20-11-2022
Балеевских Светлана Мансуровна
воспитатель
«До пяти лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было», подмечено автором технологии саморазвития Мария Монтессори. Она предлагала
«утончать» детские способности в воспитывающей среде, предоставляя ребенку материал для формирования практических умений, развития сенсорных представлений и моторики. Причем в качестве такого материала предлагала использовать предметы домашнего обихода.
Прищепки - особый вид зажима, используемый для крепления предметов. Данный материал является универсальным средством для развития тонких движений пальцев рук, помогают формировать сенсорные и пространственные представления у дошкольников, развивать воображение, конструктивные способности и коммуникативную функцию речи.
Деревянные прищепки чаще используются педагогами в качестве основы для создания так называемых «игр по кругу», а также для создания предметов, используемых ребенком в дальнейшем в самостоятельной деятельности по своему замыслу.
Пластмассовые прищепки разного цвета, размера и формы используются для развития сенсорных представлений, а также развития конструктивных способностей и воображения.
В рамках совместной деятельности и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, становятся героями настольного театра, моделями самолетов, роботов, машин.
Требования к проведению игр с прищепками:
▪ перед игрой необходимо показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними;
▪ объяснить правила пользования прищепками;
▪ перед работой с прищепками целесообразно провести подготовительные упражнения (пальчиковую гимнастику);
▪ при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному);
▪ не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов;
▪ игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
▪ приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, выполнение, которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости;
▪ соблюдайте правила техники безопасности с мелкими предметами и осуществляйте деятельность под присмотром взрослого.
Рассмотрим этапы знакомства младших дошкольников с прищепкой.
На первом этапе показываем каждому малышу, как, удерживая тремя пальчиками прищепку, можно прикрепить ее к краю небольшой картонной или пластмассовой коробки, и сопровождаем свои действия словами:
«Наша мамочка устала, всю одежду постирала. Милой маме помогу, все прищепки соберу».
Затем с помощью игровых забавных персонажей ребенку следует показать, как прищепка может открыть и закрыть «ротик» (для этого, удерживая прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальцами, раскрываем ее; в этот момент локоть опирается на поверхность стола). Далее предлагаем малышу самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть «ротик». При возникающих затруднениях взрослый сжимает пальчики ребенка, обращая внимание малыша на то, что нужно сильно нажать, чтобы «ротик» прищепки раскрылся. Далее прищепка «превращается» в волка — педагог (а затем и ребенок) ритмично открывает и закрывает «волчью пасть», проговаривая текст:
«Серый волк - зубами щелк, Не боимся тебя, волк!»
Прищепки могут использоваться как атрибуты при проведении пальчиковых гимнастик. Чтобы данный вид тренинга не оказался для детей скучным и утомительным занятием, предлагаем озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами и сопровождать их разнообразными игровыми приемами.
«Игры по кругу»
Основу «игр по кругу» составляет игровое поле – это круг, разделенный на сектора (для раннего возраста предпочтительнее деление на два или четыре сектора, для старших дошкольников до 8 – 10). На игровом поле располагаются картинки с изображениями одного из логических компонентов игры.
Например, развивающая игра «Кто, где живет?». На игровом поле располагается среда обитания диких и домашних животных (лес и дом). Также понадобятся изображения животных, которые крепятся к прищепкам. Прищепки с картинками животных далее необходимо ребенку распределить согласно среде обитания.
Универсальность таких игр в том, что их можно разработать на любую тему из
«Календаря жизни ДОУ» и использовать для решения любых, поставленных пред детьми задач, требующих логического осмысления.
Удобство в использовании детьми таких игр состоит в том, что картинки надежно крепятся к основе (они не слетают, случайно не перемещаются), что часто происходит в работе с настольно – печатными играми заводского производства.
Использование прищепок в конструктивной деятельности способствует развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности, а также формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Дошкольники по карте - схеме или по замыслу, создают из обычных прищепок объемные модели животных, транспорта и т.д. с добавлением элементов конструктора, кубиков. Это занятие очень нравится детям, они с удовольствием придумывают, а затем обыгрывают свои конструкции.
Существует многообразие вариантов использования прищепок в интерьере группы:
▪ держатели детских творческих работ при оформлении выставок;
▪ стикеры с названиями растений при оформлении «огорода на окне»;
▪ держатели для салфеток;
▪ основа для фоторамки,
▪ персонажи для настольного театра.
Игры и упражнения с прищепками
«Чего не хватает?»
Ребенку предлагаются изображения предметов с недостающими деталями.
Задача ребенка, с помощью цветных прищепок воссоздать целостных образ.
Например,
«Ежик». Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорее к нам,
Ежик, мы сейчас тебе поможем.
Игровое упражнение «Волшебные коробочки»
В игре используются четыре коробки с приклеенными на дно кружками красного, желтого, зеленого и синего цвета, четыре прищепки такого же цвета.
1 вариант (для индивидуальной работы)
Ребенок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край одной из коробок, распределяя их, соответственно цвету приклеенного на дно кружка.
2 вариант (для подгрупповой работы)
Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребенок выбирает и прикрепляет к краю соответствующей коробки прищепку того цвета, который ему назвал педагог.
«На донышке коробки огонек горит. Какие брать прищепки, он нам говорит.
Ты выбирай, не путай, внимательно смотри, Такую же по цвету прищепку прикрепи».
Игра-соревнование «Покорми цыпленка»
По просьбе взрослого дети вспоминают, что ест цыпленок. Вызываются 3-4 игрока, каждый из детей получает прищепки. Дети прищипывают «червячков» и кладут их в клюв цыпленку.
Игровое упражнение «Собака и щенок»
Это упражнение подходит как для детей раннего возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов), так и для более старших дошкольников (работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей.
«Гав-гав-гав,— собака лает, мой сыночек подрастает. Гав-гав-гав, — щенок сказал и за котенком побежал».
В результате применения игровых упражнений с прищепками дети быстрее и успешнее овладевают сенсорными, пространственными понятиями, у них лучше развивается мелкая моторика пальцев рук. Главное достоинство бельевых прищепок в качестве материала – это доступность и многофункциональность его использования.
