Опубликованные материалы

01-12-2024

Вереникина М.Г.

 

 Логопед

Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Новые информационные технологии становятся средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи. Повсеместное внедрение компьютерных технологий открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной науки и техники.
Компьютер помогает учителю-логопеду развивать интеллект ребенка, совершенствует и одновременно облегчает весь педагогический процесс, вовлекает, плавно, ненавязчиво, незаметно, самого ребёнка в этот процесс, создаёт элементы развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера становится всё более необходимым. Оно мотивирует обучение, возрастает его эффективность, способствует всестороннему развитию ребенка.
Дети с удовольствием занимаются на компьютере, их не надо «заставлять» это делать, они сами бегут, с удовольствием работают, да , именно работают на компьютере! Существует множество специальных программ, развивающих игр, помогающих при обучении чтению и письму, таких, как «Баба Яга учится читать», «Уроки тётушки Совы. Азбука- малышка», но, как ни странно, самой любимой и используемой в работе стал обычный текстовый редактор, то есть печатание на компьютере.
Дети с нарушениями речи боятся даже начать писать, они волнуются, заранее прогнозируя неуспех. Работа на компьютере частично снимает эти проблемы, ведь не нужно бесконечно писать и переписывать. Сами по себе задания разнообразны и привлекательны, что очень важнодля детей с нарушениями речи, поэтому они вызывают положительные эмоции и неподдельный интерес. Ещё нашим воспитанникам очень нравится то, что в текстовом редакторе легко можно исправить ошибку («чтобы никто не узнал»), заменить слово, вставить пропущенную букву. Не нужно утомительно и долго писать и переписывать. Да и в тетрадях появляются только правильные ответы, без исправлений (распечатываются только верно выполненные задания).
Но мы не можем забывать и о вреде компьютерного излучения, о его влиянии на глаза. Поэтому нужно разумно подходить и к этому вопросу: работа должна быть действительно разнообразной. Через несколько минут нужно обязательно выполнить гимнастику для рук и глаз. В то же время, эта же, казалось бы, элементарная программа помогает учителю - логопеду в работе: при первичном обследовании все данные заносятся и сохраняются в памяти компьютера, затем, при дальнейшей работе, можно сравнивать результаты, выявлять динамику.
Очень удобна она и при ведении документации, оформлении конспектов, подготовке к занятиям: ведь теперь не нужны «горы» бумаги, достаточно диска с электронной картотекой, напечатанными текстами, картинками.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование различных компьютерных программ (в том числе, и текстовый редактор). Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.


03-11-2024

Вереникина М.Г.

 

 Логопед

Развитие и коррекция дыхания у детей в логопедической работе

Важность правильного дыхания у детей младшего школьного возраста в фокусе логопедической практики. Проведение дыхательных упражнений способствует развитию глубокого вдоха и плавного выдоха, что влияет на формирование четкой фразовой речи. Здоровье, физическое развитие и образ жизни детей – основные приоритеты в современном обществе. Необходимость правильного дыхания выделяется как ключевой аспект заботы о здоровье.
Дети младшего школьного возраста могут столкнуться с ограничениями в дыхании, несмотря на его естественность. Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем и снижению физической активности и эмоционального благополучия. Важно осознавать, что недостаточное развитие и коррекция дыхания могут вызвать ряд негативных последствий. Полноценная способность дышать играет ключевую роль в физическом росте детей, поэтому важно уделять внимание этому аспекту. Неэффективное дыхание может привести к ослаблению мышц грудной клетки, недостатку кислорода для органов и тканей, а также к снижению общей выносливости.
Для достижения оптимальной физической и эмоциональной формы у детей младшего школьного возраста необходимо приступить к разработке и проведению специальных упражнений по дыханию. Они помогут улучшить работу легких, повысить выносливость и уменьшить вероятность простуды. Такие мероприятия благоприятно влияют на здоровье и общее развитие детей, поэтому их регулярное проведение необходимо. В нашем обзоре мы подробно изучим причины и методы коррекции дыхания у детей младшего школьного возраста, что поможет им достичь лучших результатов в учебе и повседневной жизни.




Узнать больше
Для детей с нарушениями речевого развития коррекция неправильного дыхания играет важную роль. Логопедия помогает им осознать ошибки и научиться правильно дышать при произнесении звуков и слов. Важно формирование четкой и понятной речи, которое зависит от развития речевого дыхания. Дети, у которых нет контроля над дыханием при говорении, могут столкнуться с трудностями в артикуляции и интонации. Уверенное общение и успех в учебе достигаются через правильное использование дыхания.
Для того чтобы помочь детям научиться правильному дыханию и улучшить работу их легких, можно использовать разнообразные методики, такие как игры с пузырями или массаж грудной клетки. Ритмический характер физиологического дыхания отличается от дыхания во время речи. В речи выдох происходит через рот и замедлен в сравнении с вдохом, который происходит через нос. Вдох и выдох при речевом дыхании имеют разную длительность, в то время как при физиологическом дыхании они примерно равны по продолжительности.
Специфические механизмы дыхания, развиваемые речевым процессом, приводят к формированию особых движений диафрагмы. Во время устной речи диафрагма активно выполняет сложные движения вдоха и выдоха, сопровождаемые колебательными движениями во время непрерывного выдоха. Н.И. Жинкин описал этот парадокс в своих работах [4, с. 10].
Специальные дыхательные упражнения играют важную роль в развитии и коррекции дыхания у детей младшего школьного возраста. Они способствуют контролю над глубиной и ритмом дыхания, а также улучшают функциональность легких.
Несоблюдение правильного дыхания в речи может иметь корни в недостаточной работе дыхательной системы, связанной с различными факторами, такими как стресс, плохая осанка, аллергии или астма. Следует отметить, что нарушение дыхания не только может вызвать телесные недуги, но и повлиять на развитие речи у детей.
Для коррекции дыхания используются методы логопедии, которые широко применяются для устранения задержек в речевом развитии у младших школьников. Занятия с логопедом направлены на улучшение дыхания в речи и совершенствование произношения звуков, что способствует улучшению речи и общей способности к общению у детей.
Для детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать разнообразные методы для улучшения дыхания. Один из таких методов - "Шумный выдох", который заключается в выпускании воздуха через губы с шумом для активации мышц лица и шеи. Другой метод - "Носовое дыхание", где необходимо осознанно вдыхать и выдыхать через нос для очистки дыхательных путей и укрепления носового дыхания. Эти упражнения помогут детям осознать свое дыхание, улучшить работу органов дыхания и сердца, а также повысить физическую выносливость и снять стресс. Для разнообразного обучения детей речи, логопеды придумали разнообразные игры и методики. Ролевые игры – хороший способ развить дыхательные навыки и контроль над голосом. Подушка – упражнение, которое помогает контролировать выдох и улучшить дыхательную систему. Игры и упражнения помогают не только развить мышцы гортани, но и улучшить произношение слов.
В настоящее время в практику логопедов внедряются новейшие методики дыхательных упражнений от известных специалистов, таких как А.Н. Стрельникова, Б.С. Толкачев, К.П. Бутейко. Один из них - дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, предложенная в 1974 году под названием "гимнастика вдоха". Ее основные принципы следующие: сосредоточиться исключительно на вдохе через нос, который должен быть резким, шумным и коротким, похожим на звук хлопка; после вдоха необходимо провести выдох через рот, который должен происходить автоматически после каждого вдоха и быть тихим, без излишнего шума.
Для эффективного развития речевого дыхания необходимо соблюдать определенные правила. Важно помнить, что дыхание следует сочетать с движениями и ритмом шага, считать только до восьми в мыслях, а гимнастические упражнения выполнять в различных положениях тела: стоя, сидя или лежа. Рекомендуется проводить гимнастику дважды в день, уделяя уроку не более 30 минут и соблюдая интервалы отдыха. Дети с 3–4 лет могут также заниматься этим видом гимнастики. Следует учитывать, что постепенное увеличение сложности упражнений необходимо для успешного развития речевого дыхания.
В учебном процессе важно учитывать, что требуется комплексный подход при интеграции методик дыхательной гимнастики. Эти упражнения способствуют развитию и коррекции дыхания у детей младшего школьного возраста путем тренировки глубокого носового и брюшного дыхания. Проведение систематической работы по этому направлению помогает улучшить качество голосового аппарата и достичь правильной артикуляции звуков

17-09-2024

Рябуха Светлана Андреевна

 

 воспитатель МБДОУ №8 "Виноградинка" х. Ведерников

Доклад
на тему:
«Проектно -исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, рассмотреть.
Главная цель экологического образования и воспитания - формирование основ экологической культуры, т.е. «бережного отношения ребенка к природе, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется». Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологического образования и культуры детей дошкольного возраста.
«В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире».
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.
Исследовательская деятельность у дошкольников:
Развивает:
• Внимание, восприятие, память, мышление
• Воображение
• Речь
• Способы умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать)
• Стимулирует развитие любознательности
Формирует умения:
• Видеть проблемы
• Задавать вопросы
• Выдвигать гипотезы
• Давать определение понятиям
• Классифицировать
• Наблюдать
• Делать выводы и умозаключения
• Доказывать и защищать свои идеи
Главные задачи:
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть во всем примером.
Таким образом, мы подошли к выводу, что, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим экологическим вопросам:
- формированию понимания самой ценности природы;
- осознанию ребенком себя как части природы;
- воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;
- пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;
- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоению основ экологической безопасности;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное.
Наша задача - помочь детям в поисково- познавательных исследованиях. Сделать их полезными.



«Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического образования и воспитания»

Методическим обеспечением работы по экологическому воспитанию, является парциальная программа О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» и методический комплект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Также в своей работе использую интернет – ресурс.
Был разработан перспективный готовой план, ежедневный план непосредственно образовательной деятельности для детей разновозрастной группы (от 4 до 6 лет), который составляется на неделю, объединён одной темой, также разработан по сезонам.
Одним из условий решения задач проектно -исследовательской деятельности в детском саду является организация предметно-развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. Правильно оборудованный исследовательский уголок предоставляет возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром, экспериментам с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные умения проведения самостоятельных исследований.
Предметно-развивающая среда для уголка по экспериментированию была пополнена: природным материалом (шишками, желудями, песком, глиной, почвой, орехами, зернами), коллекцией камней, ракушек, бумагой разного вида (обычная, картон, салфетки, цветная бумага и т. д); лупами, магнитами, фонариками, зеркалом, песочными часами, фартуками для проведения опытов, также много раздаточного материала (трубочки, вертушки, шарики, соль, сахар, различные крупы, бумага разной плотности, ватные палочки и диски).

Были приобретены и сделаны дидактические игры для исследовательской деятельности: «Где живёт вода?», «Что, где растет?», «В мире животных?», «Кто, что ест?», «Что из чего сделано?», «Кто чей малыш?», «Прыгает, летает, ползает», «Разложи по корзинкам», «Дары лета», «Дары осени», разрезные картинки.

Была приобретена картотека опытов и экспериментов для дошкольного возраста Н. А Рыжова «Исследования природы в детском саду». «Эксперименты с водой», «Эксперименты с воздухом», «Эксперименты со снегом и льдом», «Эксперименты с песком» и т. д. Данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта.


Исследовательская деятельность была включена в разные формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, трудовая деятельность, наблюдения, проведение опытов, рисование, лепка, аппликация, игры, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, а также развлечения, праздники, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывалась на основе интегрированного подхода.

Вся деятельность была направлена на ознакомление детей с природой и бережное отношение к ней.

В осенний период мы с детьми наблюдали за состоянием погоды осенью, за красотой природы, за животным миром, за растительным миром, закрепляли знания о времени года – осень, изучали приметы осени, обследовали фрукты и овощи с помощью зрительно – осязательных действий, познакомили детей с тем, что во всех фруктах и овощах есть сок, он имеет цвет.
Проводили опыты с воздухом: ловили воздух пакетом, пробовали обходиться без воздуха, закрыв нос и рот. Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас, для чего нужен воздух человеку, каким воздухом должен дышать человек, что загрязняет воздух.
При изучении темы «Животные» и «Птицы» сравнивали их строение, проводили опыты с перышком. Выясняли, почему перышко не намокает.
С приходом зимы проводили исследовательскую деятельность со
снегом и льдом. Расширить знания детей о свойствах снега и льда. Проводили эксперименты с водой с целью
выявить свойства и качества воды: превращается в лед, делали цветные льдинки. А потом украсили ими дерево.
Также знакомились со свойствами бумаги, разных предметов (деревянные, железные, пластиковые)
«Наши помощники». Цель: с помощью экспериментов определить важность каждого органа человека. Учились заботиться о здоровье своего организма.
В весенний период проводили эксперименты «Чудо вода». Цель: закреплять знания детей о воде, о ее важности на земле. А также был проведено развлечение «День воды». Также была проведена исследовательская деятельность по теме «Наводнение». Дети познакомились с понятием «Наводнение», с правилами поведения при наводнении.
Наблюдали за срезанными веточками тополя.
Отмечали с детьми «День рождение Земли».
Посадили огород на окне. Ведем наблюдение за ростом растений.



Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
В экологическом просвещении родителей были оформлены родительские уголки, где предлагалась информация по темам недель. Также раздавались буклеты с информацией о экологическом воспитании детей. Родители активно участвовали в экологических конкурсах, и заняли призовые места.

В результате проделанной работы убедились, что дети проявляют интерес к окружающему миру. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе. В процессе познавательно-исследовательской деятельности необходимо больше побуждать детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи.

11-03-2023

Буланов Игорь Николаевич

 

 педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ №1 г. Ульяновск

В статье представлена программа проекта по разработке и использованию универсального тренажера для повышения мышечной активности нижних конечностей.

20-11-2024

Цаплина Ольга Витальевна

 

 Воспитатель,МБДОУ «Детский сад №18»,г.о.г Арзамас

Аннотация: представленное в статье занятие составлено в соответ- ствии с Федеральными государственными требованиями на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рож- дения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Содержание и материал занятия адаптированы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятие позволяет обобщить и закрепить знания де- тей по изученным темам. Учит детей практически применять полученные зна- ния в изменившейся ситуации.
Ключевые слова: здоровье, речевое развитие, дидактическая игра, НОД, физическое развитие, познавательное развитие, вторая младшая группа, полез- ные для зубов продукты, вредные для зубов продукты.
Образовательная область «Физическое развитие».
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василь- евой», раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни», младшая группа.
Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни, потребности в сохранении своего здоровья.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей эмоциональную отзывчи- вость; чувство сострадания, желание прийти на помощь; воспитывать привычку
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
1

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
ежедневного ухода за зубами, желание соблюдать личную гигиену; интерес к по- знавательной деятельности, самостоятельность.
Развивающие задачи: развивать умение обосновывать и соблюдать куль- турно-гигиенические правила; связную, грамматически правильную речь; любо- знательность.
Образовательные задачи: учить детей заботится о своём здоровье; совер- шенствовать навыки пользования предметами личной гигиены; дать детям поня- тие «предметы индивидуального пользования»; формировать потребность в со- хранении зубов здоровыми; уточнить понятие «полезные и вредные для зубов продукты».
Методы и приемы: наглядные (презентация); практические (логические за- дания, проблемная ситуация, введение в тему, постановка цели); игровые; сло- весные (использование художественного слова, вопросы, беседа).
Ход занятия: Организационный момент Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
– Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь, друг другу, чтобы у нас с вами весь день
было хорошее настроение.
I. Вводная часть
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)
В: Сегодня, я хочу рассказать вам сказку про зубную щётку и зубную пасту, которые жили у нашего знакомого, Буратино. Он не любил по утрам и вечерам чистить зубы, обижал свою зубную щётку и не любил зубную пасту. У своей зубной щётки он выдернул половину волосков, а у зубной пасты открутил кол- пачок. И вот, когда наступила, ночь и Буратино лёг спать, в ванной комнате про- изошло нечто необычное.
Зубная щётка горько плачет, её утешает Зубная паста:
2 www.interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
– Я не могу больше терпеть, как обращается со мной этот мальчишка, – го- ворит Зубная щётка.
– Давай убежим от него, предложила Зубная паста. И они пустились в путь.
А утром, когда Буратино проснулся, побежал в ванну, то зубной щётки и пасты там не нашёл. В стакане, где раньше они стояли, лежала записка: «Ушли искать защиты в царстве Мойдодыра». Прошло несколько дней. Буратино не чи- стил зубы, ел много сладостей. И вот, в один прекрасный день, у Буратино сильно разболелись зубы. Он сел и заплакал (Перевязываю кукле Буратино платком щёку).
1.2. Мотивация деятельности детей.
В.: Ребята мы поможем Буратино найти Зубную щётку и Зубную пасту? Я
предлагаю вам отправиться в путешествие по сказочной дорожке в царство Мой- додыра! Но путь предстоит нелегкий, по дороге в царство Мойдодыра, нас ждут сложные задания, препятствия. Не испугаетесь?
В.: Какие вы отважные! Ребята, только Мойдодыр не любит грязных и неряшливых ребят. Чтобы попасть в гости к Мойдодыру, нам нужно будет вспомнить, как правильно нужно мыть руки.
Подгрупповая работа (в парах) Каждой паре я даю конверт с карточками последовательности мытья рук, составьте алгоритм «Я мою руки». Нужно рас- ставить карточки по порядку.
В.: Молодцы, вспомнили, как правильно нужно мыть руки. И теперь можем отправляться в путь! А чтобы мы в пути не устали и были бодрыми и энергич- ными, сделаем с вами зарядку.
Физ. минутка.
Каждый день по утрам делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку:
Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят
Как они сядут – покажем. Руки сложили назад
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
3

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
– Молодцы!
II. Основная часть:
2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний.
В: Ой, смотрите, вот какой-то сундучок. Мы его сейчас откроем. Все тайны в нём раскроем. – Ребята, тут задание от Мойдодыра:
Групповая работа
В.: «Посмотрите, пожалуйста внимательно на экран, всем ли детям здесь
хватает зубных щёток, чтобы почистить зубы?» (дети считают, не хватает од- ной щётки) Скажите, а можно ли поделиться зубной щёткой? (нет)
Дидактическая игра «Раздели предметы»
В.: Посмотрите, сколько здесь много предметов, давайте мы с вами разде-
лим эти предметы на две группы, те, которыми можно делиться и предлагать друг другу (зубная паста, шампунь, мыло) и те, которыми должен пользоваться только один человек (расческа, зубная щетка, полотенце, мочалка)
В.: Молодцы! Теперь можно двигаться дальше. Ой, осторожно! На дороге растёт дерево, но оно какое-то необычное. Дерево Здоровья. Вместо листьев на нём загадки. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы дружно отвечайте.
Чтобы чистым быть всегда Людям всем нужна...(вода)
Всех микробов точно плёткой Выгонит зубная ... (щетка) Чистить зубы надо часто Друг зубов зубная...(паста)
Перед сном и после сна Гигиена всем нужна
Промыв ушки, глазки, губы, Очень важно чистить...(зубы) Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось... (мыло). Полотенце помогает
После душа ...(вытирает)
В.: Молодцы! Вот мы с вами и выполнили ещё одно задание Мойдодыра и
получили от него полезные подарки.
Дидактическая игра «Полезно-вредно».
На подносе у меня лежат точно такие же карточки с иллюстрациями про-
дуктов питания, давайте мы с вами эти продукты, которые полезны для зубов,
4 www.interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
отнесём в зеленую корзиночку, а те продукты, которые разрушают наши зубки – в красную. (Дети по очереди подходят к доске и выполняют задание.)
В.: Мы с вами успешно справились и с этим заданием, молодцы!
– Посмотрите, а вот и наши беглецы! (Находим зубную щётку и зубную пасту.)
– Держи Буратино и больше не обижай, пожалуйста, своих помощников.
Зубная щётка и Зубная паста простили Буратино и вернулись с ним домой, они стали верными друзьями. И нам пора возвращаться, теперь вы знаете, как важно ухаживать за зубами, чтобы они не болели.
III. Заключительная часть. Рефлексия
В.: Ребята, вам понравилась путешествие? А что вам больше всего понрави-
лось? Кому мы помогли? Что было сложно? Вика, чему ты научилась сегодня? Для чего нам нужны зубная щётка и зубная паста? Какое задание оказалось труд- ным, Лиза? Что особенно запомнилось?
– А за то, что вы сегодня помогли Буратино, он приготовил угощение. – Дети получают угощение (витамины).

16-10-2023

Копейкина Татьяна Геннадьевна

 

 педагог дополнительного образования ПМАОУ "СОШ № 7" г. Первоуральска Свердловской области

Инновации в обучении.
Ноосферное образование в музыке.

В наш век постоянной модернизации и технического прогресса, когда сама жизнь диктует свои правила, невозможно обойтись без новых технологий. И педагогические инновации, нововведения дают педагогам возможность внедрять передовой педагогический опыт, направленный на совершенствование педагогического процесса. Ведь педагоги, а особенно педагоги дополнительного образования, всегда стремятся быть в гуще событий, находить нестандартные решения и возможности реализовать свои творческие способности, раскрывать свои таланты и таланты своих воспитанников, привносить свое хобби в любимую работу. Когда, как не сейчас, мы вправе учить, воспитывать детей так, как нам хочется и нравится, естественно в рамках ФГОС, что, однако же, не умаляет достоинств педагогических желаний, а лишь дает им дополнительный стимул. Учить и воспитывать по-старому уже нет ни возможности, ни желания. Нет, я не умоляю достоинств «старой школы», но свежая струя инновационных технологий делает современное воспитание и образование взаимоинтересным, взаимопривлекательным. В этой связи актуальны слова Джона Дьюи: «Если мы будем учить детей так как учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Цель ноосферного образования: мотивация системного, целостного (совокупно право и левополушарного) мышления, оздоравливающего весь организм.
Результатом ноосферного образования является физически, нравственно и психически здоровый человек, практически пользующийся системным, целостным мышлением в решении учебных, жизненных, производственных задач, лично и социально реализовавший себя творчески.
Ноосферное образование в музыке — это направление педагогики, в котором музыка рассматривается как путь самопознания, опыт переживания.
Заботится об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье ребенка, в целом я предпочитаю посредством использования в своей работе арт-терапии, в частности методики «Рисование музыки», включающей в себя Изотерапию в сочетании с Музыкотерапией. Ведь нет ничего приятнее, желаннее и любимее для ребенка чем возможность рисовать и слушать музыку. Арт-терапия нравится детям потому что эти занятия лишены элемента принуждения и воспринимаются скорее, как интересное времяпрепровождение. Сам процесс арт-терапии кроме удовольствия призван научить ребенка выражать свои переживания, эмоции как можно более спонтанно и произвольно, что позволяет каждому реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой.
Почему я выбрала методику «Рисование музыки»? Да потому что так любимая всеми нами Изотерапия очень тесно связана с Музыкотерапией. Любое спонтанное, непреднамеренное или запланированное рисование – это уже лечение, а лечение под музыку, расслабляющую, взбадривающую или побуждающую к чему-то – это лечение вдвойне.
Изотерапия – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Это самый доступный и приемлемый способ для детского расслабления. Тут не нужно особых дорогостоящих материалов. Подойдут обычные краски, карандаши, фломастеры, ручки, бумага, из нетрадиционных – пластилин, песок, сыпучие материалы (соль, манка, любая мелкая крупа), поднос и клей. Да и техники не имеют жестких рамок – ребенок может заниматься пальцевой живописью, кляксографией, рисованием мятой бумагой, что позволит дополнительно снять отрицательные эмоции при сминании бумаги для штампа, рисовать на манке или песке, самой манкой, песком или солью, рисовать пластилином, применять технику «Марание», штриховки, каракули… Рисование регулярное самостоятельное, с элементами фантазии, не ограниченное средствами и по времени необходимо всем детям ежедневно. Ребенок, не желающий рисовать – это сам по себе уже некоторый сигнал не вполне благоприятного развития личности.
Музыкотерапия – один из методов, укрепляющих здоровье детей, доставляющий детям удовольствие и радость. Правильно подобранная музыка способствует развитию творчества, фантазии, чувств. Звуки флейты расслабляют детей, «шелест листьев» и «шум моря» – звуки природных явлений, заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них, повышая интерес к окружающему миру, способствуя развитию культуры ребенка. Немецкий мыслитель Иоганн Гердер говорил: «Всё, что звучит в природе, и есть музыка». Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет ребенка, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечные боли, восстанавливает спокойное дыхание и нормализует сердцебиение. Слушать музыку – это искусство, которому надо учиться. Эдвард Григ говорил: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Музыка расскажет обо всем. Надо только научиться ее слушать. Как тут не вспомнишь слова замечательного русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем». И мы слушаем. Учимся слушать.
Я не имею ввиду музыкотерапию в режимных моментах: при утреннем приеме детей (снять тревогу и напряжение при травмирующей ситуации отрыва от дома, родителей), для приятного погружения в дневной сон и при пробуждении детей после дневного сна, а также при расслаблении и успокоении для снятия эмоционального и физического напряжения. Это все непременные атрибуты хорошего воспитателя.
Я говорю о методике «Рисование музыки». Мы прослушиваем выбранную мелодию в свободной обстановке, ведь восприятие музыки у людей разное: кто-то лежит на ковре, закрыв глаза, кто-то сидит на кресле или диване, кто-то танцует произвольные па. Затем мы делимся друг с другом впечатлениями по прослушанной музыкальной композиции. А после этого мы вновь под музыку начинает творить. И здесь есть условия:
• Нет верного или неверного способа передачи своих впечатлений, видений и фантазий.
• Нельзя вмешиваться в работу другого с советами, подсказками. Замечаниями и помощью.
• Можно смешивать техники и материалы для полного отражения своего восприятия музыки.
• Нельзя сравнивать свою работу с работой другого – у каждого работа индивидуальна и уникальная.
Каждый рисунок музыки ребенка уникален. Каждая новая работа – это не просто виденье ребенком музыки, это естественный способ рассказать о себе, своих чувствах и мыслях в текущий момент времени, здесь и сейчас. Рассказать о свои переживаниях, не нашедших словесного выражения и ставших для ребенка эмоциональным грузом. Все, что так или иначе беспокоит ребенка, волнует его не только в данный момент, но и в общем, он спокойно может выразить на бумаге или ином материале по своему желанию. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. Так в ребенке открываются такие творческие начала, о которых и он сам и окружающие даже и не подозревали. Ребенок учится выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дает возможность выхода своей накопившейся энергии, развивает творческие способности.
Здесь весьма актуальны слова Иоганна Вольфганга Гете: «В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом».

29-11-2024

Делинская Лариса Анатольевна

 

 учитель-логопед. г. Ростов-на-Дону . МБДОУ№275

Развитие связной речи у детей-дизартриков средствами сказки.
Введение:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Изучение особенностей формирования связной речи привлекает внимание специалистов различных областей знания: психологов, лингвистов, методистов, дефектологов, логопедов. Это определяется тем, что связная монологическая речь является высшей формой речемыслительной деятельности, и, следовательно, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребёнка.
Нарушения связного речевого высказывания многоаспектно изучены и описаны различными авторами (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова, Т.В. Туманова, И.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и многие другие) в отношении разных категорий детей с отклонениями в развитии. Применительно к детям с речевой патологией дошкольного возраста преимущественно разработаны педагогические и методические аспекты данной проблемы.
По мнению профессора А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных учёных (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, Т.В.Ахутина А.Н.Гвоздев, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя и другие).
Основой нашего исследования являются следующие учения и концепции: теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохина и др.; положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве основных закономерностей развития нормально развивающихся и аномальных детей (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Т.А.Власова и др.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е.Левина, Л.С.Волкова, Е.Ф.Соботович и др.)
В своей работе мы опиралась на исследование таких ученых, как
Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева, М.А.Поваляева, А.В.Гнездилов. Н.Погосова и других.
Э.Фромм говорил: «Сказка также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством».
О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые, как М.Л.фон Франц, А.Адлер, Б.Беттельхейм и др.
В настоящее время в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Большую помощь в работе оказали нам логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействия ребенка со сказкой, подобранные Г.А.Быстровой, Т.А.Шуйской, Э.А.Сизовой.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. При дизартрии наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л.С.Выготским, А. А. Леонтьевым и др.
Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.
Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки могут влиять на развитие связной речи и поэтому целью данной работы является изучение особенностей связной речи дошкольников и роли сказок в развитии данного вида речи.
Объект исследования: развитие связной речи детей с дизартрией в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования: сказки как средство развития связной речи детей-дизартриков.
Цель исследования: разработать и апробировать систему работы по развитию связной речи у детей – дизартриков средствами сказки.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что сказки являются эффективным средством развития связной речи дошкольников с дизартрией.
Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы развития связной речи у детей - дизартриков средствами сказки.
2. Провести диагностику речи детей подготовительной группы.
3. Разработать план-программу работы по развитию связной речи средствами сказки и провести по нему серию занятий.
4. Выявить динамику развития связной речи детей после проведения работы.
5. Разработать рекомендации для повышения уровня связной речи детей с дизартрией.
В работе мы использовали следующие методы: анализ литературы, наблюдения, беседы, эксперимент.
Базой для исследования послужило ДОУ №275 г. Ростова-на-Дону.
Сказка как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Речевая функция является одной из важнейших психических
функций человека. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все
психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Ограниченность речевого общения может негативно влиять на формирование личности дошкольника, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительности, негативизма, чувства неполноценности).
К числу важнейших задач работы с детьми с дизартрией, относится формирование у них связной монологической речи. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Одним из методов, разрабатываемых и применяемых в работе с детьми с дизартрией, является использование сказки. Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия на ребенка. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введению их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Однако «сухое» прочтение сказок не будет иметь широкого коррекционного воздействия. Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку.
Сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связной речи.
Именно в сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.
Чтение сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса» .
Конкретность и образность обрис

11-11-2024

Кирилик Ирина Васильевна

 

 МДОУ№30 "Миасский детский сад "Улыбка"

Консультация для родителей «Использование ИКТ в домашних условиях»


Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – я научусь.
(Древняя китайская мудрость)

Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, Интернет-телефония,проектор,видеомагнитофон,телевизор,фотоаппарат,видеокамера и др.
Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду.
Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. С одной стороны, это очень облегчают нашу жизнь. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. А с другой – мы вынуждены платить за это физическим и психическим здоровьем наших детей. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей .

01-02-2023

Борисова Марина Иосифовна

 

 воспитатель

ГБОУ Школа №1568
Дошкольное отделение №6






Непосредственно – образовательная деятельность по лепке в подготовительной группе «Саночки»











Составила и провела
Воспитатель группы №9
Борисова Марина Иосифовна
2022-2023г.
Цель: продолжать знакомить детей с зимними забавами.
Задачи: совершенствовать технику лепки из пластилина; развивать способность к формообразованию; воспитывать художественный вкус, самостоятельность, инициативность
Материал: пластилин разных цветов; шерстяная нитка; доски для лепки; салфетки для рук;
Ход
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу и встретила маленького щенка. Он был очень грустный (вешает на доску картинку с грустным щенком). Как вы думаете, почему щенок грустный? (Ответы детей). А вы знаете, что он мне ответил, когда я спросила его об этом? Он мне рассказал, что вчера видел, как ребята катались с горки на санках. Ему это так понравилось и он теперь тоже очень хочет покататься с друзьями на санках. Но вот беда – у них нет санок. Я сказала, чтобы он не грустил. Что мы с ребятами, обязательно им поможем. Ребята, вы хотите помочь щенку и его друзьям? А как вы думаете, чем мы можем им помочь? (Ответы детей)
Я предлагаю слепить для щенка и его друзей маленькие саночки. Согласны?
Но прежде, чем начать работу, давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»
1,2,3,4,5- мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по столу)
Бабу снежную слепили (лепят ручками)
Птичек крошками кормили («крошат хлебушек»)
С горки мы потом катались (движение руками вверх и вниз)
А еще в снегу валялись (переворачиваем ладони)
Все в снегу домой пришли (отряхиваются)
Съели суп (едят) и спать легли (ладони под щеку).
- Ребята, посмотрите на картинки, какие разные бывают санки.
Одни санки большие и высокие, другие маленькие и низкие, есть санки-ледянки, есть круглые «ватрушки». Мы с вами будем лепить маленькие саночки – салазки.
Посмотрите на саночки, из чего они состоят? У наших саночек есть полозья, они металлические. Как вы думаете, какого цвета можно сделать полозья? ( черные, серые). Я предлагаю вам выбрать. Еще у саночек есть сиденье из реечек. Они могут быть любого цвета. По вашему желанию.
Ход работы:
Берем пластилин черного или серого цвета и раскатываем два длинных столбика.
Ровняем их и если нужно отрезаем лишнее стекой. Это полозья.
Берем цветной пластилин, кому какой нравится, и катаем 4 столбика. Ровняем их и если нужно, обрезаем стекой.
Берем два черных столбика, кладем рядом, на небольшом расстоянии. Цветные столбики накладываем поперек и прижимаем.
Один край полозьев загибаем вверх. Саночки готовы.
Как вы думаете, ребята, чего не хватает? Правильно, веревочки, чтобы щенку было удобно вести саночки на горку. Берем шерстяную нитку и примазываем к полозьям.
Посмотрите, ребята, какие замечательные саночки у нас получились. Посмотрите, какой веселый теперь щенок. (Вешает на доску картинку с веселым щенком).
А теперь давайте покатаем наших щенков по дорожкам. Дети сажают щенков на саночки и катают по дорожкам.

16-03-2023

Кривцун Ирина Валентиновна

 

 преподаватель

Основные принципы техники вращения.
1. Осанка. Все вращения выполняют с подтянутым и ровным корпусом, копчик «втянут», шея длинная, но без зажимов, подбородок приподнят. Это поможет найти баланс, и отстроить ось, необходимую для вращений.
2. Точка - обязательное условие при исполнении поворотов и вращений. В танцевальном мире существует выражение «держать точку», т.е. следует смотреть на уровне своих глаз и чуть выше. Нельзя смотреть на пол или переводить глаза из стороны в сторону в момент вращения.
3. Квадрат, который образуют два плеча, два бедра - это выравнивание линии плеч с линией таза. Они должны быть параллельны. Исполнителю следует сконцентрироваться на этом выравнивании. Если во время начала вращений не выровнять линии плеч и таза, танцор не сможет поймать баланс и вращение будет не долгим и неустойчивым. Для этого следует тренироваться у зеркала, вставая в relevé на полупальцы, выравнивая линии плеч и таза (бедер). Так же, перед зеркалом, следует контролировать положение тела, не допуская чрезмерного наклона вперед или назад.
4. Баланс - это способность не падать, в каждый момент, сохраняя гармонию вращения. Балансирование происходит на полупальце (relevé). В самом начале необходимо практиковать баланс без вращения, тренируя и левую и правую ногу и следя за натянутостью колена опорной ноги. Это укрепит ось тела.
5. Relevé. Поднимаясь на полупалец, необходимо убедиться, что тяжесть тела находится между первым и вторым пальцами стопы опорной ноги, а большой палец смотрит туда же куда и колено. Если стопа расположена правильно, вес распределяется тоже правильно и исполнитель получает возможность выстроить лучшую ось для вращения. Во время вращения нельзя прыгать на полупальце, подъем опорной стопы натянут максимально. На протяжении всего вращения следует стоять на максимально высоком полупальце.
6. Эффект пружины. Отталкиваясь от пола из упругого plié, необходимо использовать пол, прижимая к нему со всей силой обе пятки, не зависимо от того, будет это поворот на двух ногах или вращение на одной ноге. Это необходимо, что бы задать максимально возможную энергию вращения, направляя ее при помощи рук. Так же, существует техника, при которой во время выполнения plié, танцовщик делает выдох и затем краткий вдох во время первого поворота, что позволяет усилить момент вращения используя дополнительный форс.
7. Руки. Совершая серию вращений, руки в последующих поворотах располагаются ближе к телу, чем в первом повороте. Во время серии вращений очень важно не растерять энергию. Для этого танцовщик должен собирать руки к корпусу, распределяя энергию на каждый поворот.
8. Вытягивание корпуса. В момент вращения, исполнитель должен представлять, что кто-то вытягивает его вверх за макушку. Это позволит держать ровную ось и подняться, как можно выше на полупалец с привлечением основных мышц корпуса.
Исходя из этих основных принципов, можно сделать вывод, что вращения в классическом танце – это технические элементы со сложной координационной работой, требующей тщательной предварительной подготовки всего тела будущего танцора.

Полуповороты и повороты на двух ногах.
Изучение техники вращения начинается с полуповоротов, а затем и поворотов на двух ногах.
Полуповорот demi-détourné с переменой ног в V позиции на полупальцах и поворот détourné вначале изучаются с вытянутых ног, а затем и с demi plié. Проучивается всё методично и тщательно сначала у станка, затем на середине зала.
Существует направление поворотов en dehors и en dedans.
С этими понятиями учащиеся впервые знакомятся при изучении rond de jambe par terre, где работающая нога из I позиции движется в направлении вперед, далее по дуге, в сторону и назад, замыкая круг в I позиции, то есть описывает наружный круг от опорной ноги (en dehors).
Так же движение ноги в направлении назад, по дуге, в сторону и вперед, описывающее круг к опорной ноге (en dedans).
Усвоив это - будет значительно легче ориентироваться в направлении при поворотах и турах.
Все вращательные движения вокруг своей вертикальной оси определяются теми же понятиями en dehors и en dedans, что и в rond de jambe par terre.
Таким образом:
- en dehors - это поворот по V позиции на полупальцах от себя в сторону сзади стоящей ноги (от станка к центру зала), если речь идёт о поворотах на двух ногах, либо вращение от опорной ноги, если говорить о более сложных вращательных элементах исполняемых на одной ноге;
- en dedans - это поворот по V позиции на полупальцах к себе в сторону сзади стоящей ноги (к станку от центра зала), если речь идёт о поворотах на двух ногах, либо вращение к опорной ноге, если говорить о более сложных вращательных элементах исполняемых на одной ноге.
Таким образом, понятие en dehors и en dedans ложится в основу определений вращательных движений ног. Однако в профессиональной школе балетного искусства бытует мнение, что начинать объяснение данных понятий нужно тогда, когда учащиеся начнут изучать повороты на одной ноге. Повороты на двух ногах у палки и на середине зала следует называть поворотами в правую и левую стороны.
Правила исполнения полуповорота и полного поворота:
Очень важно объяснить учащимся, что поворот происходит за счёт активной работы стоп. Во время поворотов ноги меняются, поэтому повороты могут быть исполнены только в сторону ноги, стоящей в V позиции сзади. В момент подъёма на полупальцы, необходимо как можно глубже собрать ноги в V позицию, при этом нога, стоящая впереди, как бы забирается с собой, а нога, стоящая сзади, как можно скорее меняется, выводя пятку и икру вперёд. Необходимо с самого начала заострить внимание учащихся на том, что в повороте на двух ногах ведущей является та нога, которая усиливает выворотность, поэтому другая нога невольно поворачивается.
Разбирая повороты по направлению движения необходимо понимать, что здесь есть различие в работе рук и головы.
Полуповорот demi-détourné к станку.
Исходное положение V позиция, правая нога впереди, рука во II позиции, голова en face. Выполняя поворот, руки собираются в I позицию через небольшой подхват, а в конце поворота одна рука кладётся на станок, другая сохраняет I позицию. Голова вместе с поворотом на ½ круга меняет точку и заканчивает работу в положение en face.
Полуповорот demi-détourné от станка.
Исходное положение V позиция, правая нога сзади, рука во II позиции, голова к руке. Выполняя поворот, рука со станка идёт к I позиции и заканчивает поворот на II позиции. Другая рука кладётся на станок. Таким образом, во время поворота руки не собираются в I позицию, но необходимо следить, чтобы рука, которая в начале поворота лежит на станке не задерживалась на нём, а быстрее приходила в I позицию. Голова повёрнута в зал и во время поворота переводится от одного плеча к другому.
Полный поворот détourné также исполняется к станку и от станка в сторону ноги, стоящей в V позиции сзади, но есть отличия от полуповорота в работе головы и рук.
При исполнении полных поворотов, голова работает по принципу pirouette, т.е. взгляд задерживается в точке на уровне глаз, затем обгоняя корпус, возвращается в ту же точку. Распространённой ошибкой в работе головы является её наклон (запрокидывание) относительно своей прямой оси, а также зажим мышц шеи, что мешает свободному повороту головы и ведёт к потере оси во время поворота.
Руки в момент исполнения полного поворота всегда собираются в I позицию через лёгкий подхват. В начале поворота, рука, лежащая на станке, как можно быстрее снимается в I позицию, а в конце поворота нужно следить, чтобы рука не хваталась раньше времени за станок.
Последовательность исполнения полного поворота:
- на первую ¼ поворота нога, стоящая впереди, подтягивается как можно глубже в V позицию;
- на следующие ½ поворота ноги меняются;
- на последнюю ¼ поворота стопа, впереди стоящей ноги, подправляется в плотную V позицию, а выворотность ног усиливается.
Поворот исполняется на высоких полупальцах и предельно выворотных ногах. Активная работа ног координируется с чётким поворотом корпуса и координационной точностью движения рук и головы.
На первом этапе изучения повороты исполняются в медленном темпе. Музыкальный размер 2/4.
И (затакт) – plié;
1 такт: раз-и-два-и – вскочить на полупальцы;
2 такт: раз-и-два-и – выполнить поворот;
3 такт: раз-и-два-и – сохранить положение на полупальцах;
4 такт: раз-и-два-и – сойти с полупальцев на всю стопу и выполнить plié на затакт для следующего поворота.
На втором этапе количество тактов на один поворот уменьшается.
И (затакт) – plié;
1 такт: раз-и – вскочить на полупальцы;
два-и – выполнить поворот;
2 такт: раз-и – сохранить положение на полупальцах;
два-и – сойти с полупальцев на всю стопу и выполнить plié на затакт для следующего поворота.
В заключительной раскладке поворот исполняется на ¼ такта одного движения.
И (затакт) – выполнить plié и вскочить на полупальцы;
1 такт: раз-и – выполнить поворот;
два-и – сойти с полупальцев на всю стопу и выполнить plié на затакт для следующего поворота.
Изучать основные принципы вращения необходимо поэтапно. Учащиеся должны усвоить, что вначале нужно вскочить, а затем в наивысшей точке натяжения всего тела сделать поворот. Этот приём применяется во всех видах вращений.
Следующим принципом является слитность исполнения, т.е., вскакивая нужно вращаться. Здесь добавляется вращательный толчок, помогающий избежать ошибки, при которой поворот начинает исполняться ещё в demi plié.
Из выше изложенного можно определить, что в процессе исполнения полуповорота и поворота на двух ногах в работу включаются все части тела исполнителя, каждая из которой выполняет свою важную роль в общем движении. Согласованность движений головы, рук, корпуса и ног – определяется, как координация, которая и является основным условием техники вращения.

Поиск