Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

15-08-2025

Ревина Елена Владимировна

педагог-организатор

Введение.
Кратко раскрывается актуальность подготовки педагогов‑организаторов: переход к новым формам воспитательной работы в школе, важность ранней социализации, развивающей среды и организации досуга младших школьников.

Цель и задачи подготовки.
Цель — сформировать у педагогов компетенции для организации развивающей, безопасной и развлекательной среды для детей 6–10 лет. Задачи: изучение возрастных особенностей, овладение методиками активности и игровой педагогики, развитие навыков планирования, взаимодействия с семьёй и коллегами, обеспечение безопасности.

Содержание образовательной программы.
Основные блоки:
- психолого‑педагогические основы развития младших школьников (особенности мышления, мотивация, эмоционально‑волевая сфера);
- методики организации досуга и игровой деятельности (деловые и сюжетно‑ролевые игры, проектная и творческая деятельность);
- организация внеурочной и внеучебной работы (клубы, секции, досуговые программы);
- основы профилактики неблагополучия и инклюзии;
- правовые и организационные аспекты работы (безопасность, взаимодействие с родителями, документооборот);
- практика и стажировка в школе.

Методы и технологии обучения.
Комбинация теории и практики: лекции, семинары, мастер‑классы, супервизии, кейс‑уроки, моделирование ситуаций, тренинги коммуникативных навыков, педагогическая практика и рефлексия. Рекомендуется использовать игровые и проектные технологии, digital‑инструменты для планирования мероприятий.

Ключевые компетенции педагога‑организатора.
- Психолого‑педагогическая компетентность в отношении младших школьников.
- Методическая компетентность: планирование и проведение развивающих мероприятий.
- Коммуникативная компетентность: работа с детьми, родителями, коллегами.
- Организационная способность: управление мероприятиями, безопасностью и ресурсами.
- Оценочная и рефлексивная компетентность: мониторинг развития детей и качества программ.

Практическая подготовка и оценка.
Практика в школе с наставничеством, портфолио, защита проектов, наблюдения и отчетность. Оценочные инструменты: критерии качества мероприятий, анкеты родителей и детей, видеоанализ занятий.

Проблемы и ограничения.
Частые проблемы: недостаток практики, перегруженность программ, слабая междисциплинарность подготовки, нехватка методических материалов и площадок для стажировок.

Рекомендации авторов.
- Внедрять модульную программу с ярко выраженной практической составляющей и стажировками.
- Усилить профильные курсы по игровой и проектной педагогике.
- Организовать систему наставничества и супервизии.
- Разработать типовые методические комплекты и шаблоны мероприятий.
- Включить обучение работе с цифровыми инструментами и безопасностью.
- Налаживать сотрудничество вуза и школ/досуговых центров для практики.

Заключение.
Эффективная подготовка педагогов‑организаторов требует сбалансированного сочетания теории и практики, фокуса на возрастных особенностях младших школьников и развития компетенций по организации безопасного и развивающего досуга.

Готовые формулировки для выводов статьи (можно вставить в текст):
- «Подготовка педагогов‑организаторов должна опираться на модульную систему, где практико‑ориентированные блоки занимают не менее 50% учебного времени».
- «Ключевыми результатами подготовки являются способность к разработке и проведению игровых и проектных программ, взаимодействие с семьёй и обеспечение безопасной среды».
- «Рекомендуется внедрить программу наставничества и обязательные стажировки в профильных учреждениях».

10-08-2025

Первухина Наталья Валерьевна

Учитель начальных классов МБОУ сош№12 г.Калуга

Итоговый тест по русскому языку 2 класс
Цель: проверка знаний учащихся по предмету русский язык за 2 класс
Критерии оценивания:
Отметка
«5»
«4»
«3»

Количество баллов
12-11
10-8
7-4


Составила:учитель начальных классов Первухина Наталья Валерьевна
МБОУ сош №12 г. Калуга
Вставь пропущенные буквы.
Е или И? а) с…стрица; б) бр…вно; в) т…шина; г) л…тает;
Ж или Ш? а) ло…ка; б) ча…ка; в) теле…ка; г) малы…ка
2. Укажи буквы, которые надо вставить вместо пропусков в слова данного предложения На в..ршине с..сны ястре.. свил гн..здо.
1) ы, о, б, е
2) и, а, б, е
3) и, о, п, и
4) и, о, б, е
3.Напиши слова в алфавитном порядке, раздели слова на слоги, поставь ударение.
     Заяц, гнездо, ананас, дорога, снег.

4. Под какой цифрой записаны только имена существительные?
1) горсть, грозить
2) бегун, бег
3)смелость, смелый
4) повязка, вязать

 5. В каких случаях выделенное слово нужно писать с заглавной буквы?
1) Мой друг переехал в город (О, о)рёл.
2) Наш герб украшает двуглавый (О,о)рёл.
3) Школьники едут на экскурсию по местам боевой (С, с)лавы.
4) Я скучаю без моего лучшего друга (С, с)лавы.
6.Отметь все слова, в которых ударение падает на второй слог.
1) семья 2) корзинка 3) автомобиль 4) ленточка


7.Укажи вариант, где записаны только имена прилагательные
1) больной, трудолюбивый
2)праздник, мороз
3)уборка, зимовать
4)ленивый, перезимовать
8. Подбери к слову ВЕСЕЛЫЙ синоним и антоним. Запиши их.
Ответ_____________________________

 10. На какие вопросы отвечают глаголы?
1. Кто? Что?
2. Какой? Какая? Какое?
3. Что делать? Что сделать?

11. Укажи вариант, где записаны только глаголы.
1) думать, задача
3) летит, посмотреть
4) чёрная, чернеет
Прочитай. Найди ошибки. Запиши текст правильно.  
В саду.
                У наташи всаду много цветов. За ними ухажывает бабушка ульяна. Кругом
цветут пушыстые астры. Их окружыли чюдесные бабочьки. Втени растут
 душыстые ландышы. Качяют пёстрыми головками гладиолусы. Сторожит сад собака джек.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12-10-2022

Махотина Елена Анатольевна

Учитель начальных классов

Помогает учителю обустроить весь педагогический процесс по стандартам:
1) Мебель для организации рабочего места учителя включает учительский стол и стул;
2) Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Для размещения аппаратных средств компьютерной техники (компьютер, принтер) необходимо иметь отдельный стол или учительский стол размерами столешницы не менее, чем 1500х630 мм.
3) Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения.

12-05-2025

Семерная Виталия Александровна , Ремнева Лариса Петровна

Воспитатель , МБДОУ ДС 28 «Ладушки» г. Старый Оскол

▌ Патриотическое воспитание дошкольников — важнейшая составляющая развития личности

Патриотизм является одним из важнейших качеств гражданина, которое формируется именно в детском возрасте. Уже в дошкольных образовательных учреждениях дети начинают осознавать свою принадлежность к стране, культуре, языку и традициям своего народа. Именно поэтому задача педагогов заключается в формировании основ патриотического воспитания, развитии любви к Родине и уважительного отношения к её истории и символике.

▌ Основные направления патриотического воспитания в ДОУ:

1. Ознакомление с историей родного края:
Детям важно знакомиться с культурным наследием региона, где они живут. Это включает изучение народных традиций, знакомство с памятниками архитектуры, известными людьми и событиями прошлого.

2. Развитие чувства гордости за достижения страны:
Важно рассказывать детям о выдающихся деятелях науки, культуры, спорта, героях войны и труда. Через рассказы, игры и мероприятия воспитывается уважение к подвигам предков и желание подражать положительным примерам.

3. Формирование положительного образа своей страны:
Необходимо развивать позитивное восприятие родины через беседы, занятия, просмотр фильмов и мультфильмов, чтение книг о России. Особое внимание уделяется изучению государственных символов: флага, герба, гимна.

4. Организация праздников и мероприятий:
Праздники играют важную роль в процессе формирования патриотизма. Организация тематических занятий, утренников, конкурсов способствует развитию интереса к событиям и традициям нашей страны.

Таким образом, патриатическое воспитание должно стать неотъемлемой частью образовательной программы дошкольного учреждения. Оно помогает формировать нравственно здоровое поколение, способное ценить наследие своего народа и ответственно относиться к будущему своей страны.

08-04-2025

Куряча Ольга Витальевна

Методист МАДОУ "Детский сад № 2 "Песенка" г.Саратов

Методическое сопровождение педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
Главное в методическом сопровождении - это оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов в работе с дошкольниками. Поэтому о результативности ее нужно судить не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству самого педагогического процесса в детском саду и его результатам.
Методическое сопровождение педагогического процесса детского образовательного учреждения основано на следующих пунктах:
- установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и ребенка;
- определение методов, методических средств и организационных форм взаимодействия педагога и ребенка, наиболее полно отвечающих задачам обучения конкретной образовательной области;
- обеспечение педагогам возможности постоянного обновления теоретических и методических знаний;
- создание условий для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом.
Методическое сопровождение как деятельность формируется на основе разных источников:
- законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы;
- программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методического сопровождения;
- новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методического сопровождения;
- результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методического сопровождения и самообразования педагогов.
Можно сделать вывод о том, что содержание методического сопровождения педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении должно определяться на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, основных направлений развития ДОУ и образовательной ситуации в образовании.

05-09-2024

Шурыгина Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ "СОШ №8", г. Ханты-Мансийск

Конечно, ИИ требует высокой квалификации от современного учителя, который способен ответить на самый сложный вопрос в любом формате, начиная от неформального / игрового, заканчивая строгим академическим стилем.
Оценочный механизм учебной деятельности ученика включает в себя самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
Взаимоконтроль предполагает, что держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Все вышеперечисленные способы оценки деятельности ученика в одинаковой мере страдают определённым субъективизмом, так как везде срабатывает человеческий фактор.
Настоящий объективный анализ, беспристрастный и непредвзятый, может реализовать только ИИ, который действует на основе реальной чистой эффективности каждого ученика.
Оценка, проведённая ИИ, позволяет оперативно подстраивать учебный процесс под лидеров и аутсайдеров.
У каждого учителя и, конечно, у меня, одной из задач в работе с обучающимися является развитие навыков критического мышления.
Критическое мышление, это способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать её. Т.е. это не только мышление скептическое, которое является наиболее распространённой формой понимания критического мышления. Речь идёт об умении поставить вопрос и засомневаться в суждениях.
Критическое мышление начинается с определения границы своего знания и незнания, и с понимания, что за границами знания есть вопросы, ответы на которые ещё предстоит получить.
Стоит отметить, что модное, в настоящее время вопрошающее обучение – обучение через исследование, начинается с постановки вопроса, а моя задача – создать такую ситуацию, через которую ученик сможет к этому вопросу прийти самостоятельно. Очень важно, чтобы вопрос «почему?» прочно обосновался в обиходе ученика.
Существует несколько составляющих формирования у учеников навыков критического мышления:
– наблюдение;
– интерпретация;
– абстрагирование;
– анализ и синтез;
– индукция и дедукция;
– логика.
И здесь ИИ предлагает свои сложные, но реалистичные сценарии развития у учащихся критического мышления:
– обучение робототехнике;
– онлайн-дискуссии;
– ведение блогов;
– участие в форумах.
Онлайн-дискуссии как в синхронном, так и в асинхронном формате, обеспечивают не только академическое, но и социальное взаимодействие участников образовательного процесса. Таким образом, реализуются важнейшие составляющие технологии развития критического мышления в единстве сотрудничества, работы в группах и рефлексии.
Ведение блогов способствует признанию различных точек зрения, благодаря возможности оставлять комментарии.
Участие в форумах позволяет обмениваться идеями, мыслями и суждениями, устанавливать дружеские связи, вдохновляться новыми направлениями самосовершенствования, презентовать личные достижения.
Таким образом, тщательный отбор онлайн-ресурсов, соответствующих приёмам технологии развития критического мышления, способствует обогащению её содержания и организационных возможностей. Интегративный потенциал дисциплин начальной школы обеспечивает содержание обучения, удовлетворяющего потребности учеников.
Благодаря использованию ИИ у учащихся появляются дополнительные стимулы к творческой работе с информацией, что в итоге способствует развитию критического мышления.
ИИ только ещё начинает завоёвывать место под солнцем в сфере образования, но уже показал свой мощный потенциал. Консерватизм, в хорошем смысле этого слова, даёт место новому подходу в обучении школьников, позволяет учителю экономить время, в том числе на разработку программ и отдельных занятий.
ИИ позволяет разнообразить занятия включением интересных и познавательных иллюстраций, графиков, презентаций и пр., формировать обратную связь для учеников.
ИИ является ещё одним инструментом развития инклюзии образования, за счёт которого ученики с ОВЗ могут адаптироваться и включаться в социальную жизнь.
Антон Немкин, депутат ГД, отметил, что внедрение ИИ в образовательный процесс во многом зависит от самого педагога.
В российских школах внедрят ИИ для проверки домашних заданий. Об этом говорится в обновлённой стратегии цифровой трансформации образования, которую утвердил премьер-министр М. Мишустин. Соответствующее распоряжение опубликовано в начале ноября 2023 г.
В.В. Путин, президент РФ, на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» сказал, что необходимо внедрять элементы изучения ИИ в курсы математики в школах, так как наблюдается большой дефицит профессионалов в этой сфере.
В своей профессиональной деятельности, а также мои ученики, используем ряд перспективных программ для более глубокого изучения предметов начальной школы и самостоятельных занятий.
Программа Merlin Al: используется для выполнения домашних заданий, объяснения определённых терминов, озвучивания правил и определений, а также вычисления значений примеров.

05-08-2025

Кирилина Ирина Анатольевна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ "Школа № 57" г. Рязани

статья
Как шахматы помогают детям учиться лучше

Цель статьи:

Показать положительное влияние занятий шахматами на развитие когнитивных способностей учащихся начальных классов и улучшение их академической успеваемости.



Сегодняшняя школа ставит перед детьми важные задачи: развивать мышление, умение анализировать, планировать и быстро решать проблемы. Современные дети живут в мире быстрых перемен и высоких требований к интеллектуальной подготовке. Однако традиционный подход к обучению зачастую оказывается недостаточно эффективным для формирования необходимых навыков. Именно поэтому внимание исследователей и педагогов привлекают различные методы, способные значительно повысить качество образовательного процесса. Одним из наиболее перспективных инструментов в данном направлении являются шахматы — интеллектуальная игра, обладающая уникальными возможностями для развития детского ума и способствующая улучшению успеваемости учащихся. Эта статья посвящена изучению влияния занятий шахматами на успешность освоения школьной программы учащимися начальных классов.
Научные исследования подтверждают, что регулярная практика игры в шахматы оказывает значительное позитивное воздействие на когнитивное развитие детей младшего школьного возраста. Так, проведённые эксперименты показывают, что обучение игре в шахматы способствует развитию памяти, поскольку игрокам приходится запоминать правила, стратегии и последовательности ходов. Шахматисты демонстрируют повышенную способность концентрироваться и удерживать внимание длительное время, что важно для успешного усвоения школьных предметов. Исследование, опубликованное в журнале Learning & Individual Differences, выявило прямую зависимость между уровнем владения шахматами и результатами тестов на IQ среди школьников младших классов. Игра также стимулирует аналитические способности ребёнка, заставляя думать наперёд, предугадывать возможные ходы противника и выбирать оптимальные решения. Всё это делает игру в шахматы мощным инструментом подготовки будущих поколений к успешной учёбе и жизни в условиях высокой конкуренции.
Примеры развивающих задач по шахматам для детей младшего школьного возраста:

▌ Задача №1. Поиск матовых комбинаций («Мат в один ход»)

Цель: научиться видеть угрозы и завершать партию победой одним ходом.

Пример условия:
Белые ставят мат чёрному королю следующим образом: белый ферзь находится на клетке h7, чёрный король защищён пешкой на g8, а белые имеют возможность поставить короля на f6. Требуется определить оптимальный ход белых.

Правильный ответ: Белые играют ферзем на h8 (Qh8#), объявляя мат.


▌ Задача №2. Простейшие тактические приёмы («Связка», «Двойной удар»)

Цель: развить внимательность и умение замечать уязвимые позиции фигур соперника.

Пример условия:
Фигуры расположены так: Белый слон атакует две фигуры одновременно — коня и ладью, стоящих рядом друг с другом. Чёрные делают рокировку, открывая белого слона для атаки своим королём. Нужно решить, какую фигуру выгоднее пожертвовать белым, чтобы сохранить преимущество.

Правильное решение: Жертвуем менее ценную фигуру (коня), сохраняя превосходство в позициях и силе.


▌ Задача №3. Построение стратегических планов («Позиция защиты короля»)

Цель: выработать привычку строить планы и задумываться о защите своего короля заранее.

Пример условия:
Король белых оказался в центре доски и подвергнут угрозам черных фигур. Необходимо выстроить защиту вокруг короля, применив защитительные ходы несколькими фигурами.

Правильная стратегия: Переставляем пешки и лёгкие фигуры, создавая оборонительный барьер, обеспечивающий безопасность короля и готовность к контратаке.


Эти задания формируют полезные привычки мышления, учат внимательно оценивать ситуацию, учитывать риски и последствия решений, что является основой успеха в обучении и повседневной жизни.
Опыт внедрения шахматных программ в школах России демонстрирует значительные успехи в улучшении успеваемости учащихся. Например, исследование, проведённое в нескольких регионах страны, показало, что школьники, регулярно занимающиеся шахматами, демонстрировали устойчивый рост результатов по математике, русскому языку и другим предметам. Это объясняется способностью шахмат стимулировать память, концентрацию и стратегическое мышление, необходимые для качественного усвоения материала. Введение уроков шахмат привело к повышению мотивации учеников к учёбе, формированию интереса к решению сложных задач и развитию терпеливого подхода к работе над ошибками. Примечательно, что положительный эффект заметен даже спустя короткое время после начала занятий, что позволяет говорить о значительных преимуществах интеграции шахмат в образовательный процесс российских школ.
Практика показывает, что регулярные шахматные тренировки способствуют эффективному развитию познавательной активности у детей младшего школьного возраста. Во-первых, участие в шахматных занятиях формирует такие ценные качества, как усидчивость, концентрация внимания и стремление добиваться поставленных целей. Занятия требуют от ребёнка постоянного анализа ситуации, принятия самостоятельных решений и планирования действий на несколько шагов вперёд. Это учит дисциплине мысли и организованности, что непосредственно отражается на качестве учебной деятельности. Регулярные соревнования и турниры мотивируют ребят совершенствовать свои навыки, расширяя кругозор и развивая соревновательные черты характера. Таким образом, внедрение шахматных упражнений в систему дополнительного образования служит действенным способом активизации интеллектуального потенциала учащихся, помогая успешно справляться с учебными нагрузками и формировать основу устойчивого интереса к познанию нового.
Вот несколько простых и увлекательных заданий по шахматам для детей младшего школьного возраста:

▌ Задания для начинающих:

1. Подвижные фигуры:
Поставьте одну белую пешку против одной черной пешки. Пусть ребенок попробует добраться своей фигурой до противоположного края поля быстрее соперника, соблюдая правила передвижения пешек.

2. Шашки-шахматы:
Дети расставляют фигуры по классическим правилам шашек, а потом начинают играть ими как шахматными фигурами (пешки ходят вперед, конь скачет буквой Г). Побеждает тот, кто первым съест все фигуры противника.

3. Куда прыгнуть конем:
Ребенку предлагается рассмотреть позицию, где конь расположен на определенной клетке. Нужно показать, куда этот конь сможет пойти дальше своими особыми прыжками.

4. Охота на короля:
Два игрока выставляют каждого по одному королю и несколько случайных фигур. Один игрок пытается захватить чужого короля, второй защищает своего.

▌ Более продвинутые упражнения:

1. Упражнения на изучение дебютов:
Ребенок учится разыгрывать простейшие дебютные варианты, например, королевский гамбит или испанскую партию. Постепенно развивается понимание основных принципов ведения партии в начале игры.

2. Анализ партий великих мастеров:
Учитель выбирает короткие фрагменты классических партий известных гроссмейстеров, показывая ребенку интересные комбинации и победные приемы.

3. Игры с ограничением времени:
Проводятся мини-турниры с контролем времени (например, пять минут каждому игроку). Такие состязания повышают скорость реакции и принятие решений в стрессовых ситуациях.

Подобные задания позволяют сделать уроки шахмат интересными и доступными для детей, развивая их внимание, мышление и творческие способности.
Эффективность занятий шахматами существенно зависит от участия и поддержки родителей и педагогов. Родителям рекомендуется проявлять интерес к успехам ребёнка, поощрять его желание заниматься, создавать комфортные условия для тренировок дома. Педагоги же должны организовывать регулярные учебные мероприятия, включать элементы шахмат в уроках математики, русского языка и логики, проводить тематические конкурсы и олимпиады. Важно подчеркнуть значимость взаимодействия школы и семьи в формировании устойчивого интереса к шахматам. Совместные усилия взрослых способны обеспечить долгосрочный эффект от занятий, сформировать полезные привычки мышления и положительно повлиять на общую успеваемость ребёнка. Только тесное сотрудничество всех участников педагогического процесса позволит раскрыть весь потенциал детской природы и добиться максимальных успехов в учебе и развитии личностных качеств.
Для включения шахмат в учебный процесс общеобразовательных учреждений целесообразно следовать ряду рекомендаций:

1. Создание специализированных секций: Организуйте внеклассные кружки и секции по шахматам, предоставляющие возможность детям заниматься индивидуально и коллективно.

2. Интеграция элементов шахмат в основную программу: Включайте элементы шахматных задач и головоломок в уроки математики, информатики и логики, используя игровую форму подачи материала.

3. Проведение турниров и соревнований: Периодически устраивайте внутришкольные турниры, приглашения гостей-гроссмейстеров и организацию выездных мероприятий для обмена опытом.

4. Использование современных технологий: Применяйте компьютерные симуляторы, онлайн-платформы и мобильные приложения для углубленного изучения теории и практики шахматных партий.

5. Подготовка учителей: Обучайте педагогов основам шахматной педагогики, методикам и приемам вовлечения детей в занятия.

6. Работа с родителями: Привлекайте родителей к участию в совместных мероприятиях, пропаганде пользы шахмат, поддерживая их заинтересованность в дальнейшем совершенствовании детей.

Таким образом, комплексный подход к использованию шахмат в учебном процессе обеспечит всестороннее развитие детей, повысит уровень успеваемости и создаст базу для дальнейшего гармоничного роста личности.

16-05-2025

Дидейко Алина Александровна

методист, педагог дополнительного образования

Летний модуль разработан в соответствии с Приказом Министерства образования Ростовской области №115 от 21.03.2016 года «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам» и является частью дополнительной общеразвивающей программы «Векторная графика и анимация», реализуемой в летний период.

Модуль к программе «Векторная графика и анимация» имеет техническую направленность.
Актуальность модуля определяется тем, что он создает условия для расширения знаний о мире компьютерной анимации, повышения интереса к разнообразию и возможностям графических программ. Занятия по модулю обеспечивают обобщение полученных знаний по созданию компьютерной анимации.

Модуль обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка в летний период и создает условия для организации образовательного процесса.

Цель модуля: получение новых знаний и умений, а также совершенствование и закрепление ранее полученных знаний учащихся в области компьютерной анимации.

Задачи модуля:
1. повысить квалификацию обучающихся в области компьютерной анимации;
2. раскрытие творческого потенциала обучающихся;
3. развитие эстетического мышления обучающихся.
Адресат модуля: модуль предназначен для обучающихся 11-14 лет

Объем модуля: на изучение учебного материала отводится 14 учебных часов (из расчета 2 учебных часа в неделю) из них 3 часа теории и 11 часов практики.
Формы организации образовательного процесса – групповые: беседа, рассказ, игры, упражнения, демонстрация мультимедийного материала, создание воспитывающих ситуаций.
Модуль предполагает теоретические и практические занятия, также предусматривает применение электронного образования и дистанционных образовательных технологий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п Наименование раздела, темы модуля Кол-во часов
Всего Теория Практика
1 Технология создания мультфильма 2 1 1
2 Сюжет и вид анимации 2 1 1
3 Создание мультфильма 6 1 5
4 Озвучка мультфильма 2 - 2
5 Итоговое занятие 2 - 2
Итого часов 14 3 11


















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1. Тема: «Технология создания мультфильмов».
Теория: Виды и техники мультипликации. Просмотр мультфильмов, созданных в разных техниках.
Практика: выбор сюжета для собственного мультфильма. Обсуждение сценариев.
2. Тема: «Сюжет и вид анимации».
Теория: Как придумать сюжет для мультфильма. Экспозиция, география, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, завершение. Виды анимации. 5 основных видов: традиционная анимация, 2D векторная анимация, 3D компьютерная анимация, моушн графика, кукольная анимация.
Практика: выбор сюжета для собственного мультфильма. Выбор вида анимации для изготовления мультфильма. Написание сценария.

3. Тема: «Создание мультфильма».

Теория: Техника создания кадров. Анимация.
Практика: Отрисовка сцен мультфильма. Анимирование кадров.

4. Тема: «Озвучка мультфильма».

Практика: Запись озвучки мультфильма, выбор звуковых подложек, расстановка звукового сопровождения по хронометражу.


5. Тема: «Эмоции – мои друзья или враги?

Практика: Презентация и просмотр мультфильмов, подготовленных обучающимися. Обсуждение и подведение итогов.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ
Принципы обучения построены на возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, требованиях нормативно-правовых документов и норм СанПиН.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
 учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы до 15 человек;
 персональный компьютер - рабочее место учителя и обучающихся;
 мультимедийный проектор;
 интерактивная доска;
 устройства вывода звуковой информации (колонки);
 устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь);
 внешний накопитель информации (или флеш-память);
 стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
Средства, необходимые для реализации программы:
 операционная система;
 файловый менеджер (В составе операционной системы или др.);
 антивирусная программа;
 программы-архиваторы;
 графические редакторы Inkscape, Gravit Designer, Adobe Animate;
 печатные пособия.
Кадровое обеспечение: Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
 раздаточный и наглядный материал;
 мультимедийные материалы;
 научная, специальная и методическая литература;
 памятки, инструкции, советы;
 методические материалы (рекомендации, разработки, диагностические разработки)

19-05-2025

Коробченко Александр Геннадьевич

учитель технологии (столярное дело)

«Формирование самостоятельности и применение практических умений и навыков на уроках столярного дела в коррекционной школе»
Главный принцип педагогической системы А.С. Макаренко – искренность, серьёзность и простота во взаимоотношении с учениками. Это позволяет детям не только обращаться за помощью, но и не бояться выполнять работу самостоятельно.
В коррекционной школе один из главных принципов трудового обучения, воспитание положительного отношения к труду. В связи с этим на своих уроках труда, для эффективной коррекционной направленности ставятся трудовые задачи, которые учениками внутренне принимаются. Только в этих условиях учащийся способен на значительные усилия связанные с умственной работой, и в конечном счёте обеспечивает развитие мыслительной деятельности в труде. Кроме того, воспитание положительного отношения к труду играет большую роль в решении задачи профориентации: важно привить учащимся положительное отношение к тому виду труда, к которому он способен по своим объективным данным.
Самостоятельная работа ребенка на уроках трудового обучения в школе – это наилучшая подготовка его к взрослой жизни, к трудовой и профессиональной деятельности. Независимо от выбора профессии, позитивное отношение к самостоятельному труду является залогом успеха в любой работе.
Воспитание самостоятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью – одна из главнейших задач коррекционной школы. Это связано с тем, что для детей с ОВЗ умение самостоятельно работать, действовать, опираясь только на свой личный опыт, чрезвычайно важно. Эти дети внушаемы, ведомы, и их чрезмерная конформность (соглашательство, готовность принять стиль лидера) может привести в дальнейшем к асоциальному поведению. Поэтому необходимо прививать ребенку навыки самостоятельности, учить его выбирать свой жизненный путь исходя из собственных возможностей.
К сожалению, для части воспитанников коррекционной школы, приходящих на II ступень обучения, самостоятельность ограничивается лишь навыками опрятности, самообслуживанием и выполнением мелких поручений взрослых. На уроках труда в 5 классе перед ними ставятся более сложные задачи, так как труд приобретает характер развернутой работы.
В начале самостоятельной деятельности необходимо заинтересовать ребенка, создать у него высокую мотивацию к работе. Например, по программе трудового обучения «Столярное дело» в 5 классе мальчики должны освоить 2 основные операции – строгание и пиление. Отработка этих навыков может быть на обычных заготовках. Но можно поступить иначе. В начале учебного года я предложил детям изготовить деревянные игрушки – танки, корабли, машины. Каждый ребенок рассказал, каким он хочет видеть свое изделие. Совместно с детьми мы сделали их эскизы, разобрали, из каких деталей они состоят. На уроках труда дети, изготавливая детали игрушек, самостоятельно отрабатывали навыки пиления и строгания, а также разметки. Причем этот процесс шёл ненавязчиво, а как «в помощь творцу». Личная заинтересованность детей в выполнении задания способствовала более активному проявлению не только самостоятельности, но и их творческих способностей.
Одним из эффективных способов развития самостоятельности является оценка результатов труда детей. Успешность ребенка – это главнейший источник внутренних сил в преодолении трудностей. Особенно актуально получение хорошей оценки для ученика среднего звена. Поэтому необходимо максимально высоко оценивать самостоятельный труд ребенка. Зачастую приходится оценивать не «продукт трудовой деятельности», а «производственные» затраты ребенка.
Для детей с ОВЗ характерна низкая мотивационная устойчивость, то есть они быстро «загораются» идеей, но и быстро теряют интерес к работе. Поэтому для сохранения мотивации необходимо планировать работу с учетом способности ребенка её быстро выполнить. В такой работе помогают конкурсы-соревнования: кто быстрее самостоятельно выполнит заданную операцию (выпилит, выстрогает, разметит). Раньше всех закончивший ученик, при условии, что он качественно выполнил работу, назначается «Старшим мастером» и активно помогает другим ребятам справиться с заданием. Кроме того, используются деловые игры, которые приближают учебные условия к производственным, где важным фактором являются нормы выработки труда, учат ребёнка правильно рассчитывать свои силы в условиях ограничения временных рамок.
Здесь важно сопоставлять реальные возможности ученика и конечный продукт его самостоятельной деятельности, то есть учитывать индивидуальные особенности детей. Применительно к урокам труда в 5 классе, при выполнении самостоятельной работы нужно предложить менее успевающему ребенку более «мягкий» материал или сделать меньшее количество однотипных операций (например, не пять запилов, а один). Такой дифференцированный подход позволяет ученику максимально самостоятельно выполнить работу в установленные сроки, не отставая от одноклассников, что способствует нормализации самооценки ребенка.
Ещё одним важным моментом воспитания самостоятельности является помощь и поддержка учителя. Известно, что у детей с когнитивным дефицитом минимально сформировано логическое мышление, поэтому без помощи педагога они не могут правильно составить план работы и понять, что нужно сделать для получения конечного результата. Тем более это касается детей младших, пятых классов, только начинающих знакомство с трудовым обучением. Для этих детей необходим пооперационный контроль их деятельности, а для некоторых из них – и тотальный.
Залогом успеха развития самостоятельности является дисциплинированность ребенка, умение внимательно слушать учителя. Поэтому приучение ребенка к трудовой дисциплине всегда предшествует выполнению самостоятельной работы. Если ребёнок не выполняет требований учителя, он может быть дисциплинарно наказан и отстранен от практической работы. Не менее действенным приёмом является и метод «коллективной ответственности», когда за нарушение дисциплины одного ребенка отвечает вся подгруппа.
Кроме того, самостоятельная работа включает в себя и творческий подход, когда ребёнок из нескольких путей выбирает наиболее оптимальный и удобный для себя. Здесь не нужно нарушить ход самостоятельной мысли ученика, при этом необходимость деликатно подсказать возможные варианты решения задачи. При выявлении ошибок в самом начале работы, когда сделаны только несколько операций, указывать ребёнку на них, не дожидаясь, когда вся работа будет сделана неправильно. При этом обязательно хвалить ребёнка за его инициативность и творческую активность, желание выполнять работу самостоятельно.
Очень важно создать в классе благоприятный микроклимат, атмосферу толерантности, когда дети могут спокойно обратиться за помощью не только к учителю, но и своим одноклассникам. Только на фоне этой обстановки возможны здоровые конкурентные взаимоотношения. Если один ученик видит недостатки в работе другого, то приветствуется о них не умолчать, а высказать в вежливой, не обидной форме. Это всегда способствует развитию коммуникативных навыков, умению обмениваться приобретенным опытом. Даже если ребенок не способен выполнить задание полностью, обязательно нужно ему помочь, а в некоторых случаях – доделать начатую работу, заверив его в последующем успехе при условии большего усердия. В случае эмоциональной перегрузки используются релаксационные мероприятия, которые включают в себя дыхательную гимнастику, физкультминутки для выброса «лишней» энергии, элементы расслабляющего аутотренинга. В качестве индивидуального «успокаивающего» средства можно предложить ребенку кроссворды, ребусы и другие настольные интеллектуальные игры на «столярную» тему.
Во время самостоятельной работы учителю необходимо быть предельно внимательным, так как эмоциональное напряжение детей приводит к тому, что они стараются делать быстро, зачастую забывая о технике безопасности, что нередко ведет к травматизму. Поэтому в начале не только каждого урока, но и небольшого раздела самостоятельной работы вместе повторять правила безопасного труда. Поощрение творческого подхода к самостоятельной деятельности зачастую настраивает детей на доверительные отношения. В такие минуты можно рассказывать ребятам о принципах здорового образа жизни, что, безусловно, пригодится им в дальнейшей жизни.
На уроках труда для воспитания самостоятельности можно использовать следующие эффективные способы:
- создание у детей мотивации, как на конечный продукт, так и на хорошую оценку;
- использование конкурсов профессионального мастерства, соревнований;
- персонализированный подход к учащимся;
- постоянная помощь и поддержка учителя;
- соблюдение дисциплины на уроках труда;
-поощрение творческого подхода ребенка к выполнению задания и его инициативности;
-создание благоприятного микроклимата и на его фоне - конкурентных взаимоотношений;
- формирование у ребенка чувства безусловной веры в свои силы.
Привитие практических навыков на уроках труда, непосредственно связано с развитием у учеников ориентировочных и планирующих действий, умением из отдельных технологических операций складывать процесс производительного труда (разметка, пиление, строгание, долбление, сверление, склеивание и т.д.)
Обладая конкретными приёмами труда, учащиеся формируют соответствующий образ исполнения.
Для формирования положительного отношения к труду, в качестве объектов труда выбирают потребительские изделия, изделия, имеющие определённую ценность, полезность. Немалую роль в усвоении профессиональных умений и навыков играет технологичность изделия, т.е. изделие, которое максимально просто в изготовлении, из доступных материалов, имеющегося инструмента, оборудования, с наименьшими затратами труда.
Для познавательной активности широко применяются средства наглядности, чёткость и доступность объяснения, дифференциацию сложных познавательных задач на простые компоненты, включение двигательных действий в решении мыслительных задач, постоянное внимание к системе повторений учебного материала, развитие

25-07-2025

Репетенко Гульнара Гусейновна

учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 38

Урок: Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ (с применением технологии критического мышления)
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о конституционных правах и свободах человека и гражданина в РФ, развить навыки анализа, интерпретации и оценки правовых норм.

Задачи урока:
Ознакомить учащихся с основными правами и свободами, закреплёнными в Конституции РФ.

Развить умение анализировать правовые ситуации, выявлять проблемы и находить пути их решения.

Научить аргументированно выражать свою позицию, учитывая разные точки зрения.

Оборудование:
Текст Конституции РФ (глава 2).

Раздаточные материалы с заданиями и вопросами для обсуждения.

Ход урока:
1. Организационный момент (5 мин.)
Приветствие.

Постановка цели урока.

Мотивация: обсуждение значимости знания своих прав и свобод.

2. Актуализация знаний (10 мин.)
Вопросы для обсуждения:

Что такое права человека?

Какие права и свободы вам известны?

Почему права человека закреплены в Конституции?

Краткое объяснение учителя:
Права человека — это основные свободы, принадлежащие каждому от рождения. Они универсальны и защищаются государством. В Конституции РФ (глава 2) закреплено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

Основные группы прав:

Личные (жизнь, свобода, неприкосновенность частной жизни).

Политические (участие в управлении государством, свобода слова, собраний).

Социальные (право на труд, образование, медицинскую помощь).

Экономические (частная собственность, предпринимательство).

Культурные (свобода творчества, доступ к культурным ценностям).

Права не абсолютны и могут ограничиваться только в исключительных случаях (например, для защиты безопасности общества).

3. Изучение нового материала (15 мин.)
Работа в группах: Учащиеся изучают статьи Конституции (ст. 20–25, 29, 37 и др.), выделяют ключевые права и формулируют их своими словами.

Презентация: Учитель дополняет ответы, разъясняя сложные моменты (например, условия ограничения прав).

4. Развитие критического мышления (20 мин.)
Этап 1. Анализ кейсов
Учащимся предлагаются ситуации с нарушением прав:

Пример 1:
Гражданина задержали на 48 часов без объяснения причин и не разрешили позвонить адвокату.
Вопросы:

Какие права нарушены?

Какие статьи Конституции защищают эти права?

Как восстановить справедливость?

Пример 2:
Участников согласованного митинга разогнала полиция.
Вопросы:

Какие права нарушены?

Как защитить право на мирные собрания?

Этап 2. Обсуждение в группах

Анализ ситуаций, поиск правовых норм, аргументация решений.
Этап 3. Презентация выводов

Группы представляют свои решения, учитель задаёт уточняющие вопросы.

5. Рефлексия (10 мин.)
Вопросы:

Какие права вы считаете самыми важными? Почему?

Как можно применить эти знания в жизни?

Какие трудности возникли при анализе ситуаций?

6. Домашнее задание
Написать эссе: "Как я могу защитить свои права в современном обществе?"

Подобрать пример из СМИ о нарушении прав и предложить пути решения.

Методические рекомендации:
Использовать активные методы (дискуссии, групповую работу).

Поощрять вопросы и самостоятельные рассуждения учащихся.

Делать акцент на практическое применение знаний.

Планируемые результаты:
✅ Личностные: Осознание ценности прав человека, готовность к саморазвитию.
✅ Предметные: Знание конституционных прав, умение применять их на практике.
✅ Метапредметные: Навыки анализа, работы в команде, аргументации своей позиции.

Этот урок поможет не только изучить права, но и развить критическое мышление для решения реальных правовых вопросов.

30-06-2025

Репетенко Гульнара Гусейновна

учитель истории и обществознания


Мир русского человека XVII века.
XVII век в России — эпоха перемен, когда страна переживала Смутное время, восстанавливалась после кризиса и постепенно вступала в новый этап развития. Это был век контрастов: с одной стороны, сохранялись традиционные устои, с другой — появлялись первые признаки модернизации. Жизнь российского человека в этот период определялась его социальным статусом, местом проживания и влиянием исторических событий.

1. Социальная структура общества
Русское общество XVII века оставалось сословным. Основные группы населения:

Бояре и дворяне — высшее сословие, владевшее землями и крестьянами. Дворяне получали поместья за службу государству.

Духовенство — играло важную роль в жизни общества, влияло на культуру и образование.

Купцы и посадские люди — горожане, занимавшиеся торговлей и ремеслом.

Крестьяне — самая многочисленная группа, большинство из которых были крепостными.

Казаки — вольные воины, охранявшие границы и участвовавшие в восстаниях (например, под предводительством Степана Разина).

К концу века усилилась власть дворянства, а крепостное право было окончательно закреплено Соборным уложением 1649 года.

2. Повседневная жизнь
Деревня
Большинство россиян жили в деревнях. Крестьяне занимались земледелием (рожь, овес, пшеница), скотоводством, охотой и рыболовством. Их жизнь была тяжелой: высокие налоги, барщина и оброк в пользу помещиков.

Город
Города развивались как центры торговли и ремесла. Появились первые мануфактуры (например, железоделательные заводы). В Москве действовал Новоторговый устав (1667), способствовавший развитию внутренней и внешней торговли.

Семья и быт
Семейные устои были патриархальными. Женщины подчинялись мужчинам, дети воспитывались в строгости. Жилища (избы в деревнях, каменные палаты в городах) были простыми, но у зажиточных людей появлялась роскошная утварь и одежда.

3. Культура и мировоззрение
Религия
Православие оставалось основой мировоззрения. Однако в середине века произошел раскол из-за реформ патриарха Никона, что привело к появлению старообрядцев.

Образование
Грамотность постепенно распространялась, особенно среди горожан. В 1687 году открылась Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России.

Искусство
Развивалась архитектура (шатровые храмы уступили место нарышкинскому барокко), иконопись (Симон Ушаков), литература (сатирические повести, жития святых).

4. Политика и реформы: Ордин-Нащокин — "русский Ришелье"
Одним из самых ярких государственных деятелей XVII века был Афанасий Ордин-Нащокин — дипломат и реформатор, которого иногда называют "русским Ришелье" за его стремление укрепить государство.

Экономические реформы: поддерживал развитие торговли, способствовал созданию первых мануфактур.

Внешняя политика: добился выгодного Андрусовского перемирия с Речью Посполитой (1667), вернувшего России Смоленск и Левобережную Украину.

Военные и административные изменения: предлагал создать регулярную армию по европейскому образцу, реформировать местное управление.

Однако многие его идеи оказались "преждевременными" — консервативное боярство сопротивлялось изменениям, и в итоге он был отстранен от власти.

Заключение
Мир российского человека XVII века — это мир традиций и первых шагов к новому. Страна оправлялась от Смуты, укрепляла государственность, но оставалась глубоко патриархальной. Реформы таких людей, как Ордин-Нащокин, показывали, что Россия могла бы пойти по пути модернизации раньше Петра I, но исторические обстоятельства сложились иначе. Тем не менее именно в этот период закладывались основы будущих преобразований.

Поиск