07-10-2024
Фролова Светлана Юрьевна
воспитатель, СП "Детский сад №70" ГБОУ ООШ №23 г. Сызрани
Детско-родительские проекты,
как форма организации взаимодействия детского сада и семьи
Фролова С.Ю., воспитатель
СП «Детский сад № 70» ГБОУ ООШ № 23
Формирование творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ребенка в первую очередь надо научить слышать, видеть, понимать, чтобы он вырос разносторонне-развитой личностью. Это задача не только сотрудников детского сада, но и родителей, семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей является одним из тех механизмов, который помогает достигнуть намеченной цели, что, естественно сказывается на результатах. В своей работе я стараюсь использовать разные формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Более подробно хочу остановиться на проектной деятельности. Считаю, что именно метод проектов наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.
От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.
Не менее важно и то, что для ребенка вместе с мамой и папой естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
На протяжении ряда лет я работаю в данном направлении, и накопила достаточно материала, которым сегодня я хотела бы с вами поделиться на примере проектов «Там, чудеса там сказки бродят» по мотивам сказок А.С. Пушкина», «Этот загадочный космос»; «Волшебный мир театра!», «Каша – радость наша». Привлекая к участию родителей, я ставила перед собой задачу: «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений и считаю, что у меня это получилось.
Результаты моей работы показали, что дошкольники, особенно старшие, могут успешно участвовать в проектной деятельности. При этом наблюдаются изменения в познавательном развитии детей, личностный рост ребят, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
На протяжении каждого проекта решаю образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. При этом все виды детской деятельности связаны с темой проекта и логически дополняют друг друга, направлены на развитие личности ребенка, так как создаются условия, в которых дети могут применять свои знания в деятельности. Возможности использования проектной деятельности при организации работы с дошкольниками достаточно широки. Все пять образовательных областей охватываются в структуре проекта. То есть, разрабатывая проект, я использую методы и приемы из области познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического и социально-коммуникативного развития.
В ходе проектной деятельности наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети для своих родителей становятся партнерами по совместной деятельности. Они помогают искать материал к проекту, оформляют газеты, ширмы, делают презентацию проекта, участвуют в конкурсных заданиях (изготовление поделок из различного материала, дидактические игры по сенсорному развитию, совместные мероприятия). Родители вовлекаются в общение, общее дело, начинают открывать для себя что-то новое в своем ребенке. Они превращаются в активных участников. Родители приобретают неоценимый опыт педагогического сотрудничества не только со своим ребенком, но и с педагогами и другими родителями.
Каждый проект интересен по-своему. В исследовательском проекте «Каша – радость наша» Лера заинтересовалась пользой и разнообразием каш. Совместно с мамой дома она проводила разные исследования и с удовольствием делилась своими открытиями с ребятами из группы: рассматривала разные крупы, проверяла сыпучесть, какие звуки издают крупы, какие каши можно сварить из круп, украшала кашу ягодами и фруктами.
В проекте «Волшебный мир театра» реализуются образовательные и воспитательные задачи ФОП: знакомство с театром, театральной терминологией, приобщение к театральному искусству через знакомство с историей театра; создавать условия для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности. Идея создания проекта возникла после беседы с детьми, в ходе которой выяснилось, что многие еще не разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает для чего он нужен. В ходе проекта мы прослушивали аудиозаписи сказок, рассматривали иллюстрации, знакомились с театральными профессиями и правилами этикета в театре, но конечно самым запоминающимся моментом не только для детей, но и для родителей была экскурсия в театр и за кулисье театра. После экскурсии родители внесли предложение самим изготовить атрибуты для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр. Тем самым обогатили предметно-развивающую среду группы.
Проект «Этот загадочный космос» направлен на познавательное развитие детей. В рамках реализации проекта с детьми были проведены такие формы работы, как беседы, рассматривание репродукций картин, разучивание стихотворений. Мною было предложено дома сделать поделку по теме проекта. Я не ожидала, что столько родителей откликнуться и заинтересуются моим предложением. В итоге нами была организована выставка творческих работ «Необъятная Вселенная».
После прочтения «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» от детей посыпались вопросы: «Кто такой Пушкин?», «Где и когда он жил?», «А какие сказки у него еще есть?» Было принято решение организовать и провести проект художественно-эстетической направленности «Там, чудеса там сказки бродят» по мотивам сказок А.С. Пушкина». Это проект - перевоплощение в сказочных персонажей произведений А.С Пушкина. Реализация проекта совпала с периодом пандемии, поэтому большая часть работы была реализована дома. Мною было предложено перевоплотиться в сказочных героев произведений и поделиться своим фото в нашей группе в мессенджере. Получилось большое разнообразие фото персонажей: это и дед с неводом, и…мертвая царевна и семь богатырей, у дуба кот ученый, Шамаханская царица. Дети еще долго вспоминали и рассказывали своим друзьям, как подбирали костюмы для своих героев, как совместно с родителями обсуждали отличительные черты героя, чтобы с точностью передать его характер.
Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашаю гостей, родителей, малышей. Детям объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое «сообщение» по данной теме, красиво его оформить для представления перед своими друзьями. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело и здесь вновь мне первые помощники – родители. Форма защиты проекта проходит всегда по-разному, интересно и продумана так, чтобы показать вклад каждого ребенка, родителя.
В наших проектах это было и мини-спектакль для детей младшего возраста, и инсценировка сказок А.С Пушкина, и создание космической лаборатории, и рассказ с показом фильма о пользе каши.
Содержание нашей организованной деятельности отражается и в оформлении группы, тем самым изменяется предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с темой проекта при активном участии детей и родителей. Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы пополнилась созданием:
- сказочно-игрового пространства, включающей в себя несколько универсальных центров в групповом помещении (музей сказочных предметов «Бабушкин сундучок»; сказочные экспонаты – поделки, изготовленные в сотворчестве со взрослыми, по мотивам народных сказок);
- театрально-игровой уголок (театр на фланелеграфе; пальчиковый театр; театр с использованием прищепок; театр на магнитах; кукольный театр; теневой театр; маски театральные персонажей сказок; напольная и настольная ширмы).
- уголок по социально-коммуникативному развитию «Хочу все знать и все уметь» (дидактические, настольно-печатные, словесные игры и пособия; портреты поэтов, писателей; пособия по краеведению: символика родного края, куклы в национальных костюмах народов России, символика (гербы) народов России; иллюстрации к сказкам; СD диски с записями мультимедийных русских народных сказок).
- мини – библиотека (книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, прибаутки).
Таким образом, детско – родительские проекты способствуют установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, помогают в решении актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов.
