29-04-2025
Швыряева Юлия Сергеевна
Воспитатель, ГБОУ школа 1356
Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста основам сенсорного восприятия в ДОУ
Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения детей среднего дошкольного возраста основам сенсорного восприятия. Отдельное внимание уделяется примерам успешных практик сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: сенсорное восприятие дошкольников, сенсорное восприятие, задачи сенсорного восприятия, природные материалы, дидактические игры, блоки Дьенеша
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования его разнообразных умений и поведения. Успешность умственного и физического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно они слышат, видят, осязают окружающее.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) происходит активное физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей. В этот период дети приобретают новые навыки, учатся взаимодействовать с окружающим миром, у них продолжают совершенствоваться деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Формируемое сенсорное восприятие закладывает основу для всех последующих видов обучения и развития личности ребенка.
Сенсорное воспитание – это целенаправленный процесс развития у ребенка представлений о свойствах и качествах предметов окружающего мира посредством органов чувств [2, с. 45].
В дошкольном возрасте происходит знакомство детей с предэталонами через сравнение. Они начинают осознанно сравнивать предметы по разным характеристикам, учатся определять сходства и различия между ними, классифицировать по признакам. Например, ребенок может заметить, что мяч круглый, потому что он похож на яблоко, или что платье зеленое, потому что его цвет такой же, как у травы [3, с. 19].
Задачи сенсорного воспитания дошкольников направлены на комплексное развитие восприятия и познавательных процессов ребенка. Они охватывают различные аспекты сенсорного опыта и способствуют созданию фундамента для дальнейшего обучения и социальной адаптации его в школе.
Основной задачей сенсорного воспитания является развитие восприятия свойств объектов и явлений окружающего мира. Для этого детей учат восприятию цвета, формы и пространства, развивают тактильные ощущения, звуковые и слуховые, вкусовые и обонятельные восприятия [5, с. 189].
Для этого в средней группе ДОУ можно рекомендовать проведение занятий с использованием природных материалов и дидактических игр. Например, создание гербария или рисование природными материалами поможет развить тактильное и зрительное восприятие у детей, умение различать форму, цвет и текстуру; эксперименты с водой и песком будут способствовать развитию тактильно-визуального восприятия. Для развития зрительного восприятия можно использовать дидактические игры «Чудесный мешочек», «Сортировка по цвету», для развития внимания и зрительной памяти – игру «Что изменилось?», для развития слухового восприятия – игру «Где спрятался звук?», музыкальную игру «Найди пару».
Сенсорное воспитание дошкольников решает задачу формирования сенсорных эталонов у детей:
‒ основные цвета спектра и их оттенки;
‒ геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.);
‒ единицы измерения длины, массы, объема;
‒ основные вкусы и запахи [4, с. 29].
Для этого можно использовать краски, пластилин, набор цветных карточек или предметы. Например, воспитатель демонстрирует карточки с основными цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и просит детей их назвать. Затем дети получают задание подобрать предметы соответствующего цвета из предложенных игрушек или материалов. Карточки с изображением различных геометрических фигур помогут детям сформировать эталоны формы, а сравнение предметов по величание «большой-маленький» – сформировать эталоны величины. Для формирования эталонов запаха можно использовать баночки с различными ароматами (ваниль, апельсин, роза), а для формирования эталонов вкуса – различные продукты (яблоко, лимон, шоколад).
В рамках решения задачи стимулирования познавательной деятельности у детей развиваются такие качества, как любознательность, наблюдательность и аналитическое мышление. На занятиях они учатся задавать вопросы о свойствах предметов, делать выводы на основе наблюдений, анализировать и сравнивать объекты, искать закономерности и зависимости [1, с. 37].
Для этого можно использовать разнообразные интерактивные и исследовательские занятия, которые вовлекают дошкольников в активный поиск ответов на возникающие вопросы. Например, экспериментирование с водой и песком помогает познакомиться их с физическими свойствами веществ. Можно показать, как песок пропускает воду, как изменяется плотность песка после добавления воды, как плавают или тонут предметы в воде. В ходе эксперимента дети делают открытия и формулируют выводы. Наблюдения за природными явлениями развивают у детей наблюдательность и стимулируют интерес к окружающему миру. Во время прогулок дети наблюдают за растениями, животными и погодными условиями. Воспитатель задает вопросы, стимулирующие размышления: «Почему осенью падают листья?», «Откуда берутся облака?», «Какие животные живут в нашем городе?». Ответы на эти вопросы дети ищут совместно, обсуждая увиденное и услышанное.
Для развития у детей интереса к науке и научно-познавательной деятельности в ДОУ мы создали уголок науки, где они могут заниматься простыми исследованиями. Например, микроскоп помогает детям рассматривать увеличенные изображения насекомых, семян или кристаллов соли. Дошкольники проводят опыты с магнитами, зеркалами, светом и тенью, что помогает им лучше понять законы физики.
Особое значение имеет чтение научно-познавательных книг. Воспитателю рекомендуется читать детям книги о природе, космосе, науке и технологиях. После чтения дети обсуждают прочитанное, отвечают на вопросы и задают свои. Это помогает им лучше понять окружающий мир.
Сенсорное восприятие помогает развивать мелкую моторику у детей: точность движений, укреплять мышцы пальцев и кисти, координировать работу глаз и руки. Работа с мелкими предметами, лепка, рисование, аппликация и другие виды ручного труда способствуют развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук. Это важно для подготовки детей к дальнейшему школьному обучению [1, с. 42].
Задачи сенсорного воспитания дошкольников многообразны и охватывают различные аспекты их развития. Они направлены на улучшение восприятия, формирование сенсорных эталонов, стимуляцию познавательной активности, развитие мелкой моторики. Для этого используются природные материалы, дидактические игры. Но, есть и другие современные игрушки, направленные именно на сенсорное развитие.
Блоки Дьенеша являются уникальным дидактическим материалом, который играет важную роль в процессе сенсорного развития детей дошкольного возраста. Они разработаны венгерским математиком Золтаном Дьенешем специально для того, чтобы помочь детям освоить основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет и толщина. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать.
Работа с блоками Дьенеша способствует развитию у детей различных навыков восприятия: дети учатся различать предметы по внешним признакам, сравнивать их между собой, классифицировать и группировать. Благодаря этому, у них постепенно формируется представление о базовых геометрических фигурах, размерах и цветах, что закладывает основу для дальнейшего освоения математики и логики. Овладевая предметными действиями, у ребенка развивается воображение, наглядно-действенное мышление, способность к моделированию и конструированию, формируется переход к наглядно-образному и логическому мышлению.
Таким образом, блоки Дьенеша являются незаменимыми помощниками в обучении детей основам сенсорного восприятия, способствуя их всестороннему развитию и подготовке к дальнейшему обучению.
Итак, сенсорное воспитание – это каждодневная работа со всем, что окружает нас. С возрастом у ребенка начинает накапливаться представление о форме, цвете, величине и других свойствах предметов. Чем более развиты у ребенка способности к восприятию информации через органы чувств (зрение, слух, осязание), тем успешнее он будет осваивать новые знания и умения. Таким образом, сенсорное развитие служит основой для дальнейшего интеллектуального роста и общего гармоничного развития ребенка.
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 80 с.
2. Горбунова О.Ф. Теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста // Интерактивная наука. – 2022. – № 7 (72). – С. 45-47.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 192 с.
4. Лукьянова О.Л. Особенности сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – №. 1. – С. 27-32.
5. Морозова А.О. Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами // Молодой ученый. – 2024. – № 4 (503). – С. 188-190.