Опубликованные материалы

Урок – исследование по теме «Мои пять чувств»

28-02-2025

Смолькова Елена Юрьевна, Иванова Наталья Валерьевна

МОУ СОШ № 9 имени В.Т.Степанченко г. Ржев

Методические рекомендации
Учебно-исследовательская деятельность – это научная деятельность, основанная на познавательной творческой работе обучающихся. В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Урок-исследование позволяет ставить перед детьми серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к знаниям превращает их в исследователей. Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции.
Урок - исследование по теме «Мои пять чувств» реализуется в 3 классе начальной школы в рамках курса «Окружающий мир» (раздел «Мы и наше здоровье»).
Особенность этого урока состоит в том, что нужно заблаговременно откорректировать расписание уроков для консультантов (старшеклассников) и данного класса или подготовить консультантов из этого же класса.

Урок-исследование по теме «Мои пять чувств» состоит из 5 этапов.

1этап – организационный.
На этом этапе учитель мотивирует детей на предстоящую работу.
2 этап урока посвящен анализу информации с целью открытия нового знания
На этом этапе учитель настраивает детей на предстоящее исследование, объявляет проблему, над которой предстоит работать учащимся. Выявляются известные и неизвестные знания об объектах наблюдения, полученные на предыдущем уроке, формулируются задачи предстоящего исследования.
3 этап. Планирование самостоятельного исследования учащихся.
Учитель отвечает на вопросы детей, направленные на понимание цели исследования, проводит краткое инструктирование по организации работы.
4 этап. Практическое осуществление исследования
Проводится поэтапное исследование совместно с обучающимися. Эксперименты проходят под руководством учителя физики и старшеклассников. Учитель начальных классов направляет работу в группах-лабораториях. Обсуждаются наблюдаемые явления. Фиксируются наблюдения (письменно). Делаются обобщения, выводы.
5 этап. Оценка результатов деятельности учащихся на уроке.
Оценка выполненных работ проводится совместно с учащимися по следующим критериям:
• качество проведённых исследований и наблюдений;
• полнота и точность полученных результатов;
• самостоятельность.

Поиск