17-11-2025
Смолина Анна Владимировна
педагог-психолог, МАОУ СОШ №19 СП детский сад "Солнечный зайчик" г.о. Щёлково
Использование Multi-media программ в работе педагога-психолога ДОУ с детьми ОВЗ может вестись по двум основным направлениям и формам работы:
1. Психодиагностика.
2. Коррекционная и развивающая работа.
1. Психодиагностика
Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога позволяет использовать большое количество программных комплексов. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации.
В рамках диагностики дошкольников можно использовать Multi-media программу "Вера и Анфиса. Тесты для дошкольников 4-5 лет" (DVDpc) и "Вера и Анфиса. Тесты для дошкольников 5-6 лет" (DVDpc). Предлагаемые тесты для дошкольников, разработаны на основе современных программ развития детей дошкольного возраста и методических рекомендаций. Все задания объединены сюжетом известной детской сказки Эдуарда Успенского. По окончании тестирования формируется отчет. Кроме того, программа сохраняет результаты всех последующих тестирований, так что есть возможность увидеть прогресс ребенка. Тесты условно поделены на 2 уровня, каждый на отдельном диске. 1-й уровень соответствует примерно возрасту 4-5 лет и рассчитан на выпускников средней группы детского сада. 2-й уровень соответствует возрасту 5-6 лет - старшая группа детского сада. Часть заданий в каждой программе - уникальна, то есть вы не встретите их больше ни в одном пособии. Важно, что в программе есть звуковое сопровождение, то есть ребенок сначала слушает звуковую инструкцию, а затем выполняет какое-либо действие. Задания в программе разбиты на блоки: Окружающий мир, Математика, Грамота, Память, Развитие речи, Мышление и логика, Внимание.
В рамках диагностики родителей можно использовать конструктор тестов, предлагаемый платформой компании «Синергия-Инфо» - edumsko.ru [4]. С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг.
Преимущества компьютерной диагностики в том, что больший процент родителей будет охвачен; обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования.
2. Коррекционная и развивающая работа
Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у воспитанников; повышению эффективности обучения и учебной мотивации, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
• Развивающие игры
Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).
В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия [3].
• Развивающие психологические тренажеры
Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.
• Коррекционно-развивающие занятия
К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с воспитанниками в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране интерактивной доски, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, работа с интерактивной доской - это только часть занятия, регламентированного планом и нормами САнПин. Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка [1].
Можно использовать следующие Multi-media программы:
1. "Развивающие игры. Логика. Внимание. Память. 3 года (CDpc)", "Развивающие игры. Логика. Внимание. Память. 4 года (CDpc)", "Развивающие игры. Логика. Внимание. Память. 5 лет (CDpc)" Издательство: 1С, 2010 г.
Серию "Развивающие игры", направлена на расширение кругозора дошкольников, на тренировку их памяти, логики, внимания, на освоение ими основ работы с компьютером. Игры помогут вашему ребенку приобрести навыки аналитического мышления, а вам - подготовить свое дитя к школе. Увлекательные и забавные задания на сопоставление и обобщение, выявление последовательностей, развитие зрительной и слуховой памяти сделают учебу легким и веселым занятием.
Проставленные на выпусках значки (3+, 4+, 5+) указывают на минимальный возраст детей, для которых предназначены размещенные на дисках игры.
2. "Раннее развитие. Логика и память (CDpc)" Издательство: 1С, 2010 г.
На диске представлены развивающие игры для детей 4-8 лет, направленные на расширение кругозора, тренировку памяти, логики, мышления и освоение основ работы с компьютером. Шаг за шагом ребенок научится классифицировать предметы, составлять из них различные комбинации; тренировать пространственное воображение; следовать алгоритму; собирать последовательности, используя схему; делать логические выводы. Кроме того, в играх развиваются следующие виды памяти: кратковременная, зрительная и слуховая; механическая и ассоциативная, а также долговременная слуховая память.
Вместе с Домовенком Бу и его сестренкой игроку предстоит побывать в парке аттракционов. Здесь их ждет множество конкурсов. В каждом из них малыш получит приз: игрушку спирограф, с помощью которой он сможет нарисовать разные забавные фигурки. А затем маленький игрок сможет перевоплотиться в тайного агента и обезвредить опасное, но смешное существо Забывашку. Чтобы не попасть под влияние Забывашки, агент должен тренироваться и быть готовым к выполнению разных ответственных заданий. Для этого Малышу придется познакомиться с различными видами памяти и помочь друзьям, которые забыли очень важные вещи!
Яркая анимация, динамичные сюжеты игр и озвученные пояснения и комментарии сделают процесс обучения увлекательным и результативным.
3. "Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет. ФГОС ДО (CD)" Автор Омельченко Л.В., Издательство: Учитель, 2014 г.
Данное электронное пособие содержит оригинальные интерактивные игры, способствующие развитию коммуникативных умений у старших дошкольников на основе ФГОС ДО. Предлагаемые игровые задания и упражнения с использованием графических объектов, звуков и букв помогут формированию активного словаря, развитию навыка словообразования, памяти, обогащению связной речи детей 5-7 лет. Содержание тренинговых заданий основано на интеграции образовательных областей "Познавательное развитие". "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие". Интерактивные тренажёры систематизированы по лексическим темам. Всего представлено 13 тем: "Деревья". "Ягоды", "Фрукты", "Овощи", "Грибы", "Цветы", "Насекомые", "Дикие животные", "Домашние животные". "Домашние птицы", "Зимующие птицы", "Перелётные птицы", "Рыбы" [2].
4. "Скоро в школу. Тренируем сообразительность (CD)" Издательство: 1С, 2011 г.
Развивающие игры с веселыми заданиями, ребусами, загадками и головоломками, безусловно, любят все дети. Эти игры увлекательны и очень полезны! Они помогают развить интеллект, логическое мышление, интуицию ребенка, расширяют его кругозор. Ведь для решения даже самой простой детской загадки нужно многое знать об окружающем мире. В поисках правильного ответа малыш в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы. Программа снабжена интуитивно понятным интерфейсом и озвученными пояснениями, в случае успехов ребенка она сама его похвалит. Все это делает занятия с малышом легкими и веселыми. Курс рекомендован для учреждений дошкольного образования, а также для домашнего обучения. Важная особенность программы: изменение размеров рабочего поля тренажера позволяет применять его как на обычном компьютере дома, так и в классе при использовании электронной интерактивной доски.
Работа по описанным выше направлениям и формам крайне значима именно с детьми ОВЗ ввиду особенностей протекания психических познавательных процессов.
Список литература
1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подьякова Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц., Л.Д.Чайнова, Н.Н. Подьякова, Е.В. Зворыгина. и др. – М.:ЛННКА-ПРЕСС, 1998.
2. Научная библиотека // URL: http://www.niv.ru/ (дата обращения: 29.10.2019).
3. Степанова М.И. Гигиенические требования к компьютерным занятиям для дошкольников/ М.И.Степанова //Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2009. - № 10.
4. Персональный сайт педагога-психолога Смолиной А.В. // URL: https://smolina-ivant-udodcrtd.edumsko.ru/polls/8608
