Опубликованные материалы

статья «Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе»

03-04-2025

Киреева Виктория Георгиевна

Концертмейстер, преподаватель фортепиано

Специфика работы концертмейстера в хореографическом классе

Работа музыканта-пианиста в хореографическом классе – сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения, совершенствования, специальных знаний, исполнительского опыта.
Музыканты, впервые соприкоснувшись с работой в хореографическом классе, вынуждены осваивать специфику данного направления самостоятельно.
• Работа начинающего концертмейстера в классе хореографии


От концертмейстера хореографического класса требуется постоянное совершенствование природного чувства танцевальности, отточенности восприятия ритма, пластики, формы, динамики движений.
Важным в концертмейстерской работе являются навыки одновременного восприятия музыкального и хореографического материала, формирующегося в процессе трактовки.

Особенности работы и роль концертмейстера на уроках в классе хореографии
Музыкант-концертмейстер, воспитанный в лучших традициях отечественной академической школы, играет по нотам, следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, но и за партией солиста.
В нотах, находящихся перед глазами пианиста в хореографическом классе партии "танцовщиков" нет. С ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения.
Неопытный концертмейстер запоминает лишь начальные или ключевые моменты частей хореографической партии, основные движения. В ходе репетиционной работы при любой остановке, связанной с повторением определенной части, возникает проблема " с какого места играть фортепианное вступление?".
Главным в работе музыканта хореографического класса является:
1.Исполнение музыкального сопровождения хореографической комбинации с одновременным осознанным восприятием хореографического материала.
2. Умение запоминать большие фрагменты.
Еще одна специфическая особенность в деятельности концертмейстера хореографии: слаженность работы в ансамбле с преподавателем и учащимися.
В практике подбора музыкального материала утвердились два способа оформления танцевальных занятий:
1)импровизационный;
2)приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.
Найти произведение под заданную преподавателем-хореографом комбинацию довольно сложно. Большинство концертмейстеров танцевальных классов используют импровизационный способ работы:
1. Сочинять несложные мелодии;
2. Гармонизовать сочиненную мелодию;
3. Преобразовывать фактуру;
4. Использовать модуляцию, соответствующую смене движения;
5. Проводить смену размера, темпа, не нарушая законов стиля.
Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятий, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом.
С первых уроков по освоению основных элементов классического танца до построения сложных танцевальных композиций преподаватель-хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к музыкальному, высокохудожественному сопровождению используя произведения отечественной и западноевропейской музыки. Это обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию у учеников чувства коллективного ритма.
Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям, музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности приводят к успешному освоению учебных задач, развивают способность ценить в музыке прекрасное.
В первый год обучения дети усваивают азы обязательных упражнений, соответственно в музыкальном оформлении необходимо использовать мелодии классических произведений, выражающих грамматические и синтаксические основы музыкального языка.
Музыкальное сопровождение
Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока подчиняются музыкальной фразировке, тактовой квадратности, равномерным "квадратам", "коленам".
В младших классах музыкальные построения могут соответствовать 4т., 8т., 16т., 32т. и т.д. Каждое упражнение начинается препарасьон, своеобразным вступлением. Подобно дирижеру хора, который показывает ауфтакт, пианист также должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения. Исполняется обычно на протяжении двух тактов в размере 2/4. Чтобы в препарасьон создалась атмосфера ожидания будущих основных движений, следует размножить аккорды в виде половинного каданса на доминанте.

Принцип подбора музыкального материала
Концертмейстеру хореографического класса необходимо:
1. Выучить основные хореографические термины на французском языке и их значение в русском переводе.
2. Определить совместно с преподавателем-хореографом последовательность упражнений.
3. Представить рекомендуемый музыкальный материал для оформления классического экзерсиса у станка в виде следующей таблицы:
Название Музыкальный жанр, соответствующий
упражнения характеру движения
1. Поклон 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
2. Деми плие 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
3. Батман тандю 2/4, 4/4 – Полька, марш
4. Батман тандю жетте 2/4, 4/4 – Полька, марш
5. Ронд де жамб пар тер 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
6. Батман фондю 4/4 - Адажио
7. Батман фраппе 2/4, 4/4 – Полька
8. Ронд де жамб анлер 3/4 - Вальс; 4/4 - Адажио
9. Адажио 4/4 - Адажио
10. Гранд батман жетте 2/4, 4/4 – Полька, марш

По окончании каждой комбинации движений исполняется заключение, при котором производится одновременное опускание рук у танцующих в подготовительное положение и закрывается работающая нога. Как и вступление, заключение имеет два такта в размере 2/4 с завершающим полным кадансом на тонике.
Концертмейстер вынужден постоянно расширять свой репертуарный кругозор, должен стремиться собрать свою репертуарную "копилку".
Предлагается один из вариантов собранных концертмейстером Киреевой В. Г., апробированный на практике с детьми разных возрастных групп (см. нотные примеры).
№ Название упражнения Музыкальный
материал
п/п
1. Поклон А. Аренский "Вальс"
2. Plie Г. Пахульский "В мечтах"
3. Battement tendu С. Рахманинов "Полька"
4. Battement tendu jete А. Дворжак "Юмореска"
5. Rond de jambe par terre Л. Делиб "Вальс" из б/та "Коппелия"
6. Battement fondu А. Глазунов "Гавот" из б/та "Барышня-крестьянка"
7. Battement frappe Л. Бетховен "Контрданс" №3
8. Rond de jambe en l'air И. Дунаевский "Не забывай"
9. Adajio И. Дунаевский "Песня Анюты" из к/ф "Веселые ребята"
10. Grand battement jete Ф. Шуберт "Вальс"


Специфика работы концертмейстера-пианиста на уроках народно – сценического танца.
Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающихся. На уроках народно-сценического танца дети знакомятся с танцами народов различных национальностей. Поскольку одна из основных задач педагога народно-сценического танца – научить учащихся точно и выразительно передавать национальный характер танца, музыкальный материал должен быть ярким, колоритным и ритмически удобным.
Народный танец органически связан с музыкой. Музыка сообщает каждому движению выразительность, законченность. Основными принципами музыкального оформления урока является соответствие музыки характеру движения, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных произведений ведется с учетом характера движений и музыки. Уроки народно-сценического танца от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклон, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальный материал должен соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях народно-сценического танца, учащиеся, знакомясь с танцами народов различной национальности, приобщаются к лучшим образцам народной музыки, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и движение в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать характер музыкального произведения.
Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.

Поиск