Опубликованные материалы

Устранение предметных и методических дефицитов, дефицитов в области функциональной грамотности

20-11-2024

Нигматулина Дарья Сергеевна

учитель-дефектолог, ГБОУ "Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ" ,Казань

Устранение предметных и методических дефицитов, дефицитов в области функциональной грамотности
«Функциональная грамотность» – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. С её помощью формируется функционально грамотная личность: человек познающий, человек, умеющий жить среди людей, человек самостоятельный.
В вопросе формирования функциональной грамотности в образовательной деятельности можно выделить два направления.
Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе. Если раньше стремились к беглому чтению, то сейчас это не совсем правильно. Сейчас в основе читательской грамотности - находить информации, уметь интегрировать, оценивать и использовать информацию.
Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное образование для школьников – кружковые работы, внеурочная деятельность, олимпиады – все это дополнение, для успешной реализации наших целей.
Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Поэтому на сегодняшний день - одна из важнейших задач современной школы – формирование функциональной грамотности, так как это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для школьников всех возрастов.
Основная проблема современного школьника – не недостаток «знаний», а недостаточность использования в образовательной деятельности современных методов, предполагающих формирование у учащихся способности ставить проблему и определять свою личную позицию.
На формирование функциональной грамотности в каждом образовательном учреждении оказывает влияние множество факторов, в числе которых выделяются:
• содержание образования (основная образовательная программа, учебные программы);
• формы и методы обучения;
• система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
• программы внеурочного, дополнительного образования;
• модель управления школой (уровень автономии в регулировании учебного плана);
• наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
• активная роль родителей в обучении и воспитании.
Такое обилие факторов приводит и к многообразию проблем при решении задачи выстраивания системы работы школы по формированию функциональной грамотности.
На уровне образовательной организации выступают следующие затруднения
Формирование и развитие функциональной грамотности (ФГ) Создания условий по формированию и развитию ФГ нормативно-правовые
кадровые
организационные
содержательные
Изменений в содержании ООП
внеурочная деятельность
воспитательная работа
Изменения в технологиях инструменты оценки сформированности ФГ
технологическая карта урока (модуль, контекстно), внеурочного занятия
технологии и формы (урочной, внеурочной деятельности)
технологии и формы
воспитательной работы
метапредметные мероприятия: проекты, конкурсы, олимпиады
На уроках функциональной грамотности педагоги нашей школы используют следующие формы обучения:
-Групповая форма работы
-Игровая форма работы
-Творческие задания

При анализе результатов диагностической работы по функциональной грамотности, в которой приняли участие ученики 9 классов в январе 2024 г., в соответствии с проверяемыми компетенциями был выявлен ряд дефицитов:
Виды Проверяемые компетенции
(кодификатор) Выявленные дефициты
(результаты-умения)
Читательская грамотность Находить и извлекать информацию извлечение множественных единиц информации
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста точка зрения, оценка достоверности!
Естественнонаучная грамотность Научное объяснение явлений предложить прогноз, гипотезу
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов выводы, оценка научных аргументов из различных источников (составные тексты)

Математическая грамотность Применять математические факты, процедуры анализ информации в различных формах
Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты анализ методов решения, обобщение, проверка истинности
Финансовая Грамотность Анализ информации в финансовом контексте планирование финансовых дел, выбор при сравнении вариантов
Описание финансовых проблем оценка вариантов решений, проверка достоверности
Применение финансовых знаний и пониманий применение знаний без понимания
Для успешного устранения данных дефицитов на уроках функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций можно использовать следующие приемы:
«Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.
«Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе
закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
«Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
«Тонкие и толстые вопросы».
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
1) Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
2) Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках, вовлечённость детей в разнообразную деятельность создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке. Что явится основой повышения качества специального образования. Мир наших детей не похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

Поиск