Опубликованные материалы

02-02-2025

Ярушина Ольга Алексеевна

учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 39 г. Челябинска"

Литературное чтение считается одним из важнейших культурных компонентов образования, формирующее в учащемся умение читать и понимать тексты, развивать воображение и эмоциональный интеллект. Однако, для полноценного понимания литературных произведений недостаточно простого умения распознавать слова на странице. Это требует активного участия и внимательного анализа со стороны читателя. В данной статье рассматривается система творческих заданий на уроках литературного чтения как инструмент для формирования глубокого и полноценного восприятия текста. Творческие задания на уроках литературного чтения способствуют активному взаимодействию учащихся с произведениями искусства. Предлагая ученикам нестандартные подходы к анализу текстов, такие задания не только развивают навыки критического мышления, но и подстегивают творческий потенциал каждого ученика. Использование системы творческих заданий позволяет учащимся взглянуть на текст с неожиданной стороны, расширяя их кругозор и способность видеть множество тонких нюансов искусства слова.

31-01-2025

Рымарь Елена Алексеевна

учитель-логопед, МБУДО "Романовский ДЮЦ"

Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию речи, фонем. Если у ребёнка не развит фонематический слух, может возникнуть много проблем:
- нарушение звукопроизношения. Ребёнок может неправильно произносить звуки
- проблемы с развитием связной речи. Ребёнку трудно излагать свои мысли, ещё труднее произносить сложные слова, управлять громкостью голоса
- ошибки при чтении и письме. Ребёнок может переставлять буквы на письме, заменять буквы, обозначающие звуки в словах, сходные по артикуляции и звучанию
Для предотвращения и коррекции данной проблемы, необходимо целенаправленно развивать этот навык.
Очень важно научить ребёнка внимательно слушать и слышать. Можно использовать различные задания и игры для совершенствования слухового внимания, речевого слуха.
- различение с закрытыми глазами, когда бумагу рвут, мнут, режут ножницами, когда стучим карандашом по столу, по коробке, по книге
- положите в непрозрачные баночки маленькие мячики, фасоль, гречневую крупу, потряхивая ёмкости, просим ребёнка определить, из какой банки определённый звук
- игра «Чей голосок?», когда водящий с завязанными глазами определяет, кто из детей его позвал
- вместе вспомните сказку «Маша и медведь». Предложите ребёнку изобразить голосом как говорит медведь, как Маша.
Следующий важный этап – развитие фонематического восприятия.
1 Игра «Хлопни – топни». На слоги со звуком «с» дети хлопают, со звуком «з» топают (СА-за-су-сэ-зу). Или другие пары звуков б-п, ж-ш.
2 Игра «Слушай, не зевай». Приготовьте красные, синие, зелёные фишки. Взрослый называет слова, ребёнок слушает первый звук слова. На согласный звук поднимает синюю фишку, на гласный – красную, на мягкий согласный – зелёную.
3 «Игрушки для Миши и Светы». Игрушки, в названии которых слышим звук «с» дарим Свете, если «ш» – дарим Мише.
4 Упражнение «Определи место звука в слове». Где спрятался звук «с» в начале, середине или конце слова? (сок, суп, фокус, носок) «Ш» - шапка, шина, машина, бабушка, мышь, малыш. «Ч» - чай, качай, калач.
5 «Сколько слогов в слове». Учить считать слоги в словах.
6 «Порядок слогов в слове». Назови первый слог в слове весна, машина, день.
7 «Найди слова, которые отличаются одним звуком». Дочка – бочка, врач – грач, крыша – крыса, лук – жук.
8 Учить называть слова с противоположным значением (пришёл – ушёл, улетел – прилетел, уплыл – приплыл).
9 Ребёнок старшего дошкольного возраста должен подбирать описательные слова к существительным (лимон какой? – жёлтый, кислый, маленький, яблоко – красное, наливное, румяное) Главное в данной ситуации не домысливать и не договаривать слова за ребенка. Когда он произносит слово неправильно, то сначала говорите, как будто вы не знаете такое слово и не понимаете, что он хочет вам сказать. Затем скажите нужное слово правильно, попросите ребенка повторить так же. Обратите внимание на то, что только так вы и окружающие люди сможете понимать его.
Если вовремя не обратить к внимание на данную проблему, она будет усугубляться. В школе ребёнок начнёт испытывать трудности в русском и иностранном языках, не будет усваивать информацию на уроках, что приведёт к отставанию от одноклассников.

31-01-2025

Чибирева Елена Сергеевна (музыкальный руководитель), Опарина Ольга Петровна (учитель-логопед)

МАДОУ "Детский сад №421 "Гармония"" г.Перми

Музыкально-динамические скороговорки в совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя.

МАДОУ «Детский сад №421 «Гармония»» г.Перми
Опарина Ольга Петровна, учитель-логопед
Чибирева Елена Сергеевна, музыкальный руководитель

Одной из ключевых задач дошкольной педагогики является воспитание, образование и всестороннее развитие ребенка. Гармоничное становление личности возможно лишь при слаженном взаимодействии триады «родитель–ребенок–педагог», а комплексный подход обеспечивается сотрудничеством специалистов.
В коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, особую роль играет совместная деятельность логопеда и музыкального руководителя. Их методы, объединяющие движение, речь и музыку, способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, ускоряя адаптацию детей.
На сегодня по статистическим данным более 70% детей имеют нарушение речи. Следовательно, одним из важных направлений - является коррекция речи детей. Сама жизнь требует от специалистов инновационного подхода. Как правило, педагоги, корректируя речевые недостатки, уходят в пассивные, малоподвижные формы работы с детьми и узко занимаются коррекцией звукопроизношения. На наш взгляд – это формальный подход реализации принципа комплексного подхода к коррекции нарушений.
Идея наложить музыку, речь и движения не нова в педагогическом мире, но мы нашли свой вариант, создав картотеку музыкально-динамических скороговорок.
Мы соединили речь, музыку, движение и продумали его наглядную форму.
Этим материалом могут с успехом пользоваться педагоги, родители, и сами дети самостоятельно.
Плюсы нашей находки:
- материал может использоваться педагогами в работе с детьми разного возраста;
- использование музыкально-динамических скороговорок исключает утомляемость детей в процессе занятий;
- данный материал может быть использован для обогащения РППС;
- в процессе создания данного материал могут участвовать сами дети, при должной мотивации.
- позволяет решать задачи и речевого и музыкального и физического развития;
- музыкально-динамические скороговорки могут быть использованы в качестве диагностического материала на зрелость межполушарных связей, самоконтроля и чувства ритма;
- данный материал помогает привлечь родителей к активному и доступному для них участию в образовательном процессе.
Исходя из принципов бережливого производства нельзя, не отметить и то, что этот материал прост в изготовлении и малозатратен по временным и финансовым возможностям.
Для исполнения музыкально-динамических скороговорок нам необходимо: 1. выучить скороговорку 2. выучить движение 3. соединить скороговорку с движением 4. проговорить скороговорку с движением под музыку.
Пособие представляет собой таблицу, в которой текст скороговорки разбит на ритмические слоги. Каждому слогу соответствует какое-либо движение, например, хлопок-кулак-хлопок-кулак….(Се-ня в се-ни се-но вёз) В качестве музыкального сопровождения предлагаем воспользоваться программным материалом: "Праздник каждый день", И. Каплунова, И. Новоскольцева, «Маленький танец» (Н. Александрова)- младшая группа (медленно)
Список используемой литературы:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). –М.: Министерство просвещения РФ, 2021
Логоритмическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014
Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. И.Г.Сухих, Ярославль, 2002
Лучшие скороговорки для развития речи. Е.В.Лаптева, Издательство АСТ. Москва, 2022
"Праздник каждый день", И. Каплунова, И. Новоскольцева,
Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2007

29-01-2025

Цаплина Ольга Витальевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад№18»

Культура в человеке воспитывается с самых первых лет его жизни. Физическая культура дошкольника нами рассматривается как культура здоровья, телосложения и двигательная культура. В нашем исследовании разработано содержание программы «Ребенок и его физическая культура» для детей младшего дошкольного возраста. Новизна нашей программы заключается не только в содержании, где перед ребенком раскрываются ценности здоровья, движения, тела, но и в способах сохранения и поддержания здоровья. В нашем исследовании определены показатели физической культуры детей младшего дошкольного возраста, но наибольший интерес, на наш взгляд, представляют собой разработанные развивающие технологии, способствующие приобщению младшего дошкольника к ценностям физической культуры. В работе представлены интегративные специально-организованные виды двигательной деятельности: интеллектуально-двигательные, игровые и оздоровительные, которые направлены на реализацию содержания соответствующих разделов программы. Содержание раздела программы «Я мой организм мое здоровье» реализуется через следующие тематические занятия: «Из каких частей мы состоим», «Главная часть тела», «Разные, разные лица», «Кто помогает нам видеть и слышать», «Руки наши главные помощники», «Почему мы умеем передвигаться», «Как ухаживать за телом», «Правила, которые мы должны знать», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «Мойдодыр», «Королевство зубной щетки» и др. Занятия проводятся два раза в месяц. В данном виде интеллектуально-двигательных занятий используются следующие методы и приемы, выстроенные в определенной логике от рассматривания иллюстраций, чтения потешек, отрывков из сказок, загадок, игровых двигательных заданий, дидактических игр к проблемным ситуациям, схемам, опытам. Рассматривание иллюстраций, чтения потешек, сказок строилось с целью осознания движений, выполняемых телом, отдельными его частями. Примером могут служить следующие отрывки из сказок и иллюстрации к ним: «Колобок», художник В.Курчевский; «Три медведя», художник Е.Бондарчук; «Репка», художник А.Савченко; «Теремок», художник Н.Поклад и др. Игровой вид двигательной деятельности направлен на реализацию раздела программы «Я мое тело здоровье». Цель данного вида деятельности состоит в развитии основ культуры телосложения ребенка, познании способов ухода за своим телом. Занятия игрового вида интегрируют музыкальную, двигательную, изобразительную, речевую деятельности. Цикл игровых занятий интегрированного характера представлен следующей тематикой: «Я и мое тело», «Мое тело в пространстве» (групповой, умывальной комнатах, за столом и т.д.), «Я расскажу тебе движения рук (ног, головы и т.д.)», «Тело человека и животного», «Как стать сильным, смелым, ловким, умелым», «Одежда и тело», «Красота тела и его движения». Занятия проводятся один раз в два месяца и чередуются с интеллектуально-двигательным видом следующим образом: содержание материала о строении тела, его частях предшествует ознакомлению детей с ценностями культуры телосложения. Содержание игрового цикла занятий реализуется посредством следующих методов, выстроенных в логической последовательности беседы-диалоги об особенностях строения тела человека и животного, дидактические и музыкально-двигательные игры, моделирующие способы формирования телосложения, игры инсценировки, моделирующие действия тела и его частей в зависимости от функционального назначения предмета и расположения его в пространстве и т.д. После беседы проводятся музыкально-двигательные или дидактические игры. Цель игр заключается в моделировании способов движения тела, в расположении его в пространстве, в нахождении способов развития своего телосложения, в поиске отличительных особенностей строения тела человека и животных. Тематикой дидактических и музыкально-двигательных игр могут выступать следующие: «Придумай танец своим рукам», «Придумай движение кукле и мишке», «Составь фигуру» и т.д. Игры-инсценировки как проигрывание способа двигательной деятельности. Дети через образ моделируют характер движения с предметом определенной частью тела. Тематика игр инсценировок: «Я играю с мячом», «Ножки идут по дорожке», «Ручки и солнышко» и др. Содержание третьего раздела программы «Я мое движение мое здоровье» реализуется через народные подвижные игры, народные игровые и оздоровительные занятия. Данные виды занятий строятся на содержании двигательных навыков, предусмотренных программой, реализуемой дошкольными учреждениями. Цикл игровых занятий помогает ребенку научиться понимать «язык» движений, их красоту. Они строятся по видам деятельности: музыкально-двигательные, изобразительно-двигательные. Содержанием данного вида занятий является устное народное творчество и народные подвижные игры. В устном народном творчестве отражается опыт взаимодействия человека с природой, обществом, историей. Народный фольклор, особенно его малые формы (потешки, прибаутки, загадки, считалки, заклички), которые отличаются яркостью, выразительностью, динамичностью, поэтичностью, наиболее доступен ребенку младшего дошкольного возраста. В устном народном творчестве отражен двигательный опыт народа, поэтому он будет способствовать накоплению у ребенка ценностей двигательной культуры. Цикл народных игровых занятий интегрированного характера представлен следующей тематикой: «Пошел котик на торжок», «Мы веселые ребята», «Тили тили -тили бом», «Мы веселые матрешки», «Пришла весна красна», «Я веселый звонкий мяч», «Зимушка Зима», «Во саду ли в огороде», «Колобок, колобок», «Солнышко красное» и т.д. Данный вид занятий проводится один раз в месяц и предусматривает следующую логику методов. Занятие начинается с беседы, которая сопровождается чтением малых фольклорных форм или отрывков из русской народной сказки и рассматриванием иллюстраций к устному народному творчеству. Заканчивается занятие игровыми заданиями и проигрыванием народной подвижной игры. Цель бесед состоит в подборе содержания движений, действий адекватных теме, раскрывающейся в малых фольклорных формах. Тематика бесед: «О каком времени года рассказывает потешка», «Как может веселиться мяч», «О чем может рассказать дудочка», «Как танцуют матрешки» и т.п. Цель чтения малых фольклорных форм или отрывков из сказок и рассматривание иллюстрации состоит в раскрытии способов взаимодействия человека с природой, предметами быта. Игровые задания имеют три варианта: Первый вариант заданий, изобразительный, направлен на развитие интереса к предметам народного быта и действий с ними и выражении их через знак. Тематика игровых заданий: «Подбери музыку и движения сапожкам», «Как может петь и танцевать дудочка», «Что рассказала варежка руке» и т.п. Второй вариант игровых заданий, двигательно-выразительный, ориентирован на создание условий для выразительного отображения движений и действий собственного тела отраженных в устном народном творчестве и народной подвижной игре. Тематика игровых заданий: «Покажи, как могут летать птицы», «Назови движение красивым словом», «Изобрази движение птиц ночью» и т.п. Третий вариант игровых заданий, стимулирующий, направлен на накопление двигательного опыта и стимулирование рефлексивной деятельности. Тематика игровых заданий: «Как танцуют наши ножки», «О чем могут рассказать наши ручки», «Вот как пляшут пальчики и ладошки» и т.п. Оздоровительные виды представлены как деятельность, обуславливающая общую физическую подготовку, профилактику и коррекцию физического развития и состояния здоровья детей. Данный вид занятий способствует не только накоплению двигательного опыта, развитие физических качеств, но и общему укреплению органов и систем организма. Таким образом, содержание созданной нами программы «Ребенок и его физическая культура» ориентировано на приобщение к ценностям физической культуры как части общечеловеческой культуры. Формирование основ физической культуры детей младшего дошкольного возраста реализуется благодаря созданным педагогическим условиям.

08-10-2024

МОМОТ ЗОЯ НИКОЛАЕВНА

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 398 Г.О.ДОНЕЦК" ДНР

Момот Зоя Николаевна
Заведующий, учитель-логопед
МБДОУ «Ясли – сад №6 г. Донецка»
высшая категория


ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНО – ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о сохранении и укреплении профессионального здоровья педагогов как со стороны научного сообщества (психологического и педагогического) так и со стороны практиков системы образования. Это обусловлено тем фактом, что сегодня в системе образования происходят различные изменения к профессиональным и личностным качествам педагогов.
Ключевые слова: здоровье личности, профессиональное здоровье педагогов, сохранение и укрепление здоровья, технологии самосохранения профессионального здоровья, здоровьесберегающая компетентности.

На сегодняшний день актуальна проблема сохранения здоровья педагогов и участников образовательного процесса, сориентированная на укрепление и сохранение физического, психологического и духовного здоровья.
Сегодня проблема сохранения здоровья педагогов по праву стала одним из приоритетов Донецкой народной республики. Но, ни одну из проблем здоровья нации нельзя решать только силой государства. Необходимо заинтересованное участие в этом деле всего гражданского общества и каждого из нас. Необходимо участие общественных организаций, способных объединить все слои общества по решению задач распространения опыта здорового и активного образа жизни, развития массовых видов спорта, укрепления семьи, создания условий для духовного и физического развития личности, возрождения национальных культурных традиций.
Концепция модернизации образования предполагает развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса – воспитанника, педагога, родителя, образовательного учреждения. Т.е. активными субъектами образовательной политики, в соответствии с Концепцией, должны стать все, семья и родительская общественность, государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Важнейшими требованиями, которые предъявляются к профессии педагога, являются четкость социальной позиции и профессионализм. Безусловно, педагог — должен обладать системой интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Социальная позиция педагога определяется его системой взглядов, убеждений и ценностной ориентацией, которые формируются на протяжении всей жизни, начиная с обучения в общеобразовательной школе. Профессиональная подготовка, которая начинается с периода обучения в вузе и продолжается на протяжении всей трудовой деятельности, создает мотивационно-ценностное отношение к осуществлению педагогической деятельности.
В связи с этим за педагогами закрепились неразрывно связанные между собой воспитательная и обучающая функции. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников сложной системой знаний, умений и навыков.
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности, в образе его мышления, в характере поведения. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек, поэтому заключается в том, что педагог управляет процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития обучающегося, формирует у него духовный мир. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, умение понять и направить усилия других людей на их достижение целей, поставленных государством и обществом.
Преподаватели относятся к особой группе населения, для которой характерны многообразные условия и наиболее напряженные виды профессиональной деятельности. Профессия педагога с одной стороны является социально-значимой для всех слоев населения, поскольку именно они, начиная с дошкольного учреждения, формируют основы знаний у подрастающего поколения, а с другой стороны эта профессия является чрезвычайно эмоциональной и творческой, что требует больших сил.
Исследования ученых указывают на крайне низкие показатели психического, физического и социального здоровья педагогов, снижающиеся пропорционально увеличению стажа работы в образовательной сфере (Н.П. Абсакалова, Г.А. Кураев, М.С. Гончаренко, В.П. Горащук, М.В. Гринева, С.Ю. Лебедченко, Т.И. Прокопенко и др.). По мнению С.Г. Серикова, существует корреляция между показателями здоровья педагога и участников образовательного процесса, здоровье педагога является важной составляющей системы здоровьесберегающей деятельности в условиях образовательного учреждения [9]. Е.С. Асмаковец [2]и Л.М. Митина [6] отмечают, что для педагогов со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «педагогическое истощение». У трети педагогов показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами, 60% педагогов испытывают психологический дискомфорт во время работы, 85% находятся в постоянном стрессовом состоянии [4]. Даже молодые педагоги имеют большое количество хронических заболеваний, среди которых доминируют заболевания органов дыхания (71,2%), сердечнососудистой системы (63%), хронический ларингит (46%), вегето-сосудистая дистония (72,1%) [9]. Многие исследователи видят причину данных заболеваний в особенностях профессиональной деятельности педагогов[8], недостаточной готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности [4].
В целом профессиональная деятельность педагога сопряжена с воздействием большого числа стресс-факторов, способствующих развитию различных психосоматических заболеваний. Учитывая выше сказанное, а так же тот факт, что современное состояние образовательной отрасли, модернизация образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий, увеличение нервно-психического напряжения в образовательной среде способствуют ухудшению здоровья педагогов, что естественно и закономерно требует более серьезного отношения к сохранению ими здоровья, к разработке оздоровительных программ.
Проблема профессионального здоровья педагога является особенно значимой, поскольку именно от педагога в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения. Ведь учитель - это ключевая фигура образовательного процесса, носитель знаний, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью. Современному педагогу приходится выдерживать социальные, психофизические и профессиональные нагрузки, возникающие в своей деятельности и профессиональном развитии [3].
На современном этапе одной из актуальных тем становится проблема сохранения и поддержания здоровья педагога, тем более, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных видов социальных воздействий на организм человека и входит в группу профессий с большим присутствием факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье.
Ведущими факторами риска, влияющих на здоровье педагогов, являются:
1. высокое психоэмоциональное напряжение;
2. необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти;
3. постоянную нагрузку на речевой аппарат;
4. гиподинамию; ортостатические нагрузки;
5. неудовлетворенность своей трудовой деятельностью;
6. продолжительное пребывание в аудитории;
7. низкий уровень психологической культуры;
8. недостаточность навыков самоорганизации у некоторых педагогов;
9. индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему);
10. слабую профессиональную подготовленность [6].
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи
(А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:
- ситуации взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности (нарушение дисциплины и правил поведения на занятии, конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований педагога, глупые вопросы и т.д.);
- ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией образовательного учреждения (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за образовательно-воспитательной работой и т.д.);
- ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников (невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.) [5].
Соченко Ю.А. проводила опрос педагогов по проблемам здоровья и здоровьесберегающей деятельности. Анализ данных опроса учителей школ выявил недостаточный уровень сформированности представлений респондентов о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности, а также к изучению вопросов профессионального здоровья.
Только 7,27% опрошенных педагогов считают себя вполне компетентными в вопросах здоровьесбережения. На компетентность в отдельных вопросах сохранения здоровья указали 67,28% респондентов. Более четверти опрошенных – 25,45% – не считают себя компетентными в вопросах о здоровье и здоровьесберегающей деятельности.
Выявлена значительная востребованность в формировании профессионального здоровья учителей на всех этапах подготовки и повышения квалификации [10].
Таким образом, современный педагог характеризуется низкими показателями здоровья, поэтому содействие сохранению и укреплению профессионального здоровья педагога должно происходить через систему специальных мероприятий, а также самосохранительное поведение самих представителей этой профессии.
Сохранение и укрепление профессионального здоровья учителя должно проводиться как со стороны администрации образовательного учреждения путём создания комфортных и благоприятных условий (как физических, так и психологических), так и со стороны самого учителя за счёт овладения приёмами психологической самоподдержки.
Среди возможных мер по сохранению и укреплению профессионального здоровья учителя мы условно выделяем две группы:
1. Первая группа мер относится к компетенции руководства образовательных учреждений и отделов образования;
2. Вторая группа мер имеет отнош

29-01-2025

Буковская Анжелика Сандроевна

учитель физики, ГОУ Цхинвальская СОШИ им. К.Кумаритова,РЮО г.Цхинвал

План - конспект открытого
урока по физике в 7 классе на тему:


Лабораторная работа № 3
«Измерение массы тела на рычажных весах»





Подготовила:
уч. физики: Буковская А.С.
Цхинвальская школа-интернат

03.12.24г.

Цель урока: научить учащихся пользоваться рычажными весами и с их помощью
определять массу тела.
Задачи урока:
- повторить и закрепить знания по теме;
- провести фронтальный контроль знаний по теме;
- заинтересовать учащихся в получении новых знаний;
- научить измерять массу тела на рычажных весах.

Тип урока: Урок закрепления теоретических знаний.
Методы обучения: проблемный, словесный, наглядный, исследовательский.
Форма проведения: Лабораторная работа (парная)
Оборудование: весы с разновесами, несколько небольших тел разной
массы (металлический брусок, гайка, конфета),
раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.

Структура урока:
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Целеполагание и мотивация – 1 мин.
III . Актуализации опорных знаний – 8 мин.
IV. Подготовка к выполнению лабораторной работы – 2 мин.
V. Выполнение лабораторной работы – 15 мин.
VI. Закрепление материала – 7 мин.
VII. Дополнительный материал – 3 мин.
VIII. Итоги урока – 1 мин.
IX. Рефлексия – 1 мин.
X. Домашнее задание – 1 мин.



Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: - Добрый день, ребята и уважаемая администрация школы!
Я очень рада видеть вас! Для того чтобы на протяжении всего урока сохранить работоспособность, нам необходимо хорошее настроение.
И я хотела бы, ребята, чтобы каждый из вас настроился на урок.

Эпиграф:
« Расскажи – и я забуду.
Покажи – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь.»
восточная мудрость

- Мы сегодня с вами будем и говорить, и действовать самостоятельно.

II. Целеполагание и мотивация
Наша цель – научиться пользоваться одним физическим прибором.
Проблемная ситуация
Учитель: - Представим себе, что мама решила сварить варенье и попросила вас принести из кладовки 2 кг сахара.
Что вам необходимо знать и уметь, чтобы выполнить просьбу мамы?
(ответы учащихся)
- Для того, чтобы выполнить мамину просьбу, вы должны уметь взвешивать, а для этого необходимы специальные навыки работы с таким физическим прибором, название которого вы узнаете, разгадав загадку.

Загадка
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились, то остановились. (Весы)

- Сегодня мы с вами будем измерять массу тела с помощью весов.
Но прежде, чем мы приступим к практической работе, давайте кое-что вспомним.

III. Актуализации опорных знаний.
(Повторение изученного материала. Фронтальный опрос)

- «Знаем мы с седьмого класса: главное для тела масса.
Если масса велика, жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть, трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить, только в том, кого винить?»

Вопросы:
1. Какой физической величиной характеризуется инертность тела? (массой тела)
2. В каком случае говорят, что тело более инертно? (Чем меньше меняется скорость
тела при взаимодействии, тем большую массу оно имеет)
3. В каком случае говорят, что тело менее инертно? (Чем больше меняется скорость
тела при взаимодействии, тем меньшую массу оно имеет.)
4. Какой буквой в физике обозначается масса? (m)
5. Что принято за единицу массы в СИ? (1килограмм, кг.)
6. Какие единицы массы также используют на практике? (миллиграмм (мг), грамм (г),
центнер (ц), тонна (т)).
7. А где хранится эталон массы? (в музее во Франции, а одна из копий
в Институте метрологии им. Менделеева в Санкт-Петербурге).
8. Выразите в (кг) и (г) следующие массы тел:
782 г = 0,782кг 150 г = 0,15кг
0,9 кг = 900г 0,873 кг = 873г
0,025 т = 25кг 82 т =82000000г = 82*106 г
0,49 ц = 49000г 12 ц =1200кг
56 кг = 56000г 64 кг = 64000г
- Сколько существует способов определения массы тела? (два)
1 способ - По взаимодействию тел
Во сколько раз скорость первого тела > скорости второго,
во сколько раз масса первого < массы второго.
V1 = m2
V2 m1
- В каких случаях в науке пользуются таким способом?
( при определении массы небесных тел, а также молекул и атомов)

2 способ - Взвешивание с помощью весов
Виды весов:
1. Учебные
2. Аналитические
3. Технические
4. Медицинские
5. Аптекарские
6. Электронные
7. Крановые
8. Автомобильные
9. Вагонные
10. Багажные
11. Почтовые
12. Торговые
13. Бытовые (кантарь)

Рассмотрим учебные весы



- При каком же условии весы будут находиться в равновесии?
(Когда стрелка – указатель находится посередине коромысла, соответственно чашки весов располагаются в положении равновесия и массы тел, лежащих на чашках равны друг другу)

IV. Подготовка к выполнению лабораторной работы


Правила взвешивания
1. Перед взвешиванием надо убедиться, что весы уравновешены.
2. Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
3. Гири и разновесы переносят на весы только пинцетом.
4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная
нагрузка.
5. Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр и меняют на
другую, пока не будет достигнуто равновесие.
6. Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов.
7. После взвешивания переносят гири с чашки весов в футляр.

- Вы ознакомились с устройством весов, с правилами взвешивания и теперь проведем практическое выполнение нашей лабораторной работы.
(учащимся раздаются листы для выполнения лаб. раб)

V. Выполнение лабораторной работы №3 (учебник стр.211)
«Измерение массы тела на рычажных весах»
Цель работы: измерить массу тела с помощью весов
Оборудование: весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы
(металлический брусок, гайка, конфета)
Указания к работе
1. Придерживаясь, правил взвешивания, измерьте массу тела на рычажных весах.
2. После взвешивания полученный результаты запишите в таблицу.
3. Результат из граммов переведите в килограммы и также занесите в таблицу.

опыта
Название тела Масса тела: m, г Масса тела: m, кг
1 Металлический брусок
2 Гайка
3 Конфета


VI. Закрепление материала
Задание
По рисунку надо определить массу тела.

Задача на смекалку
Царь приказал Архимеду отмерить столько золота, сколько весит слон. Таких больших весов нигде не оказалось. В распоряжении Архимеда был только плот. Как вам кажется, как Архимед решил задачу?
(Для решения задачи надо завести слона на плот, отметить уровень погружения плота, затем убрать слона и нагружать плот золотом до тех пор, пока он не погрузится до того же уровня)

VII. Дополнительный материал

Рубрика «Знаешь ли ты?»

- Массу драгоценных камней определяют в каратах (0,2 г) – это масса семени одного из видов бобов (кэроб) – порошок из семян, заменитель какао-порошка.

- В Древнем Вавилоне за единицу массы принимали талант – сосуд-амфора из которого вода равномерно вытекает через отверстие определенного размера в течение часа (26,027 литра).

- На Руси древнейшей единицей массы была гривна (409,5 г). Впоследствии она получила название фунта.
Для определения больших масс использовался пуд (16,38 кг), а малых – золотник (12,8 г).

VIII. Итоги урока
- Наша лабораторная работа подошла к концу. Мне было очень интересно работать с
вами. Вы показали хороший уровень подготовки к уроку.

IX. Рефлексия
- Ребята, а сейчас я вас попрошу проанализировать урок. Скажите,
- понравился ли вам сегодняшний урок?
- чему вы научились?
- были ли трудности во время выполнения лабораторной работы?
X. Домашнее задание
повторить §23, с.74

29-01-2025

Голунова Алена Владимировна

воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 комбинированного вида» города Магнитогорска

Важность развития сенсорного развития детей с ранних лет

29-01-2025

Голунова Алена Владимировна

воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 комбинированного вида» города Магнитогорска

опыты и эксперименты с неживой природой (воздух ,вода, Свет и цвет, теплота)

29-03-2024

Огренчук Максим Александрович

учитель информатики МКОУ ТСШИ г. Томмот

Цель нашей работы: проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение детей и подростков. Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение. Отразить влияние отдельных составляющих Интернета на психику подростков.
Задачи работы:
1. Выяснить: позитивно или негативно влияет Интернет как на детей и подростков, так и на общество в целом.
2. Доказать, является ли интернет основным источником получения информации для детей и подростков
3. Узнать с какой целью: развлекательной или познавательной дети и подростки чаще всего используют всемирную сеть.
4. Выявить степень зависимости пользователей от интернета.
Актуальность темы состоит в том, что в последнее время школьники, студенты, да и взрослые всё чаще и чаще прибегают к услугам интернета. Это обусловлено тем, что сеть таит в себе неограниченное количество информации, как полезной, так и бесполезной, а зачастую совершенно ненужной и негативно влияющей на сознание людей, а главное на развивающееся сознание молодого поколения. Поэтому мы решили затронуть данную проблему.
Теоретическая значимость: о пользе и вреде интернета говорят много и долго, но никто ещё не говорил о том, какие именно проблемы возникают у людей, которые систематически с ним сталкиваются.
Практическая значимость работы состоит в том, что мы обнародуем симптомы зависимости от интернета, что позволит не только детям понять, что они зависимы, но и родителям помочь своим детям в случае выявления их зависимости.
Новизна работы заключается в выведенных нами рекомендациях не только для родителей, но и для детей по грамотному использованию ресурсов интернет - сети.



Гипотеза: Если мы изучим потребности детей и подростков в использовании интернета, то мы узнаем положительно или отрицательно он влияет на их сознание и сможем дать практические рекомендации для решения данной проблемы.
Предмет исследования: влияние интернета на сознание детей и подростков.
Объект исследования: степень влияния интернета на сознание учащихся нашей школы.

05-12-2024

Завадская Юлия Александровна

музыкальны руководитель, МАДОУ "Детский сад №62", г. Великий Новгород

В наше современное время очень многие дети дошкольного возраста имеют определенные речевые нарушения. Поэтому успешное развитие словарного запаса и правильной речи дошкольников во многом зависит от всех педагогов, работающих с детьми в ДОУ. Логоритмика — это одна из форм терапии, которая основана на взаимодействии музыка и слова. Данная методика была разработана семьей Железновых, которая сочетает в себе элементы музыки, педагогики и логопедии. Сергей Станиславович Железнов и его дочь Екатерина Сергеевна Железнова педагоги с музыкальным образованием. Логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение по этой методике позволяют развивать различные навыки и способности у детей с самого раннего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях с детьми для обогащения словарного запаса и постановки правильной речи необходимо использовать логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение. Эти упражнения очень нравятся детям во всех возрастных группах. Музыкальные занятия становятся более интересными. Такие упражнения во время занятия могут занимать от 5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Также допускается проводить и 1 целое логоритмическое занятие в неделю на каждой возрастной группе. Условия проведения музыкальных занятий с использованием логоритмических упражнений: — упражнения, заранее не выучивается с детьми; — все упражнения выполняются детьми после показа педагога; — во время занятия должна быть доброжелательная атмосфера без принуждения к выполнению упражнений; Структура музыкального занятия с включением элементов логоритмики: 1. Подготовительная часть (длительность 3–7 минут): — музыкально-ритмические движения, игры под музыку, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики;
2. Основная часть (длительность 10–15 минут): — слушание музыкальных произведений, которые способствуют расслаблению мышечного и эмоциональной тонуса; — подвижные и малоподвижные игры под музыкальное сопровождение; — пение; — игра на детских музыкальных инструментах; 3. Заключительная часть (длительность 2–7 минут): — упражнения на восстановление дыхания, релаксационные упражнения; Музыкальные занятия с использованием логоритмики становятся более эффективными, когда осуществляется индивидуальный подход к детям, с учетом их возрастных особенностей и особенностей речи. Во время разучивания логоритмических упражнений дети должны сидеть на стульях полукругом или кругом. Такая рассадка позволит детям хорошо видеть движения рук и правильную артикуляцию педагога, и выполнять синхронно с ним все движения. На первом этапе упражнения разучиваются по показу педагога и без музыкального сопровождения. Во время упражнений нужно стараться четко и правильно произносить слова, выполняя при этом соответствующие упражнения руками, ногами и телом. Цель логоритмики в профилактике речевых расстройств у детей дошкольного возраста. Логоритмические упражнения способствуют правильному и четкому произношению у детей, активизации их словаря и расширению словарного запаса, и, развитию общей и мелкой моторики. Логоритмика дает положительный эффект в развитии памяти, мышления, познавательной активности и устойчивому интересу к действию у детей дошкольного возраста. Занятия логоритмикой также интересны и детям младшего школьного возраста. Логоритмические упражнения включают в себя следующее: — артикуляционную гимнастику; — пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук; — упражнения под музыкальное сопровождение на развитие общей моторики, в соответствии с возрастными особенностями детей; — вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих навыков и правильного дыхания во время пения без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением; — песни и стихи, которые сопровождаются движениями рук, что необходимо для развития выразительности речи, речевого слуха и памяти; — музыкально-ритмические игры и упражнения с музыкальными инструментами, которые развивают чувство ритма; — коммуникативные игры и танцы, необходимые для динамической стороны общения и эмоциональности, и для позитивного самоощущения; — упражнения на релаксацию, помогающие снять эмоциональное и физическое напряжение; Занятия логоритмикой благоприятно влияют на двигательную активность детей, на развитие речи и на обогащения словарного запаса. Занятия логоритмикой оказывают терапевтическое воздействие в целом на организм детей, повышая у них иммунитет и сопротивляемость к простудным заболеваниям, что так необходимо в их юном возрасте. Если занятия логоритмикой проводятся на регулярной основе, то у детей нормализуется речь, несмотря на разные виды речевых нарушений. Немаловажно и то, что такие занятия несут детям положительный эмоциональный настрой и учат правильному общению со своими сверстниками. Всем детям дошкольного возраста очень нравятся занятия с логоритмическими упражнениями под музыкальное сопровождение. Такие упражнения необходимо применять не только на музыкальных занятиях в ДОУ, но и на логопедических занятиях, которые сделают просто логопедическое занятие более интересным. Логоритмические упражнения можно включать и в сценарии праздничных мероприятий в ДОУ. Так, например, очень хорошо в сценарии Осеннего праздника будет смотреться логоритмическое упражнение «Ветер» Е. Алябьевой (на развитие дыхания) или упражнение «Меж еловых лап» (на координацию движений) под музыкальное сопровождение, например «Осенний вальс» Ф. Шопена. В сценарии на новогодние праздники можно включить такое упражнения, как «Зимние забавы».
Логоритмические упражнения по методике Железновых очень хорошо воспринимаются детьми на музыкальных занятиях любого дошкольного возраста. Логоритмика относится к здоровьесберегающим технологиям, потому что сочетает в себе движение, речь и музыку и способствует развитию детей и укреплению их растущего организма. Также детям очень нравятся театральные этюды, в которых присутствуют логоритмические упражнения, например этюд «Жаворонок».
Таким образом, все сказанное выше способствует развитию у детей дошкольного возраста слуховой, зрительной и двигательной координации движений. А также развитию памяти, мышления, ритмического слуха и правильной координации движений с речью, расширению словарного запаса, правильной ориентации в пространстве, правильному развитию общей и мелкой моторики, выразительности и красоты движений. Все это способствует воспитанию гармонично развитой личности.

05-12-2024

Завадская Юлия Александровна

музыкальны руководитель, МАДОУ "Детский сад №62", г. Великий Новгород

В наше современное время очень многие дети дошкольного возраста имеют определенные речевые нарушения. Поэтому успешное развитие словарного запаса и правильной речи дошкольников во многом зависит от всех педагогов, работающих с детьми в ДОУ. Логоритмика — это одна из форм терапии, которая основана на взаимодействии музыка и слова. Данная методика была разработана семьей Железновых, которая сочетает в себе элементы музыки, педагогики и логопедии. Сергей Станиславович Железнов и его дочь Екатерина Сергеевна Железнова педагоги с музыкальным образованием. Логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение по этой методике позволяют развивать различные навыки и способности у детей с самого раннего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях с детьми для обогащения словарного запаса и постановки правильной речи необходимо использовать логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение. Эти упражнения очень нравятся детям во всех возрастных группах. Музыкальные занятия становятся более интересными. Такие упражнения во время занятия могут занимать от 5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Также допускается проводить и 1 целое логоритмическое занятие в неделю на каждой возрастной группе. Условия проведения музыкальных занятий с использованием логоритмических упражнений: — упражнения, заранее не выучивается с детьми; — все упражнения выполняются детьми после показа педагога; — во время занятия должна быть доброжелательная атмосфера без принуждения к выполнению упражнений; Структура музыкального занятия с включением элементов логоритмики: 1. Подготовительная часть (длительность 3–7 минут): — музыкально-ритмические движения, игры под музыку, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики;
2. Основная часть (длительность 10–15 минут): — слушание музыкальных произведений, которые способствуют расслаблению мышечного и эмоциональной тонуса; — подвижные и малоподвижные игры под музыкальное сопровождение; — пение; — игра на детских музыкальных инструментах; 3. Заключительная часть (длительность 2–7 минут): — упражнения на восстановление дыхания, релаксационные упражнения; Музыкальные занятия с использованием логоритмики становятся более эффективными, когда осуществляется индивидуальный подход к детям, с учетом их возрастных особенностей и особенностей речи. Во время разучивания логоритмических упражнений дети должны сидеть на стульях полукругом или кругом. Такая рассадка позволит детям хорошо видеть движения рук и правильную артикуляцию педагога, и выполнять синхронно с ним все движения. На первом этапе упражнения разучиваются по показу педагога и без музыкального сопровождения. Во время упражнений нужно стараться четко и правильно произносить слова, выполняя при этом соответствующие упражнения руками, ногами и телом. Цель логоритмики в профилактике речевых расстройств у детей дошкольного возраста. Логоритмические упражнения способствуют правильному и четкому произношению у детей, активизации их словаря и расширению словарного запаса, и, развитию общей и мелкой моторики. Логоритмика дает положительный эффект в развитии памяти, мышления, познавательной активности и устойчивому интересу к действию у детей дошкольного возраста. Занятия логоритмикой также интересны и детям младшего школьного возраста. Логоритмические упражнения включают в себя следующее: — артикуляционную гимнастику; — пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук; — упражнения под музыкальное сопровождение на развитие общей моторики, в соответствии с возрастными особенностями детей; — вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих навыков и правильного дыхания во время пения без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением; — песни и стихи, которые сопровождаются движениями рук, что необходимо для развития выразительности речи, речевого слуха и памяти; — музыкально-ритмические игры и упражнения с музыкальными инструментами, которые развивают чувство ритма; — коммуникативные игры и танцы, необходимые для динамической стороны общения и эмоциональности, и для позитивного самоощущения; — упражнения на релаксацию, помогающие снять эмоциональное и физическое напряжение; Занятия логоритмикой благоприятно влияют на двигательную активность детей, на развитие речи и на обогащения словарного запаса. Занятия логоритмикой оказывают терапевтическое воздействие в целом на организм детей, повышая у них иммунитет и сопротивляемость к простудным заболеваниям, что так необходимо в их юном возрасте. Если занятия логоритмикой проводятся на регулярной основе, то у детей нормализуется речь, несмотря на разные виды речевых нарушений. Немаловажно и то, что такие занятия несут детям положительный эмоциональный настрой и учат правильному общению со своими сверстниками. Всем детям дошкольного возраста очень нравятся занятия с логоритмическими упражнениями под музыкальное сопровождение. Такие упражнения необходимо применять не только на музыкальных занятиях в ДОУ, но и на логопедических занятиях, которые сделают просто логопедическое занятие более интересным. Логоритмические упражнения можно включать и в сценарии праздничных мероприятий в ДОУ. Так, например, очень хорошо в сценарии Осеннего праздника будет смотреться логоритмическое упражнение «Ветер» Е. Алябьевой (на развитие дыхания) или упражнение «Меж еловых лап» (на координацию движений) под музыкальное сопровождение, например «Осенний вальс» Ф. Шопена. В сценарии на новогодние праздники можно включить такое упражнения, как «Зимние забавы».
Логоритмические упражнения по методике Железновых очень хорошо воспринимаются детьми на музыкальных занятиях любого дошкольного возраста. Логоритмика относится к здоровьесберегающим технологиям, потому что сочетает в себе движение, речь и музыку и способствует развитию детей и укреплению их растущего организма. Также детям очень нравятся театральные этюды, в которых присутствуют логоритмические упражнения, например этюд «Жаворонок».
Таким образом, все сказанное выше способствует развитию у детей дошкольного возраста слуховой, зрительной и двигательной координации движений. А также развитию памяти, мышления, ритмического слуха и правильной координации движений с речью, расширению словарного запаса, правильной ориентации в пространстве, правильному развитию общей и мелкой моторики, выразительности и красоты движений. Все это способствует воспитанию гармонично развитой личности.

Поиск