Опубликованные материалы

«Системно-деятельностный подход в экологическом образовании в соответствии с ФГОС ДО»

04-02-2023

Бисярина Ирина Александровна

воспитатель

«Системно-деятельностный подход в экологическом образовании в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила: воспитатель Бисярина И.А.

Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года. В ФГОС ДО есть аспект, который имеет непосредственное отношение к экологическому образованию. Одна из задач там сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия …мира природы» Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем- то ценном, т.е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения. Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. В детском саду экологическое воспитание реализуется через образовательную деятельность, которая стоится на основе системно - деятельностного подхода.
Повышенный интерес к деятельностному подходу наблюдается в отечественной педагогике и педагогической психологии в последнее десятилетие.
В процессе реализации системно - деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Очевидно, что традиционный объяснительно - иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у детей качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации, умения адаптироваться в социуме.
Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса.
Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике дошкольного образования.
Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность, потому, что очевидна ведущая роль педагога в реализации системно - деятельностного подхода в образовании.
Особое значение в новой образовательной системе отводится поиску форм общения между наставником и воспитанником для полноценной и продуктивной совместной деятельности. Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС отличается разнообразными организационными формами, позволяет учитывать индивидуальные способности каждого отдельного ученика. Педагоги могут работать не только с одаренными детьми, но и с ребятами, имеющими ограничения по здоровью. В результате совместной плодотворной деятельности дети получают возможность к реализации своего творческого потенциала. При реализации системно - деятельностного подхода в отечественном образовании в основу ставят развитие познавательных и учебных мотивов, что требует от воспитателя создания следующих условий: тщательная разработка проблемных ситуаций, развитие творческого отношения дошкольников к познавательному процессу; подбор необходимых средств для самореализации, оценивание дошкольников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей; организация максимально плодотворного образовательного сотрудничества.
Для дошкольников ведущей деятельностью является игра.
Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в экологическом образовании это игровые технологии.
Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности, является одним из приёмов преодоления пассивности воспитанников.
Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию.
Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором для воспитанника.
Игровая форма занятий – как НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования воспитанников к выполнению образовательных, развивающих и воспитательных задач, которые ставит перед собой педагог.
Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.
Игры с готовыми правилами, по содержанию, разделяют на дидактические («С чьей ветки детки?», «Чей хвост?», «Пищевые цепочки»), подвижные («Лиса мышкует», «Мышеловка»), ритуально-обрядовые («Медвежий праздник», «Вороний день»).
А творческие игры, по содержанию, различают на театрализованные («Путешествие капельки», «Старик-годовик и его дочери»), художественно-изобразительные («Строим зоопарк», «Замок из песка», «Пластилиновый кото-пёс»), сюжетно - ролевые игры («Лесничий и его хозяйство», «Ферма», «Путешествие на северный полюс» и т.п.).
Ещё одной из организационных форм системно – деятельностного подхода в экологическом образовании детей является труд. Труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). Дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным. Труд в природе благотворно влияет на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически, посильно для ребёнка, усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Главным методом познания природы является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность. В процессе наблюдений воспитатель задает вопросы, детям предлагается сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше, анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел. Детям предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы или в дневнике наблюдений, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире, только так наблюдение будет нести системно - деятельностный характер.
Но не все объекты и процессы, происходящие в окружающем мире можно изучить посредством наблюдений. И тогда на помощь приходит исследовательская деятельность, в процессе которой искусственно создаются условия, позволяющие ответить на вопрос, добыть новые знания.
Познавательно-исследовательская деятельность детей, имеет основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметам

Поиск