Опубликованные материалы

30-05-2025

Олег Владимирович Харитонов

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Актуальность исследования социально-психологических факторов склонности молодежи к дорогостоящим покупкам обусловлена противоречием между возрастающей доступностью дорогостоящих товаров и услуг для молодежи в современном обществе, и недостаточной изученностью психологических механизмов и социальных факторов, лежащих в основе потребительского выбора. Современная молодежь, активно вовлеченная в цифровое пространство и подвержена влиянию социальных сетей и маркетинговых стратегий, часто принимает решения о дорогостоящих покупках, основанные не столько на собственных потребностях, сколько на стремлении к самовыражению, социальному одобрению и демонстрации статуса. В связи с этим, актуальным становится прогнозирование потребительского поведения молодежи, основанное на понимании глубинных социально-психологических детерминант.
Стремление к дорогостоящим покупкам может оказывать как позитивное (удовлетворение потребности в самореализации), так и негативное (финансовая нестабильность, социальное сравнение) влияние на психологическое благополучие молодежи. Поэтому, необходимо установить мотивационную основу потребительского поведения, выявить факторы, определяющие выбор в пользу дорогостоящих товаров и их связь с субъективным экономическим благополучием.
Недостаточное понимание социально-психологических факторов склонности к дорогостоящим покупкам препятствует эффективной разработке программ экономической социализации молодежи, направленных на формирование осознанного и ответственного потребительского поведения. Таким образом, исследование позволит разработать эффективные инструменты и методики для развития критического мышления, финансовой грамотности и устойчивых потребительских привычек среди молодежи.
В условиях глобализации и стремительного технологического прогресса произошли значительные изменения в экономике, что потенциально повышает доступность дорогостоящих товаров для молодежи. Современная молодежь сталкивается с широким выбором брендов и товаров, а маркетинговые стратегии, нацеленные на эмоциональное и часто некритичное восприятие и идентификацию с брендом, оказывают сильное влияние на ее потребительское поведение.
Социальные сети и интернет-платформы оказывают существенное влияние на формирование предпочтений молодежи. Появление влиятельных блогеров и кумиров способно мгновенно изменить взгляды и приоритеты, что часто приводит к принятию решений о покупке дорогостоящих товаров, не всегда продиктованных реальными потребностями. Молодежь, следя за жизнью своих кумиров, стремится к приобретению товаров, которые подчеркивают статус и успех, что создает дополнительное давление на формирование определенных потребительских привычек.
Психология склонности молодежи к дорогостоящим покупкам в сочетании с социальными факторами, такими как стремление к самовыражению, желание принадлежать к определенной группе и удовлетворение потребности в принятии, часто являются решающими при выборе дорогостоящих покупок. Здесь важно учитывать влияние социокультурного контекста, в котором воспитывается молодое поколение, включая семейные ценности, образовательную среду и круг общения.
Три фактора – здоровье, образование и доход – долгое время считались фундаментом благосостояния человека. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный и введенный в 1990 г. Организацией Объединенных Наций, был ориентирован именно на эти три фактора субъективного экономического благополучия (СЭБ), чтобы проводить сравнения социального прогресса между странами .
Первые попытки исследований и разработки теории потребительского поведения предпринимали такие известные ученые 19-20 веков, как К. Маркс (идея товарного фетишизма), Т. Веблен (теория показного (престижного) потребления), Г. Зиммель (ряд ключевых идей теории моды), В. Зомбарт (концепция роскоши). Данные ученые регулярно цитируются в исследованиях.
Развитие современной психологической науки характеризуется тенденцией к изучению потребительского поведения молодежи и его влияния на различные аспекты психологического благополучия. Растет количество эмпирических исследований, привлекающих специалистов из различных отраслей психологии (социальной, экономической и др.) и использующих различные теоретические подходы. В рамках этого исследовательского поля особенно актуальны исследования целей [Ryan и др., 1996], стремлений [Emmons, 2003] и намерений [Gollwitzer, 1993], как факторов, определяющих поведение потребителя. Тематика психологического благополучия в данном контексте тесно связана с психологией мотивации и личности.
В процессе научного исследования социально-психологических факторов склонности молодежи к дорогостоящим покупкам, оно рассматривается в рамках пересечения трех дисциплин: психологии, экономики и социологии. С точки зрения экономического подхода, потребительское поведение представляется зачастую нерациональным, индивид в своем поведении опирается на желание выглядеть успешно, благодаря наличию дорогостоящих атрибутов.
В рамках психологии, потребительское поведение рассматривается как процесс, регулируемый мотивацией, ценностями, личностными характеристиками и социальным влиянием. Важно учитывать, что потребление является не только средством удовлетворения материальных потребностей, но и способом самовыражения и культурной идентичности.
Несмотря на значительное количество исследований в области потребительского поведения, социально-психологические факторы, определяющие склонность молодежи к дорогостоящим покупкам, остаются недостаточно изученными. Необходимо выявить и проанализировать комплекс психологических и социальных механизмов, лежащих в основе принятия решений о дорогостоящих покупках, и определить их связь с субъективным экономическим благополучием и общим уровнем психологического комфорта молодежи.
В условиях повышенного интереса к потребительскому поведению молодежи, обусловленного цифровизацией и влиянием социальных медиа, необходимо учитывать, как стремление молодежи к индивидуальности и самовыражению, так и подверженность внешним влияниям и групповой динамике. Социальные сети и модные тренды оказывают существенное влияние на формирование потребительских предпочтений молодежи, что может приводить к потере индивидуальности и выбору товаров и услуг, основанных на внешних стандартах, а не на личных потребностях и ценностях.
Под потребительским поведением личности мы понимаем форму социального поведения, выражающегося во взаимодействии человека с рынком товаров и услуг и направленного на их поиск, приобретение, использование на основе норм, ценностей и моделей поведения, сложившихся в ходе экономической социализации личности. Как следует из данного определения, стремление личности к дорогостоящим покупкам, а также к покупкам «во что бы то ни стало первым» является важнейшей частью потребительского поведения и характеризуют его не с точки зрения реализации базовых потребностей (на уровне насыщения их), а с точки зрения подверженности личности социальным установкам и представлениям, содержащихся в различных социальных средах, в которые включается молодежь.
Стремление к демонстративному потреблению, направленному на создание образа успешного человека, может приводить к негативным эмоциональным переживаниям и диссонансу в отношениях с представителями других социально-демографических групп.
Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа социально-психологических факторов, определяющих склонность молодежи к дорогостоящим покупкам, установления их взаимосвязи с субъективным экономическим благополучием и разработки научно обоснованных рекомендаций по формированию ответственного и осознанного потребительского поведения молодежи.
Степень научной разработанности проблемы
Проблему потребительского поведения впервые подняли известные экономисты А. Маршалл, Д.Б. Кларк, которые рассматривали потребление со стороны поведения крупных компаний на рынке товаров и услуг. П. Самуэльсон и И. Шумпетер исследовали категории потребления и потребительского поведения сквозь призму максимальной полезности.
Ряд известных ученых предлагали свои теории для исследования потребительского поведения, особый вклад внесли П. Бурдье, Дж. Дьюзенберри, Ж. Бодрийяр, К. Маркс (выдвинул теорию товарного фетишизма), Т. Веблен (теория демонстративного потребления), Г. Зиммель (выдвинул ряд ключевых концепций теории моды), В. Зомбарт (выдвинул концепцию роскоши.
В конце XIX века канон Т. Веблена, концептуализирующий потребительские предпочтения в контексте борьбы за социальный статус в классическом обществе, был продолжен в целом ряде работ применительно к современным обществам: Т. Беннеттом, М. Томплинсом и т.д. Особенности потребления связали с наличием определенных ценностей М. Ричинс и С. Доусон, с индивидуальными склонностями и мотивами - Р. Белк и Д. Статт.
Потребительское поведение исследовали отечественные ученые - В.В. Радаев, В.И. Ильин.
Сегодня потребительское поведение среди молодых людей становится важной стратегией поиска ориентиров в пространстве социальных групп, выступая способом выражения принадлежности и различий. В условиях изменчивости социальных границ и ценностей, потребительские предпочтения молодежи часто определяются процессами самоидентификации и стремлением к интеграции в желаемые группы. (Г. М. Андреева, Е. П. Белинская, П. Бергер, К. Герген, Э. Гидденс, А. И. Донцов, Е. И. Дубовская, Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая, Г. Тэшфел, Дж. Тернер, Р. Харре, В. А. Ядов).
Таким образом, актуальность проблематики исследования определяется, во-первых, необходимостью социально-психологического анализа потребительского поведения молодежи как специфической формы социальной активности, отражающей процессы групповой идентификации и стремление к самовыражению. Во-вторых, результаты исследования могут быть использованы в программах повышения финансовой грамотности и развития критического мышления в экономической сфере среди молодежи. В-третьих, необходимостью развития научного знания

29-05-2025

Шамшович Валентина Федоровна

учитель математики ЧОУ ЦО "Новошкола"

Введение

Современная система образования переживает период активной цифровизации, что особенно заметно в области преподавания точных наук. Математика как фундаментальная дисциплина требует особого подхода к интеграции новых технологий, позволяющего сохранить глубину и системность знаний. В данной статье рассматриваются актуальные методы преподавания математики с использованием цифровых инструментов, анализируются их преимущества и возможные ограничения.

Основная часть

Цифровые инструменты в математическом образовании

Современные образовательные технологии предлагают широкий спектр решений для преподавания математики:

Интерактивные геометрические среды (GeoGebra, Desmos)

Адаптивные обучающие платформы (Учи.ру, Matific)

Системы компьютерной алгебры (Wolfram Alpha, MATLAB)

Виртуальные лаборатории и симуляторы

Методические аспекты цифровизации

Эффективное использование технологий требует:

Грамотного сочетания традиционных и цифровых методов

Поэтапного внедрения инструментов

Системной подготовки преподавателей

Разработки новых критериев оценки знаний

Практические кейсы внедрения

Анализ успешных практик показывает:

Повышение мотивации учащихся на 30-40%

Улучшение понимания абстрактных понятий

Возможность персонализации обучения

Развитие проектного мышления

Выводы

Цифровые технологии значительно расширяют возможности преподавания математики, но требуют методически обоснованного подхода к их внедрению.

Наиболее эффективными оказываются решения, которые:

Сохраняют фундаментальность математического образования

Предоставляют возможности для визуализации абстрактных понятий

Позволяют реализовывать индивидуальные траектории обучения

Способствуют развитию логического мышления

Перспективными направлениями развития являются:

Интеграция искусственного интеллекта в обучающие системы

Развитие VR/AR-технологий для математического моделирования

Создание интеллектуальных систем оценки знаний

Разработка новых форматов смешанного обучения

Ключевым условием успешной цифровизации остается сохранение баланса между технологическими инновациями и фундаментальными принципами математического образования.

Для системного внедрения цифровых технологий необходимо:

Развитие инфраструктуры образовательных учреждений

Профессиональная подготовка преподавателей

Научно-методическое сопровождение процесса

Мониторинг эффективности применяемых решений

25-05-2025

Шевцова Виктория Викторовна

Старший воспитатель МБОУ ЗАТО г. Североморск СОШ № 8 (структурное подразделение дошкольное)

Организация опытно-экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста.


То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:
 включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
 формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
 обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
 расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В подготовительной к школе группе может быть оснащена мини-лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях.
Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещают коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Она представляет собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование. Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; (слайд 7)
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования
 безопасность для жизни и здоровья детей;
 достаточность;
 доступность расположения.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы .
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом :
• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
• предлагает различные варианты ее решения;
• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
• делает выводы.
Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений.
Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.


21-05-2025

Украинец Дарья Михайловна

Учитель начальных классов, СОШ №58 им. М.В. Овсянникова, г. Курск

Работа с педагогически-запущенными детьми. Разрешение конфликтных ситуаций

Понятие и сущность педагогической запущенности
Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Но в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность».
Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию "трудные" дети. Понятие "педагогической запущенности" характеризует историю воспитания ребенка, а "трудный" - говорит о результатах такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно становится "трудным".
Российская педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:
• Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
• Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
• В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Проблема педагогической запущенности самая распространенная по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея разные причины, следствия.
1 форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
2 форма - несформированность мотивации учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности
3 форма – неспособность произвольной регуляции внимания, учебной деятельности.
Можно обозначить факторы и обстоятельства, обусловливающие педагогическую запущенность.
1. Общеизвестно, что решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывает психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Социальная позиция родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком.
2. Второй фактор, влияющий на развитие педагогической запущенности, особенности взаимоотношений с учителями, который предъявляет требования по отношению к запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер. Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение его в классном коллективе.
Таким образом, образовательное учреждение в лице специалиста: социального педагога, может успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников.
При определении степени педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии:
1. характер динамики запущенности;
2. выраженность признаков запущенности;
3. общая необразованность;
4. уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников);
5. уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).

Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми
Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливаются следующими этапами и составляющими социально-педагогической технологии: выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.
Социально-педагогические технологии с такими детьми имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:
• во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
• во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;
• в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка.
По одному из подходов она может включать следующие компоненты:
1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
а) контактность с классным коллективом,
б) отношения с большинством педагогов,
в) реакция на педагогические требования,
г) податливость педагогическим воздействиям.
2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:
а) опыт общения с людьми,
б) характер общения с людьми,
в) опыт участия в различных видах деятельности,
г) требовательность к себе при неудачах.
3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект)
а) положительная,
б) отрицательная,
в) аномальная.
4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:
а) требовательность,
б) самокритичность.
5. Уровень самоуправления поведением:
а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,
б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,
в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.
Формы коррекционной работы:
1. выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,
2. привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,
3. постепенное усложнение учебных и общественных заданий,
4. систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,
5. медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,
6. формирование правильной самооценки,

Технология работы с педагогически запущенными детьми
1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними.
Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.
Основные исполнители: классный руководитель, преподаватели, родители учащихся - с привлечением других лиц, знающих подростков.

2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.
Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.

3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.
Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.

4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.
5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.
Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.
6. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.
Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива. На особый учет должны быть взяты родители - правонарушители и пьяницы и с целью индивидуального воздействия на них.
7. Половое воспитание.
Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.

20-10-2024

Сябренко Ольга Николаевна

Учитель истории, ГБОУ "СШ №34 г.о. Макеевка", город Макеевка

Тема: Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор
Актуализация опорных знаний – Установи соответствие: А 4 6 7 10 Б 1 3 5 В 2 8 9
Формы культуры Примеры проявления культуры
а) элитарная
б) народная
в) массовая 1) празднование Масленицы
2) рекламный ролик
3) конкурс фольклорных коллективов
4) премьера оперы «Иван Суснин»
5) школьные анекдоты 6) выступление симфонического оркестра
7) «Мастер и Маргарита» Булгакова
8) Доктор Хаус
9) шоу «Голос»
10) балет «Щелкунчик»
Мотивация – Притча «Основное правило морали»: Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее.
- О чем притча? (мораль; Не рой другому яму, сам в неё попадёшь)
- Какое главное правило морали? (Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе)
Основная часть
1) Работа с понятием:
Мораль – система общественных идеалов (добро, истина, справедливость, красота и др.), ценностей, норм и правил, регулирующих поведение людей
Моральные ценности – это особые, общечеловеческие духовные ценности и идеалы (равенство, миролюбие, забота и др.)
Функции морали:
• оценочная
• воспитательная
• регулятивная
• контролирующая
• интегрирующая
• познавательная
2) Таблица – Историческое развитие морали:
Принципы Требования Качества
Первобытность • равенство
• коллективизм • табу
• обычаи и традиции
• простейшие нравственные нормы • положительные (моральнейший)
• отрицательные (кровная месть)
Античность • неравенство
• индивидуализм
• свобода • связь с этикой и философией • мораль раннего христианства (страдание, терпение)
Феодализм • божественные заповеди • непротивления злу насилием • господствующая мораль христианства
• светская мораль (рыцарский и придворный этикет)
Новое временя • гуманизм
• самоценность
• свобода человеческой личности
• индивидуализм • жизнелюбие
• ценности: человек, любовь, творчество • протестантская идеология (моральное очищение и самосовершенствование)
• трудовая мораль (бережливость)
Новейшее время • культ индивидуализма
• успех (аморализм и беспринципность) • собственный разум
• ценности: свобода, равенство, братство • ценности гражданского общества (деятельный человек)
Вывод: мораль – явление историческое, с развитием общества развивалась и изменялась. В Новейшее время мораль постепенно уступает место праву.
3) Схема – Структура морали:
Мораль
Категории морали – это ценностные принципы и идеи (ориентиры), с которыми можно соотносить свои поступки и решения Принципы морали – исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать
• Добро
• Зло
• Долг
• Совесть
• Достоинство
• Честь • Гуманизм
• Автономия личности (выбор)
• Патриотизм
• Альтруизм (бескорыстие, самопожертвование)
• Толерантность (терпимость)
• Принцип «золотой середины» • Уважай старших
• Не убивай
• Не лги
• Не воруй
• Не завидуй
• Не клевещи
4) Сравнительная характеристика - Мораль и право:
Право Мораль
Кто вырабатывает Государство Общество
Где закреплено Законы Нигде
Последствия нарушения Юридическая ответственность Осуждение, критика, угрызение совести
Выполнение Обязательно Не обязательно
Какая задача Регулирование поступков Оценка поступков
Итог: важной составной частью морали являются её ценности, принципы, категории и нормы. За долгую историю человечества существовало много ценностей и идеалов, но есть ценности главные, особо значимые, существующие для всех людей. К числу таких ценностей относятся человечность, гуманизм, патриотизм, гражданственность, свобода. Каждый человек свободен в выборе своего поведения, образа жизни, но и обязан нести ответственность за свой моральный выбор
Закрепление – Да – нет:
1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да)
2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые дела (да)
3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет)
4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да)
5. Нравственные поступки требуют наград, слов благодарности (нет)
6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да)
7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да)
8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да)
9. Выполнение норм морали обязательно (нет)
10. Нормы права содержатся в традициях и обычаях (нет)
Домашнее задание: §12; пример аморального поступка; повт. главное правило морали

28-05-2025

Тарасова Маргарита Михайловна, Лёвкина Виктория Павловна

студентки 1 курса, БПОУ ОО "Мезенский педагогический колледж", г. Орёл

Пчёл становится меньше по всему миру.
Популяции пчёл стали резко сокращаться во второй половине прошлого века. В 1990-е годы пасечники в Северной Америке и Европе начали сталкиваться с массовым опустошением ульев, особенно зимой. Тенденция ускорилась в конце 2010-х. Согласно данным некоммерческой организации Bee Informed Partnership, в 2019-м в США исчезло в общей сложности около 40 процентов медоносных пчёл, в 2020 году — порядка 45 процентов, а в 2021-м был установлен антирекорд — 50 процентов. В 2022 году аналитики зафиксировали небольшой спад — тогда показатель смертности в пчелиных колониях составил порядка 40 процентов, однако уже в 2023-м вырос до 48 процентов.
Не лучше ситуация и в Европе. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в 1990 году в этом регионе насчитывалось 22,5 миллиона пчелосемей, а уже к 2000-му показатель упал до отметки 15,1 миллиона. Тенденция начала меняться ближе к 2020-му, когда европейская популяция пчёл восстановилась до 19,6 миллиона семей. Тем не менее за 30 лет численность медоносных насекомых в Европе сократилась на 13 процентов. В своём докладе аналитики зафиксировали убыль популяции в Восточной (минус 36 процентов) и Западной (минус 36,8 процента) Европе, тогда как в Южной (плюс 68,5 процента) и Северной (плюс 255,6 процента) количество пчелосемей, напротив, выросло.
В России численность пчёл также стабильно сокращается с начала века. Если в 1990 году в стране насчитывалось суммарно 4,5 миллиона пчелиных семей, то в 2006-м показатель упал до 3,7 миллиона, а в 2016 году — до чуть более 3 миллионов. Ещё более мрачную динамику фиксируют в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики». По их данным, в 2008-2018 годах популяция медоносных насекомых в стране снизились на 40 процентов.
Пестициды и урбанизация - одни из главных угроз для пчёл.
Аналитики из Всемирного фонда защиты пчёл (World Save Bee Fund, WSBF) сходятся во мнении, что одной из главных причин массового исчезновения пчёл в мире является активное применение пестицидов и агрохимикатов. Контактные пестициды обычно распыляются на растения и способны погубить пчелу, когда она соприкасается с ними при опылении. В свою очередь, системные пестициды изначально попадают в почву или семена, а затем впитываются в стебли, листья, нектар и пыльцу растений, представляя большую опасность для здоровья медоносных насекомых. Помимо этого, рабочие пчелы оказываются в зоне риска и из-за гербицидов (химических веществ, которые используются для борьбы с сорняками). Наибольшую опасность представляют препараты, обработки которыми проводят во время вегетации. Они могут попасть в нектар и пыльцу, приносимые пчёлами в улей. При таком раскладе под угрозой оказывается весь рой.
В сокращении популяции пчёл может быть виновно электромагнитное излучение.В ходе эксперимента индийские учёные следили за поведением пчёл из двух ульев. Особей в первом на протяжении трёх месяцев подвергали краткосрочному (два раза в день по 15 минут) электромагнитному излучению от двух мобильных телефонов, а пчёл во втором намеренно не «облучали». В результате пчелиная матка в первом улье отложила в два раза меньше яиц, чем её «сестра» во втором. Более того, по итогам исследования выяснилось, что насекомые в первом улье дали значительно меньше мёда, а некоторые из особей после трудового дня вовсе перестали возвращаться в «облученный» домик. Последнее, как показали результаты исследования сотрудников Института физиологии имени Павлова РАН, могло быть связано со снижением кратковременной памяти насекомых. После проведения суток в клетке Фарадея с включённым вайфай-роутером, у пчёл также упала пищевая возбудимость.
Почему люди умрут, если умрут пчелы? Последствия для человека после исчезновения пчёл.
В 2019 году новости о критическом сокращении популяции пчёл потоком поступали из 20 регионов России. Особенно сильно пострадали Брянская, Курская, Ульяновская, Саратовская область. Тогда Президент Российского национального союза пчеловодов Арнольд Бутов говорил о сокращении популяций насекомых в стране на 15-20%! По официальным подсчётам, количество пчёл сократилось на полтора миллиарда особей — а реальные потери могут быть ещё больше. Проблему сокращения популяции пчёл отмечают и в Европе. В Германии говорили о массовом вымирании насекомых: из 480 видов 40 уже исчезли. В Польше сокращение популяции пчёл может нанести огромный урон экономике — речь идёт о ежегодных €300-миллионных убытках. Пчелы являются частью биоразнообразия и от них зависит наше выживание.Кроме того, пчеловодство является важным источником дохода для многих сельских жителей. По данным IPBES, западная медоносная пчела является самым распространенным управляемым опылителем в мире, поэтому более 80 миллионов ульев ежегодно производят около 1,6 миллиона тонн мёда.
Опылители вносят непосредственный вклад в обеспечение продовольственной безопасности. По данным специалистов по вопросам пчеловодства Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН, треть мирового производства продуктов питания зависит от пчёл.
Однако имеются и положительные сдвиги.
В мае 2018 года Европейский союз оставил в силе частичный запрет на использование трёх инсектицидов, известных как неоникотиноиды, с целью уменьшить смертельную угрозу, которую они представляют для пчёл, и их влияние на опыление в целом.
В октябре 2021 года мировые лидеры собрались в Куньмине (Китай) для проведения Конференции ООН по биоразнообразию (КС 15), где была завершена работа над программой сохранения биоразнообразия на период после 2020 года, которая предусматривает, среди прочего, сокращение использования пестицидов как минимум на две трети к 2030 году.
«Расширение разнообразия сельскохозяйственных культур и региональных ферм, а также целенаправленное сохранение, управление или восстановление среды обитания – это один из способов борьбы с изменением климата и поддержки сохранения биоразнообразия, – сказала специалист Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) по вопросам биоразнообразию Мариета Сакалян. – Правительства должны взять на себя инициативу».
Именно для того, чтобы побудить правительства, организации, гражданское общество и неравнодушных граждан защищать опылителей и места их обитания, ООН объявила 20 мая Всемирным днём ​​пчёл.
Благодаря проведению Всемирного дня пчёл повышается осведомлённость о важной роли пчёл и других опылителей в сохранении здоровья людей и планеты. Эта дата совпадает с днём ​​рождения Антона Янши, который в 18 веке стал пионером современных методов пчеловодства в своей родной Словении и восхвалял пчёл за их способность усердно работать, не требуя при этом много внимания.
Мы сделали вывод, что причиной массовой гибели пчёл, по нашему мнению, является сам человек, неумелый и неграмотный в вопросах пчеловодства так как:
Болезни возникают у пчёл преимущественно из-за нарушения технологии содержания семей;
Распространяются, прежде всего, путём передачи с одной пасеки на другую загрязненного инвентаря и ульев, воровства пчёл, приобретения заражённых маток;
Исчезновения пчёл грозит не только утратой мёда, но и ставит под угрозу сельское хозяйство. Опыление многих растений, их урожайность зависят от активности пчёл.
Те, кто неравнодушен к судьбе пчёл, могут помочь им отказом от использования пестицидов на приусадебном участке и посадкой разнообразных растений-медоносов.
Нам очень хотелось бы внести свой вклад в спасение удивительных насекомых, поэтому были разработаны рекомендации для пчеловодов.
Рекомендации по содержанию пчёл. (Приложение 1)
Существуют определённые правила содержания пчёл в населённых пунктах, которых должен придерживаться каждый пчеловод:
Размещать пасеку обязательно нужно отдалении от полей, которые обрабатываются ядохимикатами. Необходимо интересоваться у агрономов, когда будут обрабатываться поля. Так появляется возможность у пчеловода перевести пасеку на безопасное место от проведения сельскохозяйственных работ. (Приложение 4)
Пасека, размещённая возле дома, должна иметь ограждение забором высотой не менее 2 м. При этом расстояние от соседнего участка – 3 м. Несоблюдение данных правила влечёт за собой конфликты с соседями.
Нельзя размещать ульи у других располагающихся вблизи пасек менее 1,5 км.
Также не допускается размещение пасеки менее 500 м от детских учреждений, промышленных зон, ферм, автодорог и железнодорожных путей. (Приложение 5)
После организации пасеки, нужно оформить документы на её наличие в ветеринарном учреждении, где дадут пояснения о необходимости предоставления в лабораторию на исследование – расплод, живых пчёл, подмор и сам медовый продукт. Ветеринарные правила дают возможность защитить пасеку в рамках закона РФ.
Как ухаживать за пчёлами. (Приложение 2)
Технология ухода за пчёлами заключается в соблюдении главных правил, без которых эффективное размножение пчёл невозможно.
Регулирование температуры внутри улья. Осмотр пчёл нужно производить в безветренную, солнечную погоду при температуре не ниже 15°C. Для успешной зимовки важным условием будет – утеплением ульев. При наличии суровых зим в некоторых регионах, необходимо помещать улья в омшаники.
Питание. Важно следить за тем, чтобы мёд у пчёл всегда был в достатке. Эта лучшая еда, которую пчелы могут переваривать в своём кишечнике. Зимой, например, иногда может потребоваться внимание со стороны пчеловода, когда заканчиваются корма. В данном случае нужно быть готовым к тому, чтобы подставить пчелосемье – медовые кормовые соты. (Приложение 6)
Учет выполненных работ. Пчеловод обязательно ведёт журнал или дневник, в котором делает заметки после осмотра каждой семьи. Фиксируются все проведённые работы на пасеке по дням и часам, отмечают обнаруженные ошибки.
Профилактика и лечение. Подобные мероприятия проводят весной, после облёта, и осенью перед зимовкой. (Приложение 7)
Необходимый инвентарь для создания пасеки. (Приложение 3)

27-05-2025

Кукушкина Ирина Владимировна

учитель начальных классов, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная школа №4 имени Ю.А.Гагарина» городского округа город Фролово Волгоградская область.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Современную ситуацию в системе образования можно охарактеризовать как постоянно меняющуюся сферу, требующую от педагогов инновационных прорывов. Благодаря внедрению ФГОС II поколения происходит коренное изменение образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности, ее жизненную и профессиональную самореализацию, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас – педагогов – все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но НЕ ХОЧЕТ. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. Это и обусловило актуальность выбранной мной темы «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения английскому языку и технологии».
Представленный педагогический опыт призван показать целесообразность применения нестандартных форм при обучении иностранному языку и технологии, а также эффективность данной технологии в воспитании успешного ученика. Поэтому считаю, что использование различных приемов и методов даст возможность повысить качество изучения иностранных языков и его доступность для каждого учащегося в формате компетентностной практики. Этим и определяется новизна педагогического опыта.
2. Условия возникновения проблемы, становление опыта.
Будучи преподавателем английского языка, я каждый год сталкиваюсь с проблемой деления учащихся школьных классов на группы. Традиционно хорошо успевающие ученики, вернее их родители, отдают предпочтение английскому языку, считая его более престижным, другая группа- из слабоуспевающих ребят или же ребят из малообеспеченных семей, где вопросам образования ребенка уделяется недостаточно внимания. Отсюда наблюдается отсутствие интереса у учащихся к процессу обучения в целом, нежелание развития и проявления активности на уроках. Кроме этого, обостряют сложившуюся обстановку противоречия сегодняшней реальности, связанные:
 с устаревшим содержанием учебного материала в учебных пособиях и современными требованиями к изучению английского языка;
 с высоким темпом изучения учебной программы и низким уровнем сформированности учебных действий у учащихся;
 с реализацией коммуникативного принципа обучения и низким уровнем развития речи на родном языке.
Все это приводит к потере интереса к предмету у учащихся, языковому барьеру, страху потерпеть неудачу, нет чувства достижения успеха. Отсюда и вытекает актуальная проблема, связанная с повышением мотивации и вовлеченности всех учащихся в процесс изучения предмета.
3. Цель и задачи педагогической деятельности.
Цель педагогической деятельности – повышение качества обучения на уроках технологии и английского языка на основе коуч-технологии.
Для решения поставленной цели были выдвинуты ряд задач:
1. Обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.
2. Создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учащихся при обучении английскому языку и технологии на основе коуч-технологий.
3. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка.
4. Диссеминация собственного педагогического опыта по достижению более высоких показателей качества знаний по предмету.
4. Технология реализации ведущей педагогической идеи.
Для эффективного решения проблемы, связанной с повышением мотивации к изучению английского языка и технологии, я обратилась к популярному и новому на сегодняшний день направлению в сфере образования – технологии коучинга. Она основана на принципах партнерства, вдохновляет на раскрытие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления, ответственности за достигнутые результаты. Все это способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, согласно стандартам второго поколения.
Основная философия инновационного подхода заключается в:
• обучении не на ошибках, а на успехе
• фокусе не на проблему, а на решение и результат
• педагог – это не задание и контроль, а вызов и поддержка.
Что касается форм организации учебной деятельности, то мною применяются:
- групповое обучение с использованием дифференцированного или фронтального подходов;
- интерактивная работа в малых группах, реализующая стратегию «Обучение сверстниками», когда учащиеся сами становятся ведущими тренинговых групп для сверстников или более младших школьников.
Если говорить о содержании любого курса, то в каждом модуле обязательно переплетаются теоретическое обучение (лекции, экскурсия, мультимедийные энциклопедии) с практикумом (творческий проект, презентация работы). Построению практических заданий уделяется особое внимание.
Возможность выполнения предложенных заданий несколько раз в зависимости от сложности позволяет учащимся проанализировать и откорректировать допущенные ошибки. Для упрощения работы с материалом курса разрабатываются методические рекомендации и форумы для обсуждения, где учащиеся могут поделиться своими идеями, пообщаться с другими участниками образовательного процесса, помочь друг другу.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:
• в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
• эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
• при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
• при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

27-05-2025

Кукушкина Ирина Владимировна

учитель начальных классов, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная школа №4 имени Ю.А.Гагарина» городского округа город Фролово Волгоградская область.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Современную ситуацию в системе образования можно охарактеризовать как постоянно меняющуюся сферу, требующую от педагогов инновационных прорывов. Благодаря внедрению ФГОС II поколения происходит коренное изменение образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности, ее жизненную и профессиональную самореализацию, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас – педагогов – все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но НЕ ХОЧЕТ. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. Это и обусловило актуальность выбранной мной темы «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения английскому языку и технологии».
Представленный педагогический опыт призван показать целесообразность применения нестандартных форм при обучении иностранному языку и технологии, а также эффективность данной технологии в воспитании успешного ученика. Поэтому считаю, что использование различных приемов и методов даст возможность повысить качество изучения иностранных языков и его доступность для каждого учащегося в формате компетентностной практики. Этим и определяется новизна педагогического опыта.
2. Условия возникновения проблемы, становление опыта.
Будучи преподавателем английского языка, я каждый год сталкиваюсь с проблемой деления учащихся школьных классов на группы. Традиционно хорошо успевающие ученики, вернее их родители, отдают предпочтение английскому языку, считая его более престижным, другая группа- из слабоуспевающих ребят или же ребят из малообеспеченных семей, где вопросам образования ребенка уделяется недостаточно внимания. Отсюда наблюдается отсутствие интереса у учащихся к процессу обучения в целом, нежелание развития и проявления активности на уроках. Кроме этого, обостряют сложившуюся обстановку противоречия сегодняшней реальности, связанные:
 с устаревшим содержанием учебного материала в учебных пособиях и современными требованиями к изучению английского языка;
 с высоким темпом изучения учебной программы и низким уровнем сформированности учебных действий у учащихся;
 с реализацией коммуникативного принципа обучения и низким уровнем развития речи на родном языке.
Все это приводит к потере интереса к предмету у учащихся, языковому барьеру, страху потерпеть неудачу, нет чувства достижения успеха. Отсюда и вытекает актуальная проблема, связанная с повышением мотивации и вовлеченности всех учащихся в процесс изучения предмета.
3. Цель и задачи педагогической деятельности.
Цель педагогической деятельности – повышение качества обучения на уроках технологии и английского языка на основе коуч-технологии.
Для решения поставленной цели были выдвинуты ряд задач:
1. Обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.
2. Создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учащихся при обучении английскому языку и технологии на основе коуч-технологий.
3. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка.
4. Диссеминация собственного педагогического опыта по достижению более высоких показателей качества знаний по предмету.
4. Технология реализации ведущей педагогической идеи.
Для эффективного решения проблемы, связанной с повышением мотивации к изучению английского языка и технологии, я обратилась к популярному и новому на сегодняшний день направлению в сфере образования – технологии коучинга. Она основана на принципах партнерства, вдохновляет на раскрытие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления, ответственности за достигнутые результаты. Все это способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, согласно стандартам второго поколения.
Основная философия инновационного подхода заключается в:
• обучении не на ошибках, а на успехе
• фокусе не на проблему, а на решение и результат
• педагог – это не задание и контроль, а вызов и поддержка.
Что касается форм организации учебной деятельности, то мною применяются:
- групповое обучение с использованием дифференцированного или фронтального подходов;
- интерактивная работа в малых группах, реализующая стратегию «Обучение сверстниками», когда учащиеся сами становятся ведущими тренинговых групп для сверстников или более младших школьников.
Если говорить о содержании любого курса, то в каждом модуле обязательно переплетаются теоретическое обучение (лекции, экскурсия, мультимедийные энциклопедии) с практикумом (творческий проект, презентация работы). Построению практических заданий уделяется особое внимание.
Возможность выполнения предложенных заданий несколько раз в зависимости от сложности позволяет учащимся проанализировать и откорректировать допущенные ошибки. Для упрощения работы с материалом курса разрабатываются методические рекомендации и форумы для обсуждения, где учащиеся могут поделиться своими идеями, пообщаться с другими участниками образовательного процесса, помочь друг другу.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:
• в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
• эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
• при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
• при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

27-05-2025

Кукушкина Ирина Владимировна

учитель начальных классов, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная школа №4 имени Ю.А.Гагарина» городского округа город Фролово Волгоградская область.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Современную ситуацию в системе образования можно охарактеризовать как постоянно меняющуюся сферу, требующую от педагогов инновационных прорывов. Благодаря внедрению ФГОС II поколения происходит коренное изменение образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности, ее жизненную и профессиональную самореализацию, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас – педагогов – все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но НЕ ХОЧЕТ. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. Это и обусловило актуальность выбранной мной темы «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения английскому языку и технологии».
Представленный педагогический опыт призван показать целесообразность применения нестандартных форм при обучении иностранному языку и технологии, а также эффективность данной технологии в воспитании успешного ученика. Поэтому считаю, что использование различных приемов и методов даст возможность повысить качество изучения иностранных языков и его доступность для каждого учащегося в формате компетентностной практики. Этим и определяется новизна педагогического опыта.
2. Условия возникновения проблемы, становление опыта.
Будучи преподавателем английского языка, я каждый год сталкиваюсь с проблемой деления учащихся школьных классов на группы. Традиционно хорошо успевающие ученики, вернее их родители, отдают предпочтение английскому языку, считая его более престижным, другая группа- из слабоуспевающих ребят или же ребят из малообеспеченных семей, где вопросам образования ребенка уделяется недостаточно внимания. Отсюда наблюдается отсутствие интереса у учащихся к процессу обучения в целом, нежелание развития и проявления активности на уроках. Кроме этого, обостряют сложившуюся обстановку противоречия сегодняшней реальности, связанные:
 с устаревшим содержанием учебного материала в учебных пособиях и современными требованиями к изучению английского языка;
 с высоким темпом изучения учебной программы и низким уровнем сформированности учебных действий у учащихся;
 с реализацией коммуникативного принципа обучения и низким уровнем развития речи на родном языке.
Все это приводит к потере интереса к предмету у учащихся, языковому барьеру, страху потерпеть неудачу, нет чувства достижения успеха. Отсюда и вытекает актуальная проблема, связанная с повышением мотивации и вовлеченности всех учащихся в процесс изучения предмета.
3. Цель и задачи педагогической деятельности.
Цель педагогической деятельности – повышение качества обучения на уроках технологии и английского языка на основе коуч-технологии.
Для решения поставленной цели были выдвинуты ряд задач:
1. Обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.
2. Создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учащихся при обучении английскому языку и технологии на основе коуч-технологий.
3. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка.
4. Диссеминация собственного педагогического опыта по достижению более высоких показателей качества знаний по предмету.
4. Технология реализации ведущей педагогической идеи.
Для эффективного решения проблемы, связанной с повышением мотивации к изучению английского языка и технологии, я обратилась к популярному и новому на сегодняшний день направлению в сфере образования – технологии коучинга. Она основана на принципах партнерства, вдохновляет на раскрытие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления, ответственности за достигнутые результаты. Все это способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, согласно стандартам второго поколения.
Основная философия инновационного подхода заключается в:
• обучении не на ошибках, а на успехе
• фокусе не на проблему, а на решение и результат
• педагог – это не задание и контроль, а вызов и поддержка.
Что касается форм организации учебной деятельности, то мною применяются:
- групповое обучение с использованием дифференцированного или фронтального подходов;
- интерактивная работа в малых группах, реализующая стратегию «Обучение сверстниками», когда учащиеся сами становятся ведущими тренинговых групп для сверстников или более младших школьников.
Если говорить о содержании любого курса, то в каждом модуле обязательно переплетаются теоретическое обучение (лекции, экскурсия, мультимедийные энциклопедии) с практикумом (творческий проект, презентация работы). Построению практических заданий уделяется особое внимание.
Возможность выполнения предложенных заданий несколько раз в зависимости от сложности позволяет учащимся проанализировать и откорректировать допущенные ошибки. Для упрощения работы с материалом курса разрабатываются методические рекомендации и форумы для обсуждения, где учащиеся могут поделиться своими идеями, пообщаться с другими участниками образовательного процесса, помочь друг другу.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:
• в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
• эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
• при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
• при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

07-04-2025

Фанакаева Ирина Александровна

Воспитатель , МБДОУ №14 "Брусничка", город Сургут

День у ребят начался с гимнастики, ведь гимнастика для малышей — это не просто весёлое занятие, но и важный этап в их развитии, способствующий укреплению здоровья, развитию координации и формированию базовых двигательных навыков. Регулярные занятия помогают детям лучше ориентироваться в пространстве, укрепляют мышцы и развивают гибкость. Также сегодня были проведены беседы о стремление вести здоровый образ жизни, поддерживать и укреплять свое здоровье, и для закрепления правил здорового образа жизни ребята совместно с воспитателями сделали газету, где каждый рассказал, чему он научился и как себя бережет!

30-04-2025

Бычкова Ольга Валерьевна

учитель информатики и математики

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Общеизвестно, что умения и навыки быстрее усваиваются и дольше сохраняются, если их формирование происходит на сознательной основе. Тренировки без достаточного понимания изучаемого редко приводят к прочным умениям и навыкам. Поэтому формированию навыков учащихся должно предшествовать понимание ими сути изучаемого действия.
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка
Правила и приемы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не только потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками, но и потому, что они ускоряют письменные вычисления, позволяют усовершенствовать их. Наличие у учащихся навыков устного счета влияет на степень отработки у них рациональных и безошибочных вычислительных умений. Например, без навыков устного использования таблиц сложения и умножения невозможно в совершенстве овладеть умениями в выполнении арифметических действий.
Наблюдения на уроках показывают, что учащиеся недостаточно уверенно владеют вычислительными стратегиями (сочетанием устных, письменных и инструментальных вычислений), пренебрегают промежуточным контролем и проверкой правдоподобия результата, испытывают трудности в переводе числовой информации из одной формы в другую, редко используют преобразования числовых выражений (свойства арифметических действий, основное свойство дроби и пр.). Ошибки в расчетах сбивают с пути, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмысление хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с вычислениями.
Все это говорит о том, как важно в процессе обучения математике в 5 – 6- х классах формировать у учащихся, а в 7 – 9-х классах развивать:
• опыт и сноровку в простых вычислениях наряду с отработкой навыков письменных и инструментальных вычислений;
• умение выбрать наиболее подходящий способ получения результата;
• умение пользоваться приемами проверки и интерпретации ответа;
• умение предвидеть возможности использования математических знаний для рационализации вычислений.
Большое количество учащихся не владеют данными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
- низкий уровень мыслительной деятельности;
- отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
- неразвитое внимание и память учащихся;
-недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
- отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в период обучения.
Для решения данных проблем я использую следующие приемы, направленные на преодоление причин возникновения ошибок:
1) игры, игровые моменты и занимательные задачи
2) тесты «Проверь себя сам»
3) математические диктанты
5) творческие задания и конкурсы
6) различные приемы устных вычислений.

Вычислительным навыкам, как и любым другим, необходимо учить. Качество вычислительных умений и навыков определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного алгоритма и от понимания принципа его использования.

Поиск