Опубликованные материалы

Народные традиции в воспитании дошкольников

04-05-2025

Швыряева Юлия Сергеевна

ГБОУ школа 1356

Народные традиции в воспитании дошкольников в дошкольном учреждении

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ. Особое внимание уделяется народным традициям, которые используются в воспитательном процессе для приобщения дошкольников к исторической памяти своего народа.
Ключевые слова: воспитание дошкольников, народные традиции, патриотическое воспитание, историческая память, культурное наследие, народная культура

Дошкольный возраст является значимым возрастным периодом в нравственном становлении и воспитании личности ребенка. В этот период дети особенно восприимчивы к окружающему миру, они активно впитывают информацию, подражают взрослым и формируют свои первые представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. С целью нравственного воспитания подрастающего поколения используются народные традиции, которые способствуют укреплению их национального самосознания, позволяют сохранить самобытность общества, его историческое и культурное наследие и определяют будущий вектор развития страны в целом. Поэтому использование народных традиций в воспитательном процессе дошкольного учреждения (ДОУ) не только укрепляет национальное самосознание дошкольников, но и закладывает основы для будущего культурного и духовного роста нации.
Традиция включает элементы социального наследия общества (материальные и духовные ценности), а также процесс социального наследования и способы его осуществления. К традициям относятся определенные установки общества в отношении норм поведения, ценностей, идей, обычаев, обрядов и т.д.
А.К. Алиев определяет народные традиции как «исторически сложившиеся устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, повадки какого-либо этноса, сознательно передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие этносу преемственность его культуры и поддерживающие его единство» [1, с. 21].
Народные традиции, как «невидимые нити» связывают прошлое, настоящее и будущее поколений. Они представляют накопленный опыт, который передается от поколения к поколению через обычаи, обряды, фольклор, музыку, литературу и другие культурные формы. Народные традиции несут в себе огромный воспитательный потенциал, образуя систему социальных и психологических ценностей народа.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, ее сохранение и передача последующим поколениям. Эти знания необходимы каждому человеку на любом историческом этапе развития общества, так как понимание своих корней и связь со своими предками формируют чувство ответственности за будущее последующих поколений.
Приобщение к исторической памяти должно начинаться в дошкольном детстве, поскольку именно в этот период формируется фундамент мировоззрения ребенка, его отношение к окружающему миру и обществу. Дошкольники обладают высокой степенью восприимчивости к новой информации. Они легко усваивают и запоминают то, что им интересно и эмоционально близко. Кроме того, уже в раннем возрасте ребенок начинает осознавать себя частью семьи, коллектива, общества. Через изучение фольклора, песен, сказок и других элементов народной культуры он учится уважать и ценить культурное наследие своего народа. Это помогает сформировать у него национальное самосознание и уважение к другим культурам.
Использование народных традиций в воспитании дошкольников в ДОУ позволяет решать следующие воспитательно-образовательные задачи:
‒ учит созидать национальную и родовую память своего народа;
‒ воспитывает уважительное отношение к своим корням и к памяти своего народа;
‒ приобщает к истокам народной культуры [2, с. 13].
Решение данных задач возможно только через систематическую и целенаправленную воспитательно-образовательную работу с детьми, которая позволяет сформировать у них эмоционально окрашенное чувство причастности к наследию прошлого своего этноса.
Народные традиции несут в себе разнообразные средства и формы воспитания, которые необходимо использовать в ДОУ.
Во-первых, это народные песни. Они отражают дух народа, его историю, культуру и традиции. Основные функции народных песен включают в себя:
‒ передачу традиционных ценностей;
‒ эмоциональную поддержку;
‒ образование и просвещение;
‒ социальную интеграцию;
‒ сохранение языка и культуры, исторической памяти [4, c. 108].
Таким образом, основное предназначение народных песен состоит в том, чтобы служить средством передачи высших национальных ценностей, поддержки и объединения людей, а также сохранения культурного и исторического наследия.
Во-вторых, важнейшим воспитательным средством являются сказки. Они не только отражают жизнь народа и его мудрость, но и оказывают глубокое влияние на формирование мировоззрения и моральных установок детей [5, с. 38].
Ключевыми воспитательно-образовательными аспектами сказок являются:
‒ отражение народной мудрости;
‒ огромный воспитательный потенциал;
‒ вера в победу добра;
‒ образность и сюжет;
‒ поучительность и дидактизм [5, с. 38].
Сказки – это уникальное воспитательно-образовательное средство, которое сочетает в себе образовательную, развивающую и воспитательную функции. Они помогают детям познавать мир, усваивать моральные нормы и ценности, а также формируют позитивное отношение к жизни. Поэтому включение сказок в процесс воспитания детей является необходимым элементом образовательной системы ДОУ.
В-третьих, важным средством народной культуры являются пословицы. Они зачастую дают конкретные рекомендации и советы, основанные на жизненном опыте, подсказывают, как следует поступать в различных ситуациях, какие качества нужно развивать, а каких следует избегать. Пословицы помогают воспитывать у детей такие качества, как честность, трудолюбие, уважение к старшим, ответственность и другие. Как и сказки, пословицы отличаются образностью и метафоричностью. Они используют яркие сравнения и образы, которые делают их легкими для понимания и запоминания.
Большое значение для детей в дошкольном детстве имеет игра. В игровых ситуациях ребенок примеряет на себя различные роли. Именно в игре он впервые сталкивается с творчеством. Игра ближе всего связана с народом и раскрывает все разнообразие и богатство этноса [6, с. 42].
Народные игры являются частью культурного наследия народа. Участвуя в них, дети знакомятся с традициями и обычаями своего народа, что способствует формированию национального самосознания и уважения к своим корням. Таким образом, народная игра несет в себе богатый воспитательный потенциал, который способствует гармоничному развитию личности ребенка и сохранению культурных традиций.
В рамках образовательного процесса по воспитанию дошкольников в ДОУ с использованием народных традиций существенную роль также имеют трудовое воспитание, воспитание любви к родине, природе.
Нельзя недооценивать и роль народных праздников, с их традициями и обрядами.
Традиции праздников организуют связь поколений, отражают духовно-нравственную жизнь народа; календарные праздники отражают взаимосвязь человека с природой; бытовые обряды – особенности быта предшествующих поколений [6, с. 49].
Народные праздники и обряды являются составляющей частью культуры, поэтому непосредственное участие ребенка позволяет ему научиться народным традициям и познать особенности национальной культуры.
Для организации воспитательного процесса в ДОУ с использованием народных традиций воспитатель должен знать народную педагогику, традиционную культуру воспитания и науку, их изучающую, – этнопедагогику. В своих работах Г.Н. Волков [2] определяет возрастающую роль этнокультурного образования в современном обществе.
Народная педагогика способствует национальному возрождению традиций, которые по сути своей соответствуют народным идеалам: доброта, труд, мудрость, нравственность, уважение, любовь. Содержание идей народной педагогики заложены в существующих воспитательных средствах (пословицы, поговорки, загадки, сказки, игры, песни).
Воспитатели дошкольных учреждений должны обучать детей с учетом принципов народной педагогики и этнопедагогики, что в свою очередь помогает укрепить связь детей с их культурой, развить чувство национальной идентичности и воспитать уважение к традициям и обычаям своего народа. Это позволяет не только воспитать полноценную личность, готовую к жизни в современном обществе и сохраняющей память о своих корнях, но и готовую брать ответственность за будущее своего народа и последующих поколений.
Таким образом, потенциал использования народных традиций в воспитании дошкольников огромен. Включение народных традиций в воспитательно-образовательный процесс позволяет решать целый ряд важнейших задач, среди которых нравственное воспитание, патриотическое воспитание, развитие творческого мышления, социализация, сохранение культурного наследия, формирование самоидентичности, что в итоге способствует гармоничному развитию личности ребенка, укреплению его связи с культурным наследием и подготовке к жизни в современном обществе.


Список литературы

1. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. – Махачкала: Даггиз, 1968. – 290 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
3. Горянина Р.А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 99-101.
4. Демидова Н.Н. Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников // Молодой ученый. – 2022. – № 13 (408). – С. 107-109.
5. Историческая память и связь поколений как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи: сборник статей по материалам научно-практической конференции (г. Москва, 27 января 2020 г.) / отв. ред. О.С. Капинус; сост. Н.В. Субанова, К.А. Комогорцева; Университет прокуратуры Российской Федерации ; Московский финансово-юридический университет МФЮА. – М.: МФЮА, 2021. – 152 с.
6. Чебан А.Я. Знакомим дошкольников

Поиск