Опубликованные материалы

Развитие нравственности через прозу В.А. Осеевой

05-03-2025

Комода Юлиана Валерьевна

учитель начальных классов, МБОУ Школа 34, город Нижний новгород

Сказки, короткие рассказы В. А. Осеевой для детей, как правило, построены на близких детскому миру сюжетах: “Рыжий кот” (1940), “Волшебное слово” (1944), “Мой товарищ” (1950), “Простое дело” (1956), “Синие листья” (1965) и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов “Волшебное слово”, в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений.
Произведения советской писательницы Валентины Александровны Осеевой объединены общей темой детства. Её творчество проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. В. Осеева понимала, как важно напитать души детей светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. [3]
В рассказах В. Осеевой главными героями являются сами дети. Во время войны, главной темой её произведений становится жизнь детей в тяжелое время, но несмотря ни на что, автор старается найти светлые, радостные моменты в их жизни.
В довоенных рассказах — «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вальки» — внимание автора сосредоточено на художественном исследовании нравственной нормы и отступлений от нее. Главным героем здесь выступает ребенок, совершивший этическую ошибку. Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания, и эта цена одна для детей и взрослых. А. Платонов посвятил творчеству В. А. Осеевой статью «Размышления читателя», в которой подчеркивал, что рассказ «Бабка» (1939) — «драгоценность, и в отношении глубины искреннего чувства, владеющего автором, и в отношении литературного уменья, доводящего до читателя чувство и мысль автора». «Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится...», — рассуждает внук Боря. Родители установили пре­небрежительный тон в отношении «бабки», и внук тоже позволял себе свысока поучать ее. Но вот старушка умерла, и ее немудреное «наследство» — записка с корявыми буквами, с ошибками — перевернуло детскую душу, очистило страданием из-за собственной вины перед ней. Лечение заболевающей совести любовью, бесхитростной и неугасимой, — таков рецепт писательницы-педагога. [3]
Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек, постоянно осмысляющих нравственную сторону своих и чужих поступков. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Так, известный цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, прямо сформулированных или вытекающих из общего хода повествования. Названия рассказов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный этический вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?», «Долг». Достойные качества и недостатки героев — это не условные детские добродетели и грехи (неряшливость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» качества: доброта, честность, чуткость — или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость. [6]
Рассказы В А. Осеевой сильны своей жизненной достоверностью.
В системе начального образования уроки литературного чтения обладают особой важностью в формировании у младших школьников духовно-нравственных ценностей.
В отборе произведений для изучения в начальной школе значительное место занимают рассказы В. Осеевой. Именно они формируют духовно-нравственные ценности. Рассказы Осеевой дают детям необходимую гамму переживаний, создают особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывают добрые и серьезные чувства.
Как пишет Джоан Харрис – британская писательница и педагог, «Хороший рассказ – а рассказы бывают очень хорошими – остаётся с тобой намного дольше романа. Рассказ может потрясти, воспламенить, просветить и тронуть так, как более длинному произведению не суждено. Рассказы часто тревожат, пугают или ведут подрывную деятельность голове. Они ставят вопросы, в то время как большинство романов пытаются лишь дать ответы.» [5]
Рассказ — это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного. Автор рассказа составляет сначала его сюжет, выбирая только важные моменты. Потом развивает его так, чтобы заинтересовать читателя, в конце подводя итог. Самым интересным в рассказе, как и в любом произведении, является кульминационный момент и развязка.
Что бы лучше изучить необходимость изучения рассказов в литературном чтении, мне необходимо проанализировать учебно-методические комплексы, представленные в современной программе школ.
В современном мире педагоги, методисты и психологи создают и совершенствуют множество различных методических программ по литературному чтению, которые включаются в учебно-методические комплексы. Литературное творчество направлено в первую очередь на развитие нравственных качеств у детей. Говоря о нравственно-этическом воспитании, нельзя не упомянуть о творчестве Осеевой, которое является драгоценностью не только в плане успешной передачи авторского замысла, но и в плане искренности, с которой написаны рассказы. Они потрясающие - о добре и зле, о морали, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Прозу В. А. Осеевой нужно читать не только детям, но и взрослым, чтобы напомнить себе, что есть вещи постоянные: порядочность, уважение к старшим, семья. Именно поэтому творчество В. А. Осеевой включают в большинство УМК.
В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.
К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Планета знаний», «Перспектива», «РИТМ» («Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление»), «Начальная инновационная школа», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Школа 2000», «Школа 2100».
К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
В программах прослеживаются похожие содержательно-методические линии, однако каждая программа имеет свои отличные от других принципы построения программы, структуру содержания программы, методические подходы к изучению. Какие-то наполнены большим количеством рассказов Осеевой, какие-то меньше, а некоторые вовсе не включили её творчество в свои программы. Но творчество Валентины Александровны Осеевой является безграничным и неотъемлемым в изучении. Рассказы добрые и трогательные стали классикой детской литературы. Короткие повествования Валентины Осеевой дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах, Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых. Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями. Именно поэтому я бы желала, чтобы проза Осеевой изучалась современными младшими школьниками и была включена во все учебно-методические комплексы.
Познакомившись с творчеством В. А. Осеевой возможно прийти к выводу о том, что изучение рассказов В. А. Осеевой в работе станет содействовать формированию у младших школьников таких позитивных-моральных ценностей, как честность, добросовестность, отзывчивость, почтительное и чуткое отношение к людям, в каком бы социальном положении они бы не находились, к животным и даже растениям.
Изучение творчества В. А. Осеевой в начальной школе станет содействовать результативному формированию и развитию нравственных ценностей, т.к. все рассказы В. А. Осеевой ориентированы для того, чтобы учащиеся задумывались, анализировали собственные и чужие действиями, обучались разбору негативных и положительных ситуаций и умели делать верный, осознанный, высоконравственный выбор. В собственных произведениях В. А. Осеева демонстрирует ребятам эталоны человеческих отношений, показывает, к чему может привести нехорошее отношение к окружающим, чем чреваты злость и эгоизм.
При дальнейшем изучении творчества В. А. Осеевой учитель способствует развитию семейных устоев и ценностей в сознании детей. Тема семьи и социальных взаимоотношений является одной из составляющих в рассказах писательницы «Сыновья», «Почему?», «В одном доме». Валентина Александровна показывает читателю, что родственные отношения строятся на внутренней связи и любви между людьми.
Исходя из анализа творчества В. А. Осеевой, можно сказать, что её изучение может способствовать расширению читательского пространства детей и воспитанию «ученика-читателя». После прочтения и анализа прозы писательницы у детей наступает стадия осмысления, в ходе которой ребёнок может определить духовно-нравственную проблему, которая стоит перед героями произведений, определить мотивы поведения и поступков с точки зрения их духовно-нравственного состояния, тем самым младшие школьники систематизируют свои знания и поступки с точки зрения нравственных ориентиров.
Таким образом, можно прийти к выводу о результативности изучения произведений В.А. Осеевой в начальной школе, из-за активного способствования действенному формированию нравственных ценностей, т.к., читая произведения В.А. Осеевой, школьники обучаются анализу поведения, понимают мотивы и действия людей, испытывают красоту добра, порицают, осуждают отвратительное, безобразное и злое.
Содержание и художественная форма воспринимаются в их единстве. Дети любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным, способны определить назначение художественного элемента в тексте, увидеть авторское отношение к героям и событиям, авторскую позицию и идею произведения.

Поиск