каждого ребёнка.
Приёмы чтения.
Чтение строчек наоборот.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова.Например: шар-раш.
Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.
Первое слово читается как обычно; второе - справа налево; третье - как обычно; четвёртое - справа налево и т. д.
Чтение только второй половины слов.
Это упражнение приводит к уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Например: -ние, -лько, -рой.
Чтение «зашумлённых слов»
Это упражнение закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетание.
Чтение строчек с прикрытой верхней половины.
Отделение слов от псевдослов.
Даётся 20-30 карточек: на одних из них написаны слова, на других - псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания. Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова - в другую.
Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного.
Чтение перевёрнутого текста.
Чтение предложений снизу вверх.
«Игра в прятки».
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово».
Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлениями. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
«Чтение за диктором».
Диктором может быть их учитель, и хорошо читающий ученик.
«Чтение хором».
Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Работа по карточкам включает в себя индивидуальную работу каждого ребёнка на уроках чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать. Карточка состоит из набора слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к каждой карточки тоже усложняются.
Упражнения по развитию навыков чтения
«Начни с той же буквы».
Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка.
«Какой? Какая? Какие?»
Это упражнение развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребёнка. Учитель называет существительное женского, мужского или среднего рода, а ребёнок подбирает к слову эпитеты. Например: «трава». Зелёная - мягкая - высокая и т. д.
«Отгадай букву».
Учитель произвольно выбирает букву и предлагает ученикам найти её. Разрешается называть слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово учитель отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того есть ли в названном слове задуманная буква.
Например, задуманная буква «Т». Фрагмент возможного диалога:
-Цапля? -Нет. -Автобус? -Есть.
Желательно, чтобы дети нашли заданную букву, предложив как можно меньше вариантов.
«Пятёрка слов».
Дети заранее выбирают какое-нибудь слово. Затем каждый из играющих подбирает по 5 слов, начинающихся поочерёдно с каждой из букв, составляющих исходное слово. Например, выбрали слова «роза». Пятёрка слов может быть такой:
радио, рекорд, рак, ракета, рана;
орех, осень, окно, отметка, отец;
зима, звено, змея, зрение, замок;
аптека, аллея, армия, астра, арка.
«Лесенка».
Дети заранее выбирают букву, с которой будет начинаться слова. Игра заключается в том, чтобы за определённое время написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть двухбуквенным, второе - трёхбуквенным и т. д.
Например:
Як
Яма
Яйцо
Ягода
Роль этих упражнений в интеллектуальном развитии ребёнка очень велика.
«Чтение-поворот».
Выбрать предложение в 1,5-2 строчки. Прочитать первое слово, затем прочитать его ещё раз. Быстро повторить первое слово, прочитать второе, повторить первые два- третье и т. д. Например: «У одного…»; « У одного крестьянина…»; «У одного крестьянина был…» и т. д. Такое упражнение позволит ребёнку перейти от чтения по слогам к чтению словами и понимать значительно лучше содержание текста.
«Учимся вспоминать слова».
Предложить детям за одну минуту вспомнить как можно больше различных существительных. Дети произносят вслух существительное и ставят палочку на бумаге. По окончании одной минуты подсчитывается слова.
Например:
////
//////
То же самое упражнение, но используя глаголы.
«Составление предложений».
Придумать смысловой ряд, состоящих из двух существительных и глагола.
Например:
Котёнок пьёт молоко.
Ручкой пишут на бумаге.
Машина едет по дороге.
«Учимся фантазировать».
Взять одно слово, например, «кнопка». По очереди предлагать варианты где и для чего можно применить этот предмет.
Например:
(Учитель: для прикрепления бумаги к доске).
(Ученик: провести окружность; положить на стул и т. д.)
«Снежный ком».
Возьмём любое существительное. Например слово «кот». Мы добавляем слово «лист»-ученик повторяет: «кот», «лист». Предлагаем ещё одно слово: «груша», и ученик вспоминает: «кот», «лист», «груша» и т. д.
«Угадай слова».
Построить смысловой ряд и догадаться каким будет четвёртое слово.
Например: карандаш-бумага; мел-…(доска).
гвоздь-молоток; шуруп-…
дом-крыша; книга-…
птица-яйцо; растение-…
квадрат-куб; круг-…
хорошо-лучше; медленно-…
огонь-пожар; вода-…
зерно-амбар; деньги-…
человек-ребёнок; собака-…
день-ночь; зима-…
Очень хорошо использовать на уроках чтения речевые разминки. Во время разминки включать упражнения на правильное произнесение з

17-02-2025

Шерстобитова Оксана Николаевна

Учитель начальных классов


Роль внеурочной деятельности в воспитании младших школьников
Аннотация. В статье дается понятие внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность рассматривается в контексте федерального государственного общеобразовательного стандарта. Согласно примерной программе воспитания младших школьников, показываются приемы воспитательной работы. Также рассматриваются виды и направления внеурочной деятельности. Помимо этого, рассматривается роль внеурочной деятельности для младших школьников. Приводится в пример некоторые виды внеурочной деятельности: театральный кружок, экскурсии, проектная деятельность и выделяются особенности каждого вида деятельности. Далее в статье рассматриваются возрастные особенности учащихся начальной школы, а именно: ведущий вид деятельности, мышление, память и показывается роль внеурочной деятельности в воспитании. В статье также приведены некоторые трудности в применении некоторых приемов внеурочной деятельности, с которыми могут столкнуться учителя начальной школы: личные особенности характера детей, ориентация на результат. Большую роль играет и личная заинтересованность педагога в работе.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, дети младшего школьного возраста, социальные компетенции.

В современном мире большая роль в воспитании и обучении подрастающего поколения отводится школе. Целью современной образовательной политики является воспитание высоконравственной личности с широким кругозором. Способов для достижения этой цели может быть достаточно много, но одними из ключевых являются учебная и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность – это деятельность, которая направлена на развитие и саморазвитие, воспитание и самовоспитание [5, с. 183]. Согласно ФГОС НОО, под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образовании. Внеурочная деятельность проводится как в начальной школе, так и в среднем и старшем школьных звеньях. Внеурочная деятельность является компонентом учебно-воспитательного процесса и осуществляется в свободное от учебных занятий время.
Внеурочная деятельность в начальной школе решает ряд важных задач:
- обеспечение адаптации ребенка в школе;
- улучшение условий развития ребенка;
- оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
- расширение образовательного пространства;
- организация свободного времени обучающихся.
Согласно Примерной программе воспитания, разработанной в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО, воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая дает возможность самореализации, развития социальных компетенций и получения социального опыта;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. [1]
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
- познавательная деятельность (передача школьникам социально-значимых знаний, которые развивают кругозор и привлекают внимание к широкому кругу общественных проблем);
- художественное творчество (создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, раскрытие их творческих способностей, формирование чувства прекрасного);
- проблемно-ценностное общение (развитие коммуникативных компетенций, воспитание культуры общения);
- туристско-краеведческая деятельность (воспитание любви к родному краю, развитие ответственности и самостоятельности у школьников);
- спортивно-оздоровительная деятельность (физическое развитие школьников, пропаганда ЗОЖ);
- трудовая деятельность (развитие творческих способностей школьников, воспитание трудолюбия и уважения к физическому труду);
- игровая деятельность (раскрытие различных видов потенциала школьников, развитие навыков командной работы).
Важное значение во внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте имеет формирование социальных компетенций. Социальные компетенции – способность человека выстраивать свое поведение в соответствие с нормами, принятыми в обществе; способность осознания ответственности за свои поступки перед другими [2, с. 176]. Проще говоря, это умение человека адекватно вести себя в обществе. Прежде всего, социальные компетенции направлены на взаимодействие человека с семьей, коллективом, группой людей и обществом в целом. Младший школьный возраст имеет огромное значение для развития личности, поэтому социально-важные качества должны прививаться в нем. Поэтому развивать социальные компетенции в младшем школьном возрасте необходимо. Эти компетенции формируются как в семье, так и в школе, ведь большую часть времени ребенок проводит в образовательном учреждении.
В условиях ограниченного 45-минутами времени урока, учителю достаточно сложно решать вопросы, связанные с социальными компетенциями, поэтому это можно восполнять на занятиях по внеурочной деятельности. Процесс формирования социальных компетенций во внеурочной деятельности более успешен, ведь на таких занятиях педагогический работник использует творческий подход, фантазию, игровые формы, что не всегда возможно использовать во время традиционного урока.
Приведем примеры конкретных видов внеурочной деятельности в начальной школе.
Довольно интересный и одновременно сложный вид внеурочной деятельности – театральные постановки. Через такие постановки усваиваются культурные традиции, воспитывается чувство вкуса и эстетики, формируются личностные установки и способы работы в группе. Также данный вид деятельности помогает учащимся привыкнуть к публичным выступлениям. Также благодаря выступлениям, младшие школьники вживаются в роль и испытывают определенные переживания героев пьес. Активизируются чувства сострадания, сопереживания, происходит формирование эмпатии [3, с. 243].
Театральный кружок – многоплановый вид деятельности. Он сочетает в себе не только само представление, но и другие виды искусств: музыка, танец, живопись, декоративно-прикладное искусство (например, изготовление реквизита, подготовка декораций). В данном виде внеурочной деятельности проявить свои таланты может любой ребенок, совсем не обязательно выступать на сцене, особо стеснительные и замкнутые обучающиеся могут помогать в подготовке спектакля.
Необычным видом внеурочной деятельности являются экскурсии для младших школьников. Они помогают активизировать познавательные способности учащихся, ведь в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является именно учебная деятельность. Поэтому важно сформировать у обучающихся позитивный настрой на учебу и, посредством наглядных предметов, настроить на получение новых знаний, то есть, заинтересовать.
Новаторским видом внеурочной деятельности является проектная деятельность. Это одно из самых перспективных направлений в данный момент. ФГОС требует от учителей использование этого вида деятельности, так как в процессе правильной самостоятельной работы, ученик овладевает необходимыми компетенциями, изучает материал и закрепляет его на практике. Примером проектной деятельности в учебном процессе могут служить: создание макетов зданий, презентаций, стенгазет, записывание видеофильма и многое другое.
Конечно, в начальной школе довольно трудно организовать проектную деятельность, исходя из возрастных особенностей, однако, постепенно вовлекать младших школьников в работу очень важно, ведь именно в этом возрасте закладывается ряд ценностей и установок.
Ученикам начальной школы присуще ряд возрастных особенностей. Например, ведущим видом деятельности является учебная, поэтому важно заинтересовать ребенка в изучении школьных предметов (в том числе, с помощью внеурочной деятельности). У детей преобладает наглядно-образное мышление, а значит важно изучать материал с помощью конкретных примеров. После наглядно-образное мышление сменяется словестно-логическим. Также у младших школьников довольно хорошая механическая память, именно поэтому часто применяется проектный вид внеурочной деятельности. [6, с. 240] Внимание учеников начальной школы еще недостаточно сформированное, заниматься одним видом деятельности они могут 15-20 минут. Поэтому для них важна смена деятельности. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, наглядно видно, как внедрение внеурочной деятельности может помочь в изучении материала, развития различных навыков, памяти и внимания.
Учитель может столкнуться с некоторыми проблемами в реализации внеурочной деятельности. Например, из-за недостаточно готовых учебных программ учитель начальных классов может испытывать трудности. Кроме того, большую роль играют знания, опыт и стремление к саморазвитию педагога. Но не все проблемы могут быть связанными с самим учителем. Например, из-за личных особенностей характера, дети могут испытывать трудности публично участвовать в мероприятиях. Могут возникнуть трудности вследствие ориентации на результат, а не на участие [4, с. 31].
Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе играет большую роль в развитии личности ребенка, потому что она помогает раскрыть его способности и таланты. Раскрыв внутренний потенциал ребенка, у него формируется адекватная самооценка, он начинает верить в себя и свои возможности. У обучающихся развиваются интеллектуальные и творческие способности. Безусловно, внеурочная деятельность будет продуктивной только тогда, когда сам педагог занимается самообра

17-02-2025

Шерстобитова Оксана Николаевна

Учитель начальных классов

Шерстобитова Оксана Николаевна
Роль внеурочной деятельности в воспитании младших школьников
Аннотация. В статье дается понятие внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность рассматривается в контексте федерального государственного общеобразовательного стандарта. Согласно примерной программе воспитания младших школьников, показываются приемы воспитательной работы. Также рассматриваются виды и направления внеурочной деятельности. Помимо этого, рассматривается роль внеурочной деятельности для младших школьников. Приводится в пример некоторые виды внеурочной деятельности: театральный кружок, экскурсии, проектная деятельность и выделяются особенности каждого вида деятельности. Далее в статье рассматриваются возрастные особенности учащихся начальной школы, а именно: ведущий вид деятельности, мышление, память и показывается роль внеурочной деятельности в воспитании. В статье также приведены некоторые трудности в применении некоторых приемов внеурочной деятельности, с которыми могут столкнуться учителя начальной школы: личные особенности характера детей, ориентация на результат. Большую роль играет и личная заинтересованность педагога в работе.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, дети младшего школьного возраста, социальные компетенции.

В современном мире большая роль в воспитании и обучении подрастающего поколения отводится школе. Целью современной образовательной политики является воспитание высоконравственной личности с широким кругозором. Способов для достижения этой цели может быть достаточно много, но одними из ключевых являются учебная и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность – это деятельность, которая направлена на развитие и саморазвитие, воспитание и самовоспитание [5, с. 183]. Согласно ФГОС НОО, под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образовании. Внеурочная деятельность проводится как в начальной школе, так и в среднем и старшем школьных звеньях. Внеурочная деятельность является компонентом учебно-воспитательного процесса и осуществляется в свободное от учебных занятий время.
Внеурочная деятельность в начальной школе решает ряд важных задач:
- обеспечение адаптации ребенка в школе;
- улучшение условий развития ребенка;
- оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
- расширение образовательного пространства;
- организация свободного времени обучающихся.
Согласно Примерной программе воспитания, разработанной в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО, воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая дает возможность самореализации, развития социальных компетенций и получения социального опыта;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. [1]
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
- познавательная деятельность (передача школьникам социально-значимых знаний, которые развивают кругозор и привлекают внимание к широкому кругу общественных проблем);
- художественное творчество (создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, раскрытие их творческих способностей, формирование чувства прекрасного);
- проблемно-ценностное общение (развитие коммуникативных компетенций, воспитание культуры общения);
- туристско-краеведческая деятельность (воспитание любви к родному краю, развитие ответственности и самостоятельности у школьников);
- спортивно-оздоровительная деятельность (физическое развитие школьников, пропаганда ЗОЖ);
- трудовая деятельность (развитие творческих способностей школьников, воспитание трудолюбия и уважения к физическому труду);
- игровая деятельность (раскрытие различных видов потенциала школьников, развитие навыков командной работы).
Важное значение во внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте имеет формирование социальных компетенций. Социальные компетенции – способность человека выстраивать свое поведение в соответствие с нормами, принятыми в обществе; способность осознания ответственности за свои поступки перед другими [2, с. 176]. Проще говоря, это умение человека адекватно вести себя в обществе. Прежде всего, социальные компетенции направлены на взаимодействие человека с семьей, коллективом, группой людей и обществом в целом. Младший школьный возраст имеет огромное значение для развития личности, поэтому социально-важные качества должны прививаться в нем. Поэтому развивать социальные компетенции в младшем школьном возрасте необходимо. Эти компетенции формируются как в семье, так и в школе, ведь большую часть времени ребенок проводит в образовательном учреждении.
В условиях ограниченного 45-минутами времени урока, учителю достаточно сложно решать вопросы, связанные с социальными компетенциями, поэтому это можно восполнять на занятиях по внеурочной деятельности. Процесс формирования социальных компетенций во внеурочной деятельности более успешен, ведь на таких занятиях педагогический работник использует творческий подход, фантазию, игровые формы, что не всегда возможно использовать во время традиционного урока.
Приведем примеры конкретных видов внеурочной деятельности в начальной школе.
Довольно интересный и одновременно сложный вид внеурочной деятельности – театральные постановки. Через такие постановки усваиваются культурные традиции, воспитывается чувство вкуса и эстетики, формируются личностные установки и способы работы в группе. Также данный вид деятельности помогает учащимся привыкнуть к публичным выступлениям. Также благодаря выступлениям, младшие школьники вживаются в роль и испытывают определенные переживания героев пьес. Активизируются чувства сострадания, сопереживания, происходит формирование эмпатии [3, с. 243].
Театральный кружок – многоплановый вид деятельности. Он сочетает в себе не только само представление, но и другие виды искусств: музыка, танец, живопись, декоративно-прикладное искусство (например, изготовление реквизита, подготовка декораций). В данном виде внеурочной деятельности проявить свои таланты может любой ребенок, совсем не обязательно выступать на сцене, особо стеснительные и замкнутые обучающиеся могут помогать в подготовке спектакля.
Необычным видом внеурочной деятельности являются экскурсии для младших школьников. Они помогают активизировать познавательные способности учащихся, ведь в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является именно учебная деятельность. Поэтому важно сформировать у обучающихся позитивный настрой на учебу и, посредством наглядных предметов, настроить на получение новых знаний, то есть, заинтересовать.
Новаторским видом внеурочной деятельности является проектная деятельность. Это одно из самых перспективных направлений в данный момент. ФГОС требует от учителей использование этого вида деятельности, так как в процессе правильной самостоятельной работы, ученик овладевает необходимыми компетенциями, изучает материал и закрепляет его на практике. Примером проектной деятельности в учебном процессе могут служить: создание макетов зданий, презентаций, стенгазет, записывание видеофильма и многое другое.
Конечно, в начальной школе довольно трудно организовать проектную деятельность, исходя из возрастных особенностей, однако, постепенно вовлекать младших школьников в работу очень важно, ведь именно в этом возрасте закладывается ряд ценностей и установок.
Ученикам начальной школы присуще ряд возрастных особенностей. Например, ведущим видом деятельности является учебная, поэтому важно заинтересовать ребенка в изучении школьных предметов (в том числе, с помощью внеурочной деятельности). У детей преобладает наглядно-образное мышление, а значит важно изучать материал с помощью конкретных примеров. После наглядно-образное мышление сменяется словестно-логическим. Также у младших школьников довольно хорошая механическая память, именно поэтому часто применяется проектный вид внеурочной деятельности. [6, с. 240] Внимание учеников начальной школы еще недостаточно сформированное, заниматься одним видом деятельности они могут 15-20 минут. Поэтому для них важна смена деятельности. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, наглядно видно, как внедрение внеурочной деятельности может помочь в изучении материала, развития различных навыков, памяти и внимания.
Учитель может столкнуться с некоторыми проблемами в реализации внеурочной деятельности. Например, из-за недостаточно готовых учебных программ учитель начальных классов может испытывать трудности. Кроме того, большую роль играют знания, опыт и стремление к саморазвитию педагога. Но не все проблемы могут быть связанными с самим учителем. Например, из-за личных особенностей характера, дети могут испытывать трудности публично участвовать в мероприятиях. Могут возникнуть трудности вследствие ориентации на результат, а не на участие [4, с. 31].
Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе играет большую роль в развитии личности ребенка, потому что она помогает раскрыть его способности и таланты. Раскрыв внутренний потенциал ребенка, у него формируется адекватная самооценка, он начинает верить в себя и свои возможности. У обучающихся развиваются интеллектуальные и творческие способности. Безусловно, внеурочная деятельность будет продуктивной только тогда, когда сам педагог занимается самообра

30-07-2025

Усманова Гулия Абдулгалиевна

Преподаватель, МБУ ДО «Детская школа искусств», Старое Дрожжаное

Стремительное развитие компьютерных технологии оказывает большое влияние на все системы образования, в том числе и на дополнительное образование детей. Сейчас использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Одно из приоритетных направлений развития образования — компьютеризация образовательных учреждений, именно поэтому в школах появились ноутбуки, мультимедийные проекторы, компьютеры и интерактивные доски. В детских музыкальных школах и школах искусств новые технологии применяются в основном на теоретических предметах, таких как сольфеджио, музыкальная литература или иных предметах. На уроках по специальности компьютерные технологии в большинстве не используются и этому есть немало причин. Одна из них касается материальных затрат – нужен компьютер с необходимыми программами, а также подключенная миди-клавиатура или синтезатор. Другая причина состоит в том, что педагог сам не хочет или не умеет общаться с новыми технологиями или не считает это продуктивным.

Поиск