Опубликованные материалы

Инновационная деятельность в образовательном учреждении

10-02-2022

Косова Елена Викторовна

учитель труда(технологии)

Развитие инновационной деятельности является одним из ключевых направлений повышения качества образования в современном образовательном учреждении. Стратегическое планирование деятельности, построение учебно-воспитательного процесса, использование современных педагогических технологий становятся значимыми не только для директора и его управленческой команды, но и для всех участников процесса.
Как добиться результатов каждому преподавателю?
Как должна действовать управленческая команда, методист для формирования инновационной культуры преподавателя?
Ключевыми направлениями повышения качества образования является развитие инновационной деятельности. Управлять – значит приводить к успеху других участников, предоставить шанс на успех каждому участнику образовательного процесса через раскрытие его способностей, развитие потенциала, поддержку. Развитие образовательного учреждения обусловлено использованием следующих ресурсов:
• инновационная деятельность;
• организация взаимодействия с родителями обучающихся, социумом;
• образовательные технологии, соответствующие перспективным целям образования;
• повышение квалификации;
• социальное партнерство.
К этому можно добавить – управленческую команду – один из главных инновационных ресурсов развития образовательного учреждения.
Потенциал педагогической команды складывается из нескольких составляющих:
1. Согласованности целей и ценностей содержания обучения, особенности воспитания;
2. Степень развития профессиональных отношений: умение быстро решать задачи; генерация нестандартных решений (креативность); кодекс чести профессионала, который не позволит делать плохо.
3. Превращение педагогического коллектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией, ценностями.
В этом случае стратегическое планирование, современные педагогические технологии, построение учебно-воспитательного процесса становятся значимыми не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса.
Социально-экономические тенденции российского государства и общества характеризуются поворотом к новой экономике, что означает и обновление средств производств новейшими, сверхточными технологиями, и развитие субъекта труда, формирование его инновационной культуры. Инновационная культура связана со специальным созданием определенных форм ее существования и социально обусловленного содержания, поскольку именно ее уникальная форма и особое содержание носит человеко-творческий характер.
«Вхождение» в инновационную культуру сопровождается внутренними изменениями самого человека. Творить, создавать, а значит, и формировать человека – прямая и основная функция инновационной культуры. Психологические закономерности формирования инновационной культуры определяются взаимосвязью с ее развитием. Под ее формированием в ряде исследования подразумевается специально организованный процесс личностного становления или развития под воздействием внешних и внутренних факторов в процессе деятельности, причем внешнему воздействию уделяется значительная роль.
Центральным звеном в формировании инновационной культуры является развитие мотивации личности – потребностей, желаний, стремлений и намерений.
Формируемые потребности ведут за собой усвоение новых компонентов инновационной культуры, расширяют имеющиеся, а усвоенные способы деятельности затем и сами побуждают человека к совершенствованию и развитию инновационной культуры.
Помимо элементов появляется и высшие чувства относительно инновационной деятельности: эстетические, моральные, интеллектуальные.
Появляются знания ставшие мотивацией поведения и деятельности человека.
Стратегическими ориентирами формирования инновационной культуры становятся:
• повышение профессиональной компетентности учителя;
• умение работать в информационно - образовательной среде;
• толерантность, коммуникабельная способность к сотрудничеству;
• готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.
Коллектив – это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутри коллективных деловых и неформальных связей. А команда – это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Создавая команду, важно помнить о «плюсах» и «минусах» командной работы.

"Плюс" Показатель Содержание
Профессиональный Время Команда профессионалов способна быстро и эффективно решать задачу, на которую обычно уходит значительное время
Креативность Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая "копилку решений"
Качество "Кодекс чести" профессионала не позволит делать работу некачественно
Коммуникативный Стиль В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки
Координация Каждый из членов команды гибко участвует в координации работ
Социальный Имидж Наличие команды создает школе выгодный имидж, вызывая у партнеров доверие
Перспектива При наличии команды школа имеет преимущества при реализации стратегического плана
Духовный Ценности Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена
Рост Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом
                             
Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам. При этом поощряется готовность к просчитанному риску, а ошибки воспринимаются, как благоприятная возможность на них учиться.
Важным фактором педагогической команды является личность ее руководителя. Кроме лидерских качеств руководитель должен обладать целым рядом умений, а именно: координировать команду; уметь создавать благоприятный климат в команде; помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о результатах; представлять команду за ее пределами.
Увлеченность исследуемой проблемой способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую деятельность, что создает условия для их профессионального роста.
Максимальное использование различных возможностей образовательного пространства города Саратова и не только, инновационный потенциал управленческих технологий позволяют образовательному учреждению достигать определенных результатов, способствующих повышению в целом качества образовательного процесса:
• Конкурсы разных уровней; Всероссийская олимпиада школьников; фестивали; чемпионаты; научно-практические конференции; городские и районные мероприятия; конкурсы профессионального мастерства и научно-технического творчества; дистанционные олимпиады.
• Тематические педсоветы: «Профессиональное выгорание», Инновационная культура педагога»; «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», «Урок как среда взаимодействия»; «Проектная деятельность».    • Создание информационно-образовательной среды: приглашение представителей науки, специалистов предметных кафедр ;
• Обобщение и распространения опыта учителей.
• Различные формы повышения самообразования: психолого-педагогические семинары; научно-практическая конференция; индивидуальное наставничество; сайты учителей.
• Взаимопосещение уроков.
   Аттестация учителей в новой форме способствует также развитию творчества учителей, повышению его инновационной культуры.
Стимулирование членов педагогического коллектива, поощрение на итоговом педсовете через различные номинации, премии.
Благодаря продуктивной и слаженной работе в нашем педагогическом коллективе появились «звёздочки»: лауреаты, победители, мастера, призеры в различных номинациях конкурсов профессионального мастерства.

Поиск