11-02-2024
Воробьева Ольга Николаевна
Воспитатель МДОУ "Детский сад №3 "Умка", р.п.Тоншаево Нижегородская обл.
Возможности РППС обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:
• информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
• занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
• деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).
Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя плакаты или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание Google-презентаций с родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми. Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретной педагогической задачи.
Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег. При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетноролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков. Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т.п.), необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».
Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде. Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:
• деньги, нарисованные детьми;
• картотека загадок;
• книги художественные и научно-популярные, комиксы;
• аудиотека;
• альбом: пословицы и поговорки в картинках;
• медиатека из презентаций;
• медиатека интерактивных игр;
• медиатека мультфильмов;
• альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
• карточки о профессиях;
• дидактические игры;
• кроссворды;
• ребусы;
• лабиринты тематические;
• игры-путешествия;
• банковские карты;
• ненастоящие деньги;
• банкомат; 12
• металлические устаревшие деньги;
• альбом «Эволюция денег»;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др. В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами). Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.
Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.
Список литературы
1. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9 – 2018 – С. 6–16.
2. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. – № 1 – 2018 – С. 21–29.
3. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. –№ 2 – 2018 – С. 27–39.
4. Гуцул В.Ф. Дидактические игры и задания на развитие логического мышления и воображения старших дошкольников//Воспитатель ДОО. – 2017 – № 10 – С. 49–52.
5. Иванова А.И., Аверина исследовательского развития дошкольников//Методист ДОУ. – 2016 – № 18 – С. 30–41.
6. Комардина Т.В., Чигина О.А. Моделирование в формировании элементарных математических представлений у дошкольников//Воспитатель ДОУ. – 2016 – № 9 – С. 107–108.
7. 27 Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы//Дошкольное воспитание. – № 2 – 2018 – С. 22–26.
8. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание//Дошкольное воспитание. – 1995 – № 8 – С. 17–24.
9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2005 – 254 с.