15-02-2025
Горяинова Татьяна Николаевна
воспитатель
«Ознакомление дошкольников
с правилами дорожного движения»
Дети дошкольного возраста под присмотром родителей переходят дорогу, но в дальнейшем, они должны будут делать это самостоятельно. Поэтому необходимо научить детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, где играют дети. Важно, чтобы дети знали правила и не подвергали свою жизнь опасности. Я пришла к выводу о необходимости формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге.
1.2.Актуальность опыт
Актуальность данной проблемы на современном этапе не вызывает сомнений. С каждым годом на улицах не только городов, но и сёл увеличивается количество разных транспортных средств. Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками ДТП являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое зачастую ставит ребенка перед реальными опасностями на улицах и дорогах. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема.
Думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я решила взять тему по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения»
Противоречия опыта. Связывая свою работу воспитателя с формированием навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста, я столкнулась с противоречиями:
- между знаниями родителями правил поведения на дороге и не соблюдением этих правил в повседневной жизни;
- между желанием приобрести дидактические игры, пособия и реальной невозможностью купить из-за ограниченности материальных средств;
- между полученными детьми знаниями в дошкольном возрасте и намеренным неподчинением в младшем школьном возрасте.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения в процессе организованной образовательной деятельности, дидактических и подвижных игр, целевых прогулок, развлечений и праздников.
1.4. Длительность работы над опытом
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2018г. по 2021 г. Работа над опытом проходила поэтапно.
Этапы формирования опыта
1 этап – Информационный - Изучила методические пособия по данной тематике. - Проанализировала наличие пособий, дидактических и настольных игр. - Пополнила свою библиотеку методической литературой по данной теме. - Определила цели и задачи учебно-воспитательной работы.
2 этап – Практический
- Составила перспективный план работы для младшей, средней и старшей групп.
- Оборудовала в группе уголок для ознакомления с правилами дорожного движения, макет дороги; изготовила дидактические игры, ширмы для родителей по ПДД.
- Купили настольные игры по теме, набор машин, художественную литературу для детей.
3 этап – Обобщающий
- Анализ данных, полученных в результате работы.
- Формирование общих выводов.
- Обобщение опыта.
1.5. Диапазон опыта
Работа по теме опыта охватывает образовательную деятельность, индивидуальную работу, работу с родителями, окружающим социумом, использование режимных моментов в формировании у детей навыков безопасного поведения на дорогах посредством познавательной деятельности.
1.6. Теоретическая база опыта
Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Все комплексные программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности. В нашем детском саду работа ведётся по образовательной программе МБОУ «Завидовская ООШ» дошкольные группы, созданной на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Базовым для меня стало направление «Социально-личностное развитие» образовательная область «Безопасность». Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности…через решение следующих задач: …передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства… В нем говорится об уточнении знаний об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора; о знакомстве с названиями улиц, на которых живут дети, знакомстве с правилами дорожного движения, передвижения пешеходов и велосипедистов; рассматриваются проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
В методическом пособии под редакцией В.А. Шипуновой «Детская безопасность» я изучила причины детского дорожного травматизма, вопросы организации и содержания образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения для дошкольников, познакомилась с рекомендациями специалистов (инспекторов ДПС), с дидактическими, сюжетно-ролевыми играми, произведениями фольклора и детской художественной литературой. Это практическое руководство помогло раскрыть вопросы формирования у детей культуры поведения безопасного для их жизни и здоровья. Изучила пособие Т.Ф. Саулиной «Три сигнала светофора». В нем излагаются содержание и технология работы по обучению детей от 3 до 7 лет правилам дорожного движения; примеры занятий; перспективный план работы, который позволяет правильно разделить объем материала в течение года; план работы с родителями; художественная литература по данной теме. В пособии описывается целостный педагогический процесс, который разворачивается на занятии, в играх детей, на прогулке, затрагивая отдельные режимные моменты. Особенность содержания предлагаемых материалов заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями.
Методические рекомендации помогают понять содержание, направление и специфику занятий по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
В пособиях Вдовиченко Л.А., Гарнышевой Т.П., Степаненковой Э.Я., Саулиной Т.Ф. познакомилась с примерными конспектами бесед, целевых прогулок, сценариями развлечений.
1.7. Новизна опыта Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге во всех видах деятельности: познавательной, физкультурной, музыкальной, речевой, продуктивной, игровой и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.