Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

18-11-2025

Навальнева Александра Ивановна

МБОУ"Великомихайловская СОШ им. Г.Т.Ильченко"

Сценарий Новогоднего праздника в начальной школе. Год лошади.
Цель: Вызвать интерес к предстоящему празднику. Создать праздничное новогоднее настроение.
Задачи: Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи, способствовать проявлению творческих способностей детей и сплочению детского коллектива;
Зарядить энергией взрослых и детей, увлечь, активировать, включаться в совместную деятельность.
Назначение: детская аудитория
Возраст: 7-10 лет
Оформление мероприятия: сценарий, музыкальное сопровождение, реквизит для мероприятия, игр.
Оборудование: технические средства для воспроизведения и показа презентации.
Действующие лица: Ведущая, Зима, Снежная Королева, Снегурочка, Дед Мороз, Кикимора, Бармалей, Водяной, Змея, Лошадь, Снежинки, Дурило.
Ведущий: Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы встретить один из самых волшебных и долгожданных праздников — Новый год.
В эти праздничные дни мы все становимся немного волшебниками, ведь волшебство Нового года в том, что каждый может загадать желание и верить в чудо. Пусть этот год принесет вам много счастливых моментов, новых друзей и незабываемых впечатлений!
Давайте же начнем этот праздник с радостью и улыбками, ведь именно они делают наш мир ярче и добрее. Пусть этот Новый год станет для всех нас временем волшебства, смеха и исполнения самых заветных желаний!
Ученик 1: Вот повеял ветерок, холодом пахнуло,
Словно бабушка-зима рукавом махнула,
Полетели с высоты белые пушинки,
На деревья и кусты сыплются снежинки.
Ученик 2: Нам праздник весёлый зима принесла,
Зелёная ёлка к нам в гости пришла.
Здравствуй, праздник долгожданный,
Сказка сказок – Новый год!
Ученик 3: В лучезарном, новогоднем
Свете праздничных огней
Мы приветствуем сегодня
Всех собравшихся друзей!
Ученик 4: Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ёлки и зимы.
И родителей сегодня
Пригласили в гости мы.
Ученик 5: Мы опять сегодня вместе
В этом классе в светлый час,
Снова танцы, снова песни
Зазвучат в кругу у нас!
Ведущий: На землю опустилась красавица зима,
На тройке быстрокрылой всё снегом замела!
Зима: Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте все, все, все!
Прямо к ёлке поспешите
Смех и шутки захватите.
Ведь на празднике, друзья,
Грустным быть никак нельзя.
Ждут вас радость и веселье,
Ждут сюрпризы, шутки, смех,
Места хватит здесь для всех!
Ведущий: Дорогие гости, отгадайте загадку.
Зима: Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет поутру,
Хвостик будто шарфик на ветру.
Прокатись на спинке гладкой.
Кто красавица?… (Лошадка)
Зима: - Ребята, а почему я загадала вам загадку про лошадь?
(дети отвечают)
Зима: - Правильно, потому что наступает год Лошади.
(На сцене появляется Змея)
Змея: – Кто решил, что каждый год должен иметь свой символ?! Это ужасно несправедливо! Я вот, к примеру, хочу быть символом всех следующих лет! Мне нравится, когда все мне поклоняются, все меня уважают.
(На сцене появляется Лошадь, которая спокойно проходит мимо.)
Змея: – Эй, ты, почему ты решила пройти вперед меня?!
Лошадь:– Извини, это ты меня спросила?
Змея: – Тебя, конечно, кого же еще! Я решила остаться еще на год, так что ты свободна!
Лошадь: – Уважаемая Змея, напомню тебе, что еще в древности восточные мудрецы составили календарь, по которому в течение 12 лет каждый год один символ сменяет другой. Наступающий год – год Лошади, то есть мой. А ты можешь отдохнуть от дел!
Змея: – А я не хочу уходить, и никто меня не выгонит!
Лошадь (подумав): – Ну ладно, оставайся. Но сначала нам нужно убедиться, что у тебя действительно хватит сил и мудрости для второго срока.
Змея: – Я согласна, проверяй!
(В сценке прозвучат загадки, которые должна будет отгадать Змея.)
Лошадь: – Пришел к нам в дом нежданный гость,
Подарочки он нам принес.
Он с бородой, в костюм одет,
Ты поняла кто это?
Змея: – Сосед.
Лошадь: – Нет! Подскажите дети, кто это. (дети отвечают: «Дед Мороз»).
Лошадь: – А вот еще одна загадка:
Лошадь: Они в воздухе кружатся,
На ладони к нам ложатся,
Невесомы, как пушинки,
А зовут их все…
Змея: – Машинки.
Лошадь: – Нет, опять не угадала. Это снежинки.
Лошадь: – Кружит вьюга за окном,
Мы спешим скорее в дом.
Заморозила сама
Нас красавица…
Змея (почесав в затылке): – Ну не знаю, наверное, весна. А может, осень…
Лошадь: – Нет, зима.
Лошадь: – На дворе трещит мороз.
Шапку ты надень…
Змея: – На нос.
Лошадь: – Нет, шапку носят на голове.
Лошадь: – А вот еще одна загадка:
Лошадь: Подобрать себе ты мог
Пару варежек…
Змея: – Для ног?
Лошадь: – Для рук, конечно!
Лошадь: – Белым снегом все одето.
Значит, наступило…
Змея:– Лето.
Лошадь: – Нет, зима!
Лошадь: – Зимой в берлоге видит сон
Лохматый косолапый…
Змея:– Слон.
Лошадь: – Нет, неверно, ведь в берлоге спит медведь. К большому сожалению, ни одной загадки ты, дорогая наша Змея, не отгадала.
Змея: – Да, что-то я и правда, сдала совсем… За год устала. Наверно, нужно уступить свое место следующему символу, лошади. Пойду-ка я к своему законному сроку готовиться, а ты, Лошадь, вступай в свои законные права! Увидимся через 12 лет!
Змея: На одиннадцать зим, на одиннадцать лет
Поделюсь мне подаренной властью.
Пусть терпеньем и мудростью будет согрет
Каждый год для любви и для счастья!
Прискачи же на долгий и радостный год,
Деревянная чудо-лошадка!
Старый год все печали с собой заберёт.
Новый год - будь волнующе-сладким!
Лошадь: Год Лошади – счастливый год,
Пусть каждому в нём повезет.
Дарю подковы вам на счастье,
Пусть вам сопутствует удача!
(Лошадь дарит всем гостям сувениры-подковы)
Снегурочка: Уползает без оглядки
Год Змеи на долгий срок,
Деревянная Лошадка
Бьёт копытом о порог.
Поскорее в дом впустите
Новогоднего гонца -
Дверь пошире отворите,
Дайте хлеба и овса!
Увезёт красотка-Лошадь
Вас туда, где торжество,
Где, украсив ёлкой площадь,
Дарит праздник волшебство.
Пойте песни, веселитесь
В яркий праздник - Новый год!
Счастьем с ближними делитесь -
И удача к вам придёт!
Снегурочка: - Символ Нового года встретили. На подходе Дедушка Мороз. Он придет, и мы продолжим наш праздник. Будем петь, играть, развлекаться. Какой же Новый год без подарков, Дедушка Мороз и для вас ребята приготовил мешок с подарками. Вот – вот с минуты на минуту он к нам придет.
(Появляются две снежинки с письмом)
Снежинка 1: -Снегурочка, вскоре после твоего ухода на праздник к детям, пришел Снеговик Почтовик, и вручил это письмо. Мы решили, что в этом письме что-то очень срочное и важное, вот и отправились к тебе. Скорее читай!
Снегурочка (горько плачет): -Всё пропало, всё пропало!
Снежинка 2: -Снегурочка, милая, что случилось?
Снежинка 1: -Снегурочка, расскажи, какая беда приключилась?
Снегурочка: Пропал Дедушка Мороз! Пропал праздник! Дети останутся без подарков! (плачет)
Снежинка 2: -Что за глупости ты говоришь, Снегурочка! Такому никогда не бывать! Новый год всегда к нам приходит!
Снежинка 1: -С чего ты вообще взяла, что не будет нашего самого любимого праздника? И вообще, а где Дед Мороз?
Снегурочка: -Так вот в том и беда, Дед Мороз пропал, а значит и праздника не будет! (плачет)
Снежинка 2: - Как пропал?
Снежинка 1: - Куда пропал?
Снегурочка: - Не знаю, куда он мог подеваться, но весь день в избушке был, письма ребят читал и подарки запаковывал! (всхлипывает)
Снежинка 1: - Да, дело серьёзное, но слёзы распускать нельзя! Надо спасать Новый год!
Снежинка 2: - Верно, надо отправляться на поиски Деда Мороза! Время до праздника у нас ещё есть! Так что надо выдвигаться!
Снегурочка: - А где ж его искать? Куда же нам выдвигаться? Вот, смотрите, в письме еще написано, что ждите новых указаний.
Снежинка 1: - От кого ждать указаний, не чего не понимаю. Даааааа, надо подумать, надо подумать, откуда же начинать поиски.
Снежинка 2: - А я знаю откуда! Помните, как Дедушка Мороз, рассказывал о том, что хочет проверить, все ли готовы к Новому году.
Снегурочка: - Точно, говорил!
Снежинка 1: - Точно, точно! Припоминаю!
Снежинка 2: - Так вот, я думаю, что надо отправляться в путь. Авось и найдём нашего Дедушку Мороза!
Снегурочка: Решено, выдвигаемся на поиски! Но для начала, давайте исполним любимую песню Деда Мороза, чтобы зарядиться новогодним настроением.
Песня «Здравствуй, Дедушка Мороз»
Снегурочка: Друзья, смотрите на встречу нам мчится моя тётушка, Снежная Королева. Может она нам поможет.
Снежная Королева: - Ой, еле вас нагнала. Ваша песня мне помогла, на ваши голоса ехала. В канун Нового года, я всегда навещаю своего дядю. Мой дядя, это - Дед Мороз. Приехав на своей тройке коней к избушке Деда Мороза на пороге обнаружила это письмо. Я не знаю, что в нем, но у меня оно вызвало тревогу.
Снегурочка:- Давай скорее (читает) «Дед мороз заколдован и заперт, а спасти его сможете, если пройдете сказочный лес, топкое болото, и побываете в Африке». Подпись «Дурило»
Снежная Королева: - Дааа…. Знаком мне этот Дурило. Вы помните, 13-ый запасной месяц, который реальным месяцем так и не стал. Из-за этого он стал коварным и решил сделать себя самым главным месяцем в году. Хотел установить вечное лето. Еще и трех богатырей ввел в заблуждение. Ох, этот Дурило, и нам решил козни строить. Ну что, вы согласны идти выручать Деда Мороза?
Тогда вперед, сначала нам нужно в сказочный лес. Не боитесь? Становимся друг за другом и пошли (звуки леса волки воют карканье) Ну вот мы и в лесу.
(Выходит кикимора)
Кикимора: Это еще кто такие? Вы зачем это сюда приперлись? Ну держитесь, щас, вас в дебри лесные заведу, запутаю, не выйдете из леса никогда.
Снегурочка: - Бабушка ты кто такая, мы же тебе ни чего плохого не сделали, дай нам пройти, нам очень нужно.
Кикимора: Я — Кикимора лесная, слова «честность» я не знаю,
Нет другой радости, как людям делать гадости! Но иногда я становлюсь доброй. Ладно, пропущу я вас больно уж вы тут все такие красивые, но с одним условием.
Снежная Королева: - С каким?
Кикимора: Вы будете отгадывать сейчас мультики по песням, я слышала, что сейчас дети целыми днями сидят и смотрят мультики, и мне хочется проверить внимательные они или нет?
(Задание узнать по песням название мультика)
Кикимора: Вы меня очаровали – Все ответы отгадали!
Что ж, придётся уступить и вас

18-11-2025

Галка Светлана Григорьевна

МБОУ СОШ №10 имени Штанева Я.И.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; автор- составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г.
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, таки в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

17-11-2025

Смолина Анна Владимировна

педагог-психолог, МАОУ СОШ №19 СП детский сад "Солнечный зайчик" г.о. Щёлково

Использование Multi-media программ в работе педагога-психолога ДОУ с детьми ОВЗ может вестись по двум основным направлениям и формам работы:
1. Психодиагностика.
2. Коррекционная и развивающая работа.
1. Психодиагностика
Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога позволяет использовать большое количество программных комплексов. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации.
В рамках диагностики дошкольников можно использовать Multi-media программу "Вера и Анфиса. Тесты для дошкольников 4-5 лет" (DVDpc) и "Вера и Анфиса. Тесты для дошкольников 5-6 лет" (DVDpc). Предлагаемые тесты для дошкольников, разработаны на основе современных программ развития детей дошкольного возраста и методических рекомендаций. Все задания объединены сюжетом известной детской сказки Эдуарда Успенского. По окончании тестирования формируется отчет. Кроме того, программа сохраняет результаты всех последующих тестирований, так что есть возможность увидеть прогресс ребенка. Тесты условно поделены на 2 уровня, каждый на отдельном диске. 1-й уровень соответствует примерно возрасту 4-5 лет и рассчитан на выпускников средней группы детского сада. 2-й уровень соответствует возрасту 5-6 лет - старшая группа детского сада. Часть заданий в каждой программе - уникальна, то есть вы не встретите их больше ни в одном пособии. Важно, что в программе есть звуковое сопровождение, то есть ребенок сначала слушает звуковую инструкцию, а затем выполняет какое-либо действие. Задания в программе разбиты на блоки: Окружающий мир, Математика, Грамота, Память, Развитие речи, Мышление и логика, Внимание.
В рамках диагностики родителей можно использовать конструктор тестов, предлагаемый платформой компании «Синергия-Инфо» - edumsko.ru [4]. С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг.
Преимущества компьютерной диагностики в том, что больший процент родителей будет охвачен; обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования.

2. Коррекционная и развивающая работа
Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у воспитанников; повышению эффективности обучения и учебной мотивации, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
• Развивающие игры
Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).
В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия [3].
• Развивающие психологические тренажеры
Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.
• Коррекционно-развивающие занятия
К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с воспитанниками в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране интерактивной доски, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, работа с интерактивной доской - это только часть занятия, регламентированного планом и нормами САнПин. Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка [1].
Можно использовать следующие Multi-media программы:
1. "Развивающие игры. Логика. Внимание. Память. 3 года (CDpc)", "Развивающие игры. Логика. Внимание. Память. 4 года (CDpc)", "Развивающие игры. Логика. Внимание. Память. 5 лет (CDpc)" Издательство: 1С, 2010 г.
Серию "Развивающие игры", направлена на расширение кругозора дошкольников, на тренировку их памяти, логики, внимания, на освоение ими основ работы с компьютером. Игры помогут вашему ребенку приобрести навыки аналитического мышления, а вам - подготовить свое дитя к школе. Увлекательные и забавные задания на сопоставление и обобщение, выявление последовательностей, развитие зрительной и слуховой памяти сделают учебу легким и веселым занятием.
Проставленные на выпусках значки (3+, 4+, 5+) указывают на минимальный возраст детей, для которых предназначены размещенные на дисках игры.
2. "Раннее развитие. Логика и память (CDpc)" Издательство: 1С, 2010 г.
На диске представлены развивающие игры для детей 4-8 лет, направленные на расширение кругозора, тренировку памяти, логики, мышления и освоение основ работы с компьютером. Шаг за шагом ребенок научится классифицировать предметы, составлять из них различные комбинации; тренировать пространственное воображение; следовать алгоритму; собирать последовательности, используя схему; делать логические выводы. Кроме того, в играх развиваются следующие виды памяти: кратковременная, зрительная и слуховая; механическая и ассоциативная, а также долговременная слуховая память.
Вместе с Домовенком Бу и его сестренкой игроку предстоит побывать в парке аттракционов. Здесь их ждет множество конкурсов. В каждом из них малыш получит приз: игрушку спирограф, с помощью которой он сможет нарисовать разные забавные фигурки. А затем маленький игрок сможет перевоплотиться в тайного агента и обезвредить опасное, но смешное существо Забывашку. Чтобы не попасть под влияние Забывашки, агент должен тренироваться и быть готовым к выполнению разных ответственных заданий. Для этого Малышу придется познакомиться с различными видами памяти и помочь друзьям, которые забыли очень важные вещи!
Яркая анимация, динамичные сюжеты игр и озвученные пояснения и комментарии сделают процесс обучения увлекательным и результативным.
3. "Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет. ФГОС ДО (CD)" Автор Омельченко Л.В., Издательство: Учитель, 2014 г.
Данное электронное пособие содержит оригинальные интерактивные игры, способствующие развитию коммуникативных умений у старших дошкольников на основе ФГОС ДО. Предлагаемые игровые задания и упражнения с использованием графических объектов, звуков и букв помогут формированию активного словаря, развитию навыка словообразования, памяти, обогащению связной речи детей 5-7 лет. Содержание тренинговых заданий основано на интеграции образовательных областей "Познавательное развитие". "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие". Интерактивные тренажёры систематизированы по лексическим темам. Всего представлено 13 тем: "Деревья". "Ягоды", "Фрукты", "Овощи", "Грибы", "Цветы", "Насекомые", "Дикие животные", "Домашние животные". "Домашние птицы", "Зимующие птицы", "Перелётные птицы", "Рыбы" [2].
4. "Скоро в школу. Тренируем сообразительность (CD)" Издательство: 1С, 2011 г.
Развивающие игры с веселыми заданиями, ребусами, загадками и головоломками, безусловно, любят все дети. Эти игры увлекательны и очень полезны! Они помогают развить интеллект, логическое мышление, интуицию ребенка, расширяют его кругозор. Ведь для решения даже самой простой детской загадки нужно многое знать об окружающем мире. В поисках правильного ответа малыш в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы. Программа снабжена интуитивно понятным интерфейсом и озвученными пояснениями, в случае успехов ребенка она сама его похвалит. Все это делает занятия с малышом легкими и веселыми. Курс рекомендован для учреждений дошкольного образования, а также для домашнего обучения. Важная особенность программы: изменение размеров рабочего поля тренажера позволяет применять его как на обычном компьютере дома, так и в классе при использовании электронной интерактивной доски.
Работа по описанным выше направлениям и формам крайне значима именно с детьми ОВЗ ввиду особенностей протекания психических познавательных процессов.

Список литература
1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подьякова Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц., Л.Д.Чайнова, Н.Н. Подьякова, Е.В. Зворыгина. и др. – М.:ЛННКА-ПРЕСС, 1998.
2. Научная библиотека // URL: http://www.niv.ru/ (дата обращения: 29.10.2019).
3. Степанова М.И. Гигиенические требования к компьютерным занятиям для дошкольников/ М.И.Степанова //Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2009. - № 10.
4. Персональный сайт педагога-психолога Смолиной А.В. // URL: https://smolina-ivant-udodcrtd.edumsko.ru/polls/8608

16-11-2025

Ковалева Светлана Анатольевна

Воспитатель

Статья: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социально культурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие). Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.
Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К.С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда. Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства.
«Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания». На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства.
Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.
Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.
Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни.
Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.
Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. Теоретические обоснования опыта. В современных дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.
1. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.
2. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев...
Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности.
Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «От рождения до школы» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «Развитие игровой деятельности» программы « От рождения до школы» (автор – доктор психологических наук , профессор Н.Е. Веракса ). Общим для них всех является наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
С точки зрения Н.А. Ветлугиной художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» программы «От рождения до школы». Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.
Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте. Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа: художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»); самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

20-10-2025

Мартыненко Людмила Александровна, Некратова Анна Леонидовна

учителя-логопеды МАДОУ №75 г. Красноярска

Из опыта работы по ознакомлению детей с ТНР
со слоговым составом слова.

Статью подготовили
учителя-логопеды МАДОУ №75 г. Красноярска
Мартыненко Людмила Александровна,
Некратова Анна Леонидовна.



В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом - его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из которых ударный). Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество. И, хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо развита, необходимо сформировать у него такие умения и навыки, которые помогли бы ему научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельностью. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речью. Звучащее слово не только звуковой комплекс, но и слоговой. Звуки в слове при произнесении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова. Один слог в слове ударный. Чтобы ребенок правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Вот почему знакомство со слоговым анализом является важным этапом при обучении дошкольников грамоте и на начальных этапах и для дальнейшего усвоения грамматики родного языка. "От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка-грамматики и связанной с ней орфографии", - подчеркивал Д. Б. Эльконин.
Очень важно, чтобы дети еще до обучения чтению научились делить слова на слоги.
Опыт показывает, что уже четырехлетние дети справляются с заданием разделить слово на части хлопками, а также хорошо усваивают графическое изображение деления слов на одну, две, три части (предварительно дети знакомятся с понятием "слово", с его графическим изображением в виде полоски). Пятилетние дети образуют новые слова путем наращивания слогов (лиса, лисица, лисонька), определяют количество слогов в слове, придумывают слова на заданный первый слог.
Ставятся следующие задачи:
1. Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т.д.).
2. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием "начало" и "конец" слова.
3. Научить определять местонахождение ударного слога в двусложных и трехсложных словах, переносить ударение с одного слога на другой (при образовании множественного числа, например, поле-поля).
4. Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.
5. Развивать умение быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.
6. Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова
Успешной реализации этих задач способствует ряд игр и упражнений:
"Отгадайте, кого я называю" - логопед предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.
"Почтальон принес письмо" - дети получают конверты с картинками и по заданию логопеда отбирают те, названия которых состоят из двух, затем трех частей. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.
"Магазин игрушек" - логопед расставляет игрушки и предлагает детям купить те, в названии которых определенное количество слогов.
"Отправим животных в плавание" - на доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.
"Молчанка" - дети получают карточки с точками (1, 2, 3). Логопед называет слово или показывает картинку, дети поднимают соответствующую карточку(картинки можно использовать на определенную тему, например, игрушки, овощи, фрукты и т. п.).
"Кто уйдет дальше" - ребенок идет от доски, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается мелом на полу. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.
"Что вокруг нас" - логопед предлагает детям отыскать вокруг себя предметы с определенным количеством слогов. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.
С целью развития умения составлять слова из слогов, а также для накопления в памяти слоговых образов можно проводить игру "Перевертыши" - у детей карточки со слогами из которых им надо составить сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились (сос, на, чай, ка, вес, на, ка, мыш, бан, ка, ла, ска, ни, тка и т. п.).
С целью развития умения составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами, а также умения подбирать слова по одному данному слогу можно проводить игры "Точка", "Отгадай слово", "Собери слова".
"Точка" - у логопеда карточка со слогом -точка-, у детей карточки с различными слогами. Логопед предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово (веточка, кисточка и т. п.). Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который быстрее всех правильно составит слова.
"Собери слова" - детям раздаются карточки со слогами (та, за, ва, со, сли, тык, хал, клюк). Логопед пишет на доске слог -ва-. Дети по очереди подходят к доске и прикладывают свою карточку к слогу, чтобы получилось слово и прочитывают его.
В работе по ознакомлению дошкольников со слоговой структурой слова необходимо познакомить их с понятиями "начало" и "конец" слова. На графическом изображении слова (полоске) логопед демонстрирует протяженность слова - произносит слово и ведет указкой по полоске (коорооваа). Затем спрашивает, какой слог слышится в начале слова, в конце слова.
"Отгадай слово" - логопед называет первый слог и предлагает конец слова подобрать детям (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.
"Цепочка" - составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.
Знакомство с началом и концом слова предваряет работу по ознакомлению дошкольников с понятием "ударение" в слове. Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове важно не только для подготовки детей к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных). Логопед обращает внимание детей на то, что слоги в словах звучат неодинаково - один из слогов произносится более протяжно. При проговаривании слова "мама" он умышленно усиливает голосом и более протяжно произносит первый слог, задерживая указку в начале графического изображения слова и более отрывисто - второй слог. Указка почти не задерживается на второй половине слова, т.е. прикосновение указки соответствует длительности звучания слогов. Повторив слово несколько раз, логопед просит детей точно так произнести его. Далее можно провести несколько игровых упражнений. Предложить детям найти ударение в своем имени, придумать двусложные слова с ударением на первом слоге, на втором слоге.
"Эстафета" - логопед пишет двусложные слова на доске в два столбика. Дети из каждого ряда выходят и ставят ударение в словах. За каждый правильный ответ дети получают очко.
"Загадки" - отгадать загадки, разделить слова на слоги, записать на доске, поставить ударение.
Таким образом, последовательно усложняя задания, логопед помогает детям осознать слоговое строение слова, формирует у дошкольника элементарные знания о фонетической структуре слова, что облегчает детям усвоение последующих знаний.

15-11-2025

киреева татьяна александровна

ГБУ ДО ДДТ "Современник" Выборгского района Санкт - Петербурга

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОВРЕМЕННИК»
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Методические аспекты работы концертмейстера над произведением
Киреева Татьяна Александровна,
концертмейстер ГБОУ ДОД ДДТ «Современник»

Концертмейстерское исполнительство является многообразным, разноплановым, творческим процессом. Оно занимает особое место в творческом процессе и несёт на себе несколько иные функции и задачи, нежели инструментальное исполнительство.
Одной из главных задач пианиста-концертмейстера можно назвать достоверное и убедительное воплощение композиторского замысла, достигаемое путем тщательной работы над музыкальным произведением. Эта сторона работы требует от пианиста, помимо исполнительской подготовки и концертмейстерского опыта, ряд специфических знаний, навыков и умений.
Работа концертмейстера над произведением условно разделена на несколько этапов.
Первый этап - ознакомление с произведением и его анализ. Задачей этого этапа является создание музыкально – слуховых представлений. При зрительном ознакомлении с нотным текстом концертмейстер должен увидеть и предслышать произведение в целом. Это происходит за счёт анализа музыкального произведения: определение музыкальной формы, тональности, ладотональных отклонений, темповых особенностей, характера исполняемого произведения и ритмического рисунка, авторские ремарки, фактура изложения аккомпанемента и нюансов - дают первичные представления о произведении. Знакомство с биографией и творчеством композитора, а также историей создания музыкального произведения способствуют определению эпохи, стиля и специфики жанра изучаемого произведения.
Нотный текст на этапе ознакомления дает большой объем информации для выразительного исполнения, поэтому воспроизведение его на фортепиано становится существенной частью в работе концертмейстера над произведением. На этом этапе первое, что обращает на себя внимание– вид аккомпанемента (чередование баса и аккорда, аккордовая пульсация, гармонические или мелодические фигурации и т.д.). Также определяется фразировка и кульминация произведения, его динамический план. Отдельное внимание уделяется паузам, так как иногда пианисты могут ими пренебрегать. Все выше перечисленное позволяет понять принципы построения произведения, выявить скрытые мелодические или гармонические линии, повторения. Анализ произведения позволяет определить особенности структуры произведения в целом, определить его динамическое и логическое развитие.
Первый этап является основным в работе с нотным материалом, поэтому именно он во многом определяет степень профессионализма концертмейстера. Это своего рода транскрипция произведения, где существуют особые правила, которые должен знать концертмейстер (солирующая мелодия выше аккомпанемента, сложный аккомпанемент исполняется по возможности частично, с сохранением основного рисунка и ритма). Исполнение аккомпанемента на первом этапе должно быть понятным, в характере, с кульминацией и смысловыми опорами.
Второй этап - индивидуальная работа над партией аккомпанемента. Здесь происходит более детальное изучение основной партии с учетом специфики инструментального или вокального исполнительства и разучивание партии аккомпанемента.
Основным методом в разучивании партии аккомпанемента является работа в медленном темпе. Играя в медленном темпе, концертмейстер решает задачи синхронизации рук, фразировки, аппликатуры, педалицазии, выразительности динамики. Происходит создание художественного образа путем правильного подбора выразительных средств исполнения. Также в медленном темпе происходит работа над правильной расшифровкой мелизмов, над технически, ритмически и координационно сложными местами, для решения которых подбирается удобная аппликатура.
Отдельное внимание уделяется изучению линии баса и точности его исполнения, так как неправильно взятый бас искажает основу звучания, разрушает тональность и может сбить с толку исполнителя.
Дополнительно, при работе на этом этапе рекомендуется прослушать произведения в исполнении других музыкантов с параллельным слежением по нотам. Данный метод позволяет расширить музыкально-слуховые представления, найти интересные приемы исполнения, узнать и развить в себе новые пианистические навыки. Еще одним методом работы над партией является прослушивание собственного исполнения, записанного на цифровой носитель. Анализ собственного исполнения помогает обнаружить и исправить недочеты в исполнении собственной партии.
Третий этап - репетиционное исполнение произведения. На этом этапе происходит сопоставление исполнительских представлений солиста и концертмейстера, анализ расхождений и поиск способов их устранения. Создается ансамбль, где главной задачей концертмейстера является полное слияние с исполнителем и поддержка его творческих замыслов. Это достигается балансировкой звука и соотношением темпа относительно солиста, контроль которых полностью ложится на плечи аккомпаниатора, а также уточнением динамики и тембрального звучания в момент перехода от солирующих партий фортепиано к исполнению сопровождения.
Концертмейстеру необходимо помнить о разнице инструментального ансамбля и ансамбля с вокалистом, ведь при их исполнении аккомпанемент исполняет разные функции и задачи. Если в инструментальном ансамбле основная и сопровождающая партии практически равноценны, то в вокально-инструментальном главенствующая роль отводится солисту. Связанно это, прежде всего, с наличием у певца вокального или литературного текста. Так как слово определяет всю глубину музыкально-художественного замысла произведения, то исполнение в ансамбле требует от концертмейстера повышенного внимания к намерениям исполнителя, потому именно здесь концертмейстер помогает солисту, сохраняя его индивидуальность.
На этом же этапе происходит репетиционное исполнение произведения целиком, где создается музыкальный исполнительский образ и определяется предварительный настрой солиста и концертмейстера.
Четвертый этап - воплощение музыкально-исполнительского замысла на публике, концертное исполнение, как итог проделанной работы. Главной целью этого этапа является совместное с солистом воплощение музыкально-художественного и идейно-образного замысла во время исполнения произведения.
Важнейшей задачей концертмейстера является способность начать произведение в оптимальном темпе для создания необходимого музыкального характера и предпосылки для уверенного вступления солиста. Во время выступления под контролем концертмейстера находятся ансамблевое равновесие, правильность исполняемого метроритма, баланс звука, художественное содержание произведения. Необходимо помнить, что концертмейстер также несет ответственность за партию солиста.
Таким образом, процесс работы концертмейстера над произведением состоит из четырех этапов: ознакомление с произведением и его анализ, индивидуальная работа над партией аккомпанемента, репетиционное исполнение произведения, воплощение музыкально-исполнительского замысла на публике. Наиболее частыми способами и методами работы можно назвать анализ музыкального материала в целом, чтение с листа, общепринятые пианистические приемы, зрительно-слуховые методы. Данные методы могут сочетаться и зависеть от фантазии, трактовки, физиологических или пианистических особенностей концертмейстера.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что работа концертмейстера несёт в себе творческую и педагогическую деятельность. Мастерство концертмейстера предполагает владение ансамблевой техникой, знание основ различных видов искусства, особенностей игры на различных инструментах, а также отличного музыкального слуха. Работа концертмейстера над произведением – одна из важнейших составляющих его деятельности, что подразумевает освоение достаточного большого количества материала в сжатые сроки, где только профессиональное мастерство концертмейстера обеспечивает эффективность развития и высокий исполнительский уровень солиста или коллектива.


Список литературы:
1. Гинзбург Л. О. «О работе над музыкальным произведением», 4-е
издание. – М.: Классика - ХХI, 1981г.
2. Коган Е. Избранные статьи. Выпуск 2. «Советский композитор»,1992г.
3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие/Е. И.Кубанцева. — М.: «Академия», 2002г.
4. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента:Методологические основы/А. П. Люблинский.—Л.: Музыка, 1972г.
5. Перельман Н.В. В классе рояля. – М., Классика – XXI, 2007 г.
6. О работе концертмейстера: учебное пособие для фортепианных
факультетов музыкальных вузов. Ред.-сост. и автор предисловия М. Смирнов. –М.: Музыка, 1974г.
7. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления
педагога/Е. М. Шендерович. - М.: Музыка, 1996г.

13-12-2025

Михальская Светлана Демьяновна

учитель ,МАОУ СОШ № 138

Мастер-класс
Михальская С Д МАОУ СОШ № 138 г.Новосибирск

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Цель выступления: познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применение в работе с детьми с ОВЗ
Задачи мастер-класса:
• познакомить с активными методами обучения;
• способствовать формированию умения различать виды активных методов обучения от других методов обучения;
• познакомить с возможности применения активных методов обучения в работе с детьми с ОВЗ
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
5. Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия:

Все ль на месте, все ль
в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь писать,
Чтобы грамотными стать.
– Проверим готовность к уроку

Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу.

Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка»:

- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением. - Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.
- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.
- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.
-Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам. Начинаем урок обучения грамоте.
- Чем бы вы хотели сегодня заниматься на уроке?

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; магниты разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3. Дифференциация заданий.
Дифференцированные индивидуальные задания:
- Слоговые таблицы;
- Индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась цифру», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число-цифра» и т.д)
- математические раскраски.

4.Задания на развитие психических процессов.
- задания с палочками;
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Дорисуй девятое»
- «Найди пару», «Найди отличия»

5. Задания на развитие мелкой моторики:
- штриховка;
- конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы, из пластилина, из проволоки)

6. Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.

7. Использование информационных технологий.
Дидактические, компьютерные игры в основном использую для активизации познавательной деятельности. В связи с отсутствием готового электронного дидактического материала в УМК для обучающихся с УО, компьютерные игры с сайта ладушки.ру, играемся.ру, мерсибо и др. лучшее спасение для учителя. Здесь можно найти игры и упражнения тренировочного характера для развития мыслительных процессов, увлекательный дидактический материал при изучении нового, а также для закрепления пройденного материала.
Для закрепления пройденного материала часто использую игры соревновательного характера (при изучении гласных или согласных букв, звуков набор согласных букв на магнитах висят на доске, дети должны запомнить их расположение, даётся 30 сек., далее дети закрывают глаза, в это время учитель закрывает букву, после разрешения учителя они вспоминают какая же здесь была буква. У детей развивается зрительная память, внимание, мышление и дети легко запоминают сами буквы.

На уроках чтения, ознакомления с окружающим миром чаще всего применяются следующие активные методы обучения.
Метод «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
«Направленное чтение»
Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
На уроках русского языка начинающему ученику сложно (а при незнании букв и просто невозможно) написать настоящий диктант. А как хочется это сделать!
Найдем компромиссное решение.
Запишите предложение цифрами.
Наступила осень. (2)
Часто идут дожди. (3)
Птицы улетают. (2)
Итак: 2, 3, 2.
Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить "зашифрованную" запись, активизировав тем самым память детей.
Так же можно сосчитать количество пробелов (пропусков) между словами.
Зима пришла.

15-02-2023

Филиппская Ольга Анатольевна

Учитель-логопед МДОУ "Незабудка"

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Уже в дошкольном возрасте дети с нарушением речи не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с нарушением фонематического восприятия именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

Поиск