03-04-2025
Доценко Нина Васильевна
преподаватель фортепиано, МБУДО "Школа искусств №6 г. Донецка", ДНР
Пути преодоления сценического волнения перед публичным (концертным) выступлением
Нет такого исполнителя, который не волновался бы перед предстоящим выступлением. Можно всё выучить наизусть, но при этом испытать сильнейший страх. Причиной боязни является реакция внутренних механизмов самосохранения, которые помогают бороться с напряженным состоянием гораздо быстрее, чем ум. Страх разрушительно воздействует на формирование личности ученика. Парализуя себя неуверенностью, учащийся лимитирует свои внутренние резервы. Заработанный с годами навык бояться выступления является препятствием для творческого мышления. Без чувства успеха у учащегося исчезает увлеченность и интерес к учебным занятиям и музыки в целом, но достижение удачи осложнено рядом причин, среди которых можно выделить недостаток знаний и навыков, психические и физиологические черты развития. Именно поэтому педагогу нужно оказать моральную поддержку и психологическую помощь. Это могут быть поощряющие слова, плавные интонации, мелодичность фраз и уместность обращений, благожелательная мимика в совокупности организуют подходящий психологический фон, который помогает ученику справиться с поставленной перед ним задачей.
Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психического состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, быть для них своеобразным психотерапевтом. Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов, концертмейстеров, играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее и если такие выступления проводить регулярно, сценического стресса не будет.
Очень важно при подготовке к концертному выступлению правильно распределить время, чтобы не было судорожного доучивания накануне выступления. Необходимо ликвидировать всё, что вызывает раздражительность. У учащегося не должны появляться мысли и сомнения в успехе. Грядущего выступление следует ожидать как какого-то праздника. Даже если сам педагог волнуется, то он обязан это скрывать. Особую деликатность нужно применять при любой неудаче. Выступление перед аудиторией для ученика- это большое событие. Перед выходом на сцену следует учесть акустику в зале и иметь возможность разыграться. Как показывает практика, полезно разыгрывать руки на гаммах и упражнениях, так как в них нет выразительных интонаций.
Чтобы достигнуть образцового сценического состояния, необходимо:
1. размеренное развитие учащегося в течение всего периода обучения;
2. формирование позитивной психической обстановке во время подготовки к публичному выступлению;
3. активизация реакции юного музыканта на внешние и внутренние раздражители во время концерта.
Методы и приёмы преодоления сценического волнения.
Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Существуют специальные психологические упражнения, которые разработаны профессиональными психологами-тренерами.
Ролевая подготовка:
При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер.
Метод игры перед мысленно представляемым слушателем:
На последних этапах работы, когда произведение готово, надо приучать ученика проигрывать его от начала и до конца, с представлением, что он играет перед взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, проявляющиеся при усилении волнения. Повторные проигрывания произведения с применением этого метода уменьшают влияние волнения на исполнение.
Метод обыгрывания:
Следующим наиболее важным методом является обыгрывание – подобие концертной атмосферы. Чем чаще выступления, тем реже страданий от недуга волнения. Годится любой слушатель, даже несведущий, играть всем, кто готов слушать – друзья, одноклассники, соседи. Играть в детских садах, общеобразовательных школах, музеях, где публика не профессиональная и очень благодарная, доброжелательная. Любой промах на сцене надо приучать игнорировать, так как разволновавшись из-за одной ноты, можно испортить все исполняемое, поэтому важно слушать себя, ведь что-то исполнено хорошо, что-то хуже и ошибки порой из-за попытки бороться с волнением. После обыгрывания надо провести работу над ошибками, проанализировать:
• Когда удалось избавиться от сильного напряжения
• Каким было эмоциональное состояние до, в момент и в паузах между выступлением
• Что отвлекало
• Выявить «слабые» места, моменты, когда накал доходил до максимума
Если выступление было очень неудачным, разговоры не должны быть постоянными, надо настроить ученика постараться в следующий раз сыграть лучше. Секрет успешного выступления в следующем: полностью забыть страх, направить все мысли на осмысление играемого и быть посредником между автором и слушателем.
Метод выявления возможных ошибок:
Поведение ученика-исполнителя в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт. Всем известно, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться. Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, исполнитель не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть активен и восприимчив. Следует ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера», так как результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоемкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).
Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося.
Один из вариантов преодоления сценического страха: полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном звучании.
Заключение
Сценическое волнение – естественная реакция на сам факт выступления учащегося-исполнителя перед аудиторией. Следует учитывать, что сценическое волнение может иметь, в разных соотношениях и пропорциях, как негативные, так и позитивные моменты. Оно проявляется в различных видах и формах. Может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональных красок.
Преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многообразии его составляющих и факторов, влияющих на психологическое состояние исполнителя перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку исполнителя, так и многие аспекты организации пространства, сценического образа, репетиционной работы. Как правило, механизмы преодоления сценического волнения, при наличии общих рекомендаций и приемов, связаны с сугубо личными, индивидуальными особенностями.
Имеют значение и действия педагога («психотерапевтическая составляющая»), от которых во многом зависит психологический «статус» учащегося в преддверии выступления. Действия педагога, направленные на устранение психологических барьеров, возникающих в экстремальных условиях публичного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет им исполнена. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль и обязательно верить в собственные силы.
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.Наука,2001
2.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.,1974
3.Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. – 1975. - №1
4.Станиславский К. Работа актёра над собой. М.,1938
5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1987