Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

Программа элективного курса по химии "Химия пищи"

01-12-2025

Быкова Анна Валерьевна

Программа элективного курса
«Химия пищи»
Быкова (Авраменко) А.В. МОУ «СОШ №25 при МаГК»

Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся профильных 10-х классов. Курс является предметно-ориентированным, и рассчитан на 34 часа, срок проведения I и II полугодие.
Данный курс позволит учащимся расширить свои знания по вопросам неорганической и органической химии в результате изучения процессов, происходящих с основными компонентами пищи как в организме человека, так и при термической обработке, а также позволит рассмотреть принципы рационального питания.
В процессе изучения данного курса учащиеся освоят новые для себя теоретические понятия, которые им пригодятся в повседневной жизни для сознательного и правильного применения принципов рационального питания. Выполнение практических работ способствует конкретному и прочному усвоению учащимися основных разделов неорганической и органической химии, знакомству с аналитической химией, и формированию исследовательских умений и навыков.
Цель курса:
 Расширение и углубление знаний учащихся по разделам неорганической и органической химии.
 Профильная ориентация учащихся старших классов.
 Развитие познавательных интересов.
 Расширение знаний учащихся о процессах, происходящих при термической обработке продуктов питания.
 Формирование собственных принципов рационального питания с учетом полученных знаний.

Задачи курса:
• Изучение свойств неорганических и органических соединений на примере химических процессов, происходящих с продуктами питания при кулинарной обработке.
• Формирование исследовательских умений и навыков, необходимых в деятельности экспериментатора, которые могут быть полезны в повседневной жизни.
• Развитие самостоятельности учащихся в процессе проведения практических работ: умений планировать работу, поэтапно осуществлять ее, формулировать выводы, работать с дополнительными источниками информации, навыков публичного выступления, ведения дискуссии.
• Развитие познавательных интересов, мыслительных процессов и способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химической науки в разработке, производстве и применении продуктов пищевой промышленности.
• Преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным проблемам пищевой промышленности.
• Воспитание бережного отношения к своему здоровью и окружающей среде, заложение основ здорового образа жизни;
• Способствовать в выборе будущего профиля обучения.
Формой учебных занятий могут выступать уроки комбинированного типа с фронтальной, групповой формой организации обучения; лекционно-семинарские занятия; групповая работа с литературой с дальнейшей презентацией результатов; подготовка учащимися сообщений с использованием новейших сведений (Интернет, научная и научно-популярная занимательная литература); проведение практических работ.
Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, совершенствуя умения и навыки, полученные на уроках, учащиеся обучаются основам аналитической химии. На занятиях элективного курса предполагается более детальное ознакомление учащихся с техникой и правилами работы с химическими реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой, изучение основных методов химического анализа веществ.
Учащиеся совершенствуют навыки работы с нагревательными приборами, мерной посудой и реактивами, изучают состав и свойства целого ряда продуктов питания, учатся самостоятельно проводить анализы некоторых продуктов, определяя их свежесть. В качестве объектов исследования используются продукты питания, потребляемые учащимися в повседневной жизни: вода, шоколад, жевательные резинки, молоко, мясо, рыба, творог, мороженное. В том числе изучают химические процессы, проходящие при термической обработке пищи.
В процессе изучения элективного курса учащиеся работают с дополнительными источниками информации (научная литература, Интернет и т.д.), оформляют полученные сведения в виде презентаций.
В качестве основных форм организации учебных занятий могут выступать уроки комбинированного типа с фронтальной, групповой формой организацией обучения, лекционно-семинирские занятия, на которых дается краткое объяснение теоретического материала. Для закрепления изученного материала, а также отработки умений и навыков экспериментальной работы предусмотрены практические работы, подготовка учащимися сообщений с использованием новейщих сведений (Интернет, научная и научно – популярная литература). При рассмотрении вопросов о химико – биологичеких процессах, происходящих в организме человека при приеме пищи целесообразно проводить интегрированные уроки химии – биологии. Основыне формы контроля знаний: самостоятельные работы, тестовые работы, контрольные работы, отчеты о практическим работам, презентации сообщений с использованием ИКТ и ЦОР.
В приложении представлено примерное содержание тем по элективному курсу, которое может быть дополненно.

Содержание курса
Тема 1
Организационное занятие. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. (1 ч)
Знакомство с химическим кабинетом. Ознакомление учащихся с программой и формами занятий. Инструктаж учащихся по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила оказания первой медицинской помощи. (см. Приложение)
Контроль знаний: Тест «Техника безопасности и оказание первой медицинской помощи».
Тема 2
Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Химические методы анализа. (2ч)
Лабораторное оборудование, химическая посуда, нагревательные приборы, строение пламени, нагревание веществ в пробирке, мерная посуда, типы лабораторных весов, работа с химическими реактивами, классификация реактивов по степени чистоты и характеру воздействия на организм, хранение реактивов. (см. Приложение)
Оформление химического эксперимента и его результатов.
Химические, физико-химические и физические методы анализа. Технический анализ, правила проведения анализа в лаборатории.
Контроль знаний: фронтальный опрос.
Тема 3
Развитие пищевой промышленности. (3 ч)
Микробиологические процессы приготовления пищи, «искусственная пища». Пищевые добавки: консерванты, ароматизаторы, красители, стабилизаторы, антифламинги. Запрещенные пищевые добавки и их вредное воздействие на организм человека. (см. Приложение)
Контроль знаний: сообщение по данной теме.
Тема 4
Химико-биологические процессы пищеварения. (2 ч)
Процессы пищеварения с биологической и химической точки зрения. (см. Приложение)
Практическая работа №1.Исследование амилазы слюны.
Контроль знаний: отчет по практической работе.
Тема 5
Вода – источник жизни. (2 ч)
Вода. Свойства воды как растворителя. Процесс растворения. Растворимость. Жесткость воды: временная, постоянная. Способы ее устранения.
Практическая работа №2. Анализ жесткости воды.
Контроль знаний: отчет по практической работе.
Тема 6
Химический аспект рационального питания. Процессы, происходящие при кулинарной обработке пищи. (8 ч)
Рациональное соотношение белков, жиров и углеводов, и их значение для жизнедеятельности человека.
Применение жиров в качестве пищевого продукта. Суточная потребность человека в жирах. Происхождение жировых продуктов. Масла, классификация масел по степени очистки. Искусственные жировые продукты – саломас. Холестерин, действие на организм. Молоко, жирность и кислотность. Химизм процесса порчи жировых продуктов.
Изменения, происходящие с углеводами пищи. Источники углеводов в пище. Суточная потребность человека в углеводах. Усваиваемость углеводов. Глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза, крахмал, целлюлоза. Изменения сахаров при кулинарной обработке.
Белки в нашей пище. Источники белков пище. Суточная норма белков. Функции белков в организме. Хранение белковых продуктов. Химизм различных способов тепловой обработки белковых продуктов: денатурация и свертывание белков.
Применение в кулинарии и пищевой промышленности поваренной соли, гидрокарбоната натрия, нитрита и нитрата натрия. Йодированная соль.
Контроль знаний: контрольная работа.
Тема 7
Химический практикум. Анализ качества пищевых продуктов. (8 ч)
Химический состав шоколада, производство шоколада, состав жевательной резинки. Практическая работа №3. Исследование состава шоколада.
Практическая работа №4. Исследование состава жевательной резинки.
Практическая работа №5. Анализ молока.
Практическая работа №6. Определение свежести мяса.
Практическая работа №7. Определение свежести рыбы.
Практическая работа №8. Определение свежести творога.
Контроль знаний: тестирование.
Тема 8
Продукты здоровья. Витамины. (7 ч)
Витамины. Биологически активные вещества. Классификация витаминов. Авитаминоз, гиповитаминоз. Витамины в продуктах питания. Суточная потребность человека в витаминах. Водорастворимые (B1, B2, B6, PP, C и т.д.) и жирорастворимые (A, E, D, K и т.д.) витамины. Холестерин.
Контроль знаний: сообщения учащихся, тест.
Резервное время (1ч)

Распределение учебного времени по темам
№ п/п Тема Кол-во часов Уроки Практические работы Контрользнаний
1 Организационное занятие. Техника безопасности при работе в химической лаборатории.
1 1 тест
2 Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Химические методы анализа.
2 2
3 Развитие пищевой промышленности.
3 3
4 Химико-биологические процессы пищеварения.
2 1 1 Отчет по ПР
5 Вода – источник жизни. 2 1 1 Отчет по ПР
6 Химический аспект рационального питания. Процессы, происходящие при кулинарной обработке пищи.
8 7 Контрольная работа
7 Химический практикум. Анализ качества пищевых продуктов.
8 1 6 Отчет по ПР
тест
8 Продукты здоровья. Витамины.
7 6 - Тест
9 Резерв 1
10
11
12




Библиографический список
1. Артюхина А.И. Амилаза слюны как объект научного исследования / Химия в школе. - №3, 2007.
2. Бердоносов С.С, Менделеева Е.А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – 368с.
3. Габриелян О.С, Химия. Профильный уровень. 10 класс – М.: Дрофа, 2014.
4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Профильный уровень. 11 класс – М.: Дрофа, 2014.
5. Егоров Е.С., Иванченко Н.М, Шацкая К.П. Хим

Поиск