Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

08-04-2025

Шевченко Любовь Евгеньевна

Тренер ОГАУ «Академия плавания»

Положительное влияние плавания на дыхательную систему
обучающихся
В настоящее время прослеживается тенденция ухудшения общего уровня
здоровья у обучающихся. Большинство людей начинает осознавать то, что
необходимо соблюдать основы здорового образа жизни, повышать уровень
здоровья и физическую активность. Привычки и обычаи, которые сложились
прошлыми поколениями, не соответствуют требованиям современного
общества, что усугубляется серьезным обострением проблем социального
характера. Состояние здоровья обучающихся является значимым показателем,
так как от этого зависит демографическое, политическое, социально-
экономическое развитие страны.
Помимо наличия у себя вредных привычек, таких как курение, распитие
алкогольных напитков, обучающимся приходится часто ограничивать свою
естественную двигательную активность, длительное время поддерживать
224
неудобную статическую позу сидя за партой. Специфика занятий и условия их
проведения с малоподвижным образом жизни и высокой стрессогенностью не
могут составлять процесс обучения с благоприятным воздействием на здоровье
обучающихся. Уже на ранних этапах профессионального обучения такое
несоответствие приводит к снижению резервов организма, его компенсаторных
и адаптационных возможностей [2].
Отличным средством сохранения и укрепления здоровья у обучающихся
является плавание. В организме непрерывно происходит обмен веществ.
Энергия, необходимая для жизнедеятельности человека, появляется в
результате сложных биохимических процессов. Для поддержания этих
процессов необходимо постоянное снабжение организма кислородом и
удаление из него продуктов распада. Кислород из атмосферного воздуха
усваивается в легких. Через легкие также удаляется в газообразном виде часть
продуктов распада. Данный вид спорта оказывает положительное влияние на
уровень работоспособности организма, на развитие органов дыхания.
Плавание – одно из направлений активной физической деятельности
человека в воде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми
движениями или способами передвижения в водной среде, а способ
передвижения в воде определяет технику плавания.
Говоря подробнее о влиянии плавания на дыхательную систему,
необходимо отметить ряд плюсов. Например, что оно тренирует дыхательные
мышцы. Занятия плаванием повышают устойчивость организма к гипоксии.
Также в процессе нахождения человека в воде тренируется дыхательная
мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус,
усиливается вентиляция легких и совершенствуется дыхательный ритм.
Во время осуществления каких-либо нагрузок в воде мы тратим очень
много энергии, наша потребность в кислороде растет, именно поэтому пловцы
всегда стараются максимально полно использовать каждый вдох. Дыхание
пловца согласовано с движениями его конечностей. Один цикл движений
руками, как правило, выполняется за один вдох и выдох. При занятиях
225
плаванием увеличивается жизненная емкость легких, и повышаются
функциональные возможности дыхательной системы, увеличивается
количество и эластичность альвеол [1].
Помимо всех перечисленных положительных качеств, хотелось бы
отметить то, что плывущий человек в процессе занятия спортом глубоко
дышит, и, следовательно, диафрагма опускается в нижнее положение, давит на
другие внутренние органы, массирует их, улучшает кровоток, облегчает работу
сердца.
Таким образом, занятия плаванием оказывают положительный эффект на
органы дыхания, и в целом, на здоровье обучающихся. Поэтому использование
плавания в учебном процессе позволит увеличить работоспособность, снизить
риск развития различных заболеваний у обучающихся, а самое главное
вырабатывать более редкое и глубокое дыхание, а также увеличивать
жизненную емкость легких.
Список литературы
1. Афраимов А. А. Позитивное влияние плавания на здоровье студента //
Проблемы педагогики. – 2020. – С. 77-79.
2. Воронов Н. А. Влияние занятий плаванием на функциональные
системы организма человека // Международный журнал гуманитарных и
естественных наук. – 2018. – С. 55-58.

03-04-2025

Елисеева Анастасия Сергеевна

воспитатель, МДОАУ "Детский сад №196" города Оренбурга

Цель: Ознакомление с правилами поведения на улице.
Задачи:
1. Формировать умение детей видеть всѐ то, что представляет опасность для их жизни и здоровья;
2. Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице;
3. Развивать интерес к окружающему миру, любознательность, мыслительную деятельность;
4. Воспитывать культуру поведения на улице.
Оборудование: карты с изображением пешеходного перехода, перекрестка, сигналы светофора по количеству детей, подносы с разрезными карточками для индивидуальной работы.
Воспитатель: Сколько на улицах машин?! И с каждым годом их становится все больше и больше. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети.
Даже если вы торопитесь, идите на пешеходный переход! Он находится на перекрёстке и обозначен специальным дорожным знаком (голубой квадрат с белым треугольником и силуэтом пешехода) или белыми широкими полосами на асфальте («зебра»). А если нет специального пешеходного перехода? Тогда достаточно вашего внимания и осторожности. Осмотритесь, посмотрите налево, затем направо, если нет близко идущего автомобиля спокойно и не торопясь, переходите улицу. Не перебегайте дорогу! Близко идущий автомобиль опасен, ведь его сразу остановить невозможно.
Воспитатель: предлагаю вам найти, и разложить на карточки знак пешеходного перехода. (Работа с детьми). Молодцы, вы справились с заданием!
Воспитатель: самый безопасный способ перехода улицы подземный переход. Обозначается специальным дорожным знаком (голубой квадрат с белым треугольником и силуэтом пешехода, спускающимся по ступенькам).
Найдите знак подземного пешеходного перехода и разложите на карточки. (Проверка задания). Молодцы, вы справились с заданием.
Воспитатель: На перекрёстках горят огни светофоров. Они помогают пешеходам и водителям правильно и безопасно пересечь перекрёсток.
Разложите на карточках, когда по сигналу светофора можно переходить улицу, когда нельзя, когда нужно приготовиться к движению
Проверяем задание: на красный свет-переход запрещён, жёлтый свет-предупреждение о том, что скоро загорится красный или зелёный свет. Зелёный свет – путь свободен.
Воспитатель: Дорожным движением управляют и инспектора ГИБДД – регулировщики. Они подают сигналы руками и положением корпуса. Запомните: регулировщик, обращённый к вам лицом или спиной с опущенными или вытянутыми в стороны руками, запрещает переход.
Регулировщик, обращённый к вам правым или левым боком с опущенными или вытянутыми в стороны руками, разрешает переход.
Воспитатель: давайте разложим карточки с сигналами регулировщика на карточку Сфетофор. (проверка задания).
Воспитатель: Пешеходы на улице должны идти по тротуару. Тротуар – это дорожка для пешеходов. По проезжей части ездят машины. На проезжую часть выходить опасно. На проезжей части играть очень опасно, так как можно не заметить приближающуюся машину. Поэтому нельзя ходить и играть на проезжей части дороги. Детям нельзя также ездить по проезжей части на велосипедах. Можно ходить по тротуарам, обочинам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Если их нет, то можно идти по краю проезжей части, но только лицом к движущимся машинам. По тротуару нужно идти, придерживаясь правой стороны. Скажите, кто на картинке ведёт себя правильно, а кто неправильно, найди нужные карточки. (Проверка задания).
Воспитатель: возьмите карту с дорожными знаками, разложите и назовите их. (Проверка задания).
Воспитатель: В последнее время участились случаи наезда транспорта на детей во дворах домов. Как правило, это происходит тогда, когда ребята неожиданно для водителя выскакивают из-за кустарников, деревьев, из подъездов, увлекшись игрой, бегут за покатившимся мячом.
Помните: во дворе тоже надо быть осторожным и внимательным, играть только на специально отведённых для этой цели площадках. Но особенно внимательны на улице, будьте в тёмное время суток, в непогоду, гололедицу.

08-04-2025

Шмелева Галина Сергеевна

ГБПОУ РС (Я) "Нерюнгринский медицинский колледж"

При подготовке и проведении клизменных манипуляций от компетентности медсестры зависит решение ещё одной важной проблемы – создание психологического комфорта пациента, так как эти манипуляции подразумевают вторжение в сверхинтимные зоны пациента. Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практического занятия по заявленной теме в рамках профессионального модуля. В нём представлены отдельные приёмы, методы и средства обучения. В пособии имеются приложения, с помощью которых осуществляется контроль исходного уровня знаний, закрепление изученного материала, указания по выполнению аудиторной самостоятельной работы. Основная цель учебно-методического пособия – расширение и систематизация знаний по данной теме, создание такого уровня подготовки студентов, который создал бы хорошую теоретическую и практическую базу для дальнейшего изучения ряда учебных дисциплин и профессиональных модулей.

07-04-2025

Костецкая Людмила Федоровна

Преподаватель

Бизнес-технологии в гостиничной индустрии

Современный рынок туризма и гостеприимства характеризуется высокой конкуренцией и стремительным ростом мобильных технологий. Мобильные приложения стали неотъемлемой частью путешествия, начиная от планирования и бронирования до навигации и получения информации в реальном времени.
Активное использование мобильных устройств туристами создает огромные возможности для предприятий туризма и гостеприимства. Разработка функционального и удобного мобильного приложения является ключевым фактором для повышения лояльности клиентов, увеличения продаж и укрепления позиций на рынке. Внедрение мобильных решений позволяет предоставлять клиентам персонализированный опыт, оперативно реагировать на их потребности и оставаться конкурентоспособными в динамично развивающейся индустрии.
Актуальность мобильных приложений в туризме и гостеприимстве: Обзор рынка, статистика использования мобильных устройств туристами.
Цель: Определение роли мобильных приложений в повышении лояльности клиентов.
Задачи:
1. Обозначить конкретные каналы влияния мобильных приложений на лояльность
2. Проанализировать, как мобильные приложения могут создавать добавленную ценность для клиентов на всех этапах взаимодействия
3. Выявить ключевые функциональные возможности мобильных приложений, наиболее эффективно влияющие на лояльность
4. Оценить, как мобильные приложения могут способствовать сбору и анализу данных о предпочтениях клиентов для дальнейшей персонализации и улучшения клиентского опыта
Потребности клиентов на разных этапах путешествия.
Понимание потребностей клиентов на каждом этапе путешествия критически важно для разработки эффективных мобильных приложений, повышающих лояльность в сфере туризма и гостеприимства. Приложение должно предлагать релевантный функционал и информацию, учитывая специфику каждого этапа.
Планирование:
1. Потребности: Информация, вдохновение, сравнение, персонализация, гибкость.
2. Как приложение может помочь:
– Предоставление детализированной информации о направлениях: фотографии, отзывы, культурные особенности, советы от местных жителей.
– Функции поиска и сравнения: отели, авиабилеты, экскурсии, аренда автомобилей с возможностью фильтрации по цене, рейтингу, удобствам.
– Создание персонализированных маршрутов и планов поездок на основе предпочтений и интересов пользователя.
– Интеграция с социальными сетями для обмена идеями и получения рекомендаций от друзей.
– Прогнозирование загруженности достопримечательностей и предоставление альтернативных вариантов.
Бронирование:
1. Потребности: Удобство, скорость, безопасность, выгодные предложения, прозрачность.
2. Как приложение может помочь:
– Упрощенный и интуитивно понятный процесс бронирования.
– Безопасные платежные шлюзы с использованием современных технологий шифрования.
– Персональные предложения и скидки на основе истории поездок и предпочтений пользователя.
– Четкое и понятное отображение условий бронирования, включая правила отмены и возврата.
– Уведомления о статусе бронирования и возможных изменениях.
Пребывание:
1. Потребности: Поддержка, информация, удобство, развлечения, безопасность.
2. Как приложение может помочь:
– Предоставление информации о местных достопримечательностях, ресторанах, мероприятиях, транспортных маршрутах.
– Встроенные карты и навигация с возможностью работы в автономном режиме.
– Функция онлайн-чата с персоналом отеля или службы поддержки для решения возникающих вопросов.
– Удобные сервисы заказа еды в номер, бронирования столика в ресторане, записи на спа-процедуры.
– Информация о местных правилах и обычаях, а также номерах экстренных служб.
– Возможность управления бронированием (продление проживания, изменение параметров заказа).
– Персонализированные рекомендации на основе текущего местоположения и времени суток.
После поездки:
1. Потребности: Воспоминания, обратная связь, продолжение общения, будущие поездки.
2. Как приложение может помочь:
– Возможность оставить отзыв о пребывании и оценить услуги.
– Предложение поделиться фотографиями и впечатлениями о поездке в социальных сетях.
– Персонализированные предложения для будущих поездок на основе оставленных отзывов и предпочтений.
– Программы лояльности и бонусы для постоянных клиентов.
– Рассылка новостей и информации о новых направлениях и специальных предложениях.
Функциональные возможности мобильных приложений для повышения лояльности.
Программы лояльности и персонализированные предложения: Скидки, бонусы, индивидуальные предложения на основе предпочтений.
В контексте мобильных приложений, программы лояльности и персонализированные предложения становятся мощным инструментом повышения удержания и лояльности клиентов в индустрии туризма и гостеприимства. Интеграция этих элементов в мобильное приложение позволяет бизнесу:
1. Реализовать многоуровневые системы лояльности: Приложение может отслеживать активность пользователя (количество бронирований, потраченную сумму, отзывы и т.д.) и автоматически повышать его статус в программе лояльности, предоставляя доступ к более выгодным скидкам, бонусам и привилегиям (например, приоритетная регистрация, бесплатные улучшения номеров, ранний доступ к акциям).
2. Собирать и анализировать данные о предпочтениях клиентов: Приложение может собирать данные о прошлых поездках, интересах, предпочтениях в выборе отелей и туров, а также другие релевантные данные. Эти данные используются для создания детальных профилей клиентов и формирования персонализированных предложений.
3. Предлагать индивидуальные скидки и бонусы: На основе анализа данных о предпочтениях, приложение предлагает клиентам скидки и бонусы на те услуги и направления, которые с наибольшей вероятностью их заинтересуют. Например, скидка на спа-процедуры для пользователей, часто посещающих спа-салоны, или специальное предложение на авиабилеты в Рим для тех, кто ранее проявлял интерес к итальянской культуре.
4. Автоматизировать рассылку персонализированных предложений: Приложение может автоматически рассылать push-уведомления или email-сообщения с персонализированными предложениями, основываясь на данных о местоположении пользователя, приближающихся днях рождения или годовщинах, а также изменениях в ценах на интересующие направления.
5. Внедрить систему вознаграждения за активность в приложении: Пользователи могут получать бонусы за написание отзывов, участие в опросах, рекомендации друзьям и другие действия, способствующие продвижению бренда. Эти бонусы могут быть использованы для получения скидок на будущие поездки или другие услуги.
Реализация эффективной программы лояльности и системы персонализированных предложений в мобильном приложении требует тщательного планирования и анализа данных, но может значительно повысить лояльность клиентов и увеличить прибыль бизнеса.
В заключение, мобильные приложения играют ключевую роль в повышении лояльности клиентов в сфере туризма и гостеприимства. Они не только обеспечивают удобство и доступность услуг, но и позволяют компаниям глубже понять потребности и предпочтения своих клиентов. Успешное внедрение мобильного приложения требует комплексного подхода, включающего тщательный анализ целевой аудитории, разработку интуитивно понятного интерфейса, интеграцию с существующими системами и постоянное обновление функциональности на основе обратной связи пользователей.
Ключевыми факторами, способствующими успешному принятию приложения, являются его персонализация, скорость работы, качество поддержки и предоставление реальной ценности для пользователей. Важно не только привлекать новых клиентов, но и удерживать существующих, предлагая им уникальные программы лояльности и эксклюзивные предложения. Кроме того, компании должны быть готовы к вызовам, связанным с конкуренцией, техническими сложностями и необходимостью обеспечения безопасности данных. Постоянный мониторинг и анализ эффективности приложения, а также адаптация к изменениям на рынке и в потребительских предпочтениях помогут сохранить конкурентоспособность и укрепить лояльность клиентов.
Таким образом, мобильные приложения становятся не просто инструментом для бронирования и получения информации, а стратегическим активом, способствующим созданию долгосрочных отношений с клиентами и повышению общей прибыльности бизнеса в динамично развивающейся индустрии туризма и гостеприимства.







15-10-2024

Лёвина Гузалия Рашидовна

воспитатель МБДОУ "Детский сад № 92" города Орла

Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление человека, гражданина начинается именно в этот период жизни.
Но в современных социально-экономических условиях получил распространение индивидуализм как ведущая позиция отношения человека к обществу. Родители воспитывают ребенка, не учитывая, что индивидуализм мешает научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.
В этих условиях система дошкольного образования должна помочь ребенку в познании общечеловеческих ценностей жизни, в том числе нравственности, патриотизма.
Принятие ФГОС дошкольного образования оказало значительное влияние на деятельность ДОУ. Патриотическое воспитание дошкольников отражено в задачах социально-коммуникативной и познавательной областей.
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществе детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда…»
«Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира»
В общей системе воспитания подрастающего поколения граждан России именно патриотическое воспитание становится приоритетным.
В дошкольном возрасте формируются основы высших социальных чувств, в том числе и чувство патриотизма. Но необходимо учитывать возможности дошкольников. Над всеми сторонами жизни ребенка этого возраста господствуют эмоции.
Если патриотизм рассматривать как преданность, привязанность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка - дошкольника нужно сначала научить быть привязанным к кому-то, чему-то. Чтобы научиться сопереживать бедам и проблемам Родины, у ребенка должно сформироваться само чувство сопереживания. Желание трудиться во благо Родины возникнет в дальнейшем лишь вследствие желания оказывать помощь родным и близким. А восхищение красотой природы и просторами страны появится только тогда, когда дошкольник научится видеть красоту вокруг себя.
Таким образом, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького гражданина. Свою работу по патриотическому воспитания начала с детьми средней группы.
Цель: воспитание основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Воспитание у детей любви и привязанности к своим близким, детскому саду.
2. Воспитание уважение к людям труда
3. Формирование чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, знакомства с родным городом
4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам
5. Формирование первичных представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России
Содержание работы с детьми средней группы разделила на несколько тематических блоков, которые связаны между собой:
1. Я и моя семья
2. Мой детский сад.
3. Родной город
4. Родная природа
5. Родная культура.
6. Родная страна
Я и моя семья – Мир ребенка начинается с его семьи. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, у них формируются чувство привязанности к своим близким, уточняются представления о семейных традициях. Беседуя о членах семьи, готовя вместе с детьми для них подарки к праздникам, я постепенно подводила малышей к пониманию того, что такое семья. Я стремилась вызвать у детей не только чувство привязанности к своим близким, но и желание оказывать им посильную помощь, например, самому сложить одежду, убрать игрушки. Для того, чтобы чувство любви к родителям стало началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели в них тружеников.
Мой детский сад – Детский сад – второй дом для ребенка, это место, где малыш должен чувствовать себя комфортно и уверенно. С детьми группы мы ходим на экскурсии по детскому саду, знакомимся с расположением различных помещений, с сотрудниками и особенностями их труда.
Такие экскурсии формируют у малышей стремление беречь результаты труда взрослых, по возможности помогать им, уважать труд взрослых.
Закреплению знаний способствуют дидактические, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.
Родной город Детям младшего дошкольного возраста еще сложно понять, что такое город. Знакомство с этим понятием я начинаю с улицы, на которой находится детский сад, с улицей, где живет сам ребенок, куда чаще всего ходит гулять с близкими. Ведь чувство привязанности к Родине, начинается с привязанности малыша к месту, где он родился и живет.
На прогулках провожу экскурсии по территории детского сада, показываю и объясняю, что дома все разные, а все вместе они находятся на определенной улице, улиц в городе много.
При знакомстве с городом учитываю эмоциональность восприятия детьми окружающего. В уголок патриотического воспитания, созданный в нашей группе, в течении года вношу яркие фотографии главных достопримечательностей нашего города.
И конечно, главными помощниками воспитателя являются родители. Во время праздников я прошу родителей понаблюдать за красочным украшением города, за благоустройством города. Совместно с родителями в нашей группе создан фотоальбом улиц города.
Родная природа – Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. На экскурсиях по территории детского сада дети знакомятся с окружающей природой. Акцент я делаю на красоте и разнообразии природы. В результате формируется умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно.
Родная культура - Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Русский фольклор – кладезь народной мудрости, дошедший до нас сквозь века. Детей младшего возраста я знакомлю с устным народным творчеством: сказки, потешки, загадки воспринимаются ребенком легко и естественно.
Посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством формирую первичное представление о богатстве и красоте родной культуры.
Родная страна – знакомство с родной страной я начинаю со второй половины средней группы, так как понятие «страна» достаточно трудно для детей среднего возраста. Я рассказываю детям, что в нашей стране много городов и сел. Главный город России – Москва. Я знакомлю детей с флагом России, который дети уже могли видеть на государственных учреждениях, военных кораблях. Особенность нашего региона в том, что большинство детей путешествуют летом с родителями, бывают в разных регионах России, имеют представление о различных уголках нашей Родины.
В рамках данного блока я даю детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках - День защитника Отечества, День победы, рассказываю о Российской армии, так как наш город – это город военных.
Полученные знания закрепляю в приоритетных видах детской деятельности – продуктивной и игровой.
Реализация задач патриотического воспитания по данным тематическим блокам я осуществляю через непосредственно организованную деятельность;
совместную деятельность; самостоятельную деятельность детей.
С детьми младшего возраста наиболее важна совместная деятельность педагога и ребенка, так как воспитание чувств невозможно уложить в жесткие рамки НОД.
В разных видах детской деятельности я использую следующие формы работы:
Игровая деятельность
Опираясь на основной вид детской деятельности – игру, я использую сюжетно-ролевые, например «Семья», «Детский сад», дидактические «Расскажи про детский сад», «Дымковское лото», театрализованные игры по русским народным сказкам.
Познавательно-исследовательская деятельность
При ознакомлении с родным городом наиболее эффективны целевые прогулки, наблюдения. Рассматривание иллюстративного материала помогает закрепить и уточнить знания детей.
Коммуникативная деятельность
Дети младшего возраста с удовольствием беседуют, составляют небольшие рассказы, подкрепленные наглядным материалом на темы «Моя семья», «Что интересного я видел на прогулке с мамой»
Трудовая деятельность
Чувство ответственности за общее дело нужно формировать уже в младшем дошкольном возрасте посредством небольших поручений, совместных действий.
Продуктивная деятельность
Свои чувства, эмоции, полученные знания дети отражают в рисунках, поделках, например, «Салют на улице», подарки к празднику для мамы, папы
Двигательная деятельность
В работе с малышами я широко использую русские народные подвижные игры, например, «Наседка и коршун», «У медведя во бору», хороводные игры народные
Чтение художественной литературы
Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
Музыкально-художественная деятельность
Большой эмоциональный отклик у малышей вызывают праздники, например «Мамин праздник», посвященный 8 марта
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов при решении задач патриотического воспитания возможно достичь только при условии совместной работы родителей и педагога. Родители являются равноправными участниками образовательного процесса.
Так, ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки родителей. Они помогают составить семейные альбомы, в старшем возрасте – герб семьи, генеалогическое древо. На конкретных примерах из жизни бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек помогают детям осмыслить такие сложные понятия как «долг перед Родиной», «трудовой подвиг», «героизм».

05-03-2025

Комода Юлиана Валерьевна

учитель начальных классов, МБОУ Школа 34, город Нижний новгород

Сказки, короткие рассказы В. А. Осеевой для детей, как правило, построены на близких детскому миру сюжетах: “Рыжий кот” (1940), “Волшебное слово” (1944), “Мой товарищ” (1950), “Простое дело” (1956), “Синие листья” (1965) и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов “Волшебное слово”, в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений.
Произведения советской писательницы Валентины Александровны Осеевой объединены общей темой детства. Её творчество проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. В. Осеева понимала, как важно напитать души детей светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. [3]
В рассказах В. Осеевой главными героями являются сами дети. Во время войны, главной темой её произведений становится жизнь детей в тяжелое время, но несмотря ни на что, автор старается найти светлые, радостные моменты в их жизни.
В довоенных рассказах — «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вальки» — внимание автора сосредоточено на художественном исследовании нравственной нормы и отступлений от нее. Главным героем здесь выступает ребенок, совершивший этическую ошибку. Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания, и эта цена одна для детей и взрослых. А. Платонов посвятил творчеству В. А. Осеевой статью «Размышления читателя», в которой подчеркивал, что рассказ «Бабка» (1939) — «драгоценность, и в отношении глубины искреннего чувства, владеющего автором, и в отношении литературного уменья, доводящего до читателя чувство и мысль автора». «Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится...», — рассуждает внук Боря. Родители установили пре­небрежительный тон в отношении «бабки», и внук тоже позволял себе свысока поучать ее. Но вот старушка умерла, и ее немудреное «наследство» — записка с корявыми буквами, с ошибками — перевернуло детскую душу, очистило страданием из-за собственной вины перед ней. Лечение заболевающей совести любовью, бесхитростной и неугасимой, — таков рецепт писательницы-педагога. [3]
Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек, постоянно осмысляющих нравственную сторону своих и чужих поступков. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Так, известный цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, прямо сформулированных или вытекающих из общего хода повествования. Названия рассказов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный этический вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?», «Долг». Достойные качества и недостатки героев — это не условные детские добродетели и грехи (неряшливость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» качества: доброта, честность, чуткость — или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость. [6]
Рассказы В А. Осеевой сильны своей жизненной достоверностью.
В системе начального образования уроки литературного чтения обладают особой важностью в формировании у младших школьников духовно-нравственных ценностей.
В отборе произведений для изучения в начальной школе значительное место занимают рассказы В. Осеевой. Именно они формируют духовно-нравственные ценности. Рассказы Осеевой дают детям необходимую гамму переживаний, создают особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывают добрые и серьезные чувства.
Как пишет Джоан Харрис – британская писательница и педагог, «Хороший рассказ – а рассказы бывают очень хорошими – остаётся с тобой намного дольше романа. Рассказ может потрясти, воспламенить, просветить и тронуть так, как более длинному произведению не суждено. Рассказы часто тревожат, пугают или ведут подрывную деятельность голове. Они ставят вопросы, в то время как большинство романов пытаются лишь дать ответы.» [5]
Рассказ — это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного. Автор рассказа составляет сначала его сюжет, выбирая только важные моменты. Потом развивает его так, чтобы заинтересовать читателя, в конце подводя итог. Самым интересным в рассказе, как и в любом произведении, является кульминационный момент и развязка.
Что бы лучше изучить необходимость изучения рассказов в литературном чтении, мне необходимо проанализировать учебно-методические комплексы, представленные в современной программе школ.
В современном мире педагоги, методисты и психологи создают и совершенствуют множество различных методических программ по литературному чтению, которые включаются в учебно-методические комплексы. Литературное творчество направлено в первую очередь на развитие нравственных качеств у детей. Говоря о нравственно-этическом воспитании, нельзя не упомянуть о творчестве Осеевой, которое является драгоценностью не только в плане успешной передачи авторского замысла, но и в плане искренности, с которой написаны рассказы. Они потрясающие - о добре и зле, о морали, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Прозу В. А. Осеевой нужно читать не только детям, но и взрослым, чтобы напомнить себе, что есть вещи постоянные: порядочность, уважение к старшим, семья. Именно поэтому творчество В. А. Осеевой включают в большинство УМК.
В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.
К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Планета знаний», «Перспектива», «РИТМ» («Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление»), «Начальная инновационная школа», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Школа 2000», «Школа 2100».
К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
В программах прослеживаются похожие содержательно-методические линии, однако каждая программа имеет свои отличные от других принципы построения программы, структуру содержания программы, методические подходы к изучению. Какие-то наполнены большим количеством рассказов Осеевой, какие-то меньше, а некоторые вовсе не включили её творчество в свои программы. Но творчество Валентины Александровны Осеевой является безграничным и неотъемлемым в изучении. Рассказы добрые и трогательные стали классикой детской литературы. Короткие повествования Валентины Осеевой дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах, Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых. Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями. Именно поэтому я бы желала, чтобы проза Осеевой изучалась современными младшими школьниками и была включена во все учебно-методические комплексы.
Познакомившись с творчеством В. А. Осеевой возможно прийти к выводу о том, что изучение рассказов В. А. Осеевой в работе станет содействовать формированию у младших школьников таких позитивных-моральных ценностей, как честность, добросовестность, отзывчивость, почтительное и чуткое отношение к людям, в каком бы социальном положении они бы не находились, к животным и даже растениям.
Изучение творчества В. А. Осеевой в начальной школе станет содействовать результативному формированию и развитию нравственных ценностей, т.к. все рассказы В. А. Осеевой ориентированы для того, чтобы учащиеся задумывались, анализировали собственные и чужие действиями, обучались разбору негативных и положительных ситуаций и умели делать верный, осознанный, высоконравственный выбор. В собственных произведениях В. А. Осеева демонстрирует ребятам эталоны человеческих отношений, показывает, к чему может привести нехорошее отношение к окружающим, чем чреваты злость и эгоизм.
При дальнейшем изучении творчества В. А. Осеевой учитель способствует развитию семейных устоев и ценностей в сознании детей. Тема семьи и социальных взаимоотношений является одной из составляющих в рассказах писательницы «Сыновья», «Почему?», «В одном доме». Валентина Александровна показывает читателю, что родственные отношения строятся на внутренней связи и любви между людьми.
Исходя из анализа творчества В. А. Осеевой, можно сказать, что её изучение может способствовать расширению читательского пространства детей и воспитанию «ученика-читателя». После прочтения и анализа прозы писательницы у детей наступает стадия осмысления, в ходе которой ребёнок может определить духовно-нравственную проблему, которая стоит перед героями произведений, определить мотивы поведения и поступков с точки зрения их духовно-нравственного состояния, тем самым младшие школьники систематизируют свои знания и поступки с точки зрения нравственных ориентиров.
Таким образом, можно прийти к выводу о результативности изучения произведений В.А. Осеевой в начальной школе, из-за активного способствования действенному формированию нравственных ценностей, т.к., читая произведения В.А. Осеевой, школьники обучаются анализу поведения, понимают мотивы и действия людей, испытывают красоту добра, порицают, осуждают отвратительное, безобразное и злое.
Содержание и художественная форма воспринимаются в их единстве. Дети любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным, способны определить назначение художественного элемента в тексте, увидеть авторское отношение к героям и событиям, авторскую позицию и идею произведения.

04-02-2023

Бисярина Ирина Александровна

воспитатель

«Системно-деятельностный подход в экологическом образовании в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила: воспитатель Бисярина И.А.

Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года. В ФГОС ДО есть аспект, который имеет непосредственное отношение к экологическому образованию. Одна из задач там сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия …мира природы» Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем- то ценном, т.е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения. Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. В детском саду экологическое воспитание реализуется через образовательную деятельность, которая стоится на основе системно - деятельностного подхода.
Повышенный интерес к деятельностному подходу наблюдается в отечественной педагогике и педагогической психологии в последнее десятилетие.
В процессе реализации системно - деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Очевидно, что традиционный объяснительно - иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у детей качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации, умения адаптироваться в социуме.
Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса.
Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике дошкольного образования.
Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность, потому, что очевидна ведущая роль педагога в реализации системно - деятельностного подхода в образовании.
Особое значение в новой образовательной системе отводится поиску форм общения между наставником и воспитанником для полноценной и продуктивной совместной деятельности. Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС отличается разнообразными организационными формами, позволяет учитывать индивидуальные способности каждого отдельного ученика. Педагоги могут работать не только с одаренными детьми, но и с ребятами, имеющими ограничения по здоровью. В результате совместной плодотворной деятельности дети получают возможность к реализации своего творческого потенциала. При реализации системно - деятельностного подхода в отечественном образовании в основу ставят развитие познавательных и учебных мотивов, что требует от воспитателя создания следующих условий: тщательная разработка проблемных ситуаций, развитие творческого отношения дошкольников к познавательному процессу; подбор необходимых средств для самореализации, оценивание дошкольников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей; организация максимально плодотворного образовательного сотрудничества.
Для дошкольников ведущей деятельностью является игра.
Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в экологическом образовании это игровые технологии.
Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности, является одним из приёмов преодоления пассивности воспитанников.
Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию.
Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором для воспитанника.
Игровая форма занятий – как НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования воспитанников к выполнению образовательных, развивающих и воспитательных задач, которые ставит перед собой педагог.
Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.
Игры с готовыми правилами, по содержанию, разделяют на дидактические («С чьей ветки детки?», «Чей хвост?», «Пищевые цепочки»), подвижные («Лиса мышкует», «Мышеловка»), ритуально-обрядовые («Медвежий праздник», «Вороний день»).
А творческие игры, по содержанию, различают на театрализованные («Путешествие капельки», «Старик-годовик и его дочери»), художественно-изобразительные («Строим зоопарк», «Замок из песка», «Пластилиновый кото-пёс»), сюжетно - ролевые игры («Лесничий и его хозяйство», «Ферма», «Путешествие на северный полюс» и т.п.).
Ещё одной из организационных форм системно – деятельностного подхода в экологическом образовании детей является труд. Труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). Дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным. Труд в природе благотворно влияет на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически, посильно для ребёнка, усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Главным методом познания природы является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность. В процессе наблюдений воспитатель задает вопросы, детям предлагается сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше, анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел. Детям предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы или в дневнике наблюдений, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире, только так наблюдение будет нести системно - деятельностный характер.
Но не все объекты и процессы, происходящие в окружающем мире можно изучить посредством наблюдений. И тогда на помощь приходит исследовательская деятельность, в процессе которой искусственно создаются условия, позволяющие ответить на вопрос, добыть новые знания.
Познавательно-исследовательская деятельность детей, имеет основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметам

03-04-2025

Дедова Оксана Юрьевна

учитель русского языка и литературы

Введение
Современное образование находится на пороге значительных изменений, вызванных стремительным развитием технологий. Одной из наиболее перспективных и обсуждаемых областей является использование нейросетевых технологий, которые открывают новые горизонты для преподавания и изучения различных дисциплин. В частности, в контексте филологического цикла, нейросети могут стать мощным инструментом для анализа и обработки текстов, что, в свою очередь, может существенно улучшить понимание языка и литературы. В данной работе мы рассмотрим, как нейросетевые технологии могут быть интегрированы в образовательный процесс, а также проанализируем их влияние на преподавание филологических дисциплин.
Актуальность данной темы обусловлена не только стремительным развитием технологий, но и необходимостью адаптации образовательных методов к современным требованиям. В условиях глобализации и цифровизации общества, традиционные подходы к обучению становятся недостаточно эффективными. Нейросетевые технологии, обладая способностью к самообучению и анализу больших объемов данных, могут значительно повысить качество образовательного процесса. В частности, они могут помочь в автоматизации рутинных задач, таких как проверка письменных работ, а также в создании индивидуализированных учебных планов, что особенно важно для студентов с различными уровнями подготовки.
В рамках данной работы мы будем освещать несколько ключевых тем, связанных с использованием нейросетевых технологий в образовании. В первую очередь, мы рассмотрим введение в нейросетевые технологии в образовании, что позволит читателю понять основные принципы работы нейросетей и их возможности. Далее мы проанализируем применение нейросетей для анализа текстов, что является одной из наиболее актуальных задач в области филологии. Нейросети могут помочь в выявлении скрытых смыслов, стилистических особенностей и других характеристик текстов, что значительно обогатит процесс их изучения.
Одной из важных тем, которую мы затронем, является использование инструментов для автоматической проверки письменных работ. Это не только сэкономит время преподавателей, но и позволит учащимся получать более оперативную обратную связь, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию материала. Мы также обсудим инновационные методы обучения с помощью нейросетей, которые могут включать в себя интерактивные платформы, адаптивные учебные материалы и другие современные подходы, способствующие активному вовлечению студентов в процесс обучения.
Кроме того, в работе будет представлен опыт применения нейросетей в образовательных учреждениях, что позволит проиллюстрировать практическую значимость данной технологии. Мы рассмотрим успешные примеры внедрения нейросетевых решений для обучения русскому языку и литературе, а также проанализируем преимущества и недостатки внедрения таких технологий в образовательный процесс. Важно отметить, что, несмотря на все преимущества, существуют и определенные риски, связанные с использованием нейросетей, такие как зависимость от технологий и возможные ошибки в их работе.
Наконец, мы завершим нашу работу обсуждением будущего нейросетевых технологий в образовании. Мы постараемся предсказать, как будут развиваться эти технологии, какие новые возможности они могут открыть для преподавателей и студентов, а также какие вызовы могут возникнуть в процессе их интеграции в образовательную систему.
Таким образом, данная работа направлена на всестороннее изучение применения нейросетевых технологий в образовании, с акцентом на филологические дисциплины. Мы надеемся, что результаты нашего исследования помогут не только в понимании текущих тенденций, но и в формировании стратегий для эффективного использования нейросетей в образовательном процессе.
Введение в нейросетевые технологии в образовании
Нейросетевые технологии становятся все более важной частью образовательного процесса, особенно в области гуманитарных наук, включая филологические дисциплины. Их применение мощно изменяет подходы к изучению языка и литературы, предоставляет новые возможности для анализа текстов и взаимодействия с ними. Разработка и внедрение таких технологий помогают освежить традиционные методы преподавания, открыв студентам новые перспективы для обучения и расширяя их учебные горизонты.
Система глубокого обучения, лежащая в основе нейросетевых технологий, позволяет обрабатывать огромные объемы текстовой информации с высокой степенью точности. Это становится возможным благодаря способности нейросетей выявлять скрытые паттерны и закономерности в данных. При анализе текстов такой подход может использоваться для определения стилистических особенностей, выявления тем, а также анализа языковых конструкций. Нейросети предоставляют инструменты, которые старые методы просто не могли бы предложить, что приводит к более глубокому и многогранному пониманию литературы и языка.
Технологии, основанные на машинном обучении, активно используются для создания образовательных приложений, способствующих более персонализированному обучению. Например, платформы для изучения иностранных языков могут адаптироваться под уровень знаний и интересы студентов. По мере того как учащиеся взаимодействуют с материалом, программы могут корректировать сложность задач и типы упражнений, основываясь на полученных данных. Этот подход значительно повышает эффективность изучения языков, поскольку он отвечает конкретным потребностям каждого ученика.
При использовании нейросетей также актуальна их способность к автоматической проверке письменных работ. Программное обеспечение, основанное на технологиях анализа текста, может предоставлять обратную связь по грамматике, стилю и структуре предложения, что позволяет студентам самостоятельно учиться на своих ошибках. Такой инструмент может выступать как помощник для преподавателей, сокращая время на рутинные задачи и позволяя сфокусироваться на более важных аспектах преподавания. Таким образом, нейросети активно поддерживают процесс обучения, внося элементы интерактивности и динамичности.
Инновационные методы обучения, в рамках которых используются нейросетевые технологии, могут включать в себя элементы геймификации и проектного обучения. Создание приложений с использованием игровых механик делает процесс познания более увлекательным. Студенты, например, могут участвовать в виртуальных дискуссиях на литературные темы или разрабатывать свои собственные проекты, получая при этом поддержку от нейросетей в виде рекомендаций по литературному стилю, улучшению текста или проверки достоверности фактов. Эти методы способствуют развитию критического мышления и навыков работы в команде.
Применение нейросетевых технологий позволяет также расширить доступ к качественному образованию. Учащиеся из удаленных или неблагополучных регионов могут воспользоваться онлайн-курсами и учитывающими их индивидуальные особенности программами, что делает образование более инклюзивным. При этом важно сохранять баланс между инновациями и традиционными методами, чтобы обеспечить изучение предметов на высоком уровне.
Несмотря на явные преимущества, внедрение нейросетевых технологий в образовательный процесс также криминализует ряд вопросов и вызовов. Например, важным остается вопрос этики: как обеспечить защиту личных данных учащихся и избежать злоупотребления технологиями? Поскольку алгоритмы работают на основе данных, существенен также вопрос их качества и надежности. Необходимо осознавать, что технологии сами по себе не являются решением любых проблем в образовании, а лишь инструментом, который должен применяться обдуманно и ответственно.
В настоящее время учителя и администраторы образовательных учреждений сталкиваются с задачей интеграции нейросетей в учебный процесс. Это требует не только наличия технической базы, но и подготовки кадров, способных эффективно использовать новые инструменты. Разработка учебных планов, включающих нейросетевые технологии, также является актуальной задачей для образовательных учреждений. Создание совместных проектов с разработчиками ПО может укрепить связь между образованием и технологическим прогрессом.
Таким образом, вплетение нейросетевых технологий в образовательный процесс филологических дисциплин открывает новые горизонты для исследования, изучения и преподавания. Активно используя потенциал этих технологий, учебные заведения могут поднять уровень преподавания и сделать процесс обучения более доступным, увлекательным и индивидуализированным. Понимание их возможностей и ограничений будет способствовать созданию более качественного образовательного опыта для будущих поколений.
Применение нейросетей для анализа текстов
Современные технологии молниеносно меняют подходы к обучению, и анализ текстов с помощью нейросетей становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Нейросети, способные обрабатывать и интерпретировать текстовые данные, открывают новые горизонты в преподавании филологических дисциплин. Их применение позволяет не только автоматизировать процессы анализа, но и обогатить учебный материал, предоставляя учащимся новые возможности для глубокого понимания текста.
Одним из основных направлений использования нейросетей в анализе текстов является инструментальная поддержка преподавателей в оценке письменных работ студентов. Автоматизированные системы могут определять потребности в исправлении, улучшать стиль и структуру текста, выявлять грамматические ошибки, а также предлагать альтернативные формулировки. Это существенно ускоряет процесс проверки и предоставляет студентам возможность получать обратную связь в реальном времени, что способствует лучшему усвоению материала.
Важно отметить, что нейросети способны выявлять скрытые паттерны в текстах, которые могут быть неочевидны при традиционном анализе. С помощью методов глубокого обучения студенты могут вникать в анализ лексического разнообразия, синтаксической структуры и смыслового наполнения текстов.

02-04-2023

Воробьев Вячеслав Александрович

учитель физической культуры

Памятка для родителей
«Осторожно, тонкий лед!»
Приближается время весеннего паводка. Лед на реках становится рыхлым,
«съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением.
Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться под ногами и
сомкнуться над головой. Именно сейчас в период предстоящих весенних каникул
необходимо провести профилактическую беседу с ребенком.
Помните:
 На весеннем льду легко провалиться;
 Быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;
 Весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.
Родители! Не оставляйте детей без присмотра!
Весной нужно усилить контроль за местами игр детей.
Родители! Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время
ледохода; предупредите их об опасности нахождения на льду при вскрытии реки
или озера. Расскажите детям о правилах поведения в период паводка,
запрещайте им шалить у воды, пресекайте лихачество. Оторванная льдина,
холодная вода, быстрое течение грозят гибелью. Помните, что в период паводка,
даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с
детьми. Разъясните детям меры предосторожности в период ледохода и
весеннего паводка.
В период весеннего паводка и ледохода ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
 выходить на водоемы, ходить по льдинам и кататься на них.
 переправляться через реку в период ледохода;
 подходить близко к реке в местах затора льда;
 стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;
 собираться на мостиках, плотинах и запрудах;
 приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов;
 измерять глубину реки или любого водоема.
Объясните ребенку, как действовать если ты провалился под
лёд!
1. Прежде всего, не поддавайтесь панике, широко раскиньте руки,
чтобы не погрузиться с головой в воду
2. Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное
положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе
всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и
быстро выкатывайтесь на лед
3. Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного
места в том направлении, откуда пришли
4. Зовите на помощь
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ! ЛЕД ВЕСНОЙ ОПАСЕН!

03-04-2025

Киреева Виктория Георгиевна

Концертмейстер, преподаватель фортепиано

Специфика работы концертмейстера в хореографическом классе

Работа музыканта-пианиста в хореографическом классе – сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения, совершенствования, специальных знаний, исполнительского опыта.
Музыканты, впервые соприкоснувшись с работой в хореографическом классе, вынуждены осваивать специфику данного направления самостоятельно.
• Работа начинающего концертмейстера в классе хореографии


От концертмейстера хореографического класса требуется постоянное совершенствование природного чувства танцевальности, отточенности восприятия ритма, пластики, формы, динамики движений.
Важным в концертмейстерской работе являются навыки одновременного восприятия музыкального и хореографического материала, формирующегося в процессе трактовки.

Особенности работы и роль концертмейстера на уроках в классе хореографии
Музыкант-концертмейстер, воспитанный в лучших традициях отечественной академической школы, играет по нотам, следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, но и за партией солиста.
В нотах, находящихся перед глазами пианиста в хореографическом классе партии "танцовщиков" нет. С ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения.
Неопытный концертмейстер запоминает лишь начальные или ключевые моменты частей хореографической партии, основные движения. В ходе репетиционной работы при любой остановке, связанной с повторением определенной части, возникает проблема " с какого места играть фортепианное вступление?".
Главным в работе музыканта хореографического класса является:
1.Исполнение музыкального сопровождения хореографической комбинации с одновременным осознанным восприятием хореографического материала.
2. Умение запоминать большие фрагменты.
Еще одна специфическая особенность в деятельности концертмейстера хореографии: слаженность работы в ансамбле с преподавателем и учащимися.
В практике подбора музыкального материала утвердились два способа оформления танцевальных занятий:
1)импровизационный;
2)приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.
Найти произведение под заданную преподавателем-хореографом комбинацию довольно сложно. Большинство концертмейстеров танцевальных классов используют импровизационный способ работы:
1. Сочинять несложные мелодии;
2. Гармонизовать сочиненную мелодию;
3. Преобразовывать фактуру;
4. Использовать модуляцию, соответствующую смене движения;
5. Проводить смену размера, темпа, не нарушая законов стиля.
Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятий, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом.
С первых уроков по освоению основных элементов классического танца до построения сложных танцевальных композиций преподаватель-хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к музыкальному, высокохудожественному сопровождению используя произведения отечественной и западноевропейской музыки. Это обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию у учеников чувства коллективного ритма.
Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям, музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности приводят к успешному освоению учебных задач, развивают способность ценить в музыке прекрасное.
В первый год обучения дети усваивают азы обязательных упражнений, соответственно в музыкальном оформлении необходимо использовать мелодии классических произведений, выражающих грамматические и синтаксические основы музыкального языка.
Музыкальное сопровождение
Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока подчиняются музыкальной фразировке, тактовой квадратности, равномерным "квадратам", "коленам".
В младших классах музыкальные построения могут соответствовать 4т., 8т., 16т., 32т. и т.д. Каждое упражнение начинается препарасьон, своеобразным вступлением. Подобно дирижеру хора, который показывает ауфтакт, пианист также должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения. Исполняется обычно на протяжении двух тактов в размере 2/4. Чтобы в препарасьон создалась атмосфера ожидания будущих основных движений, следует размножить аккорды в виде половинного каданса на доминанте.

Принцип подбора музыкального материала
Концертмейстеру хореографического класса необходимо:
1. Выучить основные хореографические термины на французском языке и их значение в русском переводе.
2. Определить совместно с преподавателем-хореографом последовательность упражнений.
3. Представить рекомендуемый музыкальный материал для оформления классического экзерсиса у станка в виде следующей таблицы:
Название Музыкальный жанр, соответствующий
упражнения характеру движения
1. Поклон 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
2. Деми плие 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
3. Батман тандю 2/4, 4/4 – Полька, марш
4. Батман тандю жетте 2/4, 4/4 – Полька, марш
5. Ронд де жамб пар тер 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
6. Батман фондю 4/4 - Адажио
7. Батман фраппе 2/4, 4/4 – Полька
8. Ронд де жамб анлер 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
9. Адажио 4/4 - Адажио
10. Гранд батман жетте 2/4, 4/4 – Полька, марш

По окончании каждой комбинации движений исполняется заключение, при котором производится одновременное опускание рук у танцующих в подготовительное положение и закрывается работающая нога. Как и вступление, заключение имеет два такта в размере 2/4 с завершающим полным кадансом на тонике.
Концертмейстер вынужден постоянно расширять свой репертуарный кругозор, должен стремиться собрать свою репертуарную "копилку".
Предлагается один из вариантов собранных концертмейстером Киреевой В. Г., апробированный на практике с детьми разных возрастных групп (см. нотные примеры).
№ Название упражнения Музыкальный
материал
п/п
1. Поклон А. Аренский "Вальс"
2. Plie Г. Пахульский "В мечтах"
3. Battement tendu С. Рахманинов "Полька"
4. Battement tendu jete А. Дворжак "Юмореска"
5. Rond de jambe par terre Л. Делиб "Вальс" из б/та "Коппелия"
6. Battement fondu А. Глазунов "Гавот" из б/та "Барышня-крестьянка"
7. Battement frappe Л. Бетховен "Контрданс" №3
8. Rond de jambe en l'air И. Дунаевский "Не забывай"
9. Adajio И. Дунаевский "Песня Анюты" из к/ф "Веселые ребята"
10. Grand battement jete Ф. Шуберт "Вальс"


Специфика работы концертмейстера-пианиста на уроках народно – сценического танца.
Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающихся. На уроках народно-сценического танца дети знакомятся с танцами народов различных национальностей. Поскольку одна из основных задач педагога народно-сценического танца – научить учащихся точно и выразительно передавать национальный характер танца, музыкальный материал должен быть ярким, колоритным и ритмически удобным.
Народный танец органически связан с музыкой. Музыка сообщает каждому движению выразительность, законченность. Основными принципами музыкального оформления урока является соответствие музыки характеру движения, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных произведений ведется с учетом характера движений и музыки. Уроки народно-сценического танца от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклон, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальный материал должен соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях народно-сценического танца, учащиеся, знакомясь с танцами народов различной национальности, приобщаются к лучшим образцам народной музыки, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и движение в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать характер музыкального произведения.
Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.

03-04-2025

Доценко Нина Васильевна

преподаватель фортепиано, МБУДО "Школа искусств №6 г. Донецка", ДНР

Пути преодоления сценического волнения перед публичным (концертным) выступлением
Нет такого исполнителя, который не волновался бы перед предстоящим выступлением. Можно всё выучить наизусть, но при этом испытать сильнейший страх. Причиной боязни является реакция внутренних механизмов самосохранения, которые помогают бороться с напряженным состоянием гораздо быстрее, чем ум. Страх разрушительно воздействует на формирование личности ученика. Парализуя себя неуверенностью, учащийся лимитирует свои внутренние резервы. Заработанный с годами навык бояться выступления является препятствием для творческого мышления. Без чувства успеха у учащегося исчезает увлеченность и интерес к учебным занятиям и музыки в целом, но достижение удачи осложнено рядом причин, среди которых можно выделить недостаток знаний и навыков, психические и физиологические черты развития. Именно поэтому педагогу нужно оказать моральную поддержку и психологическую помощь. Это могут быть поощряющие слова, плавные интонации, мелодичность фраз и уместность обращений, благожелательная мимика в совокупности организуют подходящий психологический фон, который помогает ученику справиться с поставленной перед ним задачей.
Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психического состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, быть для них своеобразным психотерапевтом. Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов, концертмейстеров, играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее и если такие выступления проводить регулярно, сценического стресса не будет.
Очень важно при подготовке к концертному выступлению правильно распределить время, чтобы не было судорожного доучивания накануне выступления. Необходимо ликвидировать всё, что вызывает раздражительность. У учащегося не должны появляться мысли и сомнения в успехе. Грядущего выступление следует ожидать как какого-то праздника. Даже если сам педагог волнуется, то он обязан это скрывать. Особую деликатность нужно применять при любой неудаче. Выступление перед аудиторией для ученика- это большое событие. Перед выходом на сцену следует учесть акустику в зале и иметь возможность разыграться. Как показывает практика, полезно разыгрывать руки на гаммах и упражнениях, так как в них нет выразительных интонаций.
Чтобы достигнуть образцового сценического состояния, необходимо:
1. размеренное развитие учащегося в течение всего периода обучения;
2. формирование позитивной психической обстановке во время подготовки к публичному выступлению;
3. активизация реакции юного музыканта на внешние и внутренние раздражители во время концерта.

Методы и приёмы преодоления сценического волнения.
Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Существуют специальные психологические упражнения, которые разработаны профессиональными психологами-тренерами.


Ролевая подготовка:
При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер.
Метод игры перед мысленно представляемым слушателем:
На последних этапах работы, когда произведение готово, надо приучать ученика проигрывать его от начала и до конца, с представлением, что он играет перед взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, проявляющиеся при усилении волнения. Повторные проигрывания произведения с применением этого метода уменьшают влияние волнения на исполнение.
Метод обыгрывания:
Следующим наиболее важным методом является обыгрывание – подобие концертной атмосферы. Чем чаще выступления, тем реже страданий от недуга волнения. Годится любой слушатель, даже несведущий, играть всем, кто готов слушать – друзья, одноклассники, соседи. Играть в детских садах, общеобразовательных школах, музеях, где публика не профессиональная и очень благодарная, доброжелательная. Любой промах на сцене надо приучать игнорировать, так как разволновавшись из-за одной ноты, можно испортить все исполняемое, поэтому важно слушать себя, ведь что-то исполнено хорошо, что-то хуже и ошибки порой из-за попытки бороться с волнением. После обыгрывания надо провести работу над ошибками, проанализировать:
• Когда удалось избавиться от сильного напряжения
• Каким было эмоциональное состояние до, в момент и в паузах между выступлением
• Что отвлекало
• Выявить «слабые» места, моменты, когда накал доходил до максимума
Если выступление было очень неудачным, разговоры не должны быть постоянными, надо настроить ученика постараться в следующий раз сыграть лучше. Секрет успешного выступления в следующем: полностью забыть страх, направить все мысли на осмысление играемого и быть посредником между автором и слушателем.


Метод выявления возможных ошибок:
Поведение ученика-исполнителя в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт. Всем известно, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться. Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, исполнитель не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть активен и восприимчив. Следует ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера», так как результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоемкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).
Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося.
Один из вариантов преодоления сценического страха: полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном звучании.
Заключение
Сценическое волнение – естественная реакция на сам факт выступления учащегося-исполнителя перед аудиторией. Следует учитывать, что сценическое волнение может иметь, в разных соотношениях и пропорциях, как негативные, так и позитивные моменты. Оно проявляется в различных видах и формах. Может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональных красок.
Преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многообразии его составляющих и факторов, влияющих на психологическое состояние исполнителя перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку исполнителя, так и многие аспекты организации пространства, сценического образа, репетиционной работы. Как правило, механизмы преодоления сценического волнения, при наличии общих рекомендаций и приемов, связаны с сугубо личными, индивидуальными особенностями.
Имеют значение и действия педагога («психотерапевтическая составляющая»), от которых во многом зависит психологический «статус» учащегося в преддверии выступления. Действия педагога, направленные на устранение психологических барьеров, возникающих в экстремальных условиях публичного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет им исполнена. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль и обязательно верить в собственные силы.

Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.Наука,2001
2.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.,1974
3.Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. – 1975. - №1
4.Станиславский К. Работа актёра над собой. М.,1938
5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1987

Поиск