17-02-2025
Шерстобитова Оксана Николаевна
Учитель начальных классов
Шерстобитова Оксана Николаевна
Роль внеурочной деятельности в воспитании младших школьников
Аннотация. В статье дается понятие внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность рассматривается в контексте федерального государственного общеобразовательного стандарта. Согласно примерной программе воспитания младших школьников, показываются приемы воспитательной работы. Также рассматриваются виды и направления внеурочной деятельности. Помимо этого, рассматривается роль внеурочной деятельности для младших школьников. Приводится в пример некоторые виды внеурочной деятельности: театральный кружок, экскурсии, проектная деятельность и выделяются особенности каждого вида деятельности. Далее в статье рассматриваются возрастные особенности учащихся начальной школы, а именно: ведущий вид деятельности, мышление, память и показывается роль внеурочной деятельности в воспитании. В статье также приведены некоторые трудности в применении некоторых приемов внеурочной деятельности, с которыми могут столкнуться учителя начальной школы: личные особенности характера детей, ориентация на результат. Большую роль играет и личная заинтересованность педагога в работе.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, дети младшего школьного возраста, социальные компетенции.
В современном мире большая роль в воспитании и обучении подрастающего поколения отводится школе. Целью современной образовательной политики является воспитание высоконравственной личности с широким кругозором. Способов для достижения этой цели может быть достаточно много, но одними из ключевых являются учебная и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность – это деятельность, которая направлена на развитие и саморазвитие, воспитание и самовоспитание [5, с. 183]. Согласно ФГОС НОО, под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образовании. Внеурочная деятельность проводится как в начальной школе, так и в среднем и старшем школьных звеньях. Внеурочная деятельность является компонентом учебно-воспитательного процесса и осуществляется в свободное от учебных занятий время.
Внеурочная деятельность в начальной школе решает ряд важных задач:
- обеспечение адаптации ребенка в школе;
- улучшение условий развития ребенка;
- оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
- расширение образовательного пространства;
- организация свободного времени обучающихся.
Согласно Примерной программе воспитания, разработанной в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО, воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая дает возможность самореализации, развития социальных компетенций и получения социального опыта;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. [1]
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
- познавательная деятельность (передача школьникам социально-значимых знаний, которые развивают кругозор и привлекают внимание к широкому кругу общественных проблем);
- художественное творчество (создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, раскрытие их творческих способностей, формирование чувства прекрасного);
- проблемно-ценностное общение (развитие коммуникативных компетенций, воспитание культуры общения);
- туристско-краеведческая деятельность (воспитание любви к родному краю, развитие ответственности и самостоятельности у школьников);
- спортивно-оздоровительная деятельность (физическое развитие школьников, пропаганда ЗОЖ);
- трудовая деятельность (развитие творческих способностей школьников, воспитание трудолюбия и уважения к физическому труду);
- игровая деятельность (раскрытие различных видов потенциала школьников, развитие навыков командной работы).
Важное значение во внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте имеет формирование социальных компетенций. Социальные компетенции – способность человека выстраивать свое поведение в соответствие с нормами, принятыми в обществе; способность осознания ответственности за свои поступки перед другими [2, с. 176]. Проще говоря, это умение человека адекватно вести себя в обществе. Прежде всего, социальные компетенции направлены на взаимодействие человека с семьей, коллективом, группой людей и обществом в целом. Младший школьный возраст имеет огромное значение для развития личности, поэтому социально-важные качества должны прививаться в нем. Поэтому развивать социальные компетенции в младшем школьном возрасте необходимо. Эти компетенции формируются как в семье, так и в школе, ведь большую часть времени ребенок проводит в образовательном учреждении.
В условиях ограниченного 45-минутами времени урока, учителю достаточно сложно решать вопросы, связанные с социальными компетенциями, поэтому это можно восполнять на занятиях по внеурочной деятельности. Процесс формирования социальных компетенций во внеурочной деятельности более успешен, ведь на таких занятиях педагогический работник использует творческий подход, фантазию, игровые формы, что не всегда возможно использовать во время традиционного урока.
Приведем примеры конкретных видов внеурочной деятельности в начальной школе.
Довольно интересный и одновременно сложный вид внеурочной деятельности – театральные постановки. Через такие постановки усваиваются культурные традиции, воспитывается чувство вкуса и эстетики, формируются личностные установки и способы работы в группе. Также данный вид деятельности помогает учащимся привыкнуть к публичным выступлениям. Также благодаря выступлениям, младшие школьники вживаются в роль и испытывают определенные переживания героев пьес. Активизируются чувства сострадания, сопереживания, происходит формирование эмпатии [3, с. 243].
Театральный кружок – многоплановый вид деятельности. Он сочетает в себе не только само представление, но и другие виды искусств: музыка, танец, живопись, декоративно-прикладное искусство (например, изготовление реквизита, подготовка декораций). В данном виде внеурочной деятельности проявить свои таланты может любой ребенок, совсем не обязательно выступать на сцене, особо стеснительные и замкнутые обучающиеся могут помогать в подготовке спектакля.
Необычным видом внеурочной деятельности являются экскурсии для младших школьников. Они помогают активизировать познавательные способности учащихся, ведь в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является именно учебная деятельность. Поэтому важно сформировать у обучающихся позитивный настрой на учебу и, посредством наглядных предметов, настроить на получение новых знаний, то есть, заинтересовать.
Новаторским видом внеурочной деятельности является проектная деятельность. Это одно из самых перспективных направлений в данный момент. ФГОС требует от учителей использование этого вида деятельности, так как в процессе правильной самостоятельной работы, ученик овладевает необходимыми компетенциями, изучает материал и закрепляет его на практике. Примером проектной деятельности в учебном процессе могут служить: создание макетов зданий, презентаций, стенгазет, записывание видеофильма и многое другое.
Конечно, в начальной школе довольно трудно организовать проектную деятельность, исходя из возрастных особенностей, однако, постепенно вовлекать младших школьников в работу очень важно, ведь именно в этом возрасте закладывается ряд ценностей и установок.
Ученикам начальной школы присуще ряд возрастных особенностей. Например, ведущим видом деятельности является учебная, поэтому важно заинтересовать ребенка в изучении школьных предметов (в том числе, с помощью внеурочной деятельности). У детей преобладает наглядно-образное мышление, а значит важно изучать материал с помощью конкретных примеров. После наглядно-образное мышление сменяется словестно-логическим. Также у младших школьников довольно хорошая механическая память, именно поэтому часто применяется проектный вид внеурочной деятельности. [6, с. 240] Внимание учеников начальной школы еще недостаточно сформированное, заниматься одним видом деятельности они могут 15-20 минут. Поэтому для них важна смена деятельности. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, наглядно видно, как внедрение внеурочной деятельности может помочь в изучении материала, развития различных навыков, памяти и внимания.
Учитель может столкнуться с некоторыми проблемами в реализации внеурочной деятельности. Например, из-за недостаточно готовых учебных программ учитель начальных классов может испытывать трудности. Кроме того, большую роль играют знания, опыт и стремление к саморазвитию педагога. Но не все проблемы могут быть связанными с самим учителем. Например, из-за личных особенностей характера, дети могут испытывать трудности публично участвовать в мероприятиях. Могут возникнуть трудности вследствие ориентации на результат, а не на участие [4, с. 31].
Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе играет большую роль в развитии личности ребенка, потому что она помогает раскрыть его способности и таланты. Раскрыв внутренний потенциал ребенка, у него формируется адекватная самооценка, он начинает верить в себя и свои возможности. У обучающихся развиваются интеллектуальные и творческие способности. Безусловно, внеурочная деятельность будет продуктивной только тогда, когда сам педагог занимается самообра
