Опубликованные материалы

Статья «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения»

27-05-2025

Кукушкина Ирина Владимировна

учитель начальных классов, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная школа №4 имени Ю.А.Гагарина» городского округа город Фролово Волгоградская область.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Современную ситуацию в системе образования можно охарактеризовать как постоянно меняющуюся сферу, требующую от педагогов инновационных прорывов. Благодаря внедрению ФГОС II поколения происходит коренное изменение образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности, ее жизненную и профессиональную самореализацию, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас – педагогов – все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но НЕ ХОЧЕТ. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. Это и обусловило актуальность выбранной мной темы «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения английскому языку и технологии».
Представленный педагогический опыт призван показать целесообразность применения нестандартных форм при обучении иностранному языку и технологии, а также эффективность данной технологии в воспитании успешного ученика. Поэтому считаю, что использование различных приемов и методов даст возможность повысить качество изучения иностранных языков и его доступность для каждого учащегося в формате компетентностной практики. Этим и определяется новизна педагогического опыта.
2. Условия возникновения проблемы, становление опыта.
Будучи преподавателем английского языка, я каждый год сталкиваюсь с проблемой деления учащихся школьных классов на группы. Традиционно хорошо успевающие ученики, вернее их родители, отдают предпочтение английскому языку, считая его более престижным, другая группа- из слабоуспевающих ребят или же ребят из малообеспеченных семей, где вопросам образования ребенка уделяется недостаточно внимания. Отсюда наблюдается отсутствие интереса у учащихся к процессу обучения в целом, нежелание развития и проявления активности на уроках. Кроме этого, обостряют сложившуюся обстановку противоречия сегодняшней реальности, связанные:
 с устаревшим содержанием учебного материала в учебных пособиях и современными требованиями к изучению английского языка;
 с высоким темпом изучения учебной программы и низким уровнем сформированности учебных действий у учащихся;
 с реализацией коммуникативного принципа обучения и низким уровнем развития речи на родном языке.
Все это приводит к потере интереса к предмету у учащихся, языковому барьеру, страху потерпеть неудачу, нет чувства достижения успеха. Отсюда и вытекает актуальная проблема, связанная с повышением мотивации и вовлеченности всех учащихся в процесс изучения предмета.
3. Цель и задачи педагогической деятельности.
Цель педагогической деятельности – повышение качества обучения на уроках технологии и английского языка на основе коуч-технологии.
Для решения поставленной цели были выдвинуты ряд задач:
1. Обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.
2. Создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учащихся при обучении английскому языку и технологии на основе коуч-технологий.
3. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка.
4. Диссеминация собственного педагогического опыта по достижению более высоких показателей качества знаний по предмету.
4. Технология реализации ведущей педагогической идеи.
Для эффективного решения проблемы, связанной с повышением мотивации к изучению английского языка и технологии, я обратилась к популярному и новому на сегодняшний день направлению в сфере образования – технологии коучинга. Она основана на принципах партнерства, вдохновляет на раскрытие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления, ответственности за достигнутые результаты. Все это способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, согласно стандартам второго поколения.
Основная философия инновационного подхода заключается в:
• обучении не на ошибках, а на успехе
• фокусе не на проблему, а на решение и результат
• педагог – это не задание и контроль, а вызов и поддержка.
Что касается форм организации учебной деятельности, то мною применяются:
- групповое обучение с использованием дифференцированного или фронтального подходов;
- интерактивная работа в малых группах, реализующая стратегию «Обучение сверстниками», когда учащиеся сами становятся ведущими тренинговых групп для сверстников или более младших школьников.
Если говорить о содержании любого курса, то в каждом модуле обязательно переплетаются теоретическое обучение (лекции, экскурсия, мультимедийные энциклопедии) с практикумом (творческий проект, презентация работы). Построению практических заданий уделяется особое внимание.
Возможность выполнения предложенных заданий несколько раз в зависимости от сложности позволяет учащимся проанализировать и откорректировать допущенные ошибки. Для упрощения работы с материалом курса разрабатываются методические рекомендации и форумы для обсуждения, где учащиеся могут поделиться своими идеями, пообщаться с другими участниками образовательного процесса, помочь друг другу.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:
• в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
• эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
• при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
• при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

Поиск