13-12-2025
Михальская Светлана Демьяновна
учитель ,МАОУ СОШ № 138
Мастер-класс
Михальская С Д МАОУ СОШ № 138 г.Новосибирск
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Цель выступления: познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применение в работе с детьми с ОВЗ
Задачи мастер-класса:
• познакомить с активными методами обучения;
• способствовать формированию умения различать виды активных методов обучения от других методов обучения;
• познакомить с возможности применения активных методов обучения в работе с детьми с ОВЗ
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
5. Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия:
Все ль на месте, все ль
в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь писать,
Чтобы грамотными стать.
– Проверим готовность к уроку
Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу.
Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка»:
- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением. - Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.
- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.
- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.
-Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам. Начинаем урок обучения грамоте.
- Чем бы вы хотели сегодня заниматься на уроке?
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; магниты разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Дифференциация заданий.
Дифференцированные индивидуальные задания:
- Слоговые таблицы;
- Индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась цифру», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число-цифра» и т.д)
- математические раскраски.
4.Задания на развитие психических процессов.
- задания с палочками;
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Дорисуй девятое»
- «Найди пару», «Найди отличия»
5. Задания на развитие мелкой моторики:
- штриховка;
- конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы, из пластилина, из проволоки)
6. Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.
7. Использование информационных технологий.
Дидактические, компьютерные игры в основном использую для активизации познавательной деятельности. В связи с отсутствием готового электронного дидактического материала в УМК для обучающихся с УО, компьютерные игры с сайта ладушки.ру, играемся.ру, мерсибо и др. лучшее спасение для учителя. Здесь можно найти игры и упражнения тренировочного характера для развития мыслительных процессов, увлекательный дидактический материал при изучении нового, а также для закрепления пройденного материала.
Для закрепления пройденного материала часто использую игры соревновательного характера (при изучении гласных или согласных букв, звуков набор согласных букв на магнитах висят на доске, дети должны запомнить их расположение, даётся 30 сек., далее дети закрывают глаза, в это время учитель закрывает букву, после разрешения учителя они вспоминают какая же здесь была буква. У детей развивается зрительная память, внимание, мышление и дети легко запоминают сами буквы.
На уроках чтения, ознакомления с окружающим миром чаще всего применяются следующие активные методы обучения.
Метод «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
«Направленное чтение»
Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
На уроках русского языка начинающему ученику сложно (а при незнании букв и просто невозможно) написать настоящий диктант. А как хочется это сделать!
Найдем компромиссное решение.
Запишите предложение цифрами.
Наступила осень. (2)
Часто идут дожди. (3)
Птицы улетают. (2)
Итак: 2, 3, 2.
Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить "зашифрованную" запись, активизировав тем самым память детей.
Так же можно сосчитать количество пробелов (пропусков) между словами.
Зима пришла.
