Опубликованные материалы

Творческие работы в группах на уроках литературы в СПО как средство патриотического воспитания

30-04-2025

Шилова Марина Александровна

преподаватель ГАПОУ СО "Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панфёрова"

Творческие работы в группах на уроках литературы в СПО как средство патриотического воспитания
В условиях глобализации и усиливающегося информационного давления вопрос патриотического воспитания молодёжи приобретает особую актуальность. Формирование у студентов СПО (среднего профессионального образования) чувства гордости за свою страну, уважения к её истории, культуре и традициям, готовности к защите национальных интересов является важнейшей задачей, стоящей перед образовательными учреждениями. Уроки литературы, обладая значительным воспитательным потенциалом, предоставляют богатый материал для достижения этой цели. В частности, использование творческих работ, выполняемых в группах, открывает новые возможности для развития патриотических чувств у студентов.
Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов:
1) Необходимость формирования активной гражданской позиции. В современном обществе недостаточно просто обладать знаниями о патриотизме. Важно воспитывать у студентов активную гражданскую позицию, готовность участвовать в жизни страны, вносить вклад в её развитие. Групповые творческие работы позволяют стимулировать эту активность, вовлекая студентов в совместную деятельность, направленную на изучение и осмысление патриотических ценностей.
2) Повышение интереса к изучению литературы. Уроки литературы часто воспринимаются студентами как скучный процесс заучивания материала. Использование творческих заданий в группах, напротив, делает учебный процесс более интересным и увлекательным, повышает мотивацию к изучению художественных произведений, стимулирует творческое мышление и развивает коммуникативные навыки.
3) Развитие навыков командной работы и сотрудничества. В современном обществе востребованы специалисты, умеющие работать в команде, находить общий язык с другими людьми, эффективно взаимодействовать для достижения общей цели. Групповые творческие работы способствуют развитию этих навыков, учат студентов распределять роли, учитывать мнения других, принимать общие решения и нести коллективную ответственность за результат.
4) Воспитание толерантности и уважения к различным культурам. Изучение литературы, представляющей различные эпохи и культуры, способствует формированию у студентов толерантности, уважения к другим народам и их традициям. Групповые творческие работы позволяют студентам обмениваться мнениями, сравнивать и анализировать произведения, расширять свой кругозор.
Общесоциальное значение использования творческих работ в группах на уроках литературы в СПО как средства патриотического воспитания заключается в следующем:
1) Формирование ответственных граждан. Патриотическое воспитание способствует формированию ответственных граждан, готовых к защите интересов своей страны, участию в общественной жизни, заботе об окружающей среде.
2) Сохранение культурного наследия. Изучение отечественной литературы, являющейся неотъемлемой частью культурного наследия, способствует сохранению традиций, ценностей и исторической памяти народа.
3) Укрепление единства нации. Патриотическое воспитание способствует укреплению единства нации, формированию чувства принадлежности к общему дому, готовности к взаимопомощи и сотрудничеству.
4) Подготовка к профессиональной деятельности. Знание истории, культуры и традиций своей страны, умение работать в команде, выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения являются важными качествами для успешной профессиональной деятельности.
Использование творческих работ, таких как написание эссе, создание презентаций, постановка спектаклей по мотивам литературных произведений, выполнение проектов, связанных с историей и культурой России, позволяет студентам не только изучать литературные произведения, но и глубже понимать их патриотический смысл, осознавать свою роль в обществе, формировать активную гражданскую позицию.
Использование творческих работ в группах на уроках литературы в СПО является эффективным и многогранным занятием патриотического воспитания, вызывающим особое внимание в современной образовательной практике. Этот подход выходит далеко за рамки простого обучения знаниям, включая активное участие студентов в процессе познания и формирования ценностных ориентаций. Он предоставляет возможность для комплексного развития личности, затрагивающую как когнитивную, так и эмоциональную сферу.
Во-первых, подобная методика позволяет привнести в студенты глубокие знания по истории и культуре своей страны. Работа с текстом, анализ литературных проявлений, отражение различных исторических периодов, событий и культурных особенностей, обогащает студентов информацией о прошлом и настоящем России. Творческие задания, такие как составление эссе, создание презентаций, разработка проектов, исторические темы лично, событиями или другими материалами, позволяют учащимся не просто изучать факты, но и формировать собственное отношение к ним, развивать критическое мышление и аналитические способности.
Во-вторых, творческая деятельность в группе повышает навыки командной работы, общения и сотрудничества. Совместная работа над проектами, обучающая студентов, учитывает мнения друг друга, стремление к компромиссам и отсутствие общей ответственности за результат. Это чрезвычайно важные навыки для будущих специалистов, ведь успешная профессиональная деятельность во многом зависит от навыков работы в сфере энергетики, эффективного общения и достижения поставленных целей.
В-третьих, групповая работа способствует формированию чувства сопричастности к общим целям, развитию чувства ответственности и уважения к коллективу. Студенты учатся слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и принимать общие решения. Это создает благоприятную атмосферу для обмена опытом, взаимного обогащения и формирования чувства гордости за общий результат.
В-четвертых, творческие задания позволяют раскрыть индивидуальный потенциал каждого студента. Разнообразие форм творческой работы (от написания стихов и рассказов до создания театральных постановок и открытых проектов) дает студентам возможность изменить свои таланты, свои интересы и способности, повысить самооценку и уверенность в себе.
В-пятых, изучение литературы и выполнение творческих обязанностей, связанных с ней, содействие формированию активной гражданской позиции. Студенты учатся анализировать события прошлого и настоящего, осмысливать исторические уроки, формировать собственное отношение к происходящему в стране и мире, понимать свою роль в обществе и добиваться вклада в его развитие.
В конце концов, использование творческих работ в группах на уроках литературы в СПО как инструмент формирования патриотических чувств трудно переоценить. Этот подход не только способствует формированию у студентов знаний в области истории и культуры своей страны, но и развивает навыки, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Это инвестиции в будущее, где молодые люди будут гордиться своей страной, ценить свою историю и культуру, стремиться к самореализации и внести свой вклад в ее процветание. Подобный подход к преподаванию литературы позволяет воспитать поколение активных, ответственных граждан, готовых к созидательной деятельности во благо своей Родины.

Поиск