Опубликованные материалы

28-04-2025

Шагиева Светлана Евгеньевна

МАДОУ ДС г. Челябинска №19

Финансовая грамотность в дошкольном образовательном учреждении: основа для успешного будущего.

В современном мире знание основ финансовой грамотности становится важным не только для взрослого населения, но и для подрастающего поколения. В дошкольном возрасте формируются первые представления о деньгах, ценности, расходах и накоплениях. Поэтому введение элементов финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольных учреждений имеет большое значение и способствует не только развитию важных навыков, но и формированию ответственного и осознанного отношения к финансам.

Зачем нужна финансовая грамотность в ДОУ?

Финансовая грамотность — это способность понимать и использовать различные финансовые концепции, такие как деньги, доходы, расходы, накопления и инвестиции. Внедрение финансовой грамотности в процесс раннего образования помогает:

1. Формировать базовые навыки управления деньгами: Дети учатся различать, что такое деньги, как они зарабатываются и тратятся, как планировать бюджет.

2. Развивать критическое мышление: Понимание финансовых понятий помогает детям принимать более обоснованные решения, что трансформируется в более серьезные финансовые выборы в будущем.

3. Приучать к ответственному поведению: Раннее введение элементов финансовой грамотности способствует выработке привычки бережливости и ответственности за свои финансы.

4. Поддерживать интерес к профессиям: Знание о финансовых основах открывает перед детьми перспективы различных профессий и учит их целеустремленно двигаться к своей цели.

Как внедрять финансовую грамотность в ДОУ?

Воспитатели и педагоги могут использовать различные методические приемы для вовлечения детей в мир финансов:

1. Игры с деньгами: Создание ролевых игр, таких как «магазин», «банк», «ресторан», дает возможность детям не только поиграть, но и освоить основные понятия, связанные с деньгами.

2. Сенсорные и творческие материалы: Можно использовать игрушечные деньги, карточки с изображением различных товаров и услуг для практического изучения тематики финансов. Творческие занятия, такие как создание «копилки» из подручных материалов, также могут быть увлекательными.

3. Беседы и обсуждения: Проводите простые беседы о том, как правильно распоряжаться деньгами, зачем нужно экономить и как принимать решения при покупке. Это поможет детям развить осознанное восприятие финансов.

4. Совместные проекты с родителями: Привлечение родителей к образовательному процессу через совместные занятия, где они могут обучить детей основам финансовой грамотности на примерах из семейной жизни.

Примеры мероприятий

- «День финансов»: Проведение тематического дня с играми, викторинами и мастер-классами по финансовой грамотности.
- Ведение «финансового дневника»: Дети могут записывать свои «расходы» на игрушки и «доходы» от выполненных заданий, что поможет им увидеть, как они распределяют свои «финансы».
- Экскурсии: Посещение магазинов, банков и других учреждений, где можно увидеть финансовые процессы в действии.

Заключение

Финансовая грамотность — это ключ к будущему успешной жизни. Внедрение основ финансового образования в дошкольные учреждения дает возможность не только сформировать у детей базовые навыки управления деньгами, но и воспитать ответственных, критически мыслящих граждан. Таким образом, финансовая грамотность становится важнейшим элементом подготовки детей к взрослой жизни и их будущей профессиональной деятельности. Востребованность этих навыков в современном обществе подчеркивает необходимость их раннего освоения, начиная с дошкольного возраста.

29-04-2025

Швыряева Юлия Сергеевна

Воспитатель, ГБОУ школа 1356

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста основам сенсорного восприятия в ДОУ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения детей среднего дошкольного возраста основам сенсорного восприятия. Отдельное внимание уделяется примерам успешных практик сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: сенсорное восприятие дошкольников, сенсорное восприятие, задачи сенсорного восприятия, природные материалы, дидактические игры, блоки Дьенеша

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования его разнообразных умений и поведения. Успешность умственного и физического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно они слышат, видят, осязают окружающее.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) происходит активное физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей. В этот период дети приобретают новые навыки, учатся взаимодействовать с окружающим миром, у них продолжают совершенствоваться деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Формируемое сенсорное восприятие закладывает основу для всех последующих видов обучения и развития личности ребенка.
Сенсорное воспитание – это целенаправленный процесс развития у ребенка представлений о свойствах и качествах предметов окружающего мира посредством органов чувств [2, с. 45].
В дошкольном возрасте происходит знакомство детей с предэталонами через сравнение. Они начинают осознанно сравнивать предметы по разным характеристикам, учатся определять сходства и различия между ними, классифицировать по признакам. Например, ребенок может заметить, что мяч круглый, потому что он похож на яблоко, или что платье зеленое, потому что его цвет такой же, как у травы [3, с. 19].
Задачи сенсорного воспитания дошкольников направлены на комплексное развитие восприятия и познавательных процессов ребенка. Они охватывают различные аспекты сенсорного опыта и способствуют созданию фундамента для дальнейшего обучения и социальной адаптации его в школе.
Основной задачей сенсорного воспитания является развитие восприятия свойств объектов и явлений окружающего мира. Для этого детей учат восприятию цвета, формы и пространства, развивают тактильные ощущения, звуковые и слуховые, вкусовые и обонятельные восприятия [5, с. 189].
Для этого в средней группе ДОУ можно рекомендовать проведение занятий с использованием природных материалов и дидактических игр. Например, создание гербария или рисование природными материалами поможет развить тактильное и зрительное восприятие у детей, умение различать форму, цвет и текстуру; эксперименты с водой и песком будут способствовать развитию тактильно-визуального восприятия. Для развития зрительного восприятия можно использовать дидактические игры «Чудесный мешочек», «Сортировка по цвету», для развития внимания и зрительной памяти – игру «Что изменилось?», для развития слухового восприятия – игру «Где спрятался звук?», музыкальную игру «Найди пару».
Сенсорное воспитание дошкольников решает задачу формирования сенсорных эталонов у детей:
‒ основные цвета спектра и их оттенки;
‒ геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.);
‒ единицы измерения длины, массы, объема;
‒ основные вкусы и запахи [4, с. 29].
Для этого можно использовать краски, пластилин, набор цветных карточек или предметы. Например, воспитатель демонстрирует карточки с основными цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и просит детей их назвать. Затем дети получают задание подобрать предметы соответствующего цвета из предложенных игрушек или материалов. Карточки с изображением различных геометрических фигур помогут детям сформировать эталоны формы, а сравнение предметов по величание «большой-маленький» – сформировать эталоны величины. Для формирования эталонов запаха можно использовать баночки с различными ароматами (ваниль, апельсин, роза), а для формирования эталонов вкуса – различные продукты (яблоко, лимон, шоколад).
В рамках решения задачи стимулирования познавательной деятельности у детей развиваются такие качества, как любознательность, наблюдательность и аналитическое мышление. На занятиях они учатся задавать вопросы о свойствах предметов, делать выводы на основе наблюдений, анализировать и сравнивать объекты, искать закономерности и зависимости [1, с. 37].
Для этого можно использовать разнообразные интерактивные и исследовательские занятия, которые вовлекают дошкольников в активный поиск ответов на возникающие вопросы. Например, экспериментирование с водой и песком помогает познакомиться их с физическими свойствами веществ. Можно показать, как песок пропускает воду, как изменяется плотность песка после добавления воды, как плавают или тонут предметы в воде. В ходе эксперимента дети делают открытия и формулируют выводы. Наблюдения за природными явлениями развивают у детей наблюдательность и стимулируют интерес к окружающему миру. Во время прогулок дети наблюдают за растениями, животными и погодными условиями. Воспитатель задает вопросы, стимулирующие размышления: «Почему осенью падают листья?», «Откуда берутся облака?», «Какие животные живут в нашем городе?». Ответы на эти вопросы дети ищут совместно, обсуждая увиденное и услышанное.
Для развития у детей интереса к науке и научно-познавательной деятельности в ДОУ мы создали уголок науки, где они могут заниматься простыми исследованиями. Например, микроскоп помогает детям рассматривать увеличенные изображения насекомых, семян или кристаллов соли. Дошкольники проводят опыты с магнитами, зеркалами, светом и тенью, что помогает им лучше понять законы физики.
Особое значение имеет чтение научно-познавательных книг. Воспитателю рекомендуется читать детям книги о природе, космосе, науке и технологиях. После чтения дети обсуждают прочитанное, отвечают на вопросы и задают свои. Это помогает им лучше понять окружающий мир.
Сенсорное восприятие помогает развивать мелкую моторику у детей: точность движений, укреплять мышцы пальцев и кисти, координировать работу глаз и руки. Работа с мелкими предметами, лепка, рисование, аппликация и другие виды ручного труда способствуют развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук. Это важно для подготовки детей к дальнейшему школьному обучению [1, с. 42].
Задачи сенсорного воспитания дошкольников многообразны и охватывают различные аспекты их развития. Они направлены на улучшение восприятия, формирование сенсорных эталонов, стимуляцию познавательной активности, развитие мелкой моторики. Для этого используются природные материалы, дидактические игры. Но, есть и другие современные игрушки, направленные именно на сенсорное развитие.
Блоки Дьенеша являются уникальным дидактическим материалом, который играет важную роль в процессе сенсорного развития детей дошкольного возраста. Они разработаны венгерским математиком Золтаном Дьенешем специально для того, чтобы помочь детям освоить основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет и толщина. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать.
Работа с блоками Дьенеша способствует развитию у детей различных навыков восприятия: дети учатся различать предметы по внешним признакам, сравнивать их между собой, классифицировать и группировать. Благодаря этому, у них постепенно формируется представление о базовых геометрических фигурах, размерах и цветах, что закладывает основу для дальнейшего освоения математики и логики. Овладевая предметными действиями, у ребенка развивается воображение, наглядно-действенное мышление, способность к моделированию и конструированию, формируется переход к наглядно-образному и логическому мышлению.
Таким образом, блоки Дьенеша являются незаменимыми помощниками в обучении детей основам сенсорного восприятия, способствуя их всестороннему развитию и подготовке к дальнейшему обучению.
Итак, сенсорное воспитание – это каждодневная работа со всем, что окружает нас. С возрастом у ребенка начинает накапливаться представление о форме, цвете, величине и других свойствах предметов. Чем более развиты у ребенка способности к восприятию информации через органы чувств (зрение, слух, осязание), тем успешнее он будет осваивать новые знания и умения. Таким образом, сенсорное развитие служит основой для дальнейшего интеллектуального роста и общего гармоничного развития ребенка.


Список литературы

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 80 с.
2. Горбунова О.Ф. Теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста // Интерактивная наука. – 2022. – № 7 (72). – С. 45-47.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 192 с.
4. Лукьянова О.Л. Особенности сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – №. 1. – С. 27-32.
5. Морозова А.О. Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами // Молодой ученый. – 2024. – № 4 (503). – С. 188-190.

04-05-2025

Швыряева Юлия Сергеевна

ГБОУ школа 1356

Народные традиции в воспитании дошкольников в дошкольном учреждении

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ. Особое внимание уделяется народным традициям, которые используются в воспитательном процессе для приобщения дошкольников к исторической памяти своего народа.
Ключевые слова: воспитание дошкольников, народные традиции, патриотическое воспитание, историческая память, культурное наследие, народная культура

Дошкольный возраст является значимым возрастным периодом в нравственном становлении и воспитании личности ребенка. В этот период дети особенно восприимчивы к окружающему миру, они активно впитывают информацию, подражают взрослым и формируют свои первые представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. С целью нравственного воспитания подрастающего поколения используются народные традиции, которые способствуют укреплению их национального самосознания, позволяют сохранить самобытность общества, его историческое и культурное наследие и определяют будущий вектор развития страны в целом. Поэтому использование народных традиций в воспитательном процессе дошкольного учреждения (ДОУ) не только укрепляет национальное самосознание дошкольников, но и закладывает основы для будущего культурного и духовного роста нации.
Традиция включает элементы социального наследия общества (материальные и духовные ценности), а также процесс социального наследования и способы его осуществления. К традициям относятся определенные установки общества в отношении норм поведения, ценностей, идей, обычаев, обрядов и т.д.
А.К. Алиев определяет народные традиции как «исторически сложившиеся устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, повадки какого-либо этноса, сознательно передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие этносу преемственность его культуры и поддерживающие его единство» [1, с. 21].
Народные традиции, как «невидимые нити» связывают прошлое, настоящее и будущее поколений. Они представляют накопленный опыт, который передается от поколения к поколению через обычаи, обряды, фольклор, музыку, литературу и другие культурные формы. Народные традиции несут в себе огромный воспитательный потенциал, образуя систему социальных и психологических ценностей народа.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, ее сохранение и передача последующим поколениям. Эти знания необходимы каждому человеку на любом историческом этапе развития общества, так как понимание своих корней и связь со своими предками формируют чувство ответственности за будущее последующих поколений.
Приобщение к исторической памяти должно начинаться в дошкольном детстве, поскольку именно в этот период формируется фундамент мировоззрения ребенка, его отношение к окружающему миру и обществу. Дошкольники обладают высокой степенью восприимчивости к новой информации. Они легко усваивают и запоминают то, что им интересно и эмоционально близко. Кроме того, уже в раннем возрасте ребенок начинает осознавать себя частью семьи, коллектива, общества. Через изучение фольклора, песен, сказок и других элементов народной культуры он учится уважать и ценить культурное наследие своего народа. Это помогает сформировать у него национальное самосознание и уважение к другим культурам.
Использование народных традиций в воспитании дошкольников в ДОУ позволяет решать следующие воспитательно-образовательные задачи:
‒ учит созидать национальную и родовую память своего народа;
‒ воспитывает уважительное отношение к своим корням и к памяти своего народа;
‒ приобщает к истокам народной культуры [2, с. 13].
Решение данных задач возможно только через систематическую и целенаправленную воспитательно-образовательную работу с детьми, которая позволяет сформировать у них эмоционально окрашенное чувство причастности к наследию прошлого своего этноса.
Народные традиции несут в себе разнообразные средства и формы воспитания, которые необходимо использовать в ДОУ.
Во-первых, это народные песни. Они отражают дух народа, его историю, культуру и традиции. Основные функции народных песен включают в себя:
‒ передачу традиционных ценностей;
‒ эмоциональную поддержку;
‒ образование и просвещение;
‒ социальную интеграцию;
‒ сохранение языка и культуры, исторической памяти [4, c. 108].
Таким образом, основное предназначение народных песен состоит в том, чтобы служить средством передачи высших национальных ценностей, поддержки и объединения людей, а также сохранения культурного и исторического наследия.
Во-вторых, важнейшим воспитательным средством являются сказки. Они не только отражают жизнь народа и его мудрость, но и оказывают глубокое влияние на формирование мировоззрения и моральных установок детей [5, с. 38].
Ключевыми воспитательно-образовательными аспектами сказок являются:
‒ отражение народной мудрости;
‒ огромный воспитательный потенциал;
‒ вера в победу добра;
‒ образность и сюжет;
‒ поучительность и дидактизм [5, с. 38].
Сказки – это уникальное воспитательно-образовательное средство, которое сочетает в себе образовательную, развивающую и воспитательную функции. Они помогают детям познавать мир, усваивать моральные нормы и ценности, а также формируют позитивное отношение к жизни. Поэтому включение сказок в процесс воспитания детей является необходимым элементом образовательной системы ДОУ.
В-третьих, важным средством народной культуры являются пословицы. Они зачастую дают конкретные рекомендации и советы, основанные на жизненном опыте, подсказывают, как следует поступать в различных ситуациях, какие качества нужно развивать, а каких следует избегать. Пословицы помогают воспитывать у детей такие качества, как честность, трудолюбие, уважение к старшим, ответственность и другие. Как и сказки, пословицы отличаются образностью и метафоричностью. Они используют яркие сравнения и образы, которые делают их легкими для понимания и запоминания.
Большое значение для детей в дошкольном детстве имеет игра. В игровых ситуациях ребенок примеряет на себя различные роли. Именно в игре он впервые сталкивается с творчеством. Игра ближе всего связана с народом и раскрывает все разнообразие и богатство этноса [6, с. 42].
Народные игры являются частью культурного наследия народа. Участвуя в них, дети знакомятся с традициями и обычаями своего народа, что способствует формированию национального самосознания и уважения к своим корням. Таким образом, народная игра несет в себе богатый воспитательный потенциал, который способствует гармоничному развитию личности ребенка и сохранению культурных традиций.
В рамках образовательного процесса по воспитанию дошкольников в ДОУ с использованием народных традиций существенную роль также имеют трудовое воспитание, воспитание любви к родине, природе.
Нельзя недооценивать и роль народных праздников, с их традициями и обрядами.
Традиции праздников организуют связь поколений, отражают духовно-нравственную жизнь народа; календарные праздники отражают взаимосвязь человека с природой; бытовые обряды – особенности быта предшествующих поколений [6, с. 49].
Народные праздники и обряды являются составляющей частью культуры, поэтому непосредственное участие ребенка позволяет ему научиться народным традициям и познать особенности национальной культуры.
Для организации воспитательного процесса в ДОУ с использованием народных традиций воспитатель должен знать народную педагогику, традиционную культуру воспитания и науку, их изучающую, – этнопедагогику. В своих работах Г.Н. Волков [2] определяет возрастающую роль этнокультурного образования в современном обществе.
Народная педагогика способствует национальному возрождению традиций, которые по сути своей соответствуют народным идеалам: доброта, труд, мудрость, нравственность, уважение, любовь. Содержание идей народной педагогики заложены в существующих воспитательных средствах (пословицы, поговорки, загадки, сказки, игры, песни).
Воспитатели дошкольных учреждений должны обучать детей с учетом принципов народной педагогики и этнопедагогики, что в свою очередь помогает укрепить связь детей с их культурой, развить чувство национальной идентичности и воспитать уважение к традициям и обычаям своего народа. Это позволяет не только воспитать полноценную личность, готовую к жизни в современном обществе и сохраняющей память о своих корнях, но и готовую брать ответственность за будущее своего народа и последующих поколений.
Таким образом, потенциал использования народных традиций в воспитании дошкольников огромен. Включение народных традиций в воспитательно-образовательный процесс позволяет решать целый ряд важнейших задач, среди которых нравственное воспитание, патриотическое воспитание, развитие творческого мышления, социализация, сохранение культурного наследия, формирование самоидентичности, что в итоге способствует гармоничному развитию личности ребенка, укреплению его связи с культурным наследием и подготовке к жизни в современном обществе.


Список литературы

1. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. – Махачкала: Даггиз, 1968. – 290 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
3. Горянина Р.А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 99-101.
4. Демидова Н.Н. Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников // Молодой ученый. – 2022. – № 13 (408). – С. 107-109.
5. Историческая память и связь поколений как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи: сборник статей по материалам научно-практической конференции (г. Москва, 27 января 2020 г.) / отв. ред. О.С. Капинус; сост. Н.В. Субанова, К.А. Комогорцева; Университет прокуратуры Российской Федерации ; Московский финансово-юридический университет МФЮА. – М.: МФЮА, 2021. – 152 с.
6. Чебан А.Я. Знакомим дошкольников

07-02-2021

Феткуллина Гульгена Минетулловна

учитель начальных классов

Оборонительные сооружения строились в Чувашии с 28 октября 1941 года по 21 января 1942 года. На строительстве трудились около 200 тысяч человек.

07-02-2021

Феткуллина Гульгена Минетулловна

учитель начальных классов

Оборонительные сооружения строились в Чувашии с 28 октября 1941 года по 21 января 1942 года. На строительстве трудились около 200 тысяч человек.

26-03-2025

Петченко Татьяна Владимировна

учитель Негосударственное частное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Сириус» г-к. Анапа

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Принята на заседании
методического (педагогического) совета
Протокол №_______
от «____»_________20__года
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
.
Печать
Приказ №______
от «____»___________20__ года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир информатики»
Направленность: информатика и ИКТ
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 8–10 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)

Автор-составитель:
Петченко Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования


Москва, 2023





Пояснительная записка

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей, она дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей. Программа «Мир информатики» предназначена для учащихся 8-10 лет, стремящихся освоить собственный уровень владения .


Актуальность.

В настоящее время компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Обучение в пределах внеурочной деятельности может помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Учащиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Этим и обуславливается актуальность программы.
Рабочая программа дополнительного образования «Мир информатики» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), авторской программы УМК «Технология. 3 класс» (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, «Просвещение» 2014г.), программы Информатика. 3–4 классы (Авторы: Могилев А. В., Могилева В. Н., Цветкова М. С.,М: Бином, 2012). Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно-полезная деятельность. Важно воспитывать с ранних лет умение работать в коллективе, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Социальное направление направлено и на патриотическое воспитание учащихся как составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Все эти аспекты учтены в тематике проектных работ обучающихся.
Цель и задачи программы
Цели:
• овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере,
• овладение опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
• овладение умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности; развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
• освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
• воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
• воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;
• практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
• воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития;
• практическое применение полученных знаний, умений и навыков, а также созданных проектов в общественно-полезная и патриотической деятельности;
Задачи:
• освоение навыков безопасной работы на компьютере;
• начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
• создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
• ознакомление со способами организации и поиска информации;
• создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
• создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации;
• развитие творческих и интеллектуальных способностей;
• создание творческих проектов, направленных на патриотическое воспитание;
• создание творческих проектов, направленных на активное участие в общественной жизни класса, школы, города.

Основные характеристики образовательной программы

Возраст обучающихся по программе 8-10 лет (3 класс).
Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.
Срок реализации программы – 1 год. Объем учебных часов по программе – 34.
Программа реализуется в рамках дополнительных образовательных услуг. Количество учащихся в группе - 15 человек.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста (непрерывная работа за ПК не более 15 мин.) и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Режим занятий: один раз в неделю по 45 минут.
Форма организации деятельности по программе – групповая.
Продолжительность образовательного процесса составляет 34 учебные недели. Начало занятий 01 сентября, завершение 24 мая.

Общая характеристика курса

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся – проектной деятельности. Для того, чтобы обучающийся воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Проект – это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности обучающихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Они направлены на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде информационного продукта. Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.
В то же время проекты, выполняемые обучающимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации компетентностного, системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:
• позволяет научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению;
• учит обучающегося размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;
• позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Данный курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования умений и навыков. Изучение темы предполагает выполнение небольших проектных заданий в ходе изучения темы, реализуемых с помощью изучаемых технологий. В результате изучения темы создается итоговый проект социального направления, который с успехом может использоваться в жизни класса, школы, города, для участия в различных выставках, мероприятиях, конкурсах, проектах.

Место курса в учебном плане

Место внеурочной деятельности «Мир информатики» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Цель – это целенаправленно научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера, а обработанную информацию использовать не только для учебы, но и для деятельности на благо общества. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с

07-12-2021

Феткуллина Гульгена Минетулловна

МБОУ "Полевошептаховская СОШ"

А соответствии с указом главы Чувашии Олега Николаева 2021 год объявлен Годом Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Во 2классе был проведён классный час "Трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонитнлтных рубежей.", с целью сохранения исторической преемственности поколений, бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формирования духовно- нравственных и патриотических качеств личности.
Оборонительные сооружения строились в Чувашии с 28 октября 1941 года по 21 января 1942 года. На строительстве рубежей трудились около 200 тысяч человек. Работали по 10 часов в день без выходных, было очень тяжело. А ещё голод и холод- пришли 40- градусные морозы. И за 45 дней сделали практически невозможное- построили 380 километров оборонительных конструкций.

15-04-2025

Цаплина Ольга Витальевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №18»

Сказка — универсальное средство в сфере воспитания, она многофункциональна. Сказки развлекают, заинтересовывают. В них обрисовываются ситуации, отношения между героями, выходящие за границы повседневности. С их помощью ребёнок расширяет свой кругозор, знание об окружающем мире. Сказка в понятной, назидательной форме воспитывает, показывая образцы нравственности.
Она играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

Сказки имеют огромное значение для малышей:
Благодаря сказкам происходит умственное развитие ребёнка совместно с развитием речи. Дети запоминают сюжеты, персонажей сказки, воспринимают смысл, делают выводы и умозаключения. Учатся высказывать своё мнение, пересказывают сказки. Благодаря сказкам развивается связная речь ребёнка и расширяется его словарный запас. Активно развивается воображение детей.
Осуществляется нравственное воспитание ребёнка. Как говорится: «Сказки учат нас добру и прилежному труду, говорят нам как же быть, чтобы всем вокруг дружить …». В сказках всегда добро побеждает зло, раскрывается обман и всё заканчивается хорошо. Благодаря сказкам ребёнок учится отличать добро от зла, хорошее от плохого и делать соответствующие выводы.
Сказки помогают эмоционально-волевому развитию ребёнка. Способствует лучшей адаптации к детскому саду, снимает напряжение при общении с людьми, помогает сопереживать героям, радоваться за победы главных персонажей.
Сказка имеет терапевтический эффект. Сказкотерапия не только помогает ребёнку лучше адаптироваться к детскому саду, но и помогает скорректировать поведение «трудных» детей, побороть свои страхи, снимают тревожность при поступлении в детский сад. Для сказкотерапии существует специальный подбор сказок. Они должны быть персонализированы. В них должно рассказываться про такого ребёнка с такими же проблемами, соответственно, раскрывается решение этой проблемы. Хорошо, если такую сказку будет рассказывать некий персонаж – сказочник, например игрушка.
Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем, откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребенка. С помощью сказки дети эмоционально воспринимают различные картины природы и понимают, как прекрасен окружающий мир. Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, волк, лиса, медведь из жизни перешли в сказку. Все фантастическое в мире сказки тесно связано с реальностью и не уводит детей от нее. а служит раскрытию жизненной правды. Дошкольники узнают об образе жизни животных, об их повадках. Результаты исследований показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки.
Необходимо обсуждать с ребёнком сказку, находить в ней смысл и урок, пояснять поступки и поведение героев, вместе делать выводы.
Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения — все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым).
Для детей 3-4 лет уже можно помимо сказок о животных вводить сказки с сюжетом, отражающим взаимоотношения людей. Например, сказки: «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. Для детей этого возраста можно уменьшить показ иллюстраций или показывать иллюстрации уже после изложения сказки.
Для погружения в сказку педагог использует различные приемы:
настольный театр
кукла бибабо
различные настольно-печатные пособия.
Ребенок с помощью взрослого пытается воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Сказка охватывает все виды деятельности ребенка. Малыши с удовольствием рисуют зернышки для курочки, травку для козлят; лепят колобка, яичко, брёвнышки для теремка; строят из конструктора дорожки, домики, заборчики для своих любимых сказочных героев.
Сказка является одним из самых доступных средств для всестороннего развития ребенка. Это важный элемент в воспитании, она помогает формировать основы поведения и общения. Доказано, что дети, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее учатся говорить и правильно выражать свои мысли. Рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир, воображение ребенка, его творческий потенциал.

28-04-2025

Мищерина Евгения Александровна

преподаватель

Клавирная музыка И.С. Баха всегда вызывает огромный интерес у исполнителей. Немного найдется концертов, конкурсов или фестивалей, где в программе не будет включено хоть одно произведение этого гениального композитора. Каждый, кто приступал к изучению клавирных сочинений Баха, сталкивался с проблемой их интерпретации в современных условиях.
Желание исполнять в том же стиле, который соответствует баховскому времени, нередко приводит музыканта в затруднительное положение. Некоторые исполнители приходят к единственно правильному по их мнению выводу, что эта музыка должна звучать на инструментах эпохи Барокко (В. Ландовска, Р. Кёртпатрик, Г. Леонхардт, И. Альгрим, Х. Фагиус). Существуют другие взгляды и другие интерпретаторы, которые считают, что старинные инструменты не способны передать богатство музыки Баха и для полноценного звучания необходим современный рояль (Г. Гульд, С. Рихтер, С. Фейнберг, Э. Фишер, А. Шифф, М. Юдина, Р. Тюрек, Е. Королёв).
Вопрос выбора инструмента – не единственный из тех сложностей, над которыми любому исполнителю баховской музыки предстоит задуматься. Например, тот факт, что И.С. Бах писал абсолютно «чистые» тексты без указаний на характер исполнения, безусловно затрудняет задачи интерпретаторов. Однако есть признанные доказательства, которые свидетельствуют о существовании свода правил, который традиционно передавался из поколения в поколение.
Музыка той эпохи не нуждалась в дополнительной расшифровке, так как И.С. Бах придерживался тех же обычаев, что и другие композиторы. Он предполагал, что исполнитель его произведений должен быть оснащен общими знаниями по поводу того, как решать эти проблемы. Но так как после смерти имя Баха на какое-то время было забыто, то частично эти знания были, к сожалению, утеряны. С 1829 года музыканты и исследователи пытаются восстановить утерянные знания и традиции. Начало было положено Ф. Мендельсоном. Под его управлением в тот год прозвучало произведение И.С. Баха «Страсти по Матфею». Впечатление было настолько сильным, что Берлинская певческая академия, где было осуществлено исполнение, включила это произведение в свой репертуар. Затем в 1850 году было создано «Баховское общество», которое ставило своей задачей найти и восстановить утерянные рукописи и возродить публичное исполнение произведений великого гения.
Решая проблемы исполнения, интерпретатор должен понимать для какого инструмента предназначено то или иное сочинение. Это знание необходимо для

выбора определенных выразительных средств: артикуляции, динамики, темпа, орнаментики. Рассмотрим вопрос, связанный с динамикой.
Для клавесинных пьес проблемы динамики перестают существовать, как только исполнитель определит правильную регистровку. Для коротких пьес и танцевальных частей достаточно одной звуковой окраски от начала до конца, в других случаях применяется основной тон или октавное удвоение. Если говорить о связи фортепиано и клавесина, то заметим, что в определенном смысле таковой связи просто не существует. Ничто не объединяет щипковый звук клавесина с теми звуковыми нюансами, которые возможны на фортепиано.
Поэтому перенос / воспроизведение клавесинных пьес на фортепиано представляет большие трудности. Прежде всего, следует ограничить употребление демпферной педали. Разрешение на ее применение имеет исполнитель, который владеет редким умением окрашивать отдельные звуки с помощью осторожной и тонкой дифференциации педальных и беспедальных эффектов. Не допустимы звуковые «пятна», наслоение гармоний и т.д.
В произведениях, написанных для клавикорда, также есть условие и довольно простое решение: нужно забыть об огромном динамическом диапазоне фортепиано и играть в пределах ppp-mf. На клавикорде diminuendo и crescendo может быть достигнуто с помощью туше. Но осуществить столь красивое и нежное звучание исполнителю баховского времени было не легко.
Требовалась особая практика звукоизвлечения. Клавиша этого инструмента была очень коротка и играть приходилось на самом краю, что создавало неудобство для первого пальца. Поэтому правила аппликатуры мастеров того времени, которые пытались исключить первый палец, были не так уж и нелепы, как может показаться с первого взгляда.
И.С. Бах был одним из первых композиторов, кто использовал активность первого пальца. Справедливости ради следует заметить, что это одновременно было обусловлено появлением клавикорда с более длинными клавишами.
Произведения, созданные для клавикорда, находятся в более выгодном положении с точки зрения современного исполнителя, так как звуковой образ и нотная запись часто соответствуют тому, что мы предполагаем услышать. Тем не менее, искусство крупнейшего пианиста-виртуоза не может в полной мере
«конкурировать» с тончайшими нюансами, которые были возможны на
«крошечном» клавикорде, не говоря уже об уникальном эффекте Bebung, воспроизводящем вибрато на одном звуке.
Умение найти на фортепиано средства, необходимые для исполнения старинных сочинений, в частности, клавирных пьес И.С. Баха, является одним из важных условий фортепианного мастерства. Понимание общего характера звучности, необходимого для конкретного произведения, способствует развитию

особой слуховой требовательности и целенаправленных умений для воспроизведения необходимого звучания.
Звучание может получиться надуманным, если музыкант будет фокусировать внимание только на отдельных деталях, не учитывая художественный контекст целого. Для формирования необходимых умений большое воспитательное значение для слуха имеет исполнение голосов в разных регистрах. Но формальное нажатие клавиш не создает само по себе
«действительных» и «действующих» голосов. Речь не о том, хорошо или плохо исполняются эти голоса, а о самом существовании двух или нескольких голосов. Именно многоголосие должно быть, прежде всего, подтверждено в фортепианном исполнении.
Ошибочно думать, что главный способ показа голоса – это маркирование. Такой метод не выделяет, а отдаляет один голос от остальных. Умение слышать инструментовку необходимо развивать на простых двухголосных примерах, где проще добиваться точного и ясного проведения каждого голоса. Динамические средства могут в немалой степени содействовать ясности ямбических и хореических мотивов.
С помощью динамики можно подчеркнуть в мотиве существенное, придать более легкое звучание второстепенному, тем самым собрать мотив в осмысленное целое. Так, ясности затактового мотива содействует маркирование опорного момента, к которому стремится затактовый мотив. Часто даже в последовательных шестнадцатых следует осознавать мотивное строение.
Следующая проблема, на которой мы остановимся и с которой пианист сталкивается чаще всего – это правильная или адекватная артикуляция. В баховских произведениях присутствует очень мало артикуляционных обозначений. В источниках эпохи Барокко упоминается об этой проблеме.
Артикуляция –это отчетливое произношение мелодии посредством применения различного туше –от legatissimo до staccatissimo. Существенная роль артикуляции при исполнении клавирных сочинений И.С. Баха определяется, прежде всего, специфическими свойствами клавесина, которые он разделял с другими клавишными инструментами того времени – клавикордом и органом.
В отличие от фортепиано на любом из этих инструментов, исключая орган, при снятии руки с клавиатуры звук в тот же момент прекращается. Уже одно это свойство клавишного инструмента эпохи Барокко делает понятным значение мануальных приемов связывания и расчленения. Приемы эти проводятся не суммарно по всей звуковой ткани, как при использовании фортепианной педали, а раздельно по каждому голосу.
Особенно часто возникает вопрос: какая артикуляционная манера является основной при исполнении клавирных произведений И.С. Баха, связная или расчлененная? Многие утверждают, что овладение баховской полифонией

требует совершенствования legato – именно этот прием является основным при интерпретации. Существует и другое мнение, которого придерживался Ф. Бузони, определяющее, что основным приемом исполнения клавирного Баха является игра раздельная, расчлененная – non legato разных видов.
На наш взгляд, обе манеры исполнения не могут быть идеально верны, так как определяют односторонний подход. Ведь можно использовать различные штрихи для достижения ясного и правильного произнесения мотивов, что в результате дает возможность отделять один мотив от другого.
Одним из способов такого отделения является цезура. Staccato применяется для раздельности звуков, воспринимается на современном инструменте как особенная ясность игры. Поэтому нередко нижний голос исполняется staccato, а верхний – legato. Так удается сгладить некоторую грузность нижнего регистра фортепиано и сделать более прозрачной многоголосную ткань. Острое и звонкое staccato применяется в произведениях светлого, праздничного характера.
Исследователями выявлено преобладание прямых приемов произношения как одна из самых характерных черт артикуляции музыки Баха. Исполнитель, который хорошо овладел игрой legato, тем самым подготовил себя к овладению игрой staccato. Главное – научиться слушать артикулирование и также понимать, что характер снятия руки с клавиши имеет также выразительное значение.
Возрождение музыки И.С. Баха, появление редакций клавирных сочинений, сделали жизнь интерпретаторов несколько проще.
В исполнительстве возросло стремление к самовыражению. В нашей стране раньше, чем где-либо еще, увидели необходимость внимательнейшего изучения авторского текста в сочетании с творческим к нему отношением.
В начале XX века отечественные пианисты научились гораздо глубже постигать стиль Баха, тем самым сделав огромный вклад в мировую исполнительское искусство. Значительным явлением в истории пианистической бахианы стало искусство С.Е. Фейнберга. Его трактовка характеризует И.С. Баха с романтической стороны. К динамическим кульминациям практически всегда приводят постепенные нарастания, которые сменяются такими же угасаниями.

Поиск