Опубликованные материалы

14-10-2024

Валентина Александровна Лебедева

 

 учитель немецкого языка

В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. Данный социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам и инновационных процессов, происходящих в общеобразовательной школе.
Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях), что нашло отражение в федеральном базисном учебном плане по иностранным языкам и «Примерных программах по учебным предметам».
Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Именно метапредметные результаты являются теми символическими мостами, которые связывают все учебные предметы. Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.
Эти важнейшие моменты я пытаюсь осмыслить и использовать в своей практике. Опираясь на эти теоретические положения, я стараюсь включать формирование метапредметных связей в задачи своей работы на уроках немецкого языка. В результате своего опыта работы учителем я пришла к такому выводу, что обучение иностранным языкам представляет собой широкое раздолье для применения подхода метапредметности и ни один учебный предмет не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык.
Именно на уроках иностранного языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику иностранного языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на другом языке, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, мировой художественной культурой, читают художественные тексты на иностранном языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе. Таким образом, специфика иностранного языка создаёт ученикам идеальные условия для овладения метапредметными умениями, которые обучающиеся могут применить и переосмыслить на других уроках. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.
Особое внимание мне бы хотелось уделить связи немецкого и русского языков. В своей практике я стараюсь использовать тесную связь с русским языком. Так как создание у школьника целостного представления об окружающем мире является одной из целей обучения, то обучение немецкому языку важно строить, постоянно проводя аналогии с родным языком. Такие взаимосвязи наблюдаются на различных уровнях. При введении нового грамматического материала учитель, прежде всего, отталкивается от знаний детей в родном языке. На уровне лексических единиц немецкий и русский языки имеют, пожалуй, самую очевидную связь. Множество двусторонних заимствований тому подтверждение. Задания на соотнесение иностранного слова с его русским эквивалентом могут способствовать не только более успешному овладению словарным составом немецкого и русского языков, но и повышению интереса учащихся к изучаемому иностранному языку.
Для реализации метапредметного подхода на своих уроках я пользуюсь различными методиками. Это: личностно-ориентированное общение; групповое взаимодействие; ролевая организация учебного процесса, концентрированность в организации учебного процесса и учебного материала; полифункциональность упражнений. В соответствии с данными принципами каждый урок, семинар, проектная работа с учащимися должны быть сюжетными, с ролевым распределением функций, целевой направленностью всего процесса обучения и видимым реальным результатом.
Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.
В заключение хотелось бы несколько слов сказать о функции учителя в условиях реализации ФГОС. Учитель не только дает знания ученикам, но и является помощником в поиске знаний, обеспечивая возможность получить умения для дальнейшей жизни. Педагогу необходимо самому хорошо ориентироваться в предлагаемой информации, в новых знаниях, различных жизненных ситуациях, показывать, где можно найти дополнительную информацию, какими ресурсами пользоваться, помогать определить, что является главным, а что второстепенным. Учитель как руководитель, консультант и эксперт должен обладать знаниями, касающимися практически всех областей жизни человека. Следовательно, учитель должен быть разносторонне развитой личностью. Важным фактором успешной деятельности учителя английского языка является его постоянное самосовершенствование как личности и профессионала.

13-10-2024

Тавтелева Гульнара Рамильевна

 

 МОАУ СОШ № 47

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема Южная Америка. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека
Класс 7 б
Дата
Тип урока Комбинированный урок
Цели деятельности учителя Сформировать представление о странах Южной Америки. Развивать навыки творческого применения знаний, учить пользоваться дополнительной литературой.
Задачи 1.Определить пути заселения Южной Америки, расовый, этнический состав населения.
2. Установить, как формировалось современное население материка.
3.Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки.
4.Развивать навыки творческого применения знаний, умения использования дополнительного материала на уроках, умения и навыки работы с географической картой.
5.Совершенствовать умение учащихся публично представлять подготовленную по дополнительным источникам информацию.
Образовательные ресурсы Презентация к уроку, дополнительный материал к уроку
https://www.maptomind.ru/quick_test/lp25415r
Методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные
Основные понятия Страна
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Актуализируют: уровень своих знаний по пройденному материалу по блоку «Южная Америка»
Научатся: развивать базовые географические знания Познавательные: работают с текстом и внетекстовыми компо¬нентами: выделяют главную мысль, составляют простой план, находят ответы на вопросы, работают с картой. Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письмен¬ной и устной форме, участвуют в совместной деятельности, учеб¬ном диалоге.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав¬ленной задачей и оценивают правильность выполнения Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к про¬цессу познания. Добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи.
Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность
Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный этап Приветствие, проверка внешней готовности:
-тетради;
-атласы с контурными картами, учебник, листок самоконтроля.
Добрый день! Здравствуйте, ребята! У меня отличное настроение, я улыбаюсь вам. Улыбнитесь и вы мне, и я надеюсь, что мое «солнечное» настроение передастся и вам. Спасибо. Ребята, у нас сегодня необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте и их «заразим» своим солнечным настроением, повернитесь к ним и улыбнитесь. Я уверена, что они улыбнутся вам в ответ. Слушают, уясняют цель и проверяют рабочее место.
II. Актуализа¬ция знаний, мотивационный этап Организует групповое и индивидуальное выполнение задания: пользуясь картами и текстами дополнительных источников информации.
Карточки для индивидуальной работы.(Тест 2 варианта. Приложение 1)
Работа с интерактивной картой https://www.maptomind.ru/quick_test/lp25415r
Работа с картой-пазлом (ОВЗ)
Филворд ( групповая работа). Из оставшихся букв собрать слово. И записать его на доске.
Устный опрос по теме.
Ребята составили слово «Индеец», как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Правильно, речь пойдет о населении. Сформулируйте тему урока.
Правильно. Давайте с вами запишем в тетрадь тему урока (слайд 1)
Какие цели мы поставим с вами на наш урок? Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении в группах. Работа с интерактивной картой.
О коренных жителях материка. О населении.
«Население. Политическая карта»
Изучить население Южной Америки, его расовый состав и размещение, происхождение и формирование современного населения материка; познакомить с особенностями политической карты материка
III. Первичное усвоение новых знаний. Ребята, я предлагаю познакомиться с составом населения живущим на территории Южной Америки и составить «Карту населения» и кластер.
– Как вы думаете, на сколько лет нам нужно перенестись, чтобы узнать о первых переселенцах Южной Америки?
Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории матерка появились 15-17 тыс. лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую ещё раньше, примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соединявший Евразию и Северную Америку. (слайд 2)
Предлагаю послушать сообщение о коренных жителях Южной Америки, которое подготовила Новикова Алена. ( прикрепить на карту индейца) (слайд 3)
В 16в. Началось завоевание Южной Америки европейцами и переселение их на материк. Это были испанцы и португальцы, а позднее - выходцы из других стран Европы.
А теперь прочитайте, пожалуйста, притчу. Вы, конечно же, знаете, что притча - это жанр художественной литературы, в которой заложен глубокий философский смысл. Прочитайте, пожалуйста, и скажите, о каких расах идет речь в притче.
Да правильно, это - захватчики - европейцы и завезенные ими рабы - негры .
(слайд 4)Уже в колониальный период происходило межрасовое смешение народов, которые жили на одной территории, поэтому они быстро ассимилировались друг с другом, вступая в смешанные браки. Но потомки смешанных баков имеют переходные, смешанные внешние черты, поэтому не являются представителями основных рас.
Кто является потомками смешанных браков? (Работа с учебником стр. 101) (На карту прикрепляем народы)
Ответы детей.
Слушают сообщение.
Заполняют кластер в тетради.
Читают притчу и отвечают на вопросы.
Работа с учебником.
IV. Физминутка Приветствуем друг друга как жители разных стран.
Россия: пожимают друг другу руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг другу по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Никарагуа: касаются плечами.
V. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление Итак, теперь мы с Вами знаем, какие народы заселяют Южную Америку. Теперь нам предстоит выяснить, насколько плотно и равномерно ли заселен материк.
(слайд 5)Численность населения Южной Америки составляет 438 миллионов человек. Прошу вас вычислить плотность населения по формуле: Численность населения : Площадь материка = Плотность населения.
(слайд 6) На территории Южной Америки расположено 12 независимых государств и Французская Гвиана (заморский департамент Франции). (слайд 7)
Работа с картой.
по карте «Народы и плотность населения» определите:
-самые большие по численности населения города Южной Америки. (Рио-де- Жанейро, Сан – Паулу, Буэнос – Айрес) (слайд 8)
- Есть ли общие черты в их географическом положении?
Нанесите эти города на контурную карту.
Для дальнейшей работы нам понадобятся атласы, откройте, пожалуйста, страница 32.
Соотнесите города, нанесенные на контурной карте, со странами и назовите, как называются эти государства? (слайд 9)Подпишите их названия в контурной карте.
Вычисляют плотность населения.
Работа с атласом стр 20-21 «Плотность населения. Народы».
Работа с контурной картой.
- Бразилия, Аргентина.
VI. Контроль и актуализация знаний (слайд 10) Ребята, я предлагаю дать оценку степени изменения природы материка под воздействием хозяйственной деятельности человека.
- Как вы думаете, изменилась ли природа материка под влиянием деятельности человека?
- Как проявляется это влияние?
Группам раздается дополнительный материал, и вопрос на который они должны ответить
1 группа К каким последствиям приводит вырубка лесов?
2 группа Что происходит с реками Южной Америки?
3 группа В Южной Америке в последнее время происходит опустынивание земель. С чем это связанно?
4 группа Как вы думаете, меняется ли климат Южной Америки?
5 группа Что происходит с природными ресурсами Южной Америки?
На закрепление данной темы предлагаю решить несколько заданий из ВПР. (слайд 11 и 12)
Работают с текстом.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания
VII. Итоги уро¬ка. Рефлексия Нам необходимо сейчас подвести итоги нашего урока.
Я предлагаю это сделать, поиграв.
(слайд 13)Продолжите фразу
Никто не знает, а я знаю, что население Южной Америки состоит из коренного и пришлого.
Никто не знает, а я знаю, что:.
Никто не знает, а я знаю, что:.
Никто не знает, а я знаю, что сегодня Вы работали очень хорошо, и многие из вас получили оценки за урок….
Отвечают на вопрос.
VIII. Домашнее
задание Конкретизирует домашнее задание
(слайд 14) П. 40. Стр 105 «От теории к практике» зад 2 (в тетради), по желанию сообщение на тему «Страны Южной Америки», страна на выбор Записывают домашнее задание

13-10-2024

Ксения Анатольевна Носова

 

 учитель математики .МБОУ «Полянская СШ»

Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Школа может предоставить ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.
В настоящее время общеобразовательная школа обеспечивает в большей степени компьютерную осведомленность учащихся, в лучшем случае - их компьютерную грамотность. Что же касается формирования информационной культуры у обучающихся, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги сами овладеют информационной культурой.
Компьютеры, интернет, аудиовизуальные средства появились в школах относительно недавно. При этом следует иметь в виду, что внедрение в школу технологических новшеств само по себе не улучшает качества образования. Работа учителя с информационно-образовательными системами требует наличия у него информационной культуры. Успех образования во многом зависит, от уровня информационной культуры учителя.
Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, этот процесс имеет, как правило, стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью различных задач.
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка. С философских позиций информационную культуру анализирует А.П. Суханов. В начале 1980-х годов И. Я. Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Н. М. Розенберг рассматривает информационную культуру личности в контексте содержания общего образования.
В словаре В.И. Даля («Толковый словарь живого великорусского языка») и в словаре С.П. Ожегова («Словарь русского языка») раскрывается сущность и особенности понятия «информационная культура». Оно включает в себя такие трактовки:
• информационная культура – это совокупность знаний, которыми обладает человек, и умение их использовать на практике для решения определенных задач;
• информационная культура – это отдельная область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе и образованием информационных качеств конкретной личности;
• информационная культура – это конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении;
• информационная культура – это качественный показатель жизнедеятельности конкретного человека в сфере получения, передачи, хранения и применения информации, где основными являются духовные общечеловеческие ценности;
• информационная культура – это определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации, принимать активное участие в его формировании и всеми методами способствовать информационному взаимодействию. [1; 5].
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка. С философских позиций информационную культуру анализирует А.П. Суханов. В начале 1980-х годов И.Я. Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Н. М. Розенберг рассматривает информационную культуру личности в контексте содержания общего образования.
Формировании информационной культуры- понимается как формирование информационной культуры личности педагога и в последние двадцать лет достаточно активно изучаются. При этом единого и четкого определения так же нет. Изучением информационной культуры учителя занимались Н. И. Гендина, Л. И. Лазарева, С. М. Конюшенко и др.
Понятие «информационной культуры» часто используется в современной литературе, но, тем не менее, единого подхода к его трактове нет. Раскрывая сущность понятия «информационная культура» сопоставить это понятие с понятием «информационная грамотность».
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» -понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие от информационной грамотности, такой компонент, как информационного мировоззрения.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.
Таким образом, мы убедились, что понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности. Информационная культура, как категория развивающегося информационного общества, рассматривается как общая теория образования человека в рамках нового типа развития цивилизации.
Итак, в рамках современной системы школьного образования в нашей стране существует множество проблем. От их решения в большой степени зависит успех развития системы образования в целом. От того, насколько человек, оканчивающий школу, будет способен самостоятельно мыслить, приобретать знания, работать с информацией, зависит его подготовленность к дальнейшему образованию. Соответственно он сможет использовать сформированные у него интеллектуальные умения в профессиональной подготовке, совершенствуя и развивая их дальше. Обществу нужны образованные, самостоятельно мыслящие люди, умеющие принимать обоснованные решения.
Информационные технологии представляют собой самую авангардную область в арсенале современного обучения. Для их реализации требуется специальное техническое оснащение и определенный уровень компьютерной компетентности. Несмотря на то, что уровень освоения компьютерной компетентности у учащихся одного класса нередко серьезно различается, следует широко использовать технологические возможности комплекса «компьютерный класс».
Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволил выделить тенденции модернизации образования в информационном обществе, как внутренние, присущие самой системе образования, так и внешние, отражающие взаимовлияние макросистем.
Комплексное использование новых информационных и образовательных технологий в учебном процессе позволит достичь значительного эффекта в повышении информационной компетентности учителя способного внедрять в учебный процесс новейшие разработки в области информатизации образования.


Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: / Под ред. К.В. Виноградовой. В 4-х т. Т. 2 , М., 1994. – 779 с.
2. Формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности [Текст]: методические указания /Сост. В.М.Сорокина.
3. Островский Э.В. Основы психологии. Учебное пособие/
4. Э.В. Островский.М:Вузовский учебник:Инфра –М2012.-268с.-[электронный
ресурс].-режим доступа:www.znanium.com,свободный.-заглавие с экрана.
5. Кравченко А.И.Психология и педагогика. Учебник.М.:Инфра – М,2008. Ожегов С.П. Словарь русского языка: / Под ред. Н.Ю. Шведовой, М., 1982. – 816с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для ВУЗов/В.А. Сластенин,И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 9-е изд.,стереотип.- М.: академия, 2008.


15-10-2024

Надежда Ивановна Шадрина

 

 МБДОУ "Детский сад "Тополёк", Камчатский край, Мильковский округ с. Мильково

Аквариум и ребенок
Аквариумы и его обитатели оказывают позитивное влияние на развитие ребенка. Во-первых, сам процесс ухаживания за «подводным царством» дисциплинирует ребенка, приучает к заботе и внимательности. Аквариум развивает познания малыша об окружающем мире. Сам по себе аквариум – это игровая форма развития ребенка.
В отличии от многих других питомцев (кошечек, собачек и хомячков), аквариумные рыбки не столь прихотливы в содержании. Они не требуют выгула, расчесывания, в конце концов у них нету блох! Более того, болезни аквариумных рыбок не передаются и не заразны для людей…
Кроме того, аквариум с подсветкой можно использовать как ночничок.
Ребенок не будет бояться темноты, а аквариумные рыбки будут убаюкивать малыша мерным плаванием в своем подводном царстве.

Уже давно доказано, что аквариум оказывает успокаивающе, релаксирующее действие на человека. Поэтому если ребенок не усидчив, легко возбудим и плохо успокаивается, то на помощь Вам придет именно аквариум.
Аквариум для детей может быть любым: большим или маленьким, простым или наворочанным, круглым или панорамным – это Вам решать. Современный рынок предложит Вам выбор аквариумов для деток на любой вкус.
Теперь давайте поговорим о тех нюансах, которые Вы должны учесть и предусмотреть, решая вопрос об аквариуме для малыша.
Первое и самое главное – Вы должны подумать об безопасности ребенка от аквариума, а равно аквариумных рыбок от ребенка. Здесь будет хорошо работать принцип «Смотри, но не трогай». Подумайте о безопасном подключении аквариумного оборудования к электропитанию (доступ ребенка к нему должен быть максимально ограничен!!!).
Второе, подумайте о месте, где будет находиться аквариум. Аквариум
должен быть расположен, так чтобы Вы максимально могли
контролировать взаимодействие ребенка с ним, так чтобы ребенок не опрокинул на себя его.
Старайтесь приучить ребенка и сами возьмите за правило осуществлять все действия (кормление, чистку) вместе с малышом.
Выбирая рыбок для ребенка, также следует исходить из возрастной категории малыша. Опирайтесь на характер ребенка. Если ребенок – непоседа, то и рыбок выбирайте шустрых (барбусы, неоны). Ну а, если малыш обладает спокойным характером выбирайте мерных-статных рыбок (Золотых рыбок).

13-10-2024

Билик Лилия Николаевна

 

 Воспитатель

Актуальность:
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

11-10-2024

Анжелика Генадиевна Антюхова

 

 МБДОУ "Ручеёк"

Актуальность:
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание остоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.

Вид проекта: познавательно-творческий; групповой.
Продолжительность проекта: 2 недели (с 01.09 по 09.04.2017г.)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инспектора ГИБДД, родители.

Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
- Формировать у детей знания о культуре поведения на дороге.
- Формировать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать опасности на дороге.
- Объединить усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространять знания о правилах дорожного движения среди родителей.
- Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.
- Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Предполагаемый результат:
У детей сформируются знания об улице и ее сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, повысится познавательный интерес. Сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках. Будет привито желание выполнять данные правила и привлекать к этому родителей. Сформируются у детей правильные понимания значимости правил дорожного движения, своего места, как участника дорожного движения, разовьются необходимые для этого навыки и умения.

Этапы реализации проекта:
1 этап: «Подготовительный»
1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии); дидактических игр, ООД.
2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
3. Подбор информации через интернет.
4. Пополнение предметно-развивающей среды.

2 этап: «Основной» (работа над проектом)
Мероприятия с детьми:
1. Беседы:
• «Безопасность на дороге»
• «Знаки дорожные помни всегда»
• «Транспорт на улицах города»
• «Правила для пешеходов»
• «Правила поведения при сезонных изменениях погоды»
2. НОД
3. Художественное творчество:
• Рисование: «Дорожные знаки».
• Лепка: «Веселый светофор».
• Аппликация: «Виды транспорта» (коллективная работа).
4. Составление творческих рассказов:
• «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»;
• «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
• «Интересный случай на дороге».
5. Чтение художественной литературы:
• Е. Житков «Светофор»;
• С. Михалков «Моя улица», «Дядя Стёпа»;
• Н. Калинин «Как ребята переходили улицу»;
• В. Сиротов «Твой товарищ светофор»;
• П. В. Ивнев «Как разговаривает улица»;
• И. Серяков «Законы улиц и дорог»;
• А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
• Л. Гальперштейн «Шлагбаум»;
• Г. Юрмин «Любопытный мышонок».
6. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций
• «Дорожные знаки»,
• «Дети и дорога»,
• «Безопасность на дороге».
7. Организация сюжетно- ролевой игры «Улица города», «Правила дорожного движения».
8. Дидактические игры: «Говорящие дорожные знаки», «Красный и зелёный», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Дорожные знаки», «Да, нет» и другие.
9. Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Воробушки и автомобили», «Красный, желтый, зелёный» и другие.
10. Участие во Всероссийской акции «Дорога символ жизни» детей и родителей. (Создание памятки для водителей от дошкольников).
11. Работа с родителями: консультации, беседы.
12. Встреча с инспекторами ГИБДД.

3 этап: «Заключительный»
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2. Кукольный спектакль по ПДД для детей «Дорога к теремку».
3. Участие в районном семинаре по безопасности, показ развлечения «Баба Яга и азбука дорожного движения».

Вывод: Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.

07-10-2024

Егорова Ирина Геннадиевна

 

 воспитатель МБДОУ "Детский сад №3 Зоренька"пос. Урмары

Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда».
Посадить за стол кукол.
– Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.
– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)
– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)
– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)
– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.)

Опыт 2. «Прозрачная вода может стать мутной».
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)

Опыт 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет.)

Опыт 4. «Вода может литься, а может разбрызгиваться».
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)

Опыт 5. «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени».
Намочить салфетки в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Одну салфетку нужно повесить на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце.)
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени.)

Опыт 6. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая.) Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.)

Опыт 7. «Руки станут чище, если помыть их водой».
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой.)

Опыт 8. «Какая лужа высохнет быстрее?»
– Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи.)
– Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя какие лужи бывают? (Маленькие.)
Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее: большая или маленькая? (Воспитатель разливает воду на асфальте, делая разные по размеру лужи.)
– Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше.)
Воспитатель: А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее: большая или маленькая? (Маленькая лужа высыхает быстрее.)

24-09-2023

Инна Андреевна Данильченко

 

 Данильченко

Ни для кого не секрет, что документальные фильмы о спорте обычно создаются с целью наиболее полно показать жизнь профессионала, достигнувшего определенных результатов, какое-либо значительное мероприятие или просто содержательно и интересно рассказать о видах спорта. Хорошо снятый фильм о спорте является отличным стимулом для подрастающего поколения занять свое собственное время физическими нагрузками и научиться прикладывать силы для достижения поставленных целей.
В нашей школе существует киноклуб «Легенды спорта». На занятиях мы с учениками просматриваем фильмы о великих русских спортсменах, обсуждаем, с какими проблемами в жизни им иногда приходится столкнуться, что бы добиться высоких результатов, анализируем и ищем пути решения этих проблем.
Ученики на таких встречах очень мотивируются к занятиям спортом и здоровому образу жизни.
№ п/п Название фильма Краткая информация о фильме Фотография из фильма
1 Движение вверх (2017)
Спортивная драма, снятая по реальным событиям. В основе сюжета – победа сборной СССР над сборной США в финальном матче мужского баскетбольного турнира ХХ летних олимпийских игр в Мюнхене.

История о том, как грамотный тренерский подход может творить чудеса. Главная мысль повествования – если спортсмены верят в себя и возможность победы, то они в прямом смысле могут прыгнуть выше собственной головы и сотворить настоящее спортивное чудо.
2 Несломленные (2020)

Картина о фигурном катании, полностью основанная на реальных событиях. Даже роли в фильме сыграли сами фигуристы. В центре повествования – две пары в дисциплине парного катания: Наталья Забияко и Александр Энберт, Эшли Кейн и Тимоти ЛеДюк. Они представляют разные страны, но тренируются у одного специалиста. Несмотря на громкое спортивное противостояние, ребята остаются друзьями и поддерживают друг друга, ведь даже самый красивый спорт – это всегда травмы и преодоления.
3 Поддубный (2012)

Биографический драматический художественный фильм, повествующий о жизни легендарного борца Ивана Поддубного. Его называли Чемпионом чемпионов. О силе и волевом характере Поддубного слагали легенды. Даже в 50 лет великий борец одолевал молодых атлетов, ведь обладал фантастической физической формой. В вопросе чести, совести и справедливости Поддубный также не знал никаких компромиссов. Уложить непобедимого борца на лопатки смогла только любовь.

4 Белый снег (2021)

Биографический фильм о легендарной лыжнице Елене Вяльбе, которая сегодня является главным тренером российской сборной лыжников. Маленькая девочка Лена из Магадана достигла высочайших успехов в спорте, но для этого ей пришлось преодолеть невероятные испытания. В 1997 году на чемпионате мира по лыжным видам спорта в Норвегии , впервые за всю историю существования этого вида спорта, Елена Вяльбе завоевала пять золотых медалей из пяти возможных. Фантастическое спортивное достижение, предысторию которого ты увидишь в этом кино.
5 Тренер (2018)

Юрий Столешников – футболист национальной команды. В самый ответственный момент в своей жизни он спасовал и не забил пенальти, от которого зависел итог матча. После досадной ошибки Столешников покидает сборную, завершает карьеру и устраивается на работу тренером маленькой провинциальной команды. С этим клубом Юрию предстоит вновь поверить в себя, пройти через многие взлеты и падения, совершить настоящее спортивное чудо.
6 Легенда №17 (2012)
И снова – фильм о зимних видах спорта. На этот раз – хоккей. Лента основана на реальных событиях и повествует о восхождении к славе знаменитого советского хоккеиста Валерия Харламова. В кино описываются основные моменты из детства и подросткового возраста Харламова. Ты увидишь, через что ему прошлось пройти, чтобы добиться успеха. Немалая часть ленты уделена первому матчу Суперсерии СССР-Канада 1972 года.
7 Чемпионы: быстрее. Выше. Сильнее. (2016)

Драматический, спортивный и биографический фильм, состоящий из трех небольших новел. Каждая часть повествует о жизни отдельного спортсмена – борца Александра Карелина, гимнастки Светланы Хоркиной и пловца Александра Попова. В фильме ты увидишь истории о том, как трое спортсменов пришли к золотым медалям Олимпийских игр. Все трое стали поистине легендарными фигурами в спорте, но их спортивный путь отнюдь не был простым и безоблачным.



Фотографии с киноклуба:









04-09-2023

Сергеева Вера Юрьевна

 

 учитель русского языка и литература МБОУ "Большечурашевская СОШ"

Программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по русскому языку и литературе. Программа «Русская словесность. 5—9 классы» соответствует важнейшим требованиям, обозначенным в современных документах об образовании:
- Федеральном государственном образовательном стандарте
- Примерной основной образовательной программе основного общего образования по русскому языку и литературе.
Освоение программы должно реализовать требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку и литературе в личностном, предметном и метапредметном планах, намеченные Федеральным государственным образовательным стандартом. Освоение программы должно реализовать требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку и литературе в личностном, предметном и метапредметном планах, намеченные Федеральным государственным образовательным стандартом.

11-10-2022

Бутырская Людмила Анатольевна

 

 учитель русского языка т литературы ОГБОУ Гимназия №1

В гимназии, в которой я работаю, собраны учащиеся с разными интеллектуальными способностями и индивидуальными особенностями, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно-ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Подобные задания дают мне возможность осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся. Конечно, применение уровневых заданий не исключает использование на моих уроках других вариантов письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ответы учеников всегда внимательно выслушиваю, даже если они спорные. Нередко уроки литературы превращаются в дискуссию. Приучаю детей к цивилизованному ведению диалога, воспитываю терпимость к чужому мнению. Способы общения: понимание, признание и принятие личности другого человека, уважение чужого мнения, понимание чувств и эмоций оппонента. В завершение урока проводим обязательный анализ того, что узнали, чему научились. При выставлении оценки учитываю ряд параметров: конечный результат, пути его достижения, самостоятельность, оригинальность. Это позволяет донести до сознания учеников, что зачастую важен не только результат, но и та работа, которую он проделал для достижения этого результата.
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. Применение этого метода показало свою эффективность как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, иллюстративный материал, практические задания с решениями и оформить всё это либо в виде презентации либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, понятно из тех ответов, которые они дают учителю и одноклассникам. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, чтобы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
• научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• принимать самостоятельные аргументированные решения;
• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Например, в 11 классе по литературе изучается раздел «Серебряный век». Класс был поделен на группы, ученики получили задание: изучить манифесты представителей различных литературных направлений данного периода в литературе; отобрать стихи, иллюстрирующие основные положения, изложенные представителями литературных направлений начала XX века, подготовить презентацию о своем направлении. Результатом этой работы был "литературный съезд", на котором каждое направление представляло свою позицию и свое творчество. Метод проекта использую в своей работе в системе, например, в 6 классе этот метод использую, в частности, при изучении стихотворений о природе, в этом случае предлагаю ребятам подобрать музыку, видеоряд, иллюстрирующие стихотворения, или нарисовать рисунки-иллюстрации. Это позволяет ребенку не просто заучить стихотворение, а "прочувствовать" его и читать выразительно. Формой проекта является инсценировка литературного произведения, например, басни или отрывка. Такой проект предполагает написание сценария, распределение ролей в группе, создание декораций, продумывание и изготовление элементов костюмов. Несомненно, любой проект, используемый в качестве задания на уроках русского языка и литературы, предполагает не только учебную работу, но и творчество, поэтому ребята с удовольствием включаются в эту деятельность. На сегодня большинство из моих учеников легко справляются с созданием презентаций, которые выполняют в рамках проектов. Использование этого метода позволяет преодолеть у учащихся страх перед публичными выступлениями. Мои учащиеся - участники всех школьных концертов.
Эффективность работы учителя на уроках, несомненно, повышает использование компьютерных технологий. У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Использую компьютер на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и дистанционного обучения. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.
Для повышения качества знаний и более эффективной подготовки к ЕГЭ, развития долговременной памяти я разработала свою систему повторения программного материала. Основанием для разработки данной системы стал анализ выполнения текущих срезов и контрольных работ. Первичные данные говорили о том, что программный материал усвоен обучающимися на хорошем уровне, но при проведении итогового контроля показатели качества знаний были несколько ниже. Рассмотрев ситуацию, пришла к выводу, что на уроках опираюсь в основном на кратковременную память, недостаточно уделяя внимание долговременной, для меня выходом стало формирование системы целенаправленного повторения программного материала. Повторение провожу как в самом начале урока через синтаксические и орфографические пятиминутки, решение логических цепочек, дидактические игры, так и на других этапах занятия через работу с тетрадями для конспектов.
Повышенный интерес у детей вызывают нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. Все они присутствуют в моей практике. На таких уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.

11-02-2023

Шакирова Гульгена Мосавировна

 

 воспитатель, МБДОУ "Арский детский сад √8", г.Арск

Проект «Знакомство с Республикой Чувашия».

Актуальность проекта
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д.
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту.
Мы, старшая группа №1, выбрали изучить Республику Чувашия.
Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.
Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одно плановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.
Цель проекта:
Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа.
Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.
Задачи проекта:
1. Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей; историей развития; вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой); знакомство детей с художественной литературой (народные сказки, легенды и мифы, пословицы и поговорки);
2. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров; развитие умений участвовать в спортивных играх.
3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому и настоящему; формирование способности индивидуального самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.
Вид проекта: Развивающий, творческий.
Проект по целевой установке: Познавательный
Руководитель проекта: Шакирова Гульгена Мосавировна
Мубаракшина Кадрия Камиловна
Участники проекта: дети старшей группы №1, родители (законные представители) воспитанников.
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность проекта: с 1ноября 2023 года по 13 февраля 2024 года
Место реализации проекта: МБДОУ «Арский детский сад №8»
Мероприятия:
1 этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Чувашия.
2 этап: разучивание и использование национальных игр, песен.
3этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Чувашия.
4этап: проведение фестиваля «Путешествие по Республике Чувашия», посвященного культуре и традициям чувашского народа.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети узнают:
- знания о флаге и гербе Республики Чувашии;
- как выглядел чувашский национальный женский,мужской костюм (названия частей одежды: рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);
- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;
- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;
- элементов узора: сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;
- пополнят свой активный словарный запас;
- познакомятся с образами – символами чувашского узора;
- о чувашских национальных играх;
- о художественной литературе.
1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».
2. Чтение и рассказывание чувашских народных сказок: «На печи лежим, сказки слушаем».
- «Лиса – плясунья»
- «Мост Азамата»
- «Земля Улыпа»
- «Песня»
- «Почему ель и сосна вечно зеленые»
- «Девушка на луне»
3. Чувашские детские игры «Паттр вййнсем»:
- «Надень тухью»
- «Уголки»
- «Луна и солнце»
- «Бросание пояса»
- «Тили – рам»
- «Расходитесь!»
- «Колечко»
- «В быка»
- «Колобок»
- «Хищник в море»
- «Цыган»
- «Сидит Миша»
- «Водяной медведь».
4. Дидактические игры:
«Найди и назови» (элементы одежды чувашей)
«Слова приветствия»
«Найди такой же узор»
«Что лишнее»
5. Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации:
Украшение фартука для Илемпи (рисование)
Салфетка для бабушки (аппликация)
Рубашка для Сетнера –рисование
Посуда (тарелка) – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий, характерная для чувашского быта.
Дата Вид Тема Цель
01.11.2023 Рассматривание карты Чувашской Республики. Познакомить с республикой Чувашии
9.11.2023 Чтение
Сказка «Мост Азамата» Познакомить с чувашским народными сказками, учить детей понимать содержание сказки
26.11.2023 Беседа Моя Чувашия Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей, историей развития.
27.11.2023 Беседа Чувашские узоры Вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивка, учить детей рисовать, используя разную технику
28.11.2023 Беседа Чувашские народные костюмы
Рассматривание с детьми чувашских головных уборов – хушпу, тухья, масмак, сурпан. Рассказать историю возникновения костюма, его особенности и отличия от народных костюмов других национальностей
7.12.2022 Чувашская народная игра «Салки» Знакомить детей с чувашскими народными играми
17.12.2022 Рассматривание герба и флага Чувашской Республики Продолжать знакомить детей с символикой Чувашии
17.12.2022 Чтение
Сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые» Познакомить детей со сказкой
19.12.2022 Игра «Города» Продолжать знакомить с чувашскими народными играми и правилами игры.
21.01.2024 Беседа Республика Чувашия Вызвать у детей интерес к другим республикам
23.01.2024 Предложить детям нарисовать чувашские узоры Продолжать знакомить детей с изделиями и узорами чувашского народа
24.01.2024 Чувашская народная игра «Не проспи» Продолжать учить с чувашскими народными играми
25.01.2024 Рисование Рубашка для Сетнера – Закреплять знания о чувашских народных промыслах. Учить составлять узор, используя элементы чувашской росписи, ее колорит.
28.01.2024 Игра со строительными материалом «Строим чувашскую хату» Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе
30.01.2024 Беседа О народных промыслах чувашского народа Формирование представлений о быте чувашских предков
30.01.2024 Чуваш халык уены «Чэчэклэр» Чуваш миллэт вэкиллэренэ ихтирамлы монэсэбэт тэрбиялэу
31.01.2024 Чувашские узоры Учить рисовать элементы чувашской росписи
31.01.2024 Чтение художественная литература Сказка «Мышка вострохвостик» Продолжить знакомить сказками чув.н. с.. Формировать навыки творческого рассказывания
4.02.2024 Рисование
Украшение фартука для
Илемпи Учить детей составлять простой узор из элементов чувашского орнамента.
6.02.2024 Мультфильм «Почему сосна всегда зеленая?» Формировать навыки эмоционально –положительного, доброжелательного отношения к другим народам
7.02.2024 Игра «Платочек» Продолжать учить чувашские народные игры
11.02.2024 Предложить украсить тарелку с чувашским орнаментом. Цель: познакомить детей с элементами чувашского орнамента. Учить украшать тарелку элементами орнамента по образцу. Развивать глазомер.
12.02.2024 Беседа «Мой родной язык» Цель: вызвать у детей интерес к родному языку, его разнообразию, желание изучать языки разных народов (чувашский язык)
12.02.2024 Подвижная игра «Хищник в море»
Цель: развивать ловкость.
12.02.2024 Аппликация Салфетка Цель: учить составлять геометрический узор, состоящий из отдельных элементов, по образцам чувашских народных рисунков.
13.02.2024 Чувашская малоподвижная игра «Луна и Солнце» Цель: развивать внимание и ловкость.
13.02.2024 Дидактическая игра «Найди пару» (Машар-туп) Цель: научить различать чувашские орнаменты, сравнивать их между собой.
Взаимодействие с семьями воспитанников
1. Консультация «Народная кукла в игре современных детей».
2. Привлечь родителей к сбору материал

Поиск