Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

24-03-2025

Мазманян Валерий Григорьевич

ГБОУ Школа № 1912



Личная гигиена учащихся в школе


Основные правила

Чистота рук

Грязные руки — одна из распространенных причин развития опасных заболеваний.
Чаще всего из-за немытых рук возникают различные кишечные инфекции:
Сальмонеллез
Болезнь, спровоцированная бактерией Salmonella. Основные симптомы заражения — резкое повышение температуры тела, тошнота, рвота, боль в животе и диарея.
Бактериальная дизентерия (шигеллез)
Группа кишечных болезней, вызванных грамотрицательными возбудителями — шигеллами. Шигеллы часто попадают в организм с немытых рук. Проявляется интоксикацией толстого кишечника. Сопровождается рвотой, тошнотой и диареей.
Гепатит А
Патология нарушает работу печени и может привести к необратимым поражениям. Для интоксикации характерна лихорадка, сопровождающаяся болями в мышцах и области правого подреберья, а также общей слабостью и отсутствием аппетита.
Паразитарные инвазии
Яркий пример болезней грязных рук. Инвазии паразитами нередко маскируются под кишечные расстройства, аллергические реакции, простуду. Заражение некоторыми видами гельминтов приводит к энтеробиозу и вызывает серьезные осложнения.
Ротовирусные и энтеровирусные инфекции
Это острые инфекционные болезни, вызванные кишечными вирусами. Часто протекают с поражением мышц, ЦНС и кожных покровов. Проявляются частым стулом и кожными высыпаниями. В некоторых случаях могут появляться симптомы ОРВИ, например, кашель, насморк, жар. Передаются пищевым, орально-фекальным и воздушно-капельным путем.

Болезнями грязных рук называют патологии:
Чесотка
Инфекционное заболевание, которое вызвано микроскопическим кожным клещом. Проявляет себя характерной сыпью и зудом. Обычно поражает кожные покровы рук, коленей, плеч, половых органов. Передается контактным способом.
Стоматит
Воспаление участков слизистых оболочек полости рта может быть связано с инфицированием вирусами, бактериями, грибками. Недостаточная гигиена рук и полости рта повышает вероятность развития заболевания. Болезнь характеризуется появлением язвочек на внутренней поверхности щек и языка, жжением, болезненностью десен и другими признаками.
Конъюнктивит
Воспаление слизистой оболочки глаза провоцирует бактериальная, вирусная или грибковая инфекция. Заболевание протекает с покраснением и отечностью век, сухостью и ощущением песка в глазах.
Псевдотуберкулез
Заболевание развивается на фоне несоблюдения гигиены рук, а также при употреблении немытых овощей, сырой воды или молока. Характеризуется головными болями, ознобом, температурой. Впоследствии присоединяются диарея и рвота, боль в суставах и мышцах.


Правила индивидуальной посуды и воды

Использование общей посуды и питье из одной бутылки с другими людьми может привести к распространению инфекционных и вирусных заболеваний.
Для многих инфекций благоприятная среда обитания — ротовая полость и слюна.
Чтобы обезопасить себя, рекомендуется не пить с кем-либо из одной бутылки и одноразового стаканчика.


Список наиболее часто передающихся заболеваний при питье их одной бутылки

Вирус простого герпеса

Простой герпес легко передается через слюну, опасен тогда, когда дает о себе знать высыпанием на губах и других частях тела. Заболевание может сопровождаться легкими симптомами либо вызывать образование болезненных пузырьков или язв в инфицированной зоне. Простой герпес чаще всего появляется около уголков рта и на губах. Пузырьки расположены группой.
Вирус герпеса, попадая в человеческий организм, проникает внутрь клетки, распространяется по нервным волокнам, поражая периферическую и центральную нервную систему и тем самым создавая помехи иммунной системе в борьбе с ним. В неактивном состоянии этот вирус присутствует у 90% населения и не требует лечения. Лечение проводится только в обостренной стадии.

Инфекция Эпштейн-Барра

Заболевание называется Инфекционный мононуклеоз – в группе риска находятся люди со сниженным иммунитетом. Проявление заболевания происходит спустя примерно месяц после заражения. Симптоматика заболевания очень схожа с проявлениями таких болезней как простуда или грипп, если инфекцию не распознать или неправильно лечить, она опасна такими осложнениями, как менингит и гепатит. У многих людей, заражённых вирусом Эпштейна — Барр, болезнь может проходить бессимптомно.
Острое развитие данного заболевания приводит к появлению следующих клинических признаков: высокая температура, иногда плохо сбиваемая, иногда длительная, до нескольких недель, увеличение различных групп лимфоузлов, боль в горле, бело-серые налёты на миндалинах и затруднение носового дыхания. Достаточно часто наблюдается отечность лица и шеи, а также увеличение печени и селезенки. При заболевании может развиться синдром хронической усталости.

Цитомегаловирусная инфекция

После заражения под действием вируса происходит перестройка иммунной системы организма. При наличии у пациентов иммунодефицита, инфекция вызывает тяжелые осложнения, которые придется долго лечить. Среди последствий такой деятельности вируса может оказаться пневмония, поражения различных внутренних органов.
По всем признакам заражение инфекцией напоминает простудные заболевания: ухудшение самочувствия, головная боль, слабость, повышение температуры, кашель, насморк, боль при глотании. Скоро, симптомы исчезают, самочувствие нормализуется, а в крови получившего инфицирование пациента, появляются антитела к инфекции цитомегаловирус, они будут надежными защитниками от вируса, который остается в организме.

Инфекционные заболевания (Коронавирус, Грипп, ОРВИ)

Самые распространенные это - коронавирус, грипп, острая респираторная вирусная инфекция. Следует помнить, что вирусы, вызывающие простудные заболевания, могут передаваться через слюну инфицированных людей.
Основные признаки: боль в горле, повышение температуры, насморк, головная боль, кашель. В первые дни болезни больной обычно чувствует усталость и вялость.

Хеликобактер пилори (Helicobacter pylori)

Возбудитель болезней желудочно-кишечного тракта. Это- бактерия, провоцирующая развитие гастритов и язв. Ей не страшна соляная кислота, содержащаяся в желудочном соке. Бактерия может годами жить в этой среде и разрушать слизистые оболочки.
Заражение хеликобактер пилори, обычно происходит через слюну. Попав в наш организм, хеликобактер спускается в свое излюбленно место обитания — желудок. Чтобы защититься от желудочного сока, микроб окружает себя защитной оболочкой из ферментов, обезвреживающих кислоту. Профилактика заболевания, сводится в основном к соблюдению личной гигиены, своевременному обследованию и лечению.





Гигиена при кашле и чихании

Респираторный этикет (или респираторная гигиена) — это комплекс правил или мер личной гигиены человека, которые направлены на предотвращение распространения инфекции при кашле или чихании.
Правила респираторного этикета
При кашле и чихании необходимо использовать носовой платок. Лучше применять одноразовые бумажные платки, которые можно сразу выбросить после использования;
Избегать общения с кашляющими и чихающими людьми и держаться от них на расстоянии не менее одного метра
Если нет носового платка, чихать и кашлять нужно в сгиб локтя, а не в ладони. Это важно, так как закрывая рот ладонью во время чихания, на руки попадает инфекция. Зараженными руками больной человек может поздороваться с кем-то за руку, взяться за поручень в автобусе, обеспечив дальнейшее распространение инфекции.




Гигиеническая помада у каждого должна быть своя

Возбудители болезней передаются через помаду, а ингредиенты незнакомой косметики могут вызвать аллергическую реакцию.
Слуховая гигиена
Прослушивание громкой музыки негативно влияет на здоровье детей.
При регулярном и продолжительном воздействии это может привести к нарушению слуха.

Шум на переменах может негативно влиять на здоровье учеников
Даже небольшой шум создаёт нагрузку на нервную систему и может вызывать головную боль, раздражение и усталость. Кроме того, шум влияет на остроту слуха и объём полученной информации.

Шум может быть причиной усталости школьников
Сильный шум повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания и работоспособность, увеличивает вероятность утомления. При длительном и постоянном воздействии шума есть риск развития депрессии и хронической усталости.

Некоторые последствия воздействия шума на школьников:

Снижение успеваемости.
Из-за шума ученики тратят больше времени на решение задач, увеличивается количество ошибок.
Проблемы с обучением. Под воздействием шума дети быстрее устают, становятся невнимательными, с трудом могут сосредоточиться и имеют трудности при обучении чтению.
Головные боли. Шум — одна из причин частых головных болей у детей школьного возраста.
Согласно санитарным нормам, в классных помещениях, учебных кабинетах, учительских комнатах, аудиториях школ и других учебных заведений максимальный уровень звука составляет 55 дБ.



Не пользоваться чужими расчёсками
Гигиена
Расчёска, которая была в контакте с заражённым волосом или кожей головы, может сохранять на себе грибковые споры. Если после этого такая расчёска используется здоровым человеком, риск заражения возрастает. Усугубляется, если расчёска остаётся влажной или грязной, поскольку влажная среда — идеальные условия для размножения грибков.
Заболевания
Передача педикулёза (вшивости).
Взрослые вши и гниды цепляются к зубьям и мигрируют, даже кратковременное использование расчески, на которой присутствуют вши, может привести к их передаче.

03-09-2025

Васильева Татьяна Валериевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»

Доклад по теме: «Проектная деятельность по благоустройству территории ДОУ - как эффективное средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста».

Свое выступление хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: “Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.

Проект по благоустройству территории ДОУ существует с 2017 года.

Первым этапом проекта стала оформление клумбы «Цветочная корзина».

В 2018 году в рамках сетевого взаимодействия с учреждением дополнительного образования Центром экологии, краеведения и туризма, была реализована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для дошкольного возраста «Вокруг света». Итоговым мероприятием стал проект «Декоративный цветочно-овощной огород» в виде солнца.

В этом же году родилась идея по оформлению новой клумбы, проект назывался «Палитра», который занял 2 место в Краевом смотре-конкурсе ландшафтных проектов «Гео-декор» в номинации «Сад чудес», и детский сад в качестве подарка получил пластиковую емкость для водоема.

Так у нас возникла идея об обустройстве в детском саду новой экосистемы, которая позволила расширить представление дошкольников о водоеме.

В связи с этим был разработан проект по созданию искусственного пруда, который получил название «Наедине с природой».

Целью наших проектов является формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через проектную деятельность по благоустройству территории ДОУ.

Задачи: Для детей:

Получить научную информацию по теме.
Формировать культурные способы самостоятельного приобретения представлений по интересующей теме.
Провести эксперименты и исследования.
Оформить выводы по полученным результатам.
Для родителей:

Создать условия для экспериментально-опытнической деятельности ребёнка.
Формировать активную позицию деятельного участника.
Воспитывать бережное отношение к собственным результатам труда и труду детей.
Расширять и обогащать практический опыт детей.
Для педагогов: (Все прочитать)

Развивать проектную культуру в области ландшафтного дизайна.
Активизировать познавательный интерес ребёнка личным примером участия в образовательном экологическом проекте ДОУ.
Совершенствовать организацию экологического пространства территории детского сада.
Алгоритм работы с проектом:

Разработать совместно с педагогами, воспитанниками и родителями экологический проект (изучить литературу, выбрать и разработать эскиз, составить план-схему, приобрести семена).
Провести практико-ориентированные мероприятия по реализации проекта:

познакомить детей с сортовым разнообразием растений.
создать дневники наблюдений.
изготовить с детьми маркеры для маркировки разных видов растений.
посеять семена на рассаду (цветочных, овощных, злаковых, водных культур).
осуществить уход за сеянцами;
в течение всего проектного периода заполнять дневники наблюдений.
подготовить участок к посадке растений.
высадка рассады в почву, посев однолетних цветов, овощных культур.
уход (прореживание всходов удаление сорняков, полив, подкормка).
презентация детьми результатов своей деятельности перед другими группами и на конкурсе «Сад чудес», «Красивый город руками детей».
сбор овощных культур, сушка растений, составление гербария, выставки «Дары природы».
использование облагороженной территории ДОУ под различные образовательные задачи:
экологические праздники: «Цветочная полянка», «У водяного в гостях», «Березкины именины».
Экологические акции ”Берегиня”, "Мусор Земле не к лицу!", “Покормите птиц зимой” (Использование плодов с огорода для подкормки птиц).
Экспериментальная деятельность: опыты с водой, «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Рост и развитие растений».
Но что самое интересное обсуждая с детьми водные растения, мы решились на эксперимент: вырастить Розовый лотос из семян. Дети с большим интересом наблюдали за его прорастанием из семян и развитием.

У воспитанников имеется опыт выращивания однолетников в рассадных ящиках. В воде же, через прозрачное стекло, не только происходит наблюдение за ростком, но и затем, что происходит с самим семенем и как появляются корешки. После появления корешков у лотоса, мы с детьми высадили его в контейнеры со специальным грунтом (торф и песок).

Следующий этап - перемещение лотоса в пруд 05 июня 2019 года, после установления температуры воздуха выше + 18 0 C

В течение лета осуществляли наблюдение за ростом растений.

И вели дневник наблюдений. Данную экосистему использовали с детьми как место для наблюдений, игр, релаксации. Но на этом эксперимент не закончился и имеет свое продолжение. Дети задали вопрос: "Сохранится ли лотос зимой?". И для решения этого вопроса мы продлили эксперимент. 09 сентября мы с детьми оставили один лотос в пруду, а другие перенесли в водоем зимнего сада. В течение года наблюдаем и фиксируем изменения в дневник наблюдений. Проект может стать бесконечным, если задуматься о «подселении» к лотосу новых «соседей».

В этом году очередным этапом будет новый проект по оформлению клумбы посвященной «75 лет Победе в ВОВ».

Проектная деятельность по благоустройству территории ДОУ помогла решить задачи по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. А также активизировала творческий потенциал всех участников образовательных отношений, которые создали интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательно-исследовательской деятельностью.

Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!

28-10-2025

Копосова Елена Алексеевна

педагог-организатор государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества»

Заключительное мероприятие проекта «Я – Архангелогородец»

оркестр на сцене оркестр. Входят участники, рассаживаются





фанфары.

фоном музыка.

презентация до слайда «Я-рахангелогор»
№ 15 Добрый день, дорогие друзья!

В далеком 1584 г. по указу царя Ивана Грозного вблизи Михайло-Архангельского монастыря была возведена деревянная крепость, своим величием производившая на прибывающих сюда иностранцев сильное впечатление. Первоначально крепость называлась Новый город, Новый Холмогорский город, Новохолмогоры, Архангельский город, и только затем город получил современное наименование – Архангельск.

Я люблю тебя, город двинских ветров!
Сколько силы в твоих плечах!
Ты по-зимнему холоден и суров,
Сдержан в помыслах и речах.

Кто-то прочь от твоих берегов летит
В край, где ночи всегда темны.
Отпускаешь: «Пусть небо его хранит».
Есть сердца, что тебе верны.

Я люблю тишину твоих долгих зим
И по снегу следы от лыж,
Хмурым утром тумана белесый дым,
Треск дождя по изгибам крыш.

Снова льдины седые несет река,
Птичья стая домой спешит.
Ты качаешь весну на своих руках
Напоенный желаньем жить.

(Зарубина Марина)

оркестр

(луч на участников) Сегодня мы приветствуем участников проекта «Я – Архангелогородец»:

1. Средняя общеобразовательная школа №10, 1В класс

2. Общеобразовательная гимназия №21, 1Б класс

3. Средняя общеобразовательная школа №10, 2В класс

4. Средняя общеобразовательная школа №10, 2Д класс

5. Средняя общеобразовательная школа №20, 2Б класс

6. Средняя общеобразовательная школа №28, 4А класс
музыка фоном Проект «Я – Архангелогородец» привлекает все больше юных горожан. Изучая историю родного края, девчонки и мальчишки:
• Посещали практические занятия, на которых познакомились с историей родного города
• Изучили его символику, совершили экскурсии по памятным историческим местам Архангельска

• Подробнее узнали о жизни и деятельности почетного гражданина города Архангельска Зосимы Калашникова, и познакомились с его историческим и творческим наследием – макетом города на Двине начала прошлого века.
• И узнали еще много чего интересного и познавательного, мы надеемся, что эти занятия приумножили ваши знания, и вы еще больше полюбили наш Архангельск!

след.слайд №16 и остается Вас приветствует Образцовый хореографический ансамбль «Дружба»
«Деревенские забавы»

Полна земля наша северная талантами, и с давних времен славится мастерами да умельцами.
Очень любил северян, наш земляк, художник и сказочник - Степан Григорьевич Писахов.
Вдохновляла его Архангельская земля, северная природа, а особенно люди, их образы, речь! такие разные и самобытные.
Передал он все это в своих сказках, да таких, что все знают и любят.

Кто-то говорит: сказка мол – выдумка, ан нет! Вон и Перепелиха не согласная!

тот же слайд 16 руководитель детского образцового театра кукол «Сюрпирз»
Ольга Владимировна Половцева «Перепелиха»

А еще уже многие годы живет в нашем городе озорник и проказник, весельчак и выдумщик, да вы его тоже знаете, его Шишом кличут!
вон стоит, с трудом молчит, а ведь он молча стоять не может, он только тогда молчит, когда спит! Уж очень поздравить вас хочет. Встречайте:

тот же слайд
№ 16 Детский образцовый театр кукол «Сюрприз» «О Шише»


презентация
викторина.
до слайда
«Архангельск
город воинской
славы» № 29 Дорогие, ребята, сегодня у нас с вами долгожданный, волнительный праздник, осталось вам сдать небольшой экзамен и стать настоящими архангелогородцами!

Сейчас я буду задавать вопросы, вам нужно дружно отвечать на них. Начинаем испытание:
1. Как называется река, на берегах которой стоит Архангельск?
2. Как называли людей, живущих у Белого моря?
3. Назовите фамилию великого русского ученого, нашего земляка?
4. Как называется заповедная пешеходная улица в центре Архангельска?
5. Как называется мыс, историческое место основания города?
6. Как называется музей деревянного зодчества под открытым небом?
7. Назовите имя царя трижды посетившего Архангельск, памятник которому установлен на Набережной?
8. Назовите имя и фамилию известного архангельского сказочника, памятник которому установлен на заповедной улице Архангельска?
9. Какому морскому животному, спасшему в годы Великой Отечественной войны от голода тысячи жизней архангелогородцев, установлен памятник на Набережной?
10. Назовите фамилию автора уникального макета «Старый Архангельск»
11. Назовите почетное звание Архангельска, которым он был удостоен в 2009 году – за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные в борьбе за свободу и независимость Отечества?

Молодцы, вы все справились с таким сложным испытанием, и каждый ученик может с гордостью сказать: «Я – архангелогородец!».
Вам в подарок

след. Слайд № 30 ДОТК «Каприз» «Привет из лета»


Фанфары.

след.слайд
№ 31 Для награждения участников проекта «Я – Архангелогородец» на сцену приглашается заместитель Генерального директора по учебно-воспитательной работе ДДЮТ
Лариса Алексеевна Савченко

слово Л.А. Савченко
фанфары

тот же № 31 На сцену приглашаются все участники проекта вместе с классными руководителями:

1. Средняя общеобразовательная школа №10, 1В класс

2. Средняя общеобразовательная школа №10, 2В класс

3. Средняя общеобразовательная школа №10, 2Д класс

4. Средняя общеобразовательная школа №20, 2Б класс

5. Средняя общеобразовательная школа №28, 4А класс
Вручение дипломов и благодарственных (выдаются значки)
В этом году наш славный город отмечает свой день рождения 29 июня, который по традиции празднуют в последнее воскресенье июня.

Да, и не просто день рождения, а юбилей, красивую, круглую дату! Ребята, а вы знаете, сколько лет исполнится Архангельску? (430 лет) Верно!
А юбиляру принято дарить подарки и цветы!

след. Слайд
№ 17 Встречайте Детский образцовый театр костюма «Каприз» «Цветочный этюд»
торжест-я музыка.

тот же № 31 Ну а теперь настал самый ответственный момент – обряд посвящения в архангелогородцы! Дорогие ребята, просим вас встать, взять значок в правую руку и приложить к сердцу. А теперь мы произнесем клятву, а вы дружно скажете - Клянемся.

Клянемся любить и беречь наш Архангельск, его историю, культуру и природу
КЛЯНЕМСЯ!

Клянемся чтить память и уважать наших выдающихся земляков, КЛЯНЕМСЯ!

клянемся быть достойными представителями нашего города, города воинской славы, КЛЯНЕМСЯ!
Уважаемые, архангелогородцы, прикрепите, пожалуйста, значки, подтверждающие ваше звание, и давайте все вместе, дружно скажем: «Я-архангелогородец!» (присаживайтесь, пожалуйста)

Как много самобытного, родного
Вместил в себя родимый городок!
Он нам дороже города любого —
Большой России малый уголок.

Да, вы архангелогородцы, а значит, предками вашими были поморы! И конечно вы знаете, что основным занятием поморов был рыбный промысел. Трудное это было дело.
«И радость, и горе помору – все от моря».

след.слайд
№ 30 Клуб авторской песни «Камертон» «Рыба-кит»


В этот день желаем вам, дорогие земляки, счастья и здоровья, радости и добра. Ведь только на добрых делах держится мир.

Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта ни пряник, ни конфета.

Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

след.слайд
№ 33 Клуб авторской песни «Камертон» «На доброе дело»

Дорогие ребята, юные архангелогородцы! еще раз поздравляем вас с праздником!
Есть города, у которых все в прошлом, у Архангельска – все в будущем!
Вы наше будущее, потому что историю любого города создают люди, которые его населяют.
Есть в мире города, название которых звучит, как «город ангела». Именно таким является Архангельск, его охраняет и защищает святой Архангел Михаил. Пусть он освещает ваш путь и защищает от всех невзгод.

след. Слайд
№ 34 Встречайте бурными аплодисментами: Образцовый хореографический ансамбль «Дружба» «Ангел летит»

гимн города

след.слайд
№ 35 До свидания, архангелогородцы!
Берегите себя и свой родной город!


05-06-2023

Коротченкова Елена Евгеньевна

Учитель-дефектолог

Новые пути совершенствования профессиональных компетенций учителя-дефектолога

Современное образование требует постоянного развития и обновления профессиональных компетенций учителя-дефектолога. В условиях быстрого технологического прогресса, изменения требований к инклюзивному образованию и необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку, специалистам необходимо искать новые эффективные методы повышения своей квалификации. В данной статье рассматриваются современные направления и инновационные подходы, способствующие профессиональному росту учителя-дефектолога.

Одним из ключевых направлений является использование современных информационных технологий. Онлайн-курсы, вебинары, виртуальные мастер-классы позволяют учителям получать новые знания и навыки в удобное для них время и в любом месте. Такие платформы предоставляют доступ к актуальной методической литературе, видеоматериалам и практическим заданиям, что значительно расширяет возможности для профессионального развития. Например, участие в международных онлайн-семинарах по новым методикам работы с детьми с ОНР или аутизмом помогает учителям быть в курсе последних достижений науки и практики.

Важным аспектом является обмен опытом с коллегами. Создание профессиональных сообществ, участие в конференциях, семинарах и круглых столах позволяют учителям делиться успешными практиками, обсуждать сложные ситуации и находить новые решения. Такой обмен опытом способствует формированию единой профессиональной среды, где каждый специалист может получить поддержку и новые идеи для работы с детьми с особенностями развития.

Не менее значимым является внедрение инновационных методов и технологий в образовательный процесс. Использование интерактивных методов, игровых технологий, сенсорных материалов и современных программных средств помогает сделать обучение более эффективным и интересным для детей с ОНР. Постоянное освоение новых методик требует от учителя-дефектолога постоянного повышения квалификации, что достигается через участие в специализированных тренингах и курсах повышения квалификации.

Еще одним важным направлением является развитие личностных качеств и профессиональной рефлексии. Самоанализ своей деятельности, постановка целей и планирование профессионального роста помогают учителю стать более компетентным и уверенным специалистом. В рамках этого важно развивать навыки коммуникации, терпения, эмпатии и стрессоустойчивости, что особенно важно при работе с детьми с тяжелыми нарушениями.

В условиях современного образовательного пространства особое значение приобретает междисциплинарное взаимодействие. Совместная работа с логопедами, психологами, социальными педагогами и родителями позволяет создавать комплексные программы поддержки детей с ОНР и другими особенностями. Для этого учителю-дефектологу необходимо постоянно расширять свои знания в смежных областях и участвовать в междисциплинарных тренингах.

В заключение, можно отметить, что совершенствование профессиональных компетенций учителя-дефектолога — это непрерывный процесс, требующий активного поиска новых методов, технологий и форм взаимодействия. Постоянное обучение, обмен опытом, внедрение инноваций и развитие личностных качеств позволяют специалисту быть более эффективным, гибким и подготовленным к современным вызовам в области инклюзивного образования. Только так можно обеспечить качественную поддержку детям с особенностями развития и способствовать их успешной социализации и развитию.

01-10-2025

Лопатюк Екатерина Васильевна

учитель начальных классов ГБОУ "Школа № 53 г.о.Донецк" г.Донецк, ДНР


Тема. Части речи.

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Цели: повторить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Части речи», отрабатывать умение распознавать части речи, ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание; развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях; воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Задачи урока:

повторить и закреплять умение распознавать части речи;

отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки;

развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание;

развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях;

воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Познавательные: выполняют задания с использованием материальных объектов, схем; выбирают наиболее эффективный способ решения, строят объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Методы и формы обучения: частично – поисковый; фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы:

Компьютер, проектор, экран, диск «Русский язык. 3 класс», «светофоры», карточки с заданием диска на каждого обучающегося, карточки с заданием на каждую группу, таблица «Части речи».




















Сценарий урока

I. Мотивация к учебной деятельности

У.Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.

II. Актуализация знаний.

1. Работа с пословицей.

У.- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

Слад №1

/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/

У.- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.

2. Минутка чистописания.

У.- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- О чём пословица?

Д. – О мудрости.

У. -Какой первый звук слышим в слове МУДРОСТЬ? С какого звука начинается слово – мудрость?

Д. – Слово мудрость начинается со звука [м].

У. -Дайте характеристику звуку [м] .

Д. – Звук [м] согласный, звонкий, твёрдый, непарный.

У.- Определите тему чистописания.

Слайд № 3

У.- На минутке чистописания мы напишем эту букву. Но прежде выполним пальчиковую гимнастику.


Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – большачок,

А все вместе кулачок.

III. Самоопределение к деятельности.

У.- Прочитайте ещё раз пословицу и подумайте, на какие группы можно разделить слова.

Д. -День, жизни , частичку, мудрости – имя существительное, прибавляет – глагол, нам – местоимение.

У.- Как вы определили?

Д. – Поставили вопрос.

У.- Какое слово у вас осталось? Почему?

Д. – Осталось слово каждый. Эту часть речи мы не знаем.

У.- Какие ещё части речи вы знаете?

IV. Постановка темы и целей урока.

У.- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему урока.

Слайд № 2 /Части речи/

У. - Какие цели мы поставим перед собой?

- На сегодняшнем уроке мы повторим тему «Части речи». Будем совершенствовать наши умения в определении частей речи.

V. Работа по теме урока. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Работа с таблицей «Части речи» (минипроект «Части речи»)

(Работа в парах)

У.- Сейчас мы вспомним всё, что знаем об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Работать будем в парах.

У каждой пары карточки.

/Приложение 1/

У. - Целью работы каждой пары дать характеристику имени существительному, глаголу, прилагательному. Работаем по плану «Юного исследователя».

/На доске плакат/


ЧАСТИ РЕЧИ

Что обозначает?

Вопросы

Роль в предложении

?

Имя существительное





Имя прилагательное





Глагол






Лидеры выходят к доске и прикрепляют на плакат нужную карточку. Каждый лидер рассказывает о своей части речи.

Проблемная ситуация. (Работа в группах)
Слайд №4

У.- Даны слова: печь, пила.

- Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

У. - Придумайте в парах по два предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.

-Ребята ,какие правила мы должны помнить при выполнении задания в группах?

Д. 1. Умеем слушать своего товарища ,не перебивая!

2. Принимаем одно решение!

Самостоятельная работа
У. - Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 )

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Заяц, морковка, сладкий, ягода. 2)Горький, быстрый, бежит, вкусный.
3)играет, гнездо, бежит, берёт.

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
боль - … , … .

У. - Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

У - Проверим свою работу (Самоконтроль)

Слайд № 4

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме.

1. Самостоятельная работа.

Учебник стр. 54 упражнение 90. Взаимопроверка.

2. Индивидуальная работа с карточками. Один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в карточках.

У. - Проверьте работу товарища . / Использование проектора/

У. - Проверьте свою работу.

У. - Оцените себя с помощью «светофора».

IX. Итог урока.

У.- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

Д. - Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

У.- Стали вы мудрее? В чём?

У.- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

У.- Что было трудным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

X. Рефлексия.

У.- Какое у вас настроение в конце нашего урока?

- Оцените свою работу на уроке.

/У каждого на столе кружок самооценки:

Жёлтый – молодец, всё выполнял верно.

Синий - хорошо, но есть ошибки

Красный - допускал много ошибок, нужно ещё поработать.

/На доске оформляется цветик семицветик/

Домашнее задание. Учебник стр. 55, упражнение 91.

























Приложение1



Задания для работы в группе

Выберите , что обозначает ваша часть речи.
Выберите вопросы вашей части речи.
Выберите роль в предложении.
Найдите в предложении вашу часть речи.
Я любуюсь чудесной картиной осеннего леса.

Оформите таблицу на доске.
Подготовьте выступление лидера группы.

Задания для работы в группе

Выберите , что обозначает ваша часть речи.
Выберите вопросы вашей части речи.
Выберите роль в предложении.
Найдите в предложении вашу часть речи.

25-10-2025

Михайлова Оксана Анатольевна

учитель начальных классов ГБОУ города Москвы "Школа № 1212"

Использование искусственного интеллекта в работе учителя начальной школы.
Современные педагогические практики активно развиваются вместе с технологическими достижениями, открывающими перед школой широкие горизонты возможностей. Одним из важнейших нововведений является внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в создание учебных материалов и методов преподавания. Применение интеллектуальных решений оказывает значительное влияние на качество образования в начальной школе, помогая решить ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги и ученики. Эта статья посвящена глубокому рассмотрению особенностей, преимуществ и практических аспектов использования искусственного интеллекта в учебном процессе.
Искусственный интеллект (ИИ) — это совокупность технологий, направленных на моделирование процессов человеческого восприятия, анализа и принятия решений. Для образовательной сферы ключевыми элементами становятся способность обрабатывать большие объемы данных, анализировать поведение пользователей и создавать персонализированные решения. Педагогические специалисты отмечают, что именно такие свойства ИИ имеют огромное значение в начальной школе, где ребенок впервые сталкивается с формальным образованием и адаптируется к новому образу жизни.
1. Основные направления использования ИИ в начальной школе.
1) Адаптация учебной программы под нужды каждого ученика.
Одной из главных трудностей начальной школы является неоднородность уровня подготовки детей. Один ученик легко справляется с заданиями, другому нужны повторение и дополнительное разъяснение. Здесь вступает искусственный интеллект, способный создать индивидуализированные учебные маршруты. Система автоматически анализирует знания и умения ребенка, определяет слабые места и формирует соответствующий контент, позволяющий каждому ребенку двигаться вперед в комфортном для себя ритме. Специализированные цифровые тренажеры используют алгоритм адаптации заданий, повышая сложность лишь тогда, когда ученик уверенно решает предыдущие уровни.
2) Повышение вовлеченности учеников.
Начало школьного пути часто связано с трудностью концентрации внимания и мотивацией к обучению. Интеграция элементов геймификации помогает сделать этот процесс интересным и привлекательным. Благодаря искусственному интеллекту задания становятся яркими, разнообразными и доступными детям разного возраста. Например, виртуальная реальность позволяет проводить экскурсии в музеи, изучать историю, географию и биологию в интерактивной форме. Игровые элементы помогают активнее вовлечь ребенка в процесс познания, развивать критическое мышление и творческие способности.
3) Оценка достижений и выявление слабых мест.
Оценочная деятельность традиционно занимает много времени у преподавателя. Современные инструменты на основе ИИ позволяют мгновенно получать объективную оценку выполненных работ, выставляя баллы и комментируя работу ученика. Это сокращает нагрузку на учителя и повышает точность диагностики. Алгоритм выделяет типичные ошибки, формулирует рекомендации и подсказки, направленные на улучшение понимания ребенком изучаемого материала. Особенно актуально это для предметных областей, таких как математика и русский язык, где стандартизированные подходы к проверке заданий существенно помогают учителю.
4) Поддержка самостоятельности и творчества.
Развитые дети проявляют стремление к самостоятельной исследовательской деятельности. Обучающие системы на основе ИИ предоставляют разнообразные интерактивные среды, позволяющие детям экспериментировать, строить гипотезы и самостоятельно приходить к правильным выводам. Ребенок учится находить необходимую информацию, сравнивать варианты действий и выбирать оптимальный подход к решению поставленной задачи. Кроме того, существуют голосовые помощники, способные объяснить сложное понятие простым языком, дополнить рассказ фактами и примерами из повседневной жизни.
2. Реальные сценарии применения ИИ в ежедневной практической деятельности учителя начальных классов.
1) Электронные дневники и портфолио
Электронные журналы и дневники, поддерживаемые технологиями ИИ, фиксируют каждый этап прогресса ученика, сохраняя подробную статистику успехов и неудач. Эти данные используются учителем для коррекции плана уроков, постановки целей и отслеживания динамики успеваемости. Кроме того, электронное портфолио демонстрирует родителям прогресс ребенка, показывает динамику формирования универсальных компетенций и развивает ответственность у самого ученика.
2) Планирование занятий
Учитель начальных классов может воспользоваться специализированными платформами, чтобы выбрать оптимальные методические приемы и материалы для урока. Умные сервисы анализируют цели урока, профиль учащегося и подбирают подходящий контент, облегчая подготовку учителя и делая занятие более эффективным.
3) Проведение контрольных мероприятий
Контрольные работы, проверочные тесты и экзамены также становятся проще с использованием автоматизированных оценочных систем. Тестовые задания создаются автоматически с учетом уровня трудности, продолжительности и специфики предмета. Таким образом, оценка получается точной и своевременной, экономя драгоценное время учителя.
4) Коррекционная работа
Отдельно отметим роль ИИ в поддержке специальных групп детей с особыми потребностями. Специальные компьютерные программы распознают характерные особенности поведения ребенка, определяют характер затруднений и создают специальные задания, развивающие важные когнитивные навыки.
3. Трудности и риски внедрения ИИ в школу.
Несмотря на очевидные плюсы, внедрение искусственного интеллекта в класс сопровождается определенными рисками и проблемами:
1) Недостаточное техническое оснащение некоторых школ создает препятствия для полноценной реализации цифровых проектов.
2) Некоторые родители испытывают недоверие к инновационным методикам, считая традиционные формы обучения более надежными.
Вопросы этического характера требуют тщательного рассмотрения, ведь любое вмешательство в личную зону ребенка должно происходить исключительно с согласия родителей.
3) Высокая стоимость разработки качественного ПО ограничивает доступность инновационных решений в массовом масштабе.
4. Будущее образования с искусственным интеллектом
Прогресс не остановить, и будущее образование неотделимо от интеграции технологий искусственного интеллекта. Представьте себе школу будущего, где каждый ученик имеет своего персонального помощника, создающего уникальную программу обучения, поддерживающего творчество и инициативу, где каждое задание получает мгновенную обратную связь, а учитель выступает скорее консультантом и наставником, нежели источником готовых знаний.
Такая школа доступна уже сегодня, однако предстоит проделать огромную работу по подготовке педагогических кадров, созданию качественной инфраструктуры и формированию соответствующей культуры среди участников образовательного процесса.
Таким образом, использование искусственного интеллекта в начальной школе обещает стать мощным катализатором позитивных изменений, превращающих обучение в увлекательное путешествие в мир знаний, даря радость открытий и удовольствие от созидательной деятельности.

24-10-2025

Квашнина Дана Владимировна

ГБПОУ "Курганский областной колледж культуры"

Теория цвета в живописи

Цвет — это один из самых мощных инструментов в арсенале художника. Он способен вызывать эмоции, создавать атмосферу, передавать настроение и даже влиять на восприятие формы и пространства. Теория цвета в живописи — это целая наука, изучающая, как цвета взаимодействуют между собой, как они воспринимаются человеком и как их можно использовать для достижения определённых художественных целей.

▎Основы теории цвета

Теория цвета основывается на нескольких ключевых концепциях. Во-первых, существует цветовой круг, который был разработан Исааком Ньютоном в XVII веке. Этот круг иллюстрирует основные цвета: красный, синий и жёлтый, а также их производные — вторичные (зеленый, оранжевый и фиолетовый) и третичные цвета. Цветовой круг служит основой для понимания цветовых гармоний и контрастов.

Во-вторых, важно учитывать три основных свойства цвета: оттенок, насыщенность и яркость. Оттенок — это то, что мы обычно понимаем под «цветом» (например, красный или синий). Насыщенность определяет чистоту цвета — чем выше насыщенность, тем ярче цвет. Яркость же указывает на светлоту или темноту цвета. Эти три свойства позволяют художникам точно передавать свои идеи и эмоции.

▎Психология цвета

Цвета имеют сильное влияние на человеческие эмоции и восприятие. Например, тёплые цвета (красный, оранжевый, жёлтый) ассоциируются с энергией, теплом и радостью, тогда как холодные цвета (синий, зелёный, фиолетовый) часто вызывают чувство спокойствия и умиротворения. Художники используют эти ассоциации для создания настроения в своих произведениях.

Классическим примером является работа Винсента Ван Гога «Звёздная ночь», где использование яркого жёлтого и глубокого синего создаёт контраст, подчеркивающий эмоциональную напряжённость сцены. В то время как жёлтый вызывает чувство радости и надежды, синий цвет создает атмосферу ночи и таинственности.

▎Цветовые гармонии

Цветовые гармонии — это комбинации цветов, которые выглядят эстетически приятно. Существует несколько основных типов гармоний:

1. Монохромная гармония — использование одного оттенка в разных насыщенностях и яркостях. Это создает единое целое и ощущение гармонии.

2. Комплементарная гармония — сочетание противоположных цветов на цветовом круге. Это создаёт сильный контраст и динамику.

3. Аналоговая гармония — использование соседних цветов на круге. Эта схема создаёт более мягкий и плавный переход между цветами.

4. Триадная гармония — сочетание трёх цветов, равномерно расположенных на круге. Это позволяет создать яркий и сбалансированный эффект.

Каждая из этих гармоний может быть использована для достижения различных художественных целей и создания определённого настроения в произведении.

▎Применение теории цвета в живописи

На протяжении истории живописи художники использовали теорию цвета для передачи своих идей. Например, импрессионисты, такие как Клод Моне и Эдгар Дега, применяли яркие цвета и световые эффекты для передачи мгновенных впечатлений от природы. Они использовали технику «кратковременного взгляда», чтобы запечатлеть изменения света и цвета в определённый момент времени.

Современные художники также активно используют теорию цвета. Например, Марк Ротко использовал большие цветовые поля для создания эмоционального воздействия на зрителя. Его работы часто исследуют взаимодействие между цветами и их влияние на восприятие пространства и времени.

▎Заключение

Теория цвета в живописи — это не просто набор правил; это язык, который художники используют для общения с зрителем. Понимание основ цветовой теории позволяет глубже осмыслить произведения искусства и оценить мастерство художника. Цвет способен передавать эмоции, создавать атмосферу и выражать идеи, делая его неотъемлемой частью художественного процесса. В конечном счёте, цвет — это не только визуальный элемент, но и мощное средство самовыражения и коммуникации в мире искусства.

24-03-2025

Мазманян Валерий Григорьевич

ГБОУ Школа № 1912



Личная
гигиена
школьника

Личная гигиена — это совокупность гигиенических правил, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья человека. Она включает в себя несколько разделов:
Гигиена тела. Включает в себя уход за кожей, волосами, полостью рта, органами слуха, зрения.

Гигиена кожи

Пришёл домой, снял обувь, снял верхнюю одежду, надо пройти в ванную комнату и вымыть руки. Руки нужно мыть перед едой, после туалета, после контакта с животными, деньгами, гаджетами, после выноса мусора и так далее.

Рекомендуется использовать жидкое антисептическое мыло.
Сушить руки предпочтительнее бумажными полотенцами, так как они снижают риск повторного загрязнения.
Не рекомендуется полностью заменять традиционное мытье антисептиками — они эффективны только на чистой коже и не способны удалить такие загрязнения, как грязь, жир или органические остатки. Лучше использовать комбинированный подход: первичное мытье с мылом и последующую обработку антисептиком

Правила ухода за кожей подростка
Очищение нужно проводить с помощью специального средства – геля, пенки, мусса. Обычное мыло не подойдёт: агрессивная щелочная среда разрушает защитную липидную плёнку, что может привести к повышению чувствительности, сухости, обезвоживанию кожного покрова. Специальные косметические продукты обычно имеют нейтральный или приближённый к нему pH и благодаря этому оказывают гораздо менее раздражительное воздействие.
Достаточно будет умываться два раза в день: утром и вечером.
Утром необходимо очистить кожу от скопления себума и пота, накопившихся за время сна, а вечером важно избавить её от скопившейся за день пыли и грязи, смешанной с кожным жиром и омертвевшим слоем эпидермиса.
Косметологи советуют после умывания не вытирать лицо полотенцем. Для этого есть несколько причин. Во-первых, при вытирании и растирании тканью влажную кожу легко травмировать.
Во-вторых, при жирной коже со склонностью к акне полотенце может стать источником бактерий. Это приведет к новым воспалениям на лице.


Гигиена волос.
Подросткам рекомендуется мыть голову с учётом типа волос и особенностей кожи головы.

Для мытья головы подросткам подходят специальные шампуни по типу волос.
Для жирных волос — шампуни с салициловой кислотой, экстрактами мяты или цитрусовых, которые помогают регулировать выработку себума.
Для сухих волос — специальные средства для питания и увлажнения.
Перед каждым мытьём использовать расчёску, чтобы убрать излишнюю спутанность.
При намыливании головы выполнять лёгкие массирующие движения — это поможет лучше распределить шампунь, ускорит местное кровообращение и рост волос.
В первую очередь наносить очищающее средство на прикорневую зону, а затем промывать длину полученной пеной.
Использовать тёплую воду — это оптимальный вариант для бережного очищения.
Не выжимать и не расчёсывать влажные пряди — в таком состоянии они слишком хрупкие и могут повредиться при механическом воздействии.
Сушка
После каждого мытья аккуратно промокать волосы полотенцем, чтобы убрать лишнюю влагу.
Для сушки стоит выбирать щадящие методы —тёплый или холодный обдув фена или естественное высыхание.
Слишком горячий воздух может повредить волосы по длине и повысить жирность кожи в прикорневой зоне.


Гигиена полости рта

Чистка зубов
Процедура по уходу за полостью рта должна быть регулярной и осуществляться утром после завтрака и вечером перед сном.
Время чистки зубов – 3 минуты.

Основные средства гигиены полости рта:
Мануальная зубная щетка/ электрическая зубная щетка
Зубная паста (по рекомендации врача – стоматолога)
Профилактическая мануальная зубная щетка должна иметь:
щетину средней степени жесткости;
закругленные и полированные кончики щетинок;
закругленную форму головки размером, соответствующим величине зубов;
небольшую головку, что обеспечивает маневренность в полости рта;
объемную ручку для лучшего удержания щетки в руке.
Для подростков электрическая зубная щетка должна быть:
С профилактической щёткой-насадкой
С двухуровневым расположением щетины
Иметь две степени жесткости – среднюю и мягкую, с индикацией степени износа щетины
С круглой головкой
С умеренной вибрацией
Рекомендуется ополаскиватель полости рта, как дополнительное средство гигиены, т.к. он хорошо очищает межзубные промежутки и обладает дезодорирующим действием. Ополаскиватель должен содержать фторид и не иметь в составе спирт. Полоскать рот в течение 1 минуты, не глотать.
Применение зубных ополаскивателей позволяет уничтожать значительную часть бактерий, остающихся после чистки зубной щеткой. Благодаря улучшению состояния десен снижается риск появления пародонтита и других стоматологических заболеваний. Ополаскиватели для зубов помогают поддерживать их белизну, укрепляют эмаль, борются с образованием зубного камня и предотвращают образование кариеса.

Питание:
Полезные для зубов продукты должны содержать небольшое количество сахара, достаточное количество витаминов и минеральных веществ.

Полезные продукты для зубов
Сырые овощи и фрукты
Орехи, сухофрукты
Молоко, сыр, мясо
Рыба, чай Вредные продукты для зубов
Карамель, леденцы
Сладкие газированные напитки


Кариес
Причиной развития данного заболевания является не регулярная гигиена полости рта или ее отсутствие, употребление высоко углеводистой пищи.
Для профилактики кариеса зубов необходимо периодически посещать стоматолога с целью профессиональной чистки зубов.
Гингивит
Это воспаление десен, которое сопровождается кровоточивостью при чистке зубов. При отсутствии лечения гингивит может вызвать заболевание - пародонтит и привести к потере зубов.
Если нет зубной щётки и пасты, для очищения ротовой полости можно использовать: воду, пищевую соду, соль или жевательную резинку.
Вода
Прополоскать рот — это поможет удалить налёт и остатки пищи.
Сода
Сделать густую кашицу из чайной ложки соды и небольшого количества воды и нанести её на зубы и дёсны. Сода удаляет налёт, отполирует поверхность зубов, нейтрализует повышенную кислотность в полости рта.
Соль
Растворить 1–2 чайные ложки соли в стакане тёплой воды. Затем погрузить в солёную воду палец, бумажное полотенце или салфетку и чистить зубы. Ещё можно использовать солёную воду для полоскания рта после чистки.
Жевательная резинка
Частично снять налёт с жевательной стороны зубов: мелкие фрагменты пищи прилипают к вязкой основе.
Стимулировать слюноотделение, которое омывает зубы и труднодоступные места полости рта.
Выбирать резинки без сахара с ксилитом — лучше, если вместо сахара используется ксилит, который подавляет рост кариесогенных бактерий.
Жевать резинку не более 10 минут после еды, когда нет возможности почистить зубы. Долгое жевание (более 15 минут) может вредить височно-нижнечелюстному суставу.
Гигиена ногтей
.
Гигиена ногтей важна так как под ногтевыми пластинами скапливается много грязи и микробов, которые могут вызвать инфекционные заболевания. Также короткие ногти меньше ломаются и более удобны.
Правила
Регулярно подстригать ногти на руках и ногах.
Лучше стричь ногти после принятия ванны или душа, когда они мягкие и податливые.
Стричь ногти нужно строго поперёк, избегая излишне закруглённых концов, которые могут привести к врастанию ногтей.
Грубые края ногтей желательно обрабатывать пилкой.
Нельзя обрезать кутикулы, поскольку они защищают корень ногтевой пластины.

Гигиена ног

Регулярно мыть ноги тёплой водой, особенно после физической активности. Для мытья использовать мягкий гель для душа или мыло с нейтральным pH. После мытья ноги нужно тщательно высушить, особенно кожу между пальцами.
Периодически использовать пемзу или пилку, чтобы удалить омертвевшие клетки и улучшить текстуру тканей. Раз в неделю также можно использовать скраб или пилинг-скатку.
После каждого мытья наносить на кожу ног увлажняющий крем, молочко или лосьон. Это поможет предотвратить сухость и раздражение. В зимний период выбирать более плотные текстуры, а в летний — более лёгкие.
Проводить массаж ног с использованием масла или лосьона, чтобы улучшить кровообращение. Это поможет уменьшить отёчность, улучшить цвет кожи и общее состояние ног.
Поддерживать ногти в хорошем состоянии. Регулярно стричь ногти и следить за их чистотой. Не оставлять ногти слишком длинными, чтобы избежать травм и риска развития грибковой инфекции.
Использовать удобную обувь. Избегать моделей, которые сжимают или натирают ноги. Также стоит избегать тесные модели и слишком высокие каблуки, чтобы избежать перенапряжения мышц и связок в ногах.
Ежедневно менять носки.

Гигиена зрения

Поддержание чистоты. Умываться нужно минимум два раза в день, а также после возвращения с улицы.
Защита от переутомления. Рекомендуется регулярно делать перерывы, при появлении ощущения сухости — закапывать глазные капли. Также снизить переутомление помогает правильное освещение и положение тела.
Защита от травмирования. Во время занятий спортом или работы в опасных условиях используют специальные средства для защиты зрения. Используют солнцезащитные очки для исключения негативного влияния на сетчатку ультрафиолетовых лучей.
Правильный микроклимат. Сухость, вызванная пересушенным воздухом из-за работы кондиционера или обогревателей, негативно влияет на здоровье. Обеспечивают достаточный уровень влажности с помощью увлажнителя воздуха, также по рекомендации офтальмолога можно использовать препараты со свойствами искусственной слезы.
Регулярное посещение офтальмолога.

Правильная работа за компьютером
Монитор должен находиться на уровне глаз или чуть ниже — это позволит смотреть на экран, не наклоняя голову вперёд или назад. Расстояние до экрана — примерно 45–75 см. Если используется несколько мониторов, расположить их так, чтобы минимизировать повороты головы.
Освещение
Избегать яркого света, отражающегося от экрана, — использовать мягкое, рассеянное освещение.
Яркость экрана должна соответствовать уровню освещения в комнате — если экран слишком яркий или тусклый по сравнению с окружающей обстановкой, это может вызвать напряжение глаз.

23-10-2025

Овсянникова Маргарита Васильевна

учитель-логопед

РАЗВЛЕЧЕНИЕ-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ПРАВИЛЬНОЙ И ЧИСТОЙ РЕЧИ.
Возраст: старшая группа
Образовательные задачи:
• уточнение и обогащение словарного запаса
• развитие общей моторики;
• развитие мышления, внимания, памяти.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Закрепление навыков языкового анализа;
• формирование пространственной ориентировки;
• развитие чувства ритма, сочетание движений тела с музыкой;
• подготовка к обучению грамоте;
• развитие слухового внимания.
Воспитательные задачи:
• воспитывать умение детей работать в коллективе.
Предварительная работа:
• разучивание текстовых материалов с детьми;
• изготовление необходимых атрибутов, фишек, карточек;
Оборудование: Предметные картинки для проведения игр. Оборудование для воспроизведения мультимедийной презентации, аудио.
ХОД.
Логопед:
-Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались , чтобы отправиться в путешествие по городу «Чистой и Правильной речи».
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
А днем не забыть:
«Добрый день пожелать»
И что- то хорошее маме сказать.
Логопед:
- В путешествие по городу «Чистой речи» отправляются 2 команды:
1 команда: команда «Знайки»:
Девиз «Говори всегда красиво, смело и неторопливо».
2 команда: команда «Грамотеи»:
Девиз «Красиво говоришь – приятно слушать».
Логопед: Да, красивую речь приятно слушать. Мы предлагаем отправиться по городу Правильной и чистой речи и узнать много нового и интересного о нем. А мы будем вашими экскурсоводами. На каждой остановке нам будут приготовлены сложные задания. Вы не боитесь трудностей? (нет). Но прежде чем отправиться в путешествие, вспомним секреты правильной и красивой речи, а поможет нам в этом
Цветик-Речецветик
(Ведущий показывает на цветок, размещенный на доске. Логопед показывает лепесток, дети хором отвечают).
УХО - Слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя.
РУКА – С пальчиками мы играем, лучше речь мы развиваем.
ГУБЫ - Губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.
ЯЗЫК - Язычком своим играем, напрягаем, выгибаем.
Теперь вы готовы отправиться вместе с нами?
Дети. Да.
Логопед: Путешествовать мы будем на автобусе ( на экране появляется автобус).
Логопед . Что-то наш автобус не хочет ехать. Нужно проверить все механизмы.
- Заводим автобус все вместе: ДРРРР, ДРРРР.
- Не завелся автобус, почему? Нужен бензин, открываем бак: КККККК
- Наливаем бензин: ЖЖЖЖЖЖЖ
- Закрываем бак: ККККК
- Заводим мотор: ДРРР,ДРРРР.
- Снова не заводится. Почему? ( нужно шины подкачать)
- Берем в руки насосы: ССССССС
- Заводим автобус: ДРРРРР
- Не заводится. Почему? ( стекла нужно протереть)
- Включаем дворники: ЩЩЩ- ЩЩЩЩ
- Заводим автобус: ДРРР, ДРРРР.
- Завелся автобус. Поехали!
Логопед. Вот автобус, он нас ждёт,
В путешествие зовёт,
В город речи попадём,
Что - то новое найдём.
Песенка – Автобус.
1. Первая остановка «ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ».
(на экране язычок)
Логопед . А кто живет в этом домике?
Логопед. В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Логопед. Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
Звуки громко называть.
Логопед. Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
Жили-были звуки
В одной логонауке.
Логопед. Поутру они вставали,
Сразу дружно повторяли.
Так весь день они трудились.
Говорить они учились.
- Назовите звуки и слова, которые начинаются на эти звуки.
1. ребенок Звук «С» улыбался,
С горочки катался.
Ветерок, дуй холодней,
Выдувай звук «С» скорей! «С-с-с-с!»
2. ребенок Самолет, совок, сова.
Вот со звуком «С» слова:
Сом, носок, скамья, станок.
Правильно сказать я смог!
3.ребенок Зайка, зонт, забор, заноза.
Кузнецы, замок, мимоза.
Ваза, азбука, вокзал.
Я звук «З» в словах сказал.
4.ребенок А теперь сильней подуем,
Звук «Ш» выдуем.
Труды даром не прошли,
Звуки мощные пошли.
5.ребенок Шапка, шайба, кошка, мышка.
У Наташки кот в штанишках.
Мышеловка, душ, шуметь.
Научился я «шипеть».
6.ребенок «Л» - наигрался,
И за дело взялся.
Сделал быстренько седло,
И помчался на село.
7.ребенок Лапа, лампа, булава -
Вот со звуком «Л» слова.
Лодка, лужа, лыжи, слава.
Из вулкана льется лава.
8.ребенок Рыба, руки, рынок, роза.
Тридцать градусов мороза.
Абажур, картина, рама.
Я «рычать» умею, мама!
Снова отправляемся в путь ( на экране автобус, звучит песенка).
Впереди нас ждут новые задания.
2. Остановка «СЛОВЕЧКИ –ЧЕЛОВЕЧКИ»
Упражнение «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ».
Нужно назвать слова наоборот ( дети отвечают по очереди).
• Сахар сладкий, а лук …. (горький)
• Дорога широкая, а тропинка …. (узкая)
• Пластилин мягкий, а камень ….(твердый)
• Чай горячий, а мороженное … (холодное)
• Заяц бежит быстро, а черепаха ползет (медленно)
• Днем светло, а ночью ….(темно)
• Звери бывают смелые и ….(трусливые)
• Слон большой, а мышка…(маленькая)

Упражнение «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Логопед. Гладко, плавно лился стих.
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает,
Слова не хватает.
Логопед. Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть -
Подскажи словечко.
1.Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Как ее зовут? (ворона)
2.Самолетик легкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо - (стрекоза)
3.На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (эскимо)
4. Не будильник, а звонит,
Не приемник - говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, (телефон)
Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.
Снова отправляемся в путь ( на экране автобус, звучит песенка).

3. Остановка «ПОВАРСКАЯ».
Логопед.
- Кто такие повара? ( люди, которые готовят еду)
- Какие ваши любимые блюда? ( дети называют свои блюда)
Логопед.
Игра «Собери части».
Логопед - Повара приготовили несколько блюд. Чтобы узнать какие, нужно правильно соединить части. ( в игре участвует 4 ребенка)
Игра « Повара».
Кто быстрее приготовит блюдо - компот и борщ ( по 2 ребенка).
Вам нужно выбрать необходимые продукты для блюда. Раз, два, три – игру начни!
( Дети выбирают картинки овощей и фруктов, размещают в кастрюле).
- Как одним словом можно назвать продукты, которые вы положили в борщ? (овощи)
- Как называются продукты, которые вы положили в компот? (фрукты)
Продолжаем наше путешествие. Отправляемся в путь ( на экране автобус, звучит песенка).
4. Остановка «МУЗЫКАЛЬНО-РАЗМИНОЧНАЯ»
Дети выполняют разминку под музыку.
5. Остановка «ТАРАТОРКИНА»
Логопед. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро говорить - тараторить! Каждая команда по очереди будет проговаривать скороговорку. Кто-то из ребят расскажет поговорку.

1. ребенок Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Ребенок. Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Белые бараны били в барабаны.
- Купила бабуся бусы Марусе!
- Баран Буран залез в бурьян.
- Проворонила ворона вороненка.
- У Кондрата куртка коротковата.
- В поле Фрося полет просо.
- У елки иголки колки.
- Молодцы! Вы смогли проговаривать сложные скороговорки.
Отправляемся в путь ( на экране автобус, звучит песенка).

5 Остановка «Литературная».
Логопед.- Ребята, в вы любите сказки? - За что вы любите сказки?
( в них происходят чудеса, добро побеждает зло, много приключений, радуешься добрым героям, учат добру, честности, справедливости).
- Сейчас мы выясним, хорошо ли команды знают сказочных героев?
1.Логопед. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор...
(Айболит)
2. Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? — ...
(Буратино)
3. У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди)
4.Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался...
(Колобок)
5.Появилась девочка

23-10-2025

Биримжанова Зураж Хайреддиновна

Учитель

«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
(Е.Ильин)


Принципы единства воспитательной и учебной деятельности на уроках
«Вода. Уникальность воды»
Начало урока для учащихся – момент резкого перехода от общения со сверстниками во время перемены к совсем Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.
Сев в лодку, путник заметил, что на вёслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».
— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. — А зачем?
— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
— Иногда случалось, что я думал о чём-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
— Вот и сделал надпись на вёслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.
О чем притча?
Первостепенная задача, стоящая перед современной школой – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный процесс, формирующий гармонически развитую личность, готовую к дальнейшему самостоятельному саморазвитию и воспитанию соответствующим эталонам общества.
Урок для школьника, не просто форма организации, а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя - сделать так, чтобы каждый урок стал полноценным общением, продуманным взаимодействием, направленным на формирование отношений учителя и учеников и каждого из них друг с другом.
Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, что он должен знать, какими навыками овладеть?»
Содержание предмета учителя всегда «отходит» на второй план. Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов и степени обучения. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.
Важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей.
Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, исходя из опыта работы:
Создание проблемной ситуации
 Урок немецкого языка 7 класс тема «Umwelt», а сейчас использую на уроках ФГ В 5-классах другой деятельности – упорядоченной, деловой, интеллектуальной.
Внимание! Чёрный ящик! Предлагаю вам угадать, что в нём находится.
- В чёрном ящике находится то, запасы чего с каждым годом истощаются и виной тому – деятельность человека. Если вообразить мировой океан бассейном, то этого там будет всего столовая ложка. Если семья сэкономит хотя бы пятую часть от того, что она использует сейчас, то этим можно будет за год наполнить озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Что в чёрном ящике?
- Внимание, правильный ответ: пресная вода.
- А как вы экономите воду?
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
 Один из способов «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка».
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
 ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ прием «Реклама» 5 класс ФГ
 ПРИЕМ КЛАСТЕР
 Mind map(интеллекткарт)Работы с лексическим материалом; 2. Работы с грамматическим материалом (можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания); 3. Работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текста); 4. Обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор; 5. Повторения изученного материалы. 6. Представления результатов проектной деятельности
Групповая работа обучающихся (обобщение темы)
1 этап:
Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной проблемой
Построение каждым участником собственной интеллект-карты
2 этап:
Обсуждение интеллект-карты в малых группах
Составление групповой интеллект-карты
Составление первой редакции коллективной интеллект-карты
3 этап:
Повторное извержение ассоциаций каждым участником группы
Коррекция индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
Обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт
Подготовка второй редакции коллективной интеллект-карты
5 этап:
Сравнение карт двух редакций
Построение финальной редакции
Коллективный анализ интеллект-карты
Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.
• Метод Фишбоун»
• Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
• Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
• Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
• Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

 Воспитание, как и обучение, невозможно без мотивации.
- Посмотрите внимательно на этих людей и скажите, что общего между ними? Что их объединяет?
Павел Дуров
Один из создателей социальной сети «ВКонтакте» и одноимённой компании, мессенджера Telegram и других проектов.
Сергей Галицкий
Общественный деятель, основатель и совладелец крупнейшей розничной сети «Магнит». Президент и владелец футбольного клуба «Краснодар».
Илья Попов
Продюсер, является одним из основателей и председателем совета директоров группы компаний «Рики», соавтором идеи сериала «Смешарики» и президентом Ассоциации Анимационного Кино России.
(- Чего добились эти люди в своей сфере деятельности и как это можно назвать одним словом?
- Можно ли сказать, что это успешные люди? Почему?)
- Что такое успех? Давайте посмотрим определение в словаре.
УСПЕХ 1. Удача в достижении чего-нибудь. 2. Общественное признание. 3. Хорошие результаты в работе, учёбе.
(Словарь С.И.Ожегова)
Какие качества мы должны воспитывать в наших детях, чтобы в будущем они стали успешными людьми?
Практическая часть. Создание и защита проектов «Успешный ученик» (Работа в группах)
Задание для групп:
- Я предлагаю вам создать и защитить проект «Успешный ученик». Перед вами схематично изображён человек.

- Вы можете оживить человека, например, дать имя, дополнить портрет деталями. Определите, какой он будет. Для этого выберите из предлагаемого списка 5 самых значимых, по вашему мнению, качеств, присущих успешному ученику. Список качеств, несомненно, можно продолжить, вы можете добавить свои варианты. На выполнение задания 5 минут.
Каждая группа защищает свой проект.
- Есть ли качества, которые совпали у групп? ( Судя по мнению групп, чтобы быть успешным, надо обладать, например, трудолюбием)
- Считаете ли вы себя успешным человеком? Какое качество, по вашему мнению, у вас наиболее сильно развито, а над каким нужно ещё поработать?
- Не откладывайте в «долгий ящик» работу над этими качествами, как сказал Джимми Дин: «Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса:
Почему? А почему бы и нет? Почему бы и не я? Почему бы и не прямо сейчас?»

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.(Ф.Тютчев)

18-09-2025

Каёхтин Алексей Александрович

ИСПО ПГТУ – филиал НИУ МГСУ

Россия занимает огромную территорию в Восточной Европе и Северной Азии. Граничит с множеством стран и омывается водами 13 морей. Такое географическое разнообразие формирует уникальный климат и природу.
Природа России поражает своим многообразием. Здесь можно увидеть всё: величественные горы, глубочайшие озера, бескрайние леса, жаркие пустыни и живописные побережья.
История России богата событиями и героями. От древних княжеств до могущественной империи, Россия прошла долгий и сложный путь, оставив неизгладимый след в мировой истории.
Русская культура уникальна и самобытна. Она сочетает в себе элементы восточной и западной цивилизаций. Литература, музыка, живопись, архитектура – всё это является нашим бесценным наследием
Русская литература оказала огромное влияние на мировую культуру. Произведения Пушкина, Достоевского, Толстого и Чехова переведены на множество языков и до сих пор пользуются огромной популярностью.
Русская музыка – это мир эмоций и переживаний. От величественных симфоний Чайковского до современных рок-групп, российская музыка продолжает вдохновлять и восхищать.

Поиск