23-10-2025
Биримжанова Зураж Хайреддиновна
Учитель
«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
(Е.Ильин)
Принципы единства воспитательной и учебной деятельности на уроках
«Вода. Уникальность воды»
Начало урока для учащихся – момент резкого перехода от общения со сверстниками во время перемены к совсем Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.
Сев в лодку, путник заметил, что на вёслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».
— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. — А зачем?
— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
— Иногда случалось, что я думал о чём-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
— Вот и сделал надпись на вёслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.
О чем притча?
Первостепенная задача, стоящая перед современной школой – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный процесс, формирующий гармонически развитую личность, готовую к дальнейшему самостоятельному саморазвитию и воспитанию соответствующим эталонам общества.
Урок для школьника, не просто форма организации, а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя - сделать так, чтобы каждый урок стал полноценным общением, продуманным взаимодействием, направленным на формирование отношений учителя и учеников и каждого из них друг с другом.
Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, что он должен знать, какими навыками овладеть?»
Содержание предмета учителя всегда «отходит» на второй план. Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов и степени обучения. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.
Важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей.
Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, исходя из опыта работы:
Создание проблемной ситуации
Урок немецкого языка 7 класс тема «Umwelt», а сейчас использую на уроках ФГ В 5-классах другой деятельности – упорядоченной, деловой, интеллектуальной.
Внимание! Чёрный ящик! Предлагаю вам угадать, что в нём находится.
- В чёрном ящике находится то, запасы чего с каждым годом истощаются и виной тому – деятельность человека. Если вообразить мировой океан бассейном, то этого там будет всего столовая ложка. Если семья сэкономит хотя бы пятую часть от того, что она использует сейчас, то этим можно будет за год наполнить озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Что в чёрном ящике?
- Внимание, правильный ответ: пресная вода.
- А как вы экономите воду?
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Один из способов «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка».
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ прием «Реклама» 5 класс ФГ
ПРИЕМ КЛАСТЕР
Mind map(интеллекткарт)Работы с лексическим материалом; 2. Работы с грамматическим материалом (можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания); 3. Работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текста); 4. Обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор; 5. Повторения изученного материалы. 6. Представления результатов проектной деятельности
Групповая работа обучающихся (обобщение темы)
1 этап:
Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной проблемой
Построение каждым участником собственной интеллект-карты
2 этап:
Обсуждение интеллект-карты в малых группах
Составление групповой интеллект-карты
Составление первой редакции коллективной интеллект-карты
3 этап:
Повторное извержение ассоциаций каждым участником группы
Коррекция индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
Обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт
Подготовка второй редакции коллективной интеллект-карты
5 этап:
Сравнение карт двух редакций
Построение финальной редакции
Коллективный анализ интеллект-карты
Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.
• Метод Фишбоун»
• Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
• Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
• Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
• Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Воспитание, как и обучение, невозможно без мотивации.
- Посмотрите внимательно на этих людей и скажите, что общего между ними? Что их объединяет?
Павел Дуров
Один из создателей социальной сети «ВКонтакте» и одноимённой компании, мессенджера Telegram и других проектов.
Сергей Галицкий
Общественный деятель, основатель и совладелец крупнейшей розничной сети «Магнит». Президент и владелец футбольного клуба «Краснодар».
Илья Попов
Продюсер, является одним из основателей и председателем совета директоров группы компаний «Рики», соавтором идеи сериала «Смешарики» и президентом Ассоциации Анимационного Кино России.
(- Чего добились эти люди в своей сфере деятельности и как это можно назвать одним словом?
- Можно ли сказать, что это успешные люди? Почему?)
- Что такое успех? Давайте посмотрим определение в словаре.
УСПЕХ 1. Удача в достижении чего-нибудь. 2. Общественное признание. 3. Хорошие результаты в работе, учёбе.
(Словарь С.И.Ожегова)
Какие качества мы должны воспитывать в наших детях, чтобы в будущем они стали успешными людьми?
Практическая часть. Создание и защита проектов «Успешный ученик» (Работа в группах)
Задание для групп:
- Я предлагаю вам создать и защитить проект «Успешный ученик». Перед вами схематично изображён человек.
- Вы можете оживить человека, например, дать имя, дополнить портрет деталями. Определите, какой он будет. Для этого выберите из предлагаемого списка 5 самых значимых, по вашему мнению, качеств, присущих успешному ученику. Список качеств, несомненно, можно продолжить, вы можете добавить свои варианты. На выполнение задания 5 минут.
Каждая группа защищает свой проект.
- Есть ли качества, которые совпали у групп? ( Судя по мнению групп, чтобы быть успешным, надо обладать, например, трудолюбием)
- Считаете ли вы себя успешным человеком? Какое качество, по вашему мнению, у вас наиболее сильно развито, а над каким нужно ещё поработать?
- Не откладывайте в «долгий ящик» работу над этими качествами, как сказал Джимми Дин: «Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса:
Почему? А почему бы и нет? Почему бы и не я? Почему бы и не прямо сейчас?»
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.(Ф.Тютчев)
