Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

11-02-2024

Воробьева Ольга Николаевна

Воспитатель МДОУ "Детский сад №3 "Умка", р.п.Тоншаево Нижегородская обл.

Возможности РППС обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:
• информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
• занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
• деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).
Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя плакаты или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание Google-презентаций с родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми. Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретной педагогической задачи.
Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег. При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетноролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков. Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т.п.), необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».
Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде. Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:
• деньги, нарисованные детьми;
• картотека загадок;
• книги художественные и научно-популярные, комиксы;
• аудиотека;
• альбом: пословицы и поговорки в картинках;
• медиатека из презентаций;
• медиатека интерактивных игр;
• медиатека мультфильмов;
• альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
• карточки о профессиях;
• дидактические игры;
• кроссворды;
• ребусы;
• лабиринты тематические;
• игры-путешествия;
• банковские карты;
• ненастоящие деньги;
• банкомат; 12
• металлические устаревшие деньги;
• альбом «Эволюция денег»;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др. В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами). Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.
Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Список литературы
1. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9 – 2018 – С. 6–16.
2. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. – № 1 – 2018 – С. 21–29.
3. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. –№ 2 – 2018 – С. 27–39.
4. Гуцул В.Ф. Дидактические игры и задания на развитие логического мышления и воображения старших дошкольников//Воспитатель ДОО. – 2017 – № 10 – С. 49–52.
5. Иванова А.И., Аверина исследовательского развития дошкольников//Методист ДОУ. – 2016 – № 18 – С. 30–41.
6. Комардина Т.В., Чигина О.А. Моделирование в формировании элементарных математических представлений у дошкольников//Воспитатель ДОУ. – 2016 – № 9 – С. 107–108.
7. 27 Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы//Дошкольное воспитание. – № 2 – 2018 – С. 22–26.
8. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание//Дошкольное воспитание. – 1995 – № 8 – С. 17–24.
9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2005 – 254 с.

02-12-2024

Лахманенко Наталья Павловна

Педагог-организатор, МБУДО "ЦДТ "Радуга", город Бузулук

Сценарий «Мама, Милая мама».
.От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею всё сообща,
За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.



В: Добрый день, дорогие друзья! Нам очень приятно видеть вас всех в этом зале! Особенно приятно видеть здесь мам, ведь именно в вашу честь мы организовали это мероприятие! Сегодня мы отмечаем День Матери! - самый значимый, самый добрый, самый нежный и самый ласковый – праздник наших мам. Этот праздник напоминает нам о великой миссии женщины-матери — продолжательнице человеческого рода. В этот день ей дарят цветы и улыбки, выражают свою любовь и уважение. И это лишь малость из того, чем мы обязаны самому дорогому человеку — маме.

Любите маму, маленькие дети,
Ведь без неё так трудно жить на свете,
Её внимание и, ласку и заботу,
Вам не заменит посторонний кто-то.
Любите маму, юные подростки
Она — ваш ствол, а вы — её отростки,
Одна она, лишь любящая мама,
Поймёт всегда вас — чад её упрямых

И дети взрослые, всегда любите маму,
На нежные слова ей не скупитесь,
Дорога к ней — сродни дороге к Храму,
И в дом, входя, ей в ноги поклонитесь.
Любите маму, взрослые и дети,
Родней её — нет никого на свете!

Стихотворение «Милая мама» читает

Хабибуллин Роман

Прекрасных слов ты не найдёшь на свете,
Которых можно бы собрать
В букет цветов,
И чувства эти
Одним лишь словом
Все назвать.

Мой ангел, нежная душа!
Цветов любви и доброта.
О мама, милая моя!
Одна лишь ты
Поймёшь меня.

Согреешь в холод, непогоду,
Обнимешь нежною рукой,
Поможешь справиться с бедой,
Укроешь от любых ненастий.
Ты лучик мой, ты моё счастье!
Я дорожу тобой одной.
В: Празднование Дня Матери началось еще в Древнем Риме, когда люди славили богиню земли и плодородия. В христианстве этот праздник связан с чествованием Покровы Божьей Матери. С 1998 года в России в последний воскресный день ноября празднуется День Матери, Хранительницы очага. Это своеобразный день благодарения, выражения любви и уважения мамам. Они дали нам жизнь, ласку и заботу, согрели любовью. Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Во многих странах отмечается День матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают для них праздник.
В: Сейчас, предлагаю нашим мамам отгадать название цветка. Этот цветок называют сестрой милосердия. Его народные названия: поповник, белоголовник, Иванов цвет. Этот цветок считается символом России.
– Правильно, ромашка.
Наша волшебная ромашка поможет узнать вам особенности вашей внешности и характера. Сорт этой ромашки называется “Самая– самая”.
Мамы отрывают лепестки цветка, на которых записано:
Самая обаятельная
Самая привлекательная
Самая заботливая
Самые красивые глаза
Самая очаровательная улыбка
Самая-самая добрая
Самая ласковая
Самая хозяйственная
Самое щедрое сердце
Самая обворожительная.

Сейчас для Вас споет Валерия Перунова песню «Девочка с планеты Земля»

Конкурс «Портрет мамы»
Ваши любимые детки подготовили сюрприз, нарисовали портреты своих мам . Предлагаю мамам отгадать, где их портреты

«Танцевальный батл»
команд мам и детей под музыкальную нарезку из песен

Сейчас для Вас дорогие мамы стихотворение «Моя мамочка самая
лучшая» прочтет Лахманенко Кирилл

Моя мамочка самая лучшая
Я ее очень-очень люблю.
Она добрая, милая, славная,
Ей добра пожелать я хочу!

Моя мама заботой согреет
И от бед всех меня оградит.
Моя мама меня пожалеет
И любую промашку простит!

Моей маме сейчас пожелаю,
Чтобы грусти не знала она,
Чтобы мама моя улыбалась,
Что счастливою мама была!

Конкурс "Веникобол"
(участвуют команда мам и детей)
Каждой команде выдается веник, а каждому игроку, воздушный шар. На расстоянии перед каждой командой ставится корзина. Победа засчитывается команде, которая больше и быстрее заметет шаров в корзину.
Конкурс
Кулинарные Загадки
Хлебный напиток, «А» в середине. (Квас)
Из муки с вареньем, «Г» в конце. (Пирог)
Из муки с изюмом и дырочкой, «Д» в середине. (Крендель)
Корзиночка из муки, «Е» в середине. (Кекс)
Самый сладкий, «Ё» в середине. (Мёд)
Сладкое, фруктовое, «Ж» в начале. (Желе)
Из муки, большой, круглый, «Й» в конце. (Каравай)
Сладкий, фигурный, разноцветный, «М» в начале. (Мармелад)
Сладкое, из ягод или фруктов, «Н» в середине. (Варенье)
Из муки, масляные, круглые, «О» в начале. (Оладьи)
Сдобное, фигурное, из муки, «П» в начале. (Печенье)
Из муки, твердая, круглая с дырочкой, «С» в начале. (Сушка)
Из муки, сдобный с кремом, «Т» в начале и в конце. (Торт)
Напиток из сухих листьев, «Ч» в начале. (Чай)
Вареный сахар с орехами, «Щ» в начале. (Щербет)
Из муки, жирные, круглые, «Ы» в конце. (Блины)
Напиток сладкий, густой, «Ь» в конце. (Кисель)
Сладкое, молочное, холодное, «Э» в начале. (Эскимо)
Из муки, медовый, сдобный, «Я» в середине. (Пряник)...

Стихотворение о маме прочтет Ширшова Ульяна

Конкурс «Имя мамы»
Задание: по первым буквам имени мамы перечислить качества ее характера. Например, обаятельная, любящая, ясная – Оля.

Вокальный номер, «Мама и дочка» (поет Перунова Валерия)

Дрогие ребята!
Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой.
Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза!
На вашей ручке был привязан номерок из пленки.
На нем были написаны фамилия, число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес.
Кому из вас мама показывала этот номерок - вашу самую первую <медаль>?
Тогда ваша мамочка первый раз взглянула на своего малыша - и поняла, что ее ребенок - самый лучший, самый красивый и самый любимый.
Сейчас вы выросли, но мама любит вас все также крепко и нежно.
Мамы будут любить вас ровно столько, сколько будут жить на свете -
помните об этом всегда!
И сколько бы вам не было лет - 5 или 50,
вам всегда будет нужна мама, ее ласка, ее взгляд.
И чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь!


В: Вот и подошел к концу наш праздник! Хочу пожелать вам, дорогие мамы, чтобы праздник никогда не заканчивался в вашей жизни и в вашей душе!
Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки — от букетов цветов.
Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны!
Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!
А сейчас приглашаем Вас на чаепитие!

18-12-2024

Епифанова Татьяна Сегеевна

Воспитатель МБДОУ "Детский сад 117" г.Дзержинск


Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра – главная развивающая деятельность. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра. Игра в дошкольном возрасте – главный
способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. Дошкольный возраст – время игры. Игра – это единственная деятельность, которая делает видимой для ребенка внутреннюю жизнь других. В результате формируется и собственный внутренний мир малыша, и понимание этого своего мира. В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом, ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами, и добровольно (даже с удовольствием) подчинять свое поведение этим правилам.
В играх между родителями и малышом возникает дружба, взаимопонимание, а это бывает не во всех семьях. Важно только на все последующие годы сохранить такие отношения. Они предотвратят многие неприятности и беды.
Мы предлагаем вам несколько подвижных игр:
ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК
Задачи: Развивать у ребенка ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Описание: Кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Ребенок должен по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег, не
замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы ребенок мог прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!»
ребенок перебирается через ручеек. Если оступился, отходит в сторону – «сушить обувь».

ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В КРУГ
Задачи: Развивать у ребенка умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.
Описание: В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить, или положить обруч. Диаметр круга – 2 метра.
Ребенок находятся на расстоянии 1-2 метров от круга. В руках мешочки с песком. По слову родителя «Бросай!», он бросает свой мешочек в круг.
«Подними мешочек!» - говорит родитель. Ребенок поднимают мешочек, становятся на место. Ребенок бросает другой рукой.

«САМОЛЁТЫ»
Задачи: учить детей двигаться в разном направление.
Ребенок - летчик стоит за линией, нарисованной на земле. На слова родителя: «Самолёт заводит пропеллер» "Самолет полетел" ребенок отводят руки в
стороны, и бегает в разных направлениях. На слова: "Самолет присел" ребенок приседает, руки опускает вниз. На слова "Самолет на место!" ребенок возвращается за линию и стоит ровно.

«НАЙДИ ГДЕ СПРЯТАНО!»
Задачи: Развивать внимание ребёнка
Описание: Ребенок сидит с одной стороны комнаты. Родитель показывает ребенку игрушку или флажок, который он будет прятать. Родитель
предлагает отвернуться. Сам отходит от ребенка на несколько шагов и прячет флажок, после чего говорит: "Ищи!" Ребенок начинает искать. Можно
подсказывать ребёнку место нахождения игрушку словами «Горячо

22-12-2024

Белова Елена Алексеевна

инструктор по физической культуре ,МБДОУ "ДС комбинированного вида12"

Сегодня в интернете достаточно много материала по организации игр с игровым парашютом. Это релаксационные игры, игры малой подвижности, игры –знакомства и прочие.
Но также успешно проходят и подвижные игры. Игры в парашют – не соревновательные, они учат умению чувствовать движения остальных игроков. Для детей очень важно ощутить именно через движения то, что они могут быть частью команды, научиться согласовывать свои действия с командами ведущего и с действиями других игроков. Также игры с парашютом способствуют формированию двигательных навыков и развитию физических качеств; развитию внимания, памяти. Такие игры нравятся всем детям без исключения.

Игровой парашют отлично подходит для игр как на занятиях физкультурой, так и при проведении досугов, а также для игр на улице.
Сегодня мы познакомим вас с опытом нашего детского сада проведения подвижных игр с речевым сопровождением с детьми старшего дошкольного возраста. Так как мы не нашли материалов по проведению таких игр, то в качестве текста брали знакомые детям стишки либо сочиняли сами. Чтобы сделать игру веселее можно распечатать картинки, например, мордочки зверушек, приклеить их с помощью липкой ленты на обратную сторону клиньев. Картинки можно менять, это могут быть дорожные знаки, овощи и фрукты, в зависимости от того, как и зачем использовать парашют. Также можно использовать дополнительно шарики, мячики.

Игра с парашютом «Полет в космос»:

Дети встают вокруг парашюта, берутся левой рукой за петельку, а правая их рука будет указывать на цвет их ракеты (цвет сектора). Идут по кругу и проговаривают слова.

Мы мечтаем о полетах, о ракетах, звездолетах

Если очень захотеть,

Можно в космос полететь (останавливаются)

Ведущий: Вы ребята, все готовы? (стоя на месте)

Дети: Отвечаем: «Все готовы»

Ведущий: Объявляю я полет, начинается отсчет.

Вместе: один, два три…(руки вверх вниз и надуваем парашют)

Ведущий: Красные (желтые, зеленые и т.д.) лети!

После слова «лети» дети, стоящие возле сектора названного цвета, должны пробежать под надутым парашютом и поменяться с соседом напротив местами. Называются поочередно все цвета парашюта).
Итог: Надеюсь, что наш опыт в проведении подвижных игр с игровым парашютом будет интересен вам.

Данные игры эффективны в работе с детьми, т.к. они способствуют координации речи с движениями, а также идет работа над развитием темпа и ритма речи, развитием основных видов движений.

18-12-2024

Гордеева Оксана Владимировна

воспитатель по ИЗО, МБДОУ "ДС комбинированного вида 12"

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Возникший в этот возрастной период интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), может успешно развиваться и в последующие годы дошкольного детства. Как показали исследования, проводившиеся под руководством известного ученого В. И. Слободчикова в начале 1990-х годов, рисование способствует формированию у дошкольников образных представлений, являющихся важной психологической основой овладения умением учиться. Именно в этом возрасте у детей формируются способности к изобразительной деятельности[5, с 11].
Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) и называют изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка. В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, А.В. Дубровская, О.П. Карачунская, Т.С. Комарова, О.А. Лебедева).
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Одна из главных особенностей заключается в том, что развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей, предоставлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта. Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем, развития воображения. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Актуальность этой темы в то ,что формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач современного образования. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании и новые требования. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

18-01-2025

Билик Лилия Николаевна

Воспитатель

Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика. Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения

21-01-2025

Ольга Владимировна Яринич

Дефектолог ГБУ ЛО "Ивангородский центр для детей с ОВЗ" Ленинградская область

Конспект дидактической игры «Полезные и вредные продукты»
Цель: формирование представления у детей о здоровой пище, о вредных и полезных продуктах питания. Способствовать формированию у детей представлений о роли полезной и вредной еды в жизни.

Задачи: ознакомление детей с полезными и вредными продуктами питания, их значением для здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, речь. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, правильно питаться.
Ход занятия:
(дети сидят на стульчиках на ковре)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вкусной и здоровой пище, а также о вредной пище.
Скажите, человек может прожить без еды?
Дети: Нет
Воспитатель: Какое-то время может, но совсем немножко. Чтобы человек хорошо рос, развивался, ему необходимо каждый день кушать – питаться.
А чем питается человек?
Дети: Мясо, рыба, молоко, овощи.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если мы будем, есть одни сладости торты, пирожное, мороженое.
Дети: заболят зубы, заболит живот.
Воспитатель: правильно ребята, для того чтобы вы росли крепкими и здоровыми малышами, вам необходимо употреблять разнообразную пищу, а не только сладкое и вкусненькое.
Хотите узнать, чем же нужно питаюсь, чтобы быть сильными и здоровыми
Дети: Да.
Воспитатель: тогда отгадайте загадки:
Должен есть и стар и млад
Овощной всегда (салат)
Будет строен и высок
Тот, кто пьет фруктовый (сок)
Знай, корове нелегко
Делать детям (молоко)
Я расти, быстрее стану,
Если буду, есть (сметану)
Знает твердо с детства Глеб
На столе главней всех (хлеб)
Ты конфеты не ищи –
Ешь с капустой свежей (щи)
За окном зима иль лето
На второе нам – (котлета)
Ждем обеденного часа-
Будет жаренное (мясо)
Нужна она в каше, нужна и в супы,
Десятки есть блюд из различной (крупы)
Мясо, рыба, крупы, фрукты –
Вместе все они – (продукты)

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А вы употребляете в пищу эти продукты?
Ребята, давайте попробуем разобраться, что полезно для здоровья, а что нет.
Игра «Полезно -вредно»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Если продукт полезный, хлопните в ладоши и громко скажите: «Да!», если неполезный, тогда все дружно топните и скажите: «Нет!
Есть вредные и полезные продукты питания.
Кто даст правильный ответ,
Что полезно, а что нет?
Каша - вкусная еда
Это нам полезно? (да)
Лук зеленый иногда
Нам полезен дети? (да)
В луже грязная вода
Нам полезна иногда? (нет)
Щи отменная еда
Это нам полезно? (да)
Мухоморный суп всегда-
Это нам полезно? (нет)
Фрукты – просто красота!
Это нам полезно? (да)
Грязных ягод иногда
Съесть полезно, детки (нет)
Овощей растет гряда
Овощи полезны? (да)
Сок, компотик иногда
Нам полезны, дети? (да)
Съесть мешок большой конфет
Это вредно, дети? (да)
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? (да)

Игра «Правильно-неправильно»:
Слушайте внимательно,
Делайте старательно.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте - нет, нет!
1. Постоянно нужно есть,
Для здоровья важно:
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу (дети хлопают).
2. Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад (топают - нет, нет).
3. Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать (топают - нет, нет).
Игра сортировка «Овощи и фрукты»
Игра «Съедобное не съедобное»
В завершении занятия дети поиграли в игру «Вредная и полезная еда»

10-02-2022

Косова Елена Викторовна

учитель труда(технологии)

Развитие инновационной деятельности является одним из ключевых направлений повышения качества образования в современном образовательном учреждении. Стратегическое планирование деятельности, построение учебно-воспитательного процесса, использование современных педагогических технологий становятся значимыми не только для директора и его управленческой команды, но и для всех участников процесса.
Как добиться результатов каждому преподавателю?
Как должна действовать управленческая команда, методист для формирования инновационной культуры преподавателя?
Ключевыми направлениями повышения качества образования является развитие инновационной деятельности. Управлять – значит приводить к успеху других участников, предоставить шанс на успех каждому участнику образовательного процесса через раскрытие его способностей, развитие потенциала, поддержку. Развитие образовательного учреждения обусловлено использованием следующих ресурсов:
• инновационная деятельность;
• организация взаимодействия с родителями обучающихся, социумом;
• образовательные технологии, соответствующие перспективным целям образования;
• повышение квалификации;
• социальное партнерство.
К этому можно добавить – управленческую команду – один из главных инновационных ресурсов развития образовательного учреждения.
Потенциал педагогической команды складывается из нескольких составляющих:
1. Согласованности целей и ценностей содержания обучения, особенности воспитания;
2. Степень развития профессиональных отношений: умение быстро решать задачи; генерация нестандартных решений (креативность); кодекс чести профессионала, который не позволит делать плохо.
3. Превращение педагогического коллектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией, ценностями.
В этом случае стратегическое планирование, современные педагогические технологии, построение учебно-воспитательного процесса становятся значимыми не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса.
Социально-экономические тенденции российского государства и общества характеризуются поворотом к новой экономике, что означает и обновление средств производств новейшими, сверхточными технологиями, и развитие субъекта труда, формирование его инновационной культуры. Инновационная культура связана со специальным созданием определенных форм ее существования и социально обусловленного содержания, поскольку именно ее уникальная форма и особое содержание носит человеко-творческий характер.
«Вхождение» в инновационную культуру сопровождается внутренними изменениями самого человека. Творить, создавать, а значит, и формировать человека – прямая и основная функция инновационной культуры. Психологические закономерности формирования инновационной культуры определяются взаимосвязью с ее развитием. Под ее формированием в ряде исследования подразумевается специально организованный процесс личностного становления или развития под воздействием внешних и внутренних факторов в процессе деятельности, причем внешнему воздействию уделяется значительная роль.
Центральным звеном в формировании инновационной культуры является развитие мотивации личности – потребностей, желаний, стремлений и намерений.
Формируемые потребности ведут за собой усвоение новых компонентов инновационной культуры, расширяют имеющиеся, а усвоенные способы деятельности затем и сами побуждают человека к совершенствованию и развитию инновационной культуры.
Помимо элементов появляется и высшие чувства относительно инновационной деятельности: эстетические, моральные, интеллектуальные.
Появляются знания ставшие мотивацией поведения и деятельности человека.
Стратегическими ориентирами формирования инновационной культуры становятся:
• повышение профессиональной компетентности учителя;
• умение работать в информационно - образовательной среде;
• толерантность, коммуникабельная способность к сотрудничеству;
• готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.
Коллектив – это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутри коллективных деловых и неформальных связей. А команда – это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Создавая команду, важно помнить о «плюсах» и «минусах» командной работы.

"Плюс" Показатель Содержание
Профессиональный Время Команда профессионалов способна быстро и эффективно решать задачу, на которую обычно уходит значительное время
Креативность Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая "копилку решений"
Качество "Кодекс чести" профессионала не позволит делать работу некачественно
Коммуникативный Стиль В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки
Координация Каждый из членов команды гибко участвует в координации работ
Социальный Имидж Наличие команды создает школе выгодный имидж, вызывая у партнеров доверие
Перспектива При наличии команды школа имеет преимущества при реализации стратегического плана
Духовный Ценности Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена
Рост Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом
                             
Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам. При этом поощряется готовность к просчитанному риску, а ошибки воспринимаются, как благоприятная возможность на них учиться.
Важным фактором педагогической команды является личность ее руководителя. Кроме лидерских качеств руководитель должен обладать целым рядом умений, а именно: координировать команду; уметь создавать благоприятный климат в команде; помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о результатах; представлять команду за ее пределами.
Увлеченность исследуемой проблемой способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую деятельность, что создает условия для их профессионального роста.
Максимальное использование различных возможностей образовательного пространства города Саратова и не только, инновационный потенциал управленческих технологий позволяют образовательному учреждению достигать определенных результатов, способствующих повышению в целом качества образовательного процесса:
• Конкурсы разных уровней; Всероссийская олимпиада школьников; фестивали; чемпионаты; научно-практические конференции; городские и районные мероприятия; конкурсы профессионального мастерства и научно-технического творчества; дистанционные олимпиады.
• Тематические педсоветы: «Профессиональное выгорание», Инновационная культура педагога»; «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», «Урок как среда взаимодействия»; «Проектная деятельность».    • Создание информационно-образовательной среды: приглашение представителей науки, специалистов предметных кафедр ;
• Обобщение и распространения опыта учителей.
• Различные формы повышения самообразования: психолого-педагогические семинары; научно-практическая конференция; индивидуальное наставничество; сайты учителей.
• Взаимопосещение уроков.
   Аттестация учителей в новой форме способствует также развитию творчества учителей, повышению его инновационной культуры.
Стимулирование членов педагогического коллектива, поощрение на итоговом педсовете через различные номинации, премии.
Благодаря продуктивной и слаженной работе в нашем педагогическом коллективе появились «звёздочки»: лауреаты, победители, мастера, призеры в различных номинациях конкурсов профессионального мастерства.

17-01-2025

Елена Викторовна Базарова

воспитатель МБДОУ "Д/с № 11 "Золотой ключик" г. Мариинск

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Д/с № 11 «Золотой ключик»
Базарова Елена Викторовна

Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности, которого зависит
жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у
своих детей чувства
безграничной любви к Родине.
(В. А. Сухомлинский)

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а именно:
-недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений;
- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и другое.
В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. ОН напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям:
- духовно-нравственное,
- социальное,
- эстетическое,
- краеведческое,
- трудовое,
- интеллектуальное,
- работа с семьей и др.
Для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках программы патриотического воспитания. Исходя их этого данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское воспитание, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.
Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Коллектив нашего ДОУ проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется:
- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.
- занятия «Герои войны – наши земляки»;
- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;
Неделя Памяти, включающая:
- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
- занятия, беседы;
- утренник «День Победы» и тд.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:
- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми : в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изобразительном искусстве.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

17-01-2025

Елена Алексеевна Карнаухова

воспитатель МБДОУ "Д/с № 11 "Золотой ключик" г. Мариинск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 11 «Золотой ключик»











«Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны»





воспитатель: Карнаухова Елена Алексеевна
первая квалификационная категория
МБДОУ «Д/с № 11 «Золотой ключик»
г. Мариинск














Введение
«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».
Джордж Гордон Байрон
Тема воспитания обозначена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Целью, которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 24% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.
Являться патриотом, означает чувствовать себя обязательной составляющей своего Отечества. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера.
1.1.Актуальность
В последнее время заметна утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому взглянуть на привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Очевидна проблема воспитания патриотизма, которая приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной важности.
В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.
Любовь малыша к Родине рождается с взаимоотношения к самым родным и близким – маме, папе, бабушкам и дедушкам, своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом. Весьма значимо знакомить детей с историческими событиями, географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края. Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного возраста.
Для дошкольного возраста характерна наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям. Усвоенные в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Педагогическая целесообразность заключается в построении эффективной системы, обеспечивающей формирование основ духовно - нравственного – патриотического воспитания у детей, основанной на социокультурном системном подходе И.А. Кузьмина «Социокультурные истоки».
1.2. Цель - формирование духовно-нравственной основы личности, через приобщение к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям. Для достижения поставленной цели, разработан целый комплекс задач:
Образовательные:
- создание условий для формирования, воспитания нравственно-патриотических чувств детей в условиях детского сада;
- формирование привязанности к дому, детскому саду, близким; чувства любви к родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям; представлений о России как о родной стране, Москве - столице страны;
Развивающие:
- развивать интерес к национальным традициям и промыслам;
Воспитательные:
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному наследию России средствами эстетического воспитания;
- воспитывать ответственность, гордость за достижения нашей страны.
1.3. Проектируемые результаты
- Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
- Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края. • Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.
- Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.
- Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).
- Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;
- проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.
- сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
- активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т.д.
В рамках реализации данного направления ведется воспитательная работа и проведение мероприятий патриотической направленности.
1.4 Направления и формы работы
Основные направления работы:
1. Здоровьесберегающее
2. Духовно-нравственное
3. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент)
4. Гражданско-патриотическое
5. Экологическое воспитание
Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах, самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом.
Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере зависит от того, какой материал подбирает и использует педагог. В воспитании патриотических чувств у дошкольников играет огромную роль отбор и создание новаторских подходов.
В работе использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (восприятии окружающего, конкретность мышления). Считаю наиболее эффективным методом - проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников.
Проектный метод обучения, один из способов достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка; позволяет объединить интересы всех участников проекта:
• педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в соответствии с профессиональным уровнем;
• родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей;
• дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
В течение года совместно с детьми и родителями реализованы несколько проектов:
«Мой родной город», «Россия - гордость», «Столица страны – Москва», «Священный праздник – День Победы», «Русский народный костюм», «Красная книга».
Воспитание любви к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие.
В работе необходимо придерживаться принципов: целостности в единстве обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности с другой; учета возрастных, индивидуальных особенностей, атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; личностно-ориентированного подхода – знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
Важнейшим символом российского государства выступают государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. Использование государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения обучающихся к российским духовно-нравственным ценностям, культуре, исторической памяти.
В практике воспитательной работы начиная, придерживаемся методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации с целью изучения истории, начиная с 1 мая 2022 г.
Поэтому содержание работы по реализации поставленных задач строится по тематическим блокам.
Для работы по каждому блоку составлен т

12-03-2024

Пащенко Оксана Степановна

МОБУ СОШ Кудровский ЦО №2 ДО №1 воспитатель

Интерес к проблеме воображения как психическому процессу возник сравнительно недавно – на рубеже XIX–XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, А.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Необходимо отметить, что особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский).
Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и другие отмечали, что основой воображения являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. «Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире».
Одним из новых методов современной практической психологии является метод сказкотерапии. Данный метод использует сказочную форму «для интеграции личности, развития творческих способностей и воображения, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром». Данный метод позволяет организовать интегрированную деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активности, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия вводит ребенка в мир тех героев, которые ему встречаются в сказках. Дети переживают за героев, входят в их образ и т.д. Занятия развивают творческое воображение, способствуют раскрытию творческого потенциала.
Как указывают многие ученые работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника не только активный речевой запас, понимать эмоциональное состояние окружающих, но применение приема, такого как сочинение сказки и иллюстрации к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей.
Итак, на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме исследования нами были выделены три этапа работы с детьми старшего дошкольного возраста:
I этап – познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод – словесная режиссерская игра).
II этап – словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод – словесное комментирование).

III этап – выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод – совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

При использовании метода сказкотерапии в развитии воображения необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип осознанности. Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача психолога – показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон;

3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях .

Сказки в литературных источниках классифицируются по разным основаниям. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент выделяют пять видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич –Евстигнеевой): художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные.
Д.Д. Нагишин предложил пять законов, которые нужно учитывать при работе с методом сказкотерапией:
«1. Одушевление предметов и явлений природы.
2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы.
3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи.
4. Чудесные превращения и обращения.
5. Гиперболизация»
Мы согласны с мнением автора, что благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка и является эффективным материалом для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы.

На основе обобщения опыта практиков образования нами были выделены следующие направления работы со сказкой:
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
3. «Почему герой так поступил?» – то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» – «плохо».
4. Проигрывание эпизодов сказки (элементы театрализации). Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
5. Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
6. Переделка или творческая работа по мотивам сказки.
7. Элементы ТРИЗ (проблемные ситуации, вопросы, игровые задания, игры-экспериментирования).

Таким образом, при использовании метода сказкотерапии с целью развития воображения можно предложить следующий алгоритм работы:

Чтение сказки (Выразительное чтение. Чтение по ролям. Различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды. Сопоставление вариантов сказок и другие виды работ).
Упражнения на ритмизацию. Например, движение героев сказки. Психогимнастика.
Пантомические этюды. Театрализация. Постановка кукольных спектаклей. Имидж-терапия (мгновенное преображение).
Изотерапия (рисование по мотивам сказки наиболее значимого для них отрывка).
Творческое рассказывание по картинкам или составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Введение в сюжет сказки нового героя. Изменение сказочной развязки и т.д.
Также мы предлагаем в ходе практической работы с детьми опираться на методы Л.Б. Фесюковой:
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).
Спасательные ситуации в сказках. Используя данный метод, педагог, придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов спасательных решений.
Сказки от фантастических явлений. Фантастические явления (то есть то, чего не бывает в реальной жизни) послужат важным отправным моментом для сочинения сказки. При применении данного метода следует дать детям понять, что они сейчас будут фантазировать; предложить им разнообразие фантастических явлений.
Сказка продолжается. На этом этапе можно предложить дошкольникам изменить концовку, предложить дальнейшее развитие событий и т.д.
Сказки, но по-новому. Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. То есть за основу берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно отметить, что метод сказкотерапии – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития воображения, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка также учит ребенка ненавязчиво, не напрямую. Она в интересной форме рассказывает о приключениях других людей или сказочных героев, а выводы малыш уже делает сам, соотнося получаемую информацию со своим жизненным опытом.

Поиск