03-09-2025
Васильева Татьяна Валериевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»
Доклад по теме: «Проектная деятельность по благоустройству территории ДОУ - как эффективное средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста».
Свое выступление хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: “Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
Проект  по благоустройству территории ДОУ существует с 2017 года.
Первым этапом проекта стала оформление клумбы «Цветочная корзина».
В 2018 году в рамках сетевого взаимодействия с учреждением дополнительного образования Центром экологии, краеведения и туризма, была реализована дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для дошкольного возраста «Вокруг света». Итоговым мероприятием стал проект «Декоративный цветочно-овощной огород» в виде солнца.
В этом же году родилась идея по оформлению новой клумбы, проект назывался «Палитра», который занял 2 место в Краевом смотре-конкурсе ландшафтных проектов «Гео-декор» в номинации «Сад чудес», и детский сад в качестве подарка получил пластиковую емкость для водоема.
Так у нас возникла идея об обустройстве  в детском саду новой экосистемы, которая позволила расширить представление дошкольников о водоеме.
 В связи с этим был  разработан проект по созданию искусственного пруда, который получил название «Наедине с природой».
Целью наших проектов является формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через проектную деятельность по благоустройству территории ДОУ.
Задачи: Для детей:
Получить научную информацию  по теме.
Формировать  культурные способы самостоятельного приобретения представлений по интересующей теме.
Провести эксперименты и исследования.
Оформить выводы по полученным результатам.        
Для родителей: 
Создать условия для экспериментально-опытнической деятельности ребёнка.
Формировать активную позицию  деятельного участника.
Воспитывать бережное отношение к собственным результатам труда и труду        детей.
Расширять и обогащать практический опыт детей.
Для педагогов: (Все прочитать)
Развивать проектную культуру в области ландшафтного дизайна.
Активизировать познавательный интерес ребёнка личным примером  участия в образовательном экологическом проекте ДОУ.
Совершенствовать  организацию  экологического пространства территории детского сада.
     Алгоритм работы с проектом:
Разработать совместно с педагогами, воспитанниками и родителями экологический проект (изучить литературу, выбрать и  разработать эскиз, составить план-схему,  приобрести семена).
Провести практико-ориентированные мероприятия по реализации проекта:
познакомить детей с сортовым разнообразием растений.     
создать дневники наблюдений.
 изготовить с  детьми маркеры для маркировки разных видов растений.
посеять семена на рассаду (цветочных, овощных, злаковых, водных культур).
осуществить уход за сеянцами;
 в течение всего проектного периода заполнять дневники наблюдений.
подготовить участок к посадке растений.
высадка рассады в почву, посев однолетних цветов, овощных культур.
уход (прореживание всходов удаление сорняков, полив, подкормка).
презентация детьми результатов своей деятельности перед другими группами и на конкурсе «Сад чудес»,  «Красивый город руками детей».
сбор овощных культур, сушка растений, составление гербария, выставки «Дары природы».
использование облагороженной территории ДОУ под различные образовательные задачи:
экологические праздники: «Цветочная полянка», «У водяного в гостях», «Березкины именины».
Экологические акции ”Берегиня”, "Мусор Земле не к лицу!", “Покормите птиц зимой” (Использование плодов с огорода для подкормки птиц).
Экспериментальная деятельность: опыты с водой, «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Рост и развитие растений».
Но что самое интересное обсуждая с детьми  водные растения, мы решились на эксперимент: вырастить  Розовый лотос из семян. Дети с большим интересом наблюдали за его прорастанием из семян и развитием.
  У воспитанников имеется  опыт  выращивания однолетников в рассадных ящиках.  В  воде  же, через прозрачное стекло, не только происходит наблюдение за ростком, но и затем, что происходит с самим семенем и как появляются корешки. После появления  корешков у лотоса, мы с детьми высадили его в контейнеры со специальным грунтом  (торф и песок).
Следующий  этап -  перемещение лотоса   в пруд 05 июня 2019  года, после установления температуры воздуха выше + 18 0 C
  В течение лета осуществляли  наблюдение за ростом растений.
 И вели дневник наблюдений. Данную экосистему использовали с детьми как место для наблюдений, игр, релаксации. Но на  этом эксперимент не закончился и имеет свое продолжение. Дети задали   вопрос:  "Сохранится ли лотос зимой?". И для решения этого вопроса мы продлили   эксперимент. 09 сентября мы с детьми оставили один лотос в  пруду, а другие перенесли в водоем зимнего  сада. В течение года  наблюдаем  и фиксируем изменения в дневник наблюдений. Проект может стать бесконечным, если задуматься о «подселении»  к лотосу новых «соседей».
В этом году очередным этапом будет новый проект по оформлению клумбы посвященной «75 лет Победе в ВОВ».
Проектная деятельность по благоустройству территории ДОУ помогла решить задачи по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. А также активизировала творческий потенциал всех участников образовательных отношений, которые создали интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательно-исследовательской деятельностью.
Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!
