30-04-2025
Бычкова Ольга Валерьевна
учитель информатики и математики
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Общеизвестно, что умения и навыки быстрее усваиваются и дольше сохраняются, если их формирование происходит на сознательной основе. Тренировки без достаточного понимания изучаемого редко приводят к прочным умениям и навыкам. Поэтому формированию навыков учащихся должно предшествовать понимание ими сути изучаемого действия.
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка
Правила и приемы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не только потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками, но и потому, что они ускоряют письменные вычисления, позволяют усовершенствовать их. Наличие у учащихся навыков устного счета влияет на степень отработки у них рациональных и безошибочных вычислительных умений. Например, без навыков устного использования таблиц сложения и умножения невозможно в совершенстве овладеть умениями в выполнении арифметических действий.
Наблюдения на уроках показывают, что учащиеся недостаточно уверенно владеют вычислительными стратегиями (сочетанием устных, письменных и инструментальных вычислений), пренебрегают промежуточным контролем и проверкой правдоподобия результата, испытывают трудности в переводе числовой информации из одной формы в другую, редко используют преобразования числовых выражений (свойства арифметических действий, основное свойство дроби и пр.). Ошибки в расчетах сбивают с пути, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмысление хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с вычислениями.
Все это говорит о том, как важно в процессе обучения математике в 5 – 6- х классах формировать у учащихся, а в 7 – 9-х классах развивать:
• опыт и сноровку в простых вычислениях наряду с отработкой навыков письменных и инструментальных вычислений;
• умение выбрать наиболее подходящий способ получения результата;
• умение пользоваться приемами проверки и интерпретации ответа;
• умение предвидеть возможности использования математических знаний для рационализации вычислений.
Большое количество учащихся не владеют данными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
- низкий уровень мыслительной деятельности;
- отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
- неразвитое внимание и память учащихся;
-недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
- отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в период обучения.
Для решения данных проблем я использую следующие приемы, направленные на преодоление причин возникновения ошибок:
1) игры, игровые моменты и занимательные задачи
2) тесты «Проверь себя сам»
3) математические диктанты
5) творческие задания и конкурсы
6) различные приемы устных вычислений.
Вычислительным навыкам, как и любым другим, необходимо учить. Качество вычислительных умений и навыков определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного алгоритма и от понимания принципа его использования.