Опубликованные материалы

16-11-2023

Назырова Айгуль Ришатовна

 

 учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей#3 г. Сургута

Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Воспитательные:
– мотивировать учащихся на размышления о судьбе поколения, о своем моральном облике;
– способствовать воспитанию внимательного читателя.
Образовательные:
–познакомить учащихся с историей создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
– расширить и углубить представления учащихся о жизни и творчестве
М. Ю. Лермонтова.
Развивающие:
– продолжить развитие навыков анализа текста;
– способствовать развитию умения самостоятельно работать с художественной и критической литературой.
Оборудование: словарь С. И. Ожегова, раздаточный материал (таблицы), презентация.

Ход урока

I . Организационный момент (1 мин.)
II. Актуализация знаний (3 мин.)
III. Изучение нового материала (12 мин.)
IV. Работа над сюжетом и композицией романа (12 мин.)
V. Рассмотрение проблематики романа (10 мин.)
VI. Подведение итогов (5 мин.)




I . Организационный момент. Вступительное слово учителя
– Добрый день! Сегодня нам предстоит изучение интересного и глубокого материала, буду приветствовать вашу активность!
II. Актуализация знаний
– Вашим домашним заданием было ознакомление и прочтение выделенных мною отрывков романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Что говорит в предисловии о «Герое нашего времени» сам автор? Найдите этот отрывок.
«Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
– Как вы думаете, какие исторические события «рисовали» «портрет поколения»? Давайте вспомним исторические события времён М. Ю. Лермонтова.
Работа с презентацией:
1812г. – окончание войны с Наполеоном.
1825г. – восстание декабристов. Начало правления Николая I.
– Историк В.О.Ключевский говорил: «Время правления Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи смутного времени». Николай I который стремился не допустить возникновения ростков оппозиционности и свободомыслия в обществе. Широкое распространение получили слежка, доносы и свирепые цензурные гонения. Сам Лермонтов говорил: «У будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.
III. Изучение нового материала
История создания
(Слайд) В 1836 году юный поэт Лермонтов стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия. При этом главный герой (по мысли писателя) должен был нести в своей душе противоречия человека своего времени.
(Слайд) В 1836 году еще был жив А.С. Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман в стихах , повествующий о судьбе Евгения Онегина) вдохновляло юного Лермонтова
История романа «Герой нашего времени» также по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя Печориным, а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора. (Слайд)
В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир-русский гений А.С. Пушкин. (Слайд) Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение «Смерть поэта», которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом ссылки Лермонтова на Кавказ. (Слайд)
Уехав из Петербурга, Лермонтов продолжал работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь.
Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, (Слайд) побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения. Его герой должен был предстать перед читателем в образе не скучающего дворянина, без особых занятий, а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.
Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. под общим названием «Герой нашего времени», хотя первоначальное название – «Один из героев начала века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и, может быть, прямо намекало на декабристов. В окончательном варианте есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т.е. не на личность, а на эпоху).
Смысл названия.
– Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? Давайте попробуем дать определение слову «герой».
– А теперь узнаем, какие определения этому понятию дает словарь. (Выступление Алины)
Словарь Ожегова даёт несколько определений данному понятию:
1. Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
2. Герой – тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, удивление).
3. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
4. Герой – человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
– Спасибо, Алина! Итак, какое из данных определений мы возьмём для объяснения названия романа? Вернемся к этому в конце урока.
IV. Работа над сюжетом и композицией романа
– Ребята, расскажите об особенностях композиции романа. (Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием. В центре композиции романа находится Григорий Печорин).
– Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера –типического характера. (слайд) Об этом сказал сам Лермонтов : «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»
– Что вы думаете по поводу этого высказывания? (…)
– Итак, композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя, проследить историю его жизни. Расположение повестей подчинено главной задаче автора – последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени. Сюжет романа строится фрагментарно.
– Скажите, можно ли каждую часть произведения считать самостоятельным рассказом? (Да, при этом единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман единым неразрывным литературным произведением).
– В «Герое нашего времени» композиция организует, выстраивает сюжет, а не фабулу. Чтобы понять разницу, необходимо уточнить понятия фабулы и сюжета (Слайд).
Фабула – совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности.
Сюжет – та же совокупность событий и происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности, т.е. сюжет – распределение событий в художественном произведении, выстроенное автором в нужных ему целях.
– Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения? (Заполнение таблицы)

Сюжет – совокупность событий художественного произведения.

1. «Бэла» /4/
2. «Максим Максимыч» /5/
3. «Предисловие” к “Журналу Печорина» /6/
4. «Тамань» /1/
5. «Княжна Мери» /2/
6. «Фаталист» /3/
Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.

1. «Тамань»
2. «Княжна Мери»
3. «Фаталист»
4. «Бэла»
5. «Максим Максимыч»
6. «Предисловие” к “Журналу Печорина».

Сюжет повестей:
1. «Тамань» – прибытие на Кавказ, встреча с контрабандистами
2. «Княжна Мери» – в Кисловодске и Пятигорске. Отношения с княжной Мери, княгиней Верой, дуэль с Грушницким
3. «Фаталист» – рассказ о Вуличе и его смерти
4. «Бэла» – в крепости, отношения с Бэлой
5. «Максим Максимыч» – Печорин уезжает с Кавказа

Хронологический порядок событий

Расположение повестей в романе

Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.

«Тамань»

Предисловие ко всему роману.

«Бэла»

Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.

После военных действий на Кавказе, Печорин едет в Пятигорск.

«Княжна Мери»

« Максим Максимыч»

Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов осудить героя.

После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.

«Бэла»

«Предисловие»

к «Журналу Печорина».

«Тамань»

Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.

Затем происходит история с Вуличем.

«Фаталист»

«Княжна Мери»


Через 5 лет Печорин встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию.

«Максим Максимыч»

«Фаталист»



– Остановимся на хронологии событий.
«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани.
«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча.
«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу.
«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.
«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.
– Чем обусловлен отказ от хронологии? (выбор наиболее значимых эпизодов; особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказч

28-12-2024

Наталия Григорьевна Шевченко

 

 учитель

АКТИВИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ ХИМИИ.
Шевченко Наталия Григорьевна,
МАУО «Кыласовская СОШ»

Активизация функциональной грамотности учащихся по химии - это определенный уровень образованности учащихся школы, выражающий степень овладения ключевыми компетенциями, которые определяет образовательный стандарт по химии основной школы, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности.

На уроках химии мы развиваем различные ценности, одни из таких ценностей, как любовь к Родине, к своему краю возможно при изучении различных тем, среди них изучение металлов и неметаллов.Минерально-сырьевые ресурсы Пермского края включают нефть, газ, калийно-магниевые и натриевые соли, алмазы, золото, железные руды. Однако среди них есть те, которые имеют первостепенное значение для Пермского Края. В первую очередь, это нефть и соль. На этот факт обязательно обращаем внимание при изучение тем: «Соли» пример г. Соликамск (8класс.); «Природные источники углеводородов» (10 класс.), «Металлы» (9 класс.) и др.
Активизировать функциональную грамотность школьников можно с помощью решения ситуационных задач.
Чтобы решить ситуационную задачу, требуется знание нескольких учебных предметов. таких как география, математика, физика, литература, история, биология и др. Например, назовите химические элементы, которые названы в честь ученых? Приведите не менее трех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах (за каждое название и сученого - 1б, протоны и нейтроны-2б)
Еще пример, вы директор предприятия. Экологи обнаружили отклонения от нормы состава воды из близлежащей реки и установлена причина: большие выбросы промышленных отходов в реку. Что вы предпримете?
а) Очистку воды в реке.
б) закроете предприятие;
в) модернизируете очистные сооружения;
В процессе обучения многих тем по химии, мы обсуждаем имена великих учёных, внёсших бесценный вклад в развитие химии: Д.И. Менделеева, М.В. Ломоносова А.М. Бутлерова и др. При этом делаем акцент на их принадлежность великой России, обращаем внимание, что наряду с выдающимися учёными других стран у истоков мировой химии как науки стояли и русские учёные.
Я считаю, что важное при развитии функциональной грамотности – это читательская грамотность. Обучающие на уроках, занимаются чтением с пониманием текста.
Приведу примеры заданий к тексту по теме: «Физические и химические явления в химии».
Задание 1. Прочитайте, предложенный текст и выпишите основные понятия.
Задание 2. Используя ключевое понятие текста, укажите критерии деления, составьте логическую схему. Приведите аргументы с примерами.
Задание3. Ответьте на проблемные вопросы в форме суждений и умозаключений.
Также для актуализации функциональной грамотности использую, различные виды деятельности – выполнение лабораторных работ, составление проектов, презентаций.
Мы сотрудничаем с «Пермским государственным национальным исследовательским университетом», выполняем совместный лабораторный практикум по теме: «Пирогенная трансформация почв». Обучающиеся узнали о географическом расположении почв, посмотрели почвенный профиль различных по типу почв и узнали химический состав почв. Научились определять органическое вещество по методу Тюриля в модификации Никитина, актуальную и обменную кислотность потенциометрическим методом, гидролитической кислотности методом Кеппена, находить подвижные формы фосфора и калия по методу Кирсанова и др.
В своей деятельности я использую дифференцированные задания. Рассмотрим несколько примеров дифференцированных заданий для развития функциональной грамотности. Например, возьмите два вещества: вода и натрий. Напишите уравнения всех возможных реакций, с помощью которых можно осуществить исходя из названных химических реагентов, с целью получения как можно большего числа новых веществ.
Еще пример разноуровневого задания; темы «Чистые вещества и смеси.»:
Задания простого уровня сложности
Как разделить, предложенные смеси:
а) вода из- под крана
б) вода и толченый мел
Задания среднего уровня сложности
Как разделить, предложенные смеси:
а) из железных опилок и серы) из воды, спирта и бензина.
Задания высокого уровня сложности
Как разделить, предложенные смеси:
а) для разделения, которых надо применить фильтрование, перегонку, отстаивание.
б) которые можно разделить на основания различной плотности веществ и температуры кипения.
Для того чтобы объединить учебный процесс в школе с реальной профессиональной жизнью мы активно применяем в процессе обучения экскурсии.
Экскурсия с изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний.
В связи с этим обучающие побывали на экскурсии в почвенном музее, который был создан в 1923году в Пермском государственном аграрном - технологическом университете имени академика Д.Н. Прянишникова.
Во время экскурсии школьники знакомятся с различными профессиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ различных профессий, которые они не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Ещё одна интересная профориентационная экскурсия была проведена ПГАТУ на кафедре лесоводства и ландшафтной архитектуры. По желанию школьников была проведена экскурсия в музей палеонтологии и Ботанический сад им. А.Г. Ганкеля Пермского университета (ФГАОУ ПГНИУ).
Функция формирования профессиональных интересов, мотивации школьников тоже является функцией экскурсии.
Делегация МАОУ «Кыласовская СОШ» посетила мероприятие, проходившее в ОЦ "Сириус" г. Перми по проекту "Большие вызовы".
Таким образом, потенциал химии для актуализации функциональной грамотности велик. Учитель на уроке должен раскрывать воспитательный и развивающий потенциал обучающихся. Создавать условия для решения практико-ориентированных задач, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
• -Воронина Ю. В. Воспитательный потенциал уроков химии в формировании личности обучающегося // Современные научные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам-Парминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогичекое явление.
• Дьякова Е.А., Егорова Г.И., Крутова Т. И. Использование художественной литературы на уроках химии http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc78b4c53a89521306c27_.html

16-10-2022

Медведева-Кутузова Лилия Николаевна

 МБОУ "СОШ №9" г. Новозыбкова

 УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

УМК на уроках географии – современные подходы в условиях реализации ФГОС
Рабочие тетради: быть или не быть?
«Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога».
Э. М. Ремарк


Специфика предмета географии в школе – это его практическая деятельность и образность. Более половины учебных умений учащиеся развивают именно при выполнении практических работ. Создание понятия на уроках иногда просто невозможно без создания образного явления, процесса или территории.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. При их выполнении формируются умения применять теоретические знания на практике. Ученик вооружается жизненно важными умениями: чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют развитию самостоятельности.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:
• называть и показывать различные географические объекты;
• описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты;
• измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации;
• прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
И для начинающего и для опытного учителя сложно проектировать и проводить Уроки географии практической направленности сложно проектировать любому учителю: и начинающему, и опытному. Организация уроков-практикумов всегда требует большой предварительной подготовки учителя и учащихся, организация должна быть глубоко продумана, оформление и оценивание хорошо разработаны. Учитель должен предусмотреть в таком уроке и современные подходы к обучению: дифференциацию, индивидуализацию, развитие личностных качеств, формирование коммуникативных способностей и т.д., что опять-таки затрудняет процесс проектирования урока. На первом этапе формирования умений у учащихся по проектированию навыков практической деятельности, необходим четкий алгоритм выполнения этих работ. Такой алгоритм хорошо разработан в рабочих тетрадях с комплектом контурных карт различных издательств.
Ниже приведены примеры формирования УУД (по Беловоловой Е.А) с использованием УМК И.И. Бариновой и В.Г. Суслова.
УУД Тип задания Учебник
Отображать связь с различными компонентами УМК как источниками географической информации 9 класс. Урал. 8 класс. Типы климата
• Постройте диаграмму отраслевой структуры промышленности Урала.
• Используя карты атласа и учебника, укажите специализацию металлургических центров Урала. Обозначьте их на контурной карте. • Проследите, в каких климатических поясах расположены российские города-миллионеры.
• Было ли решающим влияние климатических условий на размещение этих городов.
Обеспечивать связь обучения с повседневной жизнью, быть практико-ориентированными
10 класс. География отраслей мирового хозяйства.
• Составление картосхемы основных районов международного туризма.
• Выпишите и нанесите на контурную карту основные районы туризма (Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка.
• -Обозначьте объекты Всемирного наследия
• Выпишите и нанесите маршрут круиза с посещением достопримечательностей. Почему вы выбрали именно их?
• Составьте краткий рассказ о нескольких объектах на разработанном маршруте. Можно оформить в виде рекламного буклета. 8 класс. Учебник Алексеева. Географическое изучение территории России.
• Как вы считаете, какие знания географии необходимы: специалисту по рекламе, издателю газеты, руководителю фирмы по продаже мебели?
8 класс. Учебник Алексеева. Человек в ландшафте.
• Создайте наглядное пособие «Воздействие человека на ПТК в разные исторические периоды».
Подводя итоги статьи, необходимо сказать, что выбор: брать или не брать рабочую тетрадь, какую брать, какую линию УМК, выбрать определяет учитель.

07-03-2023

Ксения Сергеевна Юркова

 

 учитель географии

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.
В связи с этим возникает целый ряд вопросов вопрос: “С чего начать внедрение проектного метода?”, “С какого класса привлекать ребят к работе над проектом?”, “Каким может быть проект?”, “Каким может быть результат проекта”, “Как, по каким критериям оценить проект и работу ребят?”, “На всех ли предметах может быть использован метод проектов?”
Более 10 лет в гимназии учителями используется проектный метод обучения, в том числе и мной на уроках географии. За это время сложилась некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
• практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
• исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
• информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
• творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
• ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
В процессе работы учащиеся лицея выполняли все виды проектов, но некоторые виды проектов учащимися выбираются редко, например – ролевые. Отчасти это происходит из-за того, что такие проекты затратные по времени, а отчасти из-за того, что такой проект под силу достаточно большой по численности группе (5-7 человек) и организовать совместную работу ребятам сложно, особенно в старших классах, хотя такой серьезный проект как раз ориентирован в большей степени именно на старшеклассников.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 8 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, написать сказку “Путешествие маленькой капельки” о мировом круговороте воды. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Учителя информатики на своих уроках учат ребят работать в программе “Power Point”. Ребята, зная азы, стараются создать свою презентацию. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке.
Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.
Темы такого проекта могут быть следующие:
1. “Вот моя деревня, вот мой дом родной…”;
2. “Экологические проблемы района ____”;
3. “Город, который я люблю”;
4. “Путешествие маленькой капельки”.
Во втором полугодии ребятам предлагается для оформления результата работы над проектом воспользоваться компьютером. К этому времени уже все шестиклассники знакомы с программой “Power Point” и знают ее возможности. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации на листах формата А 4, определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю в часы консультаций. Можно предложить следующие темы проектов:
6 класс
№ п/п Тема проекта Краткое описание проекта
1 “А все-таки она вертится…” Земля – планета солнечной системы. Почему Земля вертится? Как доказали древние ученые, что Земля вертится?
2 Человек и природа Как человек взаимодействует с природой. Может ли человек использовать богатства природы, не нанося ей вред?
3 “Вода, вода, кругом вода…” Гидросфера, ее значение, почему вода на Земле не исчезает? Роль воды в жизни людей и всего живого.
4 Разноцветные лица Почему люди на Земле так непохожи друг на друга? Какие люди живут на разных материках в разных странах7
В 7 классе ребята в творческие и информационные проекты включают материал своего исследования
7 класс
№ п/п Тема проекта Краткое описание проекта
1 По следам Робинзона Крузо Остров Робинзона – миф или реальность? Где находится остров Робинзона? Особенности природы острова, соответствуют ли они реальным фактам? Остров Робинзона Крузо сегодня.
2 Этот известный неизвестный Христофор Колумб Открытия Х. Колумба. Кто он – Х. Колумб? (страницы биографии, известные и неизвестные факты жизни). Значение открытий Христофора Колумба.
3 Глобальное потепление – миф или реальность? Причины, точки зрения, проблемы, последствия.
4 Тайны ледяного континента Почему Антарктида покрыта льдом? Почему это самый холодный материк? Всегда ли она была покрыта льдом? Что скрывает ледяной панцирь?
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
8 класс
№ п/п Тема проекта Краткое описание проекта
1 Морские ресурсы России Чем богаты моря России? Чем грозит истощение морских ресурсов человеку? Что может вызвать истощение ресурсов и как этого избежать? Экологические проблемы морей, их влияние на ресурсы морей.
2 Открытие и освоение территории России Забытые страницы истории освоения территории страны. Причины, побудившие людей искать новые земли. Кем были первооткрыватели земли русской?
3 Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия Антропогенные ландшафты, эрозионные процессы как следствие воздействия человека на природу.
4 Климатические ресурсы России Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Россия этими ресурсами? Как изменятся климатические ресурсы России в результате глобального потепления?
В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы, которые ребята могут выставить на городскую конференцию “Шаг в будущее”. В курсе “Экологический проект” в 9 классе ребята знакомятся с методикой создания исследовательского проекта и защищают свои проекты. Для примера предлагается презентация к такому проекту “Влияние транспорта на здоровье человека и животных” (см. приложение 3).

05-10-2024

Кудрина Елена Александровна

 

 учитель начальных классов МОУ "Кораблинская школа №2"

Жила–была девочка Маша. Было ей шесть лет. Веселая, любознательная, красивая, ни в сказке сказать, ни пером описать. Очень она любила сказки. Когда зажигали фонари за окном, девочка просила маму посидеть с ней и почитать перед сном.
Маша лежала с широко раскрытыми глазами, стараясь превозмочь сладкий сон, но засыпала и начинала видеть интересные истории. И видит Маша сон, как пошла она в лес и заблудилась. Но огорчаться не стала, села на пенёк, достала компас и стала смотреть ,где она находится. Дом далеко, а вот совсем рядом есть избушка. Долго ли, коротко ли шла девочка по лесу, добралась до неё, поднялась на крыльцо, постучала. Дверь сама открылась от дряхлости.
- К вам можно? Я Маша. Но никто не ответил и девочка переступила порог избушки. Она увидела медведя, как вы уже догадались, что это был совсем необычный Миша, который спал и видел сны. Про цирк, про лес, про Машу, которой дома не сидится. Вот она жонглирует шишками, зовет играть в прятки…
А на столе работает компьютер. Видно не успел медведь выключить, когда сон одолел. Забралась Маша на стул и увидела на электронной почте письмо от Деда Мороза:
« Миша, помоги! В преддверии Нового года я готовил подарки детишкам детского сада №48 города Рязани. Завтра у них праздник. Эти подарки положил в большой мешок, а мешок поставил в тайную комнату, которая называлась «Морозная». Сам лёг спать. Недолго спал, но когда проснулся и заглянул в тайную комнату, то увидел, что подарки пропали. Это волки украли мешок. Надо искать подарки, а то и Новый год для ребят не наступит»
Надо торопиться, подумала Маша и стала будить медведя.
- Миша, проснись! Мы должны помочь Деду Морозу вернуть подарки, ведь скоро Новый год. Медведь слышал про этот праздник, но никогда не был на нем.Он спал в своей избушке крепким сном, а ему очень хотелось посмотреть на это веселое представление. Миша быстро отбросил одеяло и очутился у двери. Встал на лыжи, посадил Машу на плечи и отправился на поиски. Увидели волки медведя съёжились, задрожали, зубами застучали и украденное вернули. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Надо успеть доставить мешок с подарками дошколятам. Медведь откопал засыпанный снегом самолет, который смастерил осенью.Сели в него с Машей и полетели.
Погода была ясная, безоблачная. Ярко светила луна. Под крылом самолета плыл зимний пейзаж, позволяющий наблюдать горы, океаны, мегаполисы. Вид на огни ночных городов буквально завораживал и не давал оторваться от картины. Наши герои любовались звездами, им казалось, что они могут до них достать рукой. Они видели рассветы, закаты, перистые, слоистые облака, грозовые тучи и наслаждались этим великолепным видом. Проделав большой путь, самолет приземлился в Рязани.
- Как здесь красиво! Ох, как много ребятишек! И девчонок и мальчишек! - восторженно сказал Миша. Он никогда не видел таких маленьких человечков, которые ходили на двух ногах и так шумно веселились. Конечно, ведь это был детский сад, где дети гуляли на площадке. Они водили хороводы, играли, весело смеялись. Впереди самый любимый праздник - Новый год, поэтому у всех радостное настроение.
Маша и Медведь стояли за забором и наблюдали за детьми. Густая и плотная шерсть не позволяла Мише замерзнуть от холода. А Маша была одета в теплую шубку, которая согревала ее. Каково же было удивление ребят, когда они заметили гостей, которые смотрели на них. Дети сразу узнали в них Машу и Медведя.
- Как вас зовут, друзья?
- Я Маша. А это мой друг Миша. Нам очень хотелось побывать у вас на празднике. Мы привезли подарки от Деда Мороза!
- Тогда бежим!- ребята взяли гостей за руки и отправились в группу. А потом был праздник. Все пошли в музыкальный зал к новогодней елочке, которая сияла разноцветными огоньками. Широкая дуга самых блестящих цветов блестела на ней словно огромная радуга. Красные, желтые огоньки временами взлетали вверх, потом появлялась другая дуга, такая же блестящая. Вдруг, точно красный огонь залил елку, пурпурный свет сменялся оранжевым, желтым, голубым, окрашивая ее в разные цвета. Это было неземное зрелище. Заиграла музыка. Маша и Медведь с ребятами встали в круг водить хороводы. Вместе со всеми они участвовали в конкурсах, пели песни, веселились. Особенно Мише понравился танец снежинок. Девочки, как пушинки, в белых платьицах кружились, порхали возле елки под звуки вальса. Они делали это так легко и красиво, что напомнили мишке о снежинках, которые падали с неба ему на нос, о снеге, хрустящем под ногами. Дети кружились в веселом хороводе, не заметив, как появился волшебник Дедушка Мороз с огромным мешком подарков. Все были рады. Праздник подходил к завершению.
- Теперь можно возвращаться. Мы, ребята, вас благодарим и всем спасибо говорим! Гости попрощались с детьми, но пообещали прилететь на следующий год. Они сели в свой самолет и поднялись высоко в небо, помахав ребятам рукой. Ночь прошла быстро. Солнце глянуло в кроватку… Маша закричала: «Мама, подожди немножко, не буди!». Подтянула одеяло ближе к носу: «Я во сне ведь Машу и Медведя вижу». Начинался новый день. Сон развеялся, а вместе с ним завершилось приключение Маши и Медведя. Маша со своим приятелем дружила очень долго .И у них было ещё много удивительных приключений. Но это уже другая история.

05-10-2024

Грачева Ксения Андреевна

 

 Преподаватель химии, биологии

Химические элементы играют важную роль в жизни человека, поскольку они являются основными строительными блоками всех органических соединений в организме. Каждый химический элемент выполняет свою уникальную функцию, необходимую для поддержания здоровья и нормального функционирования человеческого организма. Один из самых важных химических элементов для человеческого организма - это кислород (O). Кислород необходим для дыхания и процесса окисления, который обеспечивает энергией клетки. Без кислорода человек не смог бы выжить более нескольких минут. Углерод (C) является другим важным химическим элементом, который является основным компонентом органических молекул, таких как углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты. Углерод играет ключевую роль в обмене веществ и энергии в организме. Кальций (Ca) необходим для здоровья костей и зубов, а также для правильного функционирования мышц и нервной системы. Фосфор (P) также важен для костей и зубов, а также для образования ДНК и РНК. Железо (Fe) необходимо для транспортировки кислорода в крови и для образования гемоглобина. Магний (Mg) участвует во многих биохимических процессах в организме, включая синтез белков и регуляцию нервной системы. Калий (K) и натрий (Na) играют важную роль в регуляции водного баланса и функционирования клеток. Йод (I) необходим для нормального функционирования щитовидной железы, а селен (Se) и цинк (Zn) являются важными антиоксидантами, защищающими клетки от повреждений. Витамины и микроэлементы, такие как железо, цинк, медь, марганец, хром и другие, также играют важную роль в поддержании здоровья и нормального функционирования организма. Таким образом, химические элементы являются неотъемлемой частью жизни человека, их наличие и баланс в организме имеют решающее значение для здоровья и благополучия. Поэтому важно уделять внимание правильному питанию, чтобы обеспечить организм всеми необходимыми химическими элементами для его нормального функционирования.

08-09-2024

Аветисян Мелине Амриковна

 

 воспитатель МБДОУ№46 "Мишутка" г.Пятигорск

Духовно-нравственное воспитание с учетом регионального компонента в средней группе
Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи воспитания:
• Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищами, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
• Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством;
• Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине;
• Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей;
• Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины;
• Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий и др.

Образовательная область Задачи

Социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей младшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Ставрополья, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие Приобщать детей к истории Ставрополья. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
Речевое развитие Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой .
Художественно-эстетическое
Развитие Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Ставрополья.
Формировать практические умения по приобщению детей младшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Физическое развитие Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Ставрополья.

Учитывая самобытность многонационального народа, его традиции, культуру, в вариативную часть образовательной программы включена авторская программа Р.М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» и программа Н.В.Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников».
Программа Р.М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» составлена с учетом изучения регионального компонента, которая предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, парков) и ориентироваться на ценности Ставропольского края, выработанные нашими предками и современниками.
Планируемые результаты:
-эмоционально отзываться на красоту окружающего мира, произведения народного искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.);
-проявлять патриотические чувства, ощущать гордость за свою страну, её достижения, иметь представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
-иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявлять уважение к своему и противоположному полу.

03-10-2024

Киреева Надежда Вадимовна

 

 Башкирский государственный аграрный университет

Аннотация: В данной статье представлены основные нормативно-правовые акты по управлению земельными отношениями в Республике Башкортостан. В ней представлены задачи обеспечения национальных интересов Республики Башкортостан, повышения инвестиционной привлекательности экономики и создания условий для удовлетворения общественных потребностей, а также создания условий для сохранения и эффективного использования государственной собственности и земельных ресурсов.
Ключевые слова: земельные ресурсы, земельно-имущественные отношения, кадастр, стратегия, управление.
Abstract: This article presents the main normative legal acts on the management of land relations in the Republic of Bashkortostan. It presents the tasks of ensuring the national interests of the Republic of Bashkortostan, increasing the investment attractiveness of the economy and creating conditions to meet public needs, as well as creating conditions for the preservation and effective use of state property and land resources.
Keywords: land resources, land and property relations, cadastre, strategy, management.
Управление земельными ресурсами — это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по организации рационального использования, охраны и воспроизводства земель.
Основные задачи управления земельными ресурсами:
• обеспечение рационального использования земель;
• охрана земель и окружающей среды;
• создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле;
• воспроизводство плодородия почв;
• сохранение и улучшение природных ландшафтов;
• контроль за использованием и охраной земель.
В Республике Башкортостан управление земельными ресурсами осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Они проводят мониторинг земель, государственный земельный контроль, а также ведут государственный кадастр недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Органы государственной власти Республики Башкортостан разрабатывают и реализуют региональные программы по использованию и охране земель, а также участвуют в осуществлении федеральной политики в области земельных отношений.
Управление земельными ресурсами направлено на обеспечение эффективного использования земель, защиту прав собственников и пользователей земельных участков, а также на сохранение природных ресурсов для будущих поколений.
Для достижения этих целей органы власти проводят следующие мероприятия:
• организуют разработку и реализацию региональных программ использования и охраны земель;
• участвуют в реализации федеральной политики использования и охраны земельных ресурсов;
• осуществляют государственный кадастровый учёт недвижимого имущества;
• контролируют соблюдение земельного законодательства;
• проводят землеустройство;
• ведут мониторинг состояния земель;
• обеспечивают защиту прав граждан на землю;
• создают условия для развития рынка земли и недвижимости.
Эти меры позволяют обеспечить эффективное использование земель, защитить права собственников и пользователей, сохранить природные ресурсы для будущих поколений и создать условия для устойчивого развития региона.
Государственное управление земельными ресурсами осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, законами и нормативными актами Республики Башкортостан. Оно включает в себя планирование использования земель, организацию их рационального использования и охрану, регулирование земельных отношений и контроль за соблюдением земельного законодательства.
Местное самоуправление в сфере земельных отношений осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также обеспечивает использование земель на территории муниципального образования в интересах его населения.
Важную роль в управлении земельными ресурсами играют землеустроительные мероприятия, которые включают в себя проведение кадастровых работ, межевание земельных участков и другие работы, связанные с определением границ и характеристик земельных участков. Эти мероприятия позволяют точно определить правовой статус земель, их целевое назначение и разрешённое использование, что способствует рациональному использованию земельных ресурсов и защите прав собственников и арендаторов земельных участков.

15-10-2024

Наталья Сергеевна Ковикова

 

 учитель

Методическая разработка метапредметного внеурочного занятия «Математика и литература. Точки соприкосновения». Литература и математика – где и в чем могут пересекаться эти далекие друг от друга области знаний?

05-12-2023

Тютюнник Светлана Александровна

 

 преподаватель ГБПОУ "Тверской промышленно-экономический колледж", г. Тверь

Тютюнник Светлана Александровна
фамилия, имя, отчество автора
преподаватель
должность
ГБПОУ «Тверской промышленно-экономический колледж»
общеобразовательные дисциплины
номинация конкурса

Технологическая карта учебного занятия по ОУД.03. Иностранный язык
по теме «The river Thames»

Специальность (код, название) 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Наименование и № раздела Раздел 1. Основной модуль.
кол-во часов
56 час
Наименование темы Тема 1.7. Страны изучаемого языка 6 час
Место проведения учебного занятия
(№ учебной аудитории, спортивный зал) Ауд.3.13
Тип учебного занятия Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности

Вид учебного занятия Практическое занятие

Форма организации учебного занятия
1. Групповая
2. Фронтальная
Цели учебного занятия Обучающая Развивающая Воспитательная
1) умение работать с информацией, догадываться о значении слов по контексту;
2) умение воспринимать иностранную речь на слух, понимать ее;
3) закрепление новых лексических единиц умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, умение структурировать знание в соответствии с поставленной задачей, умение слушать и понимать английскую речь на слух, умение анализировать, находить отличия в грамматических конструкциях, умение систематизировать слова по тематическому принципу; умение, пользуясь предоставленной информацией, самостоятельно формулировать монологическое высказывание на иностранном языке формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем, оценка текущего уровня знаний, формирование мотивации к изучению нового материала
Междисциплинарные связи Предшествующие учебные дисциплины/МДК Последующие учебные дисциплины/МДК
география экономика
Формируемые компетенции Общие компетенции Профессиональные компетенции
ОК 01 Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК.02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
OK 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
OK 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Требования к результатам освоения УД / МДК (в соответствии с ФГОС, рабочей программой) Освоенные умения Усвоенные знания
У 1 умение работать с информацией, догадываться о значении слов по контексту З 1 использовать в речи активную лексику урока
У 2 умение воспринимать иностранную речь на слух, понимать ее З 2 составлять монологические высказывания на заданную тему
Ресурсы учебного занятия Материально- технические Основная
литература Дополнительная литература Электронно- информационные
Рабочие листы 1.Афанасьева, О.В. Английский в фокусе.10 класс
2.Афанасьева, О.В. Английский в фокусе.11 класс
3Безкоровайная Г.Т., Соколова Н.И., Койранская Е.А., Лаврик Г.В. Планета английского Мультимедийный проектор, доска
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия (в соответствии с рабочей программой) Устный опрос
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание) Составить устное сообщение о реке Волга


Этапы и хронология урока
Этапы Время Содержание (смотри приложение А) Методические указания (дополнения, примечания)
Деятельность преподавателя Деятельность
обучающегося
Подготовительный



1
Приветствие, подготовка к уроку. Hello, my dear students! I am glad to see you. Are you ready for the lesson? Let`s smile and start.
Преподаватель настраивает учащихся на продуктивное и приятное взаимодействие.
[Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Вы готовы к уроку? Давайте улыбнемся и начнем.] Подготовка к уроку, ответ на приветствие учителя
10 We`ll start our lesson with conversation. Look at the screen, open the boxes and answer my questions. Один из вопросов: кто будет капитаном команды (10сек)
Okey, thank you and now look at this picture. So, who has guessed, what we are going to talk about today? Yes, about the river Thames.
The main [RIVER] of [LONDON] – The Thames. Преподаватель помогает сформулировать тему урока.
[Мы начнем сегодняшний с беседы. Посмотрите на экран откройте коробки и ответьте на мои вопросы. Хорошо, спасибо, а теперь посмотрите на картинку. ГЛАВНАЯ РЕКА ЛОНДОНА. Что это? Верно, Темза. Итак, догадайтесь, какова же тема нашего сегодняшнего урока? Совершенно верно, река Темза.] 1) Отвечают на вопросы.
2) Формулируют тему урока.
We are going on a trip with an uber boat. And now I will show you a video about the Thames. What is it? Yes, this is a message with the first mission for you. Your task is to collect qr-codes. At the end of the lesson, we’ll count the qr-codes and find out whose team won.
You have the text. Listen again the video and try to fill in the gaps. Check your answers and point a tick or cross below the words.
Преподаватель рассказывает, что будет происходить на уроке и даёт первое задание.
Слушают объяснения учителя о предстоящем уроке.
Основной



6 So, next task. Look at my screen, match the words. You have worked with this vocabulary at home. Let’s do it one by one. The first column for the first group, the second –for the second group. 1) Учащиеся работают с коллокациями из текста.
2) Закрепляют лексические единицы.
10 Now, look at your worksheets. You have 4 questions. You need to find the information from the text. Underline it with a marker



Преподаватель поясняет задание на рабочем листе. 1) Работа по тексту, поиск информации.
2) Находят предложения с ответами на вопросы (и продолжения фраз).
3) Формируют части пересказа.
8 The next task for you to put the sentences in the correct order.
Преподаватель комментирует второе задание: поставить предложения в правильном порядке.
Постановка предложений с опорой на смысл текста.
5 Now, check yourself. How many ticks do you have?
(extra task : to make your own retelling and retell it me) Проверяют свою работу.
Заключительный



5 And now, let’s count QR-codes! Congratulations! These 6 certificates are for you!
So, what did we train to do today? We worked with a new vocabulary and made a retelling about the River Thames.
Преподаватель проговаривает итоги урока.

Получение сертификатов.
5 write down your homework. Make a short report about the River Volga.


Поиск