Опубликованные материалы

Доклад "Развитие речи младших школьников "

09-02-2025

Гнездилова Ольга Александровна

учитель начальных классов МКОУ "Кобляковская СОШ" Иркутская область Братский район с.Кобляково

Развитие речи младших школьников в условиях ФГОС.
Слайд 1,2
Переход на ФГОС – это требование времени.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно- ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.
С введением ФГОС наиболее актуальной в методике преподавания стала проблема развития речи младших школьников.
Слайд 2
Цель нашей работы - повысить уровень развития связной монологической речи детей, создать в классе соответствующее младшему школьному возрасту речевое окружение, обобщить педагогический опыт о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей младшего школьного возраста.
С введением ФГОС пришлось перестраивать работу учителя. Ученик идет за учителем, а вот родители оказались совсем не готовы.
Слайд 4
Поэтому выделила три линии в работе по направлению развития речи младших школьников:
- работа над словом;
- работа над словосочетанием и предложением;
- работа над связной речью.
Основные правила:
- наглядность;
- систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность, постепенное уменьшение помощи учителя.
- упражнения должны быть логические: содержать переход от конкретных представлений к общим понятиям, выделение признаков предмета, объединение предметов в одно общее суждение.
Выделила главное в работе с родителями.
Необходимо поговорить с родителями на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме...» Убедить родителей в том, что живое общение родителей и детей должно быть ежедневным. Да, телевизор и компьютер могут сыграть положительную роль в развитии речи малыша. Нужно только соблюдать правила.
Так появились советы для родителей, которые вы видите на слайде.
Слайд 5
Заниматься надо систематически и тогда можно скоро добиться хороших результатов.
Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс. Он требует определенного педагогического руководства.
Работа над словом начинается с первого урока первого класса. УМК «Школа России» имеет, на мой взгляд, хороший подбор разных творческих заданий и в «Азбуке» В.Г. Горецкого, И.А. Кирюшкина, и в учебнике В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык». Хороший подбор материала в тетрадях на печатной основе и в электронных пособиях.
На каждом уроке обязательна словарная работа, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматриваются их значения, состав, произношение, написание).
На каждом уроке нужно проводить фонетическую зарядку: распевать звуки, отрабатывать произношение и интонацию.
Слайд5
Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.
Чтобы активизировать умственную и практическую деятельность учеников, в самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь нужно применять следующие виды работы:
Слайд6
- Выразительное чтение учителем художественного произведения с музыкальным, художественно-изобразительным сопровождением.
- Выразительный рассказ учителя или просмотр диафильма.
- Игры со словами.
- Инсценирование художественных произведений.
В дальнейшем, с ростом умений и навыков обучающихся, виды упражнений и заданий усложняются.
Приведу примеры.
Слайд 7
«Рассказ по кругу». Учителем определяется речевая ситуация, например: «Узнай что-либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом». Ведущий начинает рассказывать:
- Однажды я спросил своего товарища о том, что он больше всего любит. Мальчик начал рассказывать:
- Я очень люблю мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по телевизору. Дома никого не было. Вдруг неожиданно раздался звонок. Я открыл дверь, вышел и увидел…
Дальше продолжает следующий ученик. Заканчивает рассказ учитель.
Слайд 8
«Игра мимики и жестов». Предлагаю произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Создается игровая ситуация.
1. Вам преподнесли подарок. Выразите свое удовольствие.
2. Вы на берегу реки, окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места. Выразите свою радость.
3. Вы видите котенка, он еще беспомощный, очень милый и вызывает чувство нежности. Выразите свою радость.
Слайд 9
Можно попросить детей произнести слова с разной целевой установкой:
1. Сообщите новость шепотом на ухо своему соседу (по секрету).
2. Объявите новость на собрании.

Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки), предполагающие исполнение различных ролей в воображаемых, но обязательно приближенных к коммуникативной практике ситуациях. Большой эффект дает такая форма работы, когда детям приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамильярные (разговорные) обращения вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц.
Слайд 10
Задача логического характера: «Кто победил Змея Горыныча?».
«Змей Горыныч побежден! Такая молва дошла до Микулы Селяниновича. Он знал, что это мог сделать кто-то из богатырей: либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич. Вскоре Микуле Селяниновичу сообщили:
1. Змея Горыныча победил не Илья Муромец.
2. Змея Горыныча победил не Алеша Попович.
Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений ложное, а другое – истинное.
После решения задачи, дети приходят к выводу, что Змея Горыныча убил Добрыня Никитич.
Таким образом, применение коммуникативных заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения речевой деятельности.
Сдайд 11
Творческое сочинительство. Формы и методы обучения в данном направлении связаны прежде всего с развитием детского речевого творчества. Объяснить детям, что слово – это живое существо. Оно, подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть добрым или злым, содержать положительный или отрицательный заряд (отталкиваясь от лексического значения). Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» или со знаком «–». После объяснения говорю: «Ребята, произнесите любое слово. Отметьте, доброе оно или злое. Определите его знак. На основании этого следует задание: составить текст, определить его тип. Вариант выполнения задания:
Слово мир (+) : солнце, счастье, смех, радость, дружба, мама, голубое небо.
Текст: Все люди мечтают о мире. Мир – это голубое небо, ласковое солнце. Это счастье людей и смех детей. Мир - это моя любимая мама.
Слайд 12
Развитие связной устной и письменной речи, развитие их речевого творчества обеспечивается и при выполнении разнообразных заданий с опорными словами . Например:
«Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера). Сначала это игра «Слоговой аукцион»:
Ба – барабан, банан, басня, бабушка.
Са – оса, небеса, чудеса, голоса.
Выигрывает тот, кто назовет слово последним.
Слайд 13
Следующий этап – сочинить чистоговорку со слогом. Чистоговорки способствуют выработке хорошей дикции, усвоению норм литературного произношения и ударения. Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха, а этот уже начало стихосложения. Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора.
Слайд 14
Школа актерского мастерства – еще одно направление в обучении связной выразительной речи младших школьников. Это более сложный этап развития речевой активности. Здесь используют такие приемы, как инсценирование художественного произведения, словесное рисование.
Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах).
Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально. Одним из важных источников для устных высказываний и письменных сочинений являются экскурсии.
Подводя итог своему выступлению, могу сказать, что в работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа как учеников, так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху.








Поиск