Опубликованные материалы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мир информатики»

26-03-2025

Петченко Татьяна Владимировна

учитель Негосударственное частное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Сириус» г-к. Анапа

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Принята на заседании
методического (педагогического) совета
Протокол №_______
от «____»_________20__года
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
.
Печать
Приказ №______
от «____»___________20__ года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир информатики»
Направленность: информатика и ИКТ
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 8–10 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)

Автор-составитель:
Петченко Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования


Москва, 2023





Пояснительная записка

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей, она дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей. Программа «Мир информатики» предназначена для учащихся 8-10 лет, стремящихся освоить собственный уровень владения .


Актуальность.

В настоящее время компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Обучение в пределах внеурочной деятельности может помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Учащиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Этим и обуславливается актуальность программы.
Рабочая программа дополнительного образования «Мир информатики» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), авторской программы УМК «Технология. 3 класс» (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, «Просвещение» 2014г.), программы Информатика. 3–4 классы (Авторы: Могилев А. В., Могилева В. Н., Цветкова М. С.,М: Бином, 2012). Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно-полезная деятельность. Важно воспитывать с ранних лет умение работать в коллективе, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Социальное направление направлено и на патриотическое воспитание учащихся как составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Все эти аспекты учтены в тематике проектных работ обучающихся.
Цель и задачи программы
Цели:
• овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере,
• овладение опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
• овладение умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности; развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
• освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
• воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
• воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;
• практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
• воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития;
• практическое применение полученных знаний, умений и навыков, а также созданных проектов в общественно-полезная и патриотической деятельности;
Задачи:
• освоение навыков безопасной работы на компьютере;
• начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
• создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
• ознакомление со способами организации и поиска информации;
• создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
• создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации;
• развитие творческих и интеллектуальных способностей;
• создание творческих проектов, направленных на патриотическое воспитание;
• создание творческих проектов, направленных на активное участие в общественной жизни класса, школы, города.

Основные характеристики образовательной программы

Возраст обучающихся по программе 8-10 лет (3 класс).
Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.
Срок реализации программы – 1 год. Объем учебных часов по программе – 34.
Программа реализуется в рамках дополнительных образовательных услуг. Количество учащихся в группе - 15 человек.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста (непрерывная работа за ПК не более 15 мин.) и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Режим занятий: один раз в неделю по 45 минут.
Форма организации деятельности по программе – групповая.
Продолжительность образовательного процесса составляет 34 учебные недели. Начало занятий 01 сентября, завершение 24 мая.

Общая характеристика курса

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся – проектной деятельности. Для того, чтобы обучающийся воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Проект – это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности обучающихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Они направлены на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде информационного продукта. Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.
В то же время проекты, выполняемые обучающимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации компетентностного, системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:
• позволяет научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению;
• учит обучающегося размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;
• позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Данный курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования умений и навыков. Изучение темы предполагает выполнение небольших проектных заданий в ходе изучения темы, реализуемых с помощью изучаемых технологий. В результате изучения темы создается итоговый проект социального направления, который с успехом может использоваться в жизни класса, школы, города, для участия в различных выставках, мероприятиях, конкурсах, проектах.

Место курса в учебном плане

Место внеурочной деятельности «Мир информатики» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Цель – это целенаправленно научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера, а обработанную информацию использовать не только для учебы, но и для деятельности на благо общества. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с

Поиск