Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

11-04-2025

Жмыхова Наталия Анатольевна

преподаватель

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Аннотация: В статье анализируется роль подвижных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста. Игра рассматривается не просто как развлечение, а как полноценная социальная практика, в ходе которой ребенок усваивает нормы поведения, учится взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты и подчиняться общим правилам. Описаны виды игр, наиболее эффективно влияющие на формирование социальных навыков.
Ключевые слова: подвижные игры, социализация, физическая культура.
Актуальность. В современных условиях наблюдается снижение живой коммуникации и двигательной активности у дошкольников из-за влияния цифровых технологий. Это приводит к трудностям в социализации: дети хуже взаимодействуют со сверстниками, не всегда умеют договариваться и соблюдать правила. Подвижные игры являются естественным и эффективным инструментом решения этих проблем, так как сочетают физическую активность с ситуациями социального взаимодействия.
Цель статьи: рассмотреть влияние подвижных игр на процесс социализации детей дошкольного возраста и выделить виды игр, наиболее эффективные для формирования коммуникативных навыков, умения сотрудничать и соблюдать социальные нормы.
Дошкольный возраст является фундаментальным периодом в процессе становления личности, когда закладываются основы взаимодействия с окружающим миром и социумом. В этом возрасте ребенок совершает первые самостоятельные шаги в построении отношений со сверстниками и взрослыми, усваивает нормы и ценности общества. Среди многообразия средств, обеспечивающих успешную социализацию, подвижная игра занимает особое, приоритетное место. Это не просто физическая активность, а сложная социально-педагогическая деятельность, в которой естественным и гармоничным образом формируются ключевые социальные компетенции.
1. Теоретические аспекты социализации в подвижной игре
Подвижная игра – это осмысленная, активная деятельность, направленная на достижение условной цели, установленной правилами. Именно в рамках этой деятельности создаются уникальные условия для социализации:
• Усвоение социальных норм и правил. Игра невозможна без правил, которые являются прообразом социальных законов. Добровольно подчиняясь им, ребенок учится управлять своим поведением, сдерживать сиюминутные желания ради общей цели, что является основой произвольности и дисциплины.
• Развитие коммуникативных навыков. В игре дети постоянно общаются: договариваются о сюжете, распределяют роли, согласовывают действия, решают возникающие споры. Это способствует активному развитию речи, умению слушать и слышать партнера, выражать свои мысли и просьбы.
• Формирование кооперации и сотрудничества. Коллективные подвижные игры (такие как «Гуси-лебеди», «Два Мороза») учат детей действовать сообща, понимать, что успех команды зависит от усилий каждого. Они начинают помогать друг другу, сопереживать, радоваться общим победам, что закладывает основы коллективизма.
• Развитие эмоционального интеллекта. В игре ребенок проживает весь спектр эмоций – от радости победы до досады поражения. Он учится адекватно реагировать на неудачи, контролировать агрессию, учитывать эмоциональное состояние сверстников, то есть развивает эмпатию.
• Принятие социальных ролей. Многие игры предполагают исполнение различных ролей («ловец», «прячущийся», «капитан команды»). Это учит ребенка гибкости, умению встать на позицию другого, понимать и выполнять связанные с ролью обязанности.
2. Виды игр для формирования социальных навыков
Кооперативные игры (Игры на сотрудничество)
Суть: Игры, в которых нет отдельных победителей и проигравших. Дети объединены общей целью и могут достичь ее, только действуя сообща.
Социальные навыки: Умение договариваться, распределять роли и обязанности, помогать, поддерживать, работать в команде на общий результат.
Примеры:
o «Путаница»: Все берутся за руки, и водящий должен «распутать» клубок, не разрывая рук. Требует совместного обсуждения и координации.
o «Спасение круга»: Дети держатся за обруч и должны вместе донести его до финиша, не уронив.
o «Собери общий пазл»: Большая напольная картинка, которую нужно собрать командой.
o «Великаны и гномы» (кооперативная версия): Дети по команде должны все вместе либо присесть («гномы»), либо встать («великаны»), стараясь действовать синхронно.
Сюжетно-ролевые подвижные игры
Суть: Игры с определенным сюжетом и распределением ролей, где правила диктуются воображаемой ситуацией.
Социальные навыки: Принятие социальной роли, понимание ее обязанностей, развитие эмпатии (умения поставить себя на место другого), разрешение ролевых конфликтов.
Примеры:
o «Волк и семеро козлят»: Дети учатся договариваться, кто будет волком, а кто козлятами, действовать в соответствии с ролью.
o «Космонавты»: Нужно распределить, кто будет командиром, инженером, врачом; действовать по цепочке команд.
o «Спасатели»: Совместная помощь «пострадавшим» (например, перенести куклу в безопасное место).
Игры с четкими правилами и соревновательным элементом
Суть: Классические подвижные игры, где есть ясные, неизменные правила и выявляется победитель.
Социальные навыки: Умение подчинять свои желания правилам, развивать самоконтроль, достойно принимать как победу, так и поражение, формирование понятия «честной игры».
Примеры:
o «Классики»: Строгое соблюдение очередности, правил прыжков.
o «Салки» / «Ловишки»: Понимание границ игрового пространства, принятие того, что ты стал «водящим».
o «Гуси-лебеди»: Четкое следование диалогу и заданной траектории движения.


Коммуникативные игры (Игры на взаимодействие)
Суть: Игры, где основной акцент сделан на вербальном и невербальном общении между участниками.
Социальные навыки: Развитие речи, умение слушать и понимать друг друга, договариваться без слов, выражать свои мысли и просьбы.
Примеры:
o «Испорченный телефон»: Учит внимательно слушать и точно передавать информацию.
o «Найди пару»: Одному из детей завязывают глаза, а другой должен с помощью только голоса (без имен) помочь ему найти себя.
o «Зеркало»: Дети в парах повторяют движения друг друга, учась «считывать» невербальные сигналы и быть внимательными к партнеру.
Игры на доверие и эмпатию
Суть: Игры, в которых успех зависит от способности доверять партнеру и чувствовать его состояние.
Социальные навыки: Развитие эмпатии, чувства ответственности за другого человека, формирование доверия к сверстникам.
Примеры:
o «Поводырь»: Один ребенок с закрытыми глазами, другой проводит его через полосу легких препятствий, руководя только словами или легкими прикосновениями.
o «Слепой скульптор»: Один ребенок («скульптор») с закрытыми глазами на ощупь «лепит» из другого ребенка какую-либо фигуру.
Игры-драматизации на двигательной основе
Суть: Близки к сюжетно-ролевым, но с более сильным акцентом на выражение эмоций и чувств через движение.
Социальные навыки: Распознавание и выражение эмоций (радость, страх, удивление), понимание причинно-следственных связей в поведении, развитие способности к сопереживанию.
Примеры:
o «Мы не скажем, а покажем»: Изобразить животное, действие или эмоцию так, чтобы другие угадали.
o «Тень»: Один ребенок двигается, а другой (его «тень») должен в точности повторять его движения, стараясь почувствовать его ритм.
Наибольший эффект дает комбинация разных видов игр в работе с детьми. Чередуя кооперативные, ролевые и командные игры, педагог или родитель комплексно воздействует на все аспекты социального развития ребенка: от умения подчиняться правилам до способности к глубокой эмпатии и сотрудничеству.
Заключение. Подвижная игра представляет собой универсальный и чрезвычайно эффективный инструмент социализации ребенка-дошкольника. В ее процессе естественным и непринужденным образом формируются такие жизненно важные качества, как умение общаться, сотрудничать, подчиняться правилам, сопереживать и разрешать конфликты. Целенаправленное и систематическое использование богатого потенциала подвижных игр в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений и в семейном воспитании позволяет заложить прочный фундамент для успешной социальной адаптации и гармоничного развития личности ребенка в будущем.
Список литературы
1. Галушко И.Г. Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности /
И.Г. Галушко, Н.Г. Зайцева, А.В. Галушко // Концепт. – 2016.– 106-110 с.
2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью /
Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2013. – 10-15 с.
3. Бочарова И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. –
М.: Наука, 1991. – 154 с.
4. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 2019. – 3-6 с.

05-12-2025

Вильданова Лиана Джалиловна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования - Центр внешкольной работы "Надежда" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

В современном учреждении вопросы идейно-воспитательной работы должны находиться в центре внимания педагога-организатора и находить свое отражение в каждом воспитательном мероприятии. Сегодня чрезвычайно важно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе культурных традиций нашей страны, на основе ценностей, идей. В соответствии с указанными задачами идеологическое сопровождение своей работы педагог-организатор должен осуществлять по следующим направлениям:

1. Организация на всех уровнях мероприятий, мотивирующих молодых людей на созидательную деятельность, личные достижения на благо всей страны.

2. Использование государственной символики на различных мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию и формирование у молодежи эмоционально-положительного отношений к ней, осуществление постоянной работы по формированию у школьников чувства Родины, ощущения себя как гражданина России.

3. Создание условий для активизации участия обучающихся в общественно значимой деятельности через развитие волонтерского движения, оказание шефской помощи ветеранам войны и труда, организацию профильных отрядов и трудовых бригад.

4. Организация такого педагогического взаимодействия, которое демонстрировало бы детям и учащейся молодежи, что их заботы и потребности действительно находятся в центре внимания педагогов и общественности, и было бы наполнено конкретным содержанием, основанном на интересах и нуждах школьников, формировало доверие к государственной власти.

04-12-2025

Манохина Ольга Владимировна

Воспитатель ГБОУ Школа №1793 дк6 г. Москва

«В далёком космосе»

Цель:
Овладение нетрадиционной техникой рисования «Акварель и восковые мелки».
Закрепление умений пользования восковым мелком; на белой бумаге восковыми мелками рисуется изображение (ракета, звёзды, планеты, кометы и т. д).
- Техника акварели – размывка;
- Владение кистью: плавный мазок, размывка, слияние красок.
Образовательные задачи:
Формировать у детей умение самостоятельно выбирать содержание работы, выполнять свой замысел.
Расширение и закрепление знаний о космосе.
Развивающие задачи:
Развивать умение детей на передачу соотношение предметов по величине: ракета больше планеты, звезды – маленькие
Развивать разговорную речь, расширять кругозор.
Развивать интерес к творчеству, аккуратность, желание придумывать и фантазировать;
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувства патриотизма и любви к нашей планете земля.
Формировать умение доводить начатое дело до конца.
После ОД убирать рабочий материал на место.
Оборудование:
1. Акварель;
2. Восковые мелки;
3. Альбомные листы А-4
4. Кисти;
5. Тряпочки, баночки с водой;
Предварительная работа. Использование произведения художественной литературы: «Незнайку на Луне» Н. Носова, рассказы и стихи о космосе и космонавтах разных авторов. Рассматривание популярных иллюстрированных изданий по астрономии для детей, беседы о Вселенной.







Ход НОД.
Воспитатель загадывает детям загадки.
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Ответ: Земля)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…
(Ответ: Комета)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Ответ: Космос)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …
(Ответ: Луна)
Педагог предлагает полюбоваться ночным небом (иллюстрация ночного звёздного неба).
Воспитатель: Люди всегда, глядя на небо, мечтали и мечтают полететь в космос. Космос – всегда интересовал человека. Ведь это важно – знать, есть ли жизнь где-нибудь ещё. Ещё неисчислимое количество загадок хранит в себе Космос.
-Мы не можем полететь в космос на настоящей ракете. А вот нарисовать и показать ракету мы сможем.
Звучит спокойная «космическая музыка».
Прежде, чем мы начнём работать, давайте зарядимся хорошей, эмоционально- доброй энергией.
Физкультминутка.
Космонавт
В звёздном небе звёзды светят (пальчики сжимаем и разжимаем)
Космонавт летит в ракете (ладони сомкнуты над головой)
День летит, ночь летит
И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)
Видит сверху он поля, горы, реки и моря, (загибаем пальцы)
Видит он весь шар земной, (делаем круг руками)
Шар земной – наш дом родной (крыша над головой)

- Давайте сейчас нарисуем космические дали, которые будет пролетать наша ракета. Садитесь на места.
Ребята, кто из вас придумал, что будет у него изображено на картине?
Ответы нескольких детей.
Педагог предлагает поэкспериментировать в поисках изображения инопланетных кратеров, фантазийных комет и звёздочек, светящихся светил.
Воспитатель: Посмотрите, чем мы сегодня будем работать? (Акварелью, восковыми мелками)
- Скажите, а кто помнит свойства «акварельных красок»? (Это водяная краска и свободно может растекаться по листу бумаги).
Ребята, а что надо сделать, чтобы получить более светлый фон? (Надо взять мало акварельной краски и много воды).
- Правильно.
- Ребята, а где вы будете смешивать краски? (Прямо на своём листочке- акварель сливается цвет с цветом и получается другой, новый).
Ребята и хочу вам напомнить, что восковые мелки первыми выполняют всю работу, а потом подключаются акварельные краски, так и создаются красивые картины.
Дети обдумывают свои замыслы и приступают к выполнению своей творческой работы.
Вот он жирненький мелок,
Знает всю работу наперёд,
А потом ложится краска,
Глаз не оторвать,
Ну просто сказка!
Дети начинают работать восковым мелком.
Во время работы индивидуально воспитатель помогает детям с построением творческой композиции. Помогает советами цветовых решений, поощряет творческий подход, инициативность, самостоятельность.
В конце занятия дети издали рассматривают свои картины через подзорные трубы (свёрнутые в трубочку листы бумаги, обмениваются своими впечатлениями. Беседуют о космосе.
Полёт завершён!
Говорим вместе:
Только сильным, ловким и умелым,
Будут покоряться космические дали!






04-12-2025

Кулагина Лариса Петровна

Воспитатель

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
1. Формирование патриотизма
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы неблагородные чувства. Оттого, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния- в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста -формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включают:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися людьми , селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
2. Цели и задачи программ по патриотическому воспитанию
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию
2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.
3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи
4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России
5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации -герба, Гимна, Флага.
6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Осуществление патриотического воспитания старших дошкольников включает воспитание патриотических чувств, любви к Родине, развитие интереса к народной культуре, к родному языку, традициям и обычаям.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

03-12-2025

Пайкова Татьяна Станиславовна

воспитатель

Родительское собрание в старшей группе
«День Победы — семейный праздник»
План проведения:
1. Презентация «Моя Родина».
2. Чтение стихотворений детьми.
3. Викторина «Этих дней мы не забудем»
4. Совместная поделка «Открытка к Дню Победы».
Задачи:
• Познакомить родителей с мероприятиями, проводимыми в детском саду по проекту «Моя Родина».
• Привлекать родителей к подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний;
• Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений по теме «Вов, День Победы», посещение музея, беседы, выставка детских рисунков, конкурс чтецов.

Оборудование: Аудиозаписи, проектор, компьютер, презентация; Материал для поделки: палочки от шариков, цветная двусторонняя бумага красного цвета, объемный двусторонний скотч, цветной картон, шаблон цифры, фломастеры, георгиевская ленточка.

Ход собрания:

1. Уважаемые родители! Выражаю свою благодарность Вам за то, что пришли на нашу встречу.
- С чего начинается Родина? С этого вопроса я хотела бы начать нашу сегодняшнюю встречу.
Вы совершенно правы! Семья, родной дом, улица, город, страна.. - все это наша Родина. В течение года мы знакомили детей с этими понятиями. И я представляю вашему вниманию фото-рассказ о жизни Ваших детей в детском саду по теме «Моя Родина».
Презентация.

2. Приближается главный весенний праздник - День Победы. Это семейный праздник, в этот день мы вспоминаем наших дедушек и бабушек, ходим на парад, чтобы почтить память наших защитников. Немецкие захватчики напали на нашу страну неожиданно, без объявления войны, 22 июня 1941 года. Наши воины встали на защиту Родины. После долгой войны 9 мая 1945 года фашистская Германия признала свое полное поражение, а наш народ победил. Но победа далась стране дорогой ценой — погибли миллионы солдат. Имен многих из них мы не знаем. Мы чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков.
Наши дети выучили стихи, давайте послушаем их. Дети читают стихи.
В сопровождении показа презентации «Наш День Победы»

3. Викторина с родителями и детьми (Приложение1)

4. Мастер-класс «Открытка ко Дню Победы».

В: Я приглашаю вас сделать вместе с детьми открытки ко Дню Победы. А как их сделать, посмотрим на пошаговом мастер-классе.
На столах лежит все необходимое, можно приступать к работе.

В: Война закончилась давно, но нельзя предавать память о тех, кому война перечеркнула судьбы и жизни, о не вернувшихся отцах, дедах. Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов! Пусть 9 мая навсегда останется самым большим и светлым праздником, отменить который не позволено никому, даже времени.

Приложение1.
Викторина о войне.
Цель – закрепление знаний о Великой Отечественной войне, развивать умения работать в команде, воспитывать у детей чувства благодарности, гордости за своих дедов и прадедов, погибших в Великой Отечественной Войне.
Разминка.
1. Что обозначают цвета «Георгиевской ленточки»? (черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя).
2. Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)
3. Когда началась война? В каком месяце, какого числа? (Война началась летом 22 июня.)
4. Сколько лет она продолжалась? (Война продолжалась 4 года.)
5. Как называлась наша страна в то время? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Как она называется сейчас? (Россия)
6. Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)
7. Что значит - город-герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны.)
8. Назовите города-герои, которые вы знаете. (Ленинград (ныне Санкт-Петербург, Сталинград (ныне Волгоград, Одесса, Севастополь, Москва, Брестская крепость (крепость-герой, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск.)
9. Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней (почти два с половиной года? (Ленинград – теперь он называется Санкт-Петербург).
10. Чем отличается орден от медали? (медаль всегда имеет круглую или овальную форму, а орден может быть любой формы (например, в виде звезды)
11. Какое оружие называется женским именем? (катюша).
12. Какой немецкий танк имеет название хищного зверя? (тигр).

2. Музыкальный конкурс для родителей.
Ответить на вопрос надо строчкой из песни.
1. Сколько ребят осталось на безымянной высоте? («Нас оставалось только трое из 18 ребят»).
2. Какой бой самый трудный? («Последний бой, он трудный самый»).
3. Сколько было человек в экипаже машины боевой? («Три танкиста – три веселых друга»).
4. Про кого распевала песню девушка на высоком крутом берегу? (Про степного сизого орла, про того которого любила, про того, чьи письма берегла).
5. Что собирала молдаванка в соседнем лесу? («Там смуглянка – молдаванка собирает виноград»).

3. Конкурс с детьми.
Давайте вспомним с вами военные профессии.
‒ В войне участвовали военные различных специальностей. Какие? (летчики, моряки, танкисты, снайперы).

В: Военные профессии вы знаете хорошо. А вот военную технику знаете?

От страны своей вдали
Ходят в море (корабли)

Ловко вырулил на взлёт
Реактивный (самолет)

Без плавников среди глубин
Железный плавает «дельфин».
(подводная лодка)

Крыльев нет, но она
Для полётов рождена.
К цели мчится птица эта,
Обгоняя звук (ракета)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился (парашют)

В: Знаете ли вы, где воевали:
‒военный флот? (На море, на воде.)
‒авиация? (В небе, в воздухе.)
‒пехота? (На суше, на земле.)

Загадки:
Подрасту и вслед за братом,
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою … (страну).

Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь … (пограничником).

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном … (корабле).

Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью,
Наш солдат – военный … (летчик).

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется … (танкистом).

Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было … (войны).

– А сейчас, я предлагаю всем детям и взрослым почтить память всех погибших во время Великой Отечественной войны.
Звучит фрагмент песни «Священная война»
5. Вопросы:
В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война». Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.
- А каких героев ВОВ вы знаете?
На нашей земле после войны осталось много братских могил, обелисков, мемориалов, памятников. К ним приходят люди, чтобы почтить память героев – защитников Родины. Возле них несут почетный караул курсанты.
- Какие памятники героям вы знаете? Какие есть в нашем городе?
- И самое последнее задание. Вопрос для каждой команды: «Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы войны больше не было?»

25-11-2025

Мартыненко Людмила Александровна

учитель-логопед МАДОУ №75 г. Красноярска

Мы День мамы отмечаем, развиваемся, играем!
Конспект логопедического занятия для детей 4 лет с ТНР через дидактическую игру
учитель-логопед МАДОУ№75
Мартыненко Л.А.


Цель: Активизация и расширение словарного запаса, развитие связной речи и грамматического строя речи, связанных с темой "Мама", у детей с ТНР.
Задачи:
• Коррекционно-образовательные:
o Уточнять и обогащать словарь по теме "Мама" (названия действий, предметов, качеств).
o Закреплять навыки словообразования (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, приставочных глаголов).
o Упражнять в правильном употреблении грамматических категорий (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).
o Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
• Коррекционно-развивающие:
o Развивать фонематический слух и произношение.
o Развивать связную речь (составление простых предложений и коротких рассказов).
o Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
o Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
• Воспитательные:
o Воспитывать любовь, уважение и заботливое отношение к маме.
o Создавать атмосферу радости и эмоционального комфорта.
o Формировать положительную мотивацию к занятиям.
Оборудование и материалы:
Картинки с изображением мам и их детенышей (кошка - котенок, собака - щенок, корова - теленок, курица - цыпленок и др.).
Дидактические игры: "Чей малыш?", "Мамины помощники", "Что делает мама?".
Мягкие игрушки (мама-кошка, котенок, собачка).
Корзинка с клубочками пряжи разных цветов.
Предметные картинки, изображающие действия мамы (готовит, стирает, читает, гуляет и др.).
Музыкальное сопровождение (спокойная мелодия).
Цветные карандаши/фломастеры, бумага.
Зеркало (для артикуляционной гимнастики).
Предварительная работа:
Индивидуальные логопедические занятия, направленные на коррекцию звукопроизношения и развитие фонематического слуха.
Беседы с детьми о маме, о том, что она делает для них.
Чтение стихов и рассказов о мамах.
Рассматривание фотографий мам.
Разучивание пальчиковой гимнастики "Мамины помощники".
Рекомендации по проведению занятия с детьми с ТНР:
• Упрощение инструкций: фразы должны быть краткими и четкими, включать только ключевые слова.
• Визуальная поддержка: активное использование наглядного материала, картинок, жестов.
• Многократное повторение: ключевых слов и фраз, вопросов и ответов.
• Индивидуальный подход: учитывайте особенности каждого ребенка (уровень речевого развития, темп деятельности).
• Использование тактильных ощущений: клубочки.
• Поощрение: каждого достижения, даже самого маленького.
• Опора на сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный.

27-11-2025

Харитинова Галина Викторовна

учитель-логопед

### Роль двигательной активности в речевом развитии детей дошкольного возраста

*Автор: Харитинова Галина Викторовна, учитель‑логопед МАДОУ детский сад № 30 г. Павлово*

В современной логопедии всё больше внимания уделяется **интегративному подходу** к коррекции речевых нарушений — взаимодействию двигательной и речевой сфер. Многолетние наблюдения и научные исследования подтверждают: двигательная активность не просто сопутствующий фактор, а важнейший механизм формирования и развития речи у детей дошкольного возраста.

#### Почему движение влияет на речь?

Нейрофизиологические основы взаимосвязи движения и речи заложены в строении головного мозга:

- Зоны, отвечающие за мелкую моторику и речь, расположены в коре головного мозга **в непосредственной близости**.
- Развитие двигательных навыков стимулирует созревание **префронтальной коры** и **мозолистого тела**, что улучшает межполушарное взаимодействие.
- Проприоцептивная и вестибулярная стимуляция через движение активизирует **речевые центры** (зоны Брока и Вернике).

#### Ключевые механизмы влияния двигательной активности

1. **Развитие мелкой моторики**
Тонкие движения пальцев напрямую стимулируют речевые зоны мозга. Простые упражнения (перебирание бусин, лепка, пальчиковые игры) повышают речевую активность, обогащают словарный запас, улучшают звукопроизношение.

2. **Координация «глаз‑рука»**
Точность движений и зрительно‑моторная координация формируют основу для будущего письма и чтения. Игры с мячом, мозаикой, конструктором развивают не только моторику, но и внимание, пространственное восприятие.

3. **Ритмизация движений**
Ходьба с проговариванием слогов, хлопки в такт речи, танцевальные элементы синхронизируют двигательные и речевые ритмы. Это особенно важно для детей с нарушениями темпо‑ритмической стороны речи.

4. **Общая моторная активность**
Подвижные игры, эстафеты, физкультминутки:
- снимают мышечные зажимы, мешающие артикуляции;
- улучшают кровоснабжение мозга;
- повышают выносливость к речевым нагрузкам.

5. **Дыхательная гимнастика**
Упражнения на развитие речевого дыхания (дутье на ватку, надувание шаров, свистки) формируют:
- длительный речевой выдох;
- силу голоса;
- плавность речи.

#### Практические рекомендации для педагогов и родителей

1. **Ежедневная пальчиковая гимнастика** (5–7 мин):
- «Колечки» (соединение пальцев в кольцо);
- «Ножницы» (движение пальцами);
- перекладывание мелких предметов.

2. **Подвижные речевые игры**:
- «Повторяй за мной» (движения + звукоподражания);
- «Шаги‑слоги» (шаг на каждый слог слова);
- «Танцующие звуки» (движения под произнесение звуков).

3. **Использование массажных шариков и ковриков** для стимуляции рецепторов стоп и ладоней.

4. **Интеграция движения в логопедические занятия**:
- артикуляционная гимнастика с движением рук;
- проговаривание чистоговорок во время ходьбы;
- игры с мячом при автоматизации звуков.

5. **Создание «речедвигательной среды»**:
- уголки для самостоятельной двигательной активности;
- дидактические материалы с элементами движения (шнуровки, застёжки);
- музыкальные инструменты для развития ритма.

#### Важные нюансы

- **Индивидуальный подход**: учитывайте уровень речевого и моторного развития ребёнка.
- **Систематичность**: короткие ежедневные упражнения эффективнее редких интенсивных занятий.
- **Эмоциональный комфорт**: движение должно вызывать радость, а не напряжение.
- **Партнёрство с родителями**: обучайте взрослых простым приёмам интеграции движения в повседневную жизнь.

#### Заключение

Двигательная активность — не вспомогательный, а **базовый компонент** речевого развития. Грамотное сочетание двигательных и речевых упражнений:
- ускоряет коррекцию речевых нарушений;
- повышает мотивацию детей;
- формирует здоровую основу для дальнейшего обучения.

Внедряя принципы двигательной стимуляции в ежедневную практику, мы создаём естественные условия для гармоничного развития речи, а значит — для успешной социализации ребёнка.

*Литература*:
1. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка».
2. Бернштейн Н. А. «О построении движений».
3. Филичева Т. Б. «Логопедическая работа в дошкольном учреждении».

02-12-2025

Дементьева Елена Сергеевна

Воспитатель МДОУ детский сад № 121

Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

15-10-2025

Ковальская Наталия Вячеславовна

педагог-психолог ГБДОУ 49 Невского района Санкт-Петербурга

Как создавать метафорические истории и сказки для работы с эмоциями?
Метафорические истории — мягкий и безопасный способ помочь ребёнку осознать и прожить эмоции. Через сказочных героев дети легче идентифицируют собственные переживания, находят способы совладания и получают эмоциональную поддержку.
Принципы создания
Соответствие возрасту
-3–5 лет: простые сюжеты, яркие образы, чёткое разделение «добро — зло».
-5–7 лет: более сложные мотивы, внутренние конфликты героя, причинно‑следственные связи.
-7–10 лет: многогранные персонажи, неоднозначные ситуации, скрытые смыслы.
метафорическая сказка — не «волшебная таблетка». Она работает как катализатор, помогая ребёнку:
-назвать и принять эмоцию;
-увидеть способы совладания;
-почувствовать поддержку через историю.

01-12-2025

Черенков Павел Владимирович

педагог дополнительного образования МБУ ДО "Грибановский ЦДТ"

ХОД МАСТЕР –КЛАССА
Время мастер –класса – 1 час
Инструменты и материалы:
Болванки из древесины липы размером 200*90*30 мм;
ножовка, киянка, стамеска, набор резаков, напильник, набор шлифовальной бумаги

1. Приветствие участников мастер –класса.
2. Сообщение темы и цели мастер –класса
3. Беседа с участниками «Из истории деревянной ложки»

Ложка... столовый прибор, без которого уже трудно представить себе трапезу. Конечно, можно есть вилкой, но вот многое из того, что едят ложкой не всегда можно есть вилкой, а ложкой есть можно практически все. Поистине универсальный столовый прибор.
Родословная деревянной ложки уходит на десять веков вглубь нашей истории. Впервые упоминание о ложках мы встречаем в «Повести временных лет»
Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще? А ведь подержишь ее, ощутишь тепло дерева — и беда уже не беда, печаль не печаль! Она напоминает часть руки с согнутой ладошкой.
Деревянные ложки хороший теплоизолятор, они не нагреваются горячей пищей - руки и губы не будут обожжены. При еде ложки касаются языка. Металл кажется кисловатым, что меняет истинный вкус пищи. Деревянные же ложки сохраняют вкус еды.
В старой России посуда была в основном деревянная (фарфор появился уже ближе к 19 веку, металл был дорог и все это было доступно лишь богатым). Точение посуды и ложкарный промысел (изготовление ложек) были по всей России и имелось порядка десятка типов ложек (полубаская, баская, межеумок, носатая, серебрянка, загибка, а также более дорогие ложки - кленовые и пальмовые), кроме того выпускалось несколько типов ковшей (наливка, козьмодемьянский, скопкарь с двумя ручками) и так далее.
В Вологодской губернии в середине 19 века производство деревянной посуды давало заработок около 6 тысяч рублей серебром. В начале 20 веке ложкарное производство и точение чашек в основном сосредоточилось в Семеновском уезде Нижегородской губернии (откуда и идет знаменитая "Хохлома") и Макарьевском - в каждом мастерами умельцами изготавливалось до 150 миллионов деревянных ложек. Сейчас деревянные ложки используются как музыкальный инструмент или в качестве сувенира.

4. Техника безопасности при выполнении работы
5. Объяснение выполнения работы по порядку (Приложения 1,2,3)
• Разметить изделие по чертежу
• Выпилить ножовкой по разметке
• Разметить и сделать рукоятку ложки
• Отпилить у рабочей части все углы
• Обработать все поверхности, вершины, ребра
• Изготовить черпало
• Обработать внутреннюю поверхность черпала

6. Окончательная отделка изделий (шлифование).
7. Подведение итогов
8. Рефлексия

01-12-2025

Быкова Анна Валерьевна

Программа элективного курса
«Химия пищи»
Быкова (Авраменко) А.В. МОУ «СОШ №25 при МаГК»

Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся профильных 10-х классов. Курс является предметно-ориентированным, и рассчитан на 34 часа, срок проведения I и II полугодие.
Данный курс позволит учащимся расширить свои знания по вопросам неорганической и органической химии в результате изучения процессов, происходящих с основными компонентами пищи как в организме человека, так и при термической обработке, а также позволит рассмотреть принципы рационального питания.
В процессе изучения данного курса учащиеся освоят новые для себя теоретические понятия, которые им пригодятся в повседневной жизни для сознательного и правильного применения принципов рационального питания. Выполнение практических работ способствует конкретному и прочному усвоению учащимися основных разделов неорганической и органической химии, знакомству с аналитической химией, и формированию исследовательских умений и навыков.
Цель курса:
 Расширение и углубление знаний учащихся по разделам неорганической и органической химии.
 Профильная ориентация учащихся старших классов.
 Развитие познавательных интересов.
 Расширение знаний учащихся о процессах, происходящих при термической обработке продуктов питания.
 Формирование собственных принципов рационального питания с учетом полученных знаний.

Задачи курса:
• Изучение свойств неорганических и органических соединений на примере химических процессов, происходящих с продуктами питания при кулинарной обработке.
• Формирование исследовательских умений и навыков, необходимых в деятельности экспериментатора, которые могут быть полезны в повседневной жизни.
• Развитие самостоятельности учащихся в процессе проведения практических работ: умений планировать работу, поэтапно осуществлять ее, формулировать выводы, работать с дополнительными источниками информации, навыков публичного выступления, ведения дискуссии.
• Развитие познавательных интересов, мыслительных процессов и способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химической науки в разработке, производстве и применении продуктов пищевой промышленности.
• Преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным проблемам пищевой промышленности.
• Воспитание бережного отношения к своему здоровью и окружающей среде, заложение основ здорового образа жизни;
• Способствовать в выборе будущего профиля обучения.
Формой учебных занятий могут выступать уроки комбинированного типа с фронтальной, групповой формой организации обучения; лекционно-семинарские занятия; групповая работа с литературой с дальнейшей презентацией результатов; подготовка учащимися сообщений с использованием новейших сведений (Интернет, научная и научно-популярная занимательная литература); проведение практических работ.
Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, совершенствуя умения и навыки, полученные на уроках, учащиеся обучаются основам аналитической химии. На занятиях элективного курса предполагается более детальное ознакомление учащихся с техникой и правилами работы с химическими реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой, изучение основных методов химического анализа веществ.
Учащиеся совершенствуют навыки работы с нагревательными приборами, мерной посудой и реактивами, изучают состав и свойства целого ряда продуктов питания, учатся самостоятельно проводить анализы некоторых продуктов, определяя их свежесть. В качестве объектов исследования используются продукты питания, потребляемые учащимися в повседневной жизни: вода, шоколад, жевательные резинки, молоко, мясо, рыба, творог, мороженное. В том числе изучают химические процессы, проходящие при термической обработке пищи.
В процессе изучения элективного курса учащиеся работают с дополнительными источниками информации (научная литература, Интернет и т.д.), оформляют полученные сведения в виде презентаций.
В качестве основных форм организации учебных занятий могут выступать уроки комбинированного типа с фронтальной, групповой формой организацией обучения, лекционно-семинирские занятия, на которых дается краткое объяснение теоретического материала. Для закрепления изученного материала, а также отработки умений и навыков экспериментальной работы предусмотрены практические работы, подготовка учащимися сообщений с использованием новейщих сведений (Интернет, научная и научно – популярная литература). При рассмотрении вопросов о химико – биологичеких процессах, происходящих в организме человека при приеме пищи целесообразно проводить интегрированные уроки химии – биологии. Основыне формы контроля знаний: самостоятельные работы, тестовые работы, контрольные работы, отчеты о практическим работам, презентации сообщений с использованием ИКТ и ЦОР.
В приложении представлено примерное содержание тем по элективному курсу, которое может быть дополненно.

Содержание курса
Тема 1
Организационное занятие. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. (1 ч)
Знакомство с химическим кабинетом. Ознакомление учащихся с программой и формами занятий. Инструктаж учащихся по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила оказания первой медицинской помощи. (см. Приложение)
Контроль знаний: Тест «Техника безопасности и оказание первой медицинской помощи».
Тема 2
Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Химические методы анализа. (2ч)
Лабораторное оборудование, химическая посуда, нагревательные приборы, строение пламени, нагревание веществ в пробирке, мерная посуда, типы лабораторных весов, работа с химическими реактивами, классификация реактивов по степени чистоты и характеру воздействия на организм, хранение реактивов. (см. Приложение)
Оформление химического эксперимента и его результатов.
Химические, физико-химические и физические методы анализа. Технический анализ, правила проведения анализа в лаборатории.
Контроль знаний: фронтальный опрос.
Тема 3
Развитие пищевой промышленности. (3 ч)
Микробиологические процессы приготовления пищи, «искусственная пища». Пищевые добавки: консерванты, ароматизаторы, красители, стабилизаторы, антифламинги. Запрещенные пищевые добавки и их вредное воздействие на организм человека. (см. Приложение)
Контроль знаний: сообщение по данной теме.
Тема 4
Химико-биологические процессы пищеварения. (2 ч)
Процессы пищеварения с биологической и химической точки зрения. (см. Приложение)
Практическая работа №1.Исследование амилазы слюны.
Контроль знаний: отчет по практической работе.
Тема 5
Вода – источник жизни. (2 ч)
Вода. Свойства воды как растворителя. Процесс растворения. Растворимость. Жесткость воды: временная, постоянная. Способы ее устранения.
Практическая работа №2. Анализ жесткости воды.
Контроль знаний: отчет по практической работе.
Тема 6
Химический аспект рационального питания. Процессы, происходящие при кулинарной обработке пищи. (8 ч)
Рациональное соотношение белков, жиров и углеводов, и их значение для жизнедеятельности человека.
Применение жиров в качестве пищевого продукта. Суточная потребность человека в жирах. Происхождение жировых продуктов. Масла, классификация масел по степени очистки. Искусственные жировые продукты – саломас. Холестерин, действие на организм. Молоко, жирность и кислотность. Химизм процесса порчи жировых продуктов.
Изменения, происходящие с углеводами пищи. Источники углеводов в пище. Суточная потребность человека в углеводах. Усваиваемость углеводов. Глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза, крахмал, целлюлоза. Изменения сахаров при кулинарной обработке.
Белки в нашей пище. Источники белков пище. Суточная норма белков. Функции белков в организме. Хранение белковых продуктов. Химизм различных способов тепловой обработки белковых продуктов: денатурация и свертывание белков.
Применение в кулинарии и пищевой промышленности поваренной соли, гидрокарбоната натрия, нитрита и нитрата натрия. Йодированная соль.
Контроль знаний: контрольная работа.
Тема 7
Химический практикум. Анализ качества пищевых продуктов. (8 ч)
Химический состав шоколада, производство шоколада, состав жевательной резинки. Практическая работа №3. Исследование состава шоколада.
Практическая работа №4. Исследование состава жевательной резинки.
Практическая работа №5. Анализ молока.
Практическая работа №6. Определение свежести мяса.
Практическая работа №7. Определение свежести рыбы.
Практическая работа №8. Определение свежести творога.
Контроль знаний: тестирование.
Тема 8
Продукты здоровья. Витамины. (7 ч)
Витамины. Биологически активные вещества. Классификация витаминов. Авитаминоз, гиповитаминоз. Витамины в продуктах питания. Суточная потребность человека в витаминах. Водорастворимые (B1, B2, B6, PP, C и т.д.) и жирорастворимые (A, E, D, K и т.д.) витамины. Холестерин.
Контроль знаний: сообщения учащихся, тест.
Резервное время (1ч)

Распределение учебного времени по темам
№ п/п Тема Кол-во часов Уроки Практические работы Контрользнаний
1 Организационное занятие. Техника безопасности при работе в химической лаборатории.
1 1 тест
2 Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Химические методы анализа.
2 2
3 Развитие пищевой промышленности.
3 3
4 Химико-биологические процессы пищеварения.
2 1 1 Отчет по ПР
5 Вода – источник жизни. 2 1 1 Отчет по ПР
6 Химический аспект рационального питания. Процессы, происходящие при кулинарной обработке пищи.
8 7 Контрольная работа
7 Химический практикум. Анализ качества пищевых продуктов.
8 1 6 Отчет по ПР
тест
8 Продукты здоровья. Витамины.
7 6 - Тест
9 Резерв 1
10
11
12




Библиографический список
1. Артюхина А.И. Амилаза слюны как объект научного исследования / Химия в школе. - №3, 2007.
2. Бердоносов С.С, Менделеева Е.А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – 368с.
3. Габриелян О.С, Химия. Профильный уровень. 10 класс – М.: Дрофа, 2014.
4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Профильный уровень. 11 класс – М.: Дрофа, 2014.
5. Егоров Е.С., Иванченко Н.М, Шацкая К.П. Хим

Поиск