Опубликованные материалы

Применение искусственного интеллекта в преподавании предметов начальной школы

05-09-2024

Шурыгина Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ "СОШ №8", г. Ханты-Мансийск

Конечно, ИИ требует высокой квалификации от современного учителя, который способен ответить на самый сложный вопрос в любом формате, начиная от неформального / игрового, заканчивая строгим академическим стилем.
Оценочный механизм учебной деятельности ученика включает в себя самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
Взаимоконтроль предполагает, что держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Все вышеперечисленные способы оценки деятельности ученика в одинаковой мере страдают определённым субъективизмом, так как везде срабатывает человеческий фактор.
Настоящий объективный анализ, беспристрастный и непредвзятый, может реализовать только ИИ, который действует на основе реальной чистой эффективности каждого ученика.
Оценка, проведённая ИИ, позволяет оперативно подстраивать учебный процесс под лидеров и аутсайдеров.
У каждого учителя и, конечно, у меня, одной из задач в работе с обучающимися является развитие навыков критического мышления.
Критическое мышление, это способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать её. Т.е. это не только мышление скептическое, которое является наиболее распространённой формой понимания критического мышления. Речь идёт об умении поставить вопрос и засомневаться в суждениях.
Критическое мышление начинается с определения границы своего знания и незнания, и с понимания, что за границами знания есть вопросы, ответы на которые ещё предстоит получить.
Стоит отметить, что модное, в настоящее время вопрошающее обучение – обучение через исследование, начинается с постановки вопроса, а моя задача – создать такую ситуацию, через которую ученик сможет к этому вопросу прийти самостоятельно. Очень важно, чтобы вопрос «почему?» прочно обосновался в обиходе ученика.
Существует несколько составляющих формирования у учеников навыков критического мышления:
– наблюдение;
– интерпретация;
– абстрагирование;
– анализ и синтез;
– индукция и дедукция;
– логика.
И здесь ИИ предлагает свои сложные, но реалистичные сценарии развития у учащихся критического мышления:
– обучение робототехнике;
– онлайн-дискуссии;
– ведение блогов;
– участие в форумах.
Онлайн-дискуссии как в синхронном, так и в асинхронном формате, обеспечивают не только академическое, но и социальное взаимодействие участников образовательного процесса. Таким образом, реализуются важнейшие составляющие технологии развития критического мышления в единстве сотрудничества, работы в группах и рефлексии.
Ведение блогов способствует признанию различных точек зрения, благодаря возможности оставлять комментарии.
Участие в форумах позволяет обмениваться идеями, мыслями и суждениями, устанавливать дружеские связи, вдохновляться новыми направлениями самосовершенствования, презентовать личные достижения.
Таким образом, тщательный отбор онлайн-ресурсов, соответствующих приёмам технологии развития критического мышления, способствует обогащению её содержания и организационных возможностей. Интегративный потенциал дисциплин начальной школы обеспечивает содержание обучения, удовлетворяющего потребности учеников.
Благодаря использованию ИИ у учащихся появляются дополнительные стимулы к творческой работе с информацией, что в итоге способствует развитию критического мышления.
ИИ только ещё начинает завоёвывать место под солнцем в сфере образования, но уже показал свой мощный потенциал. Консерватизм, в хорошем смысле этого слова, даёт место новому подходу в обучении школьников, позволяет учителю экономить время, в том числе на разработку программ и отдельных занятий.
ИИ позволяет разнообразить занятия включением интересных и познавательных иллюстраций, графиков, презентаций и пр., формировать обратную связь для учеников.
ИИ является ещё одним инструментом развития инклюзии образования, за счёт которого ученики с ОВЗ могут адаптироваться и включаться в социальную жизнь.
Антон Немкин, депутат ГД, отметил, что внедрение ИИ в образовательный процесс во многом зависит от самого педагога.
В российских школах внедрят ИИ для проверки домашних заданий. Об этом говорится в обновлённой стратегии цифровой трансформации образования, которую утвердил премьер-министр М. Мишустин. Соответствующее распоряжение опубликовано в начале ноября 2023 г.
В.В. Путин, президент РФ, на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» сказал, что необходимо внедрять элементы изучения ИИ в курсы математики в школах, так как наблюдается большой дефицит профессионалов в этой сфере.
В своей профессиональной деятельности, а также мои ученики, используем ряд перспективных программ для более глубокого изучения предметов начальной школы и самостоятельных занятий.
Программа Merlin Al: используется для выполнения домашних заданий, объяснения определённых терминов, озвучивания правил и определений, а также вычисления значений примеров.

Поиск