19-05-2025
Коробченко Александр Геннадьевич
учитель технологии (столярное дело)
«Формирование самостоятельности и применение практических умений и навыков на уроках столярного дела в коррекционной школе»
Главный принцип педагогической системы А.С. Макаренко – искренность, серьёзность и простота во взаимоотношении с учениками. Это позволяет детям не только обращаться за помощью, но и не бояться выполнять работу самостоятельно.
В коррекционной школе один из главных принципов трудового обучения, воспитание положительного отношения к труду. В связи с этим на своих уроках труда, для эффективной коррекционной направленности ставятся трудовые задачи, которые учениками внутренне принимаются. Только в этих условиях учащийся способен на значительные усилия связанные с умственной работой, и в конечном счёте обеспечивает развитие мыслительной деятельности в труде. Кроме того, воспитание положительного отношения к труду играет большую роль в решении задачи профориентации: важно привить учащимся положительное отношение к тому виду труда, к которому он способен по своим объективным данным.
Самостоятельная работа ребенка на уроках трудового обучения в школе – это наилучшая подготовка его к взрослой жизни, к трудовой и профессиональной деятельности. Независимо от выбора профессии, позитивное отношение к самостоятельному труду является залогом успеха в любой работе.
Воспитание самостоятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью – одна из главнейших задач коррекционной школы. Это связано с тем, что для детей с ОВЗ умение самостоятельно работать, действовать, опираясь только на свой личный опыт, чрезвычайно важно. Эти дети внушаемы, ведомы, и их чрезмерная конформность (соглашательство, готовность принять стиль лидера) может привести в дальнейшем к асоциальному поведению. Поэтому необходимо прививать ребенку навыки самостоятельности, учить его выбирать свой жизненный путь исходя из собственных возможностей.
К сожалению, для части воспитанников коррекционной школы, приходящих на II ступень обучения, самостоятельность ограничивается лишь навыками опрятности, самообслуживанием и выполнением мелких поручений взрослых. На уроках труда в 5 классе перед ними ставятся более сложные задачи, так как труд приобретает характер развернутой работы.
В начале самостоятельной деятельности необходимо заинтересовать ребенка, создать у него высокую мотивацию к работе. Например, по программе трудового обучения «Столярное дело» в 5 классе мальчики должны освоить 2 основные операции – строгание и пиление. Отработка этих навыков может быть на обычных заготовках. Но можно поступить иначе. В начале учебного года я предложил детям изготовить деревянные игрушки – танки, корабли, машины. Каждый ребенок рассказал, каким он хочет видеть свое изделие. Совместно с детьми мы сделали их эскизы, разобрали, из каких деталей они состоят. На уроках труда дети, изготавливая детали игрушек, самостоятельно отрабатывали навыки пиления и строгания, а также разметки. Причем этот процесс шёл ненавязчиво, а как «в помощь творцу». Личная заинтересованность детей в выполнении задания способствовала более активному проявлению не только самостоятельности, но и их творческих способностей.
Одним из эффективных способов развития самостоятельности является оценка результатов труда детей. Успешность ребенка – это главнейший источник внутренних сил в преодолении трудностей. Особенно актуально получение хорошей оценки для ученика среднего звена. Поэтому необходимо максимально высоко оценивать самостоятельный труд ребенка. Зачастую приходится оценивать не «продукт трудовой деятельности», а «производственные» затраты ребенка.
Для детей с ОВЗ характерна низкая мотивационная устойчивость, то есть они быстро «загораются» идеей, но и быстро теряют интерес к работе. Поэтому для сохранения мотивации необходимо планировать работу с учетом способности ребенка её быстро выполнить. В такой работе помогают конкурсы-соревнования: кто быстрее самостоятельно выполнит заданную операцию (выпилит, выстрогает, разметит). Раньше всех закончивший ученик, при условии, что он качественно выполнил работу, назначается «Старшим мастером» и активно помогает другим ребятам справиться с заданием. Кроме того, используются деловые игры, которые приближают учебные условия к производственным, где важным фактором являются нормы выработки труда, учат ребёнка правильно рассчитывать свои силы в условиях ограничения временных рамок.
Здесь важно сопоставлять реальные возможности ученика и конечный продукт его самостоятельной деятельности, то есть учитывать индивидуальные особенности детей. Применительно к урокам труда в 5 классе, при выполнении самостоятельной работы нужно предложить менее успевающему ребенку более «мягкий» материал или сделать меньшее количество однотипных операций (например, не пять запилов, а один). Такой дифференцированный подход позволяет ученику максимально самостоятельно выполнить работу в установленные сроки, не отставая от одноклассников, что способствует нормализации самооценки ребенка.
Ещё одним важным моментом воспитания самостоятельности является помощь и поддержка учителя. Известно, что у детей с когнитивным дефицитом минимально сформировано логическое мышление, поэтому без помощи педагога они не могут правильно составить план работы и понять, что нужно сделать для получения конечного результата. Тем более это касается детей младших, пятых классов, только начинающих знакомство с трудовым обучением. Для этих детей необходим пооперационный контроль их деятельности, а для некоторых из них – и тотальный.
Залогом успеха развития самостоятельности является дисциплинированность ребенка, умение внимательно слушать учителя. Поэтому приучение ребенка к трудовой дисциплине всегда предшествует выполнению самостоятельной работы. Если ребёнок не выполняет требований учителя, он может быть дисциплинарно наказан и отстранен от практической работы. Не менее действенным приёмом является и метод «коллективной ответственности», когда за нарушение дисциплины одного ребенка отвечает вся подгруппа.
Кроме того, самостоятельная работа включает в себя и творческий подход, когда ребёнок из нескольких путей выбирает наиболее оптимальный и удобный для себя. Здесь не нужно нарушить ход самостоятельной мысли ученика, при этом необходимость деликатно подсказать возможные варианты решения задачи. При выявлении ошибок в самом начале работы, когда сделаны только несколько операций, указывать ребёнку на них, не дожидаясь, когда вся работа будет сделана неправильно. При этом обязательно хвалить ребёнка за его инициативность и творческую активность, желание выполнять работу самостоятельно.
Очень важно создать в классе благоприятный микроклимат, атмосферу толерантности, когда дети могут спокойно обратиться за помощью не только к учителю, но и своим одноклассникам. Только на фоне этой обстановки возможны здоровые конкурентные взаимоотношения. Если один ученик видит недостатки в работе другого, то приветствуется о них не умолчать, а высказать в вежливой, не обидной форме. Это всегда способствует развитию коммуникативных навыков, умению обмениваться приобретенным опытом. Даже если ребенок не способен выполнить задание полностью, обязательно нужно ему помочь, а в некоторых случаях – доделать начатую работу, заверив его в последующем успехе при условии большего усердия. В случае эмоциональной перегрузки используются релаксационные мероприятия, которые включают в себя дыхательную гимнастику, физкультминутки для выброса «лишней» энергии, элементы расслабляющего аутотренинга. В качестве индивидуального «успокаивающего» средства можно предложить ребенку кроссворды, ребусы и другие настольные интеллектуальные игры на «столярную» тему.
Во время самостоятельной работы учителю необходимо быть предельно внимательным, так как эмоциональное напряжение детей приводит к тому, что они стараются делать быстро, зачастую забывая о технике безопасности, что нередко ведет к травматизму. Поэтому в начале не только каждого урока, но и небольшого раздела самостоятельной работы вместе повторять правила безопасного труда. Поощрение творческого подхода к самостоятельной деятельности зачастую настраивает детей на доверительные отношения. В такие минуты можно рассказывать ребятам о принципах здорового образа жизни, что, безусловно, пригодится им в дальнейшей жизни.
На уроках труда для воспитания самостоятельности можно использовать следующие эффективные способы:
- создание у детей мотивации, как на конечный продукт, так и на хорошую оценку;
- использование конкурсов профессионального мастерства, соревнований;
- персонализированный подход к учащимся;
- постоянная помощь и поддержка учителя;
- соблюдение дисциплины на уроках труда;
-поощрение творческого подхода ребенка к выполнению задания и его инициативности;
-создание благоприятного микроклимата и на его фоне - конкурентных взаимоотношений;
- формирование у ребенка чувства безусловной веры в свои силы.
Привитие практических навыков на уроках труда, непосредственно связано с развитием у учеников ориентировочных и планирующих действий, умением из отдельных технологических операций складывать процесс производительного труда (разметка, пиление, строгание, долбление, сверление, склеивание и т.д.)
Обладая конкретными приёмами труда, учащиеся формируют соответствующий образ исполнения.
Для формирования положительного отношения к труду, в качестве объектов труда выбирают потребительские изделия, изделия, имеющие определённую ценность, полезность. Немалую роль в усвоении профессиональных умений и навыков играет технологичность изделия, т.е. изделие, которое максимально просто в изготовлении, из доступных материалов, имеющегося инструмента, оборудования, с наименьшими затратами труда.
Для познавательной активности широко применяются средства наглядности, чёткость и доступность объяснения, дифференциацию сложных познавательных задач на простые компоненты, включение двигательных действий в решении мыслительных задач, постоянное внимание к системе повторений учебного материала, развитие