Опубликованные материалы

«Плавание и его положительное влияние на дыхательную систему»

08-04-2025

Шевченко Любовь Евгеньевна

Тренер ОГАУ «Академия плавания»

Положительное влияние плавания на дыхательную систему
обучающихся
В настоящее время прослеживается тенденция ухудшения общего уровня
здоровья у обучающихся. Большинство людей начинает осознавать то, что
необходимо соблюдать основы здорового образа жизни, повышать уровень
здоровья и физическую активность. Привычки и обычаи, которые сложились
прошлыми поколениями, не соответствуют требованиям современного
общества, что усугубляется серьезным обострением проблем социального
характера. Состояние здоровья обучающихся является значимым показателем,
так как от этого зависит демографическое, политическое, социально-
экономическое развитие страны.
Помимо наличия у себя вредных привычек, таких как курение, распитие
алкогольных напитков, обучающимся приходится часто ограничивать свою
естественную двигательную активность, длительное время поддерживать
224
неудобную статическую позу сидя за партой. Специфика занятий и условия их
проведения с малоподвижным образом жизни и высокой стрессогенностью не
могут составлять процесс обучения с благоприятным воздействием на здоровье
обучающихся. Уже на ранних этапах профессионального обучения такое
несоответствие приводит к снижению резервов организма, его компенсаторных
и адаптационных возможностей [2].
Отличным средством сохранения и укрепления здоровья у обучающихся
является плавание. В организме непрерывно происходит обмен веществ.
Энергия, необходимая для жизнедеятельности человека, появляется в
результате сложных биохимических процессов. Для поддержания этих
процессов необходимо постоянное снабжение организма кислородом и
удаление из него продуктов распада. Кислород из атмосферного воздуха
усваивается в легких. Через легкие также удаляется в газообразном виде часть
продуктов распада. Данный вид спорта оказывает положительное влияние на
уровень работоспособности организма, на развитие органов дыхания.
Плавание – одно из направлений активной физической деятельности
человека в воде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми
движениями или способами передвижения в водной среде, а способ
передвижения в воде определяет технику плавания.
Говоря подробнее о влиянии плавания на дыхательную систему,
необходимо отметить ряд плюсов. Например, что оно тренирует дыхательные
мышцы. Занятия плаванием повышают устойчивость организма к гипоксии.
Также в процессе нахождения человека в воде тренируется дыхательная
мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус,
усиливается вентиляция легких и совершенствуется дыхательный ритм.
Во время осуществления каких-либо нагрузок в воде мы тратим очень
много энергии, наша потребность в кислороде растет, именно поэтому пловцы
всегда стараются максимально полно использовать каждый вдох. Дыхание
пловца согласовано с движениями его конечностей. Один цикл движений
руками, как правило, выполняется за один вдох и выдох. При занятиях
225
плаванием увеличивается жизненная емкость легких, и повышаются
функциональные возможности дыхательной системы, увеличивается
количество и эластичность альвеол [1].
Помимо всех перечисленных положительных качеств, хотелось бы
отметить то, что плывущий человек в процессе занятия спортом глубоко
дышит, и, следовательно, диафрагма опускается в нижнее положение, давит на
другие внутренние органы, массирует их, улучшает кровоток, облегчает работу
сердца.
Таким образом, занятия плаванием оказывают положительный эффект на
органы дыхания, и в целом, на здоровье обучающихся. Поэтому использование
плавания в учебном процессе позволит увеличить работоспособность, снизить
риск развития различных заболеваний у обучающихся, а самое главное
вырабатывать более редкое и глубокое дыхание, а также увеличивать
жизненную емкость легких.
Список литературы
1. Афраимов А. А. Позитивное влияние плавания на здоровье студента //
Проблемы педагогики. – 2020. – С. 77-79.
2. Воронов Н. А. Влияние занятий плаванием на функциональные
системы организма человека // Международный журнал гуманитарных и
естественных наук. – 2018. – С. 55-58.

Поиск