Опубликованные материалы

02-01-2025

Медяникова Ольга 

Как сертификат служит доказательством профессионализма и квалификации педагога

Когда речь идет о профессии педагога, важно не только вдохновение, талант и способность работать с детьми, но и формальное подтверждение своей компетенции. Вот тут-то и возникает вопрос: как сертификат служит доказательством профессионализма и квалификации педагога? Давайте разберемся.

Зачем педагогу сертификат?

Сертификат — это не просто красивый документ с печатью. Это настоящий стандарт качества, который говорит: «Этому специалисту можно доверять». Сертификаты показывают, что педагог умеет не только объяснять материал, но и понимает современные методики. К примеру, окончание курса в области образовательных технологий свидетельствует: педагог разбирается в цифровых инструментах, а не «варится в собственном соку».

Но вы ведь согласитесь, что сертификат — это одновременно и знак признания. Ведь преподаватель, потративший время на повышение квалификации, демонстрирует, что он готов учиться постоянно. И это нелегко!

Как сертификат помогает родителям и ученикам?

Когда родители выбирают педагога, они хотят быть уверены, что их ребенок окажется в хороших руках. И снова возникает ключевой вопрос: как сертификат служит доказательством профессионализма и квалификации педагога? Очень просто! Это объективное подтверждение того, что учитель соответствует современным стандартам и, как говорится, «в тренде образовательной системы».

Сертификаты также помогают педагогам выделяться. У двоих учителей одинаковый опыт и образование? Тот, кто регулярно повышает квалификацию, выигрывает.

А для самого педагога?

Не секрет, что обучение — процесс бесконечный. Получая сертификат, педагог вспоминает, что он тоже ученик, готовый впитывать новое. А кроме того, повышаются шансы на карьерный рост. Кто знает, может, этот сертификат станет билетом в школу мечты?

Вот почему ответ на вопрос «Как сертификат служит доказательством профессионализма и квалификации педагога?» так важен. Это не просто формальность, это знак того, что преподаватель идет в ногу со временем. И кто откажется от дополнительных шансов на успех?

Поэтому не откладывайте: приобретайте новые знания, тестируйте себя, получайте сертификаты. И помните: они — ваш ключ к доверию и уважению.

23-01-2023

Людмила Владимировна Козлова

 воспитатель ГПД
«Формирование функциональной грамотности »

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Разберемся, в чем ее ценность и какие инструменты применять педагогам.
Что такое функциональная грамотность?
Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
успешно решает разные бытовые проблемы;
умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.
Преимущества функциональной грамотности.
На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.
Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать.
Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.
Из чего состоит функциональная грамотность?
Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.
Читательская грамотность
Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?
Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.
Математическая грамотность
Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.
Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.
Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.
Естественно-научная грамотность
Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.
Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.
Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.
Глобальные компетенции
Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.
Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.
Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.
Креативное мышление
Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.
Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.
Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.
Финансовая грамотность
Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.
Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.
Компьютерная грамотность
Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.
Компьютерная грамотность заключается в умениях:
работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности.
пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.
Способы развития функциональной грамотности школьников. Основные правила. Посмотреть программу.
Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.
Их основные особенности: привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя; соответствие возрасту обучающихся; системность и взаимосвязь знаний и факторов.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе
Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.
Пример. Задача, которая поможет рассчитать количество пластика для изготовления модели золотого ключика на 3D-принтере. Если перед этой задачей будет проведен увлекательный мастер-класс, дети не смогут оторваться от решения и обязательно предложат свои варианты.
Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.
Формирование функциональной грамотности в основной школе
В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

10-12-2024

Елена Федоровна Яковлева

 

 учитель начальных классов

«Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности"

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от не нужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
На наш взгляд читательская грамотность - это ключ к другим видам функциональной грамотности, без которого невозможно понимание учебных материалов, умение извлекать информацию из текста и использовать ее при решении различных задач.
Проанализировав результаты работ ВПР и комплексных работ прошлых лет, я сделала вывод, что у ребят возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию представленную в явном и неявном виде. На сегодняшний день актуально и значимо повышение функциональной читательской грамотности школьников. В педагогической практике множество различных методов и технологий.
Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества.
Функционально грамотный человек способен свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком является читательская грамотность. Грамотное чтение подразумевает под собой следующие умения:
- умение понимать тексты
- размышлять над содержанием
- излагать мысли о прочитанном
- умение понимать различные формы представления информации
- применять информацию из текста в изменённой ситуации;
-критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
Это - самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний
Каждый учитель должен понимать, что:
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мере усиления потребностей человека участвовать в экономической, политической, культурной сферах жизни общества функциональная грамотность гражданина становится ценной не только для человека, но и для общества. Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды. Сегодня и российские, и западные специалисты признают необходимость нового содержательного наполнения понятия «функциональная грамотность», пересмотра ее компонентов.
На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.
Выпускник начальной школы должен обладать:
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Каково состояние решение проблемы формирования функциональной грамотности у младших школьников на сегодняшний день? Анализ результатов ВПР в 4 классах и результатов участия российских школьников в международных исследованиях выявил основные недостатки в достижении младших школьников:
недостаточно владеют смысловым чтением
не справляются с задачами на интерпретацию информации
затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения
не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Главная причина такого положения кроется в том, что задания на уроке по-прежнему в основном носят репродуктивный характер. Недостаточное внимание педагоги уделяют построению поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроке, формированию у них навыков самостоятельной организации своей деятельности.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебной деятельности;
используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе следует уделяют большое внимание.

02-01-2025

Гала Егор Викторович

 студент группы 10903522, ИПФ, БНТУ

Аннотация
В статье рассматриваются современные инновационные подходы в педагогике, направленные на повышение мотивации и эффективности учебного процесса. Особое внимание уделяется технологиям активного обучения, интерактивным методам, а также цифровым инструментам, которые способствуют вовлечению учащихся и улучшению результатов обучения. Приводятся практические рекомендации для педагогов, основанные на исследовательских данных и примерах из практики.
Введение
Современная педагогика сталкивается с вызовами, связанными с изменением образовательных потребностей и ожиданий учащихся. Традиционные методы обучения зачастую не способны обеспечить высокий уровень мотивации и вовлеченности. В условиях стремительного развития технологий и информационного общества возникает необходимость пересмотра подходов к организации учебного процесса. Цель данной статьи — исследовать инновационные методы и технологии, которые способны повысить эффективность и мотивацию обучения.
1. Инновационные подходы в педагогике
1.1. Активное обучение
Активное обучение предполагает использование методов, которые стимулируют активное участие учащихся в процессе. Среди наиболее популярных техник можно выделить мозговые штурмы, дебаты, проектные работы и ролевые игры. Эти подходы развивают навыки критического мышления, командной работы и самостоятельного принятия решений.
1.2. Интерактивные методы
Интерактивные методы включают использование технологий и средств, способствующих взаимодействию учащихся между собой и с преподавателем. Например, использование интерактивных досок, онлайн-платформ для совместной работы (Google Workspace, Microsoft Teams) и образовательных игр позволяет создавать более динамичную и увлекательную образовательную среду.
1.3. Цифровые инструменты
Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс открывает новые горизонты для преподавателей. Использование таких платформ, как Kahoot, Quizlet и другие, способствует интерактивности обучения и позволяет адаптировать содержание к индивидуальным потребностям каждого учащегося. Также важно отметить растущую роль искусственного интеллекта в персонализации образовательного процесса.
2. Мотивация учащихся: ключевые аспекты
2.1. Внутренняя и внешняя мотивация
Для достижения устойчивых результатов необходимо учитывать как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию учащихся. Внутренняя мотивация основывается на интересе и удовольствии от процесса обучения, в то время как внешняя связана с системой вознаграждений (оценки, похвала, социальное признание).
2.2. Значение обратной связи
Обратная связь играет важную роль в поддержании мотивации. Регулярное предоставление конструктивной обратной связи помогает учащимся осознавать свои успехи и корректировать ошибки. Цифровые инструменты, такие как Learning Management Systems (LMS), позволяют автоматизировать процесс обратной связи и сделать его более оперативным.
3. Практические рекомендации для педагогов
• Внедряйте элементы геймификации: создание игровых ситуаций и соревнований может значительно повысить интерес к обучению.
• Используйте проектные задания: проекты позволяют учащимся применять знания на практике и развивать навыки самостоятельной работы.
• Применяйте смешанное обучение: сочетание онлайн- и офлайн-методов обеспечивает гибкость образовательного процесса.
• Постоянно анализируйте результаты: использование аналитических инструментов для оценки прогресса учащихся поможет выявить наиболее эффективные методы.
Заключение
Инновационные подходы в педагогике представляют собой мощный инструмент для повышения мотивации и эффективности обучения. Их успешное применение требует от педагогов готовности к адаптации и постоянному обучению. Однако внедрение этих методов способствует созданию более гибкой и персонализированной образовательной среды, что особенно важно в условиях современных вызовов.
Литература
1. Виготский Л. С. Психология развития. — М.: Издательство Педагогика, 1984.
2. Иванова А. А. Интерактивные методы в образовании: практика применения. — СПб.: Просвещение, 2019.
3. Смит Дж. Цифровая педагогика: новое измерение. — Лондон: Routledge, 2020.
4. OECD. Education at a Glance 2023. — Paris: OECD Publishing, 2023.

10-01-2025

Тюкалова Анастасия Валерьевна 

 учитель, "Труд (технология)

Чердачная кукла набирает всё большую популярность. Эта игрушка имеет разные названия: интерьерная кукла, стилизованная, кофейная, арома - кукла. Она предназначена для украшения интерьера кухни, спальни, гостиной.

07-11-2024

Медведева Наталья Борисовна 

 Музыкальный руководитель

ВЕДУЩАЯ. Осень! Славная пора! Любит осень детвора: Сливы, груши, виноград – Все поспело для ребят. И арбуз, увидев важный, Оживится детвора – И радушно скажет каждый…ДЕТИ. Здравствуй, осени пора!1 РЕБЕНОК. Журавли на юг летят. Здравствуй, здравствуй, Осень! Приходи на праздник к нам, Очень, очень просим.2 РЕБЕНОК. Здесь мы праздник радостный Весело встречаем, Приходи, мы ждем тебя, Осень золотая. Песня «ЛИСТОЧКИ». Дети садятся на места. ВЕДУЩАЯ. Ребята, посмотрите, как красиво в нашем осеннем лесу! Как много здесь разноцветных листочков! Если деревья меняют наряд: Золотом листья на ветках горят. Осень приходит, а, может, лиса Рыжим хвостом поджигает леса. В зал входит Лисица-почтальон с большой сумкой через плечо, в которой лежат письма. ЛИСА. Здравствуйте, ребятки! Приветствую вас в осеннем лесу. Посмотрите, какой он красивый, яркий, нарядный. Я – лиса необычная, я – лесной почтальон. Я принесла для вас много-много писем от Осени. Достает письмо с изображением осенних листьев, показывает его детям и читает: Праздник осенью в лесу – И светло, и весело. Вот какие украшенья Осень здесь развесила. «ТАНЕЦ С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ». Дети поднимают, лежащие на полу листья и танцуют с ними. ЛИСА. Как вы весело плясали! Просто молодцы! А под листочками, смотрите, Спрятались грибы. Расставляют на полу грибы. РЕБЕНОК. Я пойду поутру, В травяных низинках Сыроежек наберу Полную корзинку. Аттракцион «СОБЕРИ ГРИБЫ»Лисица-почтальон достает второе письмо с изображением дождика и читает его. ЛИСА. Дождь осенний льет и льет, Погулять нам не дает. Песня о дождике. РЕБЕНОК. Нам совсем не страшно Бегать под дождем. Если дождик сильный, Зонтики возьмем. Игра «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК».ВЕДУЩАЯ. Когда светит солнышко, Можно погулять: Хлопать, топать весело, В садике играть. Под веселую музыку дети гуляют. Если туча хмурится И грозит дождем – Спрячемся под зонтиком, Дождик переждем. Звучит фонограмма дождя. Дети убегают под зонт. Лисица-почтальон достает третье письмо с изображением музыкальных инструментов. ЛИСА. Я пришла на праздник к вам Петь и веселится. Я хочу со всеми здесь Крепко подружиться. «ВЫСТУПЛЕНИЕ ШУМОВОГО ОРКЕСТРА»Лисица-почтальон достает четвертое письмо, на котором нарисована корзина с овощами и фруктами. ЛИСА. Собирают осенью урожай плодов. Много людям радости после всех трудов. Осень мы встречаем Богатым урожаем. Хоровод «ОГОРОДНАЯ – ХОРОВОДНАЯ».Лисица-почтальон достает пятое письмо с изображением театрального занавеса и сцены. ЛИСА. А теперь мы все попросим Сказку рассказать про осень. __________________________________ Инсценировка сказки «ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ». ВЕДУЩАЯ. Дождь осенний моросит. Вижу, зайка к нам спешит. По полянке скачет Зайчик. ЗАЙЧИК. Холодает с каждым днем, Очень зябко под дождем. Апчхи! Весь дрожу я, весь промок, Как осиновый листок. Мне бы норку, да посуше – Там согрел бы лапки, уши. Апчхи! Входит Кукла Катя с зонтиком. ВЕДУЩАЯ. Тут раскрылся очень кстати Зонт в руках у куклы Кати.КУКЛА КАТЯ. Залезай под зонт, малыш! Согреешь лапки – убежишь. Зайчик прячется под зонтом. Появляется Лиса. ЛИСА. Зонтик ваш такой чудесный, Нам втроем не будет тесно.КУКЛА КАТЯ. К нам, лисичка, поспеши, Хвост пушистый посуши. Лиса встает под зонтик. К ним подходит Медведь. МЕДВЕДЬ. Добрый день вам!ВСЕ. Здравствуй, Мишка!МЕДВЕДЬ. Угощаю всех вас шишкой.ВСЕ. Спасибо!МЕДВЕДЬ. Можно мне под зонтик влезть, Нос и уши обогреть? Ползет под зонт, расталкивая зверей.ЛИСА. Ой-ой-ой! Очень уж велик твой рост! Ты помнешь мой пышный хвост.КУКЛА КАТЯ. Хватит места под зонтом! Нам не тесно вчетвером! Подлетает Воробей. ВЕДУЩАЯ. Тут воробышек летит, Еле слышно говорит.ВОРОБЕЙ. Я под дождиком летал, Всюду зернышки искал, Крылышки отяжелели, Я летаю еле-еле.КУКЛА КАТЯ. К нам, воробышек, лети! Хватит места всем пяти.ВСЕ. Здесь, под Катиным зонтом, Дружно дождик переждем. Дождик закончился. КАТЯ. Вот и дождик перестал.ЗАЙЧИК. Ну, тогда я поскакал. Убегает.ЛИСА. До свиданья! Мне пора, Там, в лесу моя нора. Уходит.МЕДВЕДЬ. Ну, и мне пора в дорогу, Спать пойду в свою берлогу. Уходит.ВОРОБЕЙ. Полетел тогда и я. До свидания, друзья! Улетает.КАТЯ. До свидания, зверята! Побегу и я к ребятам. Из осеннего лесочка Принесу я вам грибочков. Катя дарит детям большой бутафорский гриб с конфетами. Дети благодарят Катю. Она уходит. ЛИСА. Ну, и мне пора идти. Письма надо разнести. Телеграмма есть для мишки И посылочка для мышки. Много дела у меня. До свиданья, ребятня! Уходит. Праздник заканчивается.
ЛИСИЦА- ПОЧТАЛЬОН.
Осенний праздник -развлечение для средних групп.
Зал представляет собой осенний лес; на полу лежат желтые, оранжевые и красные листья. Под музыку дети заходят в зал и строят полукруг.
ВЕДУЩАЯ. Осень! Славная пора!
Любит осень детвора:
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора –
И радушно скажет каждый…
ДЕТИ. Здравствуй, осени пора!
1 РЕБЕНОК. Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, Осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.
2 РЕБЕНОК. Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая.
Песня ЛИСТОЧКИ. Дети садятся на места.
ВЕДУЩАЯ. Ребята, посмотрите, как красиво в нашем осеннем лесу! Как много здесь разноцветных листочков!
Если деревья меняют наряд:
Золотом листья на ветках горят.
Осень приходит, а, может, лиса
Рыжим хвостом поджигает леса.
В зал входит Лисица-почтальон с большой сумкой через плечо, в которой лежат письма.
ЛИСА. Здравствуйте, ребятки! Приветствую вас в осеннем лесу. Посмотрите, какой он красивый, яркий, нарядный. Я – лиса необычная, я – лесной почтальон. Я принесла для вас много-много писем от Осени. Достает письмо с изображением осенних листьев, показывает его детям и читает: Праздник осенью в лесу –
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
ТАНЕЦ С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ. Дети поднимают, лежащие на полу листья и танцуют с ними.
ЛИСА. Как вы весело плясали!
Просто молодцы!
А под листочками, смотрите,
Спрятались грибы. Расставляют на полу грибы.
РЕБЕНОК. Я пойду поутру,
В травяных низинках
Сыроежек наберу
Полную корзинку.
Аттракцион СОБЕРИ ГРИБЫ
Лисица-почтальон достает второе письмо с изображением дождика и читает его.
ЛИСА. Дождь осенний льет и льет,
Погулять нам не дает.
Песня о дождике.
РЕБЕНОК. Нам совсем не страшно
Бегать под дождем.
Если дождик сильный,
Зонтики возьмем.
Игра СОЛНЫШКО И ДОЖДИК.
ВЕДУЩАЯ. Когда светит солнышко,
Можно погулять:
Хлопать, топать весело,
В садике играть. Под веселую музыку дети гуляют.
Если туча хмурится
И грозит дождем –
Спрячемся под зонтиком,
Дождик переждем. Звучит фонограмма дождя. Дети убегают под зонт.
Лисица-почтальон достает третье письмо с изображением музыкальных инструментов.
ЛИСА. Я пришла на праздник к вам
Петь и веселится.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ШУМОВОГО ОРКЕСТРА
Лисица-почтальон достает четвертое письмо, на котором нарисована корзина с овощами и фруктами.
ЛИСА. Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Осень мы встречаем
Богатым урожаем.
Хоровод ОГОРОДНАЯ – ХОРОВОДНАЯ.
Лисица-почтальон достает пятое письмо с изображением театрального занавеса и сцены.
ЛИСА. А теперь мы все попросим
Сказку рассказать про осень.
__________________________________
Инсценировка сказки ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ.
ВЕДУЩАЯ. Дождь осенний моросит.
Вижу, зайка к нам спешит.
По полянке скачет Зайчик.
ЗАЙЧИК. Холодает с каждым днем,
Очень зябко под дождем.
Апчхи!
Весь дрожу я, весь промок,
Как осиновый листок.
Мне бы норку, да посуше –
Там согрел бы лапки, уши.
Апчхи!
Входит Кукла Катя с зонтиком.
ВЕДУЩАЯ. Тут раскрылся очень кстати
Зонт в руках у куклы Кати.
КУКЛА КАТЯ. Залезай под зонт, малыш!
Согреешь лапки – убежишь.
Зайчик прячется под зонтом. Появляется Лиса.
ЛИСА. Зонтик ваш такой чудесный,
Нам втроем не будет тесно.
КУКЛА КАТЯ. К нам, лисичка, поспеши,
Хвост пушистый посуши.
Лиса встает под зонтик. К ним подходит Медведь.
МЕДВЕДЬ. Добрый день вам!
ВСЕ. Здравствуй, Мишка!
МЕДВЕДЬ. Угощаю всех вас шишкой.
ВСЕ. Спасибо!
МЕДВЕДЬ. Можно мне под зонтик влезть,
Нос и уши обогреть? Ползет под зонт, расталкивая зверей.
ЛИСА. Ой-ой-ой!
Очень уж велик твой рост!
Ты помнешь мой пышный хвост.
КУКЛА КАТЯ. Хватит места под зонтом!
Нам не тесно вчетвером!
Подлетает Воробей.
ВЕДУЩАЯ. Тут воробышек летит,
Еле слышно говорит.
ВОРОБЕЙ. Я под дождиком летал,
Всюду зернышки искал,
Крылышки отяжелели,
Я летаю еле-еле.
КУКЛА КАТЯ. К нам, воробышек, лети!
Хватит места всем пяти.
ВСЕ

07-11-2024

Медведева Наталья Борисовна

 

 Музыкальный руководитель

Снеговик в гостях у ребят. Сценарий развлечения для детей средней группы
Этот сценарий может быть интересен музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ
ЦелЬ: Доставить детям радость
Задачи:
- Обучать детей выразительно читать стихи, исполнять танцы
- Обучать играть в коллективные игры
- Развивать ловкость, внимательность
Ход развлечения
Звучит песня о зиме, дети заходят в зал
Ведущий: Наступили холода
В гости к нам пришла зима.
Но не будем мы грустить,
Будем мы снежки лепить.
Поскорей в круг вставайте
И лепить снег начинайте

Танец - игра «Лепим снеговика»
В конце танца появляется Снеговик в руках мешочек


Снеговик:
Привет, девчонки,
Привет, мальчишки!
Здравствуйте, все ребятишки!
Я веселый Снеговик!
И скучать я не привык

Ведущий: Здравствуй, Снеговик! Как ловко мы с ребятами тебя слепили. А что это у тебя в твоем мешочке?

Снеговик: А в мешочке у меня загадки. Отгадать их сумеете?

Дети отвечают

Снеговик: Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны... (снежки)

Снеговик достает из мешка снежки, показывает детям

Ведущий: А давай поиграем со снежками

Снеговик: Играть я очень люблю

Игра «Переложи снежки»
Две команды детей, возле каждой команды стоит корзинка со снежками. И напротив каждой команды стоит пустая корзинка. Дети каждой команды должны по одному перенести снежки в пустые корзинки

Снеговик: А теперь слушайте еще одну загадку
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …(Снежинки)

Снеговик достает из мешка снежинки из бумаги

Ведущий: А давай поиграем со снежинками

Игра «Удержи снежинку»
Дети встают в две команды. Каждому ребенку из команды необходимо пронести снежинку на ладошке не уронив ее.

Снеговик: А теперь слушайте мою следующую загадку
Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще – белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю. (Мороженое)

Снеговик достает из мешка мороженое (муляж)

Ведущий: А давай узнаем у наших детей. Любят ли они кушать мороженое?

Дети отвечают

Дети:
1. Любят Оля с Ванечкой
"Эскимо" на палочке.
Радость шоколадная -
Вся внутри прохладная!

2. Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!

3. Это сливочное чудо,
В вафельном стаканчике,
Обожают: дяди, тёти,
Девочки и мальчики!...

3. Крем-брюле и эскимо
Любят дети все давно,
Ванильное, клубничное,
С орехами, черничное -
Снежное пирожное,
Что это? Мороженое

4. Спасаясь летом от жары,
Едим мороженое мы!
Оно бывает разное:
И желтое и красное.
В стаканчике, в брикете,
На палочке, в пакете,
Со вкусом клюквы и ванили.
Про шоколадное забыли?

Снеговик: Я тоже люблю кушать мороженое, но больше всего я люблю танцевать.

Ведущий: А вставай в круг вместе с нами, ребята научат тебя танцевать

Танец «Девочки и мальчики»

Снеговик: Как хорошо мы потанцевали, а теперь я вас хочу прокатить на новогоднем паровозике

Игра «Новогодний паровозик со Снеговиком»

Снеговик: Хорошо прокатились, а теперь у меня для вас одна загадка
Их кладут на Новый год
В сладкие подарки.
Они вкусные внутри,
А обертки яркие.
Все детки знают сладость эту,
Она зовется как? (конфета)

Снеговик угощает детей конфетами

25-12-2024

Цаплина Ольга Витальевна

 

 Воспитатель

Одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках ФГОС-это формирование исследовательских способностей дошкольника. Чтобы выжить в современном мире, который так динамичен и быстро меняется, современный человек должен постоянно проявлять поисковую, исследовательскую активность. В партнерстве со взрослым осваиваются разнообразные виды деятельности, от которых во многом зависит развитие ребенка дошкольного возраста- это восприятие художественной литературы, продуктивная и игровая деятельность. Но также немало важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, которая является основой в поисковой деятельности детей, в спонтанном экспериментировании ребенка. Особенно в познавательно-исследовательской деятельности у ребенка есть возможность удовлетворить присущую ему любознательность: почему, зачем, как устроен мир. В познавательно-исследовательской деятельности ребенок начинает практиковать причинно-следственную, пространственные и временные связи между предметами или явлениями. Все это позволяет ребенку расширять и упорядочивать свои представления об окружающем его мире, достигать высокого умственного развития. Исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребенка, с помощью ее можно так же решить следующие задачи:
формировать предпосылки поисковой деятельности
с помощью взрослого, а затем самостоятельно, развивать умения определять возможные методы решения проблемы
формировать коммуникативные навыки
развивать умение применять и использовать различные знакомые методы, которые способствую решению поставленной задачи
Познавательно-исследовательская деятельность, бесспорно, является одним из эффективных способов развития потенциала личности ребенка. Существует несколько этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста (с позиции личностного развития):
Первый этап характеризуется проявлением любопытства
Второй этап характеризуется восприятием окружающего мира (резкое увеличение его осмысленности)
Третий этап характеризуется приобретением наглядно-образного мышления и воображения
Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности (используются разные приобретенные способы действия)
Пятый этап характеризуется тем, что основным мотивом действительности становится познавательный, а не практический.
В экспериментировании, без подготовительных этапов в младших группах, невозможно отобразить суть данной деятельности, которая должна приобрести черты и формы в старшем дошкольном возрасте. В каждой группе должны быть «уголки экспериментирования», наполненные различным оборудованием, соответствующим возрасту. Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо вызвать интерес ребенка к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (сюрпризный момент, тайна, ситуация выбора); предложить доступный для возраста материал в соотношении известного и неизвестного; дозировать степень активности взрослого (в младшем дошкольном возрасте-взрослый-непосредственный участник, а в старшем дошкольном возрасте-советчик, ориентир в выборе деятельности), необходимо с вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам дошкольника.
При реализации образовательной программы необходимо развить у ребенка умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы; сформировать исследовательские умения и навыки (наблюдать, проводить эксперименты и опыты), умение делиться своими наблюдениями и выводами; сформировать познавательную, нравственную и социальную сферу личности ребенка; способствовать развитию речи, пополнения словаря и обогащению памяти. Работая системно по данному направлению, можно развить критическое мышление, память, внимание, самостоятельность, познавательные и творческие способности, развить коммуникативные навыки; достичь качественных результатов при выпуске в школу.
Элементарный образ мира и отношение к нему должен быть сформирован у каждого ребенка:
Познавательный- «мир полон тайн и загадок, я хочу узнать и разгадать их»
Бережным- «мир прекрасен и нежен, его нужно охранять, ему нельзя вредить»
Созидательным- «я хочу сохранить и приумножить эту красоту»
Важно помнить, что процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем, это отношение будет определять на что в будущем ребенок направит свои знания и способности: на разрушение или на созидание. И что бы мы ни рассказывали ребенку, чем бы мы ни занимались с ним, этот процесс всегда будет формировать отношение ребенка к миру.

25-12-2024

Цаплина Ольга Витальевна

 

 Воспитатель

Одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках ФГОС-это формирование исследовательских способностей дошкольника. Чтобы выжить в современном мире, который так динамичен и быстро меняется, современный человек должен постоянно проявлять поисковую, исследовательскую активность. В партнерстве со взрослым осваиваются разнообразные виды деятельности, от которых во многом зависит развитие ребенка дошкольного возраста- это восприятие художественной литературы, продуктивная и игровая деятельность. Но также немало важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, которая является основой в поисковой деятельности детей, в спонтанном экспериментировании ребенка. Особенно в познавательно-исследовательской деятельности у ребенка есть возможность удовлетворить присущую ему любознательность: почему, зачем, как устроен мир. В познавательно-исследовательской деятельности ребенок начинает практиковать причинно-следственную, пространственные и временные связи между предметами или явлениями. Все это позволяет ребенку расширять и упорядочивать свои представления об окружающем его мире, достигать высокого умственного развития. Исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребенка, с помощью ее можно так же решить следующие задачи:
формировать предпосылки поисковой деятельности
с помощью взрослого, а затем самостоятельно, развивать умения определять возможные методы решения проблемы
формировать коммуникативные навыки
развивать умение применять и использовать различные знакомые методы, которые способствую решению поставленной задачи
Познавательно-исследовательская деятельность, бесспорно, является одним из эффективных способов развития потенциала личности ребенка. Существует несколько этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста (с позиции личностного развития):
Первый этап характеризуется проявлением любопытства
Второй этап характеризуется восприятием окружающего мира (резкое увеличение его осмысленности)
Третий этап характеризуется приобретением наглядно-образного мышления и воображения
Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности (используются разные приобретенные способы действия)
Пятый этап характеризуется тем, что основным мотивом действительности становится познавательный, а не практический.
В экспериментировании, без подготовительных этапов в младших группах, невозможно отобразить суть данной деятельности, которая должна приобрести черты и формы в старшем дошкольном возрасте. В каждой группе должны быть «уголки экспериментирования», наполненные различным оборудованием, соответствующим возрасту. Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо вызвать интерес ребенка к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (сюрпризный момент, тайна, ситуация выбора); предложить доступный для возраста материал в соотношении известного и неизвестного; дозировать степень активности взрослого (в младшем дошкольном возрасте-взрослый-непосредственный участник, а в старшем дошкольном возрасте-советчик, ориентир в выборе деятельности), необходимо с вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам дошкольника.
При реализации образовательной программы необходимо развить у ребенка умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы; сформировать исследовательские умения и навыки (наблюдать, проводить эксперименты и опыты), умение делиться своими наблюдениями и выводами; сформировать познавательную, нравственную и социальную сферу личности ребенка; способствовать развитию речи, пополнения словаря и обогащению памяти. Работая системно по данному направлению, можно развить критическое мышление, память, внимание, самостоятельность, познавательные и творческие способности, развить коммуникативные навыки; достичь качественных результатов при выпуске в школу.
Элементарный образ мира и отношение к нему должен быть сформирован у каждого ребенка:
Познавательный- «мир полон тайн и загадок, я хочу узнать и разгадать их»
Бережным- «мир прекрасен и нежен, его нужно охранять, ему нельзя вредить»
Созидательным- «я хочу сохранить и приумножить эту красоту»
Важно помнить, что процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем, это отношение будет определять на что в будущем ребенок направит свои знания и способности: на разрушение или на созидание. И что бы мы ни рассказывали ребенку, чем бы мы ни занимались с ним, этот процесс всегда будет формировать отношение ребенка к миру.

08-01-2025

Горшкова Анна Петровна

 

 педагог-психолог ГБОУ Школа №2086

Ребёнок в возрасте 6-7 лет переживает "малый кризис": утрата детской непосредственности, в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого;
В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута;
Происходит разделение внутренней и внешней стороны личности ребенка;

Ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, логика чувств.
В результате кризиса формируется самолюбие как обобщенное отношение к самому себе, самооценка, понимание своей ценности.

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:
беременность и роды протекали с осложнениями;
ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом,
подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально
неустойчив.
Психологическая готовность включает в себя:
Функциональную готовность;
Интеллектуальную готовность;
Волевую готовность;
Мотивационную готовность;
Коммуникативную готовность.

01-11-2023

Cариева Марина Николаевна

 

 Воспитатель МКДОУ №21 "Солнышко" с. Ульновка Минераловодского района Ставропольского края

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования рассматривается как междисциплинарная деятельность специалистов образовательной организации, направленная на оптимальное в соответствии с возможностями включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детей, и поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его обучения и воспитания. В рамках психолого-педагогического сопровождения реализуется соответствующий вариант образовательной программы, рекомендованный ПМПК. [2, с.18]. Вся деятельность специалистов сопровождения направлена на поддержание социально-психологической и образовательной адаптации ребенка с ОВЗ, в том числе и в рамках работы с другими субъектами инклюзивного образования. В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий. Психолого-педагогическое сопровождение относительно молодое направление в образовании, но уже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов).
Отметим, что в рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо, говорить о нескольких основных субъектов инклюзивной практики. Естественно, основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах. Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации специальных условий образования приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети также будут нуждаться в определенном психолого-педагогическом сопровождении, хотя и несколько иного плана. Важно понимать, что дети окружающего нашего включаемого ребенка не являются по отношению к нему однородным «коллективным субъектом». Некоторые из них с различной степенью негативности относятся к ребенку с ОВЗ, другие – нейтральны – он для них как бы не существует. Третьи, возможно, испытывают позитивные чувства и положительное отношение. В этой неоднородной межличностной ситуации предельно важно обеспечить как оценку межличностных отношений в детском коллективе, так и разработать ряд психолого-педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и использовать позитивные отношения для создания не просто толерантной образовательной среды, но эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру комплексного психолого-педагогического сопровождения. Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители и включаемого ребенка, и других детей класса. Совершенно очевидно, что в данном случае родителей нельзя рассматривать как однородный субъект сопровождения для каждой категории родителей должны быть разработаны отдельные технологии оценки и сопровождения специалистами школьного консилиума, в первую очередь, психологом ПМПк. Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении, являются непосредственные участники инклюзивного образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Педагогов следует рассматривать как особых субъектов сопровождения, поскольку они сами непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же время, в силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ. [ 1,с.58 ]
Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе, в соответствии с подходом М.Р. Битяновой (1998) определяется как целостная системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной среде. В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов — логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций, в том числе и ПМПК которая и обеспечивает преемственность между различными вариантами ФГОС с учетом психофизических особенностей ребенка. [2, с.24]. Определение сопровождения теснейшим образом сочетается с пониманием его как текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и, соответственно, поддержанием оптимальной адаптации ребенка в этой среде — с другой. В ситуации, когда в ходе образовательного процесса увеличиваются нагрузки на ребенка (эмоционально-мотивационные воздействия или непосредственно когнитивные), субъектами образовательного процесса явно не планируется желание «перегрузить» ребенка, но способствовать обучению. В отсутствие четких и понятных для специалистов (в первую очередь, педагогов) критериев максимальной и, в то же время, оптимальной нагрузки возникает необходимость контроля состояния ребенка со стороны других субъектов образования (в структуре деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации). Его целью является оптимизация воздействий со стороны образовательной среды и «уравновешивание» этих воздействий с возможностями ребенка.
Сопровождение, в данном случае, должно осуществляться как дозирование образовательных нагрузок (в широком смысле этого понятия) — с одной стороны максимально-оптимальных и достаточных для разностороннего полноценного развития ребенка, с другой — не выходящих за пределы индивидуально допустимых для данного ребенка с целью не допустить его дезадаптации. Таким образом, рассматривая ребенка с ОВЗ как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями адаптации, можно конкретизировать цели и задачи сопровождения как непрерывное поддержание силами всех специалистов – участников образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, внутренними условиями и закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, любых других субъектов образовательной среды. [3, с. 14] Подобная формулировка позволяет подойти к пониманию процесса сопровождения как к регулируемой динамической системе с отрицательной обратной связью.
В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.


Библиографический список
1. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Пособие для учителей, психологов и родителей. Минск, Национальный институт образования, 2005.
2. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. /под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – АРКТИ, 2014.
3. Психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательном учреждении. Методические рекомендации. /Авторы-составители: Э.Н. Абуталипова, С.И, Галяутдинова, М.М. Семаго. /Башкирский институт развития образования. Уфа, 2002.

Поиск